|
Рабочая программа по музыке на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы
28
Окончание табл.
№ блока, кол-во часов
|
Тема
|
Содержание
|
Виды деятельности обучающихся
| И)
2—6 уч. часов
| Диалог культур
| Культурные связи между музыкантами разных стран.
Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов (в том числе образы других культур в музыке русских композиторов и русские музыкальные
цитаты в творчестве зарубежных компози- торов)
| лорного музыкального материала. Вокализация наиболее ярких тем инструментальных сочинений.
Разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений.
Навыборилифакультативно: Исполнение на клавишных или духовых инструментах композитор- ских мелодий, прослеживание их по нотной записи.
Творческие, исследовательские проекты, посвящённые выдающимся композиторам
|
29 Модуль № 4 «Духовная музыка»
Музыкальная культура Европы и России на протяжении нескольких сто- летий была представлена тремя главными направлениями — музыкой на- родной, духовной и светской. В рамках религиозной культуры были созданы подлинные шедевры музыкального искусства. Изучение данного модуля поддерживает баланс, позволяет в рамках календарно-тематического пла- нирования представить обучающимся максимально широкую сферу бытова- ния музыкального искусства (варианты № 1, 3). Однако знакомство с от- дельными произведениями, шедеврами духовной музыки возможно и в рамках изучения других модулей (вариант № 2).
№ блока, кол-во часов
|
Тема
|
Содержание
|
Виды деятельности обучающихся
| А)
1—3 уч. часа
| Звучание храма
| Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.).
Звонарские приговорки.
Колокольность
в музыке русских композиторов
| Обобщение жизненного опыта, связанного со звучанием колоколов. Диалог с учителем о традициях изготовления колоколов, значении колокольного звона. Знакомство
с видами колокольных звонов.
Слушание музыки русских композиторов1 с ярко выра- женным изобразительным элементом колокольности. Выявление, обсуждение характера, выразительных средств, использованных композитором.
Двигательная импровизация — имитация движений звонаря на колокольне.
|
1
30
Продолжениетабл.
№ блока, кол-во часов
|
Тема
|
Содержание
|
Виды деятельности обучающихся
|
|
|
| Ритмические и артикуляционные упражнения на основе звонарских приговорок.
Навыборилифакультативно:
Просмотр документального фильма о колоколах. Сочинение, исполнение на фортепиано, синтезаторе или металлофонах композиции (импровизации), имитирую- щей звучание колоколов
| Б)
1—3 уч. часа
| Песни верую- щих
| Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов- классиков
| Слушание, разучивание, исполнение вокальных произве- дений религиозного содержания. Диалог с учителем
о характере музыки, манере исполнения, выразительных средствах.
Знакомство с произведениями светской музыки, в кото- рых воплощены молитвенные интонации, используется хоральный склад звучания.
Навыборилифакультативно:
Просмотр документального фильма о значении молитвы. Рисование по мотивам прослушанных музыкальных произведений
| В)
1—3 уч. часа
| Инстру- менталь- ная музыка в церкви
| Орган и его роль в богослужении. Творчество
И. С. Баха
| Чтение учебных и художественных текстов, посвящённых истории создания, устройству органа, его роли в католи- ческом и протестантском богослужении. Ответы на вопросы учителя.
|
31
|
|
| Слушание органной музыки И. С. Баха. Описание впечат- ления от восприятия, характеристика музыкально-выра- зительных средств.
Игровая имитация особенностей игры на органе (во время слушания).
Звуковое исследование — исполнение (учителем) на синтезаторе знакомых музыкальных произведений тембром органа. Наблюдение за трансформацией музы- кального образа.
Навыборилифакультативно:
Посещение концерта органной музыки. Рассматривание иллюстраций, изображений органа.
Проблемная ситуация — выдвижение гипотез о принци- пах работы этого музыкального инструмента.
Просмотр познавательного фильма об органе. Литературное, художественное творчество на основе музыкальных впечатлений от восприятия органной музыки
| Г)
1—3 уч. часа
| Искус- ство Русской право- славной церкви
| Музыка в право- славном храме. Традиции исполне- ния, жанры (тропарь, стихира, величание и др.). Музыка и живопись, посвящённые святым. Образы Христа, Богородицы
| Разучивание, исполнение вокальных произведений религиозной тематики, сравнение церковных мелодий и народных песен, мелодий светской музыки.
Прослеживание исполняемых мелодий по нотной записи. Анализ типа мелодического движения, особенностей ритма, темпа, динамики и т. д.
Сопоставление произведений музыки и живописи, посвя- щённых святым, Христу, Богородице.
Навыборилифакультативно: Посещение храма.
Поиск в Интернете информации о Крещении Руси, святых, об иконах
| 32
Окончание табл.
№ блока, кол-во часов
|
Тема
|
Содержание
|
Виды деятельности обучающихся
| Д)
1—3 уч. часа
| Религи- озные праздни- ки
| Праздничная служ- ба, вокальная
(в том числе хоровая) музыка религиозного содержания1
| Слушание музыкальных фрагментов праздничных бого- служений, определение характера музыки, её религиозно- го содержания.
Разучивание (с опорой на нотный текст), исполнение доступных вокальных произведений духовной музыки. Навыборилифакультативно:
Просмотр фильма, посвящённого религиозным праздни- кам.
Посещение концерта духовной музыки. Исследовательские проекты, посвящённые музыке рели- гиозных праздников
|
1,
33 Модуль № 5 «Классическая музыка»
Данный модуль является одним из важнейших. Шедевры мировой музы- кальной классики составляют золотой фонд музыкальной культуры. Прове- ренные временем образцы камерных и симфонических сочинений позволя- ют раскрыть перед обучающимися богатую палитру мыслей и чувств, воплощённую в звуках музыкальным гением великих композиторов, воспи- тывать их музыкальный вкус на подлинно художественных произведениях.
№ блока, кол-во часов
|
Тема
|
Содержание
|
Виды деятельности обучающихся
| А)
0,5—1 уч.
час
| Компо- зитор — исполни- тель — слуша- тель
| Кого называют композитором, исполнителем? Нужно ли учиться слушать музыку? Что значит «уметь слушать музыку»? Концерт, концерт- ный зал.
Правила поведения в концертном зале
| Просмотр видеозаписи концерта. Слушание музыки, рассматривание иллюстраций. Диалог с учителем по теме занятия. «Я — исполнитель». Игра — имитация исполни- тельских движений. Игра «Я — композитор» (сочинение небольших попевок, мелодических фраз).
Освоение правил поведения на концерте2.
Навыборилифакультативно:
«Как на концерте» — выступление учителя или одно- классника, обучающегося в музыкальной школе, с испол- нением краткого музыкального произведения.
Посещение концерта классической музыки
| |
|
|