Главная страница
Навигация по странице:

  • А.И. Кудрявцева

  • Библиографический список: 1. Хуторской А.В.

  • Л.Н. Мезина

  • А.В. Моисеев

  • Разования материалы Международной научнопрактической


    Скачать 2.16 Mb.
    НазваниеРазования материалы Международной научнопрактической
    АнкорKreativ_2011.pdf
    Дата22.06.2018
    Размер2.16 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаKreativ_2011.pdf
    ТипСборник
    #20613
    страница15 из 19
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19
    Библиографический список
    1. Кудреватых О.В.:Легко ли быть талантливым человеком в России.
    [Электронный ресурс] // материалы 2-ой научно-практической конференции Ке- меровского гос. ун-та
    2001.
    Режим доступа: http:// belovo kemsuru/center/conferens/doklad_gum 1 /kudre v.html.
    А.И. Кудрявцева
    РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
    СПЕЦИАЛИСТОВ-РЕМЕСЛЕННИКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
    ПРОФИЛЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
    ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    Для ремесленной деятельности характерно производство товаров и изго- товление изделий, имеющих прикладную и декоративную ценность, а также

    157 предоставление услуг в малых объемах или по индивидуальным заказам с мак- симальным использованием ручного труда, уникальных личных знаний и твор- ческих способностей. Наряду с удовлетворением материальных и духовных по- требностей населения, ремесленничество способствует сохранению и развитию национальных традиций, народного творчества и народных промыслов.
    Как часть малого предпринимательства, вид индивидуальной деятельно- сти по производству товаров и услуг, ремесленничество сохраняет свое эконо- мическое значение и в условиях нашего индустриального общества. Сущест- венную роль играют ремесленные предприятия художественного профиля: ювелирные, парикмахерские, швейные, предприятия народных художествен- ных промыслов и т.п. Именно в этой сфере особо значимыми становятся экс- клюзивность исполнения, а также продуктивный, творческий потенциал произ- водителя товаров и услуг. Ремесленные профессии художественного профиля напрямую требуют наличия креативных способностей, поскольку творчество является основой профессионализма такого специалиста, а трудовая деятель- ность становится для него подлинным самовыражением личности.
    В современных условиях необходимо создать многоуровневую систему подготовки специалистов-ремесленников различных профилей, включающую в себя как основное образование, так и повышение квалификации, и переподго- товку по родственным ремесленным специальностям.
    Основой подготовки ремесленника является высокий уровень знаний, умений и навыков по конкретной ремесленной специальности, в соответствии с теми профессиональными функциями, которые он должен выполнять. Так, спе- циалисту-ремесленнику художественного профиля необходимы теоретические знания и практические умения в области материаловедения, эстетики, дизайна, конструирования, художественного творчества, специальных технологий. Осо- бая роль в этом принадлежит дополнительному профессиональному образова- нию, т.к. именно система ДПО предполагает перманентное обновление подго- товки, а также целенаправленную огранку и непрерывное развитие профессио- нала-ремесленника.
    Художественное ремесло требует богатой фантазии, полета мыслей и же- лания творить, оно требует умения не только делать, но и думать, чувствовать, мечтать! Именно в этом случае результатом деятельности профессионала будут

    158 товары или услуги, не просто характеризующиеся индивидуальными особенно- стями, а приближающиеся к статусу высокохудожественных произведений, будь то ювелирное, швейное изделие, прическа или оригинальные формы на- родных промыслов.
    Итак, специфика профессиональной деятельности специалиста- ремесленника художественного профиля определяет необходимость присутст- вия в его обучении компонентов, направленных на развитие креативных спо- собностей. Поэтому модель дополнительной подготовки таких специалистов должна отвечать современным требованиям и включать инновационные техно- логии и методы, формирующие творческую индивидуальность обучающихся и готовящие их к активной профессиональной деятельности. Одной из таких ин- новационных педагогических технологий является обучение эвристического типа, основанное на конструировании обучающимся собственного смысла, це- лей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания [1].
    Принципиальная особенность эвристического обучения заключается в том, что обучающийся изначально конструирует знания в исследуемой области реальности, опираясь на личный образовательный потенциал и эвристическую технологию деятельности. Полученный им продукт деятельности (изделие, эс- киз, проект и т.п.) сопоставляется затем с помощью преподавателя с культурно- историческими аналогами, в качестве которых могут выступать произведения искусства, народного творчества, различные способы решения одних и тех же проблем, продукты деятельности других обучающихся, изучавших данный во- прос или тему и т.п. В результате подобного сопоставления этот продукт пере- осмысливается и достраивается, вызывая необходимость новой творческой дея- тельности. Личное образовательное приращение обучающегося (его знаний, опыта, способностей, материальной продукции) в этом случае неизбежно [1].
    Используемые в данной технологии элементы эвристики основываются на взаимосвязанных принципах природосообразности, личностной ориентации, творческого развития обучающихся. Природосообразность, как опора эвристи- ческого обучения, заключена в заложенной природой способности человека творить, открывать и создавать новое. Личностная ориентация в данном случае не направлена на обучающегося, как это традиционно подразумевается, а исхо-

    159 дит от него самого и выражается в том, что обучающийся играет не просто ак- тивную, а ведущую роль в процессе своего обучения, причем происходит это через его продуктивную творческую деятельность. Творческое развитие обу- чающихся в процессе эвристического обучения является неизбежным, т.к. само это обучение есть не что иное, как процесс создания каждым обучающимся разнообразной образовательной продукции – материальной (поделки, проекты, рисунки и др.) и личностной (приобретенные опыт и знания, развившиеся в ре- зультате деятельности способности и личные качества). Кроме того, это еще и выстраивание индивидуальной образовательной траектории в каждой из обра- зовательных областей.
    Программы эвристического типа характеризуются присутствием сле- дующих компонентов:
    – цели, задачи, ключевые проблемы курса;
    – задания и упражнения, предусматривающие составление обучающимся индивидуальной программы занятий, а также обеспечивающие необходимый тренинг и закрепление материала;
    – культурно-исторические аналоги;
    – приоритетные для развития личностные качества обучающихся; предполагаемые темы творческих работ и т.п.
    Основной технологической единицей эвристического обучения является эвристическая образовательная ситуация, которая представляет из себя своего рода образовательную напряженность, организуемую преподавателем или воз- никающую спонтанно и требующую разрешения через эвристическую деятель- ность всех ее участников. Поскольку преподаватель лишь задает технологию деятельности и сопровождает образовательное движение обучающихся, но не определяет заранее его результаты, то в итоге получается совершенно уникаль- ная, непредсказуемая образовательная продукция (проекты, поделки, эскизы, идеи, сочинения и т.п.) [1].
    При использовании элементов эвристики в процессе дополнительной подготовки специалистов-ремесленников художественного профиля, алгоритм действия обучающихся будет выглядеть следующим образом:
    – рассмотрение и изучение объектов познания;

    160
    – создание знаний о них в процессе их изучения с последующим осозна- нием этих знаний и способов познания в качестве личных образовательных продуктов;
    – сопоставление личных образовательных продуктов с культурно- историческими аналогами и образовательными продуктами, полученными дру- гими обучающимися, установление сходства и отличий;
    – дальнейшее уточнение, видоизменение или трансформирование своих продуктов обучающимися;
    – осознание выполненной деятельности и ее результатов.
    В качестве форм эвристического обучения в системе дополнительной подготовки специалистов-ремесленников художественного профиля предлагаются: эвристические занятия,характеризующиеся тем, что включают в себя создание обучающимися собственных образовательных продуктов (занятия проектиро- вания и конструирования, защита творческих работ и т.п.); эвристические лекции(лекции-диалоги, лекции теоретического конструирова- ния и др.); эвристические семинары (обзорные, поисковые, семинары с индивидуальной и групповой работой, семинары-практикумы); мастер-классы специалистов-практиков соответствующей направленности.
    Использование элементов эвристики в системе ДПО существенным обра- зом обогащает и модернизирует процесс подготовки специалистов- ремесленников художественного профиля, поскольку способствует целостному восприятию своей профессиональной деятельности и готовности к системному действию в ней. При этом происходит формирование широкой профессиональ- ной компетентности, развитие индивидуальности и креативных способностей обучающихся, что в дальнейшем ориентирует их на непрерывное совершенст- вование и повышение своего профессионального уровня.
    Библиографический список:
    1. Хуторской А.В.Развитие одаренности школьников: методика продук- тивногообучения: пособие для учителя / А.В. Хуторской. Москва: ВЛАДОС,
    2000.

    161
    Л.Н. Мезина
    РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
    ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
    ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
    ОБРАЗОВАНИЯ
    Современный этап развития общества характеризуется стремительным научно-техническим прогрессом. В системе общего образования большое вни- мание уделяется развитию рационально-логического мышления детей. Развитие образного мышления становится менее значительным.
    Такой перекос наблюдается даже у детей младшего школьного возраста, которым по причине возрастных особенностей характерны фантазия и выдум- ка. Очень часто младший школьник не может придумать вариант превращения любой геометрической фигуры в узнаваемый образ, дополнив его различными деталями. Ребёнок ждёт подсказки со стороны взрослого или пытается срисо- вать у соседа. Это говорит о скудности образного мышления, ограниченности визуально-эстетического опыта ребёнка.
    Решение таких проблем успешно компенсирует система дополнительного образования, где созданы условия для творческого развития детей различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства.
    Являясь источником познания и формирования мировоззрения, изобрази- тельная деятельность всесторонне воздействует на становление личности. Гар- моничному развитию интеллектуальных, волевых и эмоциональных процессов способствует творческая деятельность.
    Основным компонентом творческой деятельности является художест- венно-образное мышление, в результате которого с помощью воображения преобразуется материал восприятия и имеющиеся представления и создаются новые субъективные образы на языке изобразительного искусства.
    Наглядно-образное мышление опирается на зрительные представления и их трансформацию. А также эмоциональное отношение к происходящему во- круг и к процессу изобразительной деятельности.

    162
    Продукт воображения берётся из реальной жизни. Жизнь – единствен- ный, бесценный источник художественных замыслов. Главное условие, обеспе- чивающее детский творческий процесс – это ситуация искренности и доверия.
    Образовательный процесс в детской изостудии «Палитра» Центра дет- ского творчества «Надежда» Железнодорожного района основан на изучении многообразия художественных материалов, технологий и их выразительных возможностей.
    Эмоциональное впечатление от образного содержания художественной работы напрямую зависит от выбора средств и изобразительных материалов.
    Поэтому бумагу разных сортов, карандаш, уголь, сангину, соус, краски, цвет- ные карандаши, фломастеры, тушь, пластилин нужно рассматривать не как техническое средство, а как равноценную часть образа.
    Знакомясь с графическими и живописными изобразительными материа- лами, дети изучают приёмы и способы работы, которыми пользуется художник для выразительной передачи художественного замысла. Предлагаемые творче- ские задания выполняются после серии упражнений на выявление пластиче- ских характеристик изобразительного материала. Дети имеют возможность по- чувствовать изобразительно – выразительные качества различных материалов и получить радость общения с материалом.
    Затем происходит выполнение эскизов и решение композиционных задач в создании образа. Система заданий на развитие образного мышления имеет определённую структуру. Задания выполняются от простого к сложному.
    Блок заданий на ассоциации: эмоция – цвет, эмоция – образ; слово – цвет, слово – образ.
    Блок заданий на «что похоже»: фигура – образ, пятно – образ.
    Блок заданий «случайный образ»: клякса – образ, тень – образ, группа предметов – образ.
    Блок заданий на фантазию: птица – мечта, дом – предмет, буква – человечек.
    Блок заданий «времена года»: беспредметная цветовая композиция, образ
    – осень (портрет), образ – зима (животное), образ – весна (фигура).
    Блок заданий «явления природы»: образ – радуга (цветок, растение), об- раз – дождь (пейзаж), образ – мороз (дерево, сад).

    163
    Блок заданий «человек в профессии»: натюрморт – профессия, портрет – профессия.
    Опыт показывает, что одно из важнейших условий успешного развития образного мышления детей – разнообразие и вариативность используемых пе- дагогических методов и средств. В младшем школьном возрасте приоритетным методом является игра (игра – путешествие, игра – сказка, игра – волшебство, игра – перевоплощение).
    Умение мыслить образами в дальнейшем способствует качественному ос- воению ребёнком технических основ рисования. Такие дети не боятся ошибиться при выполнении рисунка с натуры, так как они способны уловить зрительный об- раз изображаемой модели и планомерно исследовать его, изучая и любуясь одно- временно. Это рождает новые творческие решения, интерпретации на основе вы- полненного рисунка с применением авторского почерка или манеры.
    А.В. Моисеев
    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
    ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕМЕСЛЕННЫХ ПРОФЕССИЙ
    В НИЖНЕТАГИЛЬСКОМ ГОРНОЗАВОДСКОМ ОКРУГЕ XVIII В.
    Региональный опыт, по мнению ряда исследователей, дает наиболее точ- ное и полное представление о своеобразии исторического наследия в области проектирования и построения образовательных систем, что представляет собой возможность проведения аналогий с современностью [8]. Так, Нижнетагиль- ский горнозаводской округ, где истоки и самобытные ориентиры являются ха- рактерной ориентацией на взаимосвязь современности с прошлым, может быть рассмотрен в качестве наглядного примера успешной организации педагогиче- ского обеспечения промышленной модернизации края, ставшей в конце ХVIII в. одним из условий рыночной трансформации региональной экономики, что, в конечном итоге, явилось мощным катализатором в становлении Тагильских за- водов как стратегического промышленного центра Российской империи.
    Значительную роль в освоении навыков художественного ремесла играл родовой опыт, семейное обучение и воспитание, культивировавшееся в замкну- то-патриархальной среде старообрядческого, по большей части, населения за-

    164 водов. На горнозаводской Урал старообрядцы переселялись, главным образом, из северных районов европейской части России и Западного Прикамья. На но- вое место жительства с собой были принесены огромный багаж знаний, жиз- ненного опыта и культурных традиций. И даже при различии взглядов и инте- ресов, ведения хозяйственного уклада существовали единые точки мировоззре- ния, понимания и целеполагания. Надо полагать, что Строгановская традиция была привнесена вместе с русской колонизацией и на горный Урал, так как опыт организации подобных обучающих центров нашел свое новое осмысле- ние на заводах Верхотурского уезда, переданных казной во владение «партику- лярным людям» Демидовым, стремившимся сделать выгодными свои предпри- ятия путем насаждения вокруг них «мануфактуры и ремесел», а также, что ха- рактерно и является очень существенным и льготным условием заводской жиз- ни, в вотчинах Демидовых, которое явно стимулировало и поддерживало раз- витие местных промыслов и торговли, было полное освобождение этих занятий от пошлин и различных сборов. При заводах появлялись ремесленные, как пра- вило, семейные мастерские, обучение в которых положило начало складыва- нию многих художественных и кустарных производств. Одной из причин этого явления можно считать интерес различных слоев населения к украшению раз- личных предметов домашнего обихода (росписи деревянной утвари, глиняной посуды, металлических подносов) [7]. Впоследствии в среде крепостных ремес- ленников Нижнего Тагила формировались целые художественные династии –
    Дубасниковых, Худояровых, Перезоловых, Головановых... Сам процесс обу- чения базировался на следующих методах:
    – овладения навыками работы с инструментами и материалами;
    – восприятия образца (оригинала) и многократное его копирование;
    – использования предыдущего опыта и традиций использования изготов- ления изделий;
    – стимулирования освоения основ мастерства;
    – контроля над эффективностью учебно-познавательной деятельности [6].
    Целенаправленная подготовка заводчиками Демидовыми специалистов художественно-ремесленных профессий уже во второй половине ХVIII в. была детерминирована поступательным процессом развития производительных сил, требующим изменения содержания профессиональной подготовки, в том числе

    165 и художественной, что связывалось с необходимостью иметь своих мастеров для многих отраслей обширного вотчинного и заводского хозяйства. С этой це- лью в 1758 г. Н.А. Демидов (1724–1789) учреждает в Нижнем Тагиле горноза- водское училище, в котором мальчиков обучают чтению, письму, арифметике, черчению планов. Тремя годами позже следует предписание заводчика о введе- нии в училище нового образовательного предмета: «для обучения робят и, ко- торые уже грамоте и писать обучились, то повелеть и рисованию обучать» [1].
    Новое начинание соответствовало приверженности заводчика идее разносто- роннего обучения своих крепостных. По его замыслу грамота должна была со- четаться со специальными знаниями, и, наоборот, специальные профессио- нальные знания требовали обязательной грамоты ученика [9].
    По распоряжению Н.А. Демидова в Москве и Петербурге закупаются специальные обучающие пособия, инструменты и материалы. Предписание за
    1767 г. содержит «Реестр посланных в нижнетагильскую заводскую контору красок и живописного художества: ярь венецийская, лазорь берлинская, кость жженая, мумия, кисти…» [2]. Особое значение имела учебная литература: моно- графия М.Я. Некрасова «Краткое наставление к рисовальной науке», по которой в горнозаводском училище преподавалось и техническое черчение; сочинение
    М.И. Агентова и И.Г. Гаврилова «Открытие сокровенных художеств, служащее для фабрикантов и мануфактуристов». Применительно к последнему изданию
    Н.А. Демидов оставил такую ремарку: «Для лучшего составления красок и лаков и прочего, которые желающим давать читать, и что кому понадобится списывать, хотя те же, написанные в них вещи, в самом деле, как быть могут, а некоторые го- дятся и послужат в наставлении» [3]. Ученики-рисовальщики вооружались навы- ками узорочья на ларцах, столиках, шкатулках и подносах [4].
    Одной из форм обучения, применявшейся в хозяйстве Демидовых, был платный наем по контракту квалифицированного специалиста-наставника, час- то с высшим художественным образованием. Кроме того, к мастерам, которые нанимались демидовской конторой для выполнения определенных работ, также назначались ученики [9].
    В хозяйстве Демидовых активно применялась и такая образовательная форма, когда в роли наставника выступал крепостной ремесленник, которого обязывали обучать и передавать приемы и навыки своей профессии, приобре-

    166 тенные самостоятельно в процессе непрерывной практической деятельности.
    Примером этому служит художественно-ремесленная школа, организованная в
    1779 г. на базе мастерской ведущих тагильских «лакировщиков» Худояровых.
    Обучение в школе продолжалось на протяжение нескольких лет и заключалось в методе личностного показа наставником приемов овладения техникой испол- нительского мастерства: «работать красками, серебром и золотом и металличе- скими песками на меди, железе, бумаге и дереве, изображать по разным рисун- кам или эстампам, обыкновенно ими употребляемым, заключающиеся в разных лицах, цветах и ландшафтах и цыровить золотом и черние по разным землям на столах, комодах и других вещах… и все таковые вещи разными лаками покры- вать, составлять краски и лаки самые прочные и хорошего цвета» [5].
    В октябре 1779 г. для обучающихся лакировальному искусству в Нижний
    Тагил были присланы около двух десятков листов с образцами сюжетной и ор- наментальной росписями, для срисовывания на столики и подносы. Из этого можно сделать вывод, что заводчик Н.А. Демидов не только поддерживал учебный процесс в школе, обеспечивая его методически, но и стремился рас- ширить познания тагильских ремесленников о цветочных формах, улучшить состав живописных букетов на изделиях здешних ремесленников. Таким обра- зом, художественно-производственная основа и местная специализация обуче- ния с ориентацией на создание художественно значимых изделий предвосхити- ла не только их тесное взаимодействие, но и актуализацию инновационно- творческого потенциала личности. Обучение, которое раньше происходило не- посредственно в мастерских на художественных промыслах, переместилось в специальные учебные заведения (горнозаводское училище, художественно- ремесленная школа), что, в свою очередь, повлияло и на качество художествен- ной подготовки специалистов, и на подъем развивающейся горнозаводской промышленности, предопределив, таким образом, педагогическое обеспечение промышленной модернизации в крае.
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


    написать администратору сайта