Главная страница

пс и пед худ творчества. Психология и педагогика художественного


Скачать 2.25 Mb.
НазваниеПсихология и педагогика художественного
Анкорпс и пед худ творчества.doc
Дата15.01.2018
Размер2.25 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлапс и пед худ творчества.doc
ТипКнига
#14009
страница29 из 35
1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   35

· В состоянии аутогенного погружения полезно по_

вторять оптимистические самоутверждения типа:

«Я справлюсь!», «Я все преодолею».

· Всегда иметь перед глазами примеры из жизни

исполнителей — музыкантов, певцов, актеров, ко_

$____ "+_ __.________)_'_ _______ _ ___________

_"_

(__) **_ _________ ______________ ________

_"_

тельное влияние на успехи в занятиях, потому что в кон_

це концов работа плодотворна только тогда, когда выпол_

няется с полной умственной сосредоточенностью, а пос_

ледняя может поддерживаться лишь в течение опреде_

ленного времени. У одних эта способность к сосредо_

точенности истощается быстрее, чем у других; но как бы

долго она ни сохранялась, когда она исчерпывается —

всякая дальнейшая работа становится подобной развер_

тыванию свитка, который мы старательно свертывали....

Помните, что в занятиях сторона количественная имеет

значение лишь в сочетании с качественной. Вниматель_

ность, сосредоточенность, старательность делают излиш_

ними всякие расспросы насчет того, сколько нужно ра_

ботать»1.

Гофман рекомендовал через каждые полчаса рабо_

ты делать паузу и никогда не заниматься больше одного

часа подряд, самое большее — двух часов с перерывом.

Важным моментом режима художественного твор_

чества является умение планировать и структурировать

время таким образом, чтобы оно не проходило впустую и

всегда приносило полезные плоды. Сразу отметим, что

многие молодые артисты позволяют себе здесь непозво_

лительную расточительность, о чем в зрелые годы горь_

ко жалеют. Так, С.В. Рахманинов в зрелые годы корил

себя, что по молодости, когда у него было здоровье, «он

отличался исключительной ленью», когда же здоровье

стало слабеть, он, по его словам, только стал и думать, что

о работе.

(______ _ 0______ _____

Согласно Э. Берну, автору знаменитой книги

«Люди, которые играют в игры. Игры, в которые игра_

ют люди», выполнение любой деятельности можно осу_

ществлять двумя способами использования времени —

часовым и целевым.

При часовом времени действие начинается и за_

канчивается в определенное время, как, например,

театральный спектакль или футбольный матч. При

целевом методе время деятельности продолжается до

1 Гофман И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о форте_

пианой игре. М., 1961. С. 130–131.

дах неоднократно отмечал, что никакую сложную ра_

боту, как бы человек ни привык к ней, никогда нельзя

начинать стремительно, без предварительной подготов_

ки. Это надо делать с определенной постепенностью и

последовательностью — от простого к сложному. При

этом надо внимательно прислушиваться к собственно_

му организму, как бы постоянно спрашивая его, какие

нагрузки он может выполнить в данный момент.

У танцовщиков и цирковых артистов такую подгото_

вительную фазу называют разминкой, у музыкантов —

разыгрыванием, у вокалистов — распеванием, у акте_

ров — разогревом. Такая предварительная работа при_

водит организм в состояние «боевой готовности», кото_

рое сопровождается повышением частоты пульса до

80 ударов в минуту, повышением чувствительности ана_

лизаторов и скорости прохождения электрического им_

пульса по нервным волокнам.

В зависимости от специфики деятельности такая

подготовка у музыкантов выражается в игре гамм и

арпеджио, у танцовщиков — в виде растяжек, прогибов

и наклонов, у вокалистов — в виде вокализов и специ_

альных упражнений на расширение диапазона голоса,

у актеров — в виде произношения скороговорок.

Большое значение в занятиях имеют свежесть вос_

приятия и концентрация внимания. Так, основатель

московской Консерватории Николай Рубинштейн ре_

комендовал: «Механическое упражнение остается су_

хим и бесцельным, если в его основе не лежит работа

головы. Когда же пальцы и голова идут рука об руку,

то естественным следствием этого духовного напряже_

ния явится утомление и изнеможение — признак не_

обходимости прекращения работы»1.

По мнению Н. Рубинштейна, в целях профилакти_

ки утомления и наступления невнимательности четы_

ре часа занятий надо разбивать на две порции —

утром и вечером.

С этим высказыванием перекликаются мысли дру_

гого пианиста — И. Гофмана, когда ему задали вопрос о

том, будет ли музыкант продвигаться быстрее, работая

по восемь часов вместо четырех. «Слишком долгая игра

в один день, — отвечал И. Гофман, — оказывает отрица_

1 Цит. по: Алексеев А.Д. Русские пианисты. М., 1948. С. 324–235.

$____ "+_ __.________)_'_ _______ _ ___________

_"!

(__) **_ _________ ______________ ________

_"

сточных поговорок гласит: «Если хочешь съесть слона

за год, надо съедать каждый день по бутерброду из него».

Знание того, что помогает сбережению времени

(хроносэйвингу) и его малопродуктивной трате (хро_

нофагии), взятые из теории и практики менеджмен_

та, поможет начинающим свой путь артистам лучше

структурировать свое рабочее время.

Факторы хроносэйвинга.

1. Систематическая разработка четких планов на

день, месяц, квартал, год. Умение выделять прио_

ритеты и точку нанесения «главного удара».

2. Наличие в планах резервного времени для выпол_

нения непредвиденных работ и появления экстре_

мальных ситуаций. Специалисты в области тайм_

менеджмента рекомендуют соотношение планиру_

емых и незапланированных работ в пропорции

60:40.

3. Умение делать в единицу времени только один вид

работы, владение навыками концентрации на глав_

ных задачах и проблемах.

4. Использование для продуктивной работы даже

самых коротких отрезков времени, случайно по_

явившихся в расписании, например, при задерж_

ке какого_либо совещания.

5. Умение подстраивать свой собственный ритм к

ритму рабочего дня организации.

6. Отключение телефона на период рабочего време_

ни или отведение специального времени для теле_

фонных разговоров, длительность которых полез_

но для самоконтроля хронометрировать в своем

рабочем дневнике.

8. Чередование трудной работы с легкой.

9. Планирование рабочих перерывов каждые 50 ми_

нут до наступления ощущения усталости. Это ото_

двигает утомление и способствует сбережению

энергии.

10. Использование принципа удвоения деятельности.

Время, необходимое для выполнения обычных до_

машних дел, как_то: утренний туалет, приготовле_

ние завтрака — может быть заполнено ознакомле_

нием с полезной информацией — слушанием по

радио новостей, изучением иностранного языка

и пр. Бывший президент США Джон Кеннеди во

тех пор, пока работа не будет выполнена и цель не

будет достигнута.

Каждый из этих методов использования времени

имеет свои плюсы и минусы.

Плюсом целевой работы является достижение

высокой производительности в относительно короткое

время. Минусами — увлечение авральными методами

работы, когда, например, студент хочет выучить нака_

нуне экзамена весь материал, пройденный за семестр.

Большое перенапряжение, возникающее в этом случае,

грозит срывом нервной системы и небольшой стабиль_

ностью результата, достигнутого за короткий срок. При

авральных методах работы память не в состоянии удер_

жать выученный материал надолго.

Достоинствами часового (режимного) времени

является воспитание воли и усидчивости, направлен_

ных на посвящение творческому труду положенного

количества часов. Недостатком этого подхода может

явиться формальное отсиживание положенного коли_

чества часов, как это бывает, к примеру, у учеников

детских музыкальных школ, занимающихся музыкой

под нажимом родителей.

На производстве нередко возникают конфликты

из_за того, что люди имеют различные внутренние

установки на то, в каком режиме надо выполнять ту

или иную работу. С одной стороны, можно ожидать

действительно больших успехов от тех, кто ориентиро_

ван на достижение результата, а не на простое запол_

нение рабочего времени. Но целевой метод нередко

приводит к переутомлению и преждевременному фи_

зическому и психологическому «сгоранию» организма.

С другой стороны, если работа связана с необходи_

мостью выполнять скучные и неинтересные действия,

как, например, инвентаризацию имущества или заучи_

вание слов иностранного языка, то налаживание рабо_

ты в часовом режиме, уделение нужному делу немного_

го количества времени в день, но регулярно, дает ощу_

тимый эффект. Невозможно съесть за один присест

быка, но это можно сделать за год, если каждый день

съедать по одному бутерброду с его мясом. Трудно на_

писать пухлый роман или научную книгу за один ме_

сяц, но если каждый день писать всего лишь две стра_

ницы, эта задача оказывается выполнимой. Одна из во_

$____ "+_ __.________)_'_ _______ _ ___________

_,"

(__) **_ _________ ______________ ________

_,+

тельно в конце концов приводит к информационным

стрессам и неврозам.

7. Неспособность сказать «нет» некоторым колле_

гам и товарищам из_за постоянного интеллигентского

чувства вины перед тем, кому отказываешь.

Грамотное использование времени — показатель

культуры человека. Правильно его использовать —

большое искусство, и этому надо учиться так же, как и

любой другой технике художественного мастерства.

__#___' ___ #________

1. С какими трудностями сталкиваются артисты, ста_

новящиеся слишком популярными?

2. От каких заболеваний чаще всего страдают арти_

сты различных специализаций?

3. Что такое эстрадное волнение и какими могут быть

его последствия для начинающего артиста?

4. Что такое закон «Йеркса_Додсона» и как с его

помощью можно объяснить природу сценического

спокойствия и волнения?

5. Какие существуют приемы и способы, помогаю_

щие преодолевать сценическое волнение?

6. Какими должны быть принципы организации ре_

жима и гигиены труда артиста?

/_______

1. Биологический энциклопедический словарь. М., 1989.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психоло_

гии. Л., 1988.

3. КитаевСмык Л.А. Психология стресса. М., 1983.

4. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997.

5. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология. М., 2000.

6. Петрушин В.И. Неврозы Большого Города. М., 2004.

7. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979.

8. Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организ_

ма. М., 1988.

9. Эмоциональный стресс в условиях нормы и пато_

логии человека. Л., 1976.

время утреннего бритья каждый день слушал в

записи пьесы Шекспира, благодаря чему знал их

достаточно хорошо и мог их с блеском использо_

вать в своих выступлениях. Время поездки в транс_

порте и ожидания чего_либо так же может быть за_

полнено полезными делами.

=____' _____.____

Хронофагия — это факторы, пожирающие наше

время наподобие тех бактериофагов, которые в на_

шем организме пожирают ненужные нам бактерии.

Есть дела_хронофаги, мероприятия_хронофаги, нако_

нец, люди_хронофаги. От всех них по возможности

надо избавляться. Но для этого их надо сначала уз_

нать. Это:

1. Отсутствие четкого планирования своей работы

на день, на месяц, на квартал. Плохо выявленные прио_

ритеты, когда человек не знает, что надо делать в пер_

вую очередь, что во вторую, что в третью.

2. Отсутствие автоматизированных навыков при

выполнении повторяющихся задач — написание кон_

спектов лекций, рефератов, докладов.

3. Привычка проводить много времени в пустых

разговорах, сплетнях и перекурах, за обсуждением чу_

жих дел — как своих коллег, так и сокурсников.

4. Отсутствие умения правильного ведения учеб_

ной и деловой документации — нет сортировки по

тематике, из_за чего много времени тратится на поис_

ки нужного документа.

5. Отсутствие привычки быстрого ответа на пись_

ма, из_за чего их приходиться читать дважды — в

момент поступления и в момент ответа. Это происхо_

дит из_за страха или нежелания принимать решение

сразу. Перенос решения «на завтра», «на потом» — по_

казатель нерешительности и слабости характера.

6. Отсутствие навыков концентрации, распределе_

ния и переключения внимания.

Надо помнить, что хорошее решение любой проб_

лемы требует концентрации внимания только на чем_

то одном. Если нет навыков установления приорите_

тов, выявления что главное, а что нет в данный момент,

стремление решить все проблемы сразу и безотлага_

_,,

F___5_____

_,_

ме скрипача Синити Судзуки. В этой системе раннего

развития, нацеленной на пробуждение творческих

способностей и развитие народных талантов, детей с

двух_трех лет по тщательной продуманной, расписан_

ной по месяцам методике начинают приобщать к му_

зыке, танцам, изобразительному искусству.

Построение демократического общества, что запи_

сано в нынешней Конституции России, невозможно

осуществить с недоразвитыми в личностном плане и

моральном отношении людьми.

«Демократия как ценность, — писал Н. Бердяев в

книге «Судьбы России», — есть уже образовавшийся

народный характер, выработанная личность, способная

обнаружить себя в национальной жизни... Властвовать

может лишь тот, кто властвует над собой. Потеря лич_

ного и национального самообладания, расковывание

хаоса не только не уготовляет демократии, но делает

ее невозможной, — это всегда путь к деспотизму. За_

дача образования характера есть задача образования

национального характера. Образование же националь_

ного характера предполагает образовании личного ха_

рактера. Общественное сознание, общественная воля

должны быть направлены на выработку закала лично_

сти. Вот этой направленности у нас и нет. Демократию

слишком часто понимают навыворот, — не ставят ее в

зависимость от внутренней способности к самоуправ_

лению, от характера народа и личности. И это — ре_

альная опасность для нашего будущего».

Эта мысль Бердяева перекликается с мыслью Тол_

стого о том, что для того, чтобы жизнь в обществе стала

лучше, надо, чтобы сами люди стали лучше. Эту же

мысль мы находим у великого русского социолога Пи_

тирима Сорокина: «Судьба любого общества зависит

прежде всего от свойств его людей. Общество, состоя_

щее из идиотов или бездарных людей, никогда не будет

обществом преуспевающим. Дайте группе дьяволов

великолепную конституцию и все же этим не создадите

из нее прекрасное общество. И обратно, общество, со_

стоящее из талантливых и волевых лиц, неминуемо

создаст и более совершенные формы общежития». При_

мер тому — Англия, в которой нет Конституции, но

общество прекрасно живет и функционирует благодаря

традициям английского воспитания.

/!$_;____

9___-_____) #__________

Отец всех философов, Аристотель, в одном из сво_

их трактатов писал: «Необходимо влиять на молодое по_

коление искусствами трех родов посредством красок

и образов, посредством голоса и слова, посредством

гармонии и ритма». И в самом деле, человек, вошед_

ший в сферу искусства и не вошедший в нее, — это

два разных человека. Разница будет такая же, как

между дикарем и цивилизованным человеком. Поэто_

му искусство во всех странах является общепризнан_

ным средством воспитания.

Михаил Чехов в системе Станиславского видел

способ совершенствования человека. «Система, — пи_

сал он, — учит актера узнавать недостатки свои и

общечеловеческие и бороться с ними».

Воспитание через искусство втягивает человека в

Лоно Культуры и дает ему возможность не только

проживать свою собственную жизнь, но и осваивать

жизненный опыт людей прошлых поколений, которые

жили до него. И тогда масштабы личности становятся

иными — значительными и впечатляющими.

Воспитание таких людей — главнейшая цель и

жизненная миссия тех, кто преподает сегодня искусст_

во в общеобразовательных школах, школах и колледжах

искусства, кто учится в вузах и университетах культу_

ры. Сделать мир своими усилиями чуточку лучше и

добрее – что может быть прекраснее? Но этого можно

добиться только через воспитание новых, более совер_

шенных поколений людей и уж никак — через эконо_

мические достижения, как считают многие нынешние

политики и экономисты.

Сегодня весь мир восхищается качеством товаров,

производимых в Японии. Но далеко не все видят, что

Япония смогла добиться впечатляющих успехов в ма_

териальном производстве во многом благодаря совер_

шенной системе образования, в которой на ранних

этапах воспитания детей — в яслях и детских садах, —

огромное значение придается именно художественно_

му и эстетическому воспитанию по знаменитой систе_

F___5_____

_,_

F___5______

_,_

Драматизм и трагизм нынешних дней российского

общества свидетельствуют не столько об экономиче_

ских трудностях страны, сколько об удручающе низ_

ком уровне присутствия в ее жизни морального,

нравственного и, наконец, творческого эстетического

начала. Можно спорить, что здесь первично, а что вто_

рично — экономика или эстетическое отношение к

жизни, но, на наш взгляд, именно низкий уровень эс_

тетического сознания, основным критерием которого

являются чувства меры и пропорции, определяет то,

что проявляется сегодня и в сфере политики, и в сфе_

ре экономики, и в сфере права. Именно его отсутствие

обуславливает все те перекосы общественной жизни,

которые были упомянуты выше. Общество социальной

справедливости можно построить только с теми граж_

данами, которые сами являются носителями нравствен_

ного поведения, а для этого ими должен быть освоен

тот опыт праведной жизни, который несет в себе чело_

веческая культура.

Известно, что неухоженное поле, зарастает сорня_

ками, сад, оставшийся без присмотра садовода, зарас_

тает бурьяном, а заблудившихся овец, как известно, па_

сут волки. Продолжая эти аллегории, мы скажем, что

эти волки сегодня — социальные пороки, которые пред_

стают в нашем обществе в виде преступности, наркома_

нии, бродяжничества и других асоциальных форм по_

ведения. И особенно печально, что проявление этих со_

циальных пороков все время молодеет.

Надежда нашего общества — на тех, кто сегодня

ходит в детский сад и поступает в школу. У них надо

развивать чувства сопереживания и эмпатии к окру_

жающему миру, ответственности по отношению к сво_

ей стране и к своему народу, у них надо воспитывать

бережное отношение ко всему живому вообще и к

другому человеку в частности. И сделать это по_насто_

ящему могут только те, кто преподает искусство, —

учителя музыки и хореографии, изобразительного ис_

кусства и театра, литературы и истории.

Сегодня это делать нелегко, потому что еще очень

многие управленцы от образования полагают, что ис_

кусство — это всего лишь необязательный десерт в

воспитании молодого поколения. Но им надо постоян_

но напоминать, что в тех странах, в которых государ_

— Поэт в России больше, — чем поэт, — сказал

однажды Евгений Евтушенко. А больше поэта может

быть только пророк, миссия которого состоит в про_

буждении людей к более высокой и нравственной

жизни, в которой есть торжество справедливости, ра_

дость обновления и гармония сущего.

Артисты и художники, писатели и музыканты,

драматурги и хореографы — все они в той или иной

степени поэты, а значит, и пророки, которые помогают

обычным людям понять и выразить то, что они чувству_

ют, но высказать не могут.

«Мысль изреченная есть ложь», — сказал Ф. Тют_

чев. Но та же мысль, выраженная при помощи пласти_

ки танца, интонаций музыки и красок живописи, не

может быть ложью. Потому что она исходит из сердца

художника и обращается к сердцу созерцателя. И по_

этому художественное выражение мысли, которым

владеют большие художники, оказывается гораздо

сильнее и действеннее обычных слов.

Сегодня наша страна переживает не лучшие свои

времена. Многие из тех, кто гордился своей духовно_

стью, стали поклоняться золотому тельцу и смотреть

на окружающий мир через копейку, но чаще всего –

через доллар. Пресловутая система коммунистическо_

го воспитания, создавшая в свое время ореол святости

вокруг человека новой формации — «личности разви_

того социализма», в одночасье рухнула, когда спали

внешние идеологические оковы, и все увидели, что у

человека не оказалось внутреннего морального стер_

жня, который мог бы помочь ему противостоять бедам

и превратностям жизни, обрушившимися на нашу стра_

ну с началом перестройки.

Современную школу поразил тяжкий недуг отсут_

ствия в ней подлинного воспитания, из_за чего мы

видим все те перекосы в нравственной жизни обще_

ства, о которых сегодня пишет наша пресса. Но еще

Д.И. Менделеев говорил, что знания без воспитания —

меч в руках сумасшедшего.

Знания сами по себе еще не делают человека нрав_

ственным. «Совершенно необразованный человек, —

говорил в свое время Т. Рузвельт, — может разве что

очистить товарный вагон, а выпускник университета

может украсть железную дорогу».

F___5_____

_,_

F___5______

_,_

ства, и только усиленное и целенаправленное воспи_

тание молодого поколения на гуманистических прин_

ципах может ее излечить.

Еще раз повторим, что внутренние моральные

регуляторы поведения, которые обеспечивают нрав_

ственный облик человека, могут быть сформированы

только на основе механизмов эмпатии и идентифика_

ции, которые лучше всего развиваются в процессе

художественного творчества. При наличии в психике

человека подобных механизмов, делающих окружаю_

щий его мир неким подобием продолжения самого себя,

он не сможет совершать насилие ни над другим чело_

веком, ни над природой, ни над законами справедли_

вости. Идентифицируя себя со своим Отечеством и

ощущая с ним эмпатическую связь, чиновник не смо_

жет брать взятки, промышленник — загрязнять при_

роду, бизнесмен не сможет вывозить свои прибыли в

зарубежные банки, но будет вкладывать их в процве_

тание своей собственной страны.

И потому «Прекрасное — неизбежно».

ство экономит деньги на нравственном воспитании

подрастающего поколения, где людям не предлагают_

ся условия и пространство для их личностного роста и

развития, те правительство тратит гораздо больше де_

нег на строительство тюрем, психиатрических больниц

и содержание правоохранительных органов.

Поэтому прекрасное — неизбежно. Альтернативой

могут быть только последующее вымирание и деграда_

ция народа, лишенного нравственного и эстетическо_

го чувства. Это будет продолжаться до тех пор, пока к

обществу не придет понимание того, что нельзя под_

нять экономику, уровень и качество жизни, не решая

при этом проблем духовной, эстетической, творческой

и нравственной жизни народа.

Американский философ Ральф Эмерсон отмечал,

что «по_настоящему об уровне цивилизации говорят не

переписи населения, не размеры городов, не собран_

ные урожаи, нет, о нем говорит качество человека,

которого производит страна».

В стране не воцарится демократия, пока люди не

начнут руководствоваться общечеловеческими нрав_

ственными нормами поведения, пока внутренние ре_

гуляторы поведения, связанные с моралью и совестью,

не сменят внешние регуляторы, связанные со страхом

разоблачения и наказания. Эти внутренние регулято_

ры смогут быть сформированы только через целена_

правленное воспитание, вовлечение подрастающего

поколения в общественно полезную деятельность че_

рез приобщение его к искусству.

Многие представители власти и образования упова_

ют на то, что обращение к религии и к ценностям хрис_

тианства может спасти страну от морального разложе_

ния. Но смешно видеть, как вчерашние партийные бон_

зы, которые при коммунистах преследовали верующих и

разрушали церкви, сегодня держат в храмах свечки.

Статистика говорит о том, что верующими христиа_

нами у нас в стране считают себя около от 49 до 52 про_

центов населения. Но социологические исследования

свидетельствуют, что только 2 процента из них знают

и совершают обряды, без которых невозможна жизнь

истинно верующего христианина.

Расхождение слова и дела, что мы видим в данном

примере, — многолетняя болезнь российского обще_

_,

_________

_,!

5. КОНКУРС ХОРОВ И ДИРИЖЕРОВ. Какой дири_

жер более выразителен и эксцентричен в переда_

че художественного образа?

6. РИНГ. Аполлон против Дионисия:

а) каждая команда ставит свой музыкальный фраг_

мент и критикует музыку оппонента.

б) каждая команда выбирает живописное или архи_

тектурное произведение своего стиля и критикует

произведение оппонента.
1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   35


написать администратору сайта