Главная страница

Выпускная квалификационная работа. Психологопедагогические основы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста


Скачать 123.25 Kb.
НазваниеПсихологопедагогические основы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста
АнкорВыпускная квалификационная работа
Дата09.05.2022
Размер123.25 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаKoneva_vkr.docx
ТипГлава
#518429
страница6 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Анализ и обобщение педагогического опыта музыкальных руководителей ДОУ г. Перми


Для обобщения педагогического опыта по интересующей нас проблеме нами было проведено наблюдение за работой музыкальных руководителей детских садов г. Перми.

Его целью было выяснить, как осуществляется развитие мелодического слуха у дошкольников в частности, у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Мы посетили занятия Мокеевой Юлии Николаевны, которая работает в ДОУ «Детский сад № 36» г. Перми. Юлия Николаевна имеет педагогический стаж 2 года, среднее профессиональное образование, закончила Пермский музыкальный колледж. Наблюдение за ее работой длилось 2 месяца в средней группе №2 («Мечтатели»), которую посещают дети 4-5 лет.

Юлия Николаевна работает по программе музыкального воспитания дошкольников «Ладушки». В соответствии с данной программой строится каждое занятие.

Основной формой организации музыкального воспитания детей в работе Юлии Николаевны являются музыкальные занятия. Проводятся они 2 раза в неделю, одно занятие длится 20 минут.

По словам Юлии Николаевны, «проблема развития мелодического слуха у дошкольников является весьма актуальной, так как мелодический слух – это база, основополагающее звено всех музыкальных способностей» (из беседы с Ю.Н. Мокеевой). Решению этой проблемы Юлия Николаевна уделяет особое внимание на своих занятиях.

Каждое занятие начинается с так называемого «музыкального приветствия», в ходе которого музыкальный руководитель ставит задачу активизировать и настроить слуховой и голосовой аппараты детей.

Затем задача усложняется: от групповой работы педагог переходит к индивидуальной каждый ребёнок самостоятельно придумывает и воспроизводит своё приветствие. Это даёт возможность проследить уровень развитости мелодического слуха у каждого ребенка.

Далее музыкальный руководитель переходит к музыкально- дидактическим играм. Наиболее интересными и направленными на развитие мелодического слуха оказались такие игры, как «Эхо» и «Угадай мелодию».

В игре «Эхо» перед детьми ставится задача повторить короткую попевку или фрагмент мелодии, исполняемую музыкальным руководителем a capрella. Сначала дети повторяют мелодию хором, затем группами по 3-4 человека, а после снова хором. В процессе игры Юлия Николаевна следит за тем, чтобы дети «подстраивали» свои голоса друг к другу, добиваясь тем самым чистоты интонирования и унисона.

Игра «Угадай мелодию» интересна тем, что детям необходимо, прослушав фрагмент уже знакомой им мелодии («Три синички танцевали» М. Шкодовой), узнать ее. Мелодия может исполняться педагогом как на фортепиано, так и вокально. Такое упражнение позволяет активизировать музыкально-слуховые представления детей и способствовать развитию их мелодического слуха.

Следующий этап занятия вокальная работа над произведением данном случае над песней «Три синички танцевали»). Перед тем, как преступить к непосредственно исполнению песни, педагог напоминает детям

о том, что необходимо слушать друг друга и мелодию, и петь так, чтобы все голоса были как один. Интересным для нас моментом явилось то, что трудные места в произведении Юлия Николаевна пропевает сначала сама, демонстрируя детям пример чистого интонирования, затем вместе с детьми, без сопровождения, показывая рукой движение мелодии. Таким образом, при повторном исполнении песни целиком детям удается избежать каких-либо интонационных и мелодических неточностей.

Надо также отметить, что Юлия Николаевна уделяет отдельное внимание на своих занятиях распеванию. Используя различные попевки, мелодии русских народных песен или фрагменты песен из детских мультфильмов, она не только подготавливает голоса детей к пению, но и акцентирует их внимание на чистом интонировании, голосоведении и ощущении лада.

В ходе наблюдения за работой Юлии Николаевны мной были выявлены следующие методы, используемые педагогом для развития мелодического слуха детей:

      1. наглядный метод, который включает в себя:

  • слуховую наглядность, т.е. непосредственное слушание музыки ребенком – как специальное, так и во время исполнения им песен и музыкально- ритмических движений;

  • зрительную наглядность, которая сочетается со слуховой. Зрительная наглядность выражается в показе певческих приемов, использовании ручных знаков при распевании или в процессе вокальной работы над произведением; применении широкого спектра наглядных средств (различных карточек с изображением «звуковой лесенки» или ладовыми обозначениями «мажор- минор», «грустно-весело»);

      1. словесный метод (например, беседа о том, что такое мелодия, лад, унисон и т.д.);

      2. практический метод, включающий в себя показ педагогом исполнительских приемов в пении, непосредственное исполнение детьми тех или иных заданий, упражнений и т.д.

Мы побывали также на занятиях Палицыной Надежды Ивановны, которая работает в МАДОУ «Детский сад №36/25», имеет педагогический стаж 47 лет, высшую квалификационную категорию и высшее педагогическое образование (ПГГПУ, кафедра дошкольной педагогики и психологии). Наблюдение проходило на занятиях подготовительной группы.

Надежда Ивановна на своих занятиях уделяет особое внимание распеванию детей. Проходит оно в игровой форме и направлено в основном на развитие чувства лада, мелодического и звуковыстного слуха.

Наиболее интересными нам представляются игровые распевания

«Репка» и «Веселый и грустный гномики».

Перед упражнением «Репка» музыкальный руководитель напоминает детям, что мелодия в распевании «идет по ступенькам вверх» и нужно аккуратно и точно «подняться на каждую ступеньку». В ходе распевания педагог вместе с детьми пропевает мелодическую линию (на слова «Если дружно мы потянем, репку сразу же достанем»), а также показывает рукой восходящее поступенное движение мелодии. Затем Надежда Ивановна предлагает детям самим показать руками, как движется мелодия и еще раз пропеть упражнение. Такой прием позволяет детям точнее интонировать и без особого труда воспроизводить голосом мажорную гамму.

В игровом распевании «Веселый и грустный гномики» перед детьми ставится задача спеть одну и ту же мелодию сначала в мажоре (со словами

«Веселый гномик в гости пришел»), а затем в миноре («А грустный гномик встал и ушел»). Музыкальный руководитель показывает детям картинки с изображением двух гномиков и в зависимости от того, какую картинку показывает педагог (веселого гнома или грустного), дети поют мелодию либо в мажоре, либо в миноре (поступенная восходящая и нисходящая мелодия от 1-й до 4-й ступени лада). Чтобы детям удавалось точно проинтонировать 3-ю

ступень лада, музыкальный руководитель акцентирует их внимание на слогах, которые пропеваются именно на этой ступени, показывая рукой условные обозначения тяготений между ступенями (большой палец вверх – звук тянется вверх к следующей, большой палец вниз – звук тянется вниз к предыдущей). Такой прием позволяет развивать у детей чистоту интонирования и ладовое чувство.

Для обобщения опыта музыкальных руководителей по развитию мелодического слуха дошкольников нами была разработана анкета, включающая следующие вопросы:

  1. Проводите ли Вы диагностику музыкальных способностей детей? Как диагностируете уровень развития мелодического слуха?

  2. Как часто Вы уделяете отдельное время на занятиях для развития мелодического слуха у детей?

  3. Какие методы/приемы/упражнения используете на занятиях для развития у детей ладового чувства, мелодического слуха?

  4. Проводите ли Вы распевание на занятиях? Если да, то на каком музыкальном материале?

  5. Как Вы работаете над «чистотой» интонирования у детей?

  6. Отводите ли Вы время на занятиях для пения a cappella? Какой музыкальный материал для этого используете?

В анкетировании участвовали музыкальные руководители детских садов 36, 103, 410.

Анализ ответов музыкальных руководителей на вопросы анкеты выявил, что диагностику мелодического слуха у дошкольников проводят все педагоги в основном опираясь на такой вид деятельности, как пение [Приложение 1].

Певческая работа проводится на материале народной, детской музыки, используются различные игровые распевания. Заметим, что пению без сопровождения музыкальные руководители уделяют на своих занятиях незначительное время.

Целенаправленную работу по развитию мелодического слуха у детей проводят все музыкальные руководители на каждом занятии, используя для этого следующие методы и приемы:

  • словесный (беседа, пояснение);

  • наглядный (включающий в себя слуховую и зрительную наглядность);

  • практический;

  • творческие задания (например, окончание незавершенной закончить музыкальной фразы или сочинение своего музыкального приветствия).



    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта