Ответы. Психология сексуальости. Системное понимание и определение сексуальности, компоненты
Скачать 346.09 Kb.
|
Сексуальная эксплуатация детей и подростков. Педофилия. Особенно сложная социально-правовая проблема - защита детей и несовершеннолетних. Когда речь идет о взрослых, правовое государство обязано охранять только их свободу. Каким бы необычным или атипичным ни было их сексуальное поведение, если все происходит добровольно, по обоюдному соглашению партнеров и не нарушает законных прав третьих лиц, государство не смеет в него вторгаться. С детьми дело обстоит иначе. Во-первых, они зависят от взрослых. Во-вторых, они зачастую не осознают, что с ними делают, "добровольность" в этом случае может быть фиктивной. В-третьих, обществу не безразличны долгосрочные последствия ранних сексуальных контактов. Поэтому, если взрослых закон охраняет только от сексуального принуждения и насилия, то детей он защищает от любых покушений. В этой области бытует очень много ложных представлений. Первый миф: сексуальные покушения на детей редки и являются признаком морального распада и деградации общества. На самом деле они были всегда, уже древнейшие законодательства пытались положить им конец путем высоких денежных штрафов и иных наказаний. Некоторые действия, которые мы сегодня строго осуждаем, в прошлом вообще не принимались всерьез. Хотя ныне сексуальные покушения на детей и подростков морально и юридически строго осуждаются, статистически они очень часты. По американским данным, каждая четвертая или пятая девочка и каждый седьмой или девятый мальчик моложе 18 лет подвергался каким-то сексуальным покушениям. Чаще всего пристают к подросткам, но четверть подобных случаев приходится на долю детей младше 7 лет. Второй миф: большинство сексуальных покушений совершают посторонние. На самом деле в четырех случаях из пяти это делают те, кого ребенок знает; очень часто - кто-то из старших членов его собственной семьи. Третий миф: все взрослые, развращающие детей, психотики, "извращенцы", сексуально больные люди. На самом деле педофилы, то есть люди, которых неодолимо влечет именно к детям, составляют среди них незначительное меньшинство. Большинство, как ни странно, самые обычные мужчины с нормальной психикой, женатые и имеющие собственных детей. Четвертый миф: сексуальные покушения на детей совершаются главным образом в бедной, необразованной среде и неполных семьях. На самом деле это случается во всех слоях общества, с любыми уровнями образования и дохода, во всех этнических и религиозных группах. Пятый миф: рассказывая о сексуальных покушениях, дети лгут, выдают воображаемое за действительное. На самом деле детские рассказы - сложный сплав реальности и воображения, пренебрегать ими так же неразумно, как и принимать их на веру. Шестой миф: дети и подростки - невинные жертвы и пассивные объекты сексуального совращения взрослыми. На самом деле некоторые рано развившиеся дети сами провоцируют и поощряют взрослых к сексуальным контактам, инициируя эротические игры, добиваясь соответствующих прикосновений и ласк. Иногда это делается бессознательно, а иногда, особенно подростками, вполне сознательно. Так что слово "совращение" не всегда правильно описывает характер таких взаимоотношений. Как влияет подобный опыт на детскую сексуальность и последующую жизнь ребенка? Субъективные реакции детей на сексуальное совращение также неоднозначны. Среди американских студентов, имевших такого рода опыт, 52 процента восприняли его отрицательно, 18 процентов - нейтрально, а 30 процентов - положительно. Это зависит прежде всего от возраста ребенка и особенно от ситуации совращения: грубое насилие и причинение боли вызывают страх и отвращение, тогда как эротическая игра, мастурбация, прикосновения к половым органам часто воспринимаются положительно. Психологическая атмосфера такого контакта и его субъективный смысл важнее его сексуального содержания, которого ребенок не осознает. Неоднозначны и долгосрочные психологические последствия такого опыта. Иногда он проходит бесследно и вытесняется из памяти, а иногда - оставляет следы на всю жизнь. Особенно сложной моральной и психологической проблемой является инцест, когда ребенка совращают близкие родственники. Тема инцеста, то есть греховной, кровосмесительной связи между близкими родственниками, чаще всего между родителем и ребенком или между братом и сестрой, широко представлена во всех древних мифологиях. Однако рисуется это по-разному. Отцы и отчимы, совращающие и насилующие собственных детей, не являются педофилами, к чужим детям они, как правило, не пристают. По своему характеру это слабые, неуверенные в себе мужчины, которым трудно чувствовать себя на равных с взрослыми женщинами, даже с собственной женой. Ребенок же беззащитен, полностью зависит от взрослого, перед ним не стыдно показаться сексуально слабым, неумелым, можно проявить и садистские наклонности, которых не потерпит жена. Почему дети, как правило, молчат о подобных случаях? Ребенку страшно оскорбить отца или другого старшего родственника. Ему могут не поверить или обвинить во всем его самого. Сплошь и рядом маленький ребенок даже не понимает, что с ним делают. Если не насилуют, а просто раздевают, мастурбируют или заставляют что-то делать с половыми органами взрослого, это может вызывать у ребенка не только страх, но и приятные эротические ощущения, заставляя еще сильнее полюбить совратителя. Наконец, ребенок боится огорчить мать и разрушить семью, в которой он вырос. Взрослые, в первую очередь родители и учителя, должны знать, что сексуальная эксплуатация детей недопустима. Наказывая или лаская детей, многие взрослые не сознают, что сами испытывают при этом сексуальные чувства и пробуждают такие же чувства у детей. Ребенка можно и нужно трогать, целовать, ласкать, тискать, но по возможности избегать стимулирования его эрогенных зон. Нет ничего страшного в том, что у мальчика появится эрекция, а девочка скажет, что у нее "тепло" между ног. Но не следует специально вызывать эти ощущения и фиксировать их на себе или на каких-то специфических ситуациях. Внимательно относясь к эмоциональным и сексуальным реакциям ребенка, нужно уважать его право контролировать собственное тело, избегая того, что ребенку неприятно или кажется унизительным. Девочек и мальчиков необходимо предупреждать, что некоторых контактов со взрослыми вообще следует избегать. Однако делать это нужно тактично, к слову, не запугивая ребенка и не пробуждая в нем болезненной подозрительности к окружающим людям и своей собственной сексуальности.
Гиперрол.повед-е характер-ся чрезмерной акцентуацией некоторых особ-тей половой роли. Наруш-я дифференциации мозга м.служить фоном,на кот.формир-ся гиперролевое повед-е. Однако гораздо большее значение имеют прививаемые нормы микросоциальной среды, в 1 очередь повсеместно распространенные высокие требования к маскулинному повед-ю,оцениваемому значительно выше, ем женское. Становление садизма у М и мазохизма у Ж, если они не выходят за рамки норм-го повед-я, т. е. представляют типовые модели гиперролевого повед-я,начин-ся на ранних этапах онтогенеза. Отсутствие при этом тактильного и эмоц-го контакта с матерью или др.ухаживающим за ребенком лицом, к кот.в норме должна возникать первая привяз-ть,приводит к развитию у детей агрес-го повед-я. В подобных случаях элементы садизма, возник.в раннем детстве,обычно выходят в последующем за рамки норм-го повед-я, и на их основе формир-ся секс.парафилии. Садо-мазохизм - Предпочтение секс.актив-ти,включ. причинение боли,унижение или установления зависимости.Если индивидуум предпочитает быть подверженным такого рода стимуляции (является реципиентом) - это мазохизм;если же он предпочитает быть ее источником - садизм Отмечено,что часто чел.получает секс.удовлет-е как от садистич-й,так и от мазохистской активности.Слабые проявления садо-мазохистской стимуляции обычно примен-ся для усиления в остальном нормальной секс.активности. В связи с этим дается указание использовать эту категорию лишь в тех случаях,когда садо-мазохистская активность явл.осн.источником секс.стимуляции или необходима для секс.удовлет-я.С другой стороны, указывается на трудности отграничения секс.садизма от проявлений в секс.ситуациях жестокости или гнева, не связанных с полполовым чувством. Поэтому диагноз может устанавливаться там где насилие необходимо для эротич-го возбуждения. Садомазох-е пытки,насилия и унижения часто имеют условно-игровой хар-р и осущ-ся по обоюдному согласию. Гиперролевое поведение. Эротический садизм и мазохизм.Гиперролевое повед-е,т.е. стремл-е мальчиков продемонстрировать максимальную с их точки зрения мужественность, к-рая для них ассоц-ся с агресс-тью и доминир-ем над лицами противопол-пола.Стереотип«наст.мужчины»,к-рый всегда и везде должен выступать и действовать с позиции силы,покорять и подчинять себе Ж., часто культивир-ся в молодежной среде. Садомазохизм – это предпочтение сексуальной активности, включающей причинение боли, интенсивное физическое воздействие, унижение или установление зависимости. О садомазохизме как диагнозе можно говорить лишь тогда, когда насилие становится обязательным элементом эротического возбуждения или без него не достигается половое удовлетворение.В обществе еще живучи устаревшие стереотипы, рассматривающие любые проявления садомазохизма как ведущие к социально опасному поведению. Между тем, по данным исследований, 14 % мужчин и 11 % женщин в США испытывают удовольствие от различных садистских или мазохистских действий. Садомазохистские проявления встречаются у обоих полов, но явно доминантных, равно как и склонных к унижению мужчин значительно больше, чем женщин с аналогичными проявлениями. Иногда указывают на соотношение 13:5 в пользу мужчин. В процессе сексуального взаимодействия между партнерами практически всегда наблюдается поляризация отношений по шкале доминирования – подчинения, выявляются садистские и мазохистские тенденции. В репертуаре многих пар присутствуют пощипывания, царапанье, укусы, шлепки, различные варианты связывания, инсценировки принуждения к близости. Демонстрация доминирования или подчинения в рамках нормальной сексуальности – это прежде всего стремление добиться определенного состояния, это способ переключения из обыденности в мир чувственности, нереальности, запредельности. Агрессия при этом играет вспомогательную роль, помогая добиться желаемого и включиться в эротический контекст отношений. При этом важны не столько некие действия, сколько ответная эмоциональная реакция партнера (для одного – это страх, покорность, боль, для другого – приказы, агрессия, враждебность), сопровождающая всю ситуацию.В садомазохистских взаимоотношениях партнеров можно выделить 1) практику ролевых эротических игр, осуществляемую по обоюдному согласию до или во время сексуальных контактов (они включают ограничение свободы и различные формы унижения партнера, чаще всего через связывание и телесные наказания); и 2) элементы стиля жизни в виде морального и/или физического ограничения свободы одного и доминирования другого. Такие отношения предусматривают зависимое положение одного из партнеров и господствующее – другого (например, отношения «господин – рабыня») и составляют основу их общения практически в любой ситуации.В парах насилие является игровым, условным, партнеры хорошо знают эротические желания друг друга и не выходят за эти рамки. Ожидание непредсказуемых прикосновений эротизирует все тело и усиливает эмоциональные реакции. Физическое воздействие может быть применено, если в этом есть необходимость или есть для этого повод и если это заранее оговорено. Современное понимание таких действий квалифицирует их как вид ролевой игры в партнерских взаимоотношениях, базирующейся на элементах власти и силы при соблюдении принципов безопасности, разумности и добровольности. За последние десятилетия в мире сформировалась целая субкультура, объединяющая все проявления взаимоотношений типа «доминирование – подчинение» на добровольной основе. Ее символом стала аббревиатура BDSM. До начала разыгрывания эротической сцены партнеры приходят к согласию относительно желаемых действий и устанавливают ограничения власти и возможных воздействий на партнера. Отличие патологической садистичности заключается в том, что жестокость является не условной и добровольной, а принудительной, садист утрачивает контроль над своим поведением и калечит, а иногда и убивает жертву страсти. Нельзя также ставить знак равенства между лицами, совершившими изнасилование, и садистами. На долю последних приходится не более 5 % подобных преступлений. Патологическая садистичность может включать каннибализм: для садиста главное – ощущение власти над жертвой, а максимальная власть достигается во время убийства и поедания. При этом страдания жертвы возбуждают, а разрядка эмоционального напряжения наступает уже во время поедания значимых частей или органов. Аутоэротическая асфиксия – форма мазохизма с использованием самоудушения, основанная на достижении оргазма в момент потери сознания от недостатка поступления кислорода в мозг. Встречаются особые формы мазохистского поведения: пикацизм, уролагния, сервилизм. По МКБ-10: F65.5 Садо-мазохизм.Предпочтение сексуальной активности, включающей причинение боли, унижение или установления зависимости. Если индивидуум предпочитает быть подверженным такого рода стимуляции (является реципиентом) - это мазохизм; если же он предпочитает быть ее источником - садизм. Отмечено, что часто человек получает сексуальное удовлетворение как от садистической, так и от мазохистской активности.Упомянуто, что слабые проявления садо-мазохистской стимуляции обычно применяются для усиления в остальном нормальной сексуальной активности. В связи с этим дается указание использовать эту категорию лишь в тех случаях, когда садо-мазохистская активность является основным источником сексуальной стимуляции или необходима для сексуального удовлетворения. С другой стороны, указывается на трудности отграничения сексуального садизма от проявлений в сексуальных ситуациях жестокости или гнева, не связанных с половым чувством. Поэтому диагноз может устанавливаться там, где насилие необходимо для эротического возбуждения.
Парафилии - это расстройства, характеризующиеся постоянными и интенсивными сексуальными импульсами, фантазиями или поведением, связанным с неодушевленными предметами, детьми, взрослыми, равнодушными к этому человеку, или когда человек испытывает сексуальное удовольствие от собственных страданий или унижения других (см. справочник DSM-IV). При этом человек возбуждается только в присутствии соответствующего стимула или испытывает потребность в стимуле лишь время от времени и в период стресса. В соответствии со справочником DSM-IV, диагноз парафилии можно ставить пациенту, только если импульсы, фантазии или поведение длятся по крайней мере шесть месяцев. Эти фантазии или поведение должны также причинять страдание или мешать социальной жизни человека или его работе (АРА, 1994). Люди, чья парафилия связана с сексуальным влечением к детям или равнодушным к ним взрослым, оказываются в кабинете терапевта, когда нарушают закон. Фетишизм. Основные признаки фетишизма - это повторяющиеся сильные сексуальные импульсы, сексуально возбуждающие фантазии или сексуальные действия с использованием неодушевленного предмета. При этом исключаются все другие стимулы. Как правило, этот тип расстройства возникает у человека еще в юношеском возрасте (АРА, 1994). Фетишем может служить все, что угодно, но чаще всего женское нижнее белье, туфли и сапоги. Трансвеститский фетишизм, также известный как трансвестизм, это навязчивая потребность или желание одеваться в одежду противоположного пола, для того чтобы испытать сексуальное возбуждение. Эксгибиционизм. Эксгибиционист - это человек, который постоянно чувствует стремление показать свои гениталии другому человеку, почти всегда - представителю противоположного пола, или его возбуждают фантазии на эту тему. Эксгибиционист может действовать в соответствии со своими импульсами, но редко пытается заниматься сексом с человеком, перед которым он обнажает себя (АРА, 1994; Abel, 1989) Чаще всего эксгибиционист хочет вызвать шок или удивление. Порой он выставляет свои гениталии напоказ в определенном месте в определенные часы. Его импульсы усиливаются, когда он не занят работой или испытывает стресс (Abel, 1989). Вуайеризм. Человек, занимающийся вуайеризмом, испытывает постоянное и сильное сексуальное желание, когда наблюдает за обнаженными, ничего не подозревающими людьми или подглядывает за тем, как другие занимаются сексом. Вуайерист, как правило, не стремится сам заниматься сексом с теми людьми или той парой, за которыми он подсматривает (АРА, 1994). Ощущение опасности и риска, что его обнаружат, часто усиливает возбуждение вуайеристов, это видно из следующего утверждения человека, страдающего такого типа расстройством. Эксгибиционизм и вуайеризм могут быть составляющей обычного секса, но в таком случае партнер должен проявить понимание и участие к любителю таких сексуальных извращений. Клинический вид вуайеризма сопровождается постоянным вторжением в частную жизнь другого человека. Некоторые вуайеристы не способны осуществлять нормальное сексуальное взаимодействие; а другие все же поддерживают обычные сексуальные отношения, независимо от вуайеризма. Фроттеризм. Человек, склонный к фроттеризму, испытывает постоянное и сильное влечение дотрагиваться и тереться о человека, не собирающегося заниматься с ним сексом, и действует в соответствии со своими импульсами. Диагноз оправдан, если побуждения и поступки расстраивают самого человека и мешают ему нормально жить. Фроттеризмом (от французского слова frotter - тереть) люди, как правило, занимаются в местах скопления народа, например, в метро или в оживленном подземном переходе (АРА, 1994). Почти всегда фроттеризмом занимаются мужчины. Мужчина трется гениталиями о бедра или ягодицы женщины, ласкает ее гениталии или грудь руками. Как правило, во время такого акта он воображает, что жертва отвечает па его чувства. |