Выпускная квалификационная работа. Психологопедагогические основы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста
Скачать 123.25 Kb.
|
Ход и результаты опытной работыПроанализировав методическую литературу, обобщив опыт музыкальных руководителей, мы выдвинули следующую гипотезу: добиться положительного результата в развитии мелодического слуха у детей среднего и старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ можно при следующих условиях: регулярное и систематическое осуществление певческой деятельности в ее различных проявлениях; выполнение творческих заданий и слушание музыки; применение к каждому ребёнку индивидуального подхода с учетом его личностных психологических качеств. Опытная работа проводилась с 26 сентября по 30 ноября 2016 года с детьми средней и подготовительной групп МАДОУ «Детский сад № 36/94» г. Перми. Она включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий,контрольный. На констатирующем этапе нами были поставлены задачи: Разработать комплекс заданий, упражнений, игр для диагностики развитости мелодического слуха у детей среднего и старшего дошкольного возраста; Разработать диагностическую карту и критерии оценки уровня развития мелодического слуха у детей среднего и старшего дошкольного возраста; Разработать комплекс заданий, упражнений, игр, выявляющих степень развитости мелодического слуха у дошкольников, и подобрать к ним необходимый музыкальный материал. На констатирующем этапе опытной работы мы провели диагностику, в которой опирались на диагностику, предложенную в программе «Ладушки», адаптировав ее к интересующей нас проблематике. В ходе диагностики были использованы следующие методы: выполнение музыкально-игровых заданий; педагогическое наблюдение; оценка уровня развития мелодического слуха. Задания для диагностики уровня развития мелодического слуха были следующими. Групповые задания: «Музыкальное приветствие» (дети хором исполняют свое вокальное приветствие в ответ на вокальное приветствие педагога, исполненное a cappella; им также предлагается сольно «поприветствовать» других участников хора). Распевание (с педагогом, а также без его помощи – хором или же группами по 2-3 человека – дети исполняют различные попевки, краткие фразы народных песен). «Закончи музыкальную фразу» (дети должны прослушать фрагмент знакомой им мелодии и допеть ее до конца). Индивидуальные задания: «Найди отличие» (ребенок должен определить некоторые изменениями в мелодии знакомой попевки – например, изменение лада – после ее оригинального звучания). «Музыкальная лесенка» (пропеть на определенный слог восходящую и нисходящую мелодию из 2-3х звуков, используя наглядное пособие с изображением лестницы и идущего по ней человечка и, представляя, как голос вместе с ним поднимается или спускается). Подстраивание голоса под звучание инструмента/голоса педагога (на материале коротких попевок, фрагментов ранее выученных песен). «Угадай мелодию» (дети должны узнать фрагменты знакомых им мелодий, звучащих в исполнении педагога на инструменте либо спетых голосом). Система оценки – 3х-бальная, где 1 баллу соответствует низкий уровень развития мелодического слуха, 2 баллам – средний, 3 баллам – уровень выше среднего/высокий уровень. Эти три уровня позволяет разграничить сумма баллов (за все 7 заданий диагностики). Следовательно, минимальное количество баллов – 7, а максимальное – 21 (при условии, что за каждое задание ребенок получает по 3 балла). Критерии оценки были следующими. Например, по результатам выполнения первого задания («Музыкальное приветствие»), после сольного исполнения «приветствия» детьми нам удалось условно разделить их на 3 группы. Первую группу составили дети, которые не смогли воспроизвести голосом мелодию, пели на одной ноте вне тональности, заданной педагогом либо просто проговаривали текст. Вторую группу составили дети, которые сумели спеть «приветствие» в тональности, заданной педагогом тональность и/или частично воспроизвести голосом мелодию. Третью группу составили дети, сумевшие спеть «приветствие», интонационно точно или почти точно воспроизвести голосом мелодию. Сюда же мы присоединили тех детей, которые придумывали собственные мелодии «приветствия» и чисто их интонировали. Во время проведения распевания и задания «Закончи музыкальную фразу» критерии оценки были аналогичными. Закономерно, что наиболее точные результаты диагностики удалось получить при индивидуальном выполнении заданий. Нами было также замечено, что во время выполнения задания «Подстраивание голоса» детям удавалось «подстроить» свой голос под звучание голоса педагога намного лучше, чем под звучание инструмента, а в задании «Музыкальная лесенка» ручные знаки позволили детям более точно интонировать мелодию. На основе результатов проведенных заданий нами были составлены диагностические карты по каждой группе: Диагностическая карта средней группы (4-5 лет). Период мониторинга: 26.09.16 – 10.10.16
Диагностическая карта подготовительной группы (6-7 лет). Период мониторинга: 26.09.16 – 10.10.16
От 7 до 11 баллов – низкий уровень От 12 до 15 баллов – средний уровень От 16 до 21 – высокий уровень Результаты диагностики на констатирующем этапе позволили выявить: в средней группе: 40% детей с низким уровнем (6 человек) 53% детей со средним уровнем (8 человек) 7% детей с высоким уровнем развития мелодического слуха (1 человек); в подготовительной группе: 33% детей с низким уровнем (4 человека) 50% детей со средним уровнем (6 человек) 17% детей с высоким уровнем развития мелодического слуха (2 человека) Согласно результатам констатирующего этапа, дети разных возрастов имеют различный уровень развития мелодического голоса, основной процент детей имеет средний уровень, в то время как детей с высоким уровнем развития мелодического голоса очень мало в обеих группах. На формирующемэтапеопытной работы выполнялись следующие задачи: способствовать развитию мелодического слуха детей; расширить музыкально-слуховых представления детей; развивать у детей ладовое чувство и чистоту интонирования; сформировать потребность детей в музицировании, интерес к музыкальным занятиям, желание научится петь чисто; Формирующий этап проходил в естественных условиях музыкальных занятий и в повседневной жизни детского сада. Задачи формирующего этапа решались нами через различные формы музыкального воспитания: тематические занятия; комплексные занятия; индивидуальные занятия. Для формирования у детей потребности и интереса к музыкальным занятиям было необходимо создать психологически комфортную атмосферу на занятиях. Поэтому любые успехи детей нами поощрялись и всячески стимулировались, а осуждения и порицания были полностью исключены. Для решения последующих задач нами был подобран музыкальный материал, который соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей. Используемые музыкальные сочинения отвечали следующим характеристикам: небольшая временная продолжительность; понятная для усвоения и доступная для воспроизведения детским голосом мелодическая линия; темповое разнообразие (смена быстрого и медленного темпов); ладовое разнообразие (произведения в разных мажорных и минорных тональностях); простая 2-х или 3-х частная форма с контрастными по звучанию частями, либо куплетная форма; жанровое разнообразие (танцевальная, маршевая, песенная основа мелодии) стилевое разнообразие (детские песни; народные напевы; эстрадные мелодии; темы из классических произведений); понятный детям характер, музыкальный образ. Музыкальный материал занятий составили детские песни композиторов Н.Я. Соломыкиной, Р. Рустамова, М. Старокадомского, В. Витлина, М. Красева и др., эстрадные и народные мелодии, темы классических произведений («Детского альбома» П.И. Чайковского, концертов «Времена года» А. Вивальди). Использовались различные попевки, вокальные упражнения и игровые распевания. Первоезанятиеначиналось в обеих группах с «Музыкального приветствия» – дети хором исполняли свое вокальное приветствие в ответ на вокальное приветствие педагога, исполненное a cappella, им также предлагалось сольно «поприветствовать» других участников хора. Уже после выполнения первого задания в обеих группах удалось выделить детей с хорошо развитым мелодическим слухом. Далее было проведено распевание: с средней группе – на материале украинской прибаутки «Приди, приди солнышко», в подготовительной группе – на материале русской народной песни «Как под горкой, под горой». Перед распеванием мы объяснили детям, что во время пения необходимо слушать мелодию и стараться подстроить свои голоса под ее звучание. Сначала мы продемонстрировали детям распевание под сопровождение фортепиано, а затем исполнили его вместе с детьми – сначала хором, потом группами по 2-3 человека. Таким образом, мы выявили, насколько хорошо у детей развиты навыки хорового пения, их способность к интонированию. Следующим этапом занятия было разучивание новой песни. В средней группе мы разучивали детскую песню Р. Рустамова «Танец с листиками», а в подготовительной – песню «Осень, как рыжая кошка» П. Куликовой. Перед началом работы над произведениями нами была проведена беседа с детьми об осени, а так же о том, что такое лад и как он связян с мелодией и настроением произведения. Во время вокальной работы мы уделяли особое внимание сложным местам в произведениях, предлагая детям пропеть их в медленном темпе – сначала под звучание инструмента, затем a capрella вместе с музыкальным руководителем, показывая рукой движение мелодической линии. Нами было замечено, что дети более точно интонируют мелодию, помогая себе рукой, а также при совместном пении с педагогом. После вокально-хоровой работы мы провели музыкально-ритмическую игру «Мячики» в средней группе и музыкально-ролевая игру «Волк и лисица» в подготовительной. В завершении занятия нами была предложена игра «Найди отличие», в ходе которой перед детьми была поставлена задача: прослушав одну и ту же мелодию («Гуси» Е. Тиличеевой – в средней группе, польскую песню «Летает птичка» – в подготовительной), исполненную на инструменте сначала в мажоре, потом в миноре, определить, чем два варианта отличаются друг от друга. Все наши последующие занятия строились примерно по такой же схеме. В своей работе мы делали наибольший акцент на таком виде музыкальной деятельности, как пение детей a caрpella совместно с музыкальным руководителем. Мы проводили различные игровые распевания (например, «Белочки» и «Кот и мышка», сочиненные А.А. Евтодьевой), упражнение «Музыкальная лесенка» с использованием ручных знаков, музыкальную игру «Я – композитор», в которой детям предлагалось придумать свое окончание к уже знакомой им мелодии. Наблюдая за детьми, мы пришли к выводу, что мелодический слух у детей среднего и старшего дошкольного возраста нестабилен, однако хорошо поддается развитию во время певческой работы. В завершении опытной работы был проведен контрольный этап, на котором были проведены повторная диагностика и сравнение результатов мониторинга констатирующего и контрольного этапов в процентном соотношении. При проведении диагностики на контрольном этапе использовались те же задания, методы и критерии, что и при диагностике детей на констатирующем этапе, с поправкой на музыкальный материал, изученный в ходе формирующего этапа. По результатам повторной диагностики были составлены диагностические карты по обеим группам: Диагностическаякартасредней группы (4-5 лет). Период мониторинга: 16.11.16 – 30.11.16
Диагностическая карта подготовительной группы (6-7 лет). Период мониторинга: 16.11.16 – 30.11.16
Для сопоставления процентного соотношения результатов констатирующего и контрольного этапов диагностирования уровня развития мелодического слуха, полученного в ходе формирующего этапа, нами были составлены диаграммы, которые позволяют считать методику, примененную нами в ходе опытной работы, эффективной [Приложение 2]. |