Тематическое планирование
| Характеристика деятельности учащихся
| ДИЗАЙН В РОССИИ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ: ОТ ФУНКЦИИ К ФОРМЕ И ОТ ФОРМЫ К ФУНКЦИИ (9 ч)
Тема 4. Дизайн в промышленном производстве. Дизайн среды (4 ч)
| 17—18. Транспортные средства. Массовое про-изводство автомобиля по проектам художников-дизайнеров, конструкторов
Восприятие промышленных транспортных средств, создаваемых человеком средствами индустрии по законам красоты, пользы и функциональности.
Основные содержательныелинии. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Конструктивные виды искусства. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Виды дизайна. Промышленный дизайн. Проектирование пространственной и предметной среды.
Диалог об искусстве. Дизайн — проектирование транспортных средств. Знакомство с создателями совре-менных автомобилей: учёные, дизайнеры, конструкторы, инженеры. Творческое задание с использованием графического проектного рисунка.
Материалы: кисти, акварель и гуашь, бумага.
Советы мастера.
Подведение итогов.
Страница для любознательных. Кроссворд
Задания игрового характера на проверку и расширение знаний.
Страница для любознательных. Дизайн торговой марки продукции
Задания творческого характера
|
Рассматривать промышленные транспортные средства и характеризовать их. Определять харак-терные особенности легкового и грузового автомобиля. Сравнивать разные типы транспортных средств, выяв-ляя их основные пропорции (кузов, капот, колеса и др.). Находить общее и различия в пропорциях, пластике и деталях транспортных средств. Узнавать марки авто-мобилей и называть их.
Участвовать в обсуждении проектирования предметов среды как сферы эстетической деятельности человека вне искусства (в индустриальной и технической сфере), технических и внешних качеств автомобилей. Высказывать своё суждение о проектировании автомобилей, ориентированных на современную технологию моделей, и общественного транспорта начала XX в., их пропорциях, пластике, конструкции и торговой марке.
Выполнять задание, согласно условиям. Учитывать пропорции, пластику и точность конструкции авто-мобиля. Выполнять подготовительный рисунок лёгкового и грузового автомобилей лёгкими линиями, соблюдая композицию, пропорции и характерные особенности дизайна автомобилей.
Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Выполнять задание игрового характера, применяя знания в изменённых условиях.
Выполнять задания творческого характера. Придумать торговую марку для спроектированного автомобиля и выполнить её эскиз
| Тема 5. Дизайн среды: интерьер и предметный мир человека (2 ч)
| 19—20. Художественные и функциональные ка-чества интерьера и его проектирование
Восприятие художественно-сконструированных ве-щей (дизайнерские разработки мебели и дизайн интерье-ров разных жилых и офисных интерьеров).
Основные содержательныелинии. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Конструктивные виды искусства. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Виды дизайна. Промышленный дизайн. Проектирование пространственной и предметной среды.
Диалог об искусстве. Дизайн — проектирование предметов интерьера. Творческое задание с использованием методов проектирования предметной среды.
Материалы: кисти, акварель и гуашь, бумага.
Советы мастера.
Подведение итогов
|
Рассматривать дизайнерские разработки мебели и интерьеров. Высказывать суждения о функциональном назначении предметов интерьера и их декоративном решении.
Участвовать в проектировочной идеи дизайнерского изобретения, функциональном назначении предметов интерьера и их декоративным решением.
Выражать в творческо-художественной деятель-ности свою основную идею для выполнения макета мебели. Представлять общую композицию интерьера, составленную в классе вместе с одноклассниками. Распределять виды предметов уголка школьника для объёмного моделирования. Определять функциональное и эстетическое назначение предмета. Выполнять творческое задание, согласно условиям.
Участвовать в подведении итогов творческой работы.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческой художественной деятельности
| Тема 6. Мода и дизайн одежды: исторический опыт и современные стили (4 ч)
| 21. Российская мода: исторический опыт XVIII—XX вв.
Восприятие одежды XVIII—XX вв. разнообразных художественных стилей и их частных проявленией в моде.
Основные содержательныелинии. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Конструктивные виды искусства. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Виды дизайна. Промышленный дизайн. Проектирование пространственной и предметной среды. Индустрия моды. Диалог об искусстве. Развитие национального моде-лирования одежды, введение отдельных традиционных элементов в модный конструктивистский силуэт одежды ведущими модельерами Н. П. Ламановой, В. Степановой, Л. Поповой, Е. Прибыльской, Н. Макаровой и др. Исторический опыт и особенности одежды романского, готического стилей Средневековья, Ренессанса, барокко и рококо, ампира, модерна и современных стилей.
Творческое задание с использованием средств выра-зительности проектной графики.
Материалы: кисти, акварель и гуашь, бумага.
Советы мастера.
Подведение итогов
|
Рассматривать одежду XVIII—XX вв. Сравнивать конструктивные решения одежды разнообразных художественных стилей модельеров (Н. П. Ламановой, В. Степановой, Л. Поповой, Е. Прибыльской, Н. Мака-ровой и др.). Определять общее и различия в них. Высказывать суждение о понравившемся силуэте одежды. Аргументировать ответ. Выявлять харак-терные особенности национального моделирования разнообразных художественных стилей одежды. Объяснять смысл понятий романский, готический стили, Средневековья, Ренессанса, барокко и рококо, ампира, модерна.
Участвовать в обсуждении развития национального моделирования одежды, вклада модельеров Н. П. Ламановой, В. Степановой и др. Выполнять задание согласно условиям. Выполнять зарисовки — повтор образцов моделирования одежды разнообразных художественных стилей. Составлять коллективное панно.
Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
| 22. Мода и дизайн одежды: молодёжный стиль 60-г. XX в.
Восприятие одежды молодёжного стиля, созданной модельерами А. Курреж и П. Карденом (Франция), М. Куант (Англия) в 60—70 гг. XX в.
Основные содержательныелинии. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Конструктивные виды искусства. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Виды дизайна. Промышленный дизайн. Проектирование пространственной и предметной среды. Индустрия моды.
Диалог об искусстве. Молодёжный стиль в одежде. Развитие молодёжного стиля одежды в России. Творчество дизайнера В. Зайцева. Сопоставление молодёжной одежды французских модельеров и коллекции моделей В. Зайцева.
Творческое задание с использованием средств выразительности проектной графики.
Материалы: кисти, акварель и гуашь, бумага.
Советы мастера. Подведение итогов
|
Рассматривать фотографии с моделями одежды, созданными современными зарубежными модельерами. Сравнивать пластические и декоративные решения моделей. Высказывать суждение о понравившемся ансамбле молодёжной одежды. Аргументировать ответ.
Сравнивать модели одежды молодёжного стиля из коллекций французских модельеров и коллекции моделей В. Зайцева. Выявлять общее и различия в их крое, декорировании, формообразовании и конструктивных особенностях.
Выполнять набросок и эскиз модели ансамбля одежды молодёжного стиля для девушки, юноши (по выбору).
Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческой художественной деятельности
| 25. Фольклорное направление в моде второй половины XX в.
Восприятие моделей одежды фольклорного направления с использованием элементов народного искусства.
Основные содержательные линии. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Конструктивные виды искусства. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Виды дизайна. Промышленный дизайн. Проектирование пространственной и предметной среды. Индустрия моды.
Диалог об искусстве. Фольклорное направление в моде второй половины XX в. с элементами стилизации национальных костюмов.
Творческое задание с использованием художест-венных выразительных средств проектной графики.
Материалы: кисти, акварель и гуашь, бумага.
Советы мастера.
Подведение итогов
|
Рассказать, что восхищает тебя в одежде выпол-ненной в фолк-стиле разными модельерами. Высказывать свои суждения о значении творчества художника-модельера В. Зайцева, благодаря которому русская мода достигла мирового уровня.
Участвовать в обсуждении (использования фор-мообразования и конструктивных особенностей русского народного и традиционных костюмов других народов России в фольклорном направления моды известными дизайнерами одежды (В. Зайцев, Л. Телегина, Е. Стер-лигова, С. Качарава, Т. Осьмёркина и др.), отличи-тельных черт русского народного и исторического костюма (плавность форм, простота, богатство декора деталей костюма и головных уборов). Узнавать и называть образы-символы в орнаменте русского традиционного костюма.
Выполнять эскиз одежды в фолк-стиле.
Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческой художественной деятельности
| 26. Спортивный стиль одежды.
Восприятие одежды спортивного стиля.
Основные содержательныелинии. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Конструктивные виды искусства. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Виды дизайна. Промышленный дизайн. Проектирование пространственной и предметной среды. Индустрия моды.
Диалог об искусстве. Молодёжный, фольклорный и спортивный стили одежды, их эстетически значимые свойства, композиционные решения, материалы, средства гармонизации (пропорции, линии, ритм, масштаб, цвет и т. д.).
Творческое задание с использованием художест-венных выразительных средств проектной графики.
Материалы: цветная бумага, фломастеры, тушь, клей.
Советы мастера.
Подведение итогов
|
Рассматривать фотографии моделей спортивной одежды. Рассказывать о дизайнерском подходе к рацио-нальности формы и конструкторско-технологического решения и эстетической функции в спортивной одежде. Участвовать в обсуждении моделей одежды спортивного стиля, которая в повседневной жизни призвана обеспечить максимальное удобство, раско-ванность поведения и быстроту реакции в различных жизненных ситуациях. Высказывать свои суждения об одежде спортивного стиля, её рациональных формах и конструкторско-технологических решениях.
Выполнять коллективный проект «Спортивная одежда по мотивам разных видов спорта (соревнование на лыжах, фигурное катание, футбол, хоккей и др.)» в технике аппликации с дорисовкой. Применять разно-образные выразительные средства в рисовании наброска и эскиза. Выполнять подготовительный рисунок. Про-рисовывать фигуры человека и модели одежды. Передавать красоту и изящество костюмов.
Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
| ИСКУССТВО КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX в. ПОИСК НОВЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФОРМ ИЗОБРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. УТВЕРЖДЕНИЕ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА В ИСКУССТВЕ 30-х гг. XX в. И ДАЛЬНЕЙШЕЕ ЕГО РАЗВИТИЕ
Тема 6. От импрессионизма к авангардной живописи XX в. (8 ч)
| 25—26. Художественные поиски свободы в искус-стве конца XIX — начала XX в. Отношение искусства к действительности: субъективное отношение к пред-метному миру
Восприятие произведений известных зарубежных (К. Моне, К. Писсарро, П. Сезанна, П. Гогена,М. Дени, П. Бонара, Ф. Ходлера, Э. Мунка, Г. Климта) и отечест-венных (М. А. Врубеля, К. А. Коровина, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, К. А. Сомова, М. З. Шагала, Р. Р. Фалька) художников, выступавших новаторами в реалистическом искусстве конца XIX — начала XX в.
Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни и общества. Искусство и мировоззрение. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Специфика худо-жественного изображения. Средства художественной выразительности. Портрет, пейзаж, натюрморт. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.
Диалог об искусстве. Период последней трети XIX в. — начала ХХ в. — начало новаторских поисков в искусстве (импрессионизм, пуантилизм постимпрессио-низм, модерн, кубизм). Специфика художественно-образного языка импрессионизма и постимпрессионизма, отличительные особенности кубизма. Истоки и причины новаторских направлений в искусстве.
Творческое задание с учётом средств художест-венной выразительности, характерных для техники пуантилизма.
Материалы: бумага, графические материалы.
Советы мастера
| Рассматривать живописные произведения отечест-венных и зарубежных художников конца XIХ — начала XХ в., которые отражают процесс поиска новых худо-жественных форм в искусстве живописи, раскрывают основные особенности авангардного направления в живописи — кубизма. Сопоставлять образы реалисти-ческого и авангардного решения. Рассказывать о специфике средств художественной выразительности их воплощения, связывать появления авангардных течений с политической ситуацией, с бытовавшими вкусами и культурными идеалами эпохи рубежа веков. Выска-зывать суждение об авангардной живописи.
Объяснять смысл понятий экспрессионизм, символизм, сюрреализм.
Участвовать в обсуждении специфических особенностей различных направлений искусства конца XIX — начала ХХ в., средств художественной выразите-льности живописи в технике пуатилизма.
Выполнять разработку композиции с изображением цветов в технике пуантилизма согласно условиям творческого задания. Выражать в творческой работе своё отношение к искусству с использованием техники пуантилизма
| 27—28. Художественные поиски свободы в искусстве конца XIX — начала XX в. Отношение искусства к действительности: анализ и отказ от предметного мира
Восприятие произведений отечественных (М. А. Вру-бель, И. И. Билибина, В. В. Кандинского, Р. Р. Фалька, А. В. Лентулова, К. О. Сомова, К. C. Малевича, Н. М. Альт-мана) и зарубежных (П. Сезанна, А. Матисса, Х. Гриса, Ж. Брака, П. Пикассо) художников, в творчестве которых наиболее ярко отразились новаторские искания, авангардные взгляды, направления и стили, в том числе — кубизм.
Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни и общества. Искусство и мировоззрение. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Специфика худо-жественного изображения. Средства художественной выразительности. Портрет, пейзаж, натюрморт. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.
Диалог об искусстве. Кубизм как один из новых способов и средств отображения окружающей дейст-вительности, как искусство конструирования объёмной формы на плоскости путём расчленения формы на геометрические элементы (множественность точек зрения, аскетичность цвета, простота мотивов). Особенности изображения предметного мира кубистами — констру-ирование объёмной формы на плоскости, расчленению объёма на геометризированные тела, сдвинутые, пересе-кающие друг друга, воспринятые с разных точек зрения.
Творческое задание с учётом средств художест-венной выразительности, характерных для кубизма.
Материалы: бумага, графические материалы.
Советы мастера. Подведение итогов
| Рассматривать произведения выдающихся худож-ников конца XIX — начала ХХ в. различных направ-лений.
Участвовать в обсуждении истоков причин возникновения кубизма, специфики и отличительных признаков художественно-образного языка кубизма, этапов развития, излюбленных жанров, специфических средств художественной выразительности кубистической живописи.
Сравнивать произведения художников, называть приёмы и средства художественной выразительности, которыми пользовались авторы работ.
Выполнятьразработку композиции и исполнять графический рисунок натюрморта в стиле кубизма согласно условиям творческого задания. Выражать в творческой работе своё отношение к искусству в жанре кубистического натюрморта.
Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
| |