Выпускная квалификационная работа. Психологопедагогические основы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста
Скачать 123.25 Kb.
|
Выводы по 1 главеВ широком значении музыкальный слух – способность различать музыкальные звуки, воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных сочинений. Под музыкальным слухом в узком смысле слова понимают прежде всего способность слышать и воспроизводить звуковысотное движение. В науке принято выделять основные и компонентные виды музыкального слуха. Их разветвленная классификация разработана кандидатом педагогических наук Е.Б. Ежовой. К основным видам музыкального слуха относятся внешний слух и внутренний слух. Среди компонентных видов исследовательницей выделяются обязательные и необязательные. Мелодический слух (наряду с такими видами музыкального слуха, как относительный, ритмический, интервальный и др.) принадлежит к обязательным видам. К необязательным компонентным видам музыкального слуха относятся абсолютный и синестезический. Мелодический слух – проявление интонационного слуха, обеспечивающее целостное восприятие всей мелодии, а не только её отдельных звуковых интервалов. Мелодический слух функционирует во взаимодействии перцептивного и репродуктивного компонентов. Перцептивный компонент необходим для полноценного восприятия, узнавания мелодии, которое возникает на основе эмоционального критерия. Благодаря репродуктивному компоненту происходит воспроизведение мелодии, свидетельствующее о наличии более или менее развитых слуховых представлений. Мелодический слух развивается при восприятии, исполнении музыки, а также в процессе ее сочинения. При выборе методов развития мелодического слуха у дошкольников педагогу необходимо учитывать, что основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Поэтому все виды музыкальной деятельности должны проходить в некой игровой форме. При развитии мелодического слуха у дошкольников педагогу необходимо принимать во внимание не только общие возрастные особенности детей, но и индивидуальные, сказывающиеся на неодинаковом уровне их музыкального развития. ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ МЕЛОДИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНИКОГО ВОЗРАСТА В МЕТОДИКЕ И ПРАКТИКЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДОУ Анализ методической литературыПериод детства характеризуется интенсивным развитием музыкальных способностей, в частности, мелодического слуха. В современных условиях развития дошкольного образования появилось много программ для решения этой задачи. В программе «Гармония» (авторы К.Л. Тарасова, Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан) [42] реализуется всесторонний целостный подход к музыкальному развитию ребенка в дошкольном детстве. Цель программы – общее музыкальное развитие детей, формирование у них музыкальных способностей. Содержание программы определяется логикой становления музыкальных способностей в дошкольном детстве на каждом его этапе. Оно включает все основные виды музыкальной деятельности, доступные детям дошкольного возраста: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры- драматизации. Центральное место в программе отведено занятиям детским музыкальным творчеством, которые носят импровизационный характер. Предлагаемый в программе музыкальный репертуар включает высокохудожественные и доступные детям произведения классической, современной и народной музыки разных эпох и стилей; он распределен по тематическим блокам; входящие в них темы доступны и интересны детям, музыкальный материал полностью представлен в нотных хрестоматиях и частично – в записях на аудиокассетах. Коллектив авторов-составителей программы «Синтез» – К.В. Тарасова, М.Л. Петрова, Т.Г. Рубан и др. [44] – ставит своей целью развитие музыкального восприятия у детей 4х-7ми лет. Программа характеризуется широтой образовательного аспекта. Ее содержание вводит ребенка не только в мир музыкального искусства, но и художественной культуры в целом. В основе программы лежит интегрированный подход, при котором музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом искусства в программе является музыка. В программу вошли доступные детям произведения классического искусства и фольклора. Впервые наряду с камерными и симфоническими сочинениями в репертуар для музыкального воспитания дошкольников включены образцы синтетических жанров музыкального искусства – опера и балет. Цель программы «Играем в оркестре по слуху», подготовленной М.А. Трубниковой [46] –обучение детей трех-шести лет подбору мелодий по слуху и игре на детских музыкальных инструментах (в ансамбле, оркестре), основывающееся на принципиально новой методике. Наряду с развитием музыкального слуха (тембрового, звукового, мелодического) и чувства музыкального ритма программа призвана комплексно решать вопросы общего развития ребенка как личности. Музыкальный репертуар программы составляют произведения классической, современной и народной музыки, в том числе и специально написанные для обучения по данной программе. Программа«Малыш»(автор – В.А. Петрова) [39] предусматривает развитие музыкальных способностей у детей третьего года жизни во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способствует их приобщению к миру музыкальной культуры. Основу программы составляют произведения классического репертуара, разнообразие которого предполагает свободу выбора педагогом того или иного музыкального произведения с учетом уровня подготовки и индивидуального развития ребенка. В программе значительно обновлен репертуар музыкальных игр. Мы ознакомились также с программой О.П. Радыновой «Музыкальныешедевры» [40], в которой представлена научно обоснованная и методически выстроенная система формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (трех-семи лет), учитывающая индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанная со всей воспитательно-образовательной работой в детском саду. Программа строится на основе обращения к произведениям высокого искусства, подлинным образцам мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма) позволяют систематизировать репертуар музыкальной классики и фольклора в целях накопления интонационного опыта восприятия музыки, развития творческих способностей в разных видах музыкальной деятельности, гибкого применения форм, методов и приемов педагогической работы в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе осуществляется взаимосвязь познавательной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры. Программа «Ладушки»(авторы И. Каплунова, И. Новооскольцева) ориентирована на возраст детей от трех лет. Цель программы – музыкально- творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов). Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Основные методические принципы программы: целостность подхода в решении педагогических задач, последовательность их усложнения во всех разделах, музыкального воспитания, соотнесение музыкального материала с природным, народным, светским и (частично) историческим календарем, принцип принцип паритета, партнерства между руководителем и детьми, положительная оценка деятельности детей, создание непринужденной обстановки на занятиях [32, с 16]. Программа ориентирована на четыре возрастных периода: младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет), средний (от 4 до 5 лет), старший (от 5до 6 лет) и подготовительный (от 6 до 7 лет). Каждое музыкальное занятие имеет строгий план и включает различные виды деятельности детей, сменяющие друг друга в такой последовательности: музыкально-ритмические движения; задания, направленные на развитие чувства ритма, музицирование; пальчиковая гимнастика; слушание музыки; распевание, пение; пляски, игры, хороводы. И. Каплуновой и И. Новооскольцевой разработана также серия, дополняющих программу методических пособий, которая включает издания: «Праздники в детском саду», «Игры, аттракционы, сюрпризы», «Топ-топ, каблучок» (танцы в детском саду), «Музыка и чудеса» (развитие музыкальной фантазии), «Как у наших у ворот» (русские песни в детском саду), «Левой-правой!» (марши в детском саду), «Развитие чувства ритма», «Ансамбль ложкарей в детском саду»; «Оркестр в детском саду»; «Вечера развлечений», «Слушание музыки в детском саду», «Комплексные занятия», «Спортивные вечера развлечений в детском саду», «Играем в театр», «Праздники в детском саду», «Колыбельные песни». В содержание программу вошли разработки музыкальных занятий на каждый месяц, а также поурочные конспекты занятий для младшей и средней групп, выпущенные в 2007 году. Наличие нотного музыкального материала и аудиозаписей устраняет проблему их поиска. Разработка занятий осуществлена с учетом физических и психических возможностей детей. Они учтены в том числе в приводимых авторами программы «Ладушки» параметрах для диагностирования детей. В прилагаемом списке литературы приводятся сборники прошлых лет, которые в настоящее время можно найти только в личных библиотеках музыкальных воспитателей. Именно поэтому актуально сопровождение планов занятий нотным материалом и аудиозаписями. Это дает возможность музыкальному руководителю выполнять какие-либо действия вместе с детьми – например, танцевать с ними, чередуя «живое» исполнение на фортепиано с прослушиванием записи. К сожалению, пока не издана программа для раннего детского возраста, но большинство упражнений по всем разделам из программы для младшей дошкольной группы уместно использовать и в работе с малышами [32]. Нами проанализирована также программа «Элементарноемузицирование с дошкольниками», разработанная Т.Э. Тютюнниковой [51, с. 135]. В основу программы – сочетание принципов творческого импровизационного музицирования немецкого композитора Карла Орфа с достижениями отечественной детской музыкальной педагогики. Программа рассчитана на 2 года систематических занятий с детьми старшей и подготовительной групп. Вариативность программы позволяет адаптировать её к работе с детьми любого дошкольного возраста. Работа с детьми по развитию навыков элементарного музицирования в соответствии с требованиями программы осуществляется по трём взаимосвязанным направлениям: учебному, творческому и концертному. ПО каждому из них составителями программы даются конкретные рекомендации. для педагогов. Немаловажно, что программа снабжена учебно-методическим комплектом. На основе Программы «Ладушки» Л.А. Крыловой составлена программа«Веселыенотки»,предназначенная для занятий детского вокально-хорового кружка. Однако детское музыкальное творчество проявляется не только в пении, но и в игре на музыкальных инструментах. Основная идея методики игры на музыкальных инструментах – близость к детской жизни. Звучание инструментов ассоциируется с жизненными явлениями, поэтому игра принимает творческий, импровизационный характер. Музицирование должно рассматриваться не как развлечение детей, а как средство развития у них способности самовыражения наиболее существенных сторон личности. Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых музыкальных произведений (образцов как отечественной, так и зарубежной классики). Цель программы – развитие певческих способностей воспитанников через организацию хорового пения и импровизации на детских музыкальных инструментах. Общими моментами всех выше указанных программ является подход к выбору репертуара для детей раннего возраста (для пения, музыкально- ритмических движений, танцев и игр); большая свобода при подборе репертуара для слушания музыки. При этом только в программе «Малыш» слушание классической музыки выделяется в самостоятельный раздел, автор отделяет слушание классических произведений от слушания песен и рассказов с иллюстрациями. В целом можно сделать вывод, что основные пробелы в музыкальном воспитании детей происходят не из-за недоброкачественности и формальности содержания программ, а из-за формального подхода к работе педагогов, их нежелания глубоко и полно проработать предлагаемый материал. Естественно, что 10-минутные занятия (именно столько длится занятие в первой младшей группе по требованию СЭС) никак не могут удовлетворить потребности детей в музыкальном общении. Порой акцент делается на тех видах музыкальной деятельности, которые нравятся музыкальному руководителю, которые нужны для оформления праздника – таких, как пение, подпевание, музыкально-ритмические упражнения и пляски. Пренебрежение со стороны музыкальных руководителей рекомендациями авторов программ по музыкальному воспитанию дошкольников значительно снижает качество и эффективность музыкальных занятий. Важно не отступать от содержания программы и использовать на занятиях все, предусматриваемые авторами, виды детской музыкальной деятельности. Только при соблюдении всех требований, предъявляемых к занятиям составителями программ, а также при проведении дополнительных занятий у малышей будут проявляться и развиваться основные музыкальные способности, формироваться эстетический вкус, чуткость к красоте в искусстве и в жизни. |