Главная страница
Навигация по странице:

  • КРЕАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБ- РАЗОВАНИЯ Материалы Международной научно-практической конференции 28 – 30 марта 2011 г., Екатеринбург

  • Креативные основы художественного образования

  • Раздел I. Философские проблемы художественного образования

  • Раздел II. Педагогические проблемы художественного образования

  • ПРЕДИСЛОВИЕ

  • Раздел I . ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ О.А.Бакеркина

  • Разования материалы Международной научнопрактической


    Скачать 2.16 Mb.
    НазваниеРазования материалы Международной научнопрактической
    АнкорKreativ_2011.pdf
    Дата22.06.2018
    Размер2.16 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаKreativ_2011.pdf
    ТипСборник
    #20613
    страница1 из 19
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

    1
    Министерство образования и науки Российской Федерации
    ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
    Учреждение Российской академии образования
    «Уральское отделение»
    КРЕАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБ-
    РАЗОВАНИЯ
    Материалы Международной научно-практической
    конференции
    28 – 30 марта 2011 г., Екатеринбург
    Екатеринбург
    РГППУ
    2011

    2
    УОК 378.87(082)
    ББКЧ 44.971я431
    К80
    Креативные основы художественного образования материалы Меж- дунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 28–30 марта 2011 г. / под ред.
    А.А.Чикина; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2011. 206 с.
    Представленные материалы отражают педагогическую, философскую, искусствоведческую проблематику художественного образования, а также во- просы развития художественного образования в современном мире.
    Сборник адресован студентам, аспирантам, преподавателям.
    Редакционная коллегия: д-р филос. наук, проф. А.Б.Костерина; канд. пед. наук, доцент В.П.Фалько; канд. экон. наук, доцент, заслуженный работник культуры Р.Ф. А.А.Чикин , методист Л.С.Пономарева.
    © ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально- педагогический университет», 2011

    3
    СОДЕРЖАНИЕ
    Предисловие……………………………………………………………………
    Раздел I. Философские проблемы художественного образования
    5
    Бакеркина О.А. Театральное в моде………………………………………….
    Барсукова Т.В. Выразительный лик тишины в живописи…………………..
    8 12
    Баркарь Е.Е., Остапенко Н.Н. Единство этического и эстетического как гуманистическая составляющая художественного образования …………
    Беловусова Ю.В., Лекомцева Д.С.,Трунова В.А.Понятие «арт-дизайн» в контексте современных исследований………………………………………
    Беловусова Ю.В. Особенности современного дизайна: провокация в ин- терьере…………………………………………………………………………
    Бобрихин А.А. К исследованию архетипов этнического пространства…….
    Глумова Е.М. ,Прокопьева И.А. Дизайн образование: проблемы формо- творчества в историко-культурном контексте……………………………..
    Головкова М.И. Эволюция профессиональной деятельности куратора….
    Зайцева Ю.А., Фатеева Н.А. Эклектика в интерьере как отражение миро- восприятия современного человека…………………………………………..
    18 22 27 31 35 39 43
    Канев А.Н. Полифония культур в мифовоспритие………………………….
    Кинёва Л.А. Развитие вазовой формы в камнерезном творчестве архитек- тора И. Гальберга (вторая треть XIX века)…………………………………..
    Костерина К.С. Специфика феномена артизации в русской культуре се- ребряного века………........................................................................................
    Крохалева О.В., Поташева А.В. Современный стиль в интерьере…………
    Курляк Е.М., Максяшин А.С. Актуальные проблемы художественного об- разования……………………………………………………………………….
    Лебедева Т.С., Максяшин А.С. Кич в искусстве и как к нему относиться…
    Литвинов А.В. Мышление как философское понятие………………………
    Попкова М.Д. Фабрикация или генерация – о креативных источниках ху- дожественной формы…………………………………………………………..
    Соловьев С. В. Документальное кино как сфера взаимоотношений между автором, зрителем и действительностью…………………………………….
    Тобышев Ф.Д. Арт-дизайн и современная молодежная культура………….
    Усманова А.А. Эстетизация вещи в жизнетворчестве модерна…………….
    Цесевичене О.А., Юдова А.Ю. Русская мода и конструктвизм……………..
    Цесевичус А.С. Философия дзенских искусств или «Дух цветка хана»…..
    Чапаева М.В. Лицо как эстетический феномен в русской культуре………
    Ширинкина В.В. Влияние новых технологий на современное искусство………………............................................................................................
    Шуплецова Е.Ж. Сокровенное как часть национальной культуры…………
    Юкерс Н.В. Особенности мышления дизайнера……………………………
    46 52 57 59 62 67 71 75 77 80 83 88 92 96 100 105 110
    Раздел II. Педагогические проблемы художественного образования
    Бакеркина О.А., Волкова А.О .Народный крой в современности…………..
    Бакеркина О.А.,Чиркова Е.С. Фейшн-фотография.Общие характеристики
    113 118

    4
    Власенко С.Н. Проектная деятельность в подготовке студентов профес- сионально-педагогического вуза в области дизайн имиджа и стиля……….
    Волкова А.О., Лухтан Л.В. Женственность в струящихся водопадах……
    Зырянова Е.Н., Елефтериади Е.В. Обучение икебане как компонент эко- логического образования……………………………………………………...
    Зайцева Ю.А., Степанова Е.А .Нейролингвистический аутотренинг как технология вхождения в творческий процесс……………………………….
    Зеленкова Т.Б. Дизайн компьютерных презентаций школьников………….
    Зонова С.Ю. Космополитизм в дизайне ногтей……………………………..
    Келейникова А.С.,Козырева В.Б. Школьная форма: из глубины веков в со- временность……………………………………………………………………
    Коба М.Л., Тарасова А.Г. Коллаж как технический прием в художествен- но-проектной деятельности…………………………………………………..
    Коренева А.С. Востребованность художественного творчества и его про- дуктов в современной жизни………………………………………………….
    Кудрявцева А.И. Развитие креативных способностей специалистов- ремесленников художественного профиля в системе дополнительного профессионального образования……………………………………………...
    Мезина Л.Н. Развитие образного мышления детей младшего школьного возраста средствами изобразительного искусства в системе дополнитель- ного образования………………………………………………………………
    Моисеев А.В. Профессиональная подготовка специалистов художествен- но-ремесленных профессий в нижнетагильском горнозаводском округе
    XVIII в. …………………………………………………………………………
    Панкина М.В., Рудакова Н.Н. Идеи экологического дизайна в интерьерах образовательных учреждениях ………………………………………………
    Пиньженина Н.С. Эксперимент в бумагопластике как метод пластическо- го моделирования в дизайне………………………………………………….
    Салмина С.В. Мотивация студента-художника к творческой деятельности
    Степанов А.В. ,Степанова Т.М. Предмет педагогики:модель дефини- ции………………………………………………………………………………
    Тарасова А.Г. Активизация творческого потенциала студентов в услови- ях освоения пластического моделирования…………….………………….
    Филиппова Г.С. Композиционная подготовка абитуриентов архитектони- ческого вуза как начальный этап профессионализации в области дизайна интерьера…………………………………………….…………………………
    Шутова Т.В. Организационно-педагогические условия подготовки педа- гога профессионального обучения в области дизайна имиджа и стиля …..
    122 126 130 131 134 138 141 147 153 156 161 163 167 171 175 179 184 191 195
    Сведения об авторах……………………….…………………………………
    201

    5
    ПРЕДИСЛОВИЕ
    Настоящим сборником намечены контуры междисциплинарного исследо- вания креативных основ художественного образования. Показаны их связи с ведущимися в различных гуманитарных дисциплинах исследованиями и с ря- дом не получивших до сих пор конструктивного разрешения проблем совре- менности. Предложены подходы к этим проблемам, способы понимания их и направления работы с ними.
    Несмотря на ряд существенных открытий, обобщений и наблюдений, проблема художественного образования и, особенно, феномен креативности, до настоящего времени остается недостаточно изученным явлением. В частности, не исследована проблема взаимосвязи понятий творчество и креативность.
    Креативный акт есть создание нового. Новое есть впервые мыслимое или делаемое данным субъектом, ранее неизвестное ему. Творчество тоже всегда свя- зывалось с созданием чего-то качественно нового, не существовавшего прежде в любой сфере деятельности: научной, производственной, предпринимательской, художественной, политической. Начиная с Платона творчество понималось как индивидуальный акт прорыва к новым сущностям. Однако в эпоху Возрождения появился несколько иной, более узкий взгляд на творчество, прежде всего как на художественный акт. Постепенно в массовом сознании творчество все более тесно связывается с искусством, с созданием новых культурных и художественных об- разцов и отдаляется от прагматической деятельности.
    В индустриальную эру для осуществления производственной, коммерче- ской или любой другой деятельности творчество было необходимо в относи- тельно небольших количествах. Производство товара или услуги требовало ис- полнителей, совершавших некие действия по уже заданной схеме, и совсем не- много людей, меняющих существующие или создающих принципиально новые схемы. Такое соотношение творчества и воспроизводства соответствовало ин- дустриальной эпохе, ее ценностям, скорости обновления и внедрения иннова- ций, условиям конкуренции на рынке товаров, услуг, труда, ресурсов.
    С 60-х годов прошлого века среда начинает меняться под воздействием новых вызовов — технологических, мировоззренческих, культурных. А с 80-х

    6 годов существенно меняется и соотношение творческих и рутинных компонен- тов в создании любого продукта, включая, например, спорт высоких достиже- ний (футбол, баскетбол, теннис). Наступает постиндустриальная эра, возникает общество потребления, мультимедийный мир (знаменитая маклюэновская фор- мула того времени: «коммуникации правят миром»), постмодернистская фило- софия, концептуальное искусство, высокие технологии, транснациональные се- тевые организации.
    На смену творчеству приходит креативность – способность субъекта соз- давать не столько новые продукты, сколько новые схемы или алгоритмы для создания этих продуктов, а также схемы и алгоритмы для создания самих но- вых схем и алгоритмов. Оппозицией креативности служит репродуктивность – работа по заданному шаблону или схеме.
    Начиная с 60-х годов креативность становится необходимым компонен- том любой деятельности, поскольку сама деятельность выходит на все более сложный социальный и технологический уровень. Соотношение креативных и репродуктивных компонентов деятельности смещается в сторону первых. Где же взять столько гениев? К счастью, нужны не гении в традиционном понима- нии, а креативные люди, умеющие созидать новые продукты, о которых шла речь выше. Более того, оказалось, что креативность в человеке можно разви- вать, ей можно обучать.
    И в этой связи не случайно наше обращение к некоторым разновидностям философско-культурологического и педагогического осмысления креативных ос- нов художественного образования. По сути дела художественное творчество есть спонтанная креативность, закономерности которой обычно не удается проследить.
    Содержание сборника сгруппировано в два основных раздела:
    1.
    Философско-культурологические проблемы художественного образования.
    II. Педагогические проблемы художественного образования.
    Изучение представленных к публикации материалов и статей показали, что многие проблемы, в том числе и дизайн-образования по-разному понима- ются авторами и составителями данного сборника. Это оставляет большое поле для дискуссий. Поэтому редакционной коллегией было принято решение о принятии материалов к публикации в авторской редакции.

    7
    Сборник адресуется преподавателям, аспирантам, студентам профессио- нально-педагогических вузов и колледжей, всем интересующимся актуальными проблемами философии, культурологи, искусства, а также педагогики дизайна как проектной деятельности в культурном пространстве.
    Институт искусств РГППУ с благодарностью встретит ваши отклики и замечания и надеется, что знакомство с материалами сборника будет для вас интересным и полезным, а наше профессиональное общение, обсуждение акту- альных проблем современного искусства и дизайна в философско- культурологическом и педагогическом аспектах и, соответственно, дальнейшие публикации сборника станут традиционными. Мы приглашаем всех заинтере- сованных лиц принять участие в работе следующей международной конферен- ции. Приглашение к участию в конференции и ее примерную программу можно будет найти на сайте Института искусств Российского государственного про- фессионально-педагогического университета: http//inis/rsvpu.ru
    С уважением, редакционная коллегия

    8
    Раздел
    I .
    ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
    ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    О.А.Бакеркина
    ТЕАТРАЛЬНОЕ В МОДЕ
    В условиях современного общества отмечается формирование потреби- тельских стандартов массовой культуры. Это влечет за собой возникновение поверхностного, клипового, интерпассивного восприятия человеком окружаю- щей действительности.
    Развитие экономики усиливает миграцию, появление скоростных видов транспорта сокращает расстояния, телевидение и Интернет делают возможным разместить практически весь мир в рамках пространства человеческого жили- ща. В культуре набирает силу «сознание постмодерна», главной ценностью ко- торого является неограниченная свобода творчества, а главной формой прояв- ления – разрушение традиционных культурных ценностей. Все это предполага- ет формирование новых, современных форм человеческого самоосознания и самоорганиазции. «Постмодернистская реальность – это мир, лишенный четких очертаний…Эта реальность – поле эксперимента, а не сфера закономерного... жизнь втягивает человека в очень широкий круг отношений, в которых дейст- вуют слишком разные правила» [4, с.95]. Эта самая неограниченная свобода творчества постмодерна приводит к главенству перфоманса в жизненном про- странстве индивида и определяет принцип театрализации в качестве основной формирующей индивидуальное сознание субъекта культуры в обществе массо- вого потребления, «…наше время… предпочитает образ – вещи, копию – ори- гиналу, представление – действительности, видимость – бытию… Ибо для него священна только иллюзия, истина же профанна» (Фейербах Л.). Театральность бытия органична для человеческого общества в силу самой его природы. «Че- ловеку присущ инстинкт… преображения, инстинкт противопоставления об- разам, принимаемым извне, образов, произвольно творимых человеком, ин- стинкт трансформации видимостей Природы…» [1,с.43]. В повседневной жиз- ни театрализованное сознание выражается в обыденной лексике, включающей выражения «роль», «маска», «спектакль», «драматизация», «комедия», «фарс»,

    9
    «абсурд», «трагедия» и др. Часто в жизни человек сознательно ведет себя как бы на подмостках, изображая что-то, придавая своим жестам и поступкам сим- волический смысл. Еще Аристотель в своей «Поэтике» впервые обращается к теоретическому осмыслению театрального действа, делая особенный упор на выявлении предпосылок возникновения театра в механизмах человеческого по- ведения и восприятия. Истоки возникновения театрального искусства он нахо- дит в миметическом характере человеческой природы. «Подражать присуще людям с детства: люди ведь теми отличаются от остальных существ, что склон- нее всех к подражанию, и даже первые познания приобретают путем подража- ния, и результаты подражания всем доставляют удовольствие»[7,с.648]. Окру- жив себя внешними атрибутами “персонажа с картинки”, обыкновенный чело- век уже ощущает себя “соответствующим”. Его представление о себе - иллю- зия, а в реальности его жизнь идет своим чередом. Так как поведение людей всегда следует определенным правилам, любое действие воспроизводит неко- торую поведенческую схему, принимаемую данной культурой. Человек заучи- вает «роль», являющуюся нормой. Сознательная же театральность в обществе проявляется в организации массовых мероприятий – политических и неполи- тических митингов, военных парадов, показов мод и конкурсов красоты, кон- цертных мероприятиях и т.д. Их проведение базируется на принципе организа- ции шоу, использующем различные приемы зрелищных видов искусств. «Игра, таким образом, становится некоторым полигоном для апробирования новых социальных связей» [5, с.20].
    Приемами перфоманса в условиях постмодернистского общества, как правило, чаще всего пользуется мода. Этот феномен, как особое социокультур- ное явление, играет важную экономическую, культурную и политическую роль в обществе, является спутником экономики массового производства и массово- го потребления, культуры массовых зрелищ и развлечений. Мода пронизывает весь образ жизни современного человека, в связи с чем, она наиболее адекватна постдемократическому порядку и той индивидуализации мышления, которая на- блюдается в мультикультурно постмодернистском обществе XXI века. «Человек может быть вполне самим собою только, пока он один, так как общество, прежде всего, требует взаимного приспособления»[2, с 49].

    10
    Как универсальный и многогранный феномен, мода привлекала и про- должает привлекать к себе внимание представителей различных отраслей гума- нитарного знания: философов, социологов, экономистов, культурологов, лин- гвистов, психологов, историков и др. Среди них Г.Блумер, П.Бурдье, Т.Веблен,
    Э.Габло, Г.Зиммель, В.Зомбарт, Ф.Кребер, С.Ричардсон, Э.Сепир, З.Фрейд,
    Э.Фромм, И.Хейзинга, К.Г.Юнг и др. Традиционной для современных фило- софских и социологических трудов, посвященных моде, является проблема ее сущности, социальных функций, ценностно-нормативной природы. Например, с точки зрения эстетики мода рассматривается в аспекте специфического про- явления ценностного отношения человека к миру, как особая сфера художест- венной деятельности, подчиненная эстетическим требованиям эпохи
    (А.П.Белик, И.В.Григорьева, В.И.Казаринова, Т.В.Козлова, З.Л.Савдагарова,
    Н.Т.Савельева, А.Г.Харчев). Представители семиотики видят в моде знаковую систему (А.М. Горбачева, Г.П. Дудчикова, Т.В. Козлова, Г.Х. Казбулатова,
    М.Н. Мерцалова, Р.А. Степучев). Семиотический анализ и деконструкция мод- ного знака осуществлены Р. Бартом в «Системе моды», а также в известных ра- ботах Ж. Бодрийяра «Система вещей» и «Символический обмен и смерть». В рамках экономического подхода мода анализируется как фактор развития про- изводства, возможный регулятор потребительской активности. В данном слу- чае, мода действительно функционально экономически эффективна в совре- менном обществе (Л.В Архипова, С.О.Аничкина, Н.Т.Фролова). Политическая значимость моды заключается в ее возможности продвигать идеологию того или иного класса, программы различных партий и общественных движений
    (И.В.Бандура, Т.А.Есина, О.А.Феофанов). Философами и искусствоведами не- однократно предпринимались попытки рассмотреть моду как специфический способ межличностной коммуникации. В этой связи Л.В.Петров, например, трактовал моду как особый способ, образ и меру обработки социальной инфор- мации. Некоторыми современными западными философами мода рассматрива- ется как своеобразный «культурный фильтр» (Липовецки Ж). По их мнению, все то, что не признано модой, лишается права на существование в качестве элемента культуры. Господство моды в базирующемся на принципе удовольст- вия «эфемерном обществе», считается всеохватывающим.

    11
    Так или иначе, различным аспектам моды и модного поведения посвяще- но немало интересных и глубоких научных трудов и диссертационных исследо- ваний. При этом значительную часть работ, посвященных моде, составляют те, в которых этот феномен исследуется на базе костюма (В.Б.Богомолов,
    А.А.Васильев, В.Кандинский, Т.В.Козлова, К.Малевич, М.М.Мерцалова,
    Л.В.Орлова, Ф.М.Пармон, Т.К.Стриженова). Во многих работах подобного ро- да происходит смешение понятий «мода» и «моделирование костюма», рас- сматривается сугубо эстетическая функция моды, а это, подчас, мешает выяв- лению ее как феномена культуры.
    В последние десятилетия к данной тематике добавилась теоретическая разработка вопросов модного дизайна, касающаяся интерьера, жилой и про- мышленной архитектуры, предметов быта, офисного и производственного обо- рудования и т.д., а также изучение проблем моды, характерных для молодеж- ных и иных субкультур. Кроме того, большой массив исследований составляют социально-психологические. Мода, в данном случае, рассматривается как один из психологических способов воздействия на личность в процессе общения, как форма массового поведения (Г.М.Андреева, А.В.Коваленко, Б.Д.Парыгин).
    Следование моде трактуется также как способ эмоциональной разрядки, обу- словленный стремлением к разнообразию и бегству от действительности.
    Для эпохи постмодерна характерно не только взаимодействие, но и взаи- мопроникновение явлений культуры. «Сегодня мы наблюдаем принципиально иную ситуацию: культура предстает нашему взору как совокупность, соедине- ние различных слоев и образований, которые невозможно помыслить как орга- ническое единство»[4,с. 22]. Н. Евреинов, размышляя о театре повседневного поведения, признавал игровой театральный характер не только действия, но и восприятия. Для театра необходим зритель. И в повседневной жизни человек, во-первых, зритель самого себя, а во-вторых, сам для себя автор и актер [1].
    По нашему мнению, для того, чтобы понять значимость феномена моды для современного общества, его необходимо рассматривать не только сам по себе или в контексте его влияния на другие сферы культуры. Построение жиз- ни по задаваемым моделям, активное использование в повседневности игрового начала, режиссирование ситуаций и зрелищность, появление в бытовом лекси- коне человека специфической театральной терминологии предполагает рас-

    12 сматривать феномен моды в контексте с феноменом театра. Нам кажется необ- ходимым и актуальным определение обратной связи, то есть влияния, в нашем случае – феномена театра, на понимание сущности моды.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


    написать администратору сайта