пс и пед худ творчества. Психология и педагогика художественного
Скачать 2.25 Mb.
|
Обработка результатов Цель обработки результатов — получение индекса эмпатийности (или эмпатических тенденций) испытуемого. Чтобы получить индекс эмпатийности, нужно под_ считать количество ответов, совпадающих со следую_ щим ключом: Да 1, 5, 7, 9; 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31 Нет 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33 Таким образом, индекс эмпатийности (Иэ) являет_ ся суммой совпадений ответов по вопросам_утвержде_ ниям, предполагающим ответ «да», и по вопросам_ утверждениям, предполагающим ответ «нет», Для определения уровня эмпатических тенденций предлагается таблица интерпретации индекса Иэ с учетом возрастай пола респондента. Анализ результатов Эмоциональная отзывчивость на переживания дру_ гих, называемая в психологии эмпатией, относится к высшим нравственным чувствам и очень важно для прогресса художника, артиста, музыканта. Эмпатия в форме сочувствия или сопереживания (независимо от того, чему — радости или печали) связана с умением человека «проникать» в мир чувств других людей. В раз_ нообразных жизненных ситуациях эмоциональный от_ клик зависит от адекватности восприятия переживаний людей и эмоций животных, а также от представления о вызвавших их причинах. Такая отзывчивость становит_ ся побудительной силой, направленной на оказание по_ мощи. _#+$___(!"________4____.__5___ +__ K&_+____ _#_.____ __)____ P_+7__ CC:BE_ BD:AG_ AF:AH_ __$*7___ CC:BI_ BH:BB_ BA:AB_ _ /_______ ___ /_______ ___ 52. Голицын Г.А., Георгиев М.Н., Петров В.М. Показатели межполушарной асимметрии творческого процесса в изобразительном искусстве // Вопросы психологии. 1988. № 6. 53. Гофман И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фор_ тепианной игре. М., 1961. 54. Гройсман А.Л. Личность. Творчество. Регуляция состоя_ ний. Руководство по театральной и паратеатральной пси_ хологии. М., 1998. С. 129–130. 55. Давыдова М.А. Биографический очерк. В.А.Моцарт его жизнь и музыкальная деятельность. Биографическая се_ рия. Библиотека А. Павленкова. Челябинск, 1998. 56. Диагностика в арт_терапии. Метод «МАНДАЛА». СПб., 2002. 57. Дидро Д. Парадокс об актере. М., 1922. 58. Дога Е. Моя жизнь полна чудес. Интервью с Т. Сергее_ вой // 7 дней. № 19. 9–15 мая. 59. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1999. (Серия «Мастера психологии».) 60. Егоров Б.Е. Прогностические рисуночные методики в изучении бессознательного и особенности психотера_ пии пограничных нервно_психических расстройств. М., 1995. 61. Ершов П.М. Технология актерского искусства. М.: Горбу_ нок. 1992. 62. Житинкин А. Плейбой московской сцены. М., 2003. 63. Житомирский Д. Роберт Шуман. М., 1964. 64. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М., 1978. С. 45. 65. Зильберман И.А., Гамаюнов Б.П. Психотерапевтический театр как продолжение психотренинговой группы при ле_ чении неврозов у детей // Вестник гипнологии и психоте_ рапии. СПб, 1992. № 2. 66. Зинченко В.П. Развитие зрения в контексте перспектив общего духовного развития человека // Вопр. психол. 1988. № 6. 67. Зинченко В. П., Величковский В. М., Вучетич Г. Г. Функцио_ нальная структура зрительной памяти. М.: Изд_во МГУ, 1980. 68. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки. М., 2001. 69. Иванов В.В. Бессознательное, функциональная асиммет_ рия, язык и творчество. В кн. «Бессознательное: природа, функции, методы исследования». Т. IV. Тбилиси, 1985. 70. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1959. 71. Илиади А. Природа художественного таланта. М., 1964. 24. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 25. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л., 1965. 26. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995. 27. Боккаччо, Бомарше, Беранже, Байрон, Бальзак. Биогра_ фические повествования. Челябинск., 1998. 28. Большой психологический словарь. Под ред. Б.Г. Мещеря_ кова и А.П. Зинченко. СПб., 2003. С.140. 29. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1977. 30. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. 31. Булгаков М. Избранные произведения. М., 1966. С. 538–540. 32. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989. 33. Бутенко Э. Имитационная теория сценического перевоп_ лощения. М., 2004. 34. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд_во МГУ, 1984. 35. Ватсон М.В. Фридрих Шиллер. Его жизнь и литературная деятельность. Биографический очерк. Биографическая серия А. Павлюченкова. Челябинск, 1998. 36. Вахтангов Е. Записки. Письма. Статьи. М., 1939. 37. Вахтангов Е. Записки. Письма. Статьи. М., 1939. 38. Вильсон Г. Психология артистической деятельности: Та_ ланты и поклонники. М., 2001. 39. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. 40. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965. 41. Выдающиеся пианисты_педагоги о фортепианном искус_ стве. М., 1966. 42. Гегель Г.В.Ф. Собр. соч. М., 1958. Т. 1. С. 290. 43. Гейне Г. Собр. соч.: В 10 т. М.; Л., 1956–1959.Т. 8. С. 58 44. Герчук Ю.Я. Язык и смысл изобразительного искусства. М., 1994. 45. Гете И.В. Статьи и мысли об искусстве. М., 1936. С. 336 46. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мыш_ ления. М.: Прогресс, 1969. 47. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств.СПб., 2001. 48. Гиппиус С.В. Психологический тренинг: Гимнастика чувств. Изд_е 2_е, перераб. и доп. М., 2003. 49. Глинка С.Н. Записки. М., 1953. С. 109. 50. Гоголь Н.В. Собр. соч., Т. 8. М.; Л., 1940–1952. С. 477. 51. Голицын Г.А., Данилова О.Н., Каменский В.С., Петров В.М. Факторы межполушарной асимметрии в творческом про_ цессе (опыт количественного анализа) // Вопросы психо_ логии. 1988. № 5. /_______ __! /_______ __ 99. Манн Т. Собр. соч. В 10 т. М., 1961. 100. Манн Т. Собр. соч. В 10 т. М., 1961. 101. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 102. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений, М., 1956. 103. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. 104. Мастера искусств об искусстве. М., 1939. Т. III. 105.Матейко Я. Условия творческого труда. М., 1976. 106.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в обучении. М., 1972. 107.Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. 108. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добро вольская Т.А. Арт_педагогика и арт_терапия в специальном образовании: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. М.: Академия. 2001. 109. МеликПашаев А.А. Мир художника. М., 2000. 110. МеликПашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творче_ ству. М.: Педагогика, 1987. 111. МеликПашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству // Вопросы психологии. 1998. № 1. 112. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработ_ ка подхода к изучению одаренности // Вопросы психоло_ гии. 1994. № 5. 113. Мопассан Г. Полн. собр. соч.: В 12 т. Т. 8. 114. Морриконе Э. Музыку к фильму «Однажды в Америке» я писал натощак // Семь дней. 8–14 августа. № 32. 2005. 115.Музыкальная эстетика Средневековья и Возрождения. М., 1966. С. 37. 116. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Независимая фирма «Класс», 1994. 117. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. 5_е Изд_е. М., 1987. 118. Нейгауз Г.Г. Размышления. Воспоминания. Дневники. Из_ бранные статьи. Письма к родителям. М., 1983. 119.Никитин В.Ю. Модерн_джаз танец. История. Методика. Практика. М.: Издат_во ГИТИС, 2000. 120. Новлянская З.Н., МеликПашаев А.А. Психологические принципы эстетического развития детей и проблема эсте_ тического воспитания // Вопросы психологии. 1979. № 3. 121. Обухов Я.Л. Символдрама. Кататимно_имагинативная пси_ хотерапия для детей и подростков. М., 1997. 122. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М.: 1984. 123. Панпурин В.А. Внутренний мир личности и искусство. Екатеринбург, 1970. 124. Пекелис В. Твои возможности, человек. М., 1984. 72. Каган М. С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М., 1974. 73. Как рисовать масляными красками. М., 2002. 74. Как рисовать. Пастель. М., 2002. 75. Кирнарская Д.К. Психология музыкальных способностей. М., 2004. 76. Киященко Н.И. Цели и задачи, принципы эстетического воспитания. М., 1987. 77. Кнебель М.И. О том, что мне кажется особенно важным. М.: Искусство. 1971. 78. Коган Г. Из записей разных лет. «Советская музыка», 1989. №7. 79. Коган Г. У врат мастерства. М., 1961. 80. Кольцова М. Двигательная активность и развитие функ_ ций мозга ребенка. М., 1974. 81. Кон И. Открытие Я. М., 1978. 82. Копцева Т.А. Природа и художник. М., 1994. 83. Короленко В.Г. Воспоминания. Статьи. Письма. М., 1988. 84. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьников. М., 1988. 85. Крамской об искусстве. М., 1960. 86. Краткий словарь по изобразительному искусству. М., 1961. 87. Кристал Г. Нарушение эмоционального развития при ад_ диктивном поведении. В кн. «Психология и лечение зави_ симого поведения». М., 2000. 88. Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. М., 1938. Цит по: Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М., 1984. 89. Кузин В.С. Психология искусства. М., 1998. 90. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. М., 2001. 91. Левидов А.М. Автор — образ — читатель. Л.: ЛГУ, 1983. 92. Лейнер Х. Кататимное переживание образов / Пер. с нем. Я.Л. Обухова. М.: Эйдос, 1996. 93. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подро_ стков. М.: Медицина, 1983. 94. Лотман Ю.М. Клио на распутье.//Наше наследие. 1988, № 5. 95. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Межд. пед. академия, 1994. 96. МалкинаПых И.Г. Психосоматика. Новейший справоч_ ник. Раздел Биосинтез. М.; СПб., 2003. 97. МалкинаПых И.Г. Телесная терапия. Справочник практи_ ческого психолога. М., 2005. 98. Мацуев Д. Под тяжелую руку пианиста лучше не попадать_ ся // 7 дней. № 42. 2005 г. /_______ _ " /_______ _ + 149. Руффо Т. Парабола моей жизни. М., 1966. С. 302. 150. Саввинский С.И. Работа пианиста над музыкальным про_ изведением. М.; Л., 1964. С. 124. 151. Самойлов Д.С. Книга о русской рифме. М., 1982. 152.Сарьян об искусстве. Ереван, 1980. С. 45–46. 153. Серов А.А. Избранные статьи. М.; Л., 1950. С. 132. 154. Сидоренко Е.В. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера. СПб., 1993. 155. Славянская мифология / Авт._сост. Е.Ф. Конев. Минск, 2003. М., 1999. 156. Слово о книге. М.,1974. 157. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966. 158. Смирнов В.М., Резникова Т.Н. Право_левополушарным от_ ношения // Методы психологической диагностики и кор_ рекции в клинике. Л., 1983. 159. Собчик Л.Н. Цветовой тест Макса Люшера. М., 1996. 160. Сокольникова Н.М. Основы композиции. 5–8 кл. М., 1996. 161.Сорокин П. Социология. М., 1992. 162.Социальная психология. М., 1975. 163.Станиславский К.С. Работа актера над собой // Собр. соч.: В 8 т. М., 1954–1961. 164. Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. М., 1958. 165. Станиславский К.С. Стенограмма занятий с оперными и драматическими отделениями 5 декабря 1935 г. Музей МХАТа. № 6501/2. 166. Станиславский К.С. Беседы Станиславского. М., 1947. 167. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., 1951. 168. Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. М., 1958. 169. Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. М., 1954. 170. Старадубец Ан. Жил такой парень. 25 июля Василию Мака_ ровичу Шукшину исполнилось бы 75 лет // Московская среда. № 27. 2004. 171. Стенберг Р., Григоренко Е. Учись думать творчески. 12 те_ оретический обоснованных стратегий обучения творче_ скому мышлению / Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997. С. 191–192. 172. Степанов С.Ю., Похмелкина Г.Ф., Колошина Т.Ю., Фроло ва Т.В. Принципы рефлексивной психологии педагогичес_ кого творчества // Вопросы психологии. 1991. № 5. 173.Сэбшин Э. Психоаналитические исследования аддиктив_ ного поведения: обзор. В кн. «Психология и лечение зави_ симого поведения». М., 2000. 125. Перлз Ф. С., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по ге_ штальт_терапии. М., 1995. 126.Петрушина Н.В. Основы практической психологии. М., 2000. 127. Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй: Пособие для музы_ кального самообразования. М., 2000. 128. Письма Бетховена. 1787–1811 годы / Публикация. Редак_ тор_ составитель Н.Л. Фишман. М., 1970. 129. Плужников Н., Рязанцев С. Среди запахов и звуков. М., 1991. 130.Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М., 1982. 131. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 132. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976. 133.Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969. 134.Пропп В.Я. Трансформации волшебных сказок. Сб. «Фольклор и действительность». М., 1976. 135. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946. 136. Психология художественного творчества: Хрестоматия. Сост. К.В. Сельченок. Минск, 1999. 137.Пушкин А.С. Полн. собр. соч. М., 1949. Т. Х. 138. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 2004. 139. Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения // Болезни личности. Опыт исследования. Минск; М. 2000. 140. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление чело_ века. М., 1994. 141. Роджерс Н. Путь к целостности: человеко_центрирован_ ная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопро_ сы психологии. 1995. № 1. 142. Розов В. Интервью // Московская среда. № 31. Август 2003. 143. Ротенберг В.С. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. М., 1982. 144. Ротенберг В.С. Психофизиологические аспекты изуче_ ния творчества // Хрестоматия по психологии художе_ ственного творчества. М., 1998. 145. Рурк М. « Я так извалялся в грязи, что долго не смогу очис_ титься. Интервью с журналисткой М. Порк // 7 Дней. №23. 2005. 146. Русанов Г.А., Русанов А.Г. Воспоминания о Льве Николае_ виче Толстом. Воронеж, 1972. 147. Русские писатели о литературном труде. Л., 1955. Т. 3. 148. Рутберг И. Пантомима, движение и образ. М., 1963. /_______ _ _ /_______ _ , 201. Шуман Р. О музыке и музыкантах. Сб. статей: В 2 т. Т. 2_Б. 202. Эккерман И.П. Разговоры с Гете. М.; Л., 1934. 203. Элькин В.М. Целительная магия музыки. СПб., 2000. 204. Энциклопедия тайн и сенсаций. Пороки и болезни великих людей. Джек Лондон. Минск, 1998. 205.Этнические стереотипы мужского и женского поведения. Сб. статей. М., 1991. 206.Этнопсихологический словарь. М., 1999. 207. Эфроимсон В.И. Генетика гениальности. М., 2004. 208. Энрайт Д. Гештальт, ведущий к просветлению. СПб., 1994. 209. Юнг К.Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоя_ щее. СПб., 1994. 210. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991. 211. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Киев; М., 1997. 212. Юнг К. Подход к бессознательному // Архетип и символ. М., 1991. 213. Юнг К. Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. 214. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1998. 215. Ямвлих. Жизнь Пифагора. Изд. 2_е. М., 1998. 216. MacKinnon. Creativity: a multi_faceted phenomenon [WWW document] URLhttp://www.rsad.edu/_ccjones/01_02/ sophcd/readings/creativity.html 217. Torrance E.P. Torrance tests of creative thinking. Norms_ technical manual. Lexington, 1974. 218. Torrance E.P. Torrance tests of creative thinking. Directions manual and scoring guide. Figural test booklet A and B. Lexington, 1974. 174. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. 175. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1947. 176. Толстой Л.. Собр. соч.: В 20 т. Т. 17. 177. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3–7 лет. М., 2001. 178. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креа_ тивности в зарубежной психологии // Вопросы психоло_ гии. 1998. № 4. С. 123. 179.Федор Достоевский. Тексты и рисунки / Сост. К.А. Баршт. М., 1989. 180. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 181.Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989. 182. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справоч_ ник для учителя. М., 1991. 183. Ходякова Л.А. Живопись на уроках русского языка. М., 2000. 184. Художественная галерея. Кандинский. № 29. 2005. 185. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997. 186. Цомакион А.И. Иван Крамской. Его жизнь и художествен_ ная деятельность. Биографический очерк. Библиотека А. Павленкова. Челябинск, 1998. 187. Чайковский П.И. Письма близким. М., 1955. 188. Чайковский П.И., Танеев С.И. Письма. М., 1951. 189. Чаплин Ч. Моя автобиография. М., 1966. С. 391–392. 190. Честерфилд Ф.Д.С. Письма к сыну. М., 1993. 191. Чехов М. Путь актера. М., 2003. 192. Шаляпин Ф. Литературное наследство: В 2_х т., М., 1957. 193.Шаляпин Ф. Маска и душа. Мои сорок лет на театрах. М., 2005. 194.Шемякин М. Сказочный домик в кошачьих горах. Интер_ вью с журналисткой М. Обельченко // 7 дней. № 38. 2005. 195. Шестаков В.П. Эстетические категории, М., 1983. 196. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. 197. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании челове_ ка // Идеи эстетического воспитания. Т. 2. Идеи эстети_ ческого воспитания в философии и педагогике XVII–XIX веков. М., 1973. 198. Школяр Л.В., Школяр В.А., Критская Е.Д. и др. Музыкаль_ ное образование в школе. М., 2001. 199.Шмаков С.А. Игры, развивающие психические качества личности школьника: Методическое пособие. М., 2004. 200.Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М., 2004. _ _ <_________ _ _ 3. Гедонистическая функция ............................................ 62 4. Коммуникативная функция .......................................... 65 5. Компенсаторная функция ............................................. 66 6. Психотерапевтическая функция ................................. 69 $____ _ >_________ #___-____ _ __ ___) _ _-6_______4 _____ _________________________________________________________________________ __ 1. Эстетические потребности ........................................... 77 2. О рациональных выгодах эстетического воспитания ............................................................................ 82 3. Эстетическое и художественное ................................. 88 4. Эстетическое и умственное .......................................... 91 5. Эстетическое и нравственное ....................................... 93 6. Идеи Л. Колберга ............................................................. 94 7. Последствия дурного вкуса ........................................... 96 8. Современные методы эстетического воспитания ...........................................................................101 _$____ _ ?_____'_ #________ #_________ ______________ ________ _______________________________________________________________ "+_ 1. Виды творчества и его источники ...............................107 2. Индуктивное и дедуктивное общество ......................109 3. Внешние и внутренние источники общества ...........111 4. Творчество и социальная среда ...................................112 5. Творчество — игра — импровизация.........................114 6. Препятствия в творческом процессе..........................122 7. Психологические модели отражения действительности в искусстве ........................................ 123 $____ _ _________ _______ ___0_ _ _________ ____________________ "_ 1. Биогенетические особенности творческой личности ..............................................................................138 2. Функциональная асимметрия головного мозга и ее влияние на творческий процесс ......................................141 3. Темперамент и акцентуации ........................................145 4. Личность творца .............................................................152 ____ _!___ (__) #_____ _________ ______________ ________ _________________________ _ Введение. Предмет и задачи курса «Психология и педагогика художественного творчества»............................................ 3 $____ " %__________ &_#' __________ #_________ ______________ ________ ____________________________________________ ! 1. Возникновение понятия «искусство»............................ 9 2. Психология творчества в работах античных философов ........................................................................... 12 3. Проблема художественного творчества в психоанализе. .................................................................... 17 Проявление бессознательного начала в творческом процессе ........................................................................... 17 Коллективное бессознательное и его архетипы ...... 26 4. Проблема творчества в гештальт_психологии ........... 29 5. Проблема творчества в современной гуманистической психологии ........................................... 32 Понимающая психология В. Дильтея ......................... 32 Когнитивный подход ..................................................... 35 Подход Вильямса ............................................................ 39 Творчество и здоровье .................................................. 40 5. Проблема творчества в отечественной психологии . 46 Н. Бердяев о творчестве ................................................ 46 Л.С. Выготский о художественном творчестве ....... 48 Проблемы творчества в современных исследованиях ................................................................. 51 $____ , =___0__ ________ _ ______________ ________ _ _-6____ _________________________________________________________________ _ 1. Познавательная функция .............................................. 58 2. Воспитательная функции .............................................. 60 <_________ _ _ <_________ _ _ $____ _________ ______________ ________ _ _____ _A___ Q __#______) Q _____0___)_ ________________________ ,!_ 1. Психолгия автора ...........................................................294 Динамика становления и развития процесса художественного творчества ......................................294 Трехсубъектность процесса художественного творчества ......................................................................296 Психология авторства ................................................. 297 Популярные темы и сюжеты ......................................299 Идентификация с образом ..........................................301 Оптимальное творческое состояние .........................305 2. Психология исполнительства .......................................309 Субъективный и объективный подходы в исполнительности .........................................................314 О раздвоении внимания................................................316 Два подхода к решению технических задач ........... 317 3. Психология созерцания ................................................331 Медитативное восприятие искусства ........................333 Социально_психологические факторы художественного восприятия .....................................335 Восприятие сложных и легких жанров .....................336 Уровни развития восприятия ......................................338 Развитие художественного восприятия ....................340 _$____ ! :______ ______________ ________ _ _______'_ _____ ________ ________________________________________________________ __+ 1. Первоисточник художественного творчества – фольклор..............................................................................350 2. Танец .................................................................................352 3. Музыка.............................................................................360 4. Театр .................................................................................363 5. Изобразительное искусство ........................................374 6. Скульптура и лепка........................................................378 7. Декоративно_прикладное искусство ..........................379 8. Литература ......................................................................389 5. Личность художника .....................................................157 Вино .................................................................................188 Физические упражнения ............................................ 189 Путешествия ................................................................. 190 Голодание ....................................................................... 190 Чувство долга и принятые обязательства .................191 Причуды и странности в творческом процессе ..........................................................................192 Психические расстройства .........................................193 _$____ _ ?__-______ _______ _ _'2_____ _ _________ #__0____ _________________________________________________ ,++ 1. Общие направления развития личности ....................201 Идеи А. Маслоу..............................................................203 Идеи Э. Фромма.............................................................208 Идеи А.Эллиса ................................................................211 2. Развитие творческого мышления ................................214 Творческие задания Гилфорда ...................................215 Творческие задания Торренса ....................................217 Варианты методик .........................................................218 (__) _____ _________ ______________ ________ ________________________ ,,+ _$____ _ __________ #________)_'_ #__0___' _ _____________ ________ _ ____' __ _______ ______________________________ ,,+ 1. Внимание ..........................................................................221 2. Ощущения .......................................................................239 3. Восприятие ......................................................................252 4. Память ..............................................................................260 5. Мышление .......................................................................274 6. Воображение ...................................................................283 <_________ _ $____ "+ __.________)_'_ _______ _ ________ _ _.___ ______________ ________ _______________________________________ _+" 1. Превратности судьбы ....................................................401 Бремя популярности .....................................................402 Бремя труда ....................................................................404 2. Стрессы публичного выступления .............................405 Повышение уровня мастерства в самостоятельных занятиях ..........................................................................410 Укрепление общего физического здоровья и самочувствия ..................................................................410 Повышение уровня концентрации внимания на исполняемом произведении во время публичного выступления ...................................................................411 Освоение навыков идеомоторной тренировки в состоянии АТ и медитации ..........................................411 Преодоление негативных последствий неудачного выступления ...................................................................414 Режим и гигиена работы артиста ...............................415 Часовое и целевое время ..............................................417 Факторы хронофагии ..................................................420 Заключение. Неизбежность прекрасного ..............................422 :%/?HI9%N _____________________________________________________________ _,, Художественные ельфийские игры................................428 В.Г. Ражников. Словарь признаков характера звучания ............................................................................. 430 Методика диагностики потребности в поисках ощущений М. Цукермана .................................................438 Творческие упражнения со спичками ...........................441 Диагностика личностной креативности Вильямса .....449 Определение социальной креативности личности ......455 Самооценка творческого потенциала личности ..........457 Диагностика самоактуализации личности ....................460 Диагностика социальной эмпатии ..................................472 /%8I:A8C:A _______________________________________________________________ _," Пособие для вузов Валентин Иванович Петрушин ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА Компьютерная верстка О. Ситникова Корректор Е. Комарова О.А. Орлова ООО «Академический Проект» Изд. лиц. № 04050 от 20.02.01. 111399, Москва, ул. Мартеновская, 3 Санитарно_эпидемиологическое заключение Департамента государственного эпидемиологического надзора № 77.99.02.953.Д.000321.01.06 от 23.01.2006. По вопросам приобретения книги просим обращаться в ООО «Трикста»: 111399, Москва, ул. Мартеновская, 3 Тел.: (495) 305 3702; 305 6092; факс: 305 6088 Email: aproject@ropnet.ru www.aprogect.ru Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК_005_093, том 2; 953000 — книги, брошюры. Подписано в печать с готовых диапозитивов 14.07.06. Формат 84х108/32. Гарнитура Балтика. Бумага газетная пухлая Печать офсетная. Усл. печ. л. 21,84. Тираж 2000 экз. Заказ № . Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ОАО «Дом печати — ВЯТКА» 610033, г. Киров, ул. Московская, 122 _!+ ___________ _ ______________ _ ____ ___ _______ _ ___________________ ________________ __________ __ __________ ___ __ __ _______ _____ _______ __ ___ _______ ________ ____ __________ ___ ____ ___! " _____ #$_ %_____ _____ &'_ __% ____ ____________ ________! ________(_ ___ _____)__!____ _____ _____ ___(_________ *__ __% _____+___ ____ ___ __(___,___ -_ _________ __! _______ .__ #-_ ____" _____ __________ &_ ____" _____ _ _! _ _ ___________/_____" ______ __ _________01_____" _! ____ __(_______ ________ /0_ ___ ____ _ "__________ _ __ _____________________*_)_______ ______+___ ____ ! ___ _______,__ '2____% _______ __ _________ _____ 0$$_ _____! ______ ____ __ ___ _____ 3___) ___ _ ____ ______ +___ ____ ___ ____,____ __! _ ______ _______ _ "__________ __ __ ___________ _____! _____ __ __ _____ ______+___ ____ ___ ___ ____ ________! ______ __ ___ 45_% __ __ 6_______7_ 8__ 9_,____ 4:__ ___ 5_ ___7_ ;_ <____________ 43_______7_ ="__ _ _____ 4>____(_ ._____7____?________4 ______ __ _______ 7_@__?__)______ >__ ____ ________)____ __ _,__ ___ ___________ ___ ________ _______ _ __ ____ _ __________ A_(____ ___ _ __ _ __ (_(______! %____________ __________B____________________________C_ = _________!_________ _ _________ __ _______ _ _________ =_______=___"_______ _B________C__D_________E_____ _! ______ _________ _______B_______________ ____C__E__ __ ! ______(________ __E_%__________ _____ ___B____(______ ____ _ ___C__@_____ _ __ ______________@____________?_! __ _______!_ _________ _ __________ ?_ ___ _ _ ___ _ _______ ____________?________ _ _(________ __?_____ ! _ __ __ *______ _ ___" ___ ___ _ ____) _____ ___ ________ _______ _ A_(____ ___ _ __ ___(_(______%____=___ ____ _ __ ______ _________ __( __ ) __ ______ _____E_%______! ____ _ ____ ___ B___ _(_______ ____ _ ___C__ @_____ _ __ _ @____________?_ ___ _ _ ___ __ _______ ____________?! ________ __(________ __?_____ _ __ __*______ ____" ! ___ ___ _ ____) _____ _______ __ ____ _____ F_ _______ %_____%_____ ____ ___% _____ 9_______ E_____ E________ ______ __ ____ ______ /&$$G0__ ___ @__________ ___ 1$! _ ____ ;_( ____ //_ __________ -_ B2#0C_ 0&G!$1!-2_ ;__ _____ __________ 0&G$_ $1!-/_ @___ __________ 02-!#-!G&_ 8__" ___ ___!_____H_ _____ ____ ____ 0&0!0&!//_ _______ I 5______ ____ _________ ___ ______ __)__!_ ____) ! _____ "_____ ______) _____ J__ ______ ___!_______! ____ __ ___!_ ______ __ __ _!"_ #_ _!"_$% _!"_ #_ &'"_"!(%) __ __H __ "____ _ ______ ___ _ ___ _ ___ _____ ____ (__ __ ___ ____ ___ ___ _______ H____ ___ ________ __! ____ __(__ _ __ _ _____ _________ __ H___ _ ____"_! _ ______ _____% ___ __ ________ ________K __ _ _______ ________ _______ _(___________ _ __________________________) __________ ______ ___ __)______ __ ________ ________K __________ ____ __________________ __ ________! ________ ___________ ______ _ __ ________ _ ___!_ ! _____K __ __________ __ ___)__ __ _ _____ ____ ____ _____)! ____ ______) _____ ________ __ _(______ _________ ____ __________ _ ____ _______ ___ ___________ ____! __ __________ _____________________) ___ ___ __K __ ______ ___ ____ __ _________ _ __(__________ ! ______________________!_ _________ ) _________)! _________) ________H ____________ _________ ! _ ___K __ _____ ___ __ _______ _ ________ ___ __ _ ____ ____H ____ _()_ ______ __ __ __ ______ __ ____! __,_ _________ __ "____ _ ________ _ ___ _ _ _______ _______ ____ _____ 5_ _9__ ________ _ __ A____ __ __>__ ?______ *_*__ * )_ ___ E____ A __" _!L____ __=__M_________ __>__ >_(____ __ ___ _ ___ _ __ _________ ___ ___(_ ____ ____) _____ _ __________ __________ __ ______ ___ ____ ___% _____ ?_:_ A_____ =_A_ A______ _______ ._:_ _____,__ _L_ 9_________ A_N_ =________ _ _ ? ___!;_H_ __ __9_ _"______ __ ___ 9_______ _ _______ "______ __ _ ______ _____ )_ __? "__________ ; ______) _____ ___ ____ _!__ _ ___ O_ ________ _____ ___% _____ ___ _____ E__! ____)_ ; __H___ ;________ _______ ____ __ ___ _ _____ ______ E__ ___ ___ )____ __ *+,,- P!QRST__ ./0123045.6/7896:;/ _!, Часть первая 3 Психология художественного творчества 3 Введение. Предмет и задачи курса «Психология художественного творчества» 3 |