пс и пед худ творчества. Психология и педагогика художественного
Скачать 2.25 Mb.
|
Моделирование вкусовых ощущений Напряженность Спокойствие Все эти выше рассмотренные схемы, несмотря на их отвлеченность, все_таки могут дать представление о некотором единстве мира на основании внутренне присущего различным объектам и явлениям характера движения. Произведения искусства пытаются это внут_ реннее сущностное движение ухватить и по_своему выразить в каждом виде искусства. __#___' ___ #________ 1. Как виды и формы движения вы можете назвать. 2. Проанализируйте характер движения в различных жизненных ситуациях — на прогулке, на пожаре, в разговоре и в споре. 3. Согласны ли вы с предлагаемой классификацией природных явлений и принципом отражения их в искусстве? Или же, на ваш взгляд, здесь могут быть иные точки зрения? /_______ 1. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы. М., 1995. 2. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. М., 2001. 3. Харькин В.Н. Импровизация. Импровизация? Им_ провизация! М., 1997. 4. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. 5. Юнг К. Архетип и символ. _ 0 9___ ____________ _ _ +____4_ _______ _ _ /______ _______ _ _-__ _ Таблица № 13 Моделирование обонятельных ощущений Напряженность Спокойствие _ +______ _ _ 1____ _ _________4_ _____ 3_6_4_ _____(_ Медленно Быстро Медленно Быстро "_ $____ __ _________ _______ ___0_ _ _________ "_! _"____ 1 ______________________ )! _________$! "_ ;_____________ ___-______ ________4 _______ Долгое время в отечественной психологии наслед_ ственным особенностям творческих гениев и просто талантливых людей не придавалось большого значения. В советской педагогике довольно расхожим было из_ речение о том, что «нет плохих учеников, есть только плохие учителя». Из этого следовало, что если к любо_ му ученику приставить хорошего педагога, то он мо_ жет из любого воспитать личность с заданными свой_ ствами, умениями и навыками, будь то ученый, писа_ тель или врач. Между тем действительность опровергала и опровергает подобные революционные установки, и под влиянием неоспоримых фактов биологии и генети_ ки марксистские философы вынуждены были признать существование природной предрасположенности к творческой активности и возможности достижения человеком наивысших результатов в своей области. Открытия в области генетической биологии показа_ ли, что для всех тех, кто внес большой вклад в развитие науки, культуры, общественное переустройство, оказа_ лись свойственна огромная работоспособность, такая же концентрация внимания на решаемой задаче и стрем_ ление к предельному совершенству в том, что они дела_ ют. Исследования в области биохимии мозга показали, что для творческих и высокопродуктивных личностей характерно наличие в мозге избытка некоторых хими_ ческих веществ, которые и делают возможной их неимо_ верную результативность. Известный отечественный генетик В.П. Эфроимсон, тщательно изучивший эту проблему, выявил, что в основе необычайной активно_ сти и работоспособности гениев и творческих личнос_ тей может лежать несколько возможных причин. Первая из них — некоторое нарушение обмена веществ, приводящее к появлению в организме повы_ шенного уровня мочевой кислоты. В медицинских сло_ варях этот симптом именуется как «гиперурикемия». Исследования в этой области показали, что хими_ ческая формула мочевой кислоты очень сходна с ко_ феином и теобромином, известными стимуляторами умственной активности. Организм нормального чело_ века содержит около 1 г мочевой кислоты, причем ежесуточно в организме образуется и выводится из него около 0,5 г. В организме больного подагрой посто_ янный уровень мочевой кислоты в крови повышен в 1,5–1,8 раз против нормы, а общее содержание ее в организме достигает 30 г1. К избытку мочевой кислоты приводит употребле_ ние таких продуктов питания, как красное вино, кофе, мясо и пиво. И одно время думали, что подагра возни_ кает именно из_за подобной диеты. Но более тщатель_ ное изучение показало, что повышенное содержание мочевины может вырабатываться в организме и у тех людей, которые сидят на растительной диете; таким образом симптом имеет генетическую предрасполо_ женность. С одной стороны, избыток мочевины в организме ведет к болезни, именуемой подагрой, при которой болят и деформируются суставы пальцев рук и ног. С другой стороны, этот избыток обеспечивает челове_ ку высокую умственную активность, а кроме нее — це_ леустремленность, настойчивость и работоспособность. Среди тех, кому историками и врачами приписы_ вается это заболевание, В. Эфороимсон называет име_ на Александра Македонского и Тамерлана, Бориса Годунова и Ивана Грозного, Петрарки и Христофора Колумба, Галилея и Вольтера, Бетховена и Бисмарка. Согласно историческим хроникам, многие античные герои, осаждавшие в свое время Трою, страдали от этой болезни. Среди них — Приам, Ахилл и Улисс. Все вышеназванные исторические и мифические личнос_ ти обладали особой целеустремленностью в достиже_ нии поставленных целей. Следует, однако, отметить, что наличие настойчивости и упорства в достижении цели не является монополией и прерогативой подаг_ риков. 1 Эфроимсон В.И. Генетика гениальности. М., 2004. С. 77. $____ __ _________ _______ ___0_ _ _________ "_" (__) *_ _________ ______________ ________ "_+ Вторая причина высокой творческой продуктивно_ сти — стимуляция мозга на основе гипоманиакального психического расстройства (имеющего название цик_ лотимии или циркулярного психоза) при котором на_ строение периодически сменяется с одного знака на другой, от глубокой депрессии до беспечной эйфории. Как правило, подъем творческого состояния и работо_ способности связан с переходом от плохого настрое_ ния к хорошему, при котором жизнь кажется более яркой и интересной, а работоспособность, острота мысли, полет воображения и творческая активность не знают границ и пределов. Среди тех, кто страдал от этого заболевания, мы находим таких выдающихся художников и политичес_ ких деятелей, как Николай Гоголь и Роберт Шуман, Винсент Ван Гог и Теодор Рузвельт, Уинстон Черчилль и Эрнест Хемингуэй. В третью группу выдающихся творческих личнос_ тей вошли те, у кого, по мнению, биологов присутство_ вали оба вышеуказанных фактора – гиперурикемия и циклотимия. Среди них — Гете и Шопенгауэр, Пуш_ кин и Диккенс, Лютер и Дарвин. Гете говорил про себя, что его природа — колебаться между крайностями бурного веселья и болезненной меланхолии. «Способ_ ность изобретать, делать что_то, сам метод работы, так же как настроение, радость, грусть, энергия, слабость, инициатива, прострация — все сменяется регулярно_ циркулярным образом». Еще одним признаком таланта биологами была признана общая мощь мозга, которая оказалась связа_ на с объемом мозга и высотой лба. В своей книге «Ге_ нетика гениальности» В.П. Эфроимсон приводит дан_ ные о том, что среди выдающихся личностей — и уче_ ных, и художников, и полководцев — очень много таких, которые обладали большими и высокими лбами. Природная одаренность для своего полноценного проявления должна попасть в благоприятную среду, которая связана с хорошими учителями, любящими родителями и материальным достатком. Без этих усло_ вий гениальность и талантливость могут остаться толь_ ко в потенции и не развиться до уровня общественной значимости. Почти всем вышеназванным творческим гениям судьба предоставила такую возможность. Различия в подходах к изучению жизни ученого и художника во многом зависят от особенностей деятель_ ности их мозга, которые, в свою очередь, обусловлены функциональной асимметрией коры больших полуша_ рий головного мозга. ,_ =___0_____)___ _________ _________ _____ _ __ _______ __ ________4 #__0___ Одна из наиболее существенных черт личности художника связана с его особой психической органи_ зацией. Здесь мы видим и высокую впечатлительность, и наблюдательность, и склонность к эмоционально_ чувственному восприятию мира. Известно, что И.П. Павлов делил всех людей на два типа: на «мысли_ телей» и «художников», в зависимости от преоблада_ ния у одних людей первой сигнальной системы (отве_ чающей за эмоциональную сферу) и второй сигналь_ ной системы, связанной со словом. Исследования, проведенные в 60_е гг. ХХ в. анг_ лийским физиологом Робертом Сперри, показали, что подобные различия могут быть связаны с преимуще_ ственной работой либо правого полушария, либо лево_ го. Канадский нейрофизиолог Уильям Пенфилд стиму_ лировал у своих пациентов при помощи слабых элек_ трических токов определенные зоны правого полу_ шария, вызывая при этом у них яркие картины раз_ личных воспоминаний. Его пациенты могли отчетливо видеть себя в разных ситуациях далекого прошлого, слышать звуки духового оркестра или рождественско_ го гимна, исполняемого в церкви. При этом они ощу_ щали себя одновременно в двух ситуациях — и в сво_ ем детстве, и в операционной, где с ними проводились эксперименты. Как только стимуляция мозга током пре_ кращалась, обрывался и поток воспоминаний. Исследования Р. Сперри и У. Пенфилда, а в нашей стране В. Ротенберга и В. Аршавского показали, что ле_ вое полушарие отвечает за переработку вербальной информации, в которой линейные связи логически свя_ заны друг с другом при помощи слова, цифры или ка_ кого_либо символа. Правое полушарие отвечает за вос_ приятие и память бессловесных зрительных, цветовых и слуховых образов, за передвижения тела в простран_ $____ __ _________ _______ ___0_ _ _________ "__ (__) *_ _________ ______________ ________ "_, стве. Оно отвечает также за работу интуитивного мыш_ ления, полет фантазии, создание острот и сновидений. В правом полушарии хранится и ранний доречевой детский опыт ребенка, не умеющего пока еще выражать себя в словах. Существуют веские доказательства, что именно правое полушарие является тем резервуаром, в котором хранится бессознательный опыт человека. Левое полушарие дает однозначные ответы в определении и описании того, что творится вокруг нас. Благодаря этому люди могут понимать друг друга, на_ зывая черное черным и белое — белым. Но оно оказы_ вается бессильным для восприятия мира во всех его противоречиях и красках. При поражении левого по_ лушария мозга у художников и музыкантов их артис_ тические способности не страдают. При поражении правого полушария способность к поэтическому твор_ честву пропадает, несмотря на полную сохранность обыденного мышления и речи. Правое полушарие способно давать многозначные ответы на решение проблемных ситуаций. Главное отличие в работе правого полушария от левого состоит в том, что первое отражает мир во всех существующих в нем взаимосвязях, что плохо поддается логическому конструированию. Как отмечает В. Ротенберг, «каким бы обширным словарным запасом мы ни располагали, наша речь, подчиненная законам логического мышле_ ния, будет отражать только отдельные связи между воспринимаемыми предметами и явлениями»1. Правое полушарие может отражать действитель_ ность сразу в нескольких смысловых значениях, во всех существующих взаимосвязях. Учитывая эту особен_ ность творческого мышления, в тестовых заданиях Торренса кирпич можно было использовать не только как строительный материал, но и как гирю, как проти_ вовес, как средство для чистки посуды, как средство для рисования на асфальте, как пепельницу. Можно произнести звук «А» так, чтобы он выражал либо во_ прос, либо удивление, либо страх, либо радость, либо отказ от чего_либо. Все это может быть выражено и достигнуто только за счет работы правого полушария. Имеются предположения, что сам Фрейд был скры_ тым левшой, и у него самого правое полушарие было развито очень сильно, что помогло создателю психоана_ лиза интуитивно проникать в бессознательные сферы психики. Так, известный американский психолог Эрик Эриксон, считающийся в своей стране после Фрейда психологом номер два в двадцатом столетии, отмечал удивительное «зрительное любопытство» Фрейда, кото_ рое позволяло ему проникать в тайный смысл содержа_ ния снов его пациентов еще до выведения окончатель_ ных словесных формулировок. Последние исследования в области функциональ_ ной ассиметрии мозга говорят о том, что и внутри сфе_ ры художественной деятельности художников можно разделять на правополушарных и левополушарных. Так, например, в коллективном исследовании Г.А. Го_ лицына, О.Н. Даниловой, В.С. Каменского, В.М. Петро_ ва было установлено, что среди композиторов в группу с левополушарным типом доминирования можно отне_ сти Баха, Генделя, Мендельсона, Прокофьева, Рамо, Стравинского и Хиндемита. А в группу с правополу_ шарным типом доминирования — Берлиоза, Вагнера, Дебюсси, Малера, Скрябина, Чайковского и Шуман1. Различия в творчестве этих композиторов заклю_ чаются в том, что для правополушарных типов по срав_ нению с левополушарными характерна более выра_ женная трагичность мироощущения, импровизацион_ ность и спонтанность творческого процесса, свобода формы и колористичность письма. Исследование творчество художников дало следу_ ющие результаты по результатам распределения их по левополушарному или правополушарному типу. К Л_типу были отнесены картины: Бруни, Гольбей_ на, Давида, Дейнеки, Дюрера, Кента, Клуэ, Малевича, Нисского, Перова, Петрова_Водкина, Пуссена, Энгра. К П_типу были отнесены картины следующих ху_ дожников: Ван_Гога, Врубеля, Делакруа, Коровина, Ларионова, Левитана, К. Моне, Мунка, Рембрандта, Ренуара, Сарьяна, Сурикова, Тернера. 1 Ротенберг В.С. Художественное творчество. Вопросы ком_ плексного изучения. М., 1982. 1 Голицын Г.А., Данилова О.Н., Каменский В.С., Петров В.М. Факторы межполушарной асимметрии в творческом процессе (опыт количественного анализа // Вопросы психологии. 1988 г. №5. С. 150. $____ __ _________ _______ ___0_ _ _________ "__ (__) *_ _________ ______________ ________ "__ При сравнении этих двух типов художников мож_ но заметить, что для художников Л_типа более важна конструктивно_логическая идея картины, а для худож_ ников П_типа — непосредственное выражение чувства и эмоционального состояния1. Открытия современной психофизиологии говорят о том, что преимущественная активизация правого полушария действительно связана не только с высоки_ ми творческими возможностями, но и с депрессивным фоном настроения. Выражение «мрачный гений» био_ графы часто относят к характеристикам многих выда_ ющихся философов, поэтов и композиторов, страдав_ ших от приступов тяжелой меланхолии и глухой тоски. Художественное творчество являлось для многих из них спасительным средством, спасавшим от тяжелых переживаний. В момент творчества в работу неминуе_ мо включается левое полушарие, которому свойствен_ ны оптимистические и эйфорические переживания. Это несколько сглаживает депрессивную работу пра_ вого полушария и делает восприятие жизни более гар_ моничным. Самым ярким доказательством этому могут слу_ жить жизнеописания Гоголя и Зощенко, из которых видно, что для них творчество было тем единственным средством, которое на определенное время спасало их от мучительных эмоциональных переживаний. С помощью психоанализа Зощенко удалось выле_ чить самого себя от глубокого невроза, в котором он пребывал долгие годы. Свой опыт излечения Зощенко мастерски описал в книге «Перед восходом солнца». Однако, по мнению писателя Корнея Чуковского, хо_ рошо знавшего писателя до курса его самолечения и после, Зощенко после самолечения потерял ту чарую_ щую искру таланта, которая была ранее в его расска_ зах. Они стали довольно обыденными и малоинтерес_ ными. Видимо, не случайно, что, по свидетельству В. Ива_ нова, многие мастера художественного слова, такие как Владимир Набоков, Анна Ахматова, немецкий поэт Рильке отрицательно и даже враждебно относились к психоанализу. Они отвергали все советы их друзей пройти курс модного лечения. Работа психоаналитика связана с активизацией у пациента левого, аналити_ ческого полушария. Эта активизация, связанная с пе_ реводом неясных образов и смутных воспоминаний в точные и понятные слова, осознание через них внут_ реннего конфликта, положительно сказывается на са_ мочувствии художника, но, вероятно, может в опреде_ ленных случаях лишать его дара творчества. Предчув_ ствуя это, многие художники поэтому предпочитают оставаться несчастными, но творцами, чем счастливы_ ми, но с потерянным талантом1. __ 8__#______ _ __0____0__ Помимо интроверсии и экстраверсии, о которых шла речь выше, в современной психологии имеются и другие классификации и типологии личности, которые могут представлять интерес для психологии творчества. Наиболее известная классическая классификация тем_ пераментов была дана древнегреческим врачом Гип_ пократом, который поделил людей на сангвиников, флегматиков, меланхоликов и холериков. Знание тем_ пераментов дает представление о психологии индиви_ дуальных вариантов развития творческой личности художника. Холерики в своем поведении часто нетерпеливы, суетливы и вспыльчивы, они обладают резкими, поры_ вистыми движениями и страстной речью со сбивчи_ выми интонациями. Они склонны к резким переменам настроения и прямолинейны в отношениях с людьми. Они любят риск и находчивы в споре. Соответственно, поэзия им нравится романтическая и музыка пример_ но такая же — бурная, энергичная и порывистая. Хо_ лерическим темпераментом обладали Бетховен и Лист. Из поэтов — Пушкин и Байрон. Сангвиники веселы, жизнерадостны и общитель_ ны. Они — душа любого общества, балагуры и весель_ чаки, легко переживают неудачи и неприятности. Они 1 Голицын Г.А., Георгиев М.Н., Петров В.М. Показатели межпо_ лушарной асимметрии творческого процесса в изобразительном искусстве. 1 Иванов В.В. Бессознательное, функциональная асимметрия, язык и творчество. В сб.: Бессознательное: природа, функции, ме_ тоды исследования. Т. IV. Тбилиси, 1985. С. 254–259. $____ __ _________ _______ ___0_ _ _________ "__ (__) *_ _________ ______________ ________ "__ отзывчивы и не чувствуют скованности в общении с новыми людьми. Они могут быть выносливы и рабо_ тоспособны, если дело, которым они занимаются, им интересно. Однако однообразная и кропотливая рабо_ та их утомляет и быстро надоедает. Их речь — быстрая и громкая, с живыми жестами и выразительной мими_ кой. Соответственно, им по нраву музыка живая, весе_ лая и энергичная. Такую мы в избытке найдем у ком_ позиторов Моцарта и Россини, Прокофьева и Виваль_ ди. Из писателей к сангвиникам можно отнести Марка Твена, Оноре де Бальзака и Франсуа Рабле. Флегматиков характеризует общая сдержанность, неторопливость, обстоятельность, спокойствие не толь_ ко в обычных, но и в самых трудных ситуациях. Они последовательны и обстоятельны в делах, их речь плав_ на и размеренна, без резких выражений эмоций, без яркой жестикуляции и мимики. Флегматикам легко сдерживать свои порывы, ибо они придерживаются принципа экономии сил. В общении они ровны и рас_ судительны. Соответственно, им подходит музыка за_ медленных темпов и ровная по настроению — без дра_ матических вспышек и неистовств. Среди компо_ зиторов флегматического темперамента можно назвать Бородина, Глазунова, Лядова. Из писателей к флегма_ тикам можно отнести баснописца Крылова и друга Пушкина поэта Дельвига. Меланхолики считаются людьми застенчивыми и стеснительными, скрытными и малообщительными. Они болезненно чувствительны и легко ранимы, при неудачах склонны уходить в себя и заниматься само_ бичеванием. Их речь тихая, с просительными и изви_ няющимися интонациями. Им свойственно искать со_ чувствия и помощи у окружающих. Они легко перено_ сят одиночество, предпочитая шумным компаниям общение с одним_двумя близкими друзьями. Но благо_ даря свой высокой чувствительности к окружающей жизни именно меланхолики создают наиболее тонкие и проникновенные произведения искусства. Среди композиторов к меланхоликам можно причислить Чай_ ковского, Шопена, Сибелиуса. Среди поэтов и писате_ лей — Надсона, Северянина, Есенина, Чехова. В классификации К. Юнга меланхолики и флегма_ тики относятся к интровертам, сангвиники и холери_ ки — к экстравертам. Для интроверта характерно на_ правленность всех психических процессов на него самого. Его собственное Я становится центром его пси_ хической жизни, именно с его позиций он смотрит на окружающую его жизнь. Для экстраверта центром его интересов является окружающая жизнь, и именно в ней он находит источники для своей активности. Можно также говорить о некоторых корреляциях между интроверсией и правополушарным типом моз_ га, экстраверсией и левополушарным типом мозга. Для иллюстрации темперамента меланхолика и темперамента холерика можно привести различие в практике концертных выступлений у Шопена, яркого представителя музыканта интровертированного плана, представителя слабого типа нервной системы, и Фе_ ренца Листа — музыканта ярко выраженного экстра_ вертированного плана, обладателя сильной нервной системы. В течение длительного периода времени Шопен и Лист были близкими друзьями. При этом каждый из них находил в другом недостающие в себе положитель_ ные качества. По воспоминаниям современников, Шопен был очень впечатлительным, хрупким и ранимым челове_ ком. Своих слушателей он подкупал тонкостью и по_ этичностью исполнения, мягкостью звучания инстру_ мента. Шопен был склонен к меланхолии, и это свой_ ство его характера проявилось во многих его сочи_ нениях — мазурках, балладах, ноктюрнах. Шопен не любил играть в больших концертных залах, при боль_ шом стечении публики, предпочитая выступать в не_ больших залах и музыкальных салонах богатых арис_ тократов. «Большие залы парализуют меня», — при_ знавался он в одном из своих писем другу. Полной противоположностью Шопену была нату_ ра Листа. Этот великий исполнитель, композитор и ди_ рижер любил выступать в больших залах, при большом стечении публики, причем чем больше слушателей присутствовало на концерте, тем больше вдохновлялся великий маэстро. Лист поражал воображение современников неис_ товой мощью своей игры. Друг Листа, знаменитый немецкий поэт Генрих Гейне, упрекал его в том, что $____ __ _________ _______ ___0_ _ _________ "_! (__) *_ _________ ______________ ________ "_ его пальцы нередко «слишком бешено носятся по кла_ вишам», на что Лист скромно отвечал: «Грозы — моя специальность». Один из современников Листа так отзывался о его концерте: «После концерта он стоит словно победитель на поле сражения... покоренные фортепиано лежат вокруг него, порванные струны развеваются как флаги побежденных, запуганные ин_ струменты боязливо прячутся в дальних углах...» Однажды на одном из вечеров, где Шопен и Лист играли вместе, Лист сыграл один из ноктюрнов Шопе_ на. Шопену это исполнение явно не понравилось, и он заметил Листу, что, чем так играть его произведения, лучше их вообще не играть, Тут же Лист сыграл один из виртуозных этюдов Шопена, чем привел всех при_ сутствующих, в том числе и самого Шопена, в полное восхищение, «Я не гожусь для того, чтобы давать кон_ церты, — говорил Шопен Листу. — Но вы, вы к этому призваны, ибо в случае, если вы не завоюете благо_ склонности публики, у вас хватит сил поразить ее, потрясти, покорить и повести за собой». Бессмысленно, видимо, ставить вопрос о том, ка_ кой тип темперамента лучше. Лист и Шопен были ге_ ниальными музыкантами, но каждый из них в силу своего темперамента был гениален по_своему, каждый вносил свой неповторимый вклад в мировую культуру. Благодарные слушатели будут выбирать из ее сокро_ вищниц то, что больше всего им подходит к их собствен_ ному темпераменту и мироощущению. Любой художник_творец, хочет он того или нет, всегда через свое творчество передает окружающим свою личность. Поэтому по музыке Бетховена мы мо_ жем судить о его холерическом темпераменте, а по картинам Левитана — о его меланхолическом. Преобладание интровертной или экстравертной направленности оказывает влияние и на выбор харак_ тера творческой деятельности. Образно говоря, если сравнить творческий акт с растущим деревом, то кор_ ни дерева, лежащие в толще земли, мы можем ассоци_ ировать с интровертным складом личности, а ветви и листья — с экстравертным. У интровертов творческий процесс кристаллизуется как бы внутри, у экстравер_ тов — снаружи. Поэтому логично предположить, что интровертам более свойственна творческая деятель_ ность, связанная с уединением, углублением в процесс познания жизни в свой внутренний мир, а экстравер_ там — та же деятельность, связанная с общением с со_ циумом и с широкой публикой. Поэтому в случае с ин_ тровертами мы будем встречаться чаще с авторским творчеством — композиторами, поэтами, писателями и драматургами, а в случае с экстравертами — с испол_ нительским, музыкантами, певцами и актерами. Исследования, проведенные А.Л. Гройсманом сре_ ди актеров и режиссеров при помощи стандартизиро_ ванного метода исследования личности (СМИЛ, по Л.Н. Собчик), подтверждают это предположение. Согласно данным проведенного им исследования, актерам оказались свойственны такие личностные харак_ теристики, как экстравертированность, коммуникабель_ ность, взрывной темперамент и наличие черт индивиду_ альности. В эмоциональном фоне настроения актеров исследователь констатировал наличие высокой эмоцио_ нальной возбудимости, выраженную способность к эм_ патии, заразительность и доверчивость к предлагаемым обстоятельствам. Истероидный тип личности, в которой СМИЛ фиксирует высокие значения третьей шкалы, ока_ зывается весьма распространенным среди актеров. Чер_ ты этого типа проявляются в повышенной способности к вытеснению из сознания неприятных фактов и собы_ тий, потребностью в признании, склонностью постоянно быть в центре внимания и к показной игре на публике. Склонность к проигрыванию ролей составляет основу его поведения. «Данный личностный тип, — указывает А.Л. Гройсман, — в противоположность аутичному типу в режиссерской модели не обладает достаточно разви_ тым внутренним миром и в своем поведении опирается скорее на внешние, чем на внутренние критерии и оцен_ ки. Переживания истероидной личности ориентированы скорее на внешнего наблюдателя и поэтому обладают скорее яркостью, чем глубиной»1. Режиссерам оказались свойственны такие черты, как интровертированность, стремление к внутренней сосредоточенности, преобладание мыслительного типа 1 Гройсман А.Л. Личность. Творчество. Регуляция состояний. Руководство по театральной и паратеатральной психологии. М., 1998. С. 129–130. $____ __ _________ _______ ___0_ _ _________ "_" (__) *_ _________ ______________ ________ "_+ высшей нервной деятельности и наличие выраженной индивидуальности. Они отличались от актеров большей глубиной мировоззрения и способностью к образному видению мира, более широким пространственным видением и чувством композиции1. Дальнейшие исследования выявили смешанный тип характера, в котором и актеры, и режиссеры обла_ дают общими чертами. Существуют и другие классификации типов людей, знание которых может помочь понять особенности личности и творчества того или иного художника. Известным немецким психиатром К. Леонгардом были выявлены некоторые личностные акцентуации темперамента и характера, которые представляют интерес для психологии художественного творчества. Акцентуация характера проявляется в особых спосо_ бах построения взаимоотношений человека с миром и в своем неповторимом способе его переживания. Типы акцентуации, согласно К. Леонгарду и Н. Шмишеку, разработавшему для их выявления специальный тест, могут быть классифицированы следующим образом. Гипертимный тип — люди с живым темперамен_ том, общительные и предприимчивые, с хорошим здо_ ровьем и высоким жизненным тонусом. Среди их пред_ ставителей — Россини и Вивальди. Застревающий тип — лица, особо чувствительные к обидам и огорчениям, склонные к накоплению отри_ цательных переживаний и к мстительности. Недовер_ чивы и подозрительны. Эмотивный тип — те, кто отличаются мягкостью, добросердечием и глубиной переживаний. Любят уха_ живать за животными и растениями. При просмотре печальных фильмов и прослушивании такой же музы_ ки могут заплакать. Не умеют постоять за себя из_за своей душевной ранимости. Педантичный тип — люди, склонные к усиленным размышлениям, постоянной самопроверке, чистоте и порядку. В работе неторопливы, усидчивы и аккуратны. Тревожный тип — те, кто не любят шумных ком_ паний и игр, часто испытывают в новой обстановке ро_ бость и застенчивость. У них развито чувство долга, им свойственны высокие нравственные принципы. Циклоидный тип — люди с периодическими сме_ нами настроения от упадка и апатии в депрессивной фазе до бурной энергичности в гипертимной. Демонстративный тип — лица с повышенной потребностью находиться в центре внимания, демон_ стрировать свои таланты и принимать от окружающих комплименты. Отличаются богатой фантазией, в пато_ логии нередко переходящей в лживость. При надле_ жащем воспитании и самодисциплине из них могут получиться хорошие актеры. Возбудимый тип — отличается трудностью в са_ морегуляции своего поведения. Вспышки раздражи_ тельности и гнева могут возникать по самому незначи_ тельному поводу. Дистимный тип — отличается пессимизмом и мрачным восприятием. В общении угрюмы и непри_ ветливы, немногословны или молчаливы. Экзальтированный тип — отличается высокой чувствительностью и бурной восторженной реакцией на события окружающей жизни. Тонкие переживания, связанные с увлечением искусством, красотой приро_ ды, поиском красоты и смысла жизни, приводят к тому, что людей этого типа много среди художников, музы_ кантов и поэтов. Выбор вида творчества определяется не только природными способностями, но во многом характером акцентуации художника. Так, например, для исполни_ тельского творчества, связанного с соревнованием и публичными выступлениями и отсюда — с большими нервно_психическими нагрузками, больше подходят демонстративный, возбудимый и гипертимный типы. Для авторского творчества, для которого необходимы уединенность, сосредоточенность и систематичность в работе, больше подходят такие типы акцентуации, как эмотивный, тревожный, застревающий и педантичный. Эти разделения в достаточной мере условны, но мы видим, что, например, Чайковский, яркий предста_ витель эмотивного типа, очень тяготился публичными выступлениями и дирижированием. Эти же отличался и Шостакович, хотя в молодости он получил диплом, выступая на конкурсе пианистов имени Шопена в 1 Гройсман А.Л. Личность. Творчество. Регуляция состояний. Руководство по театральной и паратеатральной психологии. М., 1998. С. 129–130. $____ __ _________ _______ ___0_ _ _________ "__ (__) *_ _________ ______________ ________ "_, Варшаве. В то же время Лист, как яркий представи_ тель демонстративного и гипертимного типа, чувство_ вал себя на сцене, как в родной стихии. __ /_____) ___0_ То, что способность к творческой деятельности связана с особенностями личности человека, люди знали с давних пор. Основоположником эксперимен_ тального изучения личностных свойств человека, влия_ ющих на творчество, в современной психологии счи_ тается двоюродный брат Чарльза Дарвина — Френсис Гальтон, который заложил основы психометрии и ввел в современную психологию показатель коэффициента интеллекта, так называемый IQ. Его исследования про_ должил французский психолог Альфред Бине, разра_ ботавший тест на измерение интеллекта. Продолжив_ шие это направление исследования уже упомянутые Дж. Гилфорд и Э. Торренс выявили наличие связи между коэффициентом интеллекта и способностью к творчеству (креативностью). Оказалось, что более вы_ сокий уровень интеллекта обусловливает большую вероятность того, что у испытуемого будут высокие показатели и по тестам креативности. Торренс пред_ ложил концепцию интеллектуального порога, которая состоит в том, что при IQ ниже 120 баллов интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фак_ тор. При IQ выше 120 баллов творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами. т. е. можно обладать значительным запасом знаний, но при этом оказаться малотворческим человеком. В то же время можно не обладать обширными познаниями, но при этом проявлять значительные творческие способ_ ности. Связи между объемом знаний, умственными спо_ собностями и способностями к творчеству исследова_ лись в работах польского психолога А. Матейко. Им было установлено, что в одних областях творчества большой объем знаний просто необходим, тогда как в других областях это требование необязательно. Там, где предмет требует больших умственных способностей для овладения сложными областями знания, например в ядерной физике, имеется определенная связь между степенью развитии умственных способностей и ори_ гинальностью решения задач, но эта связь невелика. В то же время «у художников, скульпторов и графи_ ков, — отмечает А. Матейко, — корреляция между ка_ чеством работы и умственными способностями нуле_ вая и даже отрицательная»1. Академические успехи в школе и высшем учебном заведении далеко не всегда являются надежным пред_ сказанием того, что такой ученик или студент в буду_ щем сделает большие творческие открытия. Известно, что отец Чарльза Дарвина из_за его плохой учебы в школе был очень невысокого мнения о будущем своего сына, Чехов нередко получал тройки за свои сочине_ ния, Ньютон и Эйнштейн тоже далеко не блестяще учились в школе. Пушкин в области математики был абсолютно необучаем. За это его даже хотели отчис_ лить из любимого лицея, который он так горячо воспе_ вал в своих стихах. Анализируя качества творческих личностей, Тор_ ренс обнаружил у них большое количество черт, кото_ рые могут базироваться на доминировании эмоций агрессии, что можно рассматривать как проявление смелости и тенденцию к активному утверждению сво_ его «Я» в социуме. Это проявляется, в частности, в стрем_ лении к доминированию и превосходству, в тяге к рис_ ку, нарушению привычного порядка вещей и стереоти_ пов, тяготению к независимости и радикализму. Смелость часто оказывается в числе незаменимых свойств творческой личности. По этому поводу англий_ ский психолог Мак_Киннон отмечает, что «наиболее выдающийся признак творческой личности, главная черта его внутренней сущности, как я это вижу, — это определенная смелость. Смелость личности, смелость разума и духа, психологическая и духовная смелость, которая является внутренним стержнем креативной личности: смелость подвергать сомнению общеприня_ тое; смелость быть разрушительным для созидания лучшего; смелость думать так, как не думал никто; смелость быть открытым восприятию изнутри и извне; смелость следовать интуиции, а не логике; смелость вообразить невозможное и попытаться его реализовать; 1 Матейко Я. Условия творческого труда. М., 1976. С. 15. $____ __ _________ _______ ___0_ _ _________ "__ (__) *_ _________ ______________ ________ "__ смелость стоять в стороне от коллективности и, если это необходимо, конфликтовать с ней, смелость стано_ виться и быть самим собой»1. В институте изучения проблем творчества в Кали_ форнии американскими исследователями в процессе изучения большой группы выдающихся архитекторов и известных писателей было установлено, что культур_ ный феномен изобретения в искусстве и науке анало_ гичен и характеризуется одинаковыми психическими процессами. Френсис Баррон на основе исследования 56 писателей_профессионалов, из которых 30 были широко известны и весьма оригинальны в своем твор_ честве, выделил следующие тринадцать признаков способностей к литературному творчеству: |