Главная страница

пс и пед худ творчества. Психология и педагогика художественного


Скачать 2.25 Mb.
НазваниеПсихология и педагогика художественного
Анкорпс и пед худ творчества.doc
Дата15.01.2018
Размер2.25 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлапс и пед худ творчества.doc
ТипКнига
#14009
страница23 из 35
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   35

· умение видеть в предмете или в ситуации как

можно больше различных признаков;

· развитие чувствительности к мельчайшим деталям;

· умение видеть предмет с иной точки зрения, для

чего необходим отказ от эгоцентричной установки;

· умение видеть и воссоздавать целое из отдельных

его частей.

Главное при выполнении упражнений — не столько

их техническое совершенство, сколько способность

показать через внешнюю форму — движение, позу,

интонацию, пластику и мимику, краски и композицию—

внутреннее содержание и состояние человека.

,_ 8___0

Тело человека — его самый первый инструмент

познания, преобразования окружающего мира и при_

$____ !_ :______ ______________ ___________

___

(__) **_ _________ ______________ ________

___

оставаться максимально свободным, чтобы руки, голова,

плечи, таз могли двигаться независимо друг от друга.

Помимо этого, современный танец обогащается

многими специализированными спортивными движе_

ниями, взятыми из восточных боевых искусств и оздо_

ровительных гимнастических комплексов – ушу, аэро

бики, акробатики и калланетики. Легко заметить, что

репертуар движений в современном танцемодерн на_

много разнообразнее, чем в классическом.

Прежде чем приступить к приобретению творче_

ских навыков в области хореографии, надо постарать_

ся освоить большое количество элементарных движе_

ний, выполняемых отдельно каждой частью тела. Все

движения, которые свойственны человеку, можно клас_

сифицировать следующим образом. Это движения:

– вверх_вниз;

– вперед_назад;

– вправо_влево.

Вращательные движения всего тела вокруг своей

оси, выполняемые как в вертикальном положении, так

и в горизонтальном и в каждой его отдельной части:

круговое по часовой стрелке;

– круговое против часовой стрелки.

– в виде лежащей цифры восемь (знак бесконечности).

Движения могут быть прямые, совершаемые в

одной плоскости, и перекрестные, совершаемые в раз_

ных плоскостях. Вращения могут выполняться на но_

гах, на руках, на голове, на спине и на животе.

Каждый вид движения выполняется каждой час_

тью тела, которая может двигаться:

–пальцами рук;

– кистями;

– локтями;

– предплечьями;

– плечами;

– головой;

– глазами;

– нижней челюстью;

– тазом;

– бедрами;

– коленями;

– ступнями;

– пальцами ног.

свою подвижность, гибкость, репертуар привычных

движений, человек устраняет не только двигательные

блоки и мышечные зажимы, но и психологические

барьеры, стоящие на его пути к счастью, что делает

его жизнь более радостной. Предлагая человеку дви_

гаться несколько по_другому, нежели привычным спо_

собом, танец через движение изменяет направление и

строй мыслей человека.

Таким образом, представление человека о самом

себе, его образ самого себя оказываются самым тес_

ным образом связаны с его телом. Тот, кто отвергает

свое тело и не любит его, часто отвергает и самого себя,

нередко загоняя себя в апатию и депрессию. Интегра_

ция тела с «Я_концепцией» личности приводит к повы_

шению самооценки и улучшению состояния внутрен_

него мира.

В современной хореографии отчетливо прослежи_

ваются две тенденции развития.

Первая из них связана с классической французской

балетной школой, сформировавшейся во второй поло_

вине XIX в. благодаря творчеству Мориса Петипа и его

последователей. Эти традиции классического танца

прочно живут до сих пор в мало изменяемом виде.

Вторая тенденция берет свои истоки в обобщении

искусства танца различных народов мира. Это так

называемый современный танец, танецмодерн, в

котором мы видим причудливое соединение классичес_

кого балета с элементами танца негритянских, араб_

ских и индийских традиций. Огромный вклад в это

направление внесли такие выдающиеся хореографы,

как Айседора Дункан, Рут СенДени, Марта Грэхэм,

Мэри Вигман, Мэрианна Чейс, Петра Клейн.

Особенностью классического танца является тре_

бование к танцовщику держать тело строго вертикаль_

но, для чего необходим высокий тонус мышц брюшно_

го пресса и ягодиц. Благодаря этому все движения

выполняются как бы из единого динамического цент_

ра, что создает целостность и законченность каждого

движения.

В современном неклассическом танце, основанном

на обобщении многих фольклорных танцев, существен_

ным является принцип организации движения из раз_

ных центров тела. Тело в современном танце должно

$____ !_ :______ ______________ ___________

___

(__) **_ _________ ______________ ________

___

Вес — насколько я чувствую свой вес? А следова_

тельно — опору, поддержку, связь с землей? Могу ли

я доверить свой вес, свое тело в его взаимодействии с

гравитацией другим людям?

Течение — насколько направленны мои движения?

Насколько я могу «держать» цель, определенный ритм

и стиль движения? Как часто и какие части тела «вы_

падают» из направленного движения? Как много нео_

сознанного хаоса в моем теле?1

На основе системы Р. Лабана может быть создано

большое количество разнообразных тематических

танцев, а также упражнений, развивающих как лич_

ность, так и технику движений.

Почти все танцы всегда сопровождаются музыкой

и ритмом, задающими скорость и структуру движений.

Ритмические танцы помогают восстанавливать функ_

ционирование в организме процессов торможения и

возбуждения и тем самым оздоравливают человека,

поскольку любое заболевание означает сбой ритмиче_

ских процессов в организме. Ритмические танцы спо_

собны вводить человека в двигательный транс, связан_

ный с измененным состоянием сознания, который

сродни ощущению, возникающему в момент двигатель_

ной медитации, имеющей богатую традицию исполь_

зования в различных религиях.

Далее мы приводим примеры тематических танцев,

разработанных в рамках направлений танцевально_

двигательной терапии и ритмической терапии. Испол_

нять их следует в свободной форме. Главное в испол_

нении – не техническое совершенство движения, а

свобода и спонтанность выражения самых разных

чувств, возникающих в связи с переживанием как

радостного, так и травматического опыта. Таким обра_

зом, благодаря танцу жизнь проживается как бы дваж_

ды — в реальности и на уровне ее символического

выражения в танце. Это придает жизненному опыту

необходимую законченность, полноту и осмысленность.

Музыку для предлагаемых ниже танцев можно

взять из репертуара эстрадно_симфонических оркест_

ров под управлением Поля Мориа и Джеймса Ласта.

1 См. об этом: МалкинаПых И.Г. Телесная терапия. Справоч_

ник практического психолога. М., 2005. С. 535–536.

Освоив эти элементарные движения, в современ_

ных танцах произвольно соединяют движения отдель_

ными группами мышц и частями тела, например, пра

вая рука — левая нога, правая рука — правая нога.

В танцевальной системе, разработанной англий_

ским хореографом Рудольфом Лабаном во второй по_

ловине XX в., структура любого движения регистри_

руется на основании четырех факторов:

· пространства;

· силы;

· времени;

· течения.

Исходя из разных их параметров, Р. Лабан рас_

сматривает восемь базовых типов усилий, на которые

можно разложить любое движение:

прямые — многофокусные движения, которые от_

ражают фактор пространства;

сильные — легкие, которые отражают фактор силы;

быстрые — медленные, которые отражают фактор

времени;

ограниченные — свободные, которые отражают

фактор течения.

Подобные подход позволяет легко диагностировать

двигательный репертуар танцовщика и позволяет арт_

терапевту выстраивать программу творческого и лич_

ностного развития его клиента, двигаясь от ограниче_

ний к свободе, а от ригидности — к разнообразию.

Далее различные движения соотносятся с чувства_

ми и отношениями танцующего, что позволяет им

углубиться внутрь себя и осознать причины своей ри_

гидности и ограниченности. Продуманная система

вопросов, активизирующая самоанализ, помогает свя_

зать движение с внутренним миром.

Пространство — как много места я позволяю себе

занять в жизни среди других людей? Насколько я чув_

ствую «свое» пространство? Как я вхожу в простран_

ство других людей? Какие зоны пространства мною

освоены и используются, а какие нет?

Время — какой ритм более органичен для меня?

При каком ритме — быстром или медленном — я чув_

ствую себя более уверенным, более осознающим, бо_

лее испуганным? Могу ли я освоить разнообразие

ритмов?

$____ !_ :______ ______________ ___________

__!

(__) **_ _________ ______________ ________

__

Бога. Постарайтесь в танце рассказать ему о вашей

жизни, о том, что вы достигли, что не достигли, перед

кем вам надо покаяться и попросить прощения.

8. Танец смерти. Представьте себя в виде собствен_

ного скелета. В сиянии полной луны, на заброшен_

ном кладбище вы встаете из могилы и начинаете

танцевать. Почувствуйте, как движется скелет и как

постукивают кости. Танец отлично прорабатывает

различные страхи и избавляет от них.

9. Танец новорожденного. Представьте себе, что вы

только что родились и начинаете свою жизнь за_

ново, с чистого листа. Посмотрите на мир чистыми

глазами ребенка, так, как будто вы видите его в пер_

вый раз.

10. Танец «Визитная карточка».

11. Танец любви. Выразите в своем танце ощущения

любви к жизни; вы — сама любовь, которая изли_

вается из вашего сердца на весь окружающий мир.

12. Танцы времен года: Осень — Зима – Весна – Лето.

13. Метаморфозы. Танец превращений — танцы ли

чинки, гусеницы, куколки и бабочки. На символи_

ческом уровне эти танцы отражают различные

этапы становления и развития личности человека.

14. Имитация в танце движений животных — Непово

ротливый бегемот, Проворная змейка, Парящий орел,

Шустрый Заяц, Медлительная черепаха и т. д.

15. Имитация в танце движений природных явлений

и стихий – « Растущий цветок», «Бег ручейка»,

«Танец морских волн», «Восход солнца», «Мерцаю

щая звезда».

16. Выражение в танце под музыку соответствующего

характера основных архетипических образов —

Героя, Матери, Мудреца, Дитя.

8__0' _ #___

4. Вальс на ниточке. Представить, что к носу партне_

ра прикреплена ниточка и за эту ниточку другой

партнер его «водит за нос».

5. Танцы полярностей. Здесь могут быть организова_

ны такие взаимодействия как: «Мать и дитя», «Ге

рой и его противник», «Шустрик и Мямлик», «Муд

рец и глупец»,

Их музыка насыщена современными ритмами, богат_

ством мелодий и отвечает требованиям самого высоко_

го художественного вкуса. Очень экспрессивна и хо_

рошо подходит для выражения в танце самых разнооб_

разных чувств музыка аргентинского композитора

Астора Пьяццолы.

8__' ___ __0__

1. Визуальный танец. Поставьте любимую музыку,

лягте на пол и расслабьтесь. Представьте самого

себя танцующим. Следует созерцать и держать в

сознании одновременно два образа — танцующий

и наблюдающий.

2. Танец частями тела. Представьте, что ваше тело в

полном покое и только кисть одной руки может

танцевать. Далее танцуйте по отдельности всеми

указанными выше частями тела, вплоть до каждого

пальца руки и ноги. Можно сделать и парный та_

нец — руки и ноги, шеи и таза и т. д.

3. Танец с самим собой. Выполняется перед зеркалом.

Начинайте двигаться под медленную музыку.

Представьте себе, что вы видите себя впервые.

Каково ваше впечатление? Как бы вы отнеслись к

человеку, которого видите в зеркале? Что в вашем

танце характеризует вашу индивидуальность и

отличает от других? Поищите новые движения для

обогащения своих чувств.

4. Танец на просторе. Представьте себя в окруже_

нии бесконечного свободного пространства — в

космосе, в океане, в степи. Танцуйте, растекаясь в

пространстве, в котором тело теряет свои грани_

цы. Представляйте, как все ваши проблемы уходят

в бесконечность.

5. Танец животных сил. Представьте себе то живот_

ное, которое вам симпатично и на которое вы хо_

тели бы походить. Войдите в его образ и почувствуй_

те с ним внутреннюю связь. Опишите в танце его

обычный день.

6. Мое имя. Выразить в танце свое мироощущение и

связанное с ним свое имя.

7. Последний день. Представьте себе, что наступил

последний день вашей жизни и вы танцуете для

$____ !_ :______ ______________ ___________

__"

(__) **_ _________ ______________ ________

__+

др. импровизировать ритмический рисунок, а за_

тем и мелодию основных эмоциональных состоя_

ний — печали, радости, спокойствия и гнева.

2. То же самое задание в отношении выражения

архетипов коллективного бессознательного — Ге

роя, Матери, Мудреца, Дитя.

3. Импровизировать ритмический рисунок, а затем и

мелодию основных природных стихий – Земли,

Огня, Воды, Воздуха.

4. Импровизировать произнесение своего имени с

различными интонациями – радости, уныния, во

сторга, гнева и т. д.

5. Сочинять абстрактные стихотворения типа:

Фенора мега трани фога

Беданис куртис парвин док,

Ачера морга фера турна

Мешадра вона мергис спок.

Следует почувствовать тембровую краску гласных

и согласных и то настроение, которое может за ней сто_

ять. Например, гласная а — открытая, светлая, легкая,

радостная. Гласная у — мрачная, приземленная, тяже_

лая. Далее читать стихотворение в различных эмоци_

ональных модальностях, используя словарь признаков

характера звучаний, разработанных в исследовании

В.Г. Ражникова.: — радостно, спокойно, элегично, вла

стно, грозно, странно, дерзко и т. д.1

6. Интонировать голосом эти же эмоциональные со_

стояния без текста, превращая стихотворение в ме_

лодическое интонирование.

7. Выполнить абстрактную импровизацию на форте_

пиано, передавая кластерами аккордов художе_

ственный образ, выражающий то или иное настрое_

ние.

8. Проговорить диалог Шустрика и Мямлика, кото_

рые собираются кататься на лыжах.

9. Сделать этот же диалог бессловесным и мелодич_

ным, интонируя голосом соответствующие смыслы.

10. Мелодизация и импровизация различных движе_

ний человека: «Прогулка», «Торжественное ше

ствие», «Погоня» и т. д.

1 Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 2004.

/_______

1. Никитин В.Н. Модерн Джаз_танец. Начало обуче_

ния. М., 1998.

2. Горшкова Е. Выразительные движения. Танец

Души //Свободное тело. Хрестоматия по телесно_

ориентированной психотерапии и психотехнике. /

Составитель В.Ю. Баскаков. М., 2001.

3. Еремина М. Роман с танцем. СПб., 1998.

4. Дункан А. Танец будущего. Моя жизнь. Киев, 1994.

5. Старк А., Хендрикс К. Танцевально_двигательная

терапия / Пер. с англ. И. Бирюковой. Ярославль,

1994.

__ B__'__

Музыкальное искусство, как и танец, представля_

ет собой невербальную форму выражения. По опреде_

лению выдающегося отечественного музыковеда

Б.В. Асафьева, музыка — это искусство интонируемого

смысла. Это означает, что для понимания смысла му_

зыкального произведения его следует не столько ра_

ционально понимать, сколько стараться чувствовать

эмоциональное значение тех интонаций, которые пе_

редаются при помощи звуков музыки.

Перед началом выполнения творческих заданий

желательно обогащение слухового опыта.

Приступая к выполнению нижеследующих упраж_

нений, надо знать, что основными средствами музы_

кального выражения, от которых зависит создаваемое

настроение, являются лад и темп, которые предопре_

деляют, какими будут другие средства музыкальной

выразительности: мелодия, гармония, ритм, метр,

темп, тембр, регистр, динамика. Варьируя их пара_

метры, можно добиваться передачи различных настро_

ений и их оттенков. При выполнении вокальных им_

провизаций следует обращать внимание на такие ха_

рактеристики певческого голоса, как звонкость и полет_

ность, отчетливость и мягкость звука.

Для целей музыкально_творческого развития мож_

но использовать следующие виды упражнений.

1. На ударных и шумовых музыкальных инструмен_

тах — бубнах, барабанах, трещотках, маракасах и

$____ !_ :______ ______________ ___________

___

(__) **_ _________ ______________ ________

__,

На эти и другие гармонические последовательно_

сти можно импровизировать мелодии в различных сти_

лях и жанрах народной музыки — русской, испанской,

венгерской. Это могут быть танец, песня или марш.

Гармоническая последовательность представляет собой

тот фундамент или каркас, в котором могут быть созда_

ны различные по своей конфигурации мелодии.

Эти импровизации могут исполняться как индиви_

дуально, так и коллективно.

19. Для тех, кто владеет музыкальным инструмен_

том, — исполнять музыкальные произведения в

различных предлагаемых обстоятельствах, как это

описано в системе Станиславского. Например,

играть Экспромт Шуберта Ges_dur так, как бы

передавая:
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   35


написать администратору сайта