1
44
Продолжениетабл.
№ блока, кол-во часов
|
Тема
|
Содержание
|
Виды деятельности обучающихся
| Г)
2—6
учебных часов
| Опера. Главные герои и номера оперного спектак- ля
| Ария, хор, сцена, увертюра — орке- стровое вступление. Отдельные номера из опер русских
и зарубежных композиторов1
| Слушание фрагментов опер. Определение характера музыки сольной партии, роли и выразительных средств оркестрового сопровождения.
Знакомство с тембрами голосов оперных певцов. Освоение терминологии. Звучащие тесты и кроссворды на проверку знаний.
Разучивание, исполнение песни, хора из оперы. Рисование героев, сцен из опер.
Навыборилифакультативно: Просмотр фильма-оперы.
Постановка детской оперы
| Д)
2—3
учебных часа
| Сюжет музы- кального спектак- ля
| Либретто. Развитие музыки в соответ- ствии с сюжетом.
Действия и сцены в опере и балете.
Контрастные образы, лейтмотивы
| Знакомство с либретто, структурой музыкального спектак- ля. Пересказ либретто изученных опер и балетов.
Анализ выразительных средств, создающих образы главных героев, противоборствующих сторон. Наблюдение за музыкальным развитием, характеристика приёмов, использованных композитором.
Вокализация, пропевание музыкальных тем; пластиче- ское интонирование оркестровых фрагментов.
Музыкальная викторина на знание музыки. Звучащие и терминологические тесты.
Навыборилифакультативно:
Коллективное чтение либретто в жанре сторителлинг.
|
45
|
|
| Создание любительского видеофильма на основе выбран- ного либретто.
Просмотр фильма-оперы или фильма-балета
| Е)
2—3
учебных часа
| Оперетта, мюзикл
| История возникнове- ния и особенности жанра. Отдельные номера из оперетт
И. Штрауса, И. Кальмана, мюзиклов
Р. Роджерса, Ф. Лоу и др.
| Знакомство с жанрами оперетты, мюзикла. Слушание фрагментов из оперетт, анализ характерных особенностей жанра.
Разучивание, исполнение отдельных номеров из популяр- ных музыкальных спектаклей.
Сравнение разных постановок одного и того же мюзикла.
Навыборилифакультативно:
Посещение музыкального театра: спектакль в жанре оперетты или мюзикла.
Постановка фрагментов, сцен из мюзикла — спектакль для родителей
| Ж)
2—3
учебных часа
| Кто создаёт музы- кальный спек- такль?
| Профессии музы- кального театра: дирижёр, режиссёр, оперные певцы, балерины и танцов- щики, художники и т. д.
| Диалог с учителем по поводу синкретичного характера музыкального спектакля. Знакомство с миром театраль- ных профессий, творчеством театральных режиссёров, художников и др.
Просмотр фрагментов одного и того же спектакля в раз- ных постановках. Обсуждение различий в оформлении, режиссуре.
Создание эскизов костюмов и декораций к одному из изученных музыкальных спектаклей.
|
1
46
Окончаниетабл.
№ блока, кол-во часов
|
Тема
|
Содержание
|
Виды деятельности обучающихся
|
|
|
| Навыборили факультативно: Виртуальный квест по музыкальному театру
| З)
2—6
учебных часов
| Патрио- тическая и народ- ная тема в театре и кино
| История создания, значение музыкаль- но-сценических и экранных произведе- ний, посвящённых нашему народу, его истории, теме служения Отечеству. Фрагменты, отдель- ные номера из опер, балетов, музыки
к фильмам1
| Чтение учебных и популярных текстов об истории созда- ния патриотических опер, фильмов, о творческих поисках композиторов, создававших к ним музыку. Диалог
с учителем.
Просмотр фрагментов крупных сценических произведе- ний, фильмов. Обсуждение характера героев и событий. Проблемная ситуация: зачем нужна серьёзная музыка? Разучивание, исполнение песен о Родине, нашей стране, исторических событиях и подвигах героев.
Навыборилифакультативно:
Посещение театра/кинотеатра — просмотр спектакля/ фильма патриотического содержания.
Участие в концерте, фестивале, конференции патриотиче- ской тематики
|
1
47 Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»
Главное содержание данного модуля сосредоточено вокруг рефлексивного исследования обучающимися психологической связи музыкального искус- ства и внутреннего мира человека. Основным результатом его освоения яв- ляется развитие эмоционального интеллекта школьников, расширение спек- тра переживаемых чувств и их оттенков, осознание собственных душевных движений, способность к сопереживанию как при восприятии произведений искусства, так и в непосредственном общении с другими людьми. Формы бытования музыки, типичный комплекс выразительных средств музыкаль- ных жанров выступают как обобщённые жизненные ситуации, порождаю- щие различные чувства и настроения. Сверхзадача модуля — воспитание чувства прекрасного, пробуждение и развитие эстетических потребностей.
№ блока, кол-во часов
|
Тема
|
Содержание
|
Виды деятельности обучающихся
| А)
| Красота
| Стремление человека
| Диалог с учителем о значении красоты и вдохновения
| 1—3
| и вдохно-
| к красоте
| в жизни человека.
| учебных часа
| вение
| Особое состояние — вдохновение.
| Слушание музыки, концентрация на её восприятии, своём внутреннем состоянии.
|
|
| Музыка — возмож-
| Двигательная импровизация под музыку лирического
|
|
| ность вместе пережи-
| характера «Цветы распускаются под музыку».
|
|
| вать вдохновение,
| Выстраивание хорового унисона — вокального и психоло-
|
|
| наслаждаться красо-
| гического. Одновременное взятие и снятие звука, навыки
|
|
| той.
| певческого дыхания по руке дирижёра.
|
|
| Музыкальное един-
| Разучивание, исполнение красивой песни.
|
|
| ство людей — хор,
| Навыборилифакультативно:
|
|
| хоровод
| Разучивание хоровода, социальные танцы
| 48
Продолжениетабл.
№ блока, кол-во часов
|
Тема
|
Содержание
|
Виды деятельности обучающихся
| Б)
2—4
учебных часа
| Музы- кальные пейзажи
| Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейза- жей. Чувства челове- ка, любующегося природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами
| Слушание произведений программной музыки, посвящён- ной образам природы. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление музыки
с произведениями изобразительного искусства. Двигательная импровизация, пластическое интонирование. Разучивание, одухотворенное исполнение песен о приро- де, её красоте.
Навыборилифакультативно:
Рисование «услышанных» пейзажей и/или абстрактная живопись — передача настроения цветом, точками, линиями.
Игра-импровизация «Угадай моё настроение»
| В)
2—4
учебных часа
| Музы- кальные портреты
| Музыка, передающая образ человека,
его походку, движения, характер, манеру речи.
«Портреты», выраженные
в музыкальных интонациях
| Слушание произведений вокальной, программной инстру- ментальной музыки, посвящённой образам людей, сказоч- ных персонажей. Подбор эпитетов для описания настрое- ния, характера музыки. Сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства.
Двигательная импровизация в образе героя музыкального произведения.
Разучивание, харáктерное исполнение песни — портрет- ной зарисовки.
Навыборилифакультативно:
Рисование, лепка героя музыкального произведения. Игра-импровизация «Угадай мой характер».
|
49
|
|
| Инсценировка — импровизация в жанре кукольного/тене- вого театра с помощью кукол, силуэтов и др.
| Г)
2—4
учебных часа
| Какой же праздник без музыки?
| Музыка, создающая настроение праздника1.
Музыка в цирке,
на уличном шествии, спортивном празднике
| Диалог с учителем о значении музыки на празднике. Слушание произведений торжественного, праздничного характера. «Дирижирование» фрагментами произведений. Конкурс на лучшего «дирижёра».
Разучивание и исполнение тематических песен к ближай- шему празднику.
Проблемная ситуация: почему на праздниках обязательно звучит музыка?
Навыборилифакультативно:
Запись видеооткрытки с музыкальным поздравлением. Групповые творческие шутливые двигательные импрови- зации «Цирковая труппа»
| Д)
2—4
учебных часа
| Танцы, игры и веселье
| Музыка — игра звуками.
Танец — искусство
и радость движения. Примеры популяр- ных танцев2
| Слушание, исполнение музыки скерцозного характера. Разучивание, исполнение танцевальных движений.
Танец-игра.
Рефлексия собственного эмоционального состояния после участия в танцевальных композициях и импровизациях. Проблемная ситуация: зачем люди танцуют?
Вокальная, инструментальная, ритмическая импровиза- ция в стиле определённого танцевального жанра.
| |