Главная страница
Навигация по странице:

  • Ю.В. Беловусова, Д.С. Лекомцева, В.А. Трунова

  • Библиографический список

  • Ю.В.Беловусова

  • Разования материалы Международной научнопрактической


    Скачать 2.16 Mb.
    НазваниеРазования материалы Международной научнопрактической
    АнкорKreativ_2011.pdf
    Дата22.06.2018
    Размер2.16 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаKreativ_2011.pdf
    ТипСборник
    #20613
    страница3 из 19
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
    Библиографический список
    1. Бердяев Н.А. Философия неравенства. Письмо тридцатое. О культуре /
    Н.А.Бердяев. Москва: Знание, 1990.
    2. Баринова И.Г. Концепция художественного образования как фундамент системы развития личности [Электронный ресурс]. Режим доступа: iro.yar.ru › conferences/new/o0001.doc.
    3. Климова Г.П. Эстетический вкус как проектная культура и творчество личности: монография / Г.П.Климова, В.П.Климов. Екатеринбург: Изд-во ГОУ
    ВПО Рос. гос.проф. проф.-пед. ун-та, 2009.
    4. Гадамер Г. Г. Истинный метод: основы философской герменевтики /
    Г.Г.Гадамар. Москва, 1988.
    Ю.В. Беловусова, Д.С. Лекомцева, В.А. Трунова
    ПОНЯТИЕ «АРТ-ДИЗАЙН» В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ
    ИССЛЕДОВАНИЙ
    Арт-дизайн является одним из новых видов проектного дизайнерского творчества. Само слово «арт-дизайн» у всех на слуху, однако его использование является в некоторой степени произвольным из-за отсутствия качественного, полного и интересного определения данного понятия. Безусловно, это связано с продолжающимся процессом формирования этого вида творческой деятельно- сти, поиском аспектов его исследования и рассмотрения перспектив, и прежде чем анализировать существующие определения понятия «арт-дизайн», необхо- димо рассмотреть основные характеристики этого явления.
    Истоки арт-дизайна можно обнаружить в чисто декоративных изделиях, которые создавались искусными мастерами-ремесленниками в доиндустриаль- ную эпоху, и в отдельных изящных или экстравагантных, оригинальных и уни- кальных произведениях периода ар деко, и в проявлении определенного эсте- тизма у многих профессиональных художников прикладного искусства в нашей стране во второй половине 60-х годов ХХ в. В некоторой мере арт-дизайн был преемником поп-арта, который возник на границе элитарного и массового искус- ства. Как термин арт-дизайн возник в 1980-х годах в Милане. Яркие представите- ли этого направления: Ф. Кислера, П. Форназетти, К. Моллино, Д. Джадда,

    23
    Э. Соттсасса, Г. Пеше, Р. Арада, Т. Диксона, М. Бонетти, Ф. и У. Кампана и др.
    По существу, объекты арт-дизайна – это декоративные композиции на тему вольно интерпретированных образов изделий тех или иных групп, видов и типов, часто переплетающихся с образами, заимствованными из других видов искусств. Иногда эти композиции по-настоящему оригинальны, выразительны, красивы, но чаще они просто преследуют цели эпатажа зрителей, ниспроверже- ния общезначимых ценностей и критериев красоты предметного мира.
    На наш взгляд, отличительными чертами арт-дизайна являются: неожи- данные комбинации цвета и света, смешение стилей в одном объекте, исполь- зование нестандартных образов, использование разнообразных материалов в одном объекте (металлы, древесина, стекло, керамика, пластмассы, резина, краски, ткани, трикотаж, кожа, мех, самоцветы, камень и т. д.), высокое качест- во композиции, художественная деталировка формы, преобладание принципа hand made (сделано вручную) при создании объекта дизайна.
    Сегодня арт-дизайн распространен во многих сферах, связанных с дизай- ном предметов и окружающей среды: от интерьеров общественных зданий и квартир, до арт-дизайна собственного тела (боди-арт), включающего дизайн ногтей, причесок и пр. Арт-дизайн широко применяется при создании разных видов полиграфии.
    Отметим, что публикаций на тему арт-дизайна, к сожалению, существует небольшое количество в связи с расплывчатыми границами этого явления. Рас- смотрим дефиниции, которые нам предлагают авторы различных статей, по- священных арт-дизайну.
    В статье «Арт-дизайн: структура и содержание понятия»

    4

    А.В. Степанов, член Союза художников России, предлагает следующую трактовку данного тер- мина: «Арт-дизайн – это вид (точнее тип) проектирования в рамках предметно- пространственных, антропо-предметных, натурно-предметных систем и совер- шающихся в них действий (деятельности), особенность которого состоит в орга- низации принципиального преимущества эстетической функциональности проек- тируемого объекта над функциональностью прагматической». Свое четко сфор- мулированное определение автор дополняет: «…современный арт-дизайн на- столько плотно интегрирует себя в искусство, что не только самоидентифицирует свое присутствие в искусстве, но и становится, зачастую, неразличимым с ним».

    24
    Интересное определение дает нам М. Литвинова, теоретик дизайна, в сво- ей статье «Арт-дизайн – искусство дизайна»

    5

    . «Арт-дизайн – это вид творче- ства, основанный на знании всех законов гармонии, известных искусству, а также естественнонаучных основ организации природы и цивилизации, нахо- дящихся в тесном единстве и взаимном проникновении. Объекты арт-дизайна,
    – добавляет автор, – дороги, они привносят в интерьер яркий штрих, заставля- ют задуматься. Часто это экспонаты выставок, не более». В качестве доказа- тельства Литвинова приводит пример: «На изящный стул нельзя опуститься, иначе он сложится под вами; велосипедное колесо, торчащее в табурете (реди- мейд Марселя Дюшана «Колесо», 1913), вряд ли позволит использовать этот предмет по назначению. Посмотрите на «сгоревший» стул Маартена Баса из коллекции Where There's Smoke (2006) или на покрытый травой диван дизайне- ра Даниэля Споерри (1988). Но ведь и платья с показов высокой моды не идут в свободную продажу – они задают стиль».
    Быстрова Т.Ю., профессор, доктор философских наук, в своих публика- циях

    1

    дала следующее, достаточно сжатое, определение: «Арт-дизайн – это ряд творческих течений, направленных на синтез с художественным и архитек- турным формообразованием. Центральное место среди профессиональных средств занимает графическое изображение».
    Находящаяся в Интернет-ресурсах статья «Арт-дизайн в мире дизайна»
    В.Ю. Медведева

    6

    определяет данное явление следующим образом: «Арт- дизайн («дизайн-искусство») – это вид дизайна с явным приоритетом эстетиче- ского начала, направленный на организацию художественного впечатления, получаемого от воспринимаемого объекта. Это «проектирование эмоций», цели которого сближаются с задачами декоративного или даже изобразительного ис- кусства, удаляясь от задач предметного художественного творчества
    В Большом энциклопедическом словаре

    2

    В.Г. Власов начинает свое определение с исторических данных: «Арт-дизайн (от лат. artis – искусство, designare – обозначать, определять назначение) – течение авангардного искус- ства, получившее распространение в 1980-х годах, главным образом в СССР и социалистических странах Восточной Европы. В композициях арт-дизайна со- единялись приемы, авангардного изобразительного искусства и промышленно- го дизайна». Власов поясняет: «Эти странные произведения составлялись из

    25 бытовых предметов, обломков механизмов, промышленных деталей, фрагмен- тов политических плакатов, фотографий, манекенов, муляжей – в самых неле- пых сочетаниях. Они были призваны выявить непривычные, нетрадиционные стороны обычных утилитарных вещей и, тем самым, вскрыть абсурдность, ба- нальность массовой культуры социалистического общества, примитив полити- ческой агитации. Поэтому арт-дизайн и стал дерзкой формой протеста худож- ника против окружающей его лжи общественной жизни».
    Также интересна своими рассуждениями статья М. Светловой «Арт- дизайн – альтернативный путь»

    7

    «…приставка «арт» стоит на первом месте не случайно. Ведь по-настоящему красивое явление (вещь, процесс, действие) всегда целесообразно и экономично, практично и полезно. Французский дизай- нер с мировым именем Филипп Старк создал поистине новое в проектной дея- тельности, которое я определила как арт-дизайн, но не в знакомом из истории дизайна значении. Главной его функцией является протест, заключенный в рамки формообразования, выраженный в применении экзотических стилей, ра- нее в дизайне не применявшихся, использование нестандартных образов и не- стандартных материалов. Старк ориентируется не только на сам объект, но и на восприятие этого объекта, провоцируя ответную реакцию зрителя и потребите- ля. Организация диалога – вот основная функция объектов, им созданных. Я не утверждаю, что вещи, спроектированные Филиппом Старком, антифункцио- нальные – их функция заключается в обмене информацией на уровнях духа и разума. Отсюда термин арт-дизайн (от лат. artis - искусство и англ. - design), как создание продукта, не единичного произведения, а тиражируемого, но несуще- го огромный смысловой заряд. В эпоху, когда со всех сторон человека окружа- ют технологии, а функциональность стала неотъемлемой чертой вещного про- странства, Старк говорит: «Нам нужна только любовь». И оказывается прав».
    Еще одна интересная статья – «Арт-дизайн в зарубежном проектировании мебели XX – начала XXI вв.» принадлежит М.А. Морозовой

    8

    . В ней автор сформулировала два определения данному понятию:
    1. «Арт-дизайн – специфическая область дизайн-проектирования, соеди- няющая приемы авангардного изобразительного искусства и промышленного дизайна и связанная с созданием функциональных объектов, обладающих ху- дожественно-культурной ценностью».

    26 2. «Арт-дизайн – феномен постмодернистской проектной культуры, ко- торый характеризуется многообразием художественных позиций, смешением стилей и художественных методов, индивидуальным творческим подходом и активным экспериментированием в области формообразования. Один из ос- новных постулатов арт-дизайна – практически ничем не регламентируемый поток творческой фантазии художника, который уже не сдерживают жесткие рамки технологий».
    В каждом рассмотренном нами определении есть что-то индивидуальное, в некоторых из них понятие раскрывается достаточно хорошо, а в некоторых – указываются лишь основные положения арт-дизайна. На их основании соста- вим свое определение данного явления – Арт-дизайн это специфический вид
    дизайнерского проектирования, неограниченного рамками систем ценностей и
    критериями классического искусства, обладающий такими выразительными
    средствами, как вызов, провокация, игра, и направленный на установление диа-
    лога со зрителем, художественного впечатления от визуального восприятия
    его объектов, особенность которых заключается в принципиальном преимуще-
    стве эстетической составляющей над прагматической.
    Данный вид дизайна еще не обрел той определенности, как промышлен- ный, графический и архитектурный, он еще ищет свое лицо. Поэтому нельзя выбрать только одно определение и считать его единственно верным, иначе мы сами себя загоняем в узкие рамки, где затухает любое творчество. Арт-дизайн – явление растущее, изменяющееся и напрямую связанное с человеком. И пока об- щество будет меняться и изобретать, арт-дизайн будет меняться вместе с ним.
    Библиографический список
    1. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль...: Введение в философию дизайна
    / Т.Ю. Быстрова. Екатеринбург, 2001.
    2. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного ис- кусства / В.Г.Власов. Санкт-Петербург, 2000.
    3. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Книга 1 / В.Ф.Рунге.
    Москва, 2006.
    4. Степанов, А.В. Арт-дизайн: структура и содержание понятия /

    27
    А.В. Степанов // Вестник по профессионально-педагогическому образованию учебно-методического объединение. Екатеринбург, 2007.
    5. Арт-дизайн – искусство дизайна

    Электронный ресурс

    / Режим досту- па: www.vprigorode.ru
    6. Арт-дизайн в мире дизайна

    Электронный ресурс

    / Режим доступа: www.pseudology.org.
    7. Арт-дизайн – альтернативный путь

    Электронный ресурс

    / Режим
    ДОСтупа: www.aliticon.com
    8. Арт-дизайн в зарубежном проектировании мебели XX – начала XXI вв.

    Электронный ресурс

    / Режим доступа: www.discollection.ru.
    Ю.В.Беловусова
    ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ДИЗАЙНА:
    ПРОВОКАЦИЯ В ИНТЕРЬЕРЕ
    Во второй половине XX века в мировом социокультурном пространстве на- чинает формироваться постмодернизм, как принципиально новый способ сущест- вования культуры. Именно постмодернизм «смещает» культуру с пьедестала эли- тарности и «обрушивает» на массовые слои населения. В эту тенденцию включи- лись и дизайнеры: стремление донести свою мысль до любого потребителя выра- жалось, как правило, в использование готовых форм, которые были бы, с одной стороны, понятны и узнаваемы, а с другой, настойчиво утверждали идею отказа от привычного. Происхождение этих готовых форм не имеет принципиального зна- чения: в современных художественных практиках используется все - от утилитар- ных предметов быта, выброшенных на помойку или купленных в магазине, до шедевров мирового искусства [1].
    Дизайнеры постмодерна – бунтари, авторы идей «эмоционального» и «по- веденческого» дизайна, основанных на игре. Самой важной чертой такой непо- средственной игры, конечно, становится провокация, стремление не просто уди- вить, но шокировать заказчика, с целью создания противоречивых ощущений –
    «новых эмоций». Дизайнеры намеренно создают неоднозначные образы, стараясь программировать восторг, непонимание, удивление или даже неприязнь потреби- теля к дизайнерской практике.

    28
    У термина «провокация» существует множество дефиниций в различных областях знаний: медицине, экономике, политике, психологии, социологии и т.д.
    Согласно самому распространенному определению, данный феномен можно оха- рактеризовать следующим образом. Провокация – действие или ряд действий с целью вызвать ответное действие / бездействие провоцируемого, как правило, с целью искусственного создания, тяжелых обстоятельств или последствий для провоцируемого. Провокации основываются на особенностях психологии челове- ка и его поведении как социального существа [2 ].
    Художественные провокации распространились и на современный интерь- ер, как творческие практики. Многообразие современных строительных и отде- лочных материалов помогает в работе дизайнерам создавать особую концепцию двойственности, неоднозначности пространства, их пластичности, стремления к созданию игровых условий.
    Так, например, говоря об архитектуре и форме помещения, мы можем на- блюдать провокацию в самом выборе здания для конкретного интерьера. Нередко используются бывшие производственные площади небольших фабрик или заво- дов, переоборудуемые под жилые помещения, творческие студии или мастерские.
    Если таковых помещений нет, то дизайнеры советуют в рамках обычных квартир оставить максимум свободного пространства, смело использовать для внутренней отделки „индустриальные” материалы (отполированный бетон или окрашенный цемент для пола, металлические или деревянные технологические конструкции).
    Интерьеры, выполненные подобным образом, даже выделят отдельным стилем и название ему «лофт» [3].
    Так же обратим внимание на многообразие фактур современных материа- лов: от стандартных стеклянных, деревянных, металлических поверхностей до ультрасовременных пластиковых, синтетических текстилей и т.д. В интерьере можно создать эффект абсолютно любой поверхности будь то зеркальный пото- лок или пол, витражные двери, полупрозрачные стены. Все это создает зрительное увеличение пространства и вызывает эффект двойственности пространства, иллю- зию разрушенного пространства. Материальный объект и обман, иллюзия, соз- данная дизайнером – это, безусловно, провокация.
    Возможность бесконечно трансформировать пространство, т.е. уход от
    «заданности», позволяет использование модульной системы в любых видах ин-

    29 терьерах. В данном случае все пространство состоит из отдельных элементов – модулей, которые могут быть как одинаковыми по своим конструктивным, пла- стическим, формообразующим и т.д. характеристикам, так и абсолютно разны- ми. Перемещая такие модули в пространстве, помещения могут открыться по- тайные ниши или же само пространство может трансформироваться (к примеру модули могут служить перегородками, если того требует ситуация они пере- мещаются и все пространство комнаты становится видимым). Такие манипуля- ции позволяют использовать различные зоны помещения для создания эффекта неожиданности у потребителя.
    Одним из основных средств манипуляции психологического и эмоциональ- ного восприятия пространства человеком остается цвет. Наверное, именно поэто- му цвет в интерьерах стал основным способом реализации идей автора. Тенден- ции на преобладание того или иного цвета в интерьере меняются каждый сезон, если не чаще. Это уже само по себе для человека, жившего, к примеру, сто лет то- му назад было бы шоком. Ведь тогда цвет характеризовал эпоху, а они сменяли друг друга намного реже и столетиями ничего не менялось. Так, например, не- сколько лет назад дизайнеры создавали интерьеры в пастельных и цветочных то- нах: коралловый, лиловый, баклажанный, античный терракотовый и табачный, с добавлением сложного персикового и умеренного зеленого, то сегодня актуальны активные, неразбавленные белым тона цветов: изумрудный, кобальтовый синий, благородный бирюзовый и т.д. Сам колорит помещений требует отдельного вни- мания. Современные дизайнеры не боятся использовать сложные, провокацион- ные, неоднозначные по психологическому восприятию цвета (фиолетовый, тем- ный синий, желто-зеленый) и делать их доминирующими в композиции. Нередко создаются интерьеры в одном цвете, без вкрапления каких-либо иных пятен. Ко- нечно, такие интерьеры принимают не все, но провокация автора от зрителей или гостей того и требует.
    Нельзя ни отметить и вольнодумие, и даже некую сумасбродность дизайне- ра при сочетании цветовых пятен. В современной практике могут использоваться абсолютно разноплановые цвета, но тех оттенков, которые вместе будут работать только на положительные эмоции зрителей (например: желтый и фиолетовый).
    Другие дизайнеры, напротив, могут сочетать намеренно несочетаемое, или вовсе включать все цвета радуги, хаотично разбрасывая их в интерьере. Кто-то обходит-

    30 ся и классикой черно – белой гаммы. Таким образом, каждый вариант – это от- дельное стремление
    Огромное значение в современном интерьере имеет его наполнение – ме- бель и аксессуары. Именно мебель в наше время претерпевает различные модер- низации со стороны проектировщиков: столы зооформ, диваны в виде небоскре- бов, кухонный гарнитур в виде яблока и многое другое. Например, творения со- временного известного итальянского арт-дизайнера Гаэтано Пеше поражают сво- ей шокирующей неоднозначностью: мастер использует нестандартные и неожи- данные образы для создания привычных и типичных объектов. Одна из коллекций кресел Гаэтано Пеше «Donna» или «Up5»: полиуретановое кресло, повторяющее антропоморфные формы богини плодородия и круглый мяч, одновременно слу- живший пуфом и подставкой для ног. При этом мяч прикрепляется к креслу шну- ром и отлетает при ударе на небольшое расстояние. Этим автор пытался показать свой взгляд на женщину, которая является пленницей.
    Таким образом, мир провокации в интерьере многообразен. Некоторые пространства и вещи в нем воспринимаются нами уже как обыденность, а что-то наоборот будоражит воображение. Провокация позволила внутренней творческой игре воображения дизайнера появиться на свет в первозданных формах. И все пространства создаются, несомненно, для провокации у нас, заказчиков - потреби- телей, тех или иных чувств и ощущений. На наш взгляд, подобная смелость в ин- терьерах – хорошая тенденция. Ведь теперь каждый может выразить свою инди- видуальность в собственной квартире.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


    написать администратору сайта