Главная страница

пс и пед худ творчества. Психология и педагогика художественного


Скачать 2.25 Mb.
НазваниеПсихология и педагогика художественного
Анкорпс и пед худ творчества.doc
Дата15.01.2018
Размер2.25 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлапс и пед худ творчества.doc
ТипКнига
#14009
страница33 из 35
1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   35

Обработка и интерпретация результатов

Ключ

1б 26б 51б 76а

2а 27а 52а 77б

3б 28а 53а 78б

4б 29б 54б 79б

5б 30а 55б 80а

6б 31б 56б 81б

7а 32а 57б 82б

8б 33б 58а 83б

9а 34б 59а 84а

10а 35а 60б 85а

11а 36б 61а 86а

77. а) Для творчества нужно очень много свободного

времени;

б) мне кажется, что в жизни всегда можно найти

время для творчества.

78. а) Обычно мне легко убедить собеседника в своей

правоте;

б) в споре я пытаюсь понять точку зрения собесед_

ника, а не переубедить его.

79. а) Если я делаю что_либо исключительно для себя,

мне бывает неловко;

б) я не испытываю неловкости в такой ситуации.

80. а) Я считаю себя творцом своего будущего;

б) вряд ли я сильно влияю на собственное буду_

щее.

81. а) Выражение «Добро должно быть с кулаками» я

считаю правильным;

б) вряд ли верно выражение «Добро должно быть

с кулаками».

82. а) По_моему, недостатки людей гораздо заметнее,

чем их достоинства;

б) достоинства человека увидеть гораздо легче, чем

его недостатки.

83. а) Иногда я боюсь быть самим собой;

б) я никогда не боюсь быть самим собой.

84. а) Я стараюсь не вспоминать о своих былых не_

приятностях;

б) время от времени я склонен возвращаться к вос_

поминаниям о прошлых неудачах.

85. а) Я считаю, что целью жи^ни должно быть нечто

значительное;

б) я вовсе не считаю, что целью жизни непремен_

но должно быть что_то значительное.

86. а) Люди стремятся к тому, чтобы понимать и дове_

рять друг другу;

б) замыкаясь в кругу собственных интересов, люди

не понимают окружающих.

87. а) Я стараюсь не быть белой вороной;

б) я позволяю себе быть белой вороной.

88. а) В доверительной беседе люди обычно искренни;

б) даже в доверительной беседе человеку трудно

быть искренним.

89. а) Бывает, что я стыжусь проявлять свои чувства;

б) я никогда этого не стыжусь.

90. а) Я могу делать что_либо для других, не требуя,

чтобы они это оценили;

б) я вправе ожидать от людей, что они оценят то,

что я для них делаю.

_________

__!

_________

__

Можно получить результаты в процентах, решив

следующую пропорцию.

15 баллов (максимум по каждой шкале) составляют

100%, а число набранных баллов составляет x%.

1. Шкала ориентации во времени показывает, на_

сколько человек живет настоящим, не откладывая свою

жизнь «на потом» и не пытаясь найти убежище в прош_

лом. Высокий результат характерен для лиц, хорошо

понимающих экзистенциальную ценность жизни «здесь

и теперь», способных наслаждаться актуальным момен_

том, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обес_

ценивая предвкушением грядущих успехов. Низкий

результат — это люди, невротически погруженные в

прошлые переживания, с завышенным стремлением к

достижениям, мнительные и неуверенные в себе.

2. Шкала ценностей. Высокий балл по этой шкале

свидетельствует, что человек разделяет ценности са_

моактуализирующейся личности, к числу которых

А. Маслоу относил такие, как истина, добро, красота,

целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность,

уникальность, совершенство, свершения, справедли_

вость, порядок, простота, легкость без усилия, игра,

самодостаточность. Предпочтение этих ценностей ука_

зывает на стремление к гармоничному бытию и здоро_

вым отношениям с людьми, далекое от желания мани_

пулировать ими в своих интересах.

3. Взгляд на природу человека может быть положи_

тельным (высокая оценка) или негативным (низкая).

Эта шкала описывает веру в людей, в могущество че_

ловеческих возможностей. Высокий показатель может

интерпретироваться как устойчивое основание для

искренних и гармоничных межличностных отношений,

естественная симпатия и доверие к людям, честность,

непредвзятость, доброжелательность.

4. Высокая потребность в познании характерна для

самоактуализирующейся личности, всегда открытой

новым впечатлениям. Эта шкала описывает способность

к бытийному познанию — бескорыстную жажду ново_

го, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлет_

ворением каких_либо потребностей. Такое познание,

считает Маслоу, более точно и эффективно, поскольку

его процесс не искажается желаниями и влечениями,

человек при этом не склонен судить, оценивать и срав_

нивать. Он просто видит то, что есть и ценит это.

5. Стремление к творчеству, или креативность,

непременный атрибут самоактуализации, которую попро_

сту можно назвать творческим отношением к жизни.

12б 37б 62б 87б

13а 38б 63б 88а

14б 39а 64б 89б

15а 40б 65б 90а

16б 41а 66б 91а

17б 42а 67б 92а

18а 43б 68б 93а

19б 44а 69а 94а

20б 45а 70б 95а

21а 46б 71б 96б

22б 47а 72а 97б

23б 48а 73аа 98б

24б 49б 74б 99а

25а 50б 75а 100б

Стремление к самоактуализации выражается сле_

дующими пунктами теста: Отдельные шкалы вопрос_

ника САМОАЛ представлены следующими пунктами:

1. Ориентация во времени: 16,11а, 17б, 24б, 27а, 36б,

54б, 63б, 73а, 80а.

2. Ценности: 2а, 16б, 18а, 25а, 28а, 37б, 45а, 55б, 61а,

64б, 72а, 81б, 85а, 96б, 98б.

3. Взгляд на природу человека: 7а, 15а, 23б, 41а, 50б,

59а, 69а, 76а, 826, 86а.

4. Потребность в познании: 86, 24б, 29б, 33б, 42а,

51б, 53а, 54б, 60б, 70б.

5. Креативность (стремление к творчеству): 9а, 13а,

16б, 25а, 28а, 33б, 346б, 43б, 52а, 55б, 61а, 64б, 70б, 71б, 77б.

6. Автономность: 5б, 9а, 10а, 26б, 31б, 32а, 37б, 44а,

56б, 66б, 68б, 74б, 75а, 87б, 92а.

7. Спонтанность: 5б, 21а, 31б, 38б, 39а, 48а, 57б, 67б,

74б, 83б, 87б, 89б, 91а, 92а, 94а.

8.Самопонимание: 4б, 13а, 20б, 30а, 31б, 38б, 47а,

66б, 79б, 93а.

9. Аугосимпатия: 6б, 14б, 21а, 22б, 32а, 40б, 49б, 58а,

67б, 68б, 79б, 84а, 89б, 95а, 97б.

10. Контактность: 10а, 29б, 35а, 46б, 48а, 53а, 62б,

78б, 90а, 92а.

11. Гибкость в общении: 3б, 10а, 12б, 19б, 29б, 32а,

46б, 48а, 65б, 99а.

Примечание

Шкалы № 1, 3, 4, 8, 10 и 11 содержат по 10 пунктов,

в то время как остальные — по 15. Для получения со_

поставимых результатов количество баллов по указан_

ным шкалам следует умножить на 1,5.

_________

__"

_________

__+

уровень коммуникативных способностей личности или

навыки эффективного общения, но как общая предрас_

положенность к взаимно полезным и приятным кон_

тактам с другими людьми, необходимая основа синер_

гической установки ЛИЧНОСТИ.

11. Шкала гибкости в общении соотносится с на_

личием или отсутствием социальных стереотипов,

способностью к адекватному самовыражению в обще_

нии. Высокие показатели свидетельствуют об аутентич_

ном взаимодействии с окружающими, способности к

самораскрытию. Люди с высокой оценкой по этой

шкале ориентированы на личностное общение, не

склонны прибегать к фальши или манипуляциям, не

смешивают самораскрытие личности с самопредъяв_

лением — стратегией и тактикой управления произво_

димым впечатлением. Низкие показатели характерны

для людей ригидных, не уверенных в своей привлека_

тельности, в том, что они интересны собеседнику и

общение с ними может приносить удовольствие.

6. Автономность, по мнению большинства гума_

нистических психологов, является главным критерием

психического здоровья личности, ее целостности и

полноты. Это понятие тяготеет к таким чертам, как

жизненность (aliveness) и самоподдержка (self_support)

у Ф. Перлза, направляемость изнутри (inner_directed)

у Д. Рисмена, зрелость (ripeness) у К. Роджерса. Само_

актуализирующаяся личность автономна, независима

и свободна, однако это не означает отчуждения и оди_

ночества. В терминах Э. «Фромма автономность — это

позитивная «свобода для» в отличие от негативной

«свободы от».

7. Спонтанность — это качество, вытекающее из

уверенности в себе и доверия к окружающему миру,

свойственных самоактуализировавшимся людям. Вы_

сокий показатель по шкале спонтанности свидетель_

ствует о том, что самоактуализация стала образом

жизни, а не является мечтой или стремлением. Спо_

собность к спонтанному поведению фрустрируется

культурными нормами, в естественном виде ее можно

наблюдать разве что у маленьких детей. Спонтанность

соотносится с такими ценностями, как свобода, есте_

ственность, игра, легкость без усилия.

8. Самопонимание. Высокий показатель по этой

шкале свидетельствует о чувствительности, сензитив_

ности человека к своим желаниям и потребностям.

Такие люди свободны от психологической защиты,

отделяющей личность от собственной сущности, они не

склонны подменять собственные вкусы и оценки вне_

шними социальными стандартами. Показатели по шка_

лам самопонимания, спонтанности и аутосимпатии, как

правило, связаны между собой. Низкий балл по шкале

самопонимания свойствен людям неуверенным, ори_

ентирующимся на мнение окружающих. Д. Рисмен

называл таких людей «ориентированными извне» в

отличие от «ориентированных изнутри».

9. Аугосимпатия — естественная основа психичес_

кого здоровья и цельности личности. Низкие показате_

ли имеют люди невротичные, тревожные, неуверенные

в себе. Аутосимпатия вовсе не означает тупого самодо_

вольства или некритичного самовосприятия, это просто

хорошо осознаваемая позитивная «Я_концепция», слу_

жащая источником устойчивой адекватной самооценки.

10. Шкала контактности измеряет общительность

личности, ее способность к установлению прочных и

доброжелательных отношений с окружающими. В во_

проснике САМОАЛ контактность понимается не как

_________

___

_________

__,

10. На мое настроение сильно влияют окружающие

люди.

11. Я считаю иностранцев холодными и бесчувствен_

ными.

12. Мне хотелось бы получить профессию, связанную

с общением с людьми.

13. Я не расстраиваюсь, когда мои друзья поступают

необдуманно.

14. Мне очень нравится наблюдать, как люди прини_

мают подарки.

15. По моему мнению, одинокие пожилые люди недо_

брожелательны.

16. Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама)

расстраиваюсь.

17. Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя

счастливым человеком.

18. Читая книгу (роман, повесть и т. п.), я так переживаю,

как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.

19. Когда я вижу, что с кем_то плохо обращаются, то

всегда сержусь или переживаю, негодую.

20. Я могу не волноваться, даже если все вокруг вол_

нуются.

21. Если мой друг или подруга начинают обсуждать со

мной мои проблемы, я стараюсь перевести разго_

вор на другую тему.

22. Мне неприятно, если люди вздыхают и плачут,

когда смотрят кинофильм.

23. Чужой смех меня не заражает.

24. Когда я принимаю решение, чувства других людей

на него, как правило, не влияют.

25. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие

чем_то угнетены.

26. Я переживаю, если вижу людей, легко расстраи_

вающихся из_за пустяка.

27. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдание

животных.

28. Глупо переживать то, что происходит в кино или о

чем читаешь в книге.

29. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных

старых людей.

30. Чужие слезы вызывают у меня раздражение, а не

сочувствие.

31. Я очень переживаю, когда смотрю фильмы.

32. Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к

любому волнению вокруг.

33. Маленькие дети плачут без причин.

7_________ __0___)__4 &_#___

Инструкция. Тест содержит 33 утверждения. Про_

читайте их и по ходу чтения дайте ответ, вспоминая

или предполагая, какие чувства в подобной ситуации

возникали или могли бы возникнуть лично у вас. Если

ваши переживания, мысли, реакции соответствуют тем,

что предложены в утверждении, то в бланке ответов

против соответствующего номера, совпадающего с

номером утверждения, подчеркните ответ «да», а если

они иные, т. е. не соответствуют утверждению, то под_

черкните ответ «нет».

Помните, что в тесте нет хороших или плохих от_

ветов. Не старайтесь своими ответами произвести бла_

гоприятное впечатление. Свое мнение выражайте сво_

бодно и искренне, только в этом случае вы получите

действительное представление о своих психологиче_

ских особенностях. Лучше давать тот ответ, который

первым пришел вам в голову. Каждое последующее

утверждение читайте после того, как ответите на пре_

дыдущее, старайтесь также не оставлять данные во_

просы_утверждения без ответа.

Если у вас возникнут какие_либо вопросы, связан_

ные с заполнением бланка, задайте их исследователю,

прежде чем начнете работу по, тесту.

Опросник

1. Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый че_

ловек чувствует себя среди людей одиноко.

2. Люди преувеличивают способность животных по_

нимать и переживать.

3. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживать_

ся и открыто проявляют свои чувства.

4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они

сами себя жалеют.

5. Когда кто_то рядом со мной нервничает, я тоже

начинаю нервничать.

6. Я считаю, что плакать от счастья глупо.

7. Я принимаю близко к сердцу проблемы моих друзей.

8. Порой песни о любви вызывают у меня сильные

переживания.

9. Я сильно волнуюсь, если приходится сообщать

людям неприятные для них известия.

Приложение 9

_________

___ ___

____ !__ !

1. Александров Н.Н. Дж. Байрон. Жизни замечательных лю_

дей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова. Челя_

бинск, 1978. С. 332.

2. Алексеев А.Д. Русские пианисты. М., 1948.

3. Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики. Ру_

ководство по игре на клавишно_струнных инструментах /

Хрестоматия «От эпохи Возрождения до середины XIX ве_

ка. Киев, 1974. С. 82–84.

4. Андреева А. Неожиданные последствия уроков музыки //

Коммерсант. № 228. 5 декабря 1998 г.

5. Андреевский П.В. Воспоминания о В.В. Верещагине. Пано_

рама искусств. № 8. М., 1985.

6. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957.

7. Аристотель. Поэтика // История эстетики. Памятники ми_

ровой эстетической мысли: В 5_ти т. М., 1962–1970. Т. 1. С. 78.

8. Аристотель. Собр. соч.: В 4 т. М., 1975.

9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Про_

гресс, 1974.

10. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и ис_

полнительства. М.; Л., 1969.

11. Баумгартен А. Эстетика / История эстетики. Памятники

мировой эстетической мысли. Т. II. С. 455.

12. Бахтин М.М. Литературно_критические статьи. Автор и

герой в эстетической деятельности. М., 1986.

13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

С. 369.

14. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. Х. М., 1956. С. 3.

15. Белинский В.Г. Т. 7. С. 307.

16. Бенуа А.Н. Мои воспоминания: В 5_ти кн. Кн. 4–5. М., 1980.

С. 706.

17. Беранже П.Ж. Его жизнь и литературная деятельность.

Биографический очерк М. Барро // Биографическая биб_

лиотека Павленкова. Электронная книга.

18. Бердяев Н. Самопознание. М., 1990. С. 200.

19. Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспита_

нии ребенка с первых дней его детства. М., 1916.

20. Библер В. С. Мышление как творчество. М., 1975.

21. Бирман А. О художественной технике пианиста. М., 1973.

22. Благовещенский И.П. Некоторые вопросы исполнительс_

кого искусства. Минск, 1965. С. 56.

23. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как про_

блема творчества. Изд_во Ростовского ун_та. С. 193–173.
1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   35


написать администратору сайта