Главная страница
Навигация по странице:

  • Научная

  • Практическая

  • Выпускная квалификационная работа. Психологопедагогические основы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста


    Скачать 123.25 Kb.
    НазваниеПсихологопедагогические основы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста
    АнкорВыпускная квалификационная работа
    Дата09.05.2022
    Размер123.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаKoneva_vkr.docx
    ТипГлава
    #518429
    страница2 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Методы исследования:


    • анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, обобщение содержащихся в ней сведений;

    • педагогическое наблюдение;

    • анкетирование;

    • описание хода и результатов опытной работы;

    • формулировка выводов.

    Научная новизна исследования состоит в обобщении методов развития мелодического слуха у детей среднего и старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ.

    Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в работе музыкальных руководителей в детских дошкольных учреждениях, а также студентами средних и высших музыкально- педагогических учебных заведений при прохождении педагогической практики.

    Гипотеза: добиться положительного результата в развитии мелодического слуха у детей среднего и старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ можно при следующих условиях:

      • регулярное и систематическое осуществление певческой деятельности в ее различных проявлениях;

      • выполнение творческих заданий и слушание музыки;

      • применение к каждому ребёнку индивидуального подхода с учетом его личностных психологических качеств;

    ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

      1. Понятие музыкального слуха



    Как известно, слух «это способность человеческого организма к восприятию звуковых колебаний посредством слуховой системы совокупность механических, рецепторных и нервных структур, предназначенных для реализации функции восприятия звука. Любая сенсорная система служит для получения информации о внешнем мире. Слуховая система в этом смысле не исключение. Она обеспечивает рецепцию таких физических параметров звука, как интенсивность, длительность, частота, спектр и формирование на их основе слухового ощущения, характеризующегося громкостью, высотой и тембром. Далее это ощущение на основе индивидуального опыта трансформируется в слуховое восприятие. Слуховая функция является предметом профессионального интереса для представителей различных отраслей - физиков, инженеров, психологов, лингвистов, физиологов, врачей, певцов и музыкантов» [56, c. 352].

    Музыкальный слух исследуется во многих областях науки – таких, как физиология, психология, педагогика, музыкальная психология. Чтобы раскрыть значение понятие «музыкальный слух», мы обратились к различным научным трудам.

    В широком понимании музыкальныйслух «это способность дифференцировать музыкальные звуки, воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных произведений» [3, c. 154].

    Сходной точки зрения придерживается М.С. Старчеус, считая, что

    «музыкальный слух широком смысле) это способность различать и представлять характеристики и свойства звуков, созвучий, звуковых структур, которые имеют выразительное и смыслообразующее значение в музыке» [44, с. 13].

    Под музыкальным слухом в узком смысле слова понимают, прежде всего, способность слышать и воспроизводить звуковысотное движение [50, с. 107].

    По мнению В.А. Деркунской, музыкальный слух – «одна из главных составляющих в системе музыкальных способностей, недостаточная развитость которой делает невозможными занятия музыкальной деятельностью как таковой» [15, с. 75].

    В статье Т.П. Зинченко из Большого психологического словаря музыкальный слух определяется как «звуковысотный слух, то есть способность воспринимать, представлять и воспроизводить высоту музыкальных звуков и их последовательностей. Понятие музыкальный слух в более широком смысле совпадает с понятием музыкальности и включает в себя музыкально-ритмическое чувство, тембровый слух и динамический слух (т. е. способность тонко различать и воспроизводить оттенки громкости звуков)» [22, с. 412].

    М. Карасева в монографии «Сольфеджио-психотехника развития музыкального слуха» рассматривает музыкальный слух как психофизиологическое понятие. Она указывает: «Трудность и неоднозначность психологического определения музыкального слуха, в отличие от физиологического, изобличает отсутствие в этом плане термина и бытование лишь метафоры, в которой музыкальный слух сближен с музыкальным сознанием. Стало быть, в глубинную структуру метафоры музыкального слуха, помимо механизма нейрологического восприятия и отражения информации входит также совокупность понятий: сознание, подсознание, ценностная ориентация, богатство ассоциативной памяти и т.д.» [30, с. 43].

    В.М. Теплов отмечал два значения термина музыкальный слух. Под

    «музыкальным слухом» в широком значении этого термина он понимал как звуковысотный слух, так и некоторые другие его виды (тембровый, динамический и др.); в узком значении, по Б.М. Теплову, речь должна идти

    только о звуковысотном слухе. Поскольку звуковысотное движение является основным «носителем смысла» в музыке, ведущую роль в ее восприятии и воcпроизведении играет именно звуковысотный слух, без которого

    «невозможно никакое осмысленное восприятие музыки, тем более – никакое музыкальное действование» [50, с. 147].

    В науке принято выделять основныеи компонентныевидымузыкальногослуха. К основным видам относятся внешний слух, выступающий в качестве базового для развития музыкального слуха, и внутренний слух. Компонентные виды слуха являются составными элементами основных видов слуха и делятся на обязательные и необязательные.

    Кандидат педагогических наук Ежова Е.Б. в своей диссертационной работе указывает, что к обязательным компонентным видам слуха относятся: относительный, ритмический, мелодический, интервальный, эмоциональный, аналитический, гармонический, ладовый, тональный, звуковысотный, интонационный, тембровый, динамический, фактурный, полифонический. К необязательным компонентным видам музыкального слуха относятся абсолютный и синестезический [18].

    Охарактеризуем некоторые компонентные виды слуха в отдельности.

    Гармоническийслух это способность слышать гармонические созвучия, аккорды, уметь раскладывать их. По определению Теплова, гармонический слух представляет собой «способность воспринимать (одновременно) множество звуков как единое целое» [49, c. 188].

    Гармонический слух проявляется, прежде всего, в способности воспринимать многоголосие.

    Тембровый слух (по сравнению со всеми видами музыкального слуха) долго находился на периферии научных исследований, его значение и сейчас полностью не изучено. Основная причина это многоаспектность явления

    «тембр», его сложная психофизиологическая природа, множественность

    влияющих факторов, а также сложность фиксации и словесного формулирования [2, с. 36].

    Вопросы онтогенеза тембрового слуха освещаются в научных работах Г. Ригиной, Л. Гарбера, Е. Назайкинского, Д. Кирнарской, Г. Цыпина, Г.Овсянкиной. Исследователи связывают формирование его основ с восприятием речи и процессом овладения языком в детском возрасте. В филогенезе тембровый слух формируется как самый ранний вид слуха [3, с. 44]. Он входит в состав интонационного слуха как способности восприятия звука в единстве всех его свойств (высоты, тембра, громкости, артикуляции).

    Под полифоническимслухом понимается «музыкальный слух в его проявлении по отношению к фактуре, образованной как минимум двумя голосами…» [4, с. 58]. На современном уровне развития музыкальной культуры полифонический подход необходим не только при восприятии произведений собственно полифонических жанров и форм: глубокое взаимопроникновение стилей и значительная роль в нем полифонической логики музыкальной речи предопределяет усвоение полифоничности как существенного свойства многоголосия. Учитывая эти особенности, А.Г. Каузова определяет полифонический слух «как особо сложную, но единую способность, направленную на целостное восприятие специфических свойств полифонической музыки и полифоничности как общего и существенного свойства многоголосия» [5, с. 79].

      1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта