пс и пед худ творчества. Психология и педагогика художественного
Скачать 2.25 Mb.
|
· синий — является символом ночи, несущей чело_ веку покой и расслабление. Отражает умение че_ ловека сопереживать и склонность к созерцатель_ ности. Предпочитающие его люди испытывают потребности в прочных и глубоких привязанностях и защите от внешнего мира. · желтый — символ восходящего солнца и зарож_ дающегося дня. Он несет в себе оптимизм и по_ требность в действиях, поиски признания и же_ лание нравиться, стремление к преодолению формальных рамок и ограничений, надежду на большой успех и счастье, пробуждение активно_ сти. Предпочитающие его люди склонны к иг_ рам, забавам и непосредственному выражению чувств. · красный — цвет крови и многих зрелых плодов — символ охотничьих инстинктов и эротических вле_ чений. Связан со стремлением к успеху и облада_ нию жизненными благами. Предпочитающие его люди склонны к агрессивности и противоборству с окружающей средой. · зеленый — символ ростка, пробивающегося через толщу земли к солнцу. Связан с упорством при достижении цели и личностным самоутверждени_ ем. Предпочитающие этот цвет люди склонны к C#________ __ _______ ________ ___'___ Все приведенные ниже упражнения основаны на включении учащегося в предлагаемые обстоятельства по методике К.С. Станиславского при помощи маги_ ческое слова «Если бы». 1. Тематические пантомимы, изображающие раз_ личные предметы, как если бы они были живыми су_ ществами: – чайник, закипающий на костре; – тающее мороженое; – градусник, который перегрелся; – мобильный телефон; – кресло качалка, которое по разному ощущает, кто в нем сидит; – пылесос, борющийся с мусором. 2. «Цирковое представление» — клоуны, жонгле_ ры, акробаты, наездники, борцы, дрессировщики и дрессированные животные, имитирующие настоящее цирковое представление. 3. Театрализация детских сказок, стихотворений и басен. В качестве авторов можно взять стихи Ю. Мо_ риц, Г. Остера, Э. Успенского, М. Мокиенко, С. Мар_ шака, К. Чуковского, А. Барто. 4. Инсценировка песен. Песня может быть испол_ нена в записи, участники инсценировки передают ее содержание мимикой и пластикой. /_______ 1. Вербицкая А.В. Основы сценического движения. М., 1982. 2. Гиппиус С.В. Психологический тренинг. Гимнасти_ ка чувств. Изд. 2_е, прераб. и доп. М., 2003. 3. Карпов Н.В. Уроки сценического движения. М., 1999. 4. Рутберг И. Пантомима, движение и образ. М., 1963. 5. Театр, где играют дети. М., 2002. __ %__-______)___ ________ Приступая к развитию творческих навыков в об_ ласти изобразительного искусства, надо знать, что ос_ новными выразительными средствами в нем являются линии, краски, композиция. $____ !_ :______ ______________ ___________ ___ (__) **_ _________ ______________ ________ ___ «Любовь», «Порыв», «Благородство», «Презрение», «Ненависть», «Радость», «Печаль», «Полет» и т. д. 2. Передать те же понятия и эмоциональные состо_ яния только красками. 3. Рисование основных архетипов коллективного бес_ сознательного — Матери, Героя, Мудреца, Дитя. 4. Рисование масок — «Героя», «Злодея», «Весельча_ ка», «Нытика», «Ужастика». 5. Эмоции в красках. Выразить различные эмоции — любовь, гнев, радость, сарказм, шутку и т. д. — в живописных рисунках абстрактной живописи. 6. Рисование своего духовного мира: «Мое реальное Я», «Мое идеальное Я», «Мое Я в глазах других». 7. Тематическое рисование для самопознания и из_ живания негативных переживаний: — «Автопорт_ рет», «Я и моя семья», «Мое обычное настроение», «Мое настроение перед экзаменом», «Мое буду_ щее», «Самый веселый день моей жизни», «Самый грустный день моей жизни», «Мои страхи и трево_ ги», «Мои неудачи», «Мои победы». 8. Рисование образов, навеянных музыкальными про_ изведениями. Музыкальный материал — класси_ ческие произведения Моцарта, Шопена, Чайков_ ского, Брамса, Равеля. 9. Иллюстрирование книг и создание образов литера_ турных героев: «Дон Кихот», «Мефистофель», «Об_ ломов», «Капитан Грэй», «Скупой рыцарь» и т. д. 10. Рисование семейного герба и образа жизненного пути своей семьи и своего собственного. 11. Рисование герба родного города. 12. Перевод в художественно_изобразительный об_ раз и рисование пословиц и поговорок: «Не все коту масленица», «Вскормили змейку на свою шейку», «Волков бояться — в лес не ходить» и т. д. 13. Составление из различных предметов натюрмор_ тов и композиций, выражающих определенное эмоциональное состояние: «Дерзость», «Шалун», «Нежность», «Энергия», «Отшельник» и т. д. (при_ ем А.А. Мелик_Пашаева). 14. Рисование таких натюрмортов. 15. Рисование образа несуществующего животного, или диковинного существа, в котором соединяют_ практичности и трезвости суждений, соперниче_ ству и лидерству. · серый — символ отгорожения от внешних воздей_ ствий и обязательств, опустошенности и усталости. Те, кто предпочитает этот цвет, интровертированы, склонны к рефлексии и избеганию конфликтов. · фиолетовый — символ таинственной магии и вол_ шебства. Те, кто выбирает этот цвет, склонны к созерцанию, отличаются тонкостью чувств, эмо_ циональной ранимостью, богатством воображения и оригинальностью мышления, которое подчинено чувствам. От этого — трудности социальной адап_ тации. · коричневый — символизирует чувство физиологи_ ческой усталости и переутомления, тягу к отдыху и восстановлению сил. · черный — символ земли, отказа от всяческих стремлений и жизни вообще. Несет в себе непри_ ятие сложившейся ситуации, противодействие внешнему давлению, протест против судьбы. В композиции выразительными средствами явля_ ются форма и фактура изображаемых предметов, их расположение в пространстве по горизонтали и вер_ тикали, что создает ощущение ритма и контраста. Ритм проявляется в чередовании на картине по_ вторяющихся линий, красок и пятен, что может пере_ давать спокойствие или напряженность изображения, быстроту или постепенность развития действия. Предлагаемые ниже задания ориентированы на развитие навыков идентификации и эмпатии. Преж_ де чем воплощать предлагаемый образ средствами живописи, в него надо постараться вжиться и почув_ ствовать его как составную часть своего духовного мира. Лучше всего такое эмпатическое вживание про_ исходит в процессе медитативного погружения в со_ здаваемый образ. 8_________ _______ 1. Нарисовать при помощи разнообразных линий в символическом или абстрактном варианте такие по_ нятия, эмоциональные состояния и образные пред_ ставления, как: «Гордость», «Свобода», «Честь», $____ !_ :______ ______________ ___________ __! (__) **_ _________ ______________ ________ __ развитости творческого мышления. Смена точки зре_ ния может кардинально влиять на оценку события или явления, и в этом огромное преимущество этих видов искусства перед другими. Сопротивление, которое оказывают тугая глина и пластилин, оказывается хорошим средством для пере_ вода нервного напряжение в мускульное, что способ_ ствует нормализации и улучшению психического со_ стояния творческого человека. __ 7_________3#_________ ________ Этот вид художественного творчества по традиции включает в себя роспись на посуде, вышивание, резьбу по дереву, плетение из соломки, изготовление вещей из папье_маше. Многие из этих изделий народного твор_ чества украшены сложными орнаментами, в основе которых лежат различные комбинации крестов, кругов, треугольников и квадратов. Простые на первый взгляд, эти фигуры оказываются древнейшими символами, несущими в себе и раскрывающими очень сложный потаенный смысл человеческого существования. Вот что пишет по поводу этих символов Ю.М. Лотман: «Архаи_ ческие символы — конденсаторы тысячелетнего опыта человечества: замкнутые фигуры — круг, треугольник, квадрат символизируют высшие надчеловеческие силы; крест, перекресток уже в санскрите обозначал выбор, судьбу, человеческие начала: разум и совесть»1. Современная наука насчитывает в различных куль_ турах и эпохах около 60 тысяч различных геометричес_ ких символов и знаков. С доисторических времен эти символы помогали людям осваивать в символической форме единство различных сфер жизни и упорядочи_ вать в своем сознании имеющийся в ней неструктури_ рованный хаос различных явлений. Прямые, ломаные и кривые линии наделялись поэтическим смыслом и не_ сли в себе определенный жизненно важный смысл, способствующий выживанию. При помощи символов на ранней стадии развития Человечества фиксировались различные явления и 1 Лотман Ю.М. Клио на распутье // Наше наследие. 1988. №5. С. 4. ся различные части не только животных, но так же растений и птиц. Например, нарисовать диковин_ ное животное, у которого голова — лягушачья, лапы как ветви дерева, ноги как у орла и хвост как у кота или крысы. Подобное соединение отдель_ ных частей тела часто просходит в сказках и ми_ фах. Примеры подобных образов — русалка, кен_ тавр, сфинкс, дракон. 16. По аналогии с известным проективным тестовым заданием нарисовать несуществующее живот_ ное — придумать несуществующее слово, нарисо_ вать его разными красками, объяснить, что с ним можно делать, где и когда употреблять. 17. Рисование несуществующего «волшебного» расте_ ния или дерева, у которого на стебле или на стволе растут различные овощи и фрукты. 18. Рисование пиктограмм, обозначающих, больницу, театр, ресторан, баню, аптеку. Желательно отхо_ дить от привычных штампов. 19. Рисование почтовых марок с изображением свое_ го города или деревни. 20. Рисование новых моделей одежды и обуви. 21. Рисование плакатов, рекламирующих и призыва_ ющих сберегать природу и окружающую среду, осваивать новые знания, стремиться к нравствен_ ному самосовершенствованию и вести здоровый образ жизни. 22. Рисование моделей фантастических автомобилей, самолетов, кораблей, яхт, велосипедов и детских колясок. __ <___)#___ _ __#__ Большинство приведенных выше заданий в облас_ ти изобразительного искусства можно выполнять в процессе лепки из пластилины или глины. Объемное выражение образа, возможное в этом случае, дает боль_ ший простор воображению, позволяет рассматривать создаваемый образ с разных точек зрения. Это в свою очередь развивает такую важную особенность творче_ ского мышления, как способность видеть мир не так, как его видят другие. Множественность точек зрения на один и тот же предмет или проблему — показатель $____ !_ :______ ______________ ___________ _ " (__) **_ _________ ______________ ________ _ + <_____ _____ Наблюдая за движениями звезд, солнца и луны, отмечая повторяемость дней, месяцев, времен года и лет, люди давно заметили, что все эти явления циклич_ ны и повторяются. Круг — основная форма движения материи в пространстве и во времени. Сама форма Солнца и Луны, главных божеств людей Древнего мира, говорила о том, что круг — главный символ Все_ ленной. Не случайно, что мотив круга так распространен в декоративных искусствах. Во многих культурах круг – символ солнца и, соответственно, жизни, которая бла_ годаря нему расцветает. Солнечная символика жизни во всех культурах несла в себе эту фигуру. В астрологии солнце обозначалось как кольцо с точкой посредине. У алхимиков этим же знаком обо_ значалось золото, в ордене розенкрейцеров — власть императора, дающего подобно солнцу жизнь его по_ данным. Такие понятия, как вечность, время люди пытались объяснить через форму круга, у которого нет ни нача_ ла, ни конца, ни направления, ни ориентировки. Небо воспринималось и до сих пор воспринимается многи_ ми людьми как купол, как небосвод, и поэтому форма круга соответствует всему небесному, возвышенному и духовному. В разного рода мистериях круг часто нес функцию защиты от злых сил. Вспомним гоголевского семина_ риста Фому Брута из повести «Вий», который в церкви чертил на полу вокруг себя круг, когда на него напа_ дали нечистые силы. К. Юнг полагал, что через форму круга можно оп_ ределить состояние человека, достигшего внутренней гармонии и определенного совершенства, в то время как квадрат больше подходит для описания человека разобщенного с самим собой и не достигшего нужной целостности. Круг, поделенный надвое, во многих древних куль_ турах символизировал день и ночь, лето и зиму. Символы противоположностей — инь и янь в Китае обозначались в виде круга, разделенного попо_ лам волнистой линией. Белая половина (Ян) включает материальные объекты, как_то: как засуха, наводнение, город, храм, гробница. Ими обозначались нравствен_ ные доблести и достоинства, такие как мужество, вер_ ность, справедливость. Многие произведения абстрактного искусства ста_ новятся нам ближе и понятнее, когда мы хорошо пони_ манием скрытое значение различных геометрических фигур. B_____ Особенно популярен в декоративно_прикладном искусстве многих народов был так называемый ме андр — ломаная под прямым углом линия, обозначав_ шая собой символов бесконечности жизни. В Древней Греции меандр ассоциировался с лабиринтом леген_ дарного царя Миноса. В Древнем Китае — с реинкар_ нацией и громом. Позднее меандр стал одним из типо_ вых видов орнамента во многих культурах. В декоративном искусстве меандр и ломаная тра_ пециевидная линия обычно связывались с символикой земли; волнистая линия — с воздухом; ряд незавершен_ ных спиралей в виде волн — с водой. 7____ _ __'_____ В язычестве вышивка, роспись и резьба по дереву выполняли функцию психологической защиты от потус_ тороннего мира, который был связан со смертью. В пред_ ставлениях древних славян мир имел две стороны — мир Яви, в котором они жили, и мир Нави, мир духов, куда душа человека попадала после смерти. Между ними находилась Правь — мировой закон, который разделял эти два мира и не допускал их смешения. Силы Нави не могли переступать порог и границу Прави, поскольку в ней обитали сами Боги. Декоративный орнамент в виде соответствующих фигур символизировал Правь и таким образом защищал человека от бед и напастей. Славяне, поклонявшиеся Солнцу, вышивали сол_ нечные символы красными нитками. Могли вышивать_ ся зигзагообразные рисунки, символизировавшие мол_ нии, и шестиконечные звезды — символы Перуна, бога грозы. $____ !_ :______ ______________ ___________ _ _ (__) **_ _________ ______________ ________ _ , стейшей форме крест был одним из первых символов Космоса — две перекрещенные линии символизирова_ ли четыре стороны света. Четыре конца креста симво_ лизировали не только их, но и четыре стихии окружа_ ющего человека мира — воды, земли, огня и воздуха. В индуизме и буддизме крест обозначал единство высшей и низшей сфер жизни, земной и неземной. Вер_ тикаль обозначала вознесение к небесным силам, энер_ гетические и нравственные характеристики человека. Горизонтальная перекладина символизировала земную жизнь. Левая ее часть ассоциировалась с про_ шлым, с бессознательным и с мраком. Правая сторо_ на — со стремлением к будущему и к движению из си_ туации. Андреевский крест с его двумя пересекающи_ мися линиями, означающими падение и подъем, сим_ волизирует взаимосвязь «двух миров», мира прошлого и мира будущего. В восточной традиции тот, кто созерцал крест в медитации, приобретал единство и гармонию Духа и Материи, земного и небесного. Считается, что крест — исключительно христиан_ ский символ. Но оказывается, что этот знак широко встречается и у тех народов, которые не знали христи_ анства. В Индии крест почитался как эмблема бога огня Агни. В Африке крест символизировал защиту и покро_ вительств верховных сил. Крест, вписанный в круг, обозначал верховную власть. В буддизме крест внутри круга обозначал колесо жизни. В Китае крест внутри квадрата — знак земли и стабильности. Свастика — крест с загнутыми концами, дающий ассоциации с вращательным движением — древний символ космической энергии, которой подобное дви_ жение присуще. Кресты и свастики — символы Огня и Солнца. Они широко использовались не только в восточной, и но в славянской символике. Закрученные по часовой стрелке, они обозначали женское начало и соответственно — женский оберег, закрученные про_ тив часовой — мужское начало и мужской оберег. Современные исследования сходятся в своем мне_ нии о том, что свастика является древнейшим индоев_ ропейским символом, обозначавшим во многих культу_ рах, но в первую очередь в индуистской, солнце, небо, в себя маленький черный круг, а черная половина (Инь) — белый. Эти символы обозначают постоянное присутствие в мужском начале женского, а в жен_ ском — мужского. Волнистая линия между ними — символ движения и взаимопроникновения одного в другого. Крылатый Круг обозначал божественный дух, нис_ ходящий на людей с неба; круг внутри круга — символ мужское начала; два круга — эмблема близнецов, два круга, соединенных между собой — союз неба и зем_ ли, а также союз новобрачных. Круг также — один из символов психики. Платон описывал ее как сферу, наполненную идеями и отно_ сящуюся к небесной жизни, в то время как квадрат и прямоугольник символизировали земную материю, тело и реальность. В дзен_буддизме круг символизировал одновремен_ но интуитивное озарение и совершенство человека. Округлые нимбы вокруг головы Христа и святых от_ цов церкви символизировали завершенность и гармо_ ничность их личности. Издавна у многих народов мира практикуются танцы в кругу — хороводы, пробуждающие мощные архетипические переживания. Через хороводы у всех членов племени пробуждалось необходимое чувство группового единства, общности и защищенности. На психологическим уровне люди, предпочитаю_ щие прочим фигурам круг, характеризуются как эмо_ циональные, с развитой эмпатией, способные ощущать чужую боль как свою собственную. В конфликтах они часто уступают, но стараются при этом найти нечто общее в крайностях и гармонию в противоположных точках зрения. <_____ _____ Этот символ восходит к древнейшему опыту чело_ вечества и представляет собой не что иное, как симво_ лическое изображение палочек для добывания огня, самого первого божества первобытных людей, символ тепла и произрастающей из него жизни. В религии и в искусстве на протяжении человече_ ской истории крест имел множество форм. В своей про_ $____ !_ :______ ______________ ___________ _ _ (__) **_ _________ ______________ ________ _ _ В послевоенные годы лицам, получившим высшее об_ разование, выдавался специальный значок в виде ром_ ба, на котором указывалось название вуза. Построение боевых отрядов в форме ромба — распространенное явление в тактических действиях различных родов войск. Считается, что лица, предпочитающие всем дру_ гим фигурам ромб, обладают высокой мотивацией и скрытым честолюбием. <_____ ______)____ Египетские пирамиды, азиатские ступы, архитек_ тура майя говорят нам о том, что треугольник имел для многих народов большое сакральное значение. В раз_ личных культурах треугольник символизировал огром_ ное количество явлений. Можно видеть его как знак плодородия, брака и достатка; как символ числа 3 и Божественной Троицы; как нерасторжимое единство трех составляющих явлений: рождение — жизнь — смерть, жизнь — смерть — новая жизнь (возрожде ние), тело — ум — душа, отец — мать — дитя. Три треугольника, соединенных между собой углами — символ Абсолюта, который можно увидеть в древних пирамидах, это также пифагорейский символ здоровья и вместе с тем — эмблема у масонов; Треугольник вершиной вниз символизировал жен_ ское начало, воду, силы подземного царства и луну (еги_ петский иероглиф). Треугольник вершиной вверх символизировал: мужское начало, огонь и небесные силы. Треугольник часто рассматривался и как символ серд_ ца, и как символ женского лона, и как символ трех этапов жизни человека — молодости, зрелости и старости. Свастика в треугольнике — символ космической гармонии. Треугольник в квадрате — объединение боже_ ственного и человеческого, небесного и земного, ду_ ховного и телесного. Треугольник внутри круга — троичность в едином. Два пересекающихся треугольника — божествен_ ность, соединение огня и воды, победа духа над мате_ рией. свет, вспышку зигзагообразной молнии и воду. Свас_ тика была эмблемой Великого Бога, Создателя и Пра_ вителя Вселенной, позже она получила значения, свя_ занные с культами Будды и Христа. Как свидетельствует Р. Багдасаров, санскритское восклицание «свасти!» переводится, в частности, как «благо!» и по сей день звучит в ритуалах индуизма, обрамляя произнесение священного слога АУМ («АУМ Свасти!»). В нацистской Германии, в которой оккультным на_ укам придавалось огромное значение, этот символ жизни стал олицетворять имперские завоевательские амбиции, и в сознании остального мира он, к сожале_ нию, стал ассоциироваться с регрессом, авторитарной диктатурой и человеконенавистничеством. <_____ _______ Квадрат — символ устойчивости, основательности и солидности наблюдаемого явления. В восточной кар_ тине мира он рассматривался как символ взаимодей_ ствия четырех стихий: огня, воздуха, воды и земли. Сама фигура квадрата суммарно представляла собой пятую стихию — «эфир». Квадраты в архитектуре часто являются опорой для всего остального сооружения. В них заложена надеж_ ная статика и устойчивость земного существования. Поэтому в архитектуре Древней Греции все колонны всегда ставились на квадратное основание. Те, кто из всех прочих фигур предпочитает квад_ рат, с психологической точки зрения характеризуются трудолюбием, усердием, потребностью доводить нача_ тое дело до конца. Они приверженцы строгих правил и порядков, хорошо планируемой и предсказуемой жизни. <_____ ___-_ Ромб — фигура, полученная из растяжения проти_ воположных углов квадрата. Считается, что этот знак имеет воинственный оттенок и нацелен на захват и достижение больших целей. В Красной Армии ромбы вшивались в петлицы высшего командного состава. $____ !_ :______ ______________ ___________ _ _ (__) **_ _________ ______________ ________ _ _ вами, это изображение упорядоченного и гармонич_ ного мира. Одним из первых, кто обратился к научному изуче_ нию древних геометрических символов, был австрий_ ский психолог Карл Юнг. Изучая сакральные (т. е. свя_ щенные) символы Востока, он предположил, что один из них — мандала — есть выражение тоски человека по гармонии с природой и окружающими его людьми. Мандала представляет собой сложную геометри_ ческую композицию, в которой делалась попытка объяснения окружающего человека Вселенной. Наиболее характерная схема мандалы представля_ ет собой внешний круг с вписанным в него квадратом; в этот квадрат в свою очередь вписывался внутренний круг, периферия которого обычно обозначалась в виде восьмилепесткового лотоса или восьми членений, ко_ торые этот круг делили на сегменты. Квадрат был ори_ ентирован по сторонам света, которые обозначались в ламаизме так: север — зеленый, восток — белый, юг— желтый, запад — красный. Центр соотносился с голу_ бым цветом. Круг, как мы видим, является главным элементом, объединяющим все элементы мандалы. Согласно К. Юнгу, мандала представляет собой одно_ временно и своеобразную модель Вселенной, и выраже_ ние идеи духовного ядра человеческого существования. В ней, таким образом, объединяются макрокосм Вселен_ ной и микрокосм человеческого духа, достигается идея внутреннего примирения и единства человека с приро_ дой. Рисование мандал, составленных из кругов, треу_ гольников, квадратов и прямоугольников, может стать одним из эффективных приемов развития творческого мышления, в котором проявляются мотивы коллектив_ ного бессознательного. Рисование мандал является также эффективным психотерапевтическим средством, чему на Востоке посвящено большое количество спе_ циальной литературы. Простой подсчет количества тех или иных фигур может выявить преобладающие на данный момент тенденции в развитии личности. Все эти данные о мифопоэтическом значении раз_ личных геометрических символов заставляют нас по_ иному смотреть на абстрактное искусство, которое ча_ В древних культурах треугольник — символ власти и лидерства, энергии, направленной на захват и достиже_ ние цели. Те, кто предпочитает этот символ, честолюбивы и прагматичны, способны к сильному соперничеству и конкуренции. В сегодняшней символике прямоугольные треугольники с вытянутым острым углом — эмблемы армейских разведгрупп и подразделений спецназа. Два заключенных в круг пересекающихся треу_ гольника, у одного из которых вершина направлена вверх, а у другого вниз, символизировали в восточной философии единство мужского и женского начала в природе, личного эго с безличным Универсумом. $_______ Гексагон — правильный шестиугольник — символ изобилия, красоты, гармонии, свободы, брака, любви, милости, удовольствия, мира, взаимности, симметрии. Он обозначал также образ человека (две руки, две ноги, голова и туловище), пифагорейский образ жизни и бла_ гой судьбы. Наличие углов и форма, близкая к кругу, позволяла древним людям соотносить гексагон одновременно с иде_ ей энергии и мира, покоя и движения, а также с солнцем. F_____ Этот знак символизирует одновременно саму молнию, ее вспышку и дождь, дающий плодородие. Зигзаг являет_ ся атрибутом всех богов бури. Вавилонский бог Адад дер_ жит в руке зигзаг или пучок из трех языков пламени. Зигзаг имеет то же значение, что и трезубец и гром. Зигзаг — символ оригинальности, непредсказуе_ мости и смелости. Тех, кто предпочитает этот знак, мож_ но отнести к творческим людям. Они обладают повы_ шенной возбудимостью, восторженностью и энтузиаз_ мом, способным увлечь за собой многих людей. B______ Основные значения термина «мандала» в буддиз_ ме — это измерение и мир. Мандала есть символи_ ческое изображение чистой земли будд, другими сло_ $____ !_ :______ ______________ ___________ _ ! (__) **_ _________ ______________ ________ _ 12. Симакова И.Л. Традиции русской народной вышив_ ки в художественных промыслах XIX–XX веков. М., 2000. 13. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997. _ /_______ Развитие творческих способностей в области лите_ ратуры включает в себя огромное количество приемов и методов, которые помогают осваивать навыки твор_ ческого самовыражения через включение в определен_ ные виды деятельности. Здесь мы видим освоение на_ выков в области различных систем стихосложения и поэтических размеров, правила построения композиции, понимание значения темы, мотива, фабулы, сюжета. Одним из главных моментов в литературном твор_ честве является умение автора через механизмы эм_ патии вживаться в мир создаваемых литературных героев и жить их жизнью. Другим очень важным моментом в данном виде творчества является достаточный словарный запас слов, который позволяет выражать все то, автор чув_ ствует и думает. Приводимые ниже упражнения направлены на развитие соответствующих способностей. 8_________ _______ 1. Составление слов из букв какого_нибудь слова. Например, «костер — сор, кот, рот, ток, тес». 2. Поиск слов, выражающих примерно одно и те же содержание (синонимов). Например, к слову печаль ный можно подобрать слова: грустный, задумчивый, элегичный, меланхоличный и т.д 3. Нахождение ассоциацией между отдаленными словами. Пример: Молодость — изумруд. Связываю_ щее слово — зеленый. Или: Характер — часы. Связу_ ющее слово — золотой. 4. Слово — шаг. На каждый шаг называть: – любые слова на конкретную букву алфавита; – имена; – названия кулинарных блюд; – города на букву А и т. д. сто представляет собой причудливое и хаотичное нагро_ мождение треугольников, кубов, квадратов, кругов и спи_ ралей. Его можно представить как желание художника через всевозможные комбинации этих геометрических форм на бессознательном уровне почувствовать един_ ство мира во всем его многообразии, ощутить свое ме_ сто в нем и на символическом уровне слиться с ним. 8_________ _______ 1. Нарисовать или вырезать из дерева свой соб_ ственный оберег. 2. Нарисовать флаг и герб своей семьи, используя значения различных геометрических символов. 3. Нарисовать мандалу, отражающую: |