пс и пед худ творчества. Психология и педагогика художественного
Скачать 2.25 Mb.
|
Изучение объектов в позитивистской и понимающей парадигме В гуманистической психологии, основателями ко_ торой в ХХ в. вслед за Фрейдом явились американс_ кие психологи А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, Г. Ол_ порт, итальянец Ф. Перлз, подход «понимающей пси_ хологии» нашел свое продолжение и получил самую широкую поддержку. Вся современная психология и психотерапия в своих предпосылках строится на иде_ ях понимающей психологии, основанной на умении психолога и психотерапевта вчувствоваться в душев_ ней мир своего клиента и через это вчувствование помочь ему разобраться в его проблемах. Подход понимающей психологии оказался очень пло_ дотворным для понимания особенностей психологии ху_ дожественного творчества, на что проницательно указал в своей книге «Мир художника» А.А. Мелик_Пашаев. В са_ мом деле, любому художнику для создания полнокровного произведения, будь то человек или явление природы, необходимо сначала вжиться в создаваемый образ, почув_ ствовать в самом себе стихию его внутренней жизни и только после этого стараться воплотить его в своем мате_ риале — красках, интонациях, движениях танца и позах. Гуманистическая психология утверждает, что пер_ воисточником и главным двигателем творчества явля_ ется глубоко укорененная в человеке потребность в самоактуализации, полной и свободой реализации всех тех сил, которые заложены в него самой природой. А это возможно лишь через творчество. Человек не может не творить в силу именно своей трансцендентной сущно_ сти, которая с необходимостью требует от него умения слушать свой внутренний голос, через него распозна_ вать свои потребности и свою сущность. Если человек не следует своему природному призванию, не прислу_ шивается к своему внутреннему голосу, говорящему ему о его жизненном предназначении и направлении дви_ жения, если он выполняет только то, что от него требу_ ют окружающая среда или складывающиеся обстоятель_ ства, он может серьезно заболеть, стать невротиком и остаться на всю жизнь несчастным человеком. 1_______'4 #_____ В современной гуманистической психологии суще_ ствует довольно много различных направлений. Здесь ________ ____ ______________ __________ __________ __________ ___________ ______________ !"__________ _______________ ______ _#_$_____%_&_'_ (__"_#_!_____ _______!__ "_#_!___&!_'_ _____)___#*__*#_ _+_,__-._ /.+_,+$#_!___+__ __0_-.____1'__0+#__ __+0+02_____3___+$_ ________ ___ ________ __.__%_&__ (__!___&_ "__4______4_ "#+5___+$__ ___+____6_.*7_$__6_ 8_)_%_ ________________ +)_______ __#___*8._____ _*$__$+__ __"_#_8_$_____ ___ _______ _________ _*09___:+09____&__ _*09___:_*09____&__ !________ ___ _______ _+#!___)+$___+_'_ ___+__#___&!__ _.___5_!__ _)!_#___6_ _$+0+._&_'__ ___+__+$__ ___#+_"__5___ __________ ___ ____ _+_____:_____)__ ___+__+$__ 3+#!___)+$___&4_ "+__)_______ ______$___&_'____ +__+$_____+#______4_ __0_+,#_3______4_ .+_*!___+$_ "_________ _______ __#*__*#_#+$__: _&__+"#+__ _$+0+.__6_0___.__ #_____________ _+______$___&_'_ ____-__-2___ "_#_8_$_____ ______$___&_'_ $__-__-2___ (!"___-__ ___+"_#_8_$_____ $_____________ __#*__*#__6'_ +._+)_____6'____ +__+$__$&6$____&4_ )__+_+!_#_+_____ ;__________6'____ +__+$__._________: __+,+_"+.4+._'_ *___&$_-2_,+_ !_+,+)____+__%_ $+)!+8_+__ ____#"#___5___ _ $____ "_ %__________ &_#' __________ #____________ __ (__) *_ _________ ______________ ________ __ помимо гештальт_психологии и психоанализа мы ви_ дим поведенческую, экзистенциальную и когнитивную психологию. Творческая личность и особенности ее мышле_ ния— богатое поле для научных исследований. Боль_ шой вклад в эти области когнитивной психологии вне_ сли Аорон Бек и Альберт Эллис, занимавшиеся про_ блемами развития личности, а вопросами собственно творческого мышления — Джой Гилфорд и Эллис Тор_ ренс. Последними двумя психологами была разработа_ на концепция креативности (творческости), которую они рассматривали как универсальную познаватель_ ную способность человека. Все современные исследо_ вания в области творчества так или иначе продолжают развивать идеи этих двух выдающихся психологов. Дж. Гилфорд выделил два типа мышления — кон_ вергентное и дивергентное. Конвергентное мышле_ ние мы можем видеть на примере разгадывания кроссвордов, когда на поставленный вопрос возмо_ жен только один однозначный ответ. Дивергентный стиль мышления допускает возможность множество правильных ответов на один и тот же вопрос. По мнению Дж. Гилфорда, именно этот стиль мышления является основой креативности. Его легко наблюдать на примере художественного творчества, когда, к примеру, один и тот же сюжет, одно и то же настро_ ение или образ могут быть переданы бесчисленным количеством вариантов. Е. Торранс вслед за Дж. Гилфордом определяет творческое мышление «как процесс чувствования трудностей, проблем, брешей в информации, недо_ стающих элементов, перекоса в чем_то; построения догадок и формулировки гипотез, касающихся этих недостатков, оценки и тестирования этих догадок и гипотез; возможности их пересмотра и проверки и, наконец, обобщения результатов»1. Творческий путь решения проблемы заключается в том, что человек пытается избегать тривиальных решений и, выдви_ гая множеств гипотез, проверяет свои догадки, пока не найдет нужное решение. Креативный процесс независимо от проблемы, на которую он направлен, согласно исследованиям Е. Тор_ ранса, необходимо включает следующее. 1. Изменение структуры внешней информации и внут_ ренних представлений с помощью формирования аналогий и соединения концептуальных пробелов. 2. Постоянное переформулирование проблемы. 3. Применение существующих знаний, воспоминаний и образов для создания нового и применения ста_ рых знаний и навыков в новом ключе. 4. Использование невербальной модели мышления. 5. Процесс креативности требует внутреннего напря_ жения, которое может возникать тремя путями: в конфликте между традиционным и новым в каждом шаге креативного процесса; в самих идеях, в различ_ ных путях решения или предполагаемых продуктах. Напряжение может создаваться между хаосом нео_ пределенности и стремлением перейти на более высокий уровень организации и эффективности внутри индивидуальности или общества в целом. Е. Торранс сформулировал также следующие кри_ терии, на основании которых с может быть создан творческий продукт. Это — юмор, фантазия, воспри_ имчивость к цвету и движению, наличие у ученого литературного и метафорического чувства. Ф. Баррон и Д. Харрингтон, подводя итоги иссле_ дований в области креативности с 1970 по 1980 г., сде_ лали следующие обобщения того, что известно о креа_ тивности. 1. Креативность — это способность адаптивно реа_ гировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессозна_ тельный характер. 2. Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации. 3. Специфическими свойствами креативного процес_ са, продукта и личности являются их оригиналь_ ность, состоятельность, валидность, адекватность задаче. Очень важным оказывается и еще одно свойство, которое может быть названо пригодно_ 1 Torrance E.P. The Torrance Test of creative thinking: Technical_ norm manual. Ill. 1974. С. 47. $____ "_ %__________ &_#' __________ #____________ _! (__) *_ _________ ______________ ________ _ стью. Оно характеризуется эстетической, экологи_ ческой и оптимальной формой, правильной и ори_ гинальной на данный момент. 4. Креативные продукты могут быть очень различны по природе: новое решение проблемы в математи_ ке, открытие химического процесса, создание му_ зыки, картины или поэмы, новой философской или религиозной системы, инновация в юриспруден_ ции, свежее решение социальных проблем и др.1 Для понимания природы творческого интеллекта и его разновидностей интересны данные, полученные английским психологом Х. Гарднером, который выде_ лил семь относительно независимых интеллектуальных навыков и способностей, соответствующих двум глав_ ным признакам: формулирования и творческого реше_ ния проблем или нового подхода к решенным пробле_ мам; и широкого использования творческого продукта при наличии высокой оценки его обществом. В эти семь признаков входят: 1) лингвистический интеллект, основанный на чув_ ствительности к смыслу слов и эффективной вер_ бальной памяти; 2) логико_математический интеллект — способность исследовать категории, взаимоотношения и струк_ туры путем манипулирования объектами, симво_ лами, понятиями; 3) пространственный интеллект — способность вос_ принимать и создавать зрительно_пространствен_ ные композиции, манипулировать объектами в уме; 4) телесно_кинестетический интеллект — способ_ ность использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, в ручном труде; 5) музыкальный интеллект — способность исполнять, сочинять и воспринимать эмоционально музыку; 6) интраперсональный интеллект — способность по_ нимать и опознавать собственные чувства; 7) интерперсональный интеллект — способность за_ мечать и различать темперамент, мотивацию и на_ мерения других людей. Все эти навыки, за исключением тех, которые от_ носятся к математике, могут с успехом развиваться в процессе занятий различными видами художественно_ го творчества. _____ ___)____ Американский психолог Вильямс, продолживший исследования Гилфорда и Торренса, предложил следу_ ющую модель развития творческой личности, учиты_ вающей два указанных направления. %_&'$($_')*_"+%(_,)_(__,-*.(_+__ $_$!_/'+-*'$*_ "______ /_______ <_,_+__%_ !&7____6_ #_.*!&$_____$+)!+8_+_0+_%7_,+__+______$__ __%__#____$_&4_+_$__+$____.______)_.___*-_ )_.__*_____"#+0__!*_ ;_0_+__%_ !&7____6_ __4+.__%_+04+._&__"*___#_7___6_"#+0__!&'_ "_#_4+.6_+__+._+,+________+09___+$___.#*,+!*_ _#_,____%_+__%_ !&7____6_ _!_____._$__%___+0&__&__+_$__&'____ _+,___*-2___6___+02_"#__6_&!_!_____!'_ ______._#__+__%_$),_6._____"#_.!_______ "#+0__!*_ _)#_0+____+__%_ "#+0__!&_ _!_____.+"+__6_%'_#__7_#6_%'_*,_*0_6_%__+'_ __+_*8___!____6=_)_"#+__+,+_.____%___+8_+_=_ 0$-'_.(')*_"+%(_,)_(__,-*.(_+__ $_$!_._1*,2+'$*_ _"+_+0_+__%_ _.______#____ _!__%_.____$+$__%_$___"#_.___)*_!+____!__+_ __#*__*#_#+$___+_____*_5__'_"+__,_6_%____ ___*_5_-___,_"+__)&_ ________6_ "+___+$_6_ ____$_+__%_ ____+__$_.______._______#_)#&$__!_8.*___!'_ __+____%_____+_.+_8_+_0&_+_0&_%=__"+_+0_+__%_ ___#_______+!*_+__+7___-____.____$___+_ "#_$__%_+,+_#_7___6_ >_#+___ _#*,+)+#___ ___-0+)__: ___%_+__%_ __#_!_________+$&!_)____6!'_____#____ ___+0&__6!___3____!'_$&4+.62_!_)__"#_.__&_ _$+____"_5____)_5__'____%_+_#_)$___6_ #_3_____6_ <+,__+__ $++0#_8_____ _"+_+0_+__%___$_)*___)_5___+0#_)+$'_*!_____ "#_.___$_6_%__+'___,+____+,.__#__%7_____0&_+'_ 4+#+7+_#_)$___6____*_5_6_ _ 1 Цит. по: Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1998. №4. С.123. $____ "_ %__________ &_#' __________ #____________ _" (__) *_ _________ ______________ ________ _+ Разработанный Вильямсом набор тестов на выяв_ ление творческих способностей детей (Creativity Asses_ ment Packet) включает в себя: 1) тест дивергентного мышления; 2) опросник личностных творческих характеристик; 3) тест для учителей и родителей, оценивающих твор_ ческие возможности данного ребенка. Сегодня тест Вильямса получил широкое распро_ странение во многих странах. В США он повсеместно используется для изучения творческих способностей как детей, так и взрослых. Тест дается в приложении. В рамках когнитивного подхода было разработано большое количество специальных упражнений, речь о которых применительно к искусству пойдет в девятой главе, посвященной методам развития творческого мышления. 8________ _ ______)_ Творчество — это всегда поиск либо новых идей, новых возможностей и путей решения старых задач, либо новых форм в искусстве, либо новых способов самовыражения. Состояние творческой и поисковой активности всегда связано с мобилизацией внутренних духовно_энергетических ресурсов человека на преодо_ ление выхода из создавшейся ситуации. Именно эта мобилизация психологических ресурсов и помогает человеку справляться с бытовыми сложностями жиз_ ни и преодолевать разного рода болезни. Нижеследующие примеры показывают благотвор_ ность влияния творчества на здоровье. В исследовании А.Н. Рубакина, изучившего жизнен_ ный путь 604 ученых, было выявлено, что 354 человека (58,6%) из этого числа скончались в возрасте старше 70 лет, из них 150 человек — (24,8%) прожили свыше 80 лет. Старческие изменения, связанные с прогресси_ рующим атеросклерозом и другими нарушениями, сре_ ди ученых и деятелей искусства — довольное редкое явление. Как тут не вспомнить изречение Ромена Рол_ лана, что «творить — значит убивать смерть». В одном из своих писем А.П. Чехов признавался: «Работая, я всегда бываю в хорошем настроении». Он отмечал, что для того, кто испытал наслаждение твор_ чества, все другие наслаждения уже не существуют1. Известно, что Чарльз Дарвин был очень болезнен_ ным и мнительным человеком. Его биографы нашли, что все свои тяжелые душевные кризисы великий уче_ ный преодолевал главным образом с помощью работы, с головой уходя в свои исследования. Одна из знакомых великого композитора и пиани_ ста С. Рахманинова, О.Н. Конюс, встречавшаяся с ним в последние годы жизни, когда С. Рахманинов уже был нездоров, вспоминает о нем после блестящего концер_ та: «Удивительно, как человек, который час тому назад едва мог двигаться в своем номере отеля, в концерте мог исполнить длинную программу так прекрасно, с та_ ким подъемом и вдохновением». Выходя на сцену, С. Рахманинов забывал о тех болях и недомоганиях, ко_ торые его мучили в последние годы2. У выдающегося немецкого дирижера XX в. Гер_ берта фон Караяна однажды во время концерта «по_ шел» почечный камень. «Я почувствовал это, — при_ знавался он в одном из своих интервью, — только после выступления. Обычно же ощущаешь такие боли, что просто катаешься по полу»3. По мнению нашего великого соотечественника хирурга Н.Н. Бурденко, чьим именем в Москве назван институт нейрохирургии, деятельность, связанная с творчеством, способствует выработке определенных гормонов, положительно влияющих на состояние че_ ловека. Современная психоэндокринология называет среди таких гормонов серотонин, дофамин, амфета_ мин. Все они обладают тонизирующим и обезболива_ ющими свойствами, придающими силы и омолажива_ ющими человека. Не только писатели и художники знают о целитель_ ной силе творчества. Это знают и садоводы_любители, и спортивные тренеры, и врачи, и вообще любой чело_ век, который способен относиться к своему делу не_ равнодушно и предельно заинтересованно. 1 Русские писатели о литературном труде. Л, 1955. 2 Воспоминания о Рахманинове. Т. 1. М., 1988. 3 Эликсир жизни — музыка (Караян о себе) // Муз. жизнь. 1983. № 15. С. 19. $____ "_ %__________ &_#' __________ #____________ __ (__) *_ _________ ______________ ________ _, 8___#__ _________ _____'________ Все эти факты, наблюдения и закономерности послу_ жили созданию одного из оригинальных направлений в современной психотерапии, получившему название «те_ рапия творческим самовыражением» (ТТС). Его основа_ тель — известный отечественный психиатр и психоте_ рапевт Марк Евгеньевич Бурно, выпустивший по деталь_ ной разработке этого метода немало интересных работ. М.Е. Бурно определяет свой метод как клиничес_ кий, не психоаналитический, психотерапевтический способ лечения людей с тягостными переживаниями своей неполноценности, страдающими тревожными и депрессивными расстройствами. В основе метода ле_ жат следующие две основные идеи. 1. Человек, страдающий каким_либо психопатологи_ ческим расстройством, в процессе творчества мо_ жет лучше узнать и понять особенности своего характера. А узнав свои сильные и слабые сторо_ ны, пациент может смягчить свое негативное со_ стояние, потому что наши недостатки — это про_ должение наших достоинств. 2. Любое творчество высвобождает большое количе_ ство позитивной энергии, поэтому любое творче_ ство целебно. Именно вследствие этого в психике происходят позитивные сдвиги. Расстройства настроения подобного характера нередки и у здоровых людей, особенно у тех, кого от_ носят к так называемым акцентуированным личностям. Всем таким пациентам ТТС помогает проникнуться целебным творческим вдохновением, научиться в нрав_ ственном самовыражении преодолевать трудности, не обращаясь при этом за смягчением душевной напря_ женности к лекарствам, алкоголю или наркотикам. Творчество в ТТС понимается широко — как вы_ полнение любого общественно_полезного дела в соот_ ветствии со своими неповторимыми духовными особен_ ностями. Поэтому творчество не может быть реакци_ онным, безнравственным, оно всегда — созидание, несущее в себе позитивную индивидуальность автора. Поскольку главный инструмент всякого творче_ ства — проявление живой духовной индивидуальности, то и больной, и здоровый человек познают в творче_ стве свою уникальность, становятся самими собой и освобождаются от тягостной неопределенности, кото_ рая всегда присутствует в расстройствах настроения. Основной и специфический механизм терапии творческим самовыражением (объединяющей на еди_ ном основании лечение пациентов через общение их с музыкой, живописью, архитектурой, через создание собственных художественных произведений и т. д.) — это целебное оживление духовной индивидуальности, подведение пациентов к возможности испытать твор_ ческое |