Рабочая программа по музыке на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы
Скачать 153.03 Kb.
|
Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: —планировать действия по решению учебной задачи для полу- чения результата; —выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: —устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельно- сти; —корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навы- ков личности (управления собой, самодисциплины, устой чивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты характеризуют начальный этап фор- мирования у обучающихся основ музыкальной культуры и про- являются в способности к музыкальной деятельности, потреб- ности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни. 56 Обучающиеся, освоившие основную образовательную про- грамму по предмету «Музыка»: —с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на до- ступных музыкальных инструментах, умеют слушать серьёз- ную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале; —сознательно стремятся к развитию своих музыкальных спо- собностей; —осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, ком- позиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументи- ровать свой выбор; —имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жан- ров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства; —с уважением относятся к достижениям отечественной музы- кальной культуры; —стремятся к расширению своего музыкального кругозора. Предметные результаты, формируемые в ходе изучения пред- мета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и долж- ны отражать сформированность умений: Модуль № 1 «Музыкальная грамота»: —классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длин- ные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие; —различать элементы музыкального языка (темп, тембр, ре- гистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов; —различать изобразительные и выразительные интонации, на- ходить признаки сходства и различия музыкальных и рече- вых интонаций; —различать на слух принципы развития: повтор, контраст, ва- рьирование; —понимать значение термина «музыкальная форма», опре- делять на слух простые музыкальные формы — двухчаст- ную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариа- ции; —ориентироваться в нотной записи в пределах певческого ди- апазона; —исполнять и создавать различные ритмические рисунки; —исполнять песни с простым мелодическим рисунком. 57 Модуль № 2 «Народная музыка России»: —определять принадлежность музыкальных интонаций, изу- ченных произведений к родному фольклору, русской музы- ке, народной музыке различных регионов России; —определять на слух и называть знакомые народные музы- кальные инструменты; —группировать народные музыкальные инструменты по прин- ципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные; —определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творче- ству; —различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академиче- ских; —создавать ритмический аккомпанемент на ударных инстру- ментах при исполнении народной песни; —исполнять народные произведения различных жанров с со- провождением и без сопровождения; —участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольк- лорных жанров. Модуль № 3 «Музыка народов мира»: —различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран; —определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумо- вых инструментов; —различать на слух и называть фольклорные элементы музы- ки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-националь- ных традиций и жанров); —различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки. Модуль № 4 «Духовная музыка»: —определять характер, настроение музыкальных произведе- ний духовной музыки, характеризовать её жизненное пред- назначение; —исполнять доступные образцы духовной музыки; 58 —уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной рели- гиозной традиции). Модуль № 5 «Классическая музыка»: —различать на слух произведения классической музыки, назы- вать автора и произведение, исполнительский состав; —различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жан- ровые признаки песни, танца и марша в сочинениях компо- зиторов-классиков; —различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструменталь- ные), знать их разновидности, приводить примеры; —исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков; —воспринимать музыку в соответствии с её настроением, ха- рактером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музы- кальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия; —характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа; —соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, ха- рактера, комплекса выразительных средств. Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»: —иметь представление о разнообразии современной музыкаль- ной культуры, стремиться к расширению музыкального кру- гозора; —различать и определять на слух принадлежность музыкаль- ных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза и др.); —анализировать, называть музыкально-выразительные сред- ства, определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально-выразительными средствами при исполнении; —исполнять современные музыкальные произведения, соблю- дая певческую культуру звука. 59 Модуль № 7 «Музыка театра и кино»: —определять и называть особенности музыкально-сцениче- ских жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл); —различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоен- ные музыкальные произведения (фрагменты) и их авто- ров; —различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, ор- кестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкаль- ных инструментов, уметь определять их на слух; отличать черты профессий, связанных с созданием музы- кального спектакля, и их роли в творческом процессе: компо- зитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др. Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»: —исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей респу- блики, школы, исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и на- строения; —воспринимать музыкальное искусство как отражение мно- гообразия жизни, различать обобщённые жанровые сфе- ры: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со сло- вом); —осознавать собственные чувства и мысли, эстетические пере- живания, замечать прекрасное в окружающем мире и в че- ловеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетиче- ских потребностей. Каждый модуль состоит из нескольких тематических бло- ков, с указанием примерного количества учебного времени. Для удобства вариативного распределения в рамках календар- но-тематического планирования они имеют буквенную марки- ровку (А, Б, В, Г). Модульный принцип допускает перестанов- ку блоков (например: А, В, Б, Г); перераспределение количества учебных часов между блоками. Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно расширить формы и виды деятельности за счёт внеурочных и внеклассных мероприятий — посещений теа- тров, музеев, концертных залов; работы над исследовательски- 60 ми и творческими проектами. В таком случае количество ча- сов, отводимых на изучение данной темы, увеличивается за счёт внеурочной деятельности в рамках часов, предусмотрен- ных эстетическим направлением плана внеурочной деятельно- сти образовательной организации (п. 23 ФГОС НОО). Виды деятельности, которые может использовать в том числе (но не исключительно) учитель для планирования внеурочной, внеклассной работы, обозначены в подразделе «На выбор илифакультативно». 61 Календарно-тематическое планирование представлено по модулям и го- дам обучения в двух вариантах. Тематическое наполнение модулей также допускает перекомпоновку, исключение отдельных блоков, изменение по количеству учебного времени, отводимого на изучение того или иного блока с учётом возможностей региона, образовательной организации, возможно- стей дополнительного образования и внеурочной деятельности, уровня об- щего и музыкального развития обучающихся. Вариант № 1
|