Разования материалы Международной научнопрактической
Скачать 2.16 Mb.
|
Библиографический список 1. Климов В.П. Арт – источники и составляющие арт –дизайн /В.П.Климов // Арт – дизайн: структура, содержание и перспективы развития специализации: методический сборник. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2009. 2. Степанов А.В. Арт - дизайн в системе проектной культуры /А.В.Степанов// Арт – дизайн: структура, содержание и перспективы развития специализации: методический сборник. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2009. 126 3. Ткаченко Е.В. Дизайн – образование теория, практика, траектории развития: учеб. пособие / Е.В.Ткаченко, С.М.Кожуховская. Екатеринбург: Аква – пресс, 2004. А.О. Волкова, Л. В. Лухтан ЖЕНСТВЕННОСТЬ В СТРУЯЩИХСЯ ВОДОПАДАХ Многие историки моды считают, что именно в Древней Греции и Древ- нем Риме носили наиболее совершенную одежду. Древние греки прекрасно владели искусством драпировать ткань, ловко оперировать орнаментом и укра- шениями. В основе костюма лежал просто кусок ткани, и в зависимости от его размера, способа закрепления и драпировки различали, к какому социальному слою общества принадлежал его хозяин. Если просматривать историю моды, то можно убедиться в том, что драпи- ровки остаются актуальными во все времена. И на сегодняшний день они укра- шают различные модели на fashion показах, сглаживая острые углы платья, блузы или костюма, делая образ мягким, обтекаемым, романтичным и необычайно жен- ственным. Сегодня драпировки – это сложное коническое расширение деталей, основным условием которого является перевод вытачек в драпировку. В результа- те образуются мягкие нестатические веерообразные или косые складки. Драпировка прекрасно скрывает некоторые недостатки фигуры, зрительно увеличивая маленькую грудь и плечи, скрывая выдающийся животик и полноту бёдер, делая талию более или менее выразительной. Эффект драпировки визуаль- но уравновешивает женскую фигуру. Сами по себе драпировки смотрятся очень элегантно и прекрасно подходят практически для любого стиля. Неоспоримо пре- имущество вечерних платьев с драпировками, которые делают из любой женщи- ны настоящую богиню. Сложные драпировки сами по себе уже являются достой- ным украшением и не нуждаются в дополнительных аксессуарах. Всевозможные драпировки в одежде говорят в первую очередь о мастер- стве дизайнера – поскольку сложить порой немыслимое количество ткани в правильную форму, которая подчеркнет соблазнительные изгибы фигуры, со- всем не просто. 127 На модных показах сезона весна-лето 2011 количество моделей одежды со всевозможными драпировками было очень велико. Сегодня модно драпиро- вать не только платья, но и юбки, брюки, пальто, сумки, обувь, топы, комбине- зоны и даже носки, располагая волны драпировок на различных участках изде- лий, усложняя модели асимметрией. Рассмотрим ряд моделей с драпировками «водопад». Вы убедитесь, что за падающими мягкими складками, придающими изделию очаровательность, жен- ственность, нежность, таинственность, скрываются простые конструкции. I. На первый взгляд, обладательница комбинезона (Derek – Lam, 2009, см. рису- нок 1) открыта в воздушном, игривом об- разе модели, но если присмотреться – его верх достаточно плотно сидит на фигуре, несмотря на глубокую драпировку и вырез до талии. Изменение БК (см. рисунок 2а) На детали переда наметить новую линию горловины АБ. Для большего при- легания выреза ввести дополни-тельную вытачку раствором = 1-2 см. Длина верх- ней части комбинезона на 10 см ниже ли- нии талии. Создание МК. На фотографии видно, что складки драпировки идут не толь- ко из плечевого шва, но и из прой- мы. Для получения таких складок необходимо изменить линию прой- мы, что требует решения задачи способом конического разведения. Наметить линии драпиров- ки, их направление и количество (см. рисунок 2а). Разрезать по на- 128 меченным линиям и развести деталь таким образом, чтобы точки А и Б оказа- лись на одной горизонтали (см. рисунок 2б). Провести дугу из точки А радиу- сом равным АБ. Провести касательную а к дуге из точки Н и найти точку каса- ния К. Выполнить сопряжение линии низа к линии а. Добавить величину АВ, которая зависит от количества и глубины защипов по линии плеча. II. На трикотажном платье (http://www.hudie.com; см. рисунок 3) водопад рас- положен в нижней части на правом боку. Такая сложная асимметричная драпировка в последнее время всё чаще и чаще ис- пользуется дизайнерами. Складки окутывают всё платье и в тоже время не создают большого объема, придавая зага- дочность, легкость и неуловимость обладатель- нице. Помимо свободного летящего варианта, предложенного дизайнерами, можно одеть это платье с поясом – тем самым подчеркнув талию и окутав бедра в нежные складки. Также мы предлагаем ещё 2 варианта, как можно носить это платье (см. рисунок 4). Во-первых, можно взять уголок драпировки и аккуратно заправить его внутрь по линии талии, закрепив булавкой к внутреннему слою платья. При этом остается ниспадающая вертикальная складка водопада, плавно огибающая низ изделия, а сбоку выглядывает женственный изгиб бедра. Второй вариант является продолжением первого – возьмите брошь (на рисунке –роза), соберите свободные складки драпировки на талии и заколите. Получит- ся изящный вариант облегающего вечернего платья. 129 Изменение БК (см. рисунок 5а) Построить чертежи переда и спинки пря- мого силуэта. Закрыть вытачку на спинке. Оформить новые линии горловины и пройм. Наметить линии разведения: на переде соединить точки центров груди, на спинке провести горизонтальную линию через основания пройм. Определить высоту первой складки АБ. Создание МК (см. рисунок 5б) На переде: перевести верхние вытачки в правый боковой срез; провести дугу из точки А радиусом R, равным АБ; провести касательную а к дуге из точки Н и найти точку касания К. На спинке: продлить отрезок АК и отложить величину КА', равную АК; совместить точки низа переда и спинки, поворачивать верхнюю часть детали спинки до тех пор, пока точка В (см. рисунок 5а) попадет на точку А'; оформить сопряжение деталей по линии низа. Специалисты часто используют приемы драпировки в своих моделях, но создают они эти шедевры методом наколки. В литературе не найти разработок и подробных описаний построения подобных чертежей. В данной статье разра- ботаны модельные конструкции, которые дают точное решение задачи и воз- можность заранее вычислить необходимое количество материала. Все предло- женные изделия выполняются без примерок в том случае, если используется проверенная базовая конструкция. 130 . Е.Н. Зырянова, Е.В. Елефтериади ОБУЧЕНИЕ ИКЕБАНЕ КАК КОМПОНЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Экология на современном этапе развития общества является одной из наиболее динамично развивающихся комплексных наук и одной из важнейших сфер деятельности человечества. Целью экологического образования является становление экологической культуры личности, т.е. такой личности, которая будет всесторонне развитой, способной жить в гармонии с окружающей средой. Острейший дефицит, характеризующий современное состояние нашего об- щества – это дефицит культуры. Эстетическая культура личности предполагает наличие развитого эстетического вкуса, потребностей и способностей к эстетиче- скому творчеству. Под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Система школьного образования предполагает в себе воспитание эколого- эстетической культуры на уроках естественнонаучного и гуманитарного про- филей. Элективные курсы также являются эффективным способом в воспита- нии бережного и ответственного отношения к природе. Мы попытались в сво- ем элективном курсе «Комнатные растения» сформировать элементы эстетиче- ского и природосберегающего отношений школьников. На одном из практиче- ских занятий со школьниками мы занимались составлением композиций с ис- пользованием природных объектов, в частности была изучена техника состав- ления икебаны. Икеба на – японское искусство создание композиций из срезанных цве- тов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере. Все элемен- ты в икебане устанавливаются асимметрично и образуют как бы треугольник. Конструктивные элементы небо, земля и человек. Так как время педпрактики приходилось на декабрь, то актуальным стало составление новогодних икебан. Перед началом курса были проведены тестовое задание на предмет выяв- ления экологической установки личности, а также тест на усвоение знаний по курсу. По результатам опроса можно сделать вывод, что данный элективный курс повысил уровень знаний учащихся в области комнатного цветоводства. Учащиеся могут использовать приобретенные знания в повседневной жизни. 131 Особенностью исследования явилось то, что прагматическая установка, то есть установка потребительского отношения к природе, снизилась 23% до 6% уче- ников класса. Этическая установка отношения к природе, при которой природа воспринимается как объект охраны, возросла с 30% до 44%. Эстетическая ус- тановка возросла с 20% до 25%. Когнитивная установка восприятия природы, прежде всего как объекта изучения изменилась не значительно – с 27% до 25%. Таким образом, данный элективный курс доказал свою эффективность в области формирования эколого-эстетической культуры школьников, а также позволил сформировать навыки взаимодействия с природными объектами в ус- ловиях антропогенной среды. Элективный курс «Комнатные растения» прошел апробацию в МОУ СОШ № 46 г. Екатеринбурге в 2010 – 2011 учебном году и может быть использован в других образовательных учреждениях, а также дан- ную программу элективного курса можно порекомендовать для использования в учреждениях дополнительного образования. Ю.А. Зайцева, Е.А. Степанва НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АУТОТРЕНИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ВХОЖДЕНИЯ В ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС Статья посвящена вопросам психологической поддержки творческой личности, в частности, технологии нейролингвистического программирования. Авторы делают акцент на нейролингвистическом аутотренинге как начальном этапе творческого процесса. Термины «творчество», «креативность», «самореализация» сегодня стали популярными в научном лексиконе, что свидетельствует об актуальности смы- слов, которые они выражают. В наше время человек активнее, чем когда- либо прежде, стремится реализовать себя в творческой деятельности. А это требует, в свою очередь, поддержки данного сильнейшего мотива определенными спе- цифическими технологиями, в том числе и психолого-педагогического плана. Поиск и выявление таких технологий – вопросы сложные, ключевые для любо- го творчества. Поэтому есть смысл, прежде всего, обратить внимание на тот период, который предшествует творческому процессу (по сути, является его начальным этапом), а именно, на вхождение в творческую проблему. 132 «Встреча» субъекта с творческой проблемой не всегда является оптими- стической, особенно, если эта проблема носит сложный характер. Достаточно часто у человека возникают сомнения, отрицательные эмоции, которые явно не способствуют продвижению дела. Для нейтрализации этого состояния и созда- ния творческого настроя мастеру, на наш взгляд, важно овладеть известной технологией нейролингвистического программирования (НЛП), которая может существенно повлиять на стабилизацию творческого потенциала и увеличение возможностей. НЛП как технология реализуется при участии специалиста-психолога (тренера). Такой подход важен и эффективен, но, заметим, для творческого че- ловека гораздо важнее осуществление не внешнего, а внутреннего программи- рования. Назовем его самопрограммированием. Если связать нейролинвистическое самопрограммирование с вхождением в творческую проблему и процесс, то, в первую очередь, его следует подчинить цели создания, освобождения от творческих «зажимов», задачи выявления воз- можных психологических препятствий и их устранение из процесса. Нейролингвисты считают язык «краеугольным камнем» нейролингвисти- ческого программирования. На основе языкового воздействия мы можем изме- нить свои мысли, уходя от негативной формы в позитивную. Например, вместо того, чтобы говорить о том, чего мы не хотим, мы можем сказать о том, чего мы хотим. Попробуйте сами вспомнить любое утверждение с приставкой «не», ко- торое вы твердили себе, и прямо сейчас придайте ему позитивный вектор. Вме- сто фразы «не переживай» попробуйте внушить себе: «Будь готов к любому развитию событий», или «Каким образом мне лучше подготовиться к этому испытанию?», или же «Что бы я хотел при этом ощущать?». Это не только даст возможность чувствовать себя лучше, благодаря такому подходу вы сможете полностью перестроить свое мышление и намного лучше подгото- виться к тому, с чем вам предстоит столкнуться и сфокусироваться на том, к чему вы стремитесь [1, с. 35]. Позитивный посыл заметно поможет, когда вы приступите к творческой работе. Поэтому направляйте усилия на позитивное самопрограммирование, старайтесь закрепить этот необходимый навык. 133 Если для иллюстрации перевести данную ситуацию в «студенческий ва- риант», то, например, вместо «это курсовое задание видится мне сложным, я не знаю, как мне приступить к его выполнению», настройте себя более оптими- стично: «надо подумать, как мне выполнить эту курсовую работу наилучшим образом, хотя придется приложить к этому определенные усилия», или «эта курсовая работа представляется мне интересной и полезной для моего развития в профессиональном плане». Позитивное нейролингвистическое самопрограм- мирование – это по существу аутотренинг, дающий возможность активизиро- вать свои творческие силы, направить их на выполнение целей и задач. Применение положительного программирования поможет вам: – брать на себя ответственность за свои собственные желания и побужде- ния; – создать для себя привлекательные перспективы будущего и находить пути к ним; – выстраивать более доверительные отношения с людьми и развивать в себе дар убеждения; – избавиться от неприятных воспоминаний в течение долгого времени создающих вам психологический дискомфорт; – повысить свою самооценку и научиться уважать себя; – создать постоянный позитивный внутренний настрой; – максимально ускорить и облегчить свое профессиональное совершенст- вование; – познакомиться с секретами деятельностных схем, с помощью которых профессионалы добиваются успеха [1, с. 23–24]. Следует обязательно в процессе овладения технологией НЛП отбросить возникающие сомнения в ее эффективности, а также помнить, что успеха мож- но добиться только при добросовестном выполнении своих собственных пози- тивных установок. Творчество – это не только процесс создания нового, но и процесс само- совершествования человека. В творчестве человек создает себя, раскрывает свои возможности, заложенные в него природой. А возможности эти поистине безграничны. Понимая это, не следует забывать, что большие дела складывают- ся из малых. И часто сделать небольшой позитивный шаг вперед – это уже само 134 по себе очень важное дело, необходимое достижение, ведущее к творческим успехам и высотам. Психологи утверждают, что даже не очень масштабные самостоятельные действия имеют огромное значение. Нейролингвистический аутотренинг в про- цессе его применения может оказать значительное воздействие на формирова- ние таких черт личности, как активность, решительность, вовлеченность, кон- центрация усилий в достижении цели и др. Особое значение формирование этих качеств имеет для творческой самореализации. Творчество– процесс сложный, многомерный. Его не надо понимать как постоянное творческое «парение», так как в нем присутствуют также целена- правленные расчет, воля, логика, от которых в большой степени и зависит творческое озарение – инсайт. Итак, в рамках данного сообщения были актуализированы следующие положения: 1. Выявление аспекта известной технологии НЛП, который мы определи- ли как нейролингвистическое самопрограммирование или нейролинвистиче- ский аутотренинг. 2. Позиционирование технологий нейролигвистического самопрограмми- рования в роли позитивного средства активизации вхождения индивида в твор- ческий процесс. Библиографический список 1. Андреас С. НЛП. Технология успеха / С. Андреас, Ч. Долкнер. Моква: Эксмо, 2009. Т. Б. Зеленкова ДИЗАЙН КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ В настоящее время невозможно представить свою жизнь без компьютера. Экран монитора для многих становится «окном в мир», заменяя книги, музеи, прогулки на природе, живое общение. Хотим мы этого или нет, но образная информация с дисплея накладывает на нас определенный отпечаток. Радует, 135 когда встречаешь красиво и грамотно оформленный зрительный материал, но, к сожалению, чаще приходится работать с «сырыми» с точки зрения дизайна изображениями. Почему так происходит? Всеобщая компьютерная грамотность позволяет любому человеку из простого потребителя информации превратиться в творца и созидателя новой информации. Компьютерные программы предоставляют неисчерпаемые возможности для такой работы. Разработка своих наглядно- образных материалов широко вошла в школьную практику: учителя и ученики как будто соревнуются между собой в количестве презентаций, созданных в программе «Microsoft Office Power Point». Хорошо это или плохо? С одной сто- роны замечательно – множество людей получило возможности для раскрытия своего творческого потенциала, для самореализации. А с другой стороны, если вы зайдете на учебные сайты, где представлены материалы к школьным урокам в формате презентации и попробуете оценить их не с точки зрения предметного и методического содержания, а как дизайнер, то, скорее всего, будете сильно разочарованы, встретившись с абсолютно безграмотным использованием ши- рокого спектра цветовых палитр, шрифтов и анимационных эффектов, предло- женных компьютерной программой. В лучшем случае это будет либо вообще отсутствие дизайнерского оформления, либо использование стандартных «цве- товых схем» и «дизайна слайдов». Конечно, не стоит все драматизировать – есть замечательные презентации с тонкой организацией цветовых нюансов, с виртуозно построенной композицией слайда, с мягкими переходами от одних изображений к другим. Есть презентации, которые можно сравнить с произве- дениями искусства, но таких работ – единицы. Большинство учебных презента- ций с художественной точки зрения не дотягивают и до «троечки». А ведь именно на них воспитывается художественный вкус нового поколения – школьники вынуждены смотреть такие «наглядные пособия», а потом сами создают нечто подобное. В настоящий момент проблема дизайна наглядно-образной информации для учебного процесса становится актуальной. Раньше в создании наглядных пособий для школьников работали профессионалы: учебники, плакаты, учеб- ные фильмы должны были получить допуск для массового использования, при выдаче которого учитывали художественное качество представляемого мате- 136 риала. Невозможно, да и не нужно, ставить под тоталитарный контроль созда- ние учебных презентаций, но необходимо учить тех, кто будет создавать учеб- ные презентации, критично относится к художественному качеству создавае- мых или используемых компьютерных материалов. Кто учит школьников, студентов, учителей работать в программе «Microsoft Office Power Point» и других аналогичных программах? Обычно учителя информатики, главная задача которых «научить правильно использо- вать кнопочки», то есть техническая сторона вопроса. По содержанию инфор- мации и способу ее передачи могут проконсультировать учителя-предметники. Дизайнерская сторона оформления презентации, как правило, «остается за бор- том», хотя именно здесь переплетаются вопросы психологического восприятия информации и формирования художественного вкуса. Повезло тем школьни- кам, студентам, учителям, у кого есть врожденные художественные способно- сти – они могут сделать хорошую презентацию, опираясь на собственную ин- туицию. Повезло тем, кто учился в Детских художественных школах и студиях – они знают про композицию листа, доминантные направления, законы цвето- вых сочетаний, масштабности, равновесия и т.д. Ну а для тех, кто не знаком с основами дизайна при знакомстве с созданием презентаций обязательно должен быть обучающий раздел по данным темам. Сейчас в методических пособиях и требованиях к созданию учебных пре- зентаций выделяют четыре этапа: планирование презентации, составление сце- нария, оформление презентации; проверка и отладка презентации. Первый этап (планирования) предполагает определение целей и места презентации в уроке, формирование структуры и логики подачи материала, то есть содержание пре- зентации. Затем составление сценария – определение логики передачи содер- жания в презентации. На третьем этапе рассматривают оформление презента- ции как определение соотношения текстовой и графической информации, на- стройки анимационных эффектов. Заключительный этап – проверка и отладка презентации репетиция или «прогон» презентации, корректировка времени. Как видим, места для художественного решения презентации не оказалось. На мой взгляд, необходимо этап оформления презентации рассматривать шире и обязательно включать в него художественно-оформительские требова- ния к учебной компьютерной презентации. Для этого необходимо знакомить 137 всех желающих с основами дизайна, и тогда презентация будет нести зрителю «пользу, удобство и красоту». Обучение должно включать в себя две части: теоретическую и практическую. В теоретический раздел нужно закладывать знакомство с требованиями компоновки (лаконичности, структурности, авто- номности, обобщения, унификации) и композиционно-художественными тре- бованиями к оформлению слайдов. Особое внимание надо уделять особенно- стям психологического восприятия изображений с точки зрения композицион- ного решения (определения смыслового центра, равновесия, масштабности), цветовой гармонии и единства стиля. В практической части можно предлагать обучающимся выполнить худо- жественное оформление презентации по готовому содержательному материалу. Оценивая созданные работы, или любые другие презентации обращать особое внимание на художественное оформление слайдов, на обоснованность исполь- зования анимационных эффектов. Только через практику и конструктивную критику созданных презентаций можно научиться создавать достойные учеб- ные презентации, при работе с которыми ученикам будет проще понять мате- риал, и в душе будет оставаться чувство гармонии и красоты. При обучении созданию презентаций младших школьников развитие ху- дожественного вкуса должно проходить через практическое выполнение зада- ний. Презентация должна быть такой, чтобы она нравилась самому ребенку. Обычно ученикам начальной школы очень нравится то, что они сделали сами и поэтому авторские работы ребят должны подвергаться критике с большой ос- торожностью. Лучше формирование художественной грамотности проводить на «нейтральных» презентациях, отвечая на вопросы красиво или не красиво, помогает оформление понять информацию или мешает. Оценивая чужую рабо- ту и «улучшая» ее, школьники сами исследуют и открывают законы цветовых сочетаний, правила композиции, присваивают себе эти знания и с удовольстви- ем используют их в своих последующих работах. Современные средства ТСО предоставляют нам огромные возможности и все больше людей могут не только научиться работать на компьютере, но и постичь красоту и радость создания по настоящему полезных, удобных и кра- сивых компьютерных презентаций в программе «Microsoft Office Power Point». |