пс и пед худ творчества. Психология и педагогика художественного
Скачать 2.25 Mb.
|
. 3 Липпс Т. Руководство к психологии. СПб., 1907. С. 217 Цит. по: Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. М., 1976. С. 92. $____ ,_ =___0__ ________ _ ______________ ________ _ _-6____ _" (__) *_ _________ ______________ ________ _+ ет свое решение. Обращаясь к ним, он пишет: «Сердце своим и разумом я сызмальства предрасположен к нежному чувству доброты, я всегда был готов к свер_ шению великих дел. Но подумайте только, что вот уже шесть лет я нахожусь в злосчастном состоянии... из года в год обманываясь в надежде на излечение, я принуж_ ден был, наконец, признать, что стою перед неизлечи_ мым недугом... наделенный от природы пылким живым темпераментом, питая склонность к развлечениям све_ та, я должен был рано уединиться и повести замкну_ тую жизнь... меня охватывает жгучий страх перед опас_ ностью обнаружить свое состояние... какое унижение приходилось мне испытывать, когда кто_нибудь, сто_ явший подле меня, слышал издалека звук флейты, а я ничего не слышал, или слышал пение пастуха, а я же опять ничего не слышал... Такие случаи доводили меня до отчаяния, недоставало немного, чтобы я покончил с собой» ... И вот за этим полными трагизма словами Бетховен признается своим браться, почему он не сде_ лал этого. «Ах, мне казалось невозможным покинуть мир раньше, чем исполнено мною все то, к чему я себя чувствовал призванным...»1 Не только одного Бетховена искусство удержало от самоубийства. Оно удерживало в жизни очень мно_ гих художников, жестоко страдавших от непризнания, отсутствия материального достатка, тяжелых болезней. Среди них мы видим имена Вагнера, Ван Гога, Двор_ жака, Эдгара По. Искусство спасает не только худож_ ников, но и простых людей. Классическим примером служит рассказ Глеба Успенского «Выпрямила», в ко_ тором повествуется о простом русском учителе Тяпуш_ кине, который, страдая от депрессии и разочарования в жизни, поехал в Лувр и там увидел скульптуру Вене_ ры Милосской, которая потрясла его своей красотой. И в момент этого потрясения учитель почувствовал, как выпрямляется его душа и как все неприятности жизни уходят и перестают казаться такими пугающими. Л.С. Выготский проницательно указал на возмож_ ности искусства изживать величайшие страсти, кото_ рые не нашли себе исхода в нормальной жизни. Это, по его мнению, составляет основу биологической об_ ласти искусства. Он критиковал теорию происхожде_ ния искусства от игры за то, что она не позволяет понять искусство как творческий акт, а также за то, что эта теория сводит искусство лишь к биологической функции упражнения органов. Л.С. Выготский пишет, что гораздо сильнее все те теории, которые утвержда_ ют, что «искусство есть необходимый разряд нервной энергии и сложный прием уравновешивания организ_ ма и среды в критические минуты нашего поведения. Только в критических точках нашего пути мы обраща_ ется к искусству, и это позволяет нам понять, почему мы обращаемся к искусству»1. В современной жизни больших городов за послед_ ние десятилетия в задачах психологической помощи населению четко обозначились две очень важные и с большим трудом преодолеваемые проблемы, связанные с эмоциями человека. Это — проблемы алекситимии и аддикции. Первый из этих терминов происходит из соедине_ ния следующих понятий: тимус — древнее латинское обозначение души человека, лекса — слово, а — отри_ цательная частица. Все вместе — алекситимия — оз_ начает невозможность выразить свое душевное состо_ яние. Феномен был описан американским психиатром П. Сифнеосом в 1972 г. при исследовании психосома_ тических больных. Алекситимия часто возникает как результат страха перед проявлением человеком своих эмоций вовне, что ведет к подавлению переживаний. Алекситимикам поэтому свойственны такие типичные черты, как неспособность распознавать и идентифи_ цировать переживаемые ими чувства. Им бывает труд_ но определить, что они чувствуют — гнев или усталость, печаль или зависть. Исследования в области алекситимии показывают, что для нашего здоровья опасным является подавление в себе сильных как положительных, так и отрицатель_ ных эмоций — гнева, печали, страха, страдания. Пере_ живаемые эмоции любого знака обязательно должны быть вынесены наружу, иначе они обратятся вовнутрь организма и приведут к психосоматическим заболева_ 1 «Письма Бетховена. 1787–1811 годы». Публикация / Редак_ тор_составитель Н.Л. Фишман. М, 1970. С. 159–161. 1 Выготский Л.С. Психология искусства, М., 1965. С. 324. $____ ,_ =___0__ ________ _ ______________ ________ _ _-6____ __ (__) *_ _________ ______________ ________ _, нием, т. е. начнут разрушать внутренние органы — сердце, печень, желудок, легкие. Так возникают психо_ соматические болезни, среди которых врачи первона_ чально выделяли семь наименований. Это были: брон_ хиальная астма, язвенный колит, гипертония, нейродер_ мит, ревматоидный артрит, язва двенадцатиперстной кишки, гипертиреоз. Позднее этот список расширился, и к психосоматическим расстройствам стали относить рак и сердечно_сосудистые заболевания. Культ силы и рационального отношения к жизни становится сегодня одним из ведущих в современном стиле жизни. Телевидение пропагандирует тип суперме_ на, который не подвластен «ненужным» эмоциям и все_ гда поступает расчетливо и точно. Однако этот соци_ альный запрет на выражение ярких эмоций становится основной причиной роста депрессии, тревожности и скрытой агрессии. В результате подавления затрудняет_ ся обнаружение этих эмоций, их переработка и отреаги_ рование. Интересно, что в тех культурах и странах, в кото_ рых высоко ценятся невозмутимость и хладнокровие в трудной ситуации, уровень депрессии оказывается выше. Такая ситуация характерна для некоторых вос_ точных стран, таких как Япония, Корея и Китай. Срав_ нительные исследования показали, что в этих странах по сравнению с европейскими частота данного психи_ ческого нарушения встречается чаще. Эмоциональное напряжение, никуда не уходящее из тела, приводит к появлению соматических нарушений. До 50% посети_ телей городских поликлиник — именно такие психосо_ матики. Аддикция, или же аддиктивное поведение, связа_ на с возникновением у человека зависимости к какому либо предмету, явлению или человеку. Оно пережива_ ется как непреодолимое влечение, характеризуется не_ насытностью и бессознательностью стремления к об_ ладанию, т. е. компульсивностью. Помимо алкогольной, никотиновой наркотической зависимости психологи сегодня все чаще начинают говорить о появлении ком_ пьютерной зависимости, пищевой, шопинг_зависимо_ сти (покупка ненужных вещей), любовной зависимо_ сти. Аддикту обязательно нужно что_то или кто_то, да_ ющее положительные переживания и избавляющее от необходимости думать и заботиться о себе. «Основной дефект аддиктивного пациента, — пишет английский психолог Г. Кристал, — заключается в его неспособно_ сти видеть в себе завершенную, уверенную в себе личность с высокой самооценкой»1. Для клиентов_аддиктов характерна нерешенность многих эмоциональных проблем. Так, например, по данным Э. Сэбшин, наркоманам свойственны такие черты, как «снижение способности рассуждать, неспо_ собность поддерживать высокую самооценку, неспо_ собность поддерживать близкие межличностные отно_ шения». Кроме этого, в других исследованиях было установлено, что для лиц с наркотической зависимо_ стью характерны также желание ослабить депрессив_ ное состояние, непрестанная борьба с чувством стыда и вины от повышенной самокритичности и ощущения своей никчемности, отсутствие способности заботить_ ся о самих себе, идущее от сурового и карающего Супер_Эго. Все это говорит о наркомании как способе защиты от душевного страдания, вызванного чаще всего плохим уходом в детстве, психотравмой и недо_ статком безусловной материнской любви в раннем возрасте. «Зависимость от наркотиков, таким образом, можно рассматривать как адаптивное поведение, на_ правленное на то, чтобы облегчить боль, вызванную аффектами, и на некоторое время повысить способ_ ность владеть собой и функционировать»2. Подтверждением того, насколько тяжелой бывает зависимость от наркотика, может служить тот факт, что даже Фрейду не удалось отказаться от многолетнего пристрастия к курению сигар, в результате чего у него развилась карцинома неба, и он скончался. Фрейд в результате своей зависимости после пер_ вой операции перенес еще 32. Он был вынужден но_ сить челюстной протез и время от времени принимать пишу через трубку, вставленную в нос. При этом сига_ ры он не оставил. «Я знаю, что курение убивает меня,— 1 Кристал Г. Нарушение эмоционального развития при аддик_ тивном поведении. В кн. «Психология и лечение зависимого по_ ведения». М. 2000. С. 109. 2 Сэбшин Э. Психоаналитические исследования аддиктивного поведения: обзор. В кн. «Психология и лечение зависимого пове_ дения». М., 2000. С. 18. $____ ,_ =___0__ ________ _ ______________ ________ _ _-6____ __ (__) *_ _________ ______________ ________ __ говорил он. — Но зависимость от никотина — проявле_ ние моего невроза. Победить его при всем моем психи_ атрическом опыте я не могу, и оставьте меня в покое!» Итак, страдания, связанные с сильными неотреа_ гированными аффектами, а также чувствами пустоты и внутренней дисгармонии, ведут к употреблению наркотиков, за что и алекситимикам, и аддиктам впо_ следствии приходится платить еще большими страда_ ниями. Но эти страдания могут быть значительно смяг_ чены, изжиты и ослаблены в процессе общения с ис_ кусством — музыкой, театром, живописью, танцем. Любой вид искусства представляет собой канал, по которому отрицательные эмоции могут быть удалены из сознания и по этому же каналу сознание может быть наполнено положительными переживаниями. Психотерапевты, работающие с алекситимиками и аддиктами, учат их распознавать свои чувства, гово_ рить о них, распознавать свои желания и заботиться о самих себе, фантазировать и проявлять творческую волю, быть независимыми и самодостаточными. Использование искусства в психотерапевтических целях помогает решить большинство выше указанных проблем — катарсически очистить душевный мир от конфликтов, научиться правильным межличностным отношениям и навыкам саморегуляции, быть самодос_ таточным и независимым. «Наслаждение художественным творчеством, — пишет немецкий психиатр Отто Ранк, — достигает своего кульминационного пункта, когда мы почти за_ дыхаемся от напряжения, когда волосы встают дыбом от страха, когда непроизвольно льются слезы состра_ дания и сочувствия. Все это ощущения, которых мы из_ бегаем в жизни и странным образом ищем в искусст_ ве. Действие этих аффектов, очевидно, совсем иное, когда они исходят из произведений искусства, и это эстетическое изменение действия аффекта от мучи_ тельного к приносящему наслаждение является про_ блемой, решение которой может быть дано только при помощи анализа бессознательной душевной жизни»1. Отметим, что в подавляющем большинстве случа_ ев современные психологи и психотерапевты, занима_ ющиеся помощью людям, попавшим в трудную жиз_ ненную ситуацию, почти всегда так или иначе обра_ щаются к искусству. Они просят своих клиентов нарисовать их жизненную проблему и ситуацию, вы_ лепить ее в глине, протанцевать, тщательно прогово_ рить и проиграть в драматической инсценировке. Многие психоэмоциональные проблемы могут быть заранее разрешены, если человек научится общаться с искусством в процессе правильно организованного эстетического воспитания. «Возможность коррекции личностных напряже_ ний — величайший дар природы человечеству, сино_ нимом которого является творчество», — пишет зна_ менитый американский психотерапевт Ролло Мэй. Попав в сложную жизненную ситуацию, мы часто теряем сами себя, не знаем, кто мы, где мы есть и куда нам двигаться дальше. «Если воодушевить такого че_ ловека, — продолжает далее Р. Мэй, — помочь ему из_ бавиться от боязни перемен и вывести из статичного болезненного состояния, начнется процесс коррекции, и неожиданно могут раскрыться его необыкновенные творческие способности»1. __#___' ___ #________ 1. В чем заключается познавательная функция искус_ ства в обществе? Может ли она исчерпать все дру_ гие возможные функции искусства? 2. Как вы думаете, почему в настоящее время в об_ ществе в наибольшей мере востребована развле_ кательная функция искусства? 3. Раскройте психологический механизм воспита_ тельной и коммуникативной функций искусства. 10. Что такое «алекстимия» и «аддикция»? Чем вызва_ ны эти явления и каким образом искусство может помочь в преодолении данных психологических трудностей? 1 Ранк О. Эстетика и психология художественного творче ства. В кн. «Психология художественного творчества: Хрестомав_ тия». Сост. К.В. Сельченок. Минск, 1999. С. 6. 43 Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994. $____ ,_ =___0__ ________ _ ______________ ________ _ _-6____ __ (__) *_ _________ ______________ ________ __ /_______ 1. Аристотель. Поэтика. М., 1957. С. 50. 2. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. Х. М., 1956. С. 3. 3. Выготский Л.С. Психология искусства. С. 57. 4. Ямвлих. Жизнь Пифагора. Изд 2_е. М. 1998. С. 53. 5. Эстетика. Словарь. М., 1989. С. 413. 6. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1967. С. 139. 7. Берк Э. Философское исследование и происхожде_ нии наших идей о возвышенном и прекрасном // История эстетики. Памятники мировой эстетичес_ кой мысли. Т. 4. С. 105–106. 8. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. М., 1976. 9. Психология и лечение зависимого поведения. М., 2000. 10. Психология художественного творчества. Минск, 1999. 11. Мэй Р. Искусство психологического консультиро_ вания. М., 1994. _"____, %_______$______ _*___________ __- ___*+________.___/__ "_ >_________ #___-____ Согласно академическому определению эстетичес_ кой потребности, она проявляется в заинтересованно_ сти человека в эстетических ценностях, являясь исход_ ным моментом в освоении и создании им тех предме_ тов искусства, которые в общественном мнении именуются прекрасными. Говоря проще, эта потреб_ ность проистекает из стремления человека переживать при встрече с прекрасными явлениями положитель_ ные эмоции действительности, которые наиболее пол_ но проявляются в момент восприятия произведений искусства и их создания. Наиболее весомой причиной для существования эстетической потребности является генетически при_ сущая человеку потребность в духовном личностном росте, расширении пространства своей личности. Не_ достаток ярких духовных переживаний в обыденной жизни, не дающей ярких впечатлений органам чувств, препятствует такому росту. Потребность в переживаниях может быть удовлет_ ворена по_разному, не только через общение с произ_ ведениями искусства и их созданием, но и через уча_ стие в разного рода играх — развлекательных, позна_ вательных, спортивных. Элемент неожиданности и непредсказуемости в жизни всегда вызывает много переживаний. Получе_ ние поражения и провала вместо ожидаемых удач и выигрышей вызывают и в жизни, и в процессе учас_ тия в играх или наблюдения за ними всю гамму чувств, на которые способен человек. Здесь всегда можно найти страх и гнев, отчаяние и радость, разочарование и надежду. Без этих переживаний человек превраща_ ется в бездушный механизм и не может нормально существовать. Но определение «прекрасных» пережи_ ваний, отвечающих именно духу человеческой приро_ $____ __ >_________ #___-____ _ __ ___) _ _-6_______4 _____ _! (__) *_ _________ ______________ ________ _ ды, в полной мере может быть применимо только к тем из них, которые относятся к искусству, потому что только оно непосредственно занимается миром чело_ веческих отношений, связанных с тончайшими духов_ ными переживаниями. В одной из наиболее удачных и широко известной ныне иерархической классификации потребностей американского психолога Абрахама Маслоу все суще_ ствующие потребности человека располагаются следу_ ющим образом. В основании предложенной им пира_ миды лежат биологические потребности, связанные с выживанием и продолжением рода, далее идут потреб_ ности в безопасности, в личном и социальном статусе. На верху этой пирамиды находятся потребности в са_ мореализации, которые подразумевают творческую деятельность и реализацию природных способностей. Но еще выше, на самой вершине своей пирамиды, А. Маслоу расположил предельные ценности жизни, среди которых — |