Главная страница

пс и пед худ творчества. Психология и педагогика художественного


Скачать 2.25 Mb.
НазваниеПсихология и педагогика художественного
Анкорпс и пед худ творчества.doc
Дата15.01.2018
Размер2.25 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлапс и пед худ творчества.doc
ТипКнига
#14009
страница18 из 35
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   35
· придумывание вариантов окончаний анекдотов и

басен.

__#___' ___ #________

1. Назовите основные свойства мышления.

2. Чем научное мышление отличается от художе_

ственного?

3. Какие существуют виды мышления и как они про_

являются?

4. Приведите примеры интуитивного мышления в

художественном творчестве.

/_______

1. Библер В.С. Мышление как творчество. М., 1975.

2. Махмутов М.И. Организация проблемного обуче_

ния в школе: Книга для учителей. М., 1977.

3. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для

развития мышления учащихся // Вопросы психо_

логии. 1990. № 6.

4. Заика Е.В., Лантушко Г.Н. Игры для формирова_

ния раскрепощенности в познавательной сфере

школьников // Вопросы психологии. 1997. № 4.

5. Интуиция, логика, творчество: Сб. статей. / Отв.

Ред. М.И.Панов, М., 1987.

6. Лук А.Н. Мышление и творчество. М., 1976.

7. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в обучении.

М., 1972.

8. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический

справочник для учителя. М., 1991.

__ ___-_______

Воображение — психический процесс, заключаю_

щийся в создании новых образов и представлений на

основе их элементов, полученных ранее в предшест_

вующем опыте человека. Его деятельность протекает в

области целеполагания и отыскания средств для до_

стижения поставленной цели. В основе деятельности

целеполагания лежит противоречие между реальной

действительностью и тем, что могло бы быть в пред_

ставлениях человека в идеале. Всякий раз, когда нас

В области вербального, т. е. литературного, творче_

ства задания на развитие творческого мышления мо_

гут быть такими:

– сделать 10–20 метафорических сравнений эмоцио_

нальных состояний через слова «как», «как будто»,

«сродни». Пример: «Моя печаль как камень на гру_

ди», «Мой праведный гнев сродни священному огню»;

– описать словами содержание художественных кар_

тин и музыкальных произведений, используя язык

метафор и ассоциаций;

– делать словесные портреты своих друзей и знако_

мых;

– сравнить различные по стилю художественные

произведения и найти в них отличительные при_

знаки. Например, различия между стилем компо_

зиторов венской классической школы (Моцарт,

Гайдн, Бетховен) и стилем композиторов_романти_

ков (Чайковский, Брамс);

– найти выражение аналогичных художественных

образов в картинах художников разных стилисти_

ческих направлений. Например, у импрессионис_

тов и реалистов;

– придумывать свои названия к рассказам извест_

ных писателей. Здесь хорошо подходят рассказы

Чехова, Шукшина, Паустовского;

– игра двух команд на тему «Потому что». В ее основе

придумывание последствий событий. Например:

«Мальчик Витя не пошел вчера в школу. Он не

пошел, потому что у него были соревнования. А со_

ревнования происходили, потому что проводился

отбор юных спортсменов на спартакиаду города.

А отбор поводился, потому что было очень много же_

лающих принимать участие и т. д.»

– «Загадочные вопросы и ответы». — Если звезды

зажигают, значит, это кому_нибудь нужно?

Варианты ответов:

· это нужно мореплавателям, чтобы они смогли най_

ти дорогу домой. Или:

· это нужно перелетным птицам, которые летят в

теплые края. — А если бы ты бы перелетной пти_

цей, то куда бы ты полетел? — Я полетел бы туда,

где ароматы роз разговаривают с пением райских

птичек… и т. д.;

$____ __ __________ #________)_'_ #__0___'___

, _

(__) **_ _________ ______________ ________

, _

руя для этого трупы. Так он смог досконально изучить

строение тела — его мышцы, кости, связки. Впослед_

ствии благодаря отточенному восприятию, памяти и во_

ображению он мог точно воссоздавать как в живопи_

си, так и в скульптуре бесконечное разнообразие мус_

кульных движений, придавая своим творениям редкое

совершенство.

Известно также, что Айвазовский рисовал свои

замечательные морские пейзажи, ловя ускользающее

движение водных стихий при помощи остротой наблю_

дательности, памяти и воссоздающего воображения.

С процессами мышления воображение объединя_

ет его аналитико_синтетический характер. Аналитиче_

ская деятельность в воображении представлена в срав_

нении, сопоставлении, нахождении общих признаков

новых образов с прежними. Благодаря осмыслению

образов воображения и переводу их в конкретные сло_

ва и понятия у человека появляется возможность

абстрактного мышления. Благодаря этому образы во_

ображения приобретают возможность отражать наи_

более существенные признаки предмета. Появляется

возможность строить гипотезы, прогнозы и различные

модели предвидения в форме как логических понятий,

так и наглядно_образных представлений.

Каждый из этих психических процессов вносит

нечто свое, для того чтобы создать новый образ, а за_

тем и новый продукт действительности.

Сильное воображение способно максимально ис_

пользовать все возможности других познавательных

психических процессов и представлять будущий ре_

зультат во всех мельчайших подробностях.

Слабое способно к созданию образа только в са_

мых общих чертах без наметки промежуточных этапов

в достижении цели.

Предшественники многих технологических дос_

тижений нашего времени сначала были представле_

ны в фантастических образах народных сказок. Ков_

ры_самолеты, летающие по воздуху, волшебные зер_

кала, при помощи которых можно наблюдать то, что

происходит на большом расстоянии, — все это в наше

время воплотилось в виде воздушных авиалайнеров,

телевизоров и многих других достижений науки и

техники.

не устраивает та действительность, которая нас окру_

жает, мы начинаем думать о другой, и тогда включает_

ся в работу деятельность воображения1.

Прежде чем приступить к созданию своего худо_

жественного произведения, почти каждый художник

какое_то время вынашивает его в своей голове, т. е. в

представлении образов воображения. Об этом прекрас_

но сказал Карл Маркс: «Паук совершает операции, на_

поминающие операции ткача, пчела постройкой своих

восковых ячеек посрамляет некоторых людей_архитек_

торов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей

пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем

строить ячейку из воска, он уже построил ее в голове.

В конце процесса труда получается результат. Кото_

рый уже в начале этого процесса имелся в представ_

лении человека, т. е. идеально. Человек не только из_

меняет форму того, что дано природой; в том, что дано

природой. Он осуществляет вместе с тем и свою со_

знательную цель»2.

Воображение является высшим этапом в развитии

всех высших психических познавательных функций.

В нем для решения практической задачи собираются

воедино ощущения и восприятия, мышление и память,

эмоции и воля. Все эти психические познавательные и

волевые процессы, при всей их важности, — только

фундамент и основа для хорошей работы воображения.

Поэтому в процессах как художественного, так и науч_

ного творчества именно воображение играет первосте_

пенную роль.

С восприятием воображение роднит его образность

и наглядность в зрительных и слуховых ощущениях;

целостность, благодаря чему образы воображения пред_

ставляют собой устойчивое системное образование,

имеющее внутреннюю структуру. С памятью вообра_

жение роднит опора на прошлый опыт, наличие ассо_

циативных связей. Чем богаче опыт прошлых воспри_

ятий, тем более развернуто может быть представлена

деятельность воображения.

В молодости, в годы ученичества, Микеланджело

изучал анатомию в монастыре Сан Спирито, препари_

1 Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе:

Книга для учителей. М., 1977. С. 92–102.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 189.

$____ __ __________ #________)_'_ #__0___'___

, _

(__) **_ _________ ______________ ________

, _

ся в процессе целенаправленного наблюдения, память—

в процессе многосторонней тренировки по запоминанию

текстов, мышление — в ходе постановки и решения за_

дач, то воображение развивается в процессе рассмотре_

ния объекта с разных точек зрения, благодаря чему его

образ находится в постоянном движении и развитии.

Образы воображения обладают большой мотиви_

рующей силой. Специфическая разновидность вообра_

жения — мечта, в которой выражаются самые завет_

ные желания и надежды человека, вызывая яркие

переживания, побуждая его к напряженному и настой_

чивому труду для достижения поставленных целей.

По характеру содержания образов воображения его

разделяют на понятийное и художественнее, которым

соответствуют научное и художественное познание.

В науке процесс познания представляет собой

восхождение от чувственно_конкретного представле_

ния, данного в конкретном образе, к абстрактно_логи_

ческому содержанию, выраженному в понятиях, зна_

ковых моделях и иных формах научного мышления.

Художественное познание, беря за основу явление

конкретной жизни, создает образы, которые своими

формами, интонациями, красками воздействует на эмо_

циональную сферу личности, пробуждая соответству_

ющую мысль.

Средствами для построения образов как в научном,

так и в художественном творчестве являются такие

приемы, как агглютинация, акцентирование, типизация.

В агглютинации проявляется способность вообра_

жения отражать жизнь в неожиданных и непривыч_

ных сочетаниях и связях. Широко известны персона_

жи мифов и детских сказок, полученные при помощи

такого приема. Это образы русалки, Змея Горыныча,

сфинкса, кентавра. В приеме агглютинации находит

широкое применение использование закономерностей

комбинирования имеющихся в опыте элементов ста_

рого опыта в новом образе. Этот прием в творчестве

можно найти во взаимодействии различных музыкаль_

ных культур и рождении новых традиций. Так, напри_

мер, рождение джаза было обусловлено синтезом двух

музыкальных культур — африканской и европейской.

В приеме акцентирования художником преднаме_

ренно заостряются некоторые характерные черты об_

Воображение осуществляет связь настоящего и

будущего. Старый опыт в виде приемов и способов

деятельности, которые не привели к желаемым резуль_

татам, анализируется, переосмысливается и соотносит_

ся с будущими результатами. В образах воображения

отдельные элементы прошлых знаний и представлений

комбинируются в новые образы, ведущие за собой

изменения как в трудовой деятельности, так и в ей

результатах.

Чем отчетливее мы представляем конечную цель и

результат, т. е. чем лучше развито наше воображение,

тем лучше будет и сам результат. Плохой результат, как

правило, есть следствие плохо развитого воображения

и неумения четко строить нужную деятельность во

внутреннем плане.

С точки зрения физиологии деятельность вообра_

жения представляет собой образование новых сочета_

ний из тех временных связей, которые ранее были

сформированы в коре головного мозга. Если в процес_

сах памяти происходит возобновление связей в той же

последовательности, которая была усвоена ранее, то в

процессах воображения образовавшиеся в течение

жизни связи в процессе анализа сначала распадаются

на отдельные элементы, а затем соединяются, синте_

зируются в новые структуры. Возникновение новых

систем нейронных связей благоприятно протекает при

напряжении какой_либо потребности и при сильных

эмоциональных переживаниях.

Несмотря на то что деятельность воображения

протекает только в психическом плане, оно может зна_

чительно влиять на чисто органические процессы.

Хорошо известны факты, когда под влиянием образно_

го внушения тренированные в этом отношении люди

могут повышать или понижать температуру своего

тела, ускорять или замедлять ритмы сердечных сокра_

щений. Так, когда первый космонавт Юрий Гагарин

готовился к полету в космос, то для того, чтобы выне_

сти высокую температуру в барокамере, он представ_

лял себя на Северном полюсе среди полярных медве_

дей. А когда температура бывала низкой, он представ_

лял себя в жаркой пустыне Средней Азии.

Как и любой другой психический процесс, вообра_

жение поддается развитию. Если восприятие развивает_

$____ __ __________ #________)_'_ #__0___'___

, !

(__) **_ _________ ______________ ________

,

чинается воображаться тем, чем она на самом деле не

является. Так, палка может превратиться в лошадь, а

стул — в автомобиль. Таким образом формируется

психологическая структура игрового действия. Для него

характерно наличие противоречия — ребенок опери_

рует реальными предметами и производит реальные

действия, но придает им значение, которое оторвано

от этих вещей и действий. Смысл игры состоит в том,

чтобы, воспроизведя определенные действия взрослых,

беря на себя их роли, ребенок таким образом получил

возможность косвенно войти в систему социальных

отношений. Реализация этого смысла игры невозмож_

на без работы воображения, без своеобразного абстра_

гирования от наличной ситуации.

Чем богаче и разнообразнее будут представлены в

игровых действиях детей различные стороны жизни

взрослых и их отношения, тем ярче проявятся действия

с предметами во внутреннем плане. С развитием игры

внешние игровые действия с предметами видоизменя_

ются, сокращаются и обобщаются. Для играющего

ребенка опора на внешние материальные предметы в

виде игрушек имеет все меньшее значение. Игровые

действия все больше перемещаются в область вообра_

жения. На этом этапе своего развития ребенок начи_

нает рисовать. Сначала это каракули, за которыми

стоит определенное содержание, известное только

самому ребенку. На последующих этапах развития

рисунка ребенок является активным участником той

жизни, которую рисует.

Особенно интенсивно воображение начинает раз_

виваться, когда возникает словесное обозначение иг_

рового замысла. В этом случае игровые действия могут

полностью совершаться во внутреннем плане, в дея_

тельности воображения. Именно с этого момента на_

чинается активное приобщение ребенка к миру худо_

жественных образов, восприятие которых невозможно

без понимания их условности.

М. Чехов своим студийцам для развития воображе_

ния рекомендовал следующие упражнения.

«Возьмите образ, рассмотрите его в деталях и за_

тем заставьте его превратиться в другой: молодой че_

ловек постепенно превращается в старого и наоборот;

молодой побег развивается в большое ветвистое дере_

раза. В изобразительном искусстве при помощи этого

приема создаются шаржи и карикатуры. В музыкаль_

ном творчестве этот прием используется в буффонад_

ной музыке Шостаковича «Болт», музыке к спектаклю

«Клоп», у Прокофьева — в опере «Любовь к трем

апельсинам», у Щедрина в кантате «Бюрократиада».

Приемы типизации находят свое отражение в сти_

левых направлениях различных видов искусства раз_

ных эпох. Музыка и прикладное искусство эпохи Ба_

рокко и Классицизма, Романтизма и Импрессионизма

несут на себе четкий отпечаток использования выра_

зительных средств и форм, которые невозможно спу_

тать друг с другом. Так, Чайковский, подражая венским

классикам, создал свой знаменитый дивертисмент в

опере «Пиковая дама», используя для этого типичные

мелодические и гармонические обороты, характерные

для музыки XVIII в. То же самое сделал С. Прокофьев

в своей «Классической симфонии».

Можно представить себе типические костюмы и

интерьеры, характерные для каждого стиля истори_

ческой эпохи. Во всем этом проявляется работа вооб_

ражения.

:______ ___-_______

Классическим трудом по развитию воображения

в отечественной психологии считается работа

Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детс_

ком возрасте». Эта небольшая работа, написанная

Л.С. Выготским в тридцатые годы прошлого столетия,

на многие годы, определила направления, пути и

методы развития детского художественного творче_

ства в нашей стране. Не потеряла актуальности эта

работа и в наши дни.

Важнейшим источником развития воображения в

детском возрасте Л.С. Выготский считал игру. По его

справедливому замечанию, ее важнейшей особенно_

стью является то, что ребенок создает воображаемую

«мнимую ситуацию», которая включает в себя опреде_

ленные правила, например, дети, играя в «дочки_мате_

ри», ведут себя по правилам матери и ребенка. Но уже

в игровом действии детей 5–6 лет происходит отделе_

ние слова от вещи, мыслимого от видимого. Вещь на_

$____ __ __________ #________)_'_ #__0___'___

,!"

(__) **_ _________ ______________ ________

,!+

C#________ __ _______ ___-_______

1. Рассматривание движущихся облаков. Нахожде_

ние в их очертаниях образов животных, людей,

фантастических существ — добрых и злых, весе_

лых и грустных, придумывание им имен и на_

званий.

2. Рассмотрение клякс. Каплю краски или чернил

капнуть на лист бумаги, сложить его пополам, раз_

вернуть. Искать образы в получившейся кляксе.

3. На что это похоже. Берется любой предмет, на_

пример, очки. Надо найти предметы или символы,

их напоминающие, — велосипед, свадебные коль_

ца, туалет.

4. Как будто. Поиск метафор и сравнений. «Его лицо

светилось так, как будто… (он стал чемпионом,

поступил в вуз, он съел сто улыбок и т. д.)

5. Определи понятие. Что такое — труд, ответствен

ность, радость, отчаяние... Ответ лучше давать в

метафорах и афоризмах, например, труд — это

усилия для поддержания жизни, или средство для

нахождения смысла жизни, или — удел великих

энтузиастов и т. д.

6. Соединение несоединимого. Придумывание не_

обыкновенных, но удобных вещей. Например, пред_

метов, которые одновременно можно было бы ис_

пользовать как очки и авторучку, зонтик и под_

зорную трубу, ручку и фонарик.

7. Три в одном. Берутся три слова из разных сфер

жизни и объединяются в одном предложении. На_

пример, «крокодил, колбаса, насос». Фраза может

звучать примерно так: «Если через насос хорошо

накачать крокодила, он станет похож на колбасу».

Можно это же задание выполнить в виде вопро_

са — может ли крокодил принять насос за колба_

су? Если да, то при каких условиях?

8. Парадоксальные вопрос и ответ. «Правда ли то,

что если съесть много мороженого, то в животе по_

явится северное сияние?» — «Это неправда, пото_

му что северное сияние может быть только в гла_

зах белых медведей».

9. Необычнее последствия обычных происшествий.

Я купил на рынке раков и принес их домой. И ког_

во; зимний пейзаж превращается в весенний, летний,

осенний и снова зимний и т. п. То же с фантастиче_

скими превращениями: заколдованный замок посте_

пенно превращается в бедную избу и наоборот; стару_

ха_нищенка превращается в красавицу ведьму; волк —

в царевича; лягушка — в принцессу и т. п. Продолжай_

те это упражнение с образами, находящимися в дви_

жении: рыцарский турнир, пламя лесного пожара, воз_

бужденная толпа, бал; фабрика, железнодорожная стан_

ция и т. д.1

Работая с предлагаемыми обстоятельствами, Чехов

и Станиславский рекомендовали своим студийцам для

«подталкивания» воображения задавать вопросы созда_

ваемому образу — как бы он действовал в тех или иных

ситуациях, что бы он подумал и что пережил. Большин_

ство существующих приемов развития воображения

отталкивается именно от этих рекомендаций, потому

что в современной психологии поиск ответов на соб_

ственные вопросы является определяющим показате_

лем творческого развития личности.

Работа воображения протекает в мысленном пла_

не, или, как говорят психологи во внутреннем плане

действия (ВПД). Но степень его развитости проявляет_

ся в продуктах художественной деятельности, которые

можно увидеть, услышать и прочитать. Такими продук_

тами могут явиться:

– литературные тексты в стихах и в прозе;

– рисунки в цвете и в графике;

– композиции и натюрморты из различных предме_

тов и цветов;

– мелодия, гармония и ритм;

– интонации речи;

– поза, мимика и жест;

– хореографическая композиция;

– скульптурная композиция;

– форма и цвет в декоративно_прикладном искусстве.

Каждый вид работы художественного воображе_

ния требует для своего внешнего выражения своего

вида искусства, который в свою очередь требует сво_

их собственных специфических приемов и методов

развития.

1 Чехов М. Путь актера. М., 2003. С. 354–355.

$____ __ __________ #________)_'_ #__0___'___

,!_

(__) **_ _________ ______________ ________

,!,

да я развернул сверток, в котором они были, я вдруг

увидел, что (как )…

10. Соединение далеких звеньев. «Утром каркали во_

роны…» — «Сорвалась защита диссертации». Ут_

ром каркали вороны, которые гоняли по двору

бездомную кошку. Кошка с испугу с шумом не_

ожиданно впрыгнула в окно первого этажа, где

жила пожилая женщина. Она так испугалась, что

ей стало плохо, и ее сын вместо защиты диссер_

тации повез ее в больницу».

11. На кого он похож. Водящий выходит, и в группе

загадывается образ одного из членов группы. Во_

дящий возвращается и спрашивает, на кого похож

тот, кого ему надо отгадать ( на какое время года,

на какое блюдо, на какой предмет меблировки, на

какой цветок и т. д.).

12. Причина. Надо найти одну общую причину, которая

подходит к обоим следствиям. «В город приехало очень

много машин» — «Все молодые девушки находятся в

сильном волнении». Причина — в городе проходит

кинофестиваль, конкурс красоты, или прибыла на

гастроли популярная рок_группа.

Другие упражнения и творческие задания на раз_

витие воображения представлены в главе, посвящен_

ной развитию творческих навыков в конкретных видах

искусства. Много хороших упражнений на развитие

воображения находится в книге С.В. Гиппиуса и рабо_

тах харьковского психолога Е.В. Заики.

__#___' ___ #________

1. Чем отличается воображение от других психиче_

ских процессов?

2. В чем заключается сходство воображения с други_

ми психическими познавательными процессами?

3. В чем состоит значение воображения для развития

личности и творчества?

4. Какие основные приемы воображения вы исполь_

зуете в своей собственной работе?

/_______

1. Гиппиус С.В. Психологический тренинг. Гимнастика

чувств. Секреты развития психики. СПб.; М., 2003.

2. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для

развития мышления учащихся // Вопросы психо_

логии. 1990. № 6.

3. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображе_

ния // Вопросы психологии. 1993. № 2.

4. Заика Е.В. Игры для развития внутреннего плана

действий школьников // Вопросы психологии. 1994.

№ 5.

5. Заика Е.В., Лантушко Г.Н. Игры для формирова_

ния раскрепощенности в познавательной сфере

школьников // Вопросы психологии. 1997. № 4.

6. Чехов М. Путь актера. М., 2003.

7. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Гла_

ва 8.

,!_

$____ _ _________ ______________ ________ _ ________

,!_ 1 См. приложение 3.

жа на отдельно взятые кислород, водород. Ассоциации

при этом могут быть очень далекими.

Например, свое знаменитое «Болеро» М. Равель

написал, находясь под впечатлением после посещения

металлургического завода, где он наблюдал процесс

разливки стали. Композитор Вебер знаменитую сцену

«Литье пуль» из оперы «Волшебный стрелок» создал

под впечатлением ночного пейзажа, виденного им

«…около каскада Герольдзау в тот час, когда луна сво_

ими лучами серебрит бассейн, в котором клокочет

падающая в него вода».

Следующая за этим первым толчком замысла ра_

бота воображения прослеживает динамику развития

идеи в определенных обстоятельствах жизни и кон_

кретизирует ее:

– в композиции и в облике персонажей, если мы

имеем дело с живописью;

– в словах и поступках персонажей, если мы имеем

дело с литературой и драматическим искусством;

– в мелодии и гармонии, если мы имеем дело с му_

зыкой.

Усиленная работа воображения на этом этапе

является главным условием творческого процесса. Его

успешная работа основана на предельной концентра_

ции внимания. Художник ничего не должен упустить

при воплощении образа, ни одна деталь, ни одна крас_

ка, ни одна интонация, ни одна фраза не остаются без

пристального к ним внимания.

По ходу создания художественного произведения

художнику все время приходится иметь в своем со_

знании идеальный результат, постоянно сравнивать,

насколько создаваемое им творение соответствует ху_

дожественному идеалу и, если надо, вносить в него

необходимые корректирующие поправки. Особое зна_

чение приобретают такие профессиональные черты

личности, как самокритичность и трудолюбие, терпе_

ние и настойчивость. Эти качества проявляются в со_

здании и переборе огромного количества вариантов

набросков текста, зарисовок, рифм и метафор.

Чувство целостности и законченности созданного

художественного образа, его эстетическое воздей_

ствие проверяются затем на ближайших друзьях и на

публике.

_"____ 5

______________ ____!____ _!___6!___ _7

__________-_7___/_ )!___-8

"_ _________ _____

7_______ __________ _ _______ #__0____ ______________

________

Сильные переживания, которые являются толч_

ком для творчества, возникают чаще всего в ответ на

внешние события благодаря особой впечатлительнос_

ти нервно_психической организации художника. Та_

ким событием может оказаться и случайно услышан_

ная фраза, и природный пейзаж, и общественный

запрос на отражение крупного общественно_полити_

ческого события.

С одной стороны, любознательность проявляется в

широком интересе не только к искусству, к его различ_

ным жанрам и видам, но и к философии, истории,

литературе.

С другой стороны, любознательность проявляется в

стремлении к получению острых жизненных впечатлений

и ощущений. Для этого многие художники пускаются в

опасные путешествия, отправляются на места военных

событий, становятся участниками авантюрных предпри_

ятий и приключений. Так было с Толстым и Стендалем,

Чеховым и Верещагиным, Паустовским и Хемингуэем.

Созданная психологами шкала по поиску ощущений вы_

являет эту важную черту творческой личности1.

Одной из интересных особенностей рождения идей

является то, что они возникают при столкновении друг

с другом и появляется новая творческая идея, не похо_

жая на те, что были в исходных элементах. Это похоже

на то, как два химических элемента, например кисло_

род и водород, соединяясь друг с другом, рождают

третье химическое вещество — воду, которая не похо_

$____ _ _________ ______________ ________ _ ________

,!_

(__) **_ _________ ______________ ________

,!_ 1 Чайковский П. Письма к близким. М., 1955. С. 285–286.

ханизмы эмпатии и идентификации, которые эти мыс_

ленные ролевые перемещения допускают.

В качестве примера приведем опыт П. И. Чайков_

ского. В письме к своему брату Модесту от 27 мая 1878 г.

П. Чайковский пишет: «Вечером вчера сыграл чуть ли

не всего “Евгения Онегина”. Автор был и единствен_

ным слушателем. Совестно признаться, но так и быть,

тебе по секрету скажу. Слушатель до слез восхищался

музыкой и наговорил автору тысячу любезностей»1.

Таким образом, трехсубъектность художественного

творчества заставляет каждого из его субъектов — ав_

тора, исполнителя, созерцателя — через механизмы эм_

патии и идентификации поочередно находиться и в роли

творца, и в роли исполнителя, и в роли созерцателя.

Если такого включения не происходит, то мы имеем дело

не с художественным творчеством, а с чем_то иным.

Скорее всего это будет некий аналог позитивистского,

рассудочно_аналитического подхода, в котором, возмож_

но, будет присутствовать мысль, но не будет чувства.

В том случае художественное произведение не будет

волновать его творца, исполнитель останется холодным,

а созерцатель — безучастным к увиденному и услышан_

ному. Никакого эстетического воздействия при этом

создаваться и наблюдаться не будет.

_________ _______

Автор в переводе с латинского означает виновник,

учредитель, основатель, податель мнения, производя

щий. В искусстве им считается человек, создающий

художественное произведение. В древних цивилизаци_

ях и в народном творчестве, т. е. в фольклоре, автор_

ство художественных произведений часто было ано_

нимным, за исключением работ выдающихся поэтов и

скульпторов в античное время. Начиная с эпохи Воз_

рождения авторство художника стало закрепляться и

охраняться правовыми нормами.

Процесс создания, воспроизведения и восприятия

художественного произведения в любом виде искусст_

ва имеет свои определенные закономерности, которые

невозможно игнорировать ни одному мастеру. Основ_

Таким образом, мы можем сделать следующие

выводы относительно этапов творческого процесса.

1. Возникновение сильного переживания и желание

его воплотить в материальной форме, т. е., в зву_

ках, красках и словах.

2. Возникновение на основе переживаний идеи и

замысла произведения.

3. Работа восприятия, мышления и памяти по кон_

кретизации идеи через наброски, эскизы, вариан_

ты будущего произведения.

4. Воплощение образов воображения при помощи

технического мастерства — создание текста, на_

писание картины, сонаты или повести.

5. Сличение полученного результата с первоначаль_

ным замыслом.

6. Коррекция полученного результата в соответствии

с замыслом.

8_____-D_____) #__0____ ______________ ________

Как мы установили в первой главе, художественное

познание мира в отличии от научного основано на психо_

логических механизмах эмпатии и идентификации, свя_

занных с чувствами, переживаниями и представлении

себя на месте другого человека, явления или предмета.

Исходя из коммуникативной природы искусства, мы

можем заключить, что все в художественном творчестве

построено на своеобразном диалоге друг с другом сле_

дующих трех субъектов творчества — автора, исполни_

теля и созерцателя. Это значит, что какой бы вид худо_

жественной деятельности мы ни взяли, везде эти три

субъекта и воображаемые процессы их общения друг с

другом с необходимостью будут присутствовать.

Каждый из субъектов творческого процесса, будь то

автор, исполнитель или созерцатель, должен уметь одно_

временно выступать и в двух других ипостасях. Автор

при создании своего произведения должен уметь быть

его исполнителем и созерцателем, исполнитель должен

уметь стать не только автором, но также персонажем и

созерцателем того, что он исполняет, а созерцатель дол_

жен быть одновременно и соавтором, и соисполнителем

всего того, что он воспринимает. Во всех случаях с необ_

ходимостью будут присутствовать психологические ме_

$____ _ _________ ______________ ________ _ ________

,!!

(__) **_ _________ ______________ ________

,! 1 Вильсон Г. «Психология артистической деятельности» М.,

2001, С. 75_82.

_#_____'_ __' _ _5__'

Для того чтобы его произведение вызывало отклик

у созерцателей и волновало их чувства, автор избирает

темы и сюжеты, которые близки не только ему, но

почитателям его таланта. Этих тем и сюжетов, в общем,

немного. Английский психолог Гленн Вильсон в книге

«Психология артистической деятельности» приводит

следующие темы наиболее популярных сюжетов, ко_

торые автор данной книги дополнил и расширил за счет

собственных наблюдений:
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   35


написать администратору сайта