пс и пед худ творчества. Психология и педагогика художественного
Скачать 2.25 Mb.
|
· несколько ароматических веществ — цветы или духи. · кусочки яблок, клубники, персиков или любых других фруктов. 1. Осмотритесь вокруг себя и обратите внимание на все вещи и предметы, которые находятся в поле $____ __ __________ #________)_'_ #__0___'___ ,_" (__) **_ _________ ______________ ________ ,_+ мать окружающий мир — взглядом, слухом или телесными ощущениями? 18. Запомните ваши ощущения, откройте глаза и осмотритесь. Что изменилось после выполнения этого упражнения? Несколько комментариев к приведенному упраж_ нению. Согласно исследованиям американских психоло_ гов, правши воспринимают левую часть своего тела как женственную, темную и интуитивную, а правую — как ясную, мужественную, рациональную. Любимый способ связи с окружающим миром че_ рез конкретный орган чувств является одновременно и наиболее психотерапевтичным. Поэтому для визуа_ листа наиболее подходящим средством оздоровления будут занятия рисунком и живописью, для аудиста — общение с музыкой, для кинестетика — занятия двига_ тельными и статическими упражнениями, а также танцами. __#___' ___ #________ 1. Какими модальностями определяются зрительные, слуховые и тактильные ощущения? 2. Приведите пример сенсибилизации в художе_ ственном творчестве. 3. Приведите примеры синестезии в художественной практике. 4. Опишите методы развития ощущения в различных видах искусства. 5. Какие способы развития своих ощущений вы прак_ тикуете в своей собственной деятельности? :____________ ________ 1. Запорожец А.В., Зинченко В.П. Восприятие. Движе_ ние. Действие // Познавательные процессы: ощу_ щения, восприятие / Под ред. А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1982. С. 50–80. 2. Плужников М., Рязанцев С. Среди запахов и зву_ ков. М., 1991. 3. Пекелис В. Твои возможности, человек. М., 1984. 4. Собчик Л.Н. Цветовой тест Макса Люшера. М., 1996. 8. Левой рукой проведите по правой стороне тела и задайте себе те же самые вопросы. Сравните ваши ощущения от правой и левой стороны вашего тела. 9. В заключение переходите к осознанию телесных ощущений. Примите удобную позу (сидя или лежа). Понаблюдайте за дыханием. Оно должно стать со_ вершенно спокойным. Повторите про себя: «Я вды_ хаю и выдыхаю, я вдыхаю и выдыхаю». 10. Ощущаете ли вы, как воздух входит через ноздри и выходит? Ваши щеки сейчас прохладные или теп_ лые? Губы сведены или приоткрыты? Мышцы у глаз свободны, или вы прищуриваетесь? Как ведут себя скулы? Они сведены или разжаты? 11. Теперь прислушайтесь к сердцу, ощутите ритмы его биения. В каких местах вашего тела они могут еще отдаваться? 12. Далее мысленным взором пройдитесь по всему телу. Начните с рук. Что вы ощущаете сейчас в правой руке? Она напряжена или расслаблена? В каком положении она находится? Ей удобно или нет? То же самое проделайте с левой рукой. 13. Переведите внимание на шею и голову. Они в удобном положении? Плечи. Что вы в них ощуща_ ете? Напряжение или спокойствие? Расслабьте их, если в них есть напряжение. 14. Переведите внимание на грудь и живот. Им при_ ятно и хорошо? Внутри живота все спокойно? Мысленно спускайтесь в область малого таза. Как ведут себя сфинктеры? Напряжены или спо_ койны? 15. Переведите внимание на позвоночник. Мысленно погладьте и помассируйте его руками. Почувствуй_ те, как по нему пошла энергия тепла. Ощутите ее распространение по ногам — бедрам, икрам, ступ_ ням. 16. Теперь почувствуйте ваше тело как единое целое. Поздоровайтесь с ним, скажите ему, «Это я. Я — (назовите свое имя). Я здесь живу». Скажите сво_ ему телу, что вы его любите и будете о нем забо_ титься. 17. Теперь отдохните, припомните, работа с какими ощущениями доставила вам наибольшее удоволь_ ствие? Как вам больше всего нравится восприни_ $____ __ __________ #________)_'_ #__0___'___ ,__ (__) **_ _________ ______________ ________ ,_, ный танцовщик увидит гораздо больше неточностей в танце, чем обыкновенный любитель. Подобные умения и способности развиваются в ходе эстетического и художественного воспитания и формируются специальными педагогическими сред_ ствами. В зависимости от того, как артист и художник ви_ дит окружающий мир, так он его потом и воспроизво_ дит. Именно своей непохожестью в восприятии мира и интересен своим почитателям художник, дающий иное видение и переживание мира. Знакомство публи_ ки с иным взглядом на мир, который предлагает ей артист в своем художественном творчестве, расширя_ ет ее духовные возможности и открывает новые гори_ зонты для духовного роста, что всегда воспринимается любым человеком как величайшее благо. Важной характеристикой восприятия является его избирательность, которая зависит как от свойств лично_ сти, так и от профессиональных интересов человека. Так, при встрече с другими людьми подозритель_ ный человек будет воспринимать в другом какой_либо подвох, великодушный — положительные качества. Хореограф будет обращать внимание на осанку и ко_ ординацию движений, художник будет смотреть на выражение глаз и форму лица. Голодный человек бу_ дет воспринимать окружающие запахи иначе, чем сытый. Еще И.П. Павлов делил людей в зависимости от преобладания в их деятельности первой или второй сигнальной системы на «мыслителей» и «художников». У мыслителей преобладала вторая сигнальная систе_ ма, и их преимущество — в рациональном описании и объяснении мира. У художников преобладает первая сигнальная система, и их сильная сторона — способ_ ность к образному отражению мира в форме произве_ дения искусства. Очень интересными в области общей психологии оказались эксперименты по изучению установки на восприятие, или апперцепции. Под этим в психологии понимается особая готовность и предрасположенность человека предвосхищать и воспринимать события, которые его ожидают. Эта готовность во многом обус_ лавливает характер и содержание воспринимаемого. __ ___#_____ Если ощущения представляют собой отражение отдельных свойств предметов при непосредственном контакте с ними, то в восприятии отражаются все свой_ ства предмета. Поэтому мы воспринимаем яблоко не как красный или желтый шар, который можно сначала понюхать, потом разрезать и попробовать на вкус. Мы воспринимаем его как нечто целое, что мы и называем яблоком. Важнейшими свойствами восприятия являются: предметность, осмысленность, целостность, структур_ ность, константность. Все эти понятия обозначают, что когда мы что_то воспринимаем, мы можем: – отнести это к определенному классу предметов; – понять назначение данного предмета (вот стол, на нем едят); – усвоить, что каждый предмет имеет свою опреде_ ленную структуру (стол отличается от стула своей структурой); – константность восприятия будет заключаться в том, что мы будем узнавать и определять один и тот же предмет, несмотря на изменение его параметров в органах чувств. Мы узнаем одну и ту же мелодию, будь она сыграна на контрабасе, флейте или ли_ таврах. Восприятие всегда организуется в целостные фор_ мы. Если мы увидим часть лица, то без труда дорисуем его до нужной завершенности, если услышим отрывок музыкальной фразы, то мы можем как логически, так и неосознанно довести ее до требуемого завершения. Так же как и ощущения, восприятия делятся на слуховые, зрительные, вкусовые, тактильные и обоня_ тельные. Так же как и внимание, восприятие бывает произвольным и непроизвольным. Непроизвольное восприятие осуществляется как бы само собой, без специальных усилий. Произвольное, или преднамеренное, восприятие специально организовано, целенаправлено и развивается в процессе специально организованной деятельности. Поэтому глаз художника видит гораздо больше и точнее глаза обычного челове_ ка, а слух музыканта улавливает гораздо больше оттен_ ков звуков, чем слух простого человека. Профессиональ_ $____ __ __________ #________)_'_ #__0___'___ ,__ (__) **_ _________ ______________ ________ ,__ жающего мира, в том числе и художественных произве_ дений, зависит от ожиданий, установок и ценностных ориентаций человека, которые он приобретает в процес_ се своего жизненного опыта, общаясь с другими людь_ ми. Наше восприятие редко бывает непосредственной реакцией на то, что мы видим и слышим. Между объек_ том и нашей реакцией на него находится своеобразный магический кристалл, который психологи называют тезаурусом. Этот тот магический кристалл, содержащий опыты нашей быстротечной жизни, который по_своему преломляет все, что мы воспринимаем. Американский социальный психолог П. Фарнсу_ орт предлагал в разных группах испытуемых прослу_ шать одно и то же музыкальное произведение Буксте_ худе, одного из современников Баха. Музыка этого композитора по стилю очень похожа на музыку Баха, и поэтому отличить ее на слух может только очень опытный профессионал. Предлагая слушателям про_ слушать произведение Букстехуде, в одном случае П. Фарнсуорт приписывал авторство произведения Баху, а в другой раз, в другой аудитории, — Букстеху_ де. Когда авторство приписывалось Баху, испытуемые давали произведению гораздо более высокую оценку, и оно им нравилось больше. Слушатели хотели и ожи_ дали получить художественное впечатление. И они получали то, что ожидали. Даже то, на каком языке говорит человек, влияет на его восприятие. Именно поэтому для русского чело_ века собака лает «гав_гав», для немца она лает «вау_ вау», для англичанина — «бау_бау», а для китайца — «ванг_ванг». Наши русские кошки мяукают, а для жителей острова Тайвань они издают звук «инаго_ина_ го». Для японца мышь пищит «суэ_чуэ», а паровоз сви_ стит так же, как на Руси гогочут гуси, т. е. «го_го_го». На основе этих закономерностей восприятия пси_ хологи разработали специальные тесты, которые пред_ ставляют собой серии картинок двойственного содер_ жания. Когда человека просят описать, что он видит на данной картинке, то, сам того не замечая, он начинает рассказывать психологу о своих собственных мыслях и чувствах. Когда автор этих строк показывал в обычной музы_ кальной школе одну из таких картинок, на которой был 1 См. об этом: Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С. 96. Задолго до того, как мы реально начинаем что_то воспринимать, в нашем сознании формируется неко_ торая модель того, что мы ожидаем услышать или уви_ деть. И очень часто большинство людей видит и слы_ шит не то, что есть на самом деле, а то, что согласуется с их установкой, перцептивной гипотезой, или с ап перцепцией. В эксперименте известного американского пси_ холога Джерома Брунера двум группам детей, одной— из богатых семей, а другой — из бедных исследова_ тель предлагал на глаз определять размеры различных монет. Для этого на экране диапроектора надо было менять диаметр светлого кружочка, придавая ему ве_ личину той монеты, о которой говорил эксперимента_ тор. В результате выяснилось, что дети из бедных се_ мей гораздо чаще по сравнению с детьми из богатых семей преувеличивали размер той монетки, о которой говорил экспериментатор. Этот факт Брунер объясни_ ло тем, что дети из бедных семей постоянно озабочены мыслями о деньгах и поэтому для них небольшая мо_ нетка в 10 центов кажется очень большой. Поэтому они и преувеличивали ее размер на экране диапроектора. Другой американский психолог Джеймс Бэгби исследовал зависимость восприятия от того типа куль_ туры, в которой вырос данный человек. Дж. Бэгби из_ готовил несколько пар диапозитивов для просмотра их через стереоскоп. С одной стороны изображения он помещал картинку, хорошо знакомую большинству мек_ сиканцев — бой быков, темноволосая девушка., мекси_ канский крестьянин. С другой стороны он помещал изображение объекта, хорошо знакомого большинству американцев — игра в бейсбол, девушка_блондинка, американский фермер. Фотографии были похожи по форме, композиции, распределению света и теней. И хотя некоторые испытуемые заметили, что перед ними две разные картины, но в большинстве случаев американцы описывали свой родной сюжет, а мекси_ канцы — свой1. Все эти эксперименты, как и многие другие, показа_ ли, что восприятие человеком предметов и явлений окру_ $____ __ __________ #________)_'_ #__0___'___ ,__ (__) **_ _________ ______________ ________ ,__ В свете этих экспериментов становится понятным, почему многие художники, создавая в своем сознании образы воображения и описывая различные ситуации, которые случаются с их героями, входя в роль, испыты_ вают те же самые чувства, что и их вымышленные герои. Психологические механизмы, которые участвуют в восприятии и понимании другого человека, следующие. 1. Идентификация. Этот механизм основан на спо_ собности понимать другого человека через отож_ дествление с ним. 2. Рефлексия — способность понять другого челове_ ка через постановку себя на его место, размышляя за него; 3. Эмпатия — способность понимания другого чело_ века путем эмоционального сопереживания и со_ чувствия. 4. Стереотипизация — восприятие и оценка другого человека путем распространения на него обобщен_ ных характеристик какой_либо социальной груп_ пы. Например, священник должен быть набожным, а рыцарь — благородным и смелым, профессор— непрактичным, а студент — всегда веселым и на_ ходчивым. Все эти психологические механизмы восприятия так или иначе оказываются задействованными в про_ цессе художественного творчества и поддаются раз_ витию. Но каждый художник может пользоваться пре_ имущественно каким_либо одним из вышеназванных приемов. При наличии идентификации художник психоло_ гически сливается с героем своего произведения и смотрит на жизнь его глазами. При этом нередко ге_ рой косвенно повторяет собственную судьбу художни_ ка. Такое чаще всего встречается в лирико_драмати_ ческих произведениях. При использовании рефлексии художник может рас_ суждать за другого человека, но сопереживания внутрен_ нему миру героев при этом часто отходят на второй план. Важным оказывается само действие, а не чувство. Ре_ флексивная сторона художественного произведения осо_ бенно отчетливо проявляет себя в детективах. При использовании эмпатии художник может со_ чувствовать различным героям, а не только тем, с кото_ 1 Кон И. Открытие Я. М., 1978. С. 92. изображен мальчик со скрипкой, а в окно было видно, как мальчишки играют в футбол, то ребенок отвечал, как ему надоела скрипка, на которой его заставляют зани_ маться родители, и как бы он хотел бросить заниматься и бежать играть с ребятами в футбол. Когда же эта картинка показывалась в Центральной музыкальной школе, где учатся исключительно одаренные в музыкаль_ ном отношении дети, то ответы были иными. Дети отве_ чали, что этот мальчик очень любит музыку, что он хочет стать большим музыкантом и ничто, даже любимый футбол, не сможет его заставить свернуть с дороги на пути к этой его цели. «Пускай мои приятели играют в футбол, а я буду играть на скрипке», — таков был ответ одного мальчика из этой школы на вопрос — может, он лучше пойдет поиграет в футбол? Часто эта особенность человеческого восприятия приводит к драматическим событиям. Так, в двухсерий_ ном фильме французского режиссера Анри Кайята «Супружеская жизнь» показана драматическая исто_ рия любви одной семейной пары. Две серии фильма повествуют об одних и тех же событиях. Но в первой серии зритель смотрит на них глазами жены, а во вто_ рой на те же самые события — глазами ей мужа. Дра_ матическое непонимание происходит из_за того, что два человека по_разному воспринимают и оценивают одни и те же события, исходя из своих разных перцептив_ ных гипотез, что в конце концов и приводит эту пару к разводу. Восприятие зависит и от той роли, которую в дан_ ный момент человек произвольно или непроизвольно выполняет. Так, в одном эксперименте группа девушек_ студенток подвергалась небольшому электрошоку, при_ чем одну группу попросили изображать спокойствие, а других — страх. Болевая чувствительность и порог терпимости испытуемых измерялась одновременно объективно — на основе кожно_гальванической реак_ ции и по самоотчетам. Оказалось, что девушки, кото_ рые изображали спокойствие, в самом деле легче пе_ реносили электрошок, чем контрольная группа, и осо_ бенно, чем те, которых просили изображать страх1. $____ __ __________ #________)_'_ #__0___'___ ,_! (__) **_ _________ ______________ ________ ,_ ходе которого организм осуществляет логический вы_ вод, отнеся сигналы к определенной категории»1. Когда мы воспринимаем незнакомое произведение искусства, то, обладая определенным опытом и знани_ ями, мы можем отнести его к определенной эпохе, конкретному стилю и направлению, определить воз_ можного автора. «В конечном итоге, — как пишет Дж. Брунер, — дело сводится к усвоению определен_ ных формальных схем, которые можно использовать или приспособить с целью организации доходящей до субъекта информации»2. Такой подход к изучению художественного произ_ ведения может быть оправдан при изучении его исто_ рии и теории, например при изучении художествен_ ных направлений и стилей. Однако процесс развития художественного восприятия и его познание не есть чисто логический акт. Он скорее похож на эмоциональ_ ное вчувствование в содержание художественного произведения, чем на логическое умопостижение. Поэтому чисто логические и умозрительные принци_ пы познания искусства, основанные на актах катего_ ризации, при восприятии произведений искусства не срабатывают. Более правильным будет подход, при котором в процесс восприятия включаются механиз_ мы подражания, приводящие человека к эмпатии и к идентификации с тем, кого и что он воспринимает, чему и кому он подражает. C#________ __ _______ ___#_____ 1. Пересказать содержание информационного сооб_ щения по радио или телевидению. 2. Описывать в дневнике впечатления от прожитого дня. 3. Описать работу различных механизмов. 4. Вести дневник и описывать в нем свои впечатления от прожитого дня, событий, в нем произошедших, а также впечатления от посещения выставок, театров, концертов. Искать и подбирать для этого наиболее точные метафоры, сравнения, ассоциации. 1 |