Главная страница

Выпускная квалификационная работа. Психологопедагогические основы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста


Скачать 123.25 Kb.
НазваниеПсихологопедагогические основы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста
АнкорВыпускная квалификационная работа
Дата09.05.2022
Размер123.25 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаKoneva_vkr.docx
ТипГлава
#518429
страница4 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Возрастные особенности детей среднего и старшего дошкольного возраста


Специфика музыкального обучения и воспитания в ДОУ определяется возрастными особенностями детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – период, когда закладываются первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Дошкольникам свойственна конкретность мышления, непосредственность и эмоциональность; их внимание неустойчиво, что постоянно требует смены впечатлений. Кроме этого, необходимо приучать детей к дисциплине, ответственности, работоспособности и подготовить их к учебной деятельности.

Психофизиологические особенности данного возраста позволяют выстроить учебный материал в форме игры, делая акцент на развитии наглядно-образного мышления, эмоциональности, управлении собственным телом как звучащим организмом. Задача музыкального руководителя развивать музыкальные способности ребенка, знакомить с музыкой, так как она обладает свойством вызывать активные действия тем более, что ребёнок выделяет музыку из обыденных звучаний и сосредотачивает на ней свое внимание.

Возрастные психологические особенности не только проявляются, но формируются и развиваются у детей в процессе музыкальной деятельности. Её эмоционально-познавательная специфика обозначается при смене ряда этапов в формировании личности ребенка:

1-й этап связан с музыкально-предметной деятельностью. На этом этапе интерес ребенка вызывают игрушки и инструменты, издающие звуки. Он накапливает опыт манипулирования с ними, впервые отбирает более привлекательные предметы, инициирует предметные и сенсорные игры с объектами – носителями звуков.

На 2-м этапе осуществляется музыкально-игровая деятельность. Вступая в мир социальных контактов, ребенок начинает строить собственную систему отношений с другими людьми. Музыка становится на этом этапе:

а) источником обогащения опыта эмоциональных отношений и переживаний, что позволяет обогащать социальные отношения в игре и общении;

б) увлекательной игрой, поскольку любой вид музыкальной деятельности на этом этапе, будь то пение или слушание музыки, для ребенка игра;

в) содержательной основой игр, когда сюжеты и ролевые отношения в детских играх становятся отражением музыкальной культуры социума.

3-й этап музыкально-художественная деятельность. К концу дошкольного возраста ребенка начинает в большей степени интересовать не сам процесс, а качество результата деятельности. Так осуществляется переход от музыкально-игровой к музыкально-художественной деятельности. Уже достаточный личный эмоциональный опыт позволяет ребенку переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения. А опыт участия в музыкальной деятельности дает возможность старшему дошкольнику выбирать следующие наиболее близкие и успешные в реализации позиции:

а) позиция слушателя, способного дать оценку музыкальному произведению и выразить результаты собственного восприятия;

б) позиция исполнителя музыкальных произведений (певца, участника оркестра, танцора);

в) позиция сочинителя (импровизатора музыкальных попевок и танцев; создателя сюжета музыкально-драматической игры и т.д.) [5, c. 95].

На третьем году жизни у ребенка развивается музыкальное восприятие, возрастает интерес к музыке и стремление вслушаться в нее, отличить одно произведение от другого, развивается память ребенок уже готов к активному запоминанию музыки. Чем ярче, эмоциональнее и образнее музыкальное произведение, тем быстрее и легче войдет оно в память ребенка.

Привлекает детей данного возраста и исполнительство как возможность выразить свои впечатления от услышанной музыки. Это сенситивный период для развития общих и специальных музыкальных способностей.

К четырем годам ребенок накапливает разнообразные музыкальные впечатления. Дошкольнику этого возраста под силу различать в простых пьесах регистры, тембры, звучание нескольких музыкальных инструментов, несложный ритм, сопоставлять музыку по разным параметрам (громко-тихо, быстро-медленно и др.). Активно развивается музыкальная деятельность.

В связи с заметным скачком в развитии познавательных психических процессов и существенно расширенным индивидуальным опытом ребенок пятого года жизни тяготеет к более сложной музыкальной деятельности. Направленность дошкольника на решение новых задач и результативность этих решений становится показателем его музыкальности в этом возрасте. Происходит становление музыкальной восприимчивости.

На пятом году жизни ребенок уже готов к довольно сложному звукоразличению, объяснению эмоционального характера музыкального произведения, интерпретации музыкального образа и его передаче в разных видах художественной деятельности. Укрепляются специальные исполнительские (слуховые, голосовые, двигательные) навыки и умения.

Следующий, шестой год жизни ребенка характеризуется самостоятельностью музыкальных проявлений и действий. Он не просто интересуется музыкой, он требует музыкальных впечатлений. Восприятие начинает носить целенаправленный и творческий характер, творчество пронизывает все виды детской исполнительской деятельности, ребенок сознательно стремится передать музыкальный образ эмоционально- выразительными средствами. Возрастает познавательная активность ребенка: его занимает история создания музыкального произведения, жизнь и творчество композитора его создателя, музыкальное повествование, возможность использования музыкального произведения в самопознании и самовыражении. Высокого уровня развития достигают в комплексе общие и специальные способности ребенка. По характеру музыкальной деятельности, ее процессу и результату можно уже судить о музыкальной одаренности дошкольника.

Голосовой аппарат ребенка среднего дошкольного возраста укрепляется, поэтому голос приобретает некоторую звонкость, подвижность. Певческий диапазон примерно в пределах d1-h1. Налаживается вокально- слуховая координация.

Значительно укрепляется двигательный аппарат. Освоение основных видов движений (ходьба, бег, прыжки) в процессе занятий физкультурой дает возможность шире их использовать в музыкально-ритмических играх, танцах. Дети способны запомнить последовательность движений, прислушиваясь к музыке. В этом возрасте более отчетливо выявляются интересы к разным видам музыкальной деятельности.

Дети 5-6 лет на фоне их общего развития достигают новых по качеству результатов. Они способны выделять и сравнивать признаки отдельных явлений, в том числе и музыкальных, устанавливать между ними связи. Восприятие носит более целенаправленный характер: отчетливее проявляются интересы, способность даже мотивировать свои музыкальные предпочтения, свою оценку произведений.

В этом возрасте ребята не только выделяют тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным ее сторонам. Например, они больше любят танцевать, чем водить хороводы, у них появляются любимые песни, игры, хороводы, пляски. Могут объяснить, как исполняется (например, лирическая) песня: «Нужно спеть красиво, протяжно, ласково, нежно». На основе опыта слушания музыки дети способны к некоторым обобщениям несложных музыкальных явлений. Так, о музыкальном вступлении ребенок говорит: «Это играется вначале, когда мы еще не начали петь».

Значительно укрепляются голосовые связки ребенка, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Большинство детей способны различить высокий и низкий звук в интервалах квинты, кварты, терции. У некоторых детей пяти лет голос приобретает звонкое, высокое звучание, появляется более определенный тембр. Диапазон

голосов ярче в пределах d1-h1, хотя у некоторых детей звучат и более высокие звуки – c2- d2.

Дети 5-6 лет проявляют в движении ловкость, быстроту, умение двигаться в пространстве, ориентироваться в коллективе. Ребята больше обращают внимание на звучание музыки, лучше согласовывают движения с ее характером, формой, динамикой. Дети лучше более осознанно осуществляют различные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, ритмические движения. Постепенно они овладевают и навыками игры на инструментах, усваивают простейшие сведения по музыкальной грамоте. Все это становится базой для дальнейшего разностороннего музыкального развития.

Дети 6-7 лет воспитываются в группе, подготавливающей их к школе. Само название группы определяет социальное ее назначение. Развиваются умственные способности детей, обогащается их музыкальное мышление. Дети способны также уловить настроение музыки (веселая, грустная, ласковая и т.д.) и соотнести его с определенным жанром: бодро, четко, грозно, радостно (о марше); ласково, тихо, немного грустно (о колыбельной). Разумеется, характеристики музыки могут быть сугубо индивидуальными. Если одни дети том числе и шестилетние) дают лишь краткие ответы (типа «громко-тихо», «весело-грустно»), то другие осознают более существенные признаки музыкального искусства в частности, тот, что музыка может выражать разнообразные чувства, переживания человека.

Следовательно, индивидуальные проявления часто «обгоняют» возрастные возможности.

Отчетливо обнаруживаются различия в уровне музыкального развития тех детей, которые усваивали программу музыкального воспитания в детском саду, и тех, кто не имел такой подготовки (некоторые приходят в подготовительную группу из семьи).

Голосовой аппарат у ребенка 6-7 лет укрепляется, однако певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому

охрана певческого голоса должна быть наиболее активной. Надо следить, чтобы дети пели без напряжения, негромко, а диапазон постепенно расширялся (от d1 до c2). Этот диапазон наиболее удобен для многих детей, но могут быть и индивидуальные особенности. В певческом диапазоне детей данного возраста значительны отклонения. В голосах проявляется напевность, звонкость, хотя сохраняется специфически детское, несколько открытое звучание. Хор детей 6-7 лет часто звучит недостаточно устойчиво и стройно, хотя мастера-педагоги, занимающиеся с детьми этого возраста, добиваются хороших успехов.

Физическое развитие ребят совершенствуется в различных направлениях и выражается, прежде всего, в овладении основными видами движений. Возникает еще большая возможность использовать движение как средство и способ развития музыкального восприятия. Пользуясь движением, ребенок в состоянии творчески проявить себя, быстрее ориентироваться в поисковой деятельности. Исполнение песен, плясок, игр подчас становится достаточно выразительным и свидетельствует о попытках передать свое отношение к музыке.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта