пс и пед худ творчества. Психология и педагогика художественного
Скачать 2.25 Mb.
|
· экстравертированность личности и демонстратив_ ная акцентуация; · высокая самооценка, общая психологическая ус_ тойчивость, низкий уровень нейротизма, уверен_ ность в своих силах; · хорошее физическое самочувствие; · адекватный уровень активации, умение легко пе_ реносить груз ответственности. Ответственность всегда вызывает у большинства людей определен_ ный уровень тревоги. Превышение оптимального уровня активации, т. е. ситуация сверхответствен_ ного выступления, например, при прослушивании на конкурсах и смотрах, может вести к снижению качества исполнения; Негативно влияют на качество исполнения: · наличие внутриличностной тревожности; · слишком сложная программа и отсутствие запаса прочности со стороны профессионального мастер_ ства; · ситуация сверхответственного выступления. · интровертированость и общая тенденция добивать_ ся хорошего результата в изоляции. __ __________ ______ #_-____'_ _'__#____4 Преодоление стресса публичного выступления должно происходить сразу по нескольким направле_ ниям. Это: Правильное определение сферы своей профессио нальной деятельности. Как правило, те, кто испытывает чрезмерно силь_ ное волнение перед публичным выступлением, обла_ дают высоко чувствительной и, скорее всего, слабой нервной системой. Для таких людей артистическая де_ ятельность в виде публичного выступления представ_ ляется настоящей пыткой. Вспомним хотя бы мучения Шопена и Чайковского перед публичными выступле_ ниями. Если им удается получить специальное образо_ вание, то наилучшая сфера приложения их сил, как показывает практика, — педагогическая деятельность или творческая и исследовательская работа, связанная не с публичным показом своих возможностей, а с со_ выделением в кровь адреналина, а боевой настрой — с выделением норадреналина. Зависит сила волнения перед выступлением и от общей тревожности человека. Психологи разделяют тре_ вогу на два вида — на ситуативную и на личностную. Ситуативная тревога быстро уходит, когда трудный этап пройден, например, сдан экзамен. Личностная тре_ вога связана с повышенным уровнем нейротизма и с общей психоэмоциональной неустойчивостью. Она при_ сутствует в человеке постоянно и никуда не уходит даже после успешного завершения трудной ситуации. Больше всего подвержены страху публичного выступления имен_ но лица с подобной внутриличностной тревожностью, у которых волнение при неблагоприятных условиях пере_ растает все мыслимые границы нормы, превращается в панику и ведет к провальному выступлению. Выполнение работы в ситуации эмоционального напряжения психологи описывают при помощи закона «Йеркса–Додсона». Согласно этому закону, психоэмо_ циональное возбуждение увеличивает точность выпол_ нения работы до некоторого предела. Выход за преде_ лы, слишком высокий уровень эмоционального возбуж_ дения негативно сказывается на качестве исполнения. Положительно на качество выступления влияют: · отсутствие внутриличностной тревожности; · хороший уровень подготовленности и общего про_ фессионального мастерства. Обладание запасом его прочности; $____ "+_ __.________)_'_ _______ _ ___________ _"" (__) **_ _________ ______________ ________ _"+ денных за клавиатурой, избегать износа нервов, ослаб_ ления воли. Я знаю, что нужно много смелости и боль_ шое упорство, чтобы сегодня осуществлять подобную программу жизни. Ради своего искусства приходится жертвовать многим. Артистическое ученичество стало героизмом, ибо наш век суров к ученикам Аполлона»1. __'2____ ______ ___0____0__ ________ __ __#________ #___________ __ _____ #_-_______ _'__#_____ Исследования в области успешности публичного выступления показывают, что если музыкант или ак_ тер полностью концентрируется на исполняемом, будь то драматическая роль или же музыкальное произве_ дение, то качество игры значительно увеличивается по сравнению с тем, когда артист думает о том, какое впечатление он произведет на публику. К.С. Стани_ славский говорил об узком и широком круге внимания актера, выходящего на сцену. Под узким вниманием он имел ввиду направленность актера только на то, что он делает на сцене. Под широким — мысли о том, как он выглядит перед зрителями и что они скажут о его исполнении. В целях уменьшения волнения К.С. Ста_ ниславский советовал начинающим находиться в уз_ ком круге внимания, и тогда актер имеет все шансы хорошо справится с ролью. Современные исследова_ ния подтверждают рекомендацию К.С. Станиславско_ го о необходимости думать в первую очередь об испол_ няемом, а не о реакции публики. ?_______ ___'___ __________4 _________ _ ________ A8 _ _____0__ В структуре исполнительского действия всегда присутствуют два элемента — программирующий, свя_ занный с формированием нужных представлений в коре головного мозга, и исполнительный, связанный с непосредственным выполнением движения. Между ними существует неразрывная связь, которую устано_ вили независимо друг от друга французский химик 1 Цит. по: Выдающиеся пианисты_педагоги о фортепианном искусстве. М., 1966. С. 232. зданием художественных произведений в тиши и в уединении. Шостакович был очень хорошим пианистом и даже выступал на конкурсе имени Шопена в Варшаве вме_ сте с Л.Н. Обориным в 1927 г. Там он получил только диплом, чем был очень раздосадован. Если бы Шоста_ кович продолжал бы в своем упорстве оставаться кон_ цертирующим пианистом, то отечественная культура лишилась бы выдающегося композитора. __'2____ ______ ________ _ _________)_'_ _______ Мастерство исполнителя, с одной стороны, связа_ но с художественным образом, а с другой — с цирко_ вым искусством, требующим ювелирной точности дви_ жений. Это относится в первую очередь к музыкантам_ инструменталистам, танцовщикам и, разумеется, ар_ тистам цирка. Доведение нужных движений до полно_ го и абсолютного автоматизма — либо в речевом аппа_ рате, как это требуется актерам, либо в движениях пальцев рук, как это требуется музыкантам_инструмен_ талистам, либо в движениях тела, как этого требует профессия артиста цирка, придает уверенности и яв_ ляется залогом успешного выступления. C___#_____ _-6___ .__________ ______)_ _ ___________ Артистическая деятельность очень трудна и требу_ ет большой затраты как чисто физических, так и психи_ ческих сил. Богемный образ жизни, связанный с весе_ лым и беззаботным времяпрепровождением, часто не дает талантливому человеку реализовать все те возмож_ ности, которыми его наделила природа. Подобный об_ раз жизни погубил немало самобытных артистов, — и актеров, и музыкантов, и художников, и писателей. Здесь хочется привести высказывание известной фран_ цузской пианистки Маргариты Лонг, которое можно ад_ ресовать не только музыкантам, но и всем другим арти_ стам: «Пианисту предстоит вести жизнь с добросовес_ тностью спортивного чемпиона, уметь защищать свое здоровье, строго следовать правилам физической и моральной гигиены, подходящим для того, чтобы пре_ одолевать утомление от многочисленных часов, прове_ $____ "+_ __.________)_'_ _______ _ ___________ _"_ (__) **_ _________ ______________ ________ _", 2. Мысленные представления необходимо пропус_ кать через двигательный аппарат, вызывая в нем соот_ ветствующие ощущения в виде свернутых движений. 3. Точности выполнения движения помогает его проговаривание в громкой речи. Например: «Этот ак_ корд поставить крепко на пальцы от всей руки», «В этой фразе сделать акцент на слове “никогда” как можно сильнее», «при исполнении фуэте “держать точку”». 4. Выполнение движения в идеомоторном плане надо начинать с медленного темпа, чередуя его впо_ следствии с медленным и быстрыми темпами. 5. При выполнении движения в реальном плане следует сосредотачиваться не на общей успешности или неуспешности выступления, а на конкретных действи_ ях, ведущих к нужному результату. Например, «Здесь играть строже и ритмичнее», «В этом месте больше сде_ лать взмах рукой». Подобные самоприказы свидетель_ ствуют о навыках самоконтроля и необходимом контро_ ле своих действий со стороны внешнего наблюдателя. Даже когда действие хорошо освоено, идеомотор_ ные упражнения не следует прекращать, т. к. они по_ зволяют поддерживать программирующий элемент движений в надлежащей форме. Умение выполнять действие в уме до начала пуб_ личного выступления представляет собой более рацио_ нальный вид работы по сравнению с тем, который пси_ хологи называют методом «проб и ошибок». В этом слу_ чае действие сначала выполняется, а потом исполнитель видит, что сделал что_то не так, как надо. В этом случае контроль осуществляется не до действия, а после него. Осмысливается и замечается ошибка, которую уже нельзя исправить. На основе многократных повторений можно добиться желаемого результата, отбрасывая дви_ жения, которые не приводят к цели. Но, работая таким образом, исполнитель должен помнить, что каждое не_ верное и неточно выполненное движение оставляет в программирующей части мозга свой след, который остается в нервно_мышечной памяти двигательного ап_ парата. В состоянии нервного напряжения, вызванного сценическим волнением, эти следы могут легко растор_ мозиться, оживиться и испортить исполнение. Одна из распространенных ошибок, которую допу_ скают исполнители, осваивающие идеомоторные пред_ Шеврель и английский физик М. Фарадей. Суть прове_ денных ими экспериментов состояла в следующем: на первую фалангу указательного пальца наматывалась нитка длинной 70–80 см с прикрепленным к ней грузом. Если вытянуть руку, сосредоточить внимание на этом грузе и представить себе мысленно, что он начинает рас_ качиваться подобно маятнику, то груз через какое_то время действительно начинает раскачиваться и двигать_ ся по той траектории, которую человек себе представит— вправо_влево или по кругу. Мысль или представление, рожденные в мозге, непроизвольно, как бы сами собой вызывают моторную реакцию, отчего подобные явления и получили название идеомоторных актов. Хороший уровень подготовленности к выступле_ нию проявляется в том, что исполнитель отчетливо может представить себе весь процесс своего выступ_ ления в своем сознании. Однако такое случается дале_ ко не всегда. Выполнение исполнительского движения без предварительного его осознания — весьма распро_ страненная ошибка как среди музыкантов, так и среди актеров и танцовщиков. Освоение новых видов движе_ ний могло бы проходить значительно быстрее, если бы начинающие артисты знали бы о пользе идеомоторных актов. В момент их выполнения в коре головного мозга рождается тот же самый электрический импульс, как и при реальном движении, что ведет к укреплению ней_ ронных следов мозговой памяти. Опытные музыканты, танцовщики, актеры, спорт_ смены широко применяют такую репетиционную рабо_ ту в уме, что помогает им добиваться хороших резуль_ татов с меньшими реальными физическими усилиями. При выполнении идеомоторных упражнений не_ обходимо соблюдать следующие условия. 1. Сформировать движение сначала мысленно и только потом выполнять его в реальном действии. Для выполнения движения в идеомоторном плане надо спо_ койно сесть, расслабиться, закрыть глаза, войти в ауто_ генное состояние или состояние медитативного погру_ жения и мысленно выполнить движение, по возмож_ ности проговаривая его про себя. При ошибках в реальном действии следует снова вернуться к программирующей части движения и скор_ ректировать его. $____ "+_ __.________)_'_ _______ _ ___________ _"_ (__) **_ _________ ______________ ________ _"_ торые терпели неудачи, но в конце концов добива_ лись успеха. :____ _ _______ __-_' _____ Художественное творчество помимо того, что оно способно приносить любому артисту огромную ра_ дость, требует для своего воплощения огромного коли_ чества труда, часто изматывающего и изнурительного. Это особенно касается музыкантов, танцовщиков и цирковых артистов, у которых профессионализм тесно связан с физическими действиями. Малейший сбой в техническом аппарате у представителей этого вида творчества ведет либо к разрушению качества худо_ жественного образа, либо к физической травме. К.С. Станиславский закончил свою книгу «Работа актера над собой» следующими словами: «Только знать систему — мало. Надо уметь и мочь. Для этого необхо_ дима ежедневная, постоянная тренировка, муштра в течение всей артистической карьеры. Певцам необходимы вокализы, танцовщикам — экзерсисы, а сценическим артистам — тренинг и мушт_ ра по указаниям «системы». Захотите крепко, прове_ дите такую работу в жизни, познайте свою природу, дисциплинируйте ее, и, при наличии таланта, вы ста_ нете великим артистом». Минимальным количеством ежедневных занятий, необходимым для поддержания достаточного уровня профессионализма, судя по высказываниям многих методистов, и в искусстве, и в спорте являются занятия продолжительностью три часа. Для достижения высо_ ких результатов и продвижения вперед требуется от 5 до 7 часов занятий, а иногда даже и больше. Согласно рекомендациям гигиенистов, самая слож_ ная работа должна проводиться в утренние часы, когда мозг свеж и внимание не притуплено. При этом каждые 50 минут надо делать небольшой перерыв до 10 минут до наступления утомления. Перерыв более 15 минут неже_ лателен, т. к. теряется темп работы и состояние «врабо_ танности», после чего приходиться снова тратить время и усилия на достижение этого рабочего состояния. Очень важно в начале трудового дня постепенное вхождение в рабочий ритм. И.П. Павлов в своих тру_ ставления, заключается в том, что в момент его выпол_ нения они находятся в положении стороннего наблюда_ теля, при котором мозг знает, как выполнить то или иное движение, но нужная программа действий не перехо_ дит на исполнительский уровень, т. е. уровень конкрет_ ных движений. Этот разрыв можно преодолеть, только пропуская нужное движение через весь мышечно_дви_ гательный аппарат, вызывая нужные в нем ощущения. __________ _______'_ #________4 __________ _'__#_____ Как бы ни был талантлив исполнитель, в его жизни обязательно случаются неудачные выступления. Мо_ ральные переживания от этого бывают очень тяжелы_ ми, поэтому очень важным оказывается умение эти пе_ реживания преодолевать. Современная психология на этот счет может предложить следующие рекомендации: · выпить холодной воды и успокоиться; · хорошим средством успокоения служат: медлен_ ный продолжительный бег, воздушная ванна, про_ хладный душ, дыхательная гимнастика с удлинен_ ным выдохом на звук «Сссс». · отнестись к неудачному выступлению как к собы_ тию, из которого можно вынести полезные уроки (больше заниматься, улучшить физическую подго_ товку, научиться концентрации внимания и навы_ кам релаксации и т. д.); · когда начинают одолевать тяжелые мысли, надо знать, что в этот момент работает преимущественно правое полушарие. Активизация работы левого по_ лушария может значительно снизить остроту пере_ живания. Его выключение и активизация левого полушария дает эйфорию. Для этого полезно занять_ ся анализом ошибок, проговаривая их вслух и запи_ сывая в дневнике. Планирование будущих действий и распорядка занятий, пересмотр режима дня так_ же способны облегчить эмоциональное состояние. |