Шпикалова ИЗО Программа 5-8 ФГОС. Рабочие программы
Скачать 0.99 Mb.
|
29—30. От примитивизма к абстракции Восприятие произведений отечественных живопис-цев, принадлежавших к разным художественным объединениям, чьё творчество определяло характер художественной жизни в России в начале XX в. («Мир искусства» — Е. Е. Лансере, М. В. Нестеров, А. Бенуа, А. Рябушкин, Л. С. Бакст, К. А. Сомов, М. А. Врубель, В. А. Серов, И. И. Левитан, Н. К. Рерих, Б. М. Кус-тодиев, З. Е. Серебрякова, К. С. Петров-Водкин; «Голубая роза»; «Союз русских художников» —А. М. Васнецов, К. А. Коровин, А. А. Рылов, К. Ф. Юон, А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, К. А. Сомов; «Союз молодёжи»; «Бубновый валет» — Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, И. И. Машков, В. В. Кандинский и др.). Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни и общества. Искусство и мировоззрение. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Специфика худо-жественного изображения. Средства художественной выразительности. Портрет, пейзаж, натюрморт. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Основоположники абстракционизма. Лучизм — предшественник абстрактной живописи. Диалог об искусстве. Развитие авангардизма от примитива — к абстракционизму. Средства художествен-ной выразительности, которыми пользуются художники-лучисты. Средства эмоционального воздействия абстрак-ционизма на зрителя. Ассоциации, возникающие у зрителя при восприятии произведений абстракционизма. Творческое задание с использованием средств выразительности искусства лучизма. Материалы: цветная бумага, гуашь, кисть, фломас-теры, мелки, карандаши; компьютерные графические программы: Fotoshop, CorelDRAW (на выбор). Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать произведения самобытных русских художников начала ХХ в., художников, обратившихся в искусству городского фольклора и ставших основа-телями — русского авангарда. Сопоставлять произведе-ния художников-реалистов, импрессионистов, кубистов. Находить различия в средствах художественной выразительности. Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия произведений разных живописцев. Участвовать в обсуждении ведущих художественных объединений в России рубежа XIX—XХ вв. («Мир искусства», Абрамцевский художественный кружок, «Голубая роза», «Союз русских художников», «Союз молодёжи», «Бубновый валет»), обращения художников «Бубнового валета» к городскому фольклору, ярмарочному искусству, лубку — основе творчества художников примитивистов, средств художественной выразительности произведений абстракционизма, влияния их цветового решения, динамики и экспрессии на настроение и эмоциональное состояние человека. Сравнивать произведения разных направлений между собой. Находить ассоциативные связи абстрактных композиций с реальными явлениями. Рассказывать о своих впечатлениях. Выполнять беспредметную композицию в технике лучизма или абстракционизма. Выполнять творческое задание согласно теме и условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к искусству абстракционизма. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | ||
31. Русский авангард в декоративно-прикладном искусстве. Агитационный фарфор Восприятие фотоизображений произведений агитационного фарфора художников 20-х г. ХХ в. (С. В. Чехонина, Н. И. Альтмана, И. А. Пуни, В. В. Лебе-дева, М. Моха, К. С. Петрова-Водкина, Р. Ф. Вильде, А. Н. Самохвалова, М. М. Адамовича, К. С. Малевича, Н. М. Суетина; мелкой пластики Н. Данько). Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни и общества. Искусство и мировоззрение. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Специфика художест-венного изображения. Средства художественной вырази-тельности. Портрет, пейзаж, натюрморт. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Диалог об искусстве. Советский фарфор и фаянс 1920-х г. Своеобразие средств художественной вырази-тельности русского агитационного фарфора (лако-ничность, графичность, орнаментальность, изобрази-тельность). Творческое задание с использованием средств выразительности супрематизма. Материалы: белый фарфор (или белый картон, картонные тарелочки) краски по фарфору, акрил или гуашь. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать произведения агитационного фарфора. Рассказывать об особенностях формы, пропорций, росписи фарфоровых изделий. Находить связи декора изделий и направлений в живописи этого периода. Высказывать свои суждения о красоте и простоте бытовых изделий; о функции пропаганды и агитации, заложенных в содержании росписи фарфоровых изделий. Участвовать в обсуждении отражения в аги-тационном фарфоре важнейших событий, новых тем, новой символики и новых приёмов композиции, развития агитационного фарфора на основе лучших традиций искусства прошлого, на основе смелых экспериментов в поиске форм посуды, новых выразительных пласти-ческих и живописных изобразительных средств, мотивов росписи (призывные тексты, революционные лозунги, символика (серпы, молоты, организованные в орна-менты), роли художников-супрематистов в становлении оригинальной росписи агитационного фарфора, сущности творческой концепции художников-супре-матистов, средств художественной выразительности агитационного фарфора. Сравнивать произведения разных авторов и находить своеобразие в содержании росписи, характере композиции, колорита. Понимать смысл стиля «супрематизм». Сравнивать произведения в технике супрематизма. Находить в них специфические супрематические признаки. Выполнять разработку эскиза агитационной росписи тарелочки, чашки, кувшина и выполнять роспись в стиле агитационного фарфора 1920-х г., но с современ-ной тематикой. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отно-шение к изображаемому. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | ||
32.Художественная афиша: от модерна к авангарду Восприятие произведений плакатного искусства зарубежных (Ж. Шере, А. Мухи) и отечественных (И. И. Билибина, М. А. Врубеля, К. О. Сомова, Л. Н. Ке-кушева, Е. С. Киселёва, Н. Герардова, Е. П. Самокиш-Судковской, П. Ассатурова, А. В. Дурново, Г. П. Паш-кова, Э. Лисицкого, Г. Б. Якулова, С. Ю. Судейкин, М. Ф. Ларионова, П. В. Кузнецова, Б. В. Зворыкина, В. Г. Сварога, А. М. Родченко, Б. М. Кустодиева и др.) авторов первой трети ХХ в., современной художественно-рекламной продукции (плакатов, афиш, входных билетов, флайеров и т. д.). Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни и общества. Искусство и мировоззрение. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Специфика худо-жественного изображения. Средства художественной выразительности. Портрет, пейзаж, натюрморт. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Диалог об искусстве. Утверждение искусства плаката, как «искусства улицы», «искусства дня». Влияние аван-гардных художественных стилей начала XX в., в том числе модерна, торговой вывески на Российский плакат. Средства художественной выразительности рекламного плаката, художественной афиши (композиция, начертание шрифта текста, изобразительные элементы, цвет, услов-ность, лаконичность и т. д.); информация, заложенная в рекламном плакате, соотношение изображения и текста. Работа по художественно-дидактической таблице «Варианты оформления рекламной продукции». Творческое задание с использованием средств выразительного языка плаката периода первой трети ХХ в. Материалы: ватман, гуашь, линейка, карандаш, кисти, ножницы, цветная бумага, клей, маркеры. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать произведения художников-плака-тистов первой трети ХХ в. в области художественной рекламы. Выявлять актуальные темы рекламных плакатов. Сопоставлять содержание художественных афиш с современными рекламами и афишами. Высказы-вать свои впечатления от восприятия художественных афиш начала прошлого века. Сравнивать стиль оформ-ления художественных афиш со стилем модерн, со стилем декора агитационного фарфора. Участвовать в обсуждении средств художественной выразительности художественной афиши, в работах разных художников. Сравнивать средства вырази-тельности произведений начала ХХ в. и современной рекламной продукции. Находить приёмы авангардного искусства, заимствованные в рекламе начала ХХ в. Работать по художественно-дидактической таблице. Рассматривать своеобразие художественной афиши и другой рекламной продукции, посвящённой определен-ному событию. Выполнять комплект рекламной продукции в традициях агитации и пропаганды культурных событий начала ХХ в. для открытия школьной арт-галереи. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к изображаемому. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | ||
Тема 7. Отражение современности в советском искусстве. Музейное строительство в первые годы советской власти (2 ч) | |||
33. Советское искусство. Соцреализм Восприятие произведений выдающихся отечествен-ных художников (К. С. Петров-Водкина, А. Т. Матвеева, Л. В. Шервуда, М. Б. Грекова, С. В. Ренгиной, С. В. Гера-симова, Д. А. Налбандяна, В. И. Мухиной, Т. Н. Яб-лонской. К. Ф. Юона, В. Е. Татлина, Ю. И. Пименова, В. Герасимова, А. А. Пластова, Г. М. Коржева, А. А. Дей-неки, В. Е. Попкова и др.), в которых отразились самые яркие и характерные события и признаки советской эпохи. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни и общества. Искусство и мировоззрение. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Специфика худо-жественного изображения. Средства художественной выразительности. Портрет, пейзаж, натюрморт. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Социалистический реализм, соц-реализм — основной художественный метод искусства Советского Союза начиная с 1930-х гг., тесно связанный с идеологией и пропагандой. Диалог об искусстве. Метод социалистического реализма как единство реализма и романтики, сочетание героического и романтического начал с реалистическим утверждением подлинной правды окружающей дейст-вительности. Утверждение идеи социалистического гуманизма, идеи искусства национального по форме и социалистического по содержанию. Средства выразитель-ности, с помощью которых создавали образы человека в разные десятилетия XX в. в своих произведениях худож-ники соцреализма. Творческое задание с использованием средств художественной выразительного языка и стилистики искусства соцреализма. Материалы: гуашь, акварель (по выбору). Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать произведения художников, чьё творчество принадлежало к искусству социалистического реализма. Выявлять специфику образной подачи событий эпохи, характерную для произведений социалистического реализма. Сопоставлять содержание художественных произведений и реальными событиями, известными из истории России. Высказывать, свои впечатления от восприятия художественных произведений социалистического реализма. Участвовать в обсуждении принципов искусства социалистического реализма (правдивое описание и изображение действительности в сочетании историчес-кой конкретности образов с их героикой и романтикой; согласование художественного выражения с содержа-нием идеологических реформ и задачами воспитания трудящихся в социалистическом духе), произведений художников, работавших в советскую эпоху. Выявлять средства выразительности, с помощью которых живо-писцы, графики, скульпторы передавали пафос строи-тельства социализма, создавали образы героев труда, защитников Отечества. Сравнивать средства худо-жественной выразительности произведений с произве-дениями начала ХХ в. Высказывать своё отношение к этим произведениям. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | ||
34. Музей в современной культуре. Наш школьный музей Восприятие экспонатов музеев мира и России (Британский музей (Лондон); Музей С. Гуггенхайма (Нью- Йорк); Политехнический музей (Москва); Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (Москва); а также школьных музеев — Музей «Память» (Красноярск); Музей истории школы (Невьянск); Музей Природы и Человека (Югра, Ханты-мансийский округ), Музей «Русская изба» (Видное. Московская область)). Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Художественно-эстетическое значение истори-ческих памятников. Художественный диалог культур. Крупнейшие художественные музеи мира. Взаимо-отношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и искусстве. Диалог об искусстве. Музей как центр по сохранению, изучению духовных ценностей, как центр преемственности поколений. Музей как возможность общения посетителей с «реальными вещами», с представителями различных культур и разных поколений. Работа с компьютером (виртуальные экскурсии по музеям мира и России). Творческое задание с использованием компью-терных средств и с помощью поисковых систем Internet. Материалы: компьютеры. Советы мастера. Подведение итогов Резерв времени – 1 ч | Рассматривать экспонаты крупнейших музеев мира, ведущих национальных музеев России, а также музеев других больших и малых российских городов. Сопо-ставлять их экспозиции и систематизировать прин-ципы организации по содержанию — исторические, художественные, этнографические археологические, краеведческие, школьные и т. д. Выявлять основное предназначение музея. Называть ценности, которые сохраняют музеи, выявлять их предназначение. Называть крупнейшие музеи мира и России, музеи своего края. Участвовать в обсуждении экспозиций крупных музеев мира, России, своего края, соотнесения известных художественных произведений с их основным храни-лищем-музеем, музея — социального института истории-ческой памяти, особой роль музеев в формировании национального самосознания, в утверждении социальной идентификации, в воспитании у разных групп населения, и в первую очередь у детей и молодёжи, чувства любви к человеку, к Отечеству, к своему краю, экспонатов из разных музеев. Обсуждать вопросы о принадлежности известных произведений искусства конкретным музеям мира и России. Называть музеи, знакомые по предыдущим годам обучения и определять основную направленность их деятельности. Высказывать своё суждение о музеях как важных и необходимых культурных центрах. Работать с поисковыми системами Internet и прово-дить виртуальные экскурсии по музеем мира и России. Выполнять на основе Положения о конкурсе «Шаг в будущее» разработку Internet-концепции и мульти-медийной презентации содержания экспозиционного пространства и дизайна школьного музея. Подбирать с помощью поисковых систем Internet информацию о существующих школьных музеях в нашей стране. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать своё отношение к творческой работе. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Коли-чество | Примечания | |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||
Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство» | Д | Стандарт по изобразительному искусству, примерная программа, рабочие программы входят в состав обязательного програм-мно-методического обеспечения кабинета изобразительного ис-кусства | |
Примерная программа основного общего образования по изобра-зительному искусству | Д | ||
Рабочие программы по изобра-зительному искусству | Д | | |
Учебно-методические комплек-ты по программе, выбранной в качестве основной для про-ведения уроков изобразительного искусства | К | При комплектации библиотеч-ного фонда полными комплек-тами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в каби-нете, по нескольку экземпляров учебников из других УМК по изобразительному искусству. Эти учебники могут быть исполь-зованы учащимися или учителем как часть методического обеспе-чения кабинета | |
Учебники по изобразительному искусству | К | | |
Рабочие тетради | К | В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабо-чие тетради, соответствующие используемым комплектам учеб-ников | |
Методические пособия (реко-мендации к проведению уроков изобразительного искусства) | д | | |
Методические журналы по искусству | д | В состав библиотечного фонда необходимо включать журналы федерального значения | |
Учебно-наглядные пособия | ф д | Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов — Д, формата А4 — Ф | |
Хрестоматии литературных произведений к урокам изобра-зительного искусства | Д | | |
Энциклопедии по искусству, справочные пособия | Д | По одной каждого наименования | |
Альбомы по искусству | д | По одному каждого наиме-нования | |
Книги о художниках и худо-жественных музеях | д | По одной каждого наименования | |
Книги по стилям изобра-зительного искусства и архи-тектуры | ф | Книги по стилям в искусстве необходимы для самостоя-тельной работы учащихся, они могут использоваться как раздаточный материал при подготовке учащихся к творческой деятельности, для подготовки сообщений, твор-ческих работ, исследовательской проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки | |
Словарь искусствоведческих тер-минов | п | | |
Печатные пособия | |||
Портреты русских и зарубежных художников | д | Комплекты портретов по основным разделам курса. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях | |
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орна-мента | Д | Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстра-циионном (настенном) и индивидуально раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях | |
Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта | д | | |
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека | д | | |
Таблицы по народным про-мыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству | д | | |
Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте | К | | |
Информационно-коммуникационные средства | |||
Мультимедийные обучающие художественные программы. Электронные учебники | д | Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориен-тированы на систему дистан-ционного обучения либо носить проблемно-тематический ха-рактер и обеспечивать допол-нительные условия для изу-чения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техни-ческую возможность построе-ния системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в том числе в форме тестового контроля). Возможно использование сле-дующих программ: Cake-walk Pro Audio 8,5 и 9 Sound-Forge, Finale, Dance Machine, Coo// | |
Электронные библиотеки по искусству | Д | Электронные библиотеки вклю-чают комплекс информационно-справочных материалов, ориен-тированных на различные формы художественно-познавательной деятельности, в том числе иссле-до-вательскую проектную рабо-ту. В состав электронных биб-лиотек могут входить электрон-ные энциклопедии и альбомы по искусству (изобразительное ис-кусство, музыка), аудио- и видео-материалы, тематические базы данных, фрагменты культурно-исторических текстов, текстов из научно-популярных изданий,фотографии, анимация.Элек-тронные библиотеки могутразмещаться на CD-ROM либо создаваться в сетевом варианте (в том числе на базе образо-вательного учреждения… | |
Игровые художественные ком-пьютерные программы | Д | | |
Технические средства обучения (ТСО) | |||
Музыкальный центр | Д | Центр или аудиомагнитофон с возможностями использования аудиодисков, CD-R, CD RW, МРЗ, а также магнитных запи-сей | |
CD/DVD-проигрыватели | Д | | |
Телевизор | | С диагональю не менее 72 см | |
Видеомагнитофон | Д | | |
Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением | Д | | |
Слайд-проектор | Д | Необходимо также иметь в кабинете устройство для затемнения окон | |
Мультимедиапроектор | д | Может входить в материально-техническое обеспечение обра-зовательного учреждения | |
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций | Д | | |
Экран (на штативе или навесной) | Д | Минимальные размеры 1,25 х 1,25 | |
Фотоаппарат | п | Цифровая камера | |
Видеокамера | д | | |
Графический планшет | д | | |
Экранно-звуковые пособия | |||
Аудиозаписи по музыке, литературные произведения | д | Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса для каждого класса | |
DVD-фильмы: — памятники архитектуры; — художественные музеи; — виды изобразительного искус-ства; — творчество отдельных худож-ников; — народные промыслы; —декоративно-прикладное искусство; —художественные технологии | д | По одному каждого наиме-нования | |
Презентации на CD или DVD-дисках: — по видам изобразительных (пластических) искусств; — по жанрам изобразительных искусств; — по памятникам архитектуры России и мира; — по стилям и направлениям в искусстве; — по народным промыслам; — по декоративно-прикладному искусству; — по творчеству художников | д | Произведения пластических ис-кусств в исторической ретро-спективе, иллюстрации к лите-ратурным произведениям, выра- зительные объекты природы в разных ракурсах в соответствии с программой | |
Учебно-практическое оборудование | |||
Мольберты | К | | |
Настольные скульптурные стан-ки | К | | |
Комплекты резцов для лино-гравюры | К | | |
Конструкторы для моделиро-вания архитектурных сооруже-ний | Ф | | |
Краски акварельные | К | | |
Краски гуашевые | К | | |
Краска офортная | П | | |
Валик для накатывания офортной краски | П | | |
Тушь | К | | |
Ручки с перьями | к | | |
Бумага A3, А4 | к | | |
Бумага цветная | к | | |
Фломастеры | к | | |
Восковые мелки | к | | |
Пастель | ф | | |
Сангина | к | | |
Уголь | к | | |
Кисти беличьи № 5, 10, 20 | к | | |
Кисти, щетина № 3, 10, 13 | к | | |
Ёмкости для воды | к | | |
Стеки (набор) | к | | |
Пластилин/глина | к | | |
Клей | ф | | |
Ножницы | к | | |
Рамы для оформления работ | К | Для оформления выставок | |
Подставки для натуры | П | | |
Модели и натурный фонд | |||
Муляжи фруктов (комплект) | Д | | |
Муляжи овощей (комплект) | Д | | |
Гербарии | Ф | | |
Изделия декоративно-приклад-ного искусства и народных промыслов | Д | | |
Гипсовые геометрические тела | д | | |
Гипсовые орнаменты | д | Три-четыре вида | |
Маски античных голов | д | Два вида | |
Античные головы | д | Четыре вида | |
Обрубовочная голова | д | | |
Модуль фигуры человека | П | | |
Капители | Д | Ионическая и дорическая ка-пители | |
Керамические изделия (вазы, кринки и др.) | п | | |
Драпировки | п | | |
Предметы быта (кофейники, бидоны, блюда, самовары, под-носы и др.) | п | | |
Игры и игрушки | |||
Конструкторы | ф | Строительные конструкторы для моделирования архитектурных сооружений (из дерева, пластика, картона) | |
Театральные куклы | д | | |
Маски | д | | |
Специализированная учебная мебель | |||
Столы рисовальные | к | | |
Стулья | к | | |
Стулья брезентовые складные | к | Для рисования на пленэре | |
Стеллажи для книг и оборудо-вания | д | | |
Мебель для проекционного обо-рудования | д | | |
Мебель для хранения таблиц и плакатов | Д | Кассетнчицы, плакатницы |
Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчёт наполняемости класса (25—30 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:
Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К — полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);
Ф — комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся);
П — комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6—7 экз.).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Эти результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться1» к каждому разделу учебной программы. Они описывают примерный круг учебно-познавательных и учебно-практических задач, который предъявляется обучающимся в ходе изучения каждого раздела программы.
Планируемые результаты, отнесённые к блоку «Выпускник научится», ориентируют пользователя в том, какие уровни освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидаются от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени и необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся — как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами в этот блок включается такой круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации, и которые в принципе могут быть освоены подавляющим большинством обучающихся при условии специальной целенаправленной работы учителя.
Достижение планируемых результатов, отнесённых к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки, или портфеля достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность учащихся, ведется с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства обучающихся, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.
В блоках «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала, или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные обучающиеся. В повседневной практике преподавания эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися, как в силу повышенной сложности учебных действий, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.
Частично задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться» могут включаться в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев достижение планируемых результатов этого блока целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать в виде накопленной оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.
Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.
Изобразительное искусство
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества
Выпускник научится:
понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
Выпускник получит возможность научиться:
выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
различать произведения разных эпох, художественных стилей;
различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Выпускник научится:
понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора, соотносить с собственной и давать ей оценку;
передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.
Язык пластических искусств и художественный образ