пс и пед худ творчества. Психология и педагогика художественного
Скачать 2.25 Mb.
|
Модель развития творческой личности в процессе художественного воспитания F>_4_$_ _>_ ____$__ _____ _ _ _______ _ __$_ ____ _____ ________ _ _____$_ _*___ _____________ _ _ ______ _______ _________ 0_ F>_4_$___'___ _ ____ _______*_ ______ _________ __ ____________ __$_ ___ F>__________ _ /____'_____ __$_ _*_______ __ __________________ __$_ __ G>_4_ ___ _>__ ____________ _ _ _ ____$- ____________ ___ ________ _ _____________ _ G>_1______- __ ___ ________ ______*__ ___- __ ____'____ ______ _*_ ___ ______ _ ____ _______*_ _____________ __ ___ ___>_ 4__ ______ G>_3 __ _*____ _ __ _____ __ _ _ ________ ____ __ _____$_ __ ___ _$*_ _ __ __ __ ___ ___ _____$_ _ __ ___ ______ __:_ ___6_/C___ $ _6_ ____'*____*______*_ _____1_ _ Окончание табл. 1 $____ __ :______ ________4 _______ ,+_ (__) *_ _________ ______________ ________ ,+_ 2. Принятие себя и других такими, какие они есть, без прибегания при этом к механизмам психоло_ гической защиты. 3. Простота, спонтанность и естественность в общении. Они соблюдают ритуалы и традиции, но выполняют их без автоматизма и с известной долей юмора. 4. Эти люди всегда в какой_то мере философы и за_ няты не столько собой, сколько той жизненной задачей, своей миссией, для которой они считают себя призванными в этот мир. 5. Такие люди бывают склонны к некоторой от_ страненности от жизни и к одиночеству, в котором вызревают их идеи и представления. Это помогает им быть устойчивыми в сложных обстоятельствах и оставаться менее подверженными неблагопри_ ятным воздействиям внешней среды. 6. Этих людей отличает от остальных опыт сильных и глубоких переживаний, связанных с познанием красоты и истины. В момент их наступления чело_ век способен испытать необыкновенный духовный подъем, переживаемый как чувство единения со всей Вселенной и общности со всем Человечеством. 7. Их отличает также демократичность в общении и готовность учиться у других. 8. Такие люди хорошо различают добро и зло и их поведение соответствует самым высоким нрав_ ственным критериям. Поэтому они — хорошие друзья и верные товарищи. 9. Самоактуализирующиеся, т. е. творческие, люди обладают хорошим чувством юмора, но они никог_ да не считают смешной чьи_либо ущербность или невзгоды. 10. Они способны воспринимать себя «Гражданами мира», ощущая сильнее свою сопричастность со всем Человечеством в целом, нежели со своей соб_ ственной страной. По мнению А. Маслоу, самоактуализирующиеся личности составляют в обществе очень незначитель_ ную часть населения — всего один процент, но имен_ но они представляют собой воплощение движущих сил развития любого общества. Препятствием для самоактуализации выступает страх человека перед своими возможностями, который А. Маслоу назвал «комплексом Ионы». Этот ветхозавет_ ный пророк отказывался от выполнения поручения Бога, пытался избегать ответственности пророчества, за что Бог наказал его и послал ему массу бед и несча_ стий. Тоже самое, по мнению А. Маслоу, происходит с теми, кто пытается избежать использования своих спо_ собностей в полной мере, предпочитая безопасные ва_ рианты жизненного пути, не требующие максималь_ ного развития и проявления своих потенциальных воз_ можностей. Таких А. Маслоу серьезно предупреждал: «Если вы намеренно собираетесь быть меньше, чем вы можете быть, я предупреждаю вас, что вы будете не_ счастны всю оставшуюся жизнь». Для того чтобы стать самоактуализирующейся личностью, А. Маслоу полагает необходимым придер_ живаться следующих принципов поведения. 1. Найти и иметь любимое дело или занятие. Спо_ собность к глубокому переживанию во время за_ нятия интересным делом человек забывает про себя и про свои комплексы. Именно в этот момент он реализует себя как личность. 2. Выбирать продвижение, а не отступление перед новой и малоизвестной ситуацией. Если страх дви_ жет человека к большей безопасности и защите, то выбор неизвестного нередко означает личност_ ный рост и расширение возможностей. 3. Уметь прислушиваться к голосу внутреннего «Я». Мы часто склонны прислушиваться скорее к мне_ нию родителей, учителей, разного рода начальни_ ков, чем к самим себе, а это отдаляет нас от само_ актуализации. Смелость быть самим собой, иметь мужество жить своим умом — эта мысль перекли_ кается с идеями Демокрита. 4. Уметь брать на себя ответственность. Это озна_ чает обращение к самому себе, когда человек хо_ чет получить ответ по спорному вопросу. Но часто люди избегают такого ответа, защищаясь при этом фразой «Я сомневаюсь». Всякий раз, пишет Мас_ лоу, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализируется. 5. Стремиться быть нонконформистом. Чтобы вы_ сказать честно свое мнение, человек должен уметь быть независимым от мнения других. Быть смелым $____ __ :______ ________4 _______ ,+_ (__) *_ _________ ______________ ________ ,+_ вместо того, чтобы бояться, — если психолог не умеет научить этому пациентов, он может прекра_ щать свою деятельность. Человек не сумеет сделать свой жизненный выбор, пока не начнет прислуши_ ваться к самому себе, к собственному «Я» в каждый момент своей жизни, чтобы спокойно сказать: «Нет, мне это не нравится». 6. Стремиться к совершенству. Самоактуализация— труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что чело_ век хочет сделать. Человек должен быть всегда первоклассным специалистом, или настолько хо_ рошим, насколько он может им быть. Стать второ_ степенным специалистом — это неподходящий путь для самоактуализации. 7. Быть открытым высшим переживаниям экста тического характера в момент общения с искус ством, природой, истиной. Это — редкие и пре_ красные мгновения, которые невозможно ни купить, ни гарантировать, но которые несут в себе смысл жизни. 8. Разоблачать собственную психопатологию, что означает способность отказываться от психологи_ ческих защит и открыто познавать себя. Преодоле_ ние психологических защит вместе с тем означает и обретение человеком самого себя. Говоря о значении самоактуализации в жизни че_ ловека, А. Маслоу говорил и о том, что оно связано с так называемым «бытийным» сознанием, которое при_ нимает мир и его людей такими, какие они есть, не пы_ таясь при этом их переделывать. В противоположность этому типу существует также сознание «дефицитар_ ное», в котором окружающий мир рассматривается индивидом как средство для выживания и удовлетво_ рения потребностей. Если бытийная любовь в природе будет проявляться в бескорыстном наслаждении ее кра_ сотой, наблюдении за ее живой жизнью, то дефици_ тарная любовь будет проявляться в ее прагматическом использовании — в лучшем случае, в срывании цветов и устроении из нее букетов, в худшем — в ее хищни_ ческом истреблении и загрязнении. Самоактуализирующиеся люди синергичны, т. е. способны кооперироваться и сотрудничать с другими людьми, помогая им в достижении их целей. В этом случае общая энергия превышает простую сумму от_ дельно взятых энергий каждого человека. Они способ_ ны к сорадованию и великодушию, что проявляется в их умении делиться всем, что у них есть, с другими. Можно с успехом охотиться в одиночку и делить свою добычу только с членами своей семьи. Но прине_ сет ли это счастье? Ведь в этом случае успех одного обернется поражением другого. Это можно наблюдать, по мнению А. Маслоу, в обществах с низким уровнем синергии, и люди в них обуреваемы подозрениями, страхами и тревогами. В обществах с высокой социаль_ ной синергией, в которых добыча делится на всех, каж_ дый охотник выигрывает от успеха другого. Как указы_ вала социолог Рут Бенедикт, чьи идеи оказали блоьшое влияние на Маслоу, в таких обществах люди более сча_ стливы, более здоровы и более гармоничны по сравне_ нию с теми, в которых уровень синергии низкий. Все эти положительные качества личности созре_ вают во времени и к определенному сроку, в среднем— к 35–40 годам. У представителей художественного творчества этот расцвет может наступить много рань_ ше, например, у музыкантов_исполнителей — к 23– 25 годам, у актеров — к 30 годам. До этого срока худо_ жественно талантливый человек может воспринимать_ ся окружающими только как хороший профессионал, но не как зрелая личность. Яблоко даже самого лучшего сорта в пору созрева_ ния, еще зеленое, будет на вкус кислым и вяжущим. Но то же самое яблоко, созревшее к сроку, подарит любо_ му гурману самую изысканную гамму вкусовых ощу_ щений. Таков же и незрелый в духовном плане чело_ век. Общение с ним приносит мало радости. Общение же со зрелым в социальном и профессиональном пла_ не человеком — истинное наслаждение, потому что в нем гармонично сочетаются духовные сила, ум, добро_ та и красота. Мы дополним представление А. Маслоу о лично_ сти человека, находящегося в расцвете всех своих сил, следующими характеристиками. · Вера — в свои силы, в свою семью, в своих друзей, в свою профессию, в то, что жизнь, несмотря ни на какие трудности, заслуживает интереса и деятель_ ного к ней отношения. $____ __ :______ ________4 _______ ,+! (__) *_ _________ ______________ ________ ,+ · Надежда и оптимизм — убежденность человека в том, что его усилия не останутся втуне и не пропадут даром, что за сегодняшним, быть может, нелегким, днем придет другой, более светлый и радостный. · Любовь — зрелый человек испытывает любовь ко всему живущему, его любовь подобна солнцу, оживляющему все вокруг и несущему с собою свет. · Трудолюбие и творчество — желание выразить себя в каком_либо деле и делать свое дело хорошо. · Снисходительность — способность прощать близ_ ким их недостатки. · Сотрудничество — желание и умение вступать в деловые контакты для достижения общественно полезных целей. · Верность — умение держать данное обещание и быть надежным партнером в личных и деловых контактах. · Уверенность — умение пользоваться накопленны_ ми умениями, знаниями и навыками в трудной си_ туации. · Уникальность — ясное ощущение и понимание того, что другого такого человека на земле нет. · Принятие себя — вступление в зрелость сопро_ вождается принятием себя таким, какой ты есть. Человек начинает смиряться со своими не_ достатками и перестает себя казнить за то, что он не стал лауреатом государственной или какой_либо еще престижной премии или что его талия не со_ ответствует общепризнанным стандартам. %___ >_ =_____ Зрелый человек обладает возможностью удовлет_ ворять пять основных потребностей экзистенциально_ го существования, о которых говорил Эрих Фромм. 1. Потребность в установлении связей. Чтобы быть счастливым, в этом мире надо за что_то нести ответ_ ственность и о ком_то или о чем_то заботиться, прини_ мать участие в чьей_то жизни. Если эта потребность не удовлетворяется, люди становятся эгоистами, озабо_ ченными только своими личными интересами. Здесь можно было привести много примеров того, как семей_ ные и дружеские связи помогали многим художникам преодолевать многочисленные трудности творческого пути. С другой стороны, талантливый художник, добив_ шиейся успеха, может заболеть нарциссизмом, и это будет губительно для его таланта. 2. Потребность в преодолении. Процесс саморе_ ализации связан с большим количеством трудностей как материального, так и социально_психологическо_ го характера. Творчески зрелый человек достаточно легко преодолевает животную природу, которая чаще всего коренится в таких общечеловеческих пороках, как лень и жадность. Он становится активным и твор_ ческим созидателем своей собственной жизни. Твор_ чество помогает ему подняться над случайностью соб_ ственного существования. Через творчество удается достичь чувства свободы и ощущения собственной значимости. Муки творчества, в которых ищется ху_ дожественная истина, которую по большому счету никто не заставляет искать, выражают это потреб_ ность в преодолении. 3. Потребность в корнях. Зрелый человек ощуща_ ет себя неотъемлемой частью мира. Ощущение корней дает психологическую устойчивость. Эта не симбиоти_ ческая связь со своими родителями и со своим домом, а нечто другое, связанное с личностной целостностью и ощущением подлинной свободы. Эта потребность выражается в чувстве благодарности к своим учите_ лям, которые помогли сделать первые шаги в искусст_ ве, в любви к своему Отечеству, его истории и культу_ ре, в гордости за возможность принадлежать к велико_ му братству художников. 4. Потребность в идентичности. Зрелый человек может сказать про себя «Я — это я». Он ощущает свою индивидуальность и непохожесть на других. Он идет своим путем, а не следует чьим_то указаниям. Отсут_ ствие слепого конформизма дает возможность дости_ жения чувства подлинной идентичности. Художественная среда очень сурово относится к эпигонам, т. е. тем, кто повторяет результаты чужого труда. Поэтому художник должен стремиться к своей собственной идентичности и неповторимости через не_ престанные поиски и нахождение своего собственно_ го и никем неповторимого стиля. $____ __ :______ ________4 _______ ,"" (__) *_ _________ ______________ ________ ,"+ 5. Потребность в системе взглядов и преданности. Зрелый человек видит смысл своей жизни в посвяще_ нии кому_то или чему_то. Система убеждений позволя_ ет людям правильно воспринимать реальность и ори_ ентироваться в ней. Без нее бы они постоянно оказы_ вались бы в тупике и были бы неспособны действовать целеустремленно. Это проявляется в стремлении к объединению литераторов, музыкантов и художников. Всем известны «Могучая кучка», «Мир искусства», «Бубновый валет» и др. Вышеприведенные взгляды Маслоу и Фромма на творческую и зрелую личность мы дополним идеями американского психолога Альберта Эллиса, создавше_ го направление рационально_эмотивной психотерапии. %___ A_ >_____ Взгляды А. Эллиса дают хороший ориентир моло_ дым служителям муз для самовоспитания ценных по_ ложительных качеств личности. Мы прокомментируем его идеи применительно к задачам художественного творчества. В понимании А. Эллиса, здоровая и самоактуализиру_ ющаяся личность характеризуется следующими чертами: · Личный интерес. Прежде всего следует ценить собственные интересы и жертвовать ими до неко торой степени, но не во всем ради тех, кто чело_ веку небезразличен. В сфере художественного творчества это означает, что творчество должно стоять на первом месте, а все остальные жизнен_ ные задачи должны выстраиваться вслед за ним. Если посмотреть на биографии выдающихся мас_ теров искусства, эту первоочередность творчества можно легко заметить. · Социальный интерес. Заинтересованность в удов_ летворении потребностей других людей и в соци_ альном выживании, поскольку большинство людей предпочитает жить в группах или общинах. Следу_ ет интересоваться работами братьев по цеху, по_ могать им, если надо, и не замыкаться только на своей собственной персоне. |