Разования материалы Международной научнопрактической
Скачать 2.16 Mb.
|
Е. М.Курляк, А.С. Максяшин АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Современной Россией взят курс на модернизацию многих важных сфер жизнедеятельности государства: науки, технологии, экономики и социальной сферы. Модернизация рассматривается как макропроцесс перехода от традици- онно–устоявшегося к более современному обществу – обществу модерности, как системное, прогрессивное обновление, коренным образом изменяющая об- раз жизни, содержание профессиональной деятельности и мировоззрение чело- века. Известно, что в основе любой модернизации лежит конфликт аксеологи- ческой (утверждения новых ценностей) и культурологической (сохранение пре- емственности) составляющих. Разработанная с целью обеспечения условий модернизации «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства на 2008–2015 годы» [1] свое содержание и методологические принципы художественного образования ориентирует на соответствие актуальным задачам развития российского обще- ства и всестороннему удовлетворению духовных запросов личности. В свою очередь, модернизация, непосредственно связанная с художественным образо- ванием в области изобразительного искусства, может быть осуществлена толь- ко на основе повышения роли образования в целом в жизни общества и непо- средственной заинтересованности в оказании всесторонней поддержки государ- ства. Сегодняшний реальный вклад художественного образования в обновление 63 страны еще незначителен, при всем том, что существуют различные концепции его обновления (в частности, стандартизация образования). Изобразительное искусство (как и музыка, театр, хореография) составляет фундамент культурно- го потенциала личности, является предпосылкой его общего развития и духов- ной зрелости. Художественная образованность – это предпосылка мировоззре- ния целостного образа мира и системы, стратегических к нему отношений. Для реализации инновационной роли художественного образования в области изобразительного искусства важно обращение к историко-педагоги- ческому и художественно-культурному наследию, которое сформировалось творчеством множества поколений в процессе политических, социально- экономических, промышленных и культурных модернизаций. Культурно- историческая компетентность – одна из главных задач современной «Концеп- ции развития образования в сфере культуры и искусства на 2008–2015 годы». Присвоение современным человеком художественной культуры своего народа определяется как один из важнейших способов формирования целостной лич- ности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмо- ционального богатства. В результате их закономерного становления и возмож- но формирование инновационно-творческого потенциала личности, являю- щегося наиболее ценным эвристическим и логико-аналитическим результатом художественного образования. Структура и содержание этого потенциала со- временной личности во многом аналогичны потенциалу творческой личности прошлого. Различия – в формах мышления и самовыражения, понимании целей и задач современности, особенностей и интенсивности творческого поиска. История свидетельствует о том, что накопление и использование богатого опыта инвер- сионно-медиативного взаимодействия художественного образования с со- циально-экономической и культурной жизнью общества способствовало их взаи- мообогащению и подъему на разных временных этапах. В этом заключается соци- ально-педагогическая значимость художественного образования в области изо- бразительного искусства как важного фактора его дальнейшей модернизации. Однако не стоит забывать и о том, что существует определенная слож- ность и противоречивость самого художественного образования, которая во многом объясняется его многофункциональностью. Так до недавнего времени 64 на первый план перед художественным образованием выдвигались следующие задачи, отвечающие духу общества: –экономическая–расширенное воспроизводство социально – профессио- нальной подготовки специалистов в области изобразительной деятельности для различных сфер деятельности с учетом социальной и экономической потребно- стей общества; – социальная – передача профессионально-художественного опыта одно- го поколения другому, формирование художественной структуры; – педагогическая – профессиональное обучение, воспитание и развитие на базе основного и специального образования, а также общеэстетических спо- собностей, повышение квалификации, установление связи между общим и спе- циальным образованием, стандартизация подготовки специалистов различных квалификаций; – культурологическая – создание условий для осуществления права лич- ности на профессию и профессиональную деятельность; – психологическая – формирование ценностных установок и профессио- нальное развитие с учетом интересов, способностей личности и требований данной специальности к личностным и профессионально значимым качествам человека. На современном этапе воспроизводство социально-профессиональной подготовки специалистов в области изобразительного искусства для различных сфер деятельности экономическая задача, как ни странно, отошла на второй план. И в этом вопросе роль государства, его отлаженная система поддержки художественному образованию, значительно снизилась, по причине чего отсут- ствует (полностью или частично) отлаженная система государственной под- держки. Забывается важный постулат: в контексте модернизации художествен- ное образование в переходе к проблематике знаний и инновационной стратегии может сыграть особую роль. И доказательством тому служит тот факт, что во всем мире высоко ценится художественная культура и искусство России, а это – важнейший параметр развития художественного образования, накапливаемый временем. Задача художественного образования – это воспроизводство и пере- дача культуры. Культура – это определенное состояние сознания, бытие, пове- дение, результаты созидательного творчества и устойчивая система умственно- 65 го, чувственного и духовного опыта, нацеленные на утверждение духовно- человеческих начал. Именно опыт, как отражение законов объективного мира и общественной практики, может оказать положительное влияние на решение многих задач по эстетическому и духовно-нравственному воспитанию и обра- зованию подрастающего поколения. Е.В. Ткаченко отстаивает такие позиции на основе принципов толерантности и исторической преемственности, провозгла- шенных ЮНЕСКО: возможно не только эффективное формирование уважения к культуре и традициям собственного народа, но и формирование гражданских качеств, воспитание духовности, приоритетов социальной адаптации [2]. Отсюда следует, что понимание педагогической и культурной сущности художественного образования в области изобразительного искусства как неотъ- емлемой части современного общества, всецело направлено на: – прогрессирующее воздействие мобилизующих возможностей привлече- ния исторической, культурной и педагогической ценностей в современных ус- ловиях для воспитания личности; – возрастание эстетической ценности развивающейся личности и прояв- ление единения историко-педагогической и культурной функций образования (тем более, что эффективное решение ряда актуальных проблем художественного образования в области изобразительного искусства невозможно без глубокого по- нимания культуры, которая выступает синонимом прогрессивных материальных и духовных ценностей как отдельной личности, так и всего человечества, как про- цесс самоутверждения в человеке истинно человеческих начал и качеств). С одной стороны осмысление региональных историко-педагогических и художестве6нно-культурных явлений и фактов, применительно к художествен- ному образованию в области изобразительного искусства, позволяет вывести их на современный уровень и пересмотреть методологический, теоретический и методический арсенал образования с позиций научного знания, его задач и дос- тижений. С другой стороны художественное образование пока еще не достигло своей стабилизации, как и общество в целом. Поэтому художественному обра- зованию важна ориентация на стимулирование самоактуализации и самоопре- деления личности в качестве главного показателя успешности образовательной деятельности, обеспечивая тем самым расширение инновационно-творческого 66 потенциала личности и подготовку к активному участию в научных и социаль- но-экономических переменах. Требуется устранить и некоторые важные для современности проблемы: – отсутствие в законодательстве правового статуса художника; – отсутствие системной государственной поддержки изобразительного искусства (под системой подразумеваются связи, отношения, взаимодействия и взаимовлияния, которые складываются между искусством и обществом. И эта система должна являться выражением не изолированного, а совокупного разви- тия всего государства под влиянием потребностей общественной жизни); – отсутствие государственного заказа на специалистов и создания усло- вий для реализации творческих усилий личности. Резюме: Художественное образование в области изобразительного искус- ства нашей страны является бесценным наследием российской культуры мно- гих веков. Оно впитало в себя наивысшие достижения мировой художествен- ной культуры и способствовало дальнейшему их развитию и совершенствова- нию. Отличительной особенностью художественного образования до недавнего времени было исключительно бережное отношение к достижениям, традициям, принципам академического направления в образовательной деятельности, бла- годаря чему накапливались методы обучения, совершенствовались содержание и качество образовательного процесса. Решение данного комплекса задач требует изучения историко- культурного опыта, тенденций и специфики региональных особенностей худо- жественного образования; оценки потребностей в подготовке специалистов гу- манитарного профиля; обобщения осмысления ранее разработанных концепций и опыта высшего художественного образования; разработки оптимальной модели интеграции художественного образования с жизненной практикой; выработки системы условий оптимизации художественной подготовки специалистов; созда- ния дифференцированных программ базовых предметов и подготовки нового по- коления учебников, учебных пособий по художественным дисциплинам. В этой связи необходимо постоянно помнить о сохранении уникальной по своей значимости системе художественного образования в области изобра- зительного искусства, базирующегося на академической школе мастерства в тесном взаимодействии с историко-педагогическим и художественно- 67 культурным наследием. И это наследие на современном этапе следует более ак- тивно использовать для решения современных проблем модернизации не толь- ко посредством преобразований, принципов, содержания, методов, поисков стиля, форм и функций социально-профессиональной подготовки специалистов в области изобразительного искусства, но и масштабной культурной модерни- зации, сохранения отечественных национальных особенностей и укрепления региональных приоритетов в образовании и художественном творчестве. Библиографический список 1. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства на 2008–2015годы // Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р. 2. Ткаченко Е.В. Социопедагогическая диагностика как основа новых принципов и моделей воспитания / Е.В.Ткаченко //Профессиональная педаго- гика: категории, понятия, дефиниции: сборник научных трудов Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004. Т. С.Лебедева, А. С. Максяшин КИЧ В ИСКУССТВЕ. КАК К НЕМУ ОТНОСИТЬСЯ? В искусстве существует своеобразная дегенеративная форма в виде тако- го направления как кич, который понимается как особый тип культуры (суб- культуры), существующий наряду с профессиональным и народным искусст- вом по своим собственным законам организации и функционирования [4, с. 46]. Выделяют исторический кич (набор трогательных утех) и современный кич (ретро-кич, ярмарочный кич, нео-кич, кэмп). Кич представляет собой особый продукт творчества, претендующий на художественную уникальность, но, в то же время, не обладающий ею. Обычно кич характеризуется своеобразием фор- мообразования и поверхности изделия, сентиментальностью, слащавостью и стремлением к усилению зрительного эффекта. Эта форма активно включена в систему народного художественного творчества и порой трудноотличима от подлинных произведений высокого художественного мастерства. До настоящего времени не сформировалось единого мнения относитель- но этого явления в искусстве, хотя восприятие кича как явления «массовой» 68 культуры является доминирующим. В этом контексте кичем называют фено- мен, корни популярности которого – в «массовом сознании», «массовом вкусе» и «массовых потребностях» [2, с. 134-136]. Кич воспринимается как неизбеж- ность: это вся категория никчемных предметов, украшений, поделок, аксессуа- ров, фольклорных безделушек, сувениров, абажуров, масок... Эстетике красоты и оригинальности кич противопоставляет свою эстетику симуляции: повсюду воспроизводятся вещи большими или меньшими, чем образец; имитируются ма- териалы (например, мрамор и пластмасса); происходит подражание формам или комбинирование их неподходящим образом; повторяется мода без ее проживания. Однако можно считать, что существует два вида данного явления: 1. Высококачественный дизайнерский кич, созданный намеренно, ис- пользующий приемы эмоционального усиления. 2. Кич низкий, когда в промышленных масштабах выпускают дешевые и безвкусные вещи, претендующие называться дизайном, но коим не являющие- ся. Наиболее популярные значения низкого кича – плохой вкус, дешевка. В его основе лежит стремление человека пустить пыль в глаза, показаться богаче и солиднее, чем он есть на самом деле. Если раньше, до появления массового штампованного производства, осуществить это было достаточно сложно, то на рубеже XIX–XX вв. такая воз- можность появилась. На рынок выплеснулась масса дешевых подделок под до- рогие вещи, с помощью которых наивные потребители стали сооружать у себя дома богатые апартаменты. Идея оказалась настолько проста и эффективна, что любители внешних эффектов с удовольствием пользуются этими приемами по сей день. При оформлении интерьера, например, в ход идет все подряд: драпи- ровки из подкладочной ткани, хрустальные люстры (теперь из чешского стек- ла), напольные вазоны с выцветшими на солнце пластмассовыми розами, арка- ды и античные колонны, подпирающие потолок, пенопластовая лепнина с по- золотой, домашние фонтаны с фигурками гномов, картины в рамах под бронзу, подоконники под мрамор, шкафы с резными завитками под дерево и прочие ат- рибуты красивой жизни. Следующая категория – массовость и популярность. Созданное в единич- ном кзепляре – это мастерство и не более того. Рыночность и коммерциализа- ция – пожалуй, наиболее важные признаки. Для низкого китча же коммерческая 69 ценность (прямо следующая из его массовости и популярности) – неотъемле- мый и определяющий фактор. Его цель – не создание художественных ценно- стей, а то или иное заявление, демонстрация, декларация [3, с. 56-65]. И еще один важный элемент: артобъектом выступает не столько произведение, сколь- ко сам художник. Не столько искусство, сколько имидж-мэйкинг или пиар. Со- временный художник должен себя пиарить. Но имидж-мэйкинг сегодня не ог- раничивается пиаром – нынешнее искусство в его декларациях и замыслах не понять без помощи профессионального искусствоведа: эти вот люди создают продвижение на эстетическом рынке. Если предыдущие категории выявляют природу низкого кича и описывают среду его бытования, то последующие опи- сывают собственно кичевые формы, среди которых наиболее важная – ориен- тация на образец. Тем более, если этот образец похож на нечто классическое. Отсюда мнение: считается, что глянцевые журналы – пошло, а холст, масло за- дает некий уровень. Еще одна описательная категория – сентиментальность, сюжетность и за- нимательность. В случае декоративно-прикладного кича это можно назвать пышностью форм и слащавостью. Интересным описательным моментом кича является категория отрешенности от реального мира – несовременность, не- модность. Метаисторичность китча – категория, в которой присутствует значе- ние уникальности или вечности. Примитив, наив, бульвар, лубок, низкий или средний жанр в противовес высококачественному китчу. Свое отношения к кичу высказал Одд Нердрум, полностью оправдывающий кич, при этом даже считая его основой современного искусства и дизайна [1]. Свою мысли он оперирует тем, что кич на самом деле – это ниша для тех, кто не хочет идти в ногу со временем и в вопросе самореализации выбирает свой соб- ственный путь. Основным и главным плюсом кича Одд Нердрум считает про- стоту и понятность. И с этим невозможно не согласиться: ведь именно здесь преувеличение наталкивает на какие-то эмоции, а, следовательно, на ясное по- нимание основной идеи автора. Кич заставляет переживать, включая только восприятие. А то, что можно чувствовать и понимать уже само по себе пре- красно. Природа кича, по мысли Одд Нердрума, состоит в том, что даже изо- бражая ужасное, он делает это безупречно красиво, как если бы перед вами был букет цветов. Но, в то же время, он считает что кич способен заменить интел- 70 лектуальное искусство и дизайн. Но с этим можно поспорить, хороший кич должен быть, но его должно быть в меру, конечно, каждый эту меру должен выбирать сам. Кому-то по своей натуре проще жить в мире полном ярких кра- сок, гиперболических форм и материалов, другому же нужно только одно яркое пятно, то как-то разделять общую массу. Люди, привыкшие к сдержанности, не будут принимать кич потому, что он не соответствует с их представлениями о том, что можно показывать на публике, а что нет. Так же кич характерен опре- деленным возрастным группам: скорей всего кичевый дизайн больше понра- вится подростку, нежели человеку в возрасте, а все потому что, у подроста взгляд на все более смелый, более открытый и готовый к восприятию. Сегодня кич – это уже своеобразная дизайнерская стилистика, идущая в чем-то против канонов «хорошего дизайна», иногда пренебрегая функциональностью ради концепции и яркости. Например, кичевая одежда далеко не всегда удобна, но она не может не привлекать. Теперь кич – это уже больше возможность само- выражения. Это еще можно доказать на примерах знаменитых дизайнеров оде- жды, у которых коллекции от кутюр почти всегда несут в себе кичевое начало, т.е. всегда какое-то преувеличение, а все потому-то именно так они смогут до- биться реализации своих творческих амбиции, но с другой стороны эта одежда почти не пригодна для носки. Анализ этих двух позиций помог определиться с понимание кича. Высо- кокачественный кич – это способ формообразования, способный привлечь к се- бе внимание. Он встал на границе дизайна и искусства, тем самым в какой-то степени объединив их. Конечно, преувеличения не должно быть много, и все- таки в большинстве случаев нужно выбирать интеллектуальность и функцио- нальность, но для того, чтобы не потерять оптимизм и возможность открыто чувствовать и испытывать всевозможные эмоции кич является незаменимым. Низкокачественный кич – это произведения массового производства, отличаю- щиеся яркой, броской формой и примитивным содержанием. А чтобы не свести свою интуитивную оценку к обычному нравится – не нравится, нужно поста- вить ограничения в виде индивидуально – не индивидуально, душа вложена – не вложена, мастерство присутствует – не присутствует. Эти критерии оценки, несомненно, помогут определить достоинства кича. |