Главная страница

Раса,Нация,Класс. Раса, нация, класс


Скачать 1.36 Mb.
НазваниеРаса, нация, класс
АнкорРаса,Нация,Класс.pdf
Дата20.08.2018
Размер1.36 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаРаса,Нация,Класс.pdf
ТипРеферат
#23303
страница25 из 32
1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   32
11. Социальные конфликты ... 225
участия в жизни каждой из территориальных подъединиц, превра-
тившихся отныне в суверенные национальные государства, с чем не
раз сталкивались многие местные политики или функционеры в пер-
вые годы после получения независимости.
Достаточно даже беглого обзора соответствующей литературы,
чтобы ясно увидеть: в Африке не существует ни одного независимого
государства, где бы коренное население не было поделено на под-
группы, ставшие важными элементами для политического размежева-
ния внутри страны. То есть «племенные» или «этнические» узы свя-
заны с политическими группировками, фракциями, позициями, часто
- с родом занятий и несомненно - с распределением трудовых ролей.
Когда иностранные журналисты критикуют такое положение дел, то
африканские политики зачастую оспаривают верность их анализа. В
любом случае, как отрицания, так и противоречивые утверждения
внешних наблюдателей служат скорее идеологическим целям, нежели
целям анализа. Однако, действительно, в ряде африканских стран
имеются многочисленные и широко известные случаи этно-
политического соперничества (например, кикую и луо в Кении, бемба
и лози в Замбии, саба и сомали в Сомали). И так же известно, что в
каждом из таких случаев, вопреки всем прилагаемым усилиям прави-
тельства или какой-то националистической политической силы, пы-
тавшейся этому восприпятствовать, объединение и/или мобилизация
индивидов для достижения прямых политических целей происходило
в соответствии с племенным признаком".
В некоторых странах так называемые «племенные» размежевания,
оказываются усилены рядом привходящих факторов. В Эфиопии, на-
пример, разделение между амхара (или амхара-тигре) и эритрейцами
совпадает более или менее с религиозным размежеванием между хри-
стианами и мусульманами, что вполне сознают и сами участники, тем
более что конфликт этот уже имеет многовековую историю
17
.
Если двигаться от западной Африки в сторону центральной, нам
встретятся одно за другим шесть государств (Центральноафриканская
республика, Камерун, Нигерия, Бенин, Того, Гана, Кот-д-Ивуар), че-
рез которые можно было бы провести воображаемую горизонтальную
линию. Народы, обитающие к северу и к югу от этой линии, противо-
стоят друг другу по целому ряду признаков: саванна против леса - что
касается условий почвы и принадлежности к большим культурным
семействам; мусульмане/анимисты против христиан/анимистов - это
в отношении религии; менее современное образование против более
современного (в основном в результате присутствия большего коли-

226 И. Валлерстайн
чества христианских миссионеров в южной половине этих стран во
времена колониального господства'*. Схожая линия может быть про-
черчена в Уганде между менее окультуренными не-Банту севера и
более образованными (и, конечно, более христианизированными)
Банту юга".
Далее на север, в той совокупности стран, что называется «судан-
ский пояс», можно прочертить такую же линию через Мавританию,
Мали, Нигер, Чад и Судан. На севере Мавритании, Чада и Судана на-
селение имеет более светлую кожу, оно арабизировано и исламизиро-
вано. У южан цвет кожи более темный, и население исповедует хри-
стианство или анимизм. На юге Мали и Нигера, однако, население
остается мусульманским. Во всех этих государствах, за исключением
Судана, северное население во многом состоит из малообразованных
кочевников. В Мавритании и Судане влиянием и властью обладают
северяне. В Мали, Нигере и Чаде - наоборот
10
. В силу того, что эти
культурные различения стран «суданского пояса» соответствуют раз-
личиям в цвете кожи, эти разделения порой называются «расовыми».
Существует другая группа стран, также заслуживающая внимания.
Это те государства, которые сформировались как политические еди-
ницы еще до колонизации, и которые свято хранили «племенную»
стратификацию в течение всего колониального периода. Речь идет о
Занзибаре (арабы и афро-ширази), о Руанде (тутси и хуту), о Бурунди
(тутси и хуту) и о Мадагаскаре (мерина и другие). В каждой из этих
стран, за исключением Бурунди, в настоящий момент в политической
жизни доминирует некогда, в до колонизаальный период, самый низ-
ший слой большинства
21
. Там, где доколониальная стратификация
сходна со стратификацией в колониальное и постколониальное время,
политический итог оказался менее определенным (султанаты фулани
в Нигерии и Камеруне, королевства хима в Уганде и Танзании).
После обретения независимости и самоуправления на континенте
проводилось множество «репатриаций» африканцев в их «родные»
страны. Империи известны своим либеральным отношением к пере-
мещениям населения: это благоприятствует оптимальному использо-
ванию рабочей силы. Национальные же государства таким образом
пытались поддержать привилегированное положение тех, кто облада-
ет соответствующим статусом гражданина.
Первыми давление почувствовали политические деятели. По мере
приближения независимости, такие категории, как французский за-
падноафриканец или британский восточноафриканец, стали исчезать.

11. Социальные конфликты ... 227
Малийцы, которые до того делали политическую карьеру в Верхней
Вольте, или жители Уганды, подобным же образом обретавшиеся в
Кении, сочли благоразумным вернуться в свои родные края. Но по-
мимо таких отдельных случаев понимания новой политической ре-
альности, существовали публичные или полупубличные изгнания как
«иностранцев» многочисленных групп населения: дагомейцев (и то-
голезцев) из Берега Слоновой Кости, Нигера и других стран; нигерий-
цев и тоголезцев из Ганы, малийцев из Заира. В каждом из этих случа-
ев те, кто оказался изгнан, прежде занимал значимые позиции в де-
нежной экономике в период роста безработицы. Неожиданно для себя
вышеназванные группы прошли по разряду «неграждан», а не по раз-
ряду африканцев. То же самое a fortiori оказалось справедливым и для
категории не-африканцев, даже если в отдельных случаях они и при-
нимали формальное гражданство: арабы в Занзибаре, азиаты в Кении,
а также спорадически изгоняемые из Ганы ливийцы. Пока что еще не
было ни одного систематического изгнания европейцев из Чёрной
Африки, хотя в какой-то момент и наметился исход бельгийцев из
Заира.
Эта краткая зарисовка африканской политической сцены позволяет
выделить важный момент: не существует никакого значимого разли-
чия между предполагаемыми видами статусных групп: как то - этни-
ческими, религиозными группами, расами, кастами. Это все только
вариации на одну и ту же тему: перегруппировка лиц по некоему
сродству, которое мифическим образом предшествует сложившейся
нынешней политической и экономической ситуации и заявляет притя-
зания на солидарность поверх классовых и идеологических ограниче-
ний. Как таковые, они предстают, как сказал Акивово о трайбализме,
«совокупностью типичных ответов, если хотите, гибких поправок на
непредвиденные последствия процесса строительства нации»
12
. Или,
если выразить это более резкими словами Скиннера, принципиальная
функция этих «фупп» состоит в том, чтобы «позволить людям орга-
низоваться в социальные, культурные или политические единства,
способные вступить в соревнование с другими с целью присвоения
товаров и услуг, рассматриваемых в их среде как ценные» ".
В той мере, в какой эта функция присуща самому понятию, «ста-
тусные группы» по определению не могут существовать прежде чем
возникнет более широкое общество, частью которого они становятся,
даже когда сами эти группы заявляют, что созданы или существуют
не только в какой-то одной общественной системе
24
. То, что Фрид
осторожно ушерждас! при рассмотрении племен (tribus), истинно для

228 И. Валлерстайн
всех статусных групп: «Большая часть племен, похоже, являются вто-
ричными образованиями в весьма определенном смысле: они могут
быть результатом процесса, стимулированного появлением обществ
со сложной организацией среди обществ, организованных более про-
сто. Если это доказать, то трайбализм можно будет рассматривать как
реакцию на создание сложной политической структуры, а не предва-
рительную стадию на пути ее политической эволюции»
15
.
В ситуации современного мира статусная группа заявляет коллек-
тивное притязание на власть и присвоение товаров и услуг внутри
национального государства на формально незаконных основаниях.
Отношение между классом и статусной группой
Как же эти притязания связаны с требованием классовой солидарно-
сти? Когда Маркс применял понятие класса, он проводил различение
между классом an sich (в себе) и классом flir sich (для себя). Вебер
повторил это различение, когда сказал: «Таким образом, любой класс
может быть носителем какой угодно из бесчисленных форм классово-
го действия, но это далеко не обязательно. В любом случае, класс сам
по себе не образует общественной группы (Gemeinschaft)»
м
.
Как получается, что классы не всегда бывают «классами fur sich»7
В самом деле, почему они столь редко являются fur sich? Или, други-
ми словами, как объяснить то, что сознание статусной группы образу-
ет политическую силу столь влиятельную и могущественную как в
Африке и так повсюду в мире, как в настоящее время, так и в течение
всей истории? Сказать, что перед нами «ложное» сознание - это озна-
чает только отодвинуть вопрос на предыдущую ступень логического
рассуждения. Ведь тогда следует изучить, как получается, что боль-
шинство людей большую часть времени оказываются носителями
ложного сознания.
Теория Вебера объясняет это так: «Относительно общих экономи-
ческих условий, обуславливающих предпочтительность статусной
стратификации, можно сказать лишь то, что когда относительно ста-
бильны основы присвоения и распределения товаров, - на первый
план выходит статусная стратификация. Какое бы то ни было вторже-
ние технологических факторов и любая экономическая трансформа-
ция угрожает статусной стратификации, и выдвигает на первый план
классовую ситуацию. Эпохи и страны, где чисто классовая ситуация
оказывается первично значимой - это всегда периоды и регионы тех-
нических и экономических перемен. И всякое замедление в эволюции

11. Социальные конфликты ... 229
экономической стратификации незамедлительно приводит к развитию
статусной структуры и подтверждению важности роли социальной
чести»".
Объяснение Вебера кажется очень простым: оно делает классовую
сознательность коррелятом прогресса и социального изменения, а
стратификацию по социальным статусам - выражением ретроградных
тенденций. Вполне в духе вульгарного марксизма. Но если с мораль-
ной направленностью подобной теоремы и можно согласиться, тем не
менее следует признать, что она не очень помогает в предсказании
небольших сдвигов исторической реальности, или в объяснении того,
почему встречаются проявления современных экономических нов-
шеств внутри статусных групп" и механизмы сохранения традицион-
ных привилегий внутри классового сознания
29
.
Фавре, анализируя берберское восстание в Алжире, дает нам ключ
к пониманию этого:
«[В Алжире] изначальные группы существуют не субстанциональ-
но, то есть не сознавая своей архаичности, - но реактивно, [то есть
в ответ]. Антрополог, увлекшийся коллекционированием традици-
онных политических реалий, может легко стать жертвой колос-
сального заблуждения и истолковать их наивно, тогда как их акту-
альный контекст совершенно изменился. Потомки сегментарных
племен XIX века уже не могут выбирать между двумя противопо-
ложностями - сотрудничать им с центральной властью или про-
явить несогласие, - ибо возможно лишь первое. Выбор - а вернее,
судьба - крестьян слаборазвитого сельскохозяйственного сектора
лишь в определении средства достижения такого сотрудничества,
и одним из них может быть и несогласие».
30
Фавре подталкивает нас рассмотреть притязания, основанные на при-
надлежности к статусной группе, не в тех интеллектуальных терми-
нах, которые предлагают участники ситуации, но в терминах тех под-
линных функций, которые такие притязания выполняют в социальной
системе. Моэрман преследовал сходную задачу в анализе луэ, племе-
ни в Таиланде, в отношении которого он ставит три весьма простых
вопроса: «Кто такие луэ? По какой причине луэ появились? С какого
момента они существуют?» Он пришел к выводу, что:
"Приемы этнической идентификации - с их важной способностью
превращать любую этническую группу живущих в настоящее вре-
мя людей в некое общее предприятие с участием бесчисленных
поколений, принадлежащих никем не описанной истории, - пред-
ставляются универсальными. Посему социологи должны описы-
вать и анализировать те способы, какими такие приемы использу-

230 И. Валлерстайи
ются, а не просто - как то делают туземцы - использовать их в ка-
честве объяснения... И вполне может статься, что этнические ка-
тегории редко когда оказываются наиболее подходящими характе-
ристиками для дельных высказываний о человеке».
31
Вероятно, в этом случае мы могли бы переосмыслить веберовскую
трихотомию класса, статусной группы и партии, и рассматривать их
уже не как три различные, хоть и пересекающиеся друг с другом,
фуппы, но как три различные формы существования одной сущност-
ной реальности. Тогда речь пойдет не как у Вебера об условиях, при
которых стратификация по статусу оказывается предпочтительней
классового сознания, а о тех условиях, при которых некий слой может
воплотиться либо как класс, либо как статусная группа, либо же как
партия. Для такой концептуализации нет необходимости доказывать,
что границы группы в ходе ее последовательных перевоплощений
остаются тождественными - наоборот, иначе бы не было никакого
смысла в перемене костюмов - скорее доказывать надо, что в любой
данный момент времени в каждой социальной структуре существует
ограниченное число групп, либо вступающих в отношения либо кон-
фликтующих друг с другом.
Другой подход, предложенный Родольфо Ставенхагеном, рассмат-
ривает статусные группы как «окаменелости» социальных классов:
"Стратификации (то есть статусные группы) в большинстве случа-
ев представляют собой то, что можно было бы назвать социальны-
ми фиксациями (нередко они закрепляются юридически, но уж со-
вершенно точно - субъективно) определенных производственных
отношений, представленных через отношения классов. В эти соци-
альные фиксации вторгаются и другие факторы, вторичные и
вспомогательные (например, религиозные, этнические), которые
усиливают стратификацию и одновременно выполняют функцию
ее освобождения от связей с экономической базой; иными словами
- поддержания ее даже в том случае, если
экономическая база изменится. Следовательно, стратификации
могут также рассматриваться как оправдания или рационализации
социальный надстройки, то есть как идеологии. Как и все явления
социальной надстройки, стратификация обладает определенной
инерцией, которая поддерживает ее, даже когда породившие ее ус-
ловия уже изменились. По мере того, как изменяются отношения
между классами, стратификации превращаются в «окаменелости»
классовых отношений, на которых они основывались изначально-
Иначе говоря, представляется, что два типа групп (господствую-
щий класс или высший слой) могут сосуществовать достаточное

11. Социальные конфликты ... 231
количество времени и переплетаться в социальной структуре соот-
ветственно частным историческим обстоятельствам. Но рано или
поздно возникает новая система стратификации, ибо она лучше
соответствует существующей структуре классов».
32
В последующем анализе Ставенхаген, используя данные по централь-
ной Америке, разъясняет, как в колониальной ситуации две «статус-
группы» «низших каст» (в данном случае, «индейцы» и «латиносы»)
могли появиться, вызреть и пережить различные давления в ходе того,
что он называет «выделением (clarification) класса». Ставенхаген про-
1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   32


написать администратору сайта