Главная страница

Выпускная квалификационная работа. Психологопедагогические основы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста


Скачать 123.25 Kb.
НазваниеПсихологопедагогические основы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста
АнкорВыпускная квалификационная работа
Дата09.05.2022
Размер123.25 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаKoneva_vkr.docx
ТипГлава
#518429
страница3 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Мелодический слух и методы его развития


Звуковысотный слух в его проявлении по отношению к одноголосной мелодии называют мелодическим. Как полагает Б.М. Теплов, такой слух

«имеет по крайне мере две основы ладовое чувство и музыкальные слуховые представления. В связи с этим Теплов считает возможным говорить о двух компонентах мелодического слуха. Первый из них можно назвать перцептивным, или эмоциональным, компонентом. Второй компонент можно назвать репродуктивным, или слуховым» [50, с. 182].

Согласно Б.М. Теплову, перцептивныйкомпонентнеобходим для полноценного восприятия, узнавания мелодии, которое возникает на основе эмоционального критерия. Благодаря репродуктивномукомпоненту происходит воспроизведение мелодии, свидетельствующее о наличии более или менее развитых слуховых представлений [50, c. 183].

В основе мелодического слуха лежит ладовое чувство, представляющее собой способность различать ладовые функции звуков мелодии, их устойчивость и неустойчивость, тяготение друг к другу. Одним из наиболее элементарных его проявлений является чувство тоники тенденция заканчивать на ней мелодию и ощущать ту, которая завершается неустойчивым звуком, как незаконченную. Ладовое чувство в более глубоком смысле проявляется в том, что все звуки мелодии воспринимаются в их отношении к тонике и к другим устойчивым звукам лада, что каждый из них имеет своеобразную ладовую окраску, характеризующую степень его устойчивости и характер его тяготения.

Данные современной психологической науки позволяют считать, что мелодический слух в онтогенезе развивается как единая система, однако ладовое чувство опережает в развитии музыкальные слуховые представления.

Остановимся на проявленияхперцептивногоирепродуктивногокомпонентовмелодическогослухаудетей.

Что касается перцептивного компонента мелодического слуха, то его элементарные проявления, предваряющие формирование ладового чувства, можно диагностировать по следующим признакам:

  • узнавание ребенком знакомой ему мелодии;

  • идентификации предъявляемого мелодического образца с оригиналом;

  • обнаруживающееся с большей или меньшей очевидностью чувство тоники;

  • осмысление звуковысотных интервальных отношений между ступенями лада.

Перцептивный компонент мелодического слуха в его элементарных проявлениях интенсивно формируется до пятого года жизни, причем именно на четвертом году происходит значительный скачок в его развитии. В последующие годы на дальнейших стадиях онтогенеза он развивается менее активно. Необходимо добавить, что перцептивный компонент в его собственном значении – как способность к различению ладовых функций звуков мелодии формируется только в условиях специально направленных и соответствующим образом организованных музыкальных занятий [50, c. 185]

Многолетняя музыкально-педагогическая практика подтверждает, что мелодический слух у детей развивается главным образом на занятиях пением и игрой на музыкальных инструментах. Именно в пении диагностируется уровень развитости репродуктивного компонента мелодического слуха.

Современные исследования (проведенные, в частности, К.В. Тарасовым) позволяют обозначить шесть этапов становления и развития способности ребенка интонировать мелодию голосом.

Первый, начальный этап характеризуется тем, что интонирование в общепринятом значении этого слова практически отсутствует: ребенок просто проговаривает слова песни в определенном ритме, более или менее совпадающем с ритмом предложенного ему песенного образца. На втором этапе можно уже распознать интонирование одного-двух звуков мелодии, с опорой на которые и пропевается вся песня. На третьем этапе интонируется общее направление движения мелодии. Четвертый этап отличается от предыдущего тем, что на фоне воспроизведения общего направления мелодии выделяется достаточно чистое интонирование отдельных ее отрезков. На пятом этапе чисто интонируется вся мелодия. Эти пять этапов выявлены в условиях пения с фортепианным сопровождением. На шестом этапе необходимость в аккомпанементе отпадает: ребенок относительно верно интонирует мелодический рисунок без сопровождения.

Репродуктивный компонент мелодического слуха, о котором идет речь и который может трактоваться как способность активно и относительно чисто воспроизводить мелодический рисунок голосом, формируется у большинства детей в период от четырех до семи лет. Значительный прогресс в развитии данной способности на четвертом году жизни сменяется в дальнейшем более плавным течением этого процесса.

В целом, оценивая ситуацию по ее обобщенным, суммарным показателям, ученые констатируют, что у большинства детей чистотаинтонирования(т.е.развитостьрепродуктивногокомпонентаслуха)остается на сегодняшний день весьма невысокой, несмотря на достаточно большое количество времени, отводимое пению на музыкальных занятиях в детских садах. Одной из возможных причин такой ситуации является отсутствие в практике массового музыкального воспитания специальной и целенаправленной работы по постановке детского певческого голоса. Постановка голоса, значительно облегчая детям процесс вокализации и снимая трудности слухо-вокальной координации, может способствовать увеличению диапазона певческого голоса ребенка и совершенствованию его мелодического слуха [50, c. 187].

Итак, мелодический слух развивается в онтогенезе как единая интегративная система, для которой характерно взаимодействие перцептивного и репродуктивного компонентов; их формирование идет от элементарных ко все более сложным составляющим.

На начальном этапе развития мелодического слуха у детей необходимо сформировать у них представление о мелодической линии, мелодическом рисунке, выработать у них ощущение восходящего и нисходящего движения. Хотя эти характеристики и не являются ладовыми признаками мелодии, их освоение выступает как необходимый этап воспитания ладового слуха.

Подходы к решению этой задачи могут быть разными. Нельзя полностью исключить абстрактный подход, включающий в себя теоретическое объяснение и элементарный показ простейших мелодических

попевок, основанных на восходящем и нисходящем движении, на их различных комбинациях, например, на подъеме от данного звука и возвращении к нему (мелодическая волна), на опевании опорного звука и проч.

Естественно, что такая работа должна протекать на основе соответствующего музыкального материала, как правило, народно- песенного.

Но возможен и иной, более глубокий подход, предполагающий музыкальное переосмысление речевой интонации.

Речевое и музыкальное интонирование (при всей их специфичности) характеризуются известной общностью функций, родством принципов организации [6, с. 251]. Это дает возможность рассматривать речь как одну из важнейших опор, вводящих человека в мир музыки. В речевой форме, в синкретическом единстве со словом проявляются первые признаки музыкальности [7, с. 244]. Следующий этап ее становления выделение мелоса из речевой интонации. При этом Б.В. Асафьев, развивающий эту идею, исходит из необходимости освоения не только бытовой, но и поэтически-музыкальной интонации народной песни [8, с. 8]. Происходит, с одной стороны, перенесение интонационного опыта речи на музыкальную интонацию [6, с. 265], а с другой стороны, с самого начала занятий музыкой имеет место смысловая интерпретация звучаний, осмысленность музыкального интонирования. Б.В. Асафьев, глубоко разрабатывавший вопрос о воспитании музыкального слуха на основе речевой интонации, в качестве одного из приемов работы предлагал «музыкальное чтение». Следуя его идеям, Л.П. Робустова подчеркивает, что «наиболее доступными для музыкального восприятия ребенка являются интонации биогенного типа (то есть интонации стона и восклицания, которые связаны с “безусловными”, в сущности доречевыми истоками). Эти интонации, как и возникшие в речи интонации вопроса, утверждения, перечисления и др. занимают преимущественное место в словесном лексиконе ребенка» [7, с. 244].

То обстоятельство, что указанные интонации составляют основу таких музыкально-речевых жанров фольклора, как считалочки, прибаутки, припевки, скороговорки и др., говорит о необходимости включения этого музыкального материала в работу по воспитанию музыкального слуха. Но речевые элементы заключены не только в указанных жанрах. Мелодически более развитые песенные жанры (например, русские календарные и протяжные песни) в конечном счете тоже опираются на интонации народного говора. Поэтому чрезвычайно важно подчеркнуть, что освоение элементарных мелодических структур и их интонационной выразительности может протекать не только путем преображения речевой интонации в музыкальную, но также как постижение интонационной выразительности народного говора, воплощенного в песенной мелодии.

При выборе методов развития мелодического слуха у дошкольников педагогу необходимо также учитывать, что основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Поэтому все виды музыкальной деятельности должны проходить в некой игровой форме.

Так, например, для развития мелодического слуха многие педагоги пользуются звуковой «лесенкой». На ней показаны соотношения звуков до- мажорного звукоряда. Используя «лесенку», можно предлагать ребятам различные игры, например «Угадайку», в которой они про себя должны воспроизвести мелодию, следя за указкой педагога, и постараться узнать знакомую песенку.

Игровые ситуации можно создавать во всех видах музыкальной деятельности. Например, для активизации музыкально-слуховых представлений ребенка можно провести музыкально-дидактическую игру

«Угадай мелодию», в которой предлагается прослушать фрагмент уже знакомого им произведения и сказать, как оно называется.

Помимо музыкально-дидактических игр некоторые музыкальные руководители используют систему относительной сольмизации, адаптируя ее к своей методике и возрастным особенностям детей. Создатели данной

системы (З. Кодай, Э. Шеве, Н. Долматов, В. Брайнин-Пассека и другие) считают принципиально важным с самого начала занятий по развитию музыкального слуха заложить в сознание учащихся ряд относительно простых ладовых структур, которые могут быть легко перенесены на другую высоту. Каждой ступени лада соответствует наглядный ручной знак определённое положение кисти руки и пальцев и закреплённое за ней слоговое название. Методики системы относительной сольмизации уникальны, эффективны и интересны в работе с детьми.

Для развития звуковысотной составляющей мелодического слуха у дошкольников в певческой деятельности многие музыкальные руководители используют фонопедический метод В. Емельянова.

Он основан на использовании влияния отдельных звуков речи (фонем) на работу голосового аппарата и звучание певческого голоса. Такая технология позволяет опереться на активную работу артикуляционных органов части голосового аппарата, наиболее управляемой сознанием ребенка. Имитация же высоких и низких звуков природы и жизни, голосовые сигналы доречевой коммуникации (крик, вздох, стон, плач и т.д.) быстро выводят ребенка на понимание высоты звука, на владение своим голосовым аппаратом, расширяют его песенный и речевой диапазон.

Занятия по постановке певческого голоса должны проводиться каждый урок в течение 15-30 минут (включая этап разучивания песен). Они должны начинаться с артикуляционной гимнастики, интонационно-фонетических упражнений, голосовых сигналов доречевой коммуникации.

Вслед за этим осуществляется непосредственно работа над песней.


    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта