пс и пед худ творчества. Психология и педагогика художественного
Скачать 2.25 Mb.
|
· структуру вашего собственного Я; · состояние гармонии; · безмятежного покоя; · состояние здоровья; · состояние боевого воодушевления. 4. В абстрактном рисунке выразить свое мироощу_ щение с помощью кругов, квадратов, крестов и лома_ ных линий. /_______ 1. Багдасаров Р.В. Эллинский завет... // Наука и ре_ лигия. 2001. № 1. 2. Вишневская В.М. Резьба и роспись мастеров по дереву Карелии. Петрозаводск, 1981. 3. Генон Р. Символы священной науки. М., 1997. 4. Голам А. Миф и символ. М., 1993. 5. Диагностика в арт_терапии. Метод «МАНДАЛА». СПб., 2002. 6. Изобразительные мотивы в русской народной вы_ шивке. Музей народного искусства. М., 1990. 7. Миловский А.С. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами. М., 1994. 8. Мудрость древних и тайные общества. Смоленск, 1995. 9. Похлебкин В.В. Словарь международной символи_ ки и эмблематики. М., 1994. 10. Рубцов Н.Н. Символ в искусстве и жизни. М., 1991. 11. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994. $____ !_ :______ ______________ ___________ _!" (__) **_ _________ ______________ ________ _!+ ставляют героя поставить цель, которую необходимо до_ стичь для восстановления душевного спокойствия. 3. Испытания и страдания. Движение героя к цели всегда связано с преодолением разного рода трудностей, проблем и препятствий, которые создают конфликт, ситуацию борьбы и преодоления. Герой сначала терпит неудачи и поражения, он испытывает разочарования, которые заставляют его набираться опыта, ума и сил, и в конце концов он научается быть победителем. Все это происходит, как правило, вдали от родного дома. 4. Кульминация и переломная точка сюжета. В ре_ зультате накопленного жизненного опыта и добытых знаний в сознании героя происходит переоценка цен_ ностей. Это может подтолкнуть некое событие, кото_ рое меняет мировоззрение героя, и он больше не мо_ жет жить по_старому. 5. Развязка. Герой вступает в решающее сражение, где его, как правило, ждет блистательный успех и три_ умф. Он возвращается в родные места победителем и становится почитаемым человеком. Но может случить_ ся и трагедия, в которой главный герой гибнет, и тогда его дело продолжают последователи. Классические сказки Г. Андерсена и Братьев Гримм, короткие рассказы ОГенри, А. Чехова, В. Шукшина могут служить примером для первоначального сочинительства. <________ ______ Создание сказок — один из сильнейших способов пробуждения фантазии ребенка и развития его лично_ сти. Здесь неоценимую помощь могут оказать книга итальянского писателя Джанни Родари «Грамматика фантазии» и работы нашего отечественного филолога Владимира Яковлевича Проппа. В.Я. Пропп в результате обобщения огромного количества фольклорных источников выявил следую_ щую последовательность развития событий в легендах, мифах и сказках. 1) отлучка кого_либо из членов семьи; 2) запрет, обращенный к герою; 3) нарушение запрета; 4) выведывание; 5) выдача; 5. Сочинение считалок, поговорок и пословиц. 6. Три друга. Взять три произвольных предмета, например карандаш, ластик и клей. Одушевить их и написать сказку или рассказ об их приключениях, соблюдая при этом правила структурной композиции. 7. Конкурс врунов и лжецов. Придумать небывалые истории наподобие рассказов барона Мюнхаузена. На один из таких конкурсов в американском городе Берлинг_ тоне в свое время первый приз получил некий Джон Мэгрин, сочинивший следующий рассказ: «В мой погреб забралась крыса, причинявшая мне огромные убытки. Чтобы поймать ее, я сделал маленькую виселицу, на ко_ торую повесил термометр. Под ним я положил кусочек хорошего сыра. Вдруг появилась крыса и стала лакомить_ ся сыром. Тогда я закричал так душераздирающе, что у крысы мороз продрал по шкуре. От этого холода ртуть упала, пробила стекло и проломила крысе голову». 8. Окончи басню. Басня зачитывается до окончания основного текста, до того места, где должен следовать моральный вывод. Участники группы должны сделать свой моральный вывод — юмористический, нравоучи_ тельный и философский. B______ __#______ ________ За долгую историю развития литературного жан_ ра в нем сложились структура многих форм, которые необходимо учитывать при сочинении. В фабуле пове_ ствования чаще всего присутствуют следующие со_ ставляющие. 1. Главный герой, который выглядит так, что чита_ тель или зритель и слушатель могут себя с ним как_то соотнести и идентифицировать. 2. Обстоятельства, побуждающие героя действо вать и изменить прежний образ жизни. Обстоятельства возникают вследствие того, что либо он сам развивается, либо происходят изменения в окружающем его мире. Поэтому с героем обязательно происходят разного рода события. Часто в качестве таких обстоятельств могут выступить встреча, неожиданное известие, сильное моральное или любовное чувство, появление злодея, ко_ торый преследует свои корыстные цели и мечтает пожи_ виться за счет героя. Изменившиеся обстоятельства за_ $____ !_ :______ ______________ ___________ _!_ (__) **_ _________ ______________ ________ _!, 2. Салат из сказок. Персонажи из одной сказки на_ чинают жить и действовать в другой сказке. Например, Колобок приходит в гости к Дюймовочке или Оловянный солдатик приходит на помощь к Красной Шапочке. 3. Изменение характеристик персонажей. Так, волк из популярного детского мультфильма «Ну, пого_ ди!» становится глупым и неповоротливым, а заяц — умным и сообразительным. 4. Перевирание сказки. Это как бы сказка наобо_ рот. Три поросенка становятся смелыми, и все их бо_ ятся, в первую очередь — сам злой волк. Известный исследователь проблем творческого реше_ ния изобретательских задач Г.С. Альтшуллер разработал алгоритм способов нахождения новых решений. Одним из главных приемов в них является изменение парамет_ ров пространства и времени. Многие приемы с успехом можно применять и в области художественного творче_ ства. Объект, действие или какой_либо факт может быть при помощи волшебной силы изменен в сторону: — увеличения–уменьшения — твердости–мягкости — динамичности–статичности — ускорения–замедления — дробления–объединения — тяжести–легкости Могут с успехом использоваться и традиционные приемы работы воображения — агглютинация, гипер_ болизация, типизация. B______ ________ _____ Мы приведем общие правила стихосложения наи_ более простых поэтических форм, которые могут дать толчок для развития поэтического таланта. Основой любого стиха являются метро_ритм и рифма. Метро_ритм укладывается в размер стиха, ко_ торый чаще всего бывает двух_ или трехсложным. Самые простые из двухсложных размеров — хо рей и ямб. В хорее ударение делается на первый слог: Буря мглою небо кроет… В ямбе ударение делается на втором слоге: Мой дядя самых честных правил... 6) подвох; 7) невольное пособничество; 8) вредительство (или недостача); 9) посредничество; 10) начинающееся противодействие; 11) герой покидает дом; 12) даритель испытывает героя; 13) герой реагирует на действия будущего дарителя; 14) получение волшебного средства; 15) герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков; 16) герой и антагонист вступают в борьбу; 17) героя метят; 18) антагонист побежден; 19) беда или недостача ликвидируется; 20) возвращение героя; 21) герой подвергается преследованиям; 22) герой спасается от преследования; 23) герой неузнанным прибывает домой или в дру_ гую страну; 24) ложный герой предъявляет необоснованные при_ тязания; 25) герою предлагается трудная задача; 26) задача решается; 27) героя узнают; 28) ложный герой или антагонист изобличается; 29) герою дается новый облик; 30) враг наказывается; 31) герой вступает в брак1. Дж. Родари в упомянутой книге предлагает много интересных приемов, при помощи которых можно придумать интересные сказки. Ниже приводятся не_ которые из них. 1. Бином фантазии. Берутся два отдаленных друг от друга предмета и между ними выстраиваются сцен_ ка и взаимодействие, приводящие к неожиданным по_ следствиям и результатам. Например, мяч и мороже_ ное, школа и море. При этом предметы оживают и при_ обретают способность говорить. 1 См. В.Я. Пропп. Морфология сказки. М., 1969. Его же. В.Я. Пропп. Трансформации волшебных сказок. Сб. Фольклор и действительность. М., 1976. Его же. Исторические корни волшеб_ ной сказки. Л., 1946. $____ !_ :______ ______________ ___________ _!_ (__) **_ _________ ______________ ________ _!_ Четырехслоговые пеоны создают особую плав_ ность и напевность речи и настраивают на лиричес_ кий лад. :_.__ Рифмой называют повтор гласных и согласных звуков, которые помогают связывать двух и более строк. Рифмы делят на мужские — с ударением на последнем слоге, женские — с ударением на предпоследнем сло_ ге и дактилические — с ударением на слоге третьем от конца. Мужская рифма: В думы мрачны погружен Наблюдал он игры волн. Женская — c ударением на предпоследнем слоге: Не остывшая от зною, Ночь июльская блистала… И над тусклою землею Небо , полное грозою, Все в зарницах трепетало… Дактилическая — с ударением на третьем от кон_ ца строки слоге: С музыкой дивной подружимся, В танце задорном закружимся. Рифмы бывают точные и неточные. Точные — это те, которые совпадают по своим фонемам, имеющим схо_ жие звуки, например, при чередовании глухих и звонких согласных : П_Б, Т_Д, К_Г, С_З, Ш_Ж, Ф_В. Точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки, входя_ щие в созвучные окончания строк, в основном совпада_ ют. Точность рифмы увеличивается и от созвучия соглас_ ных звуков, непосредственно предшествующих послед_ ним ударным гласным в рифмующихся строках. Главной единицей стиха считается строфа, в кото_ рой рифмы располагаются особым образом. Самым простым видом строф являются двустишия, которые бывают строфические и нестрофические. Строфические двустишия лаконичны, выражают законченную мысль и отделяются пробелами от других. В трехсложных размерах имеются следующие ритмы: Дактиль — Ударение через каждые три слога: Жил_был у бабушки серенький козлик. Амфибрахий — с ударением на каждом втором слоге из трех: Как ныне сбирается вещий Олег… Анапест — с ударением на третьем слоге: Что так жадно глядишь на дорогу? * * * Пеоны — так называются четырехсложные разме_ ры, в которых один слог ударный, а три остальных — безударные. Вот пример первого пеона: Край ты мой, родимый край, Конский бег на воле, В небе крик орлиных стай, Волчий голос в поле. Гой ты, родина моя! Гой ты, бор дремучий! Свист полночный соловья, Ветер, степь да тучи! (Толстой А.К. 1856 г.) Пример второго пеона, в котором первый слог безударный, а второй — ударный: За дальней, за околицей Я слышу чудный звон… Пример третьего пеона, в котором первые два слога безударные, третий ударный и четвертый безу_ дарный: Ах, зачем, моя подружка, Ты покинула меня… Пример четвертого пеона, в котором первые три слога безударные, а четвертый — ударный: Когда фонарики качаются ночные И все прохожие торопятся домой. $____ !_ :______ ______________ ___________ _!_ (__) **_ _________ ______________ ________ _!_ одинаковая для обоих четверостиший. Порядок чере_ дования рифм в трехстишиях может быть различен — рифма может быть как перекрестная, так и смежная. О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно — Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно. В бездонном небе легким белым краем Встает, сияет облако: давно Слежу за ним… Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано. Окно открыто. Пискнула и села На подоконник птичка. И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг. День вечереет, небо опустело. Гул молотилки слышен на гумне… Я вижу, слышу. Счастлив. Все во мне. (Бунин И. Вечер. 1909 год) Английский сонет имеет те же четырнадцать строк, которые делятся на три четверостишия и одно двустишие. Увы, мой стих не блещет новизной, Разнообразьем перемен нежданных. Не поискать ли мне тропы иной, Приемов новых, сочетаний странных? Я повторяю прежнее опять, В одежде старой появляюсь снова, И кажется, по имени назвать Меня в стихах любое может слово. Все это от того, что вновь и вновь Решаю я одну задачу: Я о тебе пишу, моя любовь, И то же сердце, те же силы трачу. Все то же солнце ходит надо мной, Но и оно не блещет новизной. (Шекспир В. Сонет № 76, перевод С. Маршака) Когда легковерен и молод я был, Младую гречанку я страстно любил. Гляжу как безумный на черную шаль, И хладную душу терзает печаль. Нестрофические двустишия не образуют отдель_ ную строфу. Они создаются смежными рифмами, ко_ торые могут располагаться по принципу смежности, по принципу кольца и перекрестно. В строфе со смежной рифмовкой первая строка рифмуется со второй, третья — с четвертой. Схема рифмовки — аабб: К ним пришел советник тайный И принес им столик чайный… Будут час баклуши бить И чаек душистый пить. В строфе с перекрестной рифмой первая строка рифмуется с третьей, вторая — с четвертой. Схема рифм — абаб. Лазурь небесная смеется, Ночной омытая грозой, И между гор росисто вьется Долина светлой полосой. В строфе с кольцевой рифмой первая строка риф_ муется с четвертой, вторая с третьей. Схема рифм — абба: О Север, север_чародей, Иль я тобою околдован? Иль в самом деле я прикован К гранитной полосе твоей? <___ Эта структура строф весьма распространена в любовной лирике. Сонеты бывают итальянские и анг_ лийские. В итальянском сонете четырнадцать строк, кото_ рые разделены на два четверостишия и два заключи_ тельных трехстишия. В четверостишиях применяется или перекрестная, или кольцевая рифмовка, причем $____ !_ :______ ______________ ___________ _!! (__) **_ _________ ______________ ________ _! Ужель в глубине пруда Таятся горы? Хокку (хайку) — жанр японской поэзии. Представ_ ляет собой нерифмованное трехстишие, генетически восходящее к танка; состоит из 17 слогов (5+7+5). Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения. Большинство хокку, как и танка, лиричны и посвящены природе и скрытой печалью от одиноче_ ства и быстротечности жизни. Автором самых знаме_ нитых хокку был поэт Мацуо Басе, живший в 17 веке. Весна уходит. Плачут птицы. Глаза у рыб Полны слезами. * * * В чашечке цветка Дремлет шмель. Не тронь его, Воробейдружок! В семьях образованных японцев наряду с играми в шахматы и в шашки го, созерцанием горы Фудзиямы и цветущей на ней розовым цветом вишни сакуры весьма распространенным способом проведения досуга было сочинение своеобразных венков хокку, когда после прочтения хозяином первого трехстишия гость подхва_ тывал последнюю строчку и сочинял свое продолжение. Например, из ответа сочинения на группе встреч: Музыки звуки. Это играет рояль. Мне уже тридцать. Мне уже тридцать, Ничего не достиг. Как мир суров. Как мир суров, Дел всех не перечесть. А когда же жить? 8_________ _______ 1. Сочинять рассказы и сказки, используя принципы композиции, открытые В. Проппом. * * * |