Главная страница

Раса,Нация,Класс. Раса, нация, класс


Скачать 1.36 Mb.
НазваниеРаса, нация, класс
АнкорРаса,Нация,Класс.pdf
Дата20.08.2018
Размер1.36 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаРаса,Нация,Класс.pdf
ТипРеферат
#23303
страница24 из 32
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   32
10. От классовой борьбы... 215
Поэтому национализм тяготеет к становлению в «тотальное» миро- воззрение (в связи с чем национализм присутствует, пусть даже буду- чи отрицаемым, повсюду, где подобные мировоззрения официально заявляются). Но, как я уже говорил выше, маловероятно, что супрана- циональные национализмы, повсюду (идет ли речь о «Европе», о
«Востоке», о «социалистическом сообществе», о «Третьем мире» и пр.) дающие о себе знать, смогут развиться в одну и ту же тотализа- цию. И напротив, следует признать, что социалистическая идеология классов и классовой борьбы, формировавшаяся в постоянном проти- востоянии национализму, в конце концов скатилась до его копирова- ния - случай своеобразной исторической мимикрии. И она, в свою очередь, стала «редуктором сложности», просто подменив классовый критерий (и даже критерий классового происхождения) критерием государства (со всеми его этническими предпосылками) в синтезе множества социальных практик (ожидая, что они растворятся в пер- спективе «классового государства»). Такова неопределенность акту- альной ситуации: для того, чтобы кризис национализма не привел к всплеску национализма и его расширенному воспроизводству, необ- ходимо, чтобы сама классовая борьба проявилась в поле представле- ний о социальном - но именно как некий другой национализма, не сводимый к нему. Следовательно, необходимо, чтобы идеология клас- сов или классовой борьбы, каким бы именем она ни называлась, вос- становила свою автономию, освободившись от какой бы то ни было подражательности. На вопрос «куда идет марксизм?» ответом будет -
никуда, по крайней мере пока мы всесторонне не разберемся с этим парадоксом.
Библиография
Michel Aglietta, Regulation et crises du capitalisme. L'experience des Etats-Unis,
Calmann-Levy, 1976.
Louis Althusser, Reponse a John Lewis, Maspero, 1973.
- Positions, Editions sociales, 1976.
Eticnne Balibar, Cinq etudes du matirialisme historique, Maspero, 1974.
- Marx et sa critique de la politique (en coll. avec A. Tosel et С Luporini),
Maspero, 1979.
- Статьи « Classes « et « Lutte des classes «, Dictionnaire critique du marxisme
(dir. G. Labica), PUF, 1982.
- Sur le concept de la division du travail manuel et intellectuel, in J. Belkhir et
al., L'lntellectuel, Vintelligentsia et les manuels, Anthropos, 1983.

216 Э. Балибар
- L'idee d'une polittque dc classc chez Marx, in Marx en perspective (edite par B.
Chavance), Editions de l'EHESS, Paris, 1985.
- Apres I'autre Mai, in La Gauche, le pouvoir. le socialisms: hommage a Nicos
Poulantzas, PUF, Paris, 1983.
- Longue marche pour la paix, in E. P. Thompson et al., L'Exterminisme. Arme-
ment nucliaire etpacifisme, PUF, 1982.
Christian Baudelot, Roger Establet, L'Ecole capitalize en France, Maspero, 1971.
Christian Baudelot, Roger Establet, Jacques Toiser, Qui travaille pour qui?,
Maspero, 1979.
Daniel Bertaux, Destins personnels et structure de classe, PUF, 1977.
Jacques Bidet, Quefaire du capital ? Matiriaux pour une reformation, Meridiens-
Klincksieck, 1985.
Pierre Bourdieu, La Reproduction. Elements pour une thiorie du systime d'ensei-
gnement. Ed. de Minuit, 1970.
Fernand Braudel, Civilisation materielle. Economie et capitalisme, XV-XVllf sii-
cles, 3 vol., Armand Colin, 1979.
Suzanne de Brunhoff, ttat et capital, PUG-Maspero, 1976.
- L'Hewe du marche, PUF, 1986.
Biagio de Giovanni, La teoria politico delle classi nel Capitale, De Donato, Ban,
1976.
Marcel Drach, La Crise dans tes pays de I'Est, La D&ouverte, 1984.
Francoisc Duroux, La Famille des ouvriers. mythe oupolitique?, these de 3
C
cycle,
Universite Paris-VII, 1982.
Friedrich Engels (en coll. avcc Karl Kautsky), «Notwendige und tiberflussige Ge-
sellschaftsklassen» (1881), M.E.W. Band 19, p. 287 sv.
Roger Establet, L'Ecole est-elle rentable?, PUF, 1987.
Francois Ewald, L'Etat-providence, Grasset, 1986.
John Foster, Class Struggle and the Industrial Revolution, Methuen, London, 1977.
Michel Foucault, Surveiller etpunir. Naissance de la prison, Gallimard, 1975
Michel Freyssenet, La Division capitaliste du travail, Paris, Savelli, 1977.
Jean-Paul de Gaudemar, La Mobilisation generate. Editions du Champ urbain,
Paris, 1979.
Paul Gilroy, There Ain't No Black in the Union Jack, Hutchinson, London, 1987.
Eric Hobsbawm, Industry and Empire (The Pelican Economie History of Britain,
vol. 3), Penguin Books, 1968.
Ernesto Laclau et Chantai Mouffe, Hegemony and Socialist Strategy, Towards a
Radical Democratic Politics, Verso, London, 1985.
Henri Lefebvre, De I'Etat, vol. 3, Le Mode dc production etatique, UGE, 10/18,
1977.
Jacques le Goff, Du silence a la parole. Droit du travail, sociiti, Etat (1830-1985),
Calligrammes, Quimper, 1985.
Robert Linhart, Le Sucre et lafaim. Editions de Minuit, 1980.
Jean-Francois Lyotard, Le Diffirend, Editions de Minuit, 1983.

10. От классовой борьбы... 217
Claude Meillassoux, Fenunes, greniers et capitaux, Maspero, 197S.
Stanley Moore, Three Tactics, The Background in Marx, Monthly Review Press,
New York, 1963.
Jean-Louis Moynot, Аи milieu du gue, CGT, syndicalisme et dimocratie de masse,
PUF, 1982.
Antonio Negri, La Classe ouvriire contre VEtat, Galilee, 1978.
Gerard Noiriel, Longwy. lmmigris et proletaires, PUF, 1984.
- Les ouvriers dans la sociiti francaise. Seuil, 1986.
Karl Polanyi, La Grande Transformation (1944), trad. fr. Gallimard, 1983.
Nicos Poulantzas, Les Classes sociales dans le capitalisme aujourd'hui, Seuil,
1974.
Adam Przeworski, «Proletariat into a class: The Process of Class Formation from
Karl Kautsky's The Class Struggle to Recent Controversies», Politics and Soci-
ety, vol. 7, n° 4,1977.
Peter Schdttler, Naissance des Bourses du travail. Un appareil idiologique d'Etat a
la fin du XLV siecle, PUF, 1985.
Gareth Stedman Jones, Languages of Class, Cambridge University Press, 1983.
Goran Therborn, «L'analisi di classe nel mondo attuale : il marxismo come scienza sociale», Storia del Marxismo, IV, Einaudi, 1982.
Edward P. Thompson, «Eighteenth-Century English Society: Class Struggle with- out Classes?», Social History, vol. 3, n° 2, mai 1978.
The Making of the English Working Class, Pelican Books, 1968.
Alain Touraine, Michel Wicviorka, Le Mouvement ouvrier, Fayard, 1984.
Travail (revue de I'AEROT, dir. par Robert Linhart), вышли 13 номеров (64, rue de la Folie-Mericourt, 73011 Paris).
Bruno Trentin, Da sfruttati a produttori Lotle operate e sviluppo capitalistico dal
miracolo economico alia crisi. De Donate, Ban, 1977.
Michel Vcrret, L'Espace ouvrier (L'Ouvrierfrancais, 1), Armand Colin, 1979.
Jean-Marie Vincent, Critique du travail. Lefaire et Vagir, PUF, 1987.
Immanucl Wallerstein, The Modem World-System (3 vols.), Academic Press, N. Y.,
1974-89.
- The Capitalist World-Economy. Cambridge University Press, Cambridge 1979.
- Historical Capitalism. Verso, London 1983.

IV.
Смещения социального конфликта?

11. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ
В ЧЁРНОЙ АФРИКЕ ЭПОХИ НЕЗАВИСИМОСТИ:
ПЕРЕСМОТР ПОНЯТИЙ РАСЫ И «СТАТУСНОЙ ГРУППЫ»
И. Валлерстайн
Теоретическое смешение
Всем известно, что в Южной Африке, в Соединенных Штатах, в Ве- ликобритании существует нечто именуемое «расовой напряженно- стью». Некоторые полагают, что это явление существует также в раз- личных областях Латинской Америки, на Антильских островах, в тех или иных странах Южной и Юго-Восточной Азии. Но можно ли об- наружить «расовую напряженность» в независимых государствах
Черной Африки? Нет, ведь каждый «знает», что в Черной Африке су- ществует «трайбализм». Но является ли «трайбализм» только мест- ным африканским явлением частного значения, или его можно найти также в индустриализированных капиталистических странах?
Сама постановка вопроса вызвана столкновением с определенны- ми концептуальными трудностями. Категории, различающие соци- альные слои или социальные группы и применяемые в научном оби- ходе, многочисленны, зачастую пересекаются и остаются неясными.
Мы сталкиваемся с такими терминами, как класс, каста, националь- ность, гражданство, этническая группа, племя, религия, партия, поко- ление, разряд и раса. Не существует никаких строгих дефиниций - скорее наоборот. Лишь немногие авторы пытаются хотя бы соотнести эти термины между собою.
Макс Вебер предпринял известную попытку установить различие между тремя фундаментальными категориями: класс, «статусная группа» (Stand) и партия (parti)\ Одной из главных проблем веберов- ской категоризации является то, что она не строго логическая, но большей частью строится из различных примеров. Примеры же эти берутся им в основном из истории Европы XIX века, европейского
Средневековья и классической античности. Для Вебера это вполне допустимо, но для тех, кто будет иметь дело с эмпирической реально- стью неевропейского мира XX века, вероятно, окажется трудным об-

222 И. Валлерстайн
наружить должное его отражение в веберовских различениях. Вебер
определяет класс более или менее в марксистской традиции, то есть
как группу лиц, находящихся в сходных отношениях к экономической
системе. Он определяет партию как группу лиц, объединившихся в
корпоративную группу для оказания воздействия на распределение и
осуществление власти.
Получается тогда, что «статусная группа» - это «остаточная кате-
гория». Разумеется, в ней есть и свои позитивные критерии. «Статус-
ные группы» - это изначальные (originaires)
2
группы, из которых лю-
ди происходят; своего рода «фиктивные семьи», связанные, вероятно,
общими обязательствами, не основанными на союзах, заключаемых
ради заранее просчитанных общих целей; группы, зиждущиеся на
традиционных привилегиях или на их отсутствии; группы, которые
разделяют те же самые понятия о чести и социальном статусе и кото-
рые прежде всего имеют тот же самый стиль жизни (зачастую общий
вид деятельности), но не обязательно обладают тем же самым уров-
нем доходов и даже не обязательно принадлежат к одному классу.
1
Не вписывается ли термин «нация», - та нация, по отношению к
которой мы испытываем «национальные чувства» - в данное опреде-
ление самым непосредственным образом? Может показаться, что да.
И тем не менее вовсе не национальная принадлежность мыслится на
первом месте, когда речь идет о «статусной группе». Концепция Ве-
бера была изначально ориентирована на социальные условия, сущест-
вовавшими в Средние века: потому прилагать ее к современной Аф-
рике возможно лишь в весьма ограниченной мере. Большая часть ли-
тературы, посвященной Африке последних десятилетий, говорит как
правило о «племени» (tribe) и/или об «этнической группе». Как пра-
вило, авторы, пишущие по теме, склонны рассматривать выражение
«этническая группа» в качестве наиболее емкого эмпирического тер-
мина, указующего на «статусную группу», причем не возникает и те-
ни сомнения в том, что такое словоупотребление отвечает духу кон-
цепции Вебера. Термин «раса» употребляется тоже довольно часто,
встречаясь у большинства этих авторов, но его соотношение со «ста-
тусной группой» при этом не уточняется. Слово «раса» встречается в
исследованиях по Африке только тогда, когда речь идет о конфликтах
между Белыми европейского происхождения и Черными аборигенами
континента (в некоторых регионах также существует третья категория
лиц, образованных индийскими иммигрантами и их потомками). Но
слово «раса» едва ли используется для обозначения различий внутри
коренного чернокожего населения.

11. Социальные конфликты ... 223
Термины «раса» и «этническая группа» - обозначают ли они два
различных феномена, или же это две «вариации» на одну и ту же «те-
му»? Так как налицо терминологическое смешение
4
, лучше сначала
описать эмпирическую реальность и посмотреть, какие выводы можно
из этого описания сделать, чем заранее устанавливать теоретические
рамки, затем загоняя их в эмпирическую реальность.
Эмпирические данные: сколько существует различных видов
«статусных групп»?
Доколониальная Африка включала в себя множество сложных и ие-
рархически построенных сообществ. Никто не подсчитывал, какой
процент территории Африки и ее населения относился к этим груп-
пам, - в противоположность принадлежности к сегментированным
обществам, - во всяком случае, не меньше двух третей. В некоторых
из этих государств имелись «сословия» - то есть категории лиц, обла-
давших наследным социальным статусом: благородные, простолюди-
ны, ремесленники, рабы. В других были «этнические группы», то есть
категории населения, различия в наименовании которых указывали на
предполагаемое различие в происхождении. Это обычно оказывалось
следствием завоеваний
3
. Кроме того, во многих государствах призна-
валась особая категория «неграждан», то есть «иностранцев»*. Нако-
нец, даже не иерархические сообщества разделяли людей по какому-
нибудь принципу классификации, что создавало группы фиктивно
общего происхождения, - то, что антропологи часто называют «кла-
ном» или, если разделение проходит по поколениям, - «возрастной
группой»
7
.
Установление колониального господства не внесло никаких непо-
средственных изменений в эти категории. Но оно, тем не менее, все
же ввело новую категорию, а именно «колониальной национальной
принадлежности», которая бывала двойной или даже тройной (напри-
мер: нигериец, житель Британской Западной Африки, подданный
Британской Империи).
Кроме того, при колониальном господстве новую весомость во
многих случаях обрели религиозные категории. Важной подгруппой
как внутри «племени"*, так и внутри «территории « оказались хри-
стиане
9
. Хотя ислам почти везде и опережал европейские колониаль-
ные завоевания, тем не менее, очевидно, что во многих землях му-
сульмане пришли к большему самосознанию как «категория» именно
в противовес христианам. Внезапное распространение ислама на не-

224 И. Валлерстай«
которых территориях, по всей видимости, указывает именно на это
11
Возникают и другие «этнические группы»
11
. Наконец, «раса» стано- вится базовой категорией колониального мира, определяющей поря- док предоставления политических прав, распределения труда и уро- вень дохода
11
Подъем националистических движений и приход независимости повлекли за собой возникновение новых категорий. Отождествление себя с территорий, то есть можно сказать «национализм», приобрел широкое распространение и значимость. Территориальная идентифи- кация сопровождалось новой приверженностью к идентификации эт- нической, которую часто называют «трайбализмом». Как сказала Эли- забет Колсон:
"Вероятно, многие молодые люди открыли свою принадлежность к какой-либо этнической группе тогда же, когда посвятили себя делу африканской независимости... В Африке это был школьный учи- тель, интеллектуал, - именно он горел идеей продвижения своего собственного языка и культуры и чувствовал себя уязвленным лю- бым мало-мальским успехом языка и культуры других групп внут- ри страны».
13
Экономические дилеммы образованных классов, возникшие после обретения независимости, только усилили эту тенденцию к «трайба- лизму»
14
. Наконец, национализм подразумевает также панафрика- низм. То есть: строится категория «Африканцев» по прямой оппози- ции к категории «Европейцев». Первоначально, как кажется, эта ди- хотомия совпадала с различием цвета хожи. Но уже в 19S8 году Аф- рика как понятие стала включать для многих и северную (арабскую)
Африку (вместе с тем по прежнему не распространяясь на белых по- селенцев в Северной, Восточной или Южной Африке)
15
Независимость ввела также и другое важное различение: строго юридическое определение полноправной принадлежности к весьма обширному моральному сообществу, то есть гражданство. Послед- нее понятие имеет под собой различные основания, восходящие не только к доколониальной Африке, но и к колониальному периоду.
Например, в колониальный период «Нигериец», если он менял ме- сто жительства, мог участвовать в выборах, проводимых на Золотом
Берегу,- так как две эти территории были частью британской Запад- ной Африки и человек этот был «британским подданным». После об- ретения независимости, хотя административные федеральные едини- цы в основном и сохранялись, - как объекты национальных надежд и устремлений, - принадлежность к ним уже не давала права равного

1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   32


написать администратору сайта