Разования материалы Международной научнопрактической
Скачать 2.16 Mb.
|
Библиографический список: 1. Дудина Т. Школьная форма: BIG BEN CLUB [Электронный ресурс] / Т.Дудина. Режим доступа: http://bbc.vo.uz. 2. История униформы − история моды [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://histclo.ru. 3. История школьной формы: Портал Планета школ [Электронный ре- сурс]. Режим доступа: http://www. planetashkol.ru 4. Кулакова И. Мундир российского студента / И Кулакова // Теория моды Одежда. Тело. Культура. 2008. №9. 5. Леонтьева С. Советская школьная форма: канон и повседневность / С Леонтьева // Теория моды Одежда. Тело. Культура. 2008. №9. 6. Рудова Л.Размышления о школьной форме / Л.Рудакова, М.Балина // Теория моды Одежда. Тело. Культура. 2008. №9. 147 7. Школьная форма: Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki. 8. Школьная форма в Англии: Клуб История. Культура. Искусство. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://clubs.ya.ru 9. Школьная форма в странах мира: Портал Планета школ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. planetashkol.ru М.Л.Коба, А.Г. Тарасова КОЛЛАЖ КАК ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРИЕМ В ХУДОЖЕСТВЕННО- ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Для дизайнера интерьера очень важно уметь представлять эскизы, рабо- ты, готовые проекты, чтобы показать заказчику свое мастерство, а также доне- сти до него идею своей работы. Речь идет о любых формах визуализации, т.е. о графическом отображении объекта, которое обладает высокой степенью ин- формативности и позволяет наиболее полно представить внешние характери- стики будущего объекта. В наше время используется и ручной способ подачи, и 3D визуализация интерьеров.Но стоит отметить, что далеко не каждый студент имеет достаточ- ные навыки работы в графических программах, а даже если и имеет, то на это уходит немало времени, как и на хорошую, эстетически выдержанную работу в ручной технике. Также стоит отметить, что один способ подачи практически никогда не сможет стать единственным верным решением. На разных этапах работы лучше отдавать предпочтение разным вариантам. Особенно есть воз- можность экспериментировать, выполняя эскизную часть проекта. Умение ра- ботать в различных техниках, оригинальностьподачи эскизов, будут только до- полнительным плюсом для любого дизайнера. Кроме рисунка от руки и3D визуализации существует такой способ по- дачи, как коллаж. В отличие от рисунка от руки он имеет неоспоримый плюс – позволяет увидеть и понять, как будут сочетаться выбранные для интерьера ма- териалы и предметы.Популярность же этого способа обусловлена тем, что та- кой вариант кажется наиболее естественным, ведь это вполне логично – по- смотреть, как будут выглядеть все выбранные материалы вместе. К тому же он 148 достаточно легок в техническом исполнении, не требует много времени на из- готовление, в отличие от 3D визуализации. Коллаж – это вид эскиза, который пользуется заслуженной популярно- стью среди дизайнеров и заказчиков, как довольно эффектный, достаточно ин- формативный и при этом легко и быстро редактируемый способ подачи. Его можно использовать как самостоятельно, так и в составе проекта, на предвари- тельном этапе утверждения цветовой гаммы интерьера, видов покрытий стен и пола, образцов тканей, мебели и светильников. Выполняются коллажи, как в электронном, так и в материальном виде, с реальными образцами отделки, вто- рой способ естественно всегда будет ближе к оригиналу, но сейчас встречается все реже и реже. Коллаждаёт представление о будущем пространстве помеще- ния, передаёт настроение, атмосферу, помогает понять, стоит ли развивать дальше возникшую идею. Коллаж— способ создания дизайнерских сюжетов, скомпонованных из фрагментов различных произведений. Это способ получения качественно новых визуальных структур за счет введения элементов, обладающих той или иной вы- разительностью, их объединение друг с другом путем перестановок, поворотов, сочетаний. Коллаж помогает по новому взглянуть на методы и средства художе- ственной выразительности, психологию зрительского восприятия, эффекты созда- ния зрительных образов, их взаимовлияния во времени и в пространстве [3]. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожи- данности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения. В искусство коллаж был введён как формальный эксперимент кубистами, футуристами и дадаистами. На том этапе в изобразительных целях применя- лись обрывки газет, фотографий, обоев. Наклеивались на холст куски ткани, щепки и т. п. В настоящее время также встречается применение термина «коллаж» как обозначение отдельного, самодостаточного жанра в искусстве. Коллаж как принцип творчества в кинематографе широко использовал режиссёр Сергей Параджанов. В современной поэзии и рок-музыке техника коллажа наиболее полно проявилась в творчестве Егора Летова. Оба они также увлекались со- ставлением коллажей в обычном смысле этого слова [5]. 149 Надо отличать коллаж от близкого, но все, же другого средства изобра- жения – аппликации, то есть применения разнообразных материалов и струк- тур – тканей, газет, фанеры или жести с целью усиления выразительных воз- можностей. Такой метод создания изображения по своей сути и технике близок к инкрустации. В различных словарях и энциклопедиях термин «Коллаж» определяется по разному. В толково-словообразовательном словаре русского языка (автор- составитель Т.Ф. Ефремова) дается такое определение слову «коллаж»: 1. Технический прием, при котором на холст или иную основу наклеива- ются отличающиеся от них по цвету и фактуре материалы: обрывки газет, обо- ев, лоскутки ткани, щепки, осколки и т.п. (в изобразительном искусстве). 2. Произведение, выполненное в такой манере [2]. В «Советском энцик- лопедическом словаре» 1987 г. издания коллаж – это: – прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре; про- изведение, исполненное в этой технике; – в музыке ХХ века введение в сочинение отличающихся по стилистике фрагментов из произведений других композиторов [4]; – в энциклопедии «Мэтры сюрреализма» французских авторов Алена и Одетт Вермо коллаж определяется так: «Коллаж – Композиция, исходные ма- териалы которой могут принадлежать к разным художественным сферам (на- пример, текст и фотография)» [1] .Сходство этих определений в том, что кол- лаж – это прием, основанный на совмещении разных материалов. Различие – в сферах применения. Термин «коллаж» в его современном толковании используется также для обозначения приёма создания целого изображения из ряда других изображений или их отдельных фрагментов, как правило, при помощи компьютерных про- грамм, таких как Adobe Photoshop и других графических редакторов. В основе создания цифрового коллажа – работа со слоями. В процессе создания коллажа могут применяться различные типы наложения, смешивания и прозрачности. Несмотря на то, что в большей части случаев термин «фотомонтаж» был бы бо- лее уместен, границы этих двух понятий при манипуляции изображениями с помощью компьютерных программ, практически стираются [5]. 150 На каждой стадии развития культуры коллаж выполняет определенную функцию. Изначально вся только возникшая культура представляла собой еди- ное коллажное целое; в переходные эпохи, в том числе на рубеже XIX — XX вв., коллаж помогал выстраивать новую модель мира и выражать новое миро- ощущение; в наше время коллаж становится господствующим способом вос- приятия и отражения мира, приметой гибридно-цитатного – т.е. коллажного – мышления современного человека. Даже современные детские игрушки реали- зуют принцип коллажа, например, конструктор «Лего» или игрушки- трансформеры. В Интернете любой желающий может узнать, каким образом можно составить коллаж из подручных средств. Современная культура, как и культура древности, синтетична, и, следовательно, коллажа, только этот синтез гораздо более сложен. В настоящее время искусства оказывают влияние друг на друга, происходит визуализация вербальных и акустических искусств (литера- туры и музыки) и вербализация визуальных (живописи, кинематографа), в ре- зультате формируются новые средства выразительности. В целом в современ- ной художественной культуре доминирующим становится элемент игры, и это характерно для всех видов искусства. Коллаж – это одно из многих проявлений игрового начала. Несмотря на то, что термин «коллаж» впервые был введен в обиход толь- ко в начале ХХ века, сама техника случайного соединения друг с другом любых гетерогенных элементов имеет длинную историю, уходящую в века. В резуль- тате возникла такая ситуация: явление существует давно, а термин появился недавно. В ХХ веке чаще всего коллаж используется как осознанный техниче- ский прием. Во многом эта практика распространилась благодаря влиянию ев- ропейского авангарда и кинематографа 1910-1920-х гг. До тех пор коллаж в ис- кусстве использовался неосознанно. Наиболее ярко коллаж проявил себя в начале ХХ века – в авангарде. В искусстве того времени формируется новое видение мира, перестраивается че- ловеческое сознание, и эти процессы характеризуются поиском новых изобра- зительных средств, формальными экспериментами, которые должны были вы- разить оригинальное авторское мировоззрение. Характерная особенность аван- гарда – новаторская художественная практика, как в области художественной формы, так и в области прагматики (т.е. активного воздействия на аудиторию – 151 на воспринимающего субъекта). Коллаж направлен на разрушение привычных форм, на создание новой формулы мышления, новой реальности, что было за- дачей мировоззренческого характера. Суть авангарда – начало, начинание, пер- вая страница, авангард – это всегда новое мировоззрение. Поэтому авангарди- сты уделяли столь большое внимание проблеме конструирования пространства. Наиболее яркие и оригинальные решения этой проблемы предложили предста- вители кубизма, дадаизма, а позже – поп-арта [6]. Свойствами коллажа являются универсальность, вседоступность, техни- ческая простота, полная самореализация автора, который конструирует новый мир по своему усмотрению. Коллаж всегда индивидуален, и создан автором (авторами), имеющим свой оригинальный взгляд на вещи. Многочисленность трактовок, двусмысленность, скандальность характерны для авангардистского коллажа, который затрагивал и вопросы переосмысления традиционных чело- веческих ценностей, и изменчивость мировоззрения, и отражение невидимой хаотичности и беспорядка мира. На протяжении веков техника коллажа существенно не изменилась, из- менились функции коллажа. В последние время эта техника применяется не столько в живописи, сколько в вербальном искусстве. Развивается фотоколлаж, киноколлаж, введенный и используемый Сергеем Параджановым, компьютер- ный коллаж. Таким образом, техника коллажа, шагнувшая из изобразительного искусства в другие сферы, принесла в создаваемые работы новое измерение. В целом можно выделить следующие функции коллажа: 1. Протоколлаж (коллаж до введения термина «коллаж») применялся ав- тором, как правило, неосознанно с целью овеществления метафор и был при- зван освободить воображение зрителя и читателя. 2. В авангардном изобразительном искусстве коллаж использовался осоз- нанно и намеренно с целью создания новой картины мира. В авангарде коллаж является: – основным методом разрушения материального мира и организации но- вого пространства; – орудием разрушения традиционного зрительного восприятия; технологией стирания пространственных границ; – способом выражения субъективной точки зрения художника; 152 – методом отрицания логического мышления; – выражением хаотичности как внешнего мира, так и внутреннего мира личности. Таким образом, коллаж связан не только с идеей разрушения, но и с фор- мированием нового восприятия. Итак, проследив историю развития коллажа, мы можем прийти к выводу, что коллаж эволюционирует. В модернизме коллаж был впервые осмыслен как особый технический прием и стал применяться осознанно. В целом в ХХ веке появилось множество разновидностей коллажа, что доказывает важность этого метода для современной культуры. Тотальное распространение коллажа обусловлено разными причинами: 1. Пристальным вниманием к особенностям человеческой психики и ее изменениям. 2. С развитием технических средств, облегчающих создание коллажа. Коллаж является, техническим приёмом в изобразительном искусстве и дизайне, заключающимся главным образом в сборке либо соединении различ- ных материалов и предметов, отличающихся от основы либо друг от друга по цвету и фактуре и.д., разница лишь в самих материалах и технике их нанесения на основу. Учитывая то, что для студентов, получающих фундаментальное образо- вание в сфере дизайна, необходимы знания в сфере компьютерных технологий и аналитической переработки информации. В этом им могут помочь компью- терные программы, специально предназначенные для создания коллажей. Полученные знания в процессе изучения техники коллажа с использова- нием компьютерных технологий могут быть применены как для координации процесса обучения в профессиональном учебном заведении любого уровня, так и для личного самосовершенствования в области дизайна. Коллаж для дизайнера может быть полезен как способ создания дизай- нерских сюжетов, как одна из форм подачи при сдаче дизайн-проекта. Библиографический список 1. Вермо А. Мэтры сюрреализма / А.Вермо,О.Вермо. Санкт-Петербург: Академ. проект, 1996. 153 2. Ефремова Т.Ф.Новый словарь русского языка. Толково-образова- тельный / Т.В.Ефремова. Москва: Русский язык, 2000. 3. Каталог выставки «Коллаж». Санкт-Петербург: Государственный рус- ский музей, 2005. 4. Прохоров А.М. Коллаж. Советский энциклопедический словарь / А.М.Прохоров. Москва: Сов. энциклопедия, 1987. 5. Wescher Н., Die Collage. Geschichte eines künstlerischen Ausdrucksmittels, Köln, 1968. 6. Статья о Сергее Параджанове [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://moneycandance.blogspot.com. А.С.Коренева ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА И ЕГО ПРОДУКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ Художественное творчество – специфическая деятельность. Пушкин пи- сал: «Всякий талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске каррарского мрамора видит сокрытого Юпитера и выводит его на свет, резцом и молотом раздробляя его оболочку? Почему мысль из головы поэта выходит уже воору- женная четырьмя рифмами, размеренная стройными однообразными стопами? Так никто, кроме самого импровизатора, не может понять эту быстроту впечат- лений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждой внешнею волею...» [1, с.380-381]. С начала времен человек начал творить. Все началось с наскальных ри- сунков, простых изображений окружающего мира, но в этих, казалось бы, про- стых рисунках, скрывается глубокий смысл. Это охота. Быт. Окружавший людей мир. Произведения всех видов художественного творчества заключают в себе обобщающее осознание жизни, существующей за пределами этих произведе- ний, и это в основном человеческая, общественная, национально – историче- ская жизнь. Творческий процесс начинается с замысла. Замысел, результат воспри- ятия жизненных явлений и их понимания человеку, на основе его глубинных 154 индивидуальных особенностей (степень одаренности, опыт, знания, общекуль- турная подготовка). Размышляя над данным вопросом, прежде всего, нужно начать с отправной точки – определения творчества. В различных источниках по – разному трактуются определения творчества. Наиболее распространенным определением, дающимся в философских словарях и словарях по психологии, является следующее: «Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие у человека способностей, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью». Определение же «художественного творчества» отлично от понятия «творчества». Художественное творчество – процесс создания художественно- го произведения, начиная от зарождения образного замысла до его воплощения. Художественное творчество имеет специфический характер - работа пи- сателя, поэта, художника, музыканта. Несмотря на все представления о вдохно- вении, внезапном наитии и т.д., распространенные по отношению к художест- венному творчеству, можно сказать, что художественное творчество, большой, напряженный, сосредоточенный и часто кропотливый труд. Реализация замыс- ла художника предполагает обычно более или менее длительное собирание и впитывание или вбирание в себя многообразных впечатлений. Результатом реализации замысла художника являются плоды или продукты художественно- го творчества. В нашей современной, динамичной жизни плоды художествен- ного творчества, художественной мысли окружают нас повсюду. Это элемен- тарные упаковки, пакеты, визитки, календари, баннеры, картины, скульптура и наконец, непревзойденные образцы прикладного творчества … перечислять можно до бесконечности. Особо я хотела бы выделить сферы художественного творчества: живо- пись, скульптура, архитектура, графика, дизайн, фотография, анимация, муль- типликация… продолжать можно еще долго. Востребованы ли художественные произведения сегодня или нет? Пожа- луй, на этот вопрос можно ответить по-разному, каждый человек может дать свой ответ. И все же, искусство занимает значимую нишу в нашей жизни. Так было всегда, надеюсь так и останется. 155 Создавая условия для развития творческого потенциала личности, готова ли Россия, как государство, обеспечить сегодня условия для реализации этого потен- циала, поощрения и достойного вознаграждения продуктов его реализации? Под реализацией нужно понимать не только продукты творческого труда, но и возможность достойного материального вознаграждения этой деятельно- сти. Художественная интеллигенция по условной шкале социального престижа после 1991 года скатилась с устойчивого второго места после партийно- государственной номенклатуры на одно из последних. Подавляющая масса ак- теров, художников, других деятелей искусства оказались социальными аутсай- дерами. Многие из них не видят для себя шанса выбраться из бедности. Это сужает размах творческой инициативы в обществе в целом. В России именно у создателей культурных ценностей самые низкие зара- ботки. Многие из них вынуждены работать в двух-трех местах, чтобы выжить. В уровне заработной платы проявляется невысокий статус художника в совре- менном российском обществе. Но, тем не менее, некоторые, являются настоя- щими тружениками и работают ради цели продолжать развитие культуры. Ху- дожники привносят благо, эстетику, красоту в общество. По своей сути человек не может жить без творчества, это одно из его са- мовыражений. Одни рисуют, занимаясь живописью, графикой, некоторые ос- ваивают новые направления: дизайн, веб - дизайн, дизайн интерьера, ланд- шафтный дизайн, промышленный дизайн. Например – граффити – вид совре- менного и очень распространенного уличного искусства. Другие занимаются поэзией в ее разных воплощениях, третьи – подаются в музыку. В современном мире каждый может найти себе занятия по душе. Для некоторых это становит- ся профессией и смыслом жизни. Успех художника определяется сегодня, во-первых, спросом его произве- дений на рынке. Имущая часть населения в состоянии заказывать и покупать произведения искусства, оказывая тем самым коммерческое давление на ху- дожника, вынужденного зарабатывать себе на жизнь. Освобождая художника от диктатуры государства, рынок ставит его в сильнейшую зависимость от коммерческого спроса. Художник учится видеть, воспринимать действитель- ность в соответствии с требованиями, исходящими от условий ее изображения, и техника играет существенную роль. Творческое развитие художника совер- 156 шается часто в своеобразной диалектике творческих замыслов и техники: но- вые творческие замыслы для своего осуществления требуют овладения новыми техническими средствами; овладение новыми техническими средствами созда- ет новые творческие возможности, открывает простор для новых творческих замыслов, а новые творческие замыслы требуют дальнейшего развития и со- вершенствования техники и т.д. Рейтинг художника повышает реклама, кото- рая требует немалых капиталовложений. Например: специалисты в области ин- формационных технологий и средств массовой информации создают сайты, ви- деофильмы, игры, рекламные ролики, поощряющие насилие, агрессию, упот- ребление алкогольных напитков. Они создают «новые, уникальные, оригиналь- ные» продукты, но эти продукты действуют отравляюще. Это горькие плоды, в которых нет блага, нет любви и добра. Это не творчество, а механическое функционирование, в котором интеллект работает как машина. Здесь нет муд- рости, так как мудрость всегда связана с любовью, с благом. Творчество обязательно должно содержать в себе элемент даяния, любви, гар- монии. Плоды такого творчества радуют и насыщают многих людей. Вкусив добрые плоды из доброго источника, люди, начинают плодоносить сами – они также становятся источниками добра, гармонии, любви. |