Раса,Нация,Класс. Раса, нация, класс
Скачать 1.36 Mb.
|
демонстрировал, что две формы зависимости: колониальная форма (основанная на этнической дискриминации и политической суборди- нации) и классовая форма (основанная на отношениях труда) вырас- тали бок о бок, что отразилось в параллельной системе рангов. После обретения независимости и несмотря на экономическое развитие, ди- хотомия индейцев (indios) и латиносов (Iadinos) «глубоко укоренилась в ценностях членов общества» и как «существенно консервативная сила» остается действенной в самой социальной структуре. «Отражая ситуацию прошлого, эта дихотомия действует как тормоз развития новых классовых отношений». 33 По этой версии, современная страти- фикация есть пережиток прошлого, но не просто пережиток классо- вых отношений per se. Другой подход состоит в осмыслении классов и принадлежности к статусным группам как возможностей, открытых для различных чле- нов общества. Этот подход применяет Питер Карстенс. Два доклада, Карстенса и Аллена, согласуются между собой в утверждении того, что африканцы, которые работают на земле в сельских районах, должны рассматриваться как «крестьяне», составляющие часть «рабо- чего класса», то есть как лица, продающие свою рабочую силу, пусть формально они и являются независимыми фермерами, выращиваю- щими урожай на продажу 34 . Но если Аллен прежде всего ставит уда- рение на типе тесной взаимосвязи между земледелием на продажу и работой по найму 33 , то Карстенс уделяет внимание объяснению меха- низма статусной группы, задействованного для организации кресть- янского класса, что он называет «системами крестьянских статусов» (peasant status systems). Карстенс начинает с утверждения, что «сохранение или возрожде- ние весьма тонких племенных уз - это средства, которыми распола- гают люди, чтобы добиваться престижа или почета" 3 *. Он напоминает нам, что «те же самые институты, которые создали скрытую силу, породившую крестьянский класс, созидают и крестьянскую систему 232 И. Валлерстайн статусов. Например, ...самое проверенное средство достичь успеха, почета и уважения в глазах правящих классов, как и среди местных крестьян, это участвовать в институтах образования и религии, при- шедших извне" 37 . Отсюда следует, что «только путем манипуляции внутренними статусными системами они могут получить доступ к статусным системам более образованных классов. Значит, стратегию манипуляции статусами лучше всего рассматривать как средство для преодоления границ классов . Долговечность стратификации по статусу можно рассматривать именно с этой точки зрения. Статусная честь это не только механизм, предназначенный поддерживать успехи «бывших» на современном рынке труда, - та ретроградная сила, что была описана Вебером, - это также механизм, благодаря которому достигают своих целей внутри системы те, кто прорывается наверх (отсюда и соответствие между уровнем этнической сознательности и уровнем образования, на что обратил внимание Кольсон). С учетом поддержки двух таких важных групп нетрудно объяснить идеологическое первенство «статусной группы». Нужна необычная организационная ситуация, чтобы про- рваться сквозь сочетание всех элементов, заинтересованных в сохра- нении такой завесы (или такой реальности - тут нет различия). Вебер ошибался. Классовое сознание не выходит на первый план, когда происходят технологические изменения или социальные транс- формации. Вся современная история это опровергает. Классовое соз- нание манифестирует себя только в очень редких обстоятельствах, а именно в «революционной ситуации», для каковой классовое созна- ние является одновременно идеологическим выражением и идеологи- ческим оплотом. В этом смысле основной концептуальный инстинкт Маркса был правилен. Перепроверка данных по Африке Вернемся теперь к эмпирической реальности современной независи- мой Африки, увиденной в свете этого теоретического отступления. Независимая Чёрная Африка в настоящее время состоит из ряда на- циональных государств, являющихся членами ООН. Но почти ни одно из них не может рассматриваться как национальное сообщество в том смысле, что оно обладало бы относительно независимой и централи- зованной политикой, экономикой и культурой. Все эти государства являются частью мировой социальной системы, и большая часть из них интегрирована в различные экономические имперские структуры- 11. Социальные конфликты... 233 Их общие экономические данные принципиально схожи. Большинст- во населения трудится на земле и производит одновременно и про- дукцию на мировой рынок, и питание необходимое для самообеспе- чения. Большая его часть является рабочими, получают ли они зара- ботанную плату от владельцев земли, или же работают на себя в си- туации, когда им необходимо зарабатывать наличные (относясь к зем- леделию как к экономической альтернативе всех остальных видов труда по найму). Другие заняты как рабочие в городских зонах, зачас- тую встраиваясь в те или иные модели сезонной миграции. В каждой из этих стран существует класс бюрократов, которые по большей части работают на правительство. Они являются образован- ными людьми, и стремятся преобразовать некоторую часть своего благосостояния в собственность. В каждом случае определенные группы (одна или более) обладают непропорциональным представи- тельством в бюрократическом классе, тогда как другие непропорцио- нально представлены в прослойке городских рабочих. Почти во всех странах проживает группа Белых, которые обладают высоким соци- альным статусом и работают как технические специалисты. Их пре- стиж едва ли изменился по сравнению с временами колониального господства. Высокий рейтинг Белых отражает позицию этих стран в миро-экономике, внутри которой африканские страны являются «про- летарскими нациями», испытывающими на себе все последствия «не- равного обмена" 39 . Степень политической автономии, представленная формальным суверенитетом, позволила местным элитам или группам, ими сформи- рованным, попытаться подняться по шкале мировой экономической системы благодаря стремительному развертыванию образовательных программ в своих странах. Но что в пределах миро-системы эффек- тивно для индивидов, является совершенно неэффективным для кол- лективов. Функционирование миро-системы не обеспечивает доста- точного количества рабочих мест на национальном уровне. Это за- ставляет элитные группы вырабатывать критерии, которые бы дали им возможность вознаграждать одних своих представителей и отвер- гать других. Особенности линий размежевания довольно произвольны и переменчивы в деталях. В некоторых регионах разделение проходит по этносам, в других - по религиям, в-третьих - даже по «расам», но в большинстве случаев - по имплицитному совмещению всех трех. Эти противоречия в отношениях между статусными группами - малоэффективное и саморазрушительное выражение классовых раз- очарований. Это - ежедневные реалии политической и социальной 234 И. ВаллерстаК жизни современной Африки. Журналисты, чьи представления о ходе! событий в общем, ближе к народному пониманию вещей, чем соцноД логическому, в своих текстах о Чёрной Африке склонны трактовать это явление как «трайбализм». Племенные, то есть этнические, кон- фликты - вещи очень реальные, как о том красноречиво свидетельст- вуют гражданские войны в Судане и в Нигерии. Эти конфликты име- ют этнические в том смысле, что для всех участников их возникнове- ние объясняется только в этнических (или сопоставимых статусно- групповых) категориях; более того, сами они выказывают твердую приверженность к этносам. Тем не менее за этнической «реальностью» проступает классовый конфликт. Я бы выразил это четким и эмпирически проверяемым ут- верждением (не то, чтобы его уже проверяли на практике, конечно): если классовые различия, которые соответствуют (или совпадают) с различиями статусных групп, начнут вследствие изменения социаль- ных обстоятельств исчезать, то исчезнут и конфликты между статус- ными группами (дабы, вне всякого сомнения, быть замененными на новые). Узы статусной группы настолько сильно и глубоко затрагивают человека, что классовым узам, по всей видимости, трудно проявиться иначе как в кризисные моменты, но эти также статусно-групповые привязанности и более скоротечны с точки зрения аналитика. Если общество начинает «объединяться» этнически, то антагонизмы клас- сов не ослабевают, - совсем наоборот. Одна из функции установления связей внутри статусных групп - это скрытие реальности классовых различий. Однако в той мере, в какой классовые различия или част- ные антагонизмы стихают и исчезают, равно стихают и исчезают ан- тагонизмы (если не различия, но и различия тоже) между статусными группами. Полезность понятия расы Если в Черной Африке говорят об «этническом» конфликт, то в Со- единенных Штатах или Южной Африке - о «расовом» конфликте. Есть ли какой-нибудь смысл сохранять это особое слово, «раса», для описания тех статусных группирований, которые характерны для од- них стран, но не встречаются в других (например, для государств Чбрной Африки)? - Если бы мы рассматривали всякий национальный случай как отдельный и логически несвязанный с другими - то нет, 11. Социальные конфликты ... 235 поскольку в каждой из этих стран этой цели служит статусная стра- тификация. Но национальные случаи не являются отдельными и логически друг с другом несвязанными вещами. Они являются частью мировой системы. Социальный статус и престиж внутри национальной систе- мы не может быть отделен от социального статуса и ранга в порядке миро-системе, как мы то уже подчеркивали, отмечая роль белых им- мигрантов из Европы в сегодняшней Чёрной Африке. Существуют как интернациональные, так и национальные статусные группы. И когда мы используем слово «раса», мы в сущности имеем в виду интерна- циональную статусную группу. В современном мире существует фун- даментальное разделение Белых и не-Белых (конечно же при этом имеется целый ряд разновидностей не-Белых, и подразделение их на категории различается по времени и по региону. Одно из них прово- дится по принципу цвета кожи, но на деле оно вовсе не является пре- имущественным. Чаще подразделение проводится в соответствии с континентальной принадлежностью, хотя арабы зачастую настаивает на своей особости в этом отношении). В плане этой международной дихотомии цвет кожи особо и не причем. Обозначение «Белый» и «не-Белый» мало имеют отношения к цвету кожи. «А кто такой Черный? Прежде всего, какого цвета он?» - спрашивал Жан Жене. И когда Африканцы в большинстве своем отрицают, что конфликт между северо-суданскими Арабами с более светлой кожей и чернокожими нилотами южного Судана - это расо- вый конфликт, это вовсе не лицемерие. Они закрепляют слово «расо- вый» за обозначением особого типа международной социальной на- пряженности. Это не означает, что конфликт в Судане не является реальным и не выражается в терминах статусной группы, вовсе нет. Но этот конфликт, с формальной стороны схожий с конфликтом меж- ду черными и белыми в США или между африканцами и европейцами в Южной Африке, в политическом плане совершенно от них отлича- ется. Политическое различие состоит в том значении, которое имеет этот конфликт в миро-системе и для нее. В современном мире раса - единственная международная статус- ная категория. Она заняла место религии, которая играла эту роль, по крайней мере начиная с VIII века нашей эры. В этой системе ранг, а не сам цвет кожи, определяет принадлежность к статусной группе. Так, в Тринидаде может появиться движение, называемое «Black power» ("Чёрная сила»), направленное на борьбу с правительством состоя- щим полностью из чернокожих, на том основании, что оно действует 236 И. Валлерстайн как союзних североамериканского империализма. Следуя той же ло- гике, сепаратисты Квебека называют самих себя «белыми неграми» "*' Северной Америки. Так, панафриканизм может распространяться на белокожих арабов Северной Африки, но исключать белых африкане- ров ЮАР. И потому же Кипр и Югославия могут приглашаться на конференции трех континентов (Азия, Африка, Латинская Америка), а Израиль и Япония - нет. Как категория статусной группы раса является смутной коллек- тивной репрезентацией международной классовой категории, то есть наций пролетарских стран. Расизм тогда есть не что иное, как средст- во поддерживать существующую международную социальную струк- туру, а вовсе не неологизм, обозначающий расовую дискриминацию. Не то чтобы это были два раздельных явления. Расизм несомненно использует дискриминацию в качестве оружия тактического назначе- ния - причем главного в этом отношении оружия. Но существует множество случаев, где мы наблюдаем расизм без дискриминации в собственном смысле этого слова. Возможно, кто знает, имеется и дис- криминация без расизма, хотя представить это труднее. Важно уви- деть, что эти два понятия относятся к действиям, предпринимаемым на разных уровнях социальной организации: расизм относится к дей- ствиям, предпринимаемым на мировой арене, дискриминация же - к действиям, предпринимаемым внутри социальных организаций меньшего масштаба. Краткое изложение Подводя итог, смысл моего рассуждения сводится к тому, что статус- ные группы (как и партии) - это размытые коллективные репрезента- ции классов. Их размытые (и потому неверные) контуры в большин- стве социальных ситуаций служат интересам множества различных элементов. Когда социальный конфликт становится более острым, границы статусных группы асимптотически сближаются, не совпадая при этом, с границами класса, в каковой момент мы и можем наблю- дать феномен «классового сознания». Но самого схождения никогда не происходи. Как если бы некое магнитное препятствовало асимпто- тическому сближению. Раса в конечном итоге это особая форма ста- тусной группы в современном мире, а именно указывающая на поло- жение в порядке мировой социальной системы. В этом смысле в на- стоящее время не существует расовых противоречий внутри незави- симых государств Черной Африки. Тем не менее одним из выражений 11. Социальные конфликты ... 237 национальной идентичности, когда таковая будет обретена, окажется все возрастающее интернациональное статусное сознание, или расо- вая идентификация, которое будет затем преодолеваться или превос- ходиться, лишь по мере асимптотического ее схождения с интерна- циональным классовым сознанием. 12. «КЛАССОВЫЙ РАСИЗМ» Э. Балибар Научный анализ расизма, изучающий прежде всего расистские тео- рии, предполагает, что «социологический» расизм является массовым феноменом. И тогда развитие расизма внутри рабочего класса (кото* рое кажется противоестественным ревнителям социализма и комму- низма) становится следствием присущих массам наклонностей. А ин- ституциональный расизм проецируется на саму структуру этой психо- социологической категории «массы». Таким образом, следует проана- лизировать, в результате какого смещения произошел переход от классов к массам и каким образом массы стали одновременно пре- имущественным субъектом и объектом расизма. Можно ли сказать, что общественный класс в силу своего положе- ния и идеологии (чтобы не говорить: в силу своей идентичности) предрасположен к расистскому отношению и расистскому поведе- нию? Этот вопрос обсуждался прежде всего в связи с успехом нациз- ма, сначала спекулятивно, затем в контексте различных эмпирических показателей 1 . Результат оказался парадоксальным, поскольку в обще- стве не оказалось почти ни одного класса, на который не пало бы по- дозрение, - но особую предрасположенность к нацизму проявила «мелкая буржуазия». Однако это понятие является изначально дву- смысленным, так как оно выражает прежде всего апории классового анализа, если он понимается как разделение общества на группы, ис- ключающие друг друга. Этот вопрос, как и всякий вопрос о происхо- ждении, предполагающий политические обвинения, интересно обер- нуть: исследовать не природу мелкой буржуазии, не то, как в ней об- наруживаются основания для расизма, наполняющего повседневную жизнь этой буржуазии (или определенное расистское движение), но то, как развитие расизма проявляется в «мелкобуржуазной» массе ис- ходя из различных материальных ситуаций. Таким образом мы заме- няем неудачно поставленный вопрос о классовых основаниях расизма более важным и сложным, который отчасти заслоняется предыдущим, - вопросом об отношениях между расизмом как дополнением к на- ционализму и неустранимостью классовых конфликтов в обществе. Мы должны задаться вопросом, как развитие расизма смещает клас- |