Разования материалы Международной научнопрактической
Скачать 2.16 Mb.
|
Библиографический список 1. ГАСО. Ф. 643. Оп. 1. Д. 84. Л. 25 (об.). 2. ГАСО. Ф. 643. Оп. 1. Д. 141. Л. б/л. 3. ГАСО. Ф. 643. Оп. 1. Д. 151. Л. 175, 175 (об.). 167 4. ГАСО. Ф. 643. Оп. 1. Д. 221. Л. 57. 5. ГАСО. Ф. 643. Оп. 1. Д. 302. Л. 1, 2. 6. Днепров С.А. Методология педагогического исследования генезиса художественного образования в области изобразительного искусства Урала / С.А. Днепров, А.С. Максяшин // Вопросы художественного образования. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. – пед. ун-та, 2007. Вып. 3. 7. Максяши, А.С. Генезис художественного образования в области изобразительного искусства Урала / А.С. Максяшин. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. – пед. ун-та, 2006. 8. Силонова О.Н. Из истории подготовки специалистов художественных и художественно-ремесленных профессий Демидовыми в XVIII веке / О.Н. Силонова // Первые Худояровские чтения. Нижний. Тагил: Изд-во ИП Языкова Е.С., 2004. 9. Силонова О.Н. Крепостные художники Демидовых. Училище живописи. Худояровы. XVIII – XIX века. Из истории подготовки специалистов художественных и художественно-ремесленных профессий Демидовыми / О.Н. Силонова. Екатеринбург: Баско, 2007. М.В.Панкина, Н.Н. Рудакова ИДЕИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА В ИНТЕРЬЕРАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Главная функция любого детского образовательного учреждения это обу- чение, воспитание и развитие ребенка. Главной целью является все-таки воспи- тание, т.к. как и во имя чего человек будет применять свои знания, зависит именно от его нравственных установок. Чтобы образовательный процесс был по-настоящему результативен, очень важна мотивация учащихся, которая дос- тигается различными способами. Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является сре- да, в которой он живет, играет, учится, отдыхает. Пространство, организован- ное для детей в жилом интерьере, образовательном учреждении или на игровой площадке может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные способности. Интеллект ребенка разви- 168 вается на основе чувственного освоения окружающей среды. А это имеет пря- мое отношение к предметно-пространственной среде. Дети проходят опреде- ленные стадии в познании окружения, но темпы и глубина познания зависят от качества окружающей его среды [1]. Большое значение имеет интерьер учебного заведения: детского сада в младшем возрасте и школы, где ребенок проходит многие стадии личностного развития. Одним из важнейших аспектов является психологический комфорт школьников во время урока. Безусловно, нужно учесть параметры освещенности, звукоизоляции, теплового комфорта и т.д. Но также важны психологические и фи- зиологические характеристики основного цвета кабинета, который не должен раз- дражать и отвлекать учащихся. Например, зеленые или охристые тона, приглу- шенный синий (кобальт) действуют на человека успокаивающе, способствуют созданию рабочего настроения. В таком помещении ученику будет комфортно, а значит, уровень усвоения полученной информации будет выше. Так же таким об- разом решается задача предупреждения утомления учащихся. Необходимо создать такое пространство, в котором ребенку будет не просто комфортно, а еще и интересно, чтобы он хотел прийти сюда в следую- щий раз. В этом случае появляется дополнительные возможности для раскры- тия творческих возможностей каждого учащегося. Для этого среда должна быть информативной, в меру насыщенной и очень важно, чтобы пластика объемов, характер формы различных элементов интерьера не были агрессивными. В идеале необходимо прибегнуть к услугам дизайнера, т.к. специалист в этой об- ласти при создании проекта сможет предусмотреть функциональность, эргоно- мичность пространства, психологический и визуальный комфорт и создать креативный образа класса, что будет дополнительно мотивировать учащихся в процессе обучения. Решению этих вопросов может помочь экологический дизайн — созда- ние экологически целесообразной среды обитания человека. Под термином «экологический дизайн» или «зеленый дизайн» подразумевается любое проек- тирование в дизайне, направленное не на отражение гармонии, а на саму гар- монию отношений человека с окружающим его миром. Основные эколого- эстетические принципы – гармоничность и функциональность. 169 Ставится цель создать наиболее оптимальные условия для удовлетворе- ния человеческих потребностей, не нарушая при этом равновесия в окружаю- щей среде. Экологический дизайн подразумевает целостный подход, и объек- тами дизайна могут быть любые объекты, которые связаны с деятельностью че- ловека: от миниатюрных предметов, используемых нами ежедневно до дизайна целых зданий, городов и земной поверхности. Это не копирование природных форм, а использование законов гармонии в пропорциях, цвете, образе и пласти- ке проектируемых объектов, т.к. именно в ходе эволюции природа выработала самые жизнеспособные гармоничные и конструктивные формы. Даже в основе эволюции графических изображений лежат те же принципы, определяемые взаимодействием форм и функций. Природные формы близки человеку как живому существу, они органич- ны, эффективны и привлекательны. Они обращают человека к экологической чувствительности, экономичности и этике. В мире все взаимообусловлено. Су- ществуют законы, объединяющие весь мир в единое целое и порождающие объективную возможность использования в искусственно создаваемых систе- мах закономерностей и принципов построения живой природы и ее форм [2]. Изучение форм живой природы питает фантазию дизайнеров, дает мате- риал и помогает решать проблему гармонии функционального и эстетического начала, обогащая формальные средства гармонизации в поисках наиболее вы- разительных пропорций, ритма, симметрии, асимметрии и т. д. Экологический фитодизайн интерьера является одновременно и профи- лактическим, оздоравливающим средством и дизайнерским инструментом. Прекрасно зарекомендовали себя зеленые уголки, зимние сады, аквариумы и флорариумы, точечное и вертикальное озеленение. Таким образом, экологический дизайн может быть одним из важнейших факторов, влияющим на результативность и качество образовательного процесса. Проблемам формирования экологического дизайна школьных кабинетов был посвящен кейс-семинар, в котором участвовали студенты Института ис- кусств Российского государственного профессионально-педагогического уни- верситета, обучающиеся по специальности «Дизайн интерьера», а также бака- лавры и магистры географо-биологического факультета Уральского государст- венного педагогического университета, обучающиеся по направлению «Естест- 170 веннонаучное образование. Профиль «Экология»». Перед участниками семина- ра стояла конкретная задача: разработать дизайн-проекты кабинета биологии МОУ СОШ № 46 г. Екатеринбурга, где и проходил семинар. В ходе предвари- тельного знакомства участников семинара выяснилось, что студенты затрудня- ются определить предмет изучения партнеров. Так большинство будущих педа- гогов-дизайнеров подменяли понятие «экология» понятиями «охрана природы» и «природопользование», а будущие педагоги-экологи определили дизайн как «науку об эстетических и комфортных условиях». Определив области будущей профессиональной деятельности друг друга, участники семинара обсудили современные требования к школьным кабинетам, поделились собственными представлениями об основных характеристиках школьных помещений, высчитали, что ученик за 11 лет обучения в школе на- ходится в кабинете биологии около трех недель, а учитель за 25 лет работы проводит в своем кабинете около четырех лет. Осознав значимость конкретно- го помещения в жизни очень многих людей, студенты выслушали пожелания педагога, работающего в кабинете и являющегося, по сути, заказчиком проект- ных разработок. Объединившись в группы, студенты разработали варианты ин- терьеров класса биологии. Всего 63 участника семинара разработали 15 раз- личных вариантов преобразования интерьера классной комнаты, в которых ис- пользовались природные и безопасные материалы, различные природные эле- менты, стилизация предметов под природные формы, природные цвета. Каж- дый из проектов защищался авторами, вызывая интерес коллег, педагогов и ад- министрации школы. Кроме этого, результатами семинара стали: интерес студентов педагоги- ческих вузов к проблеме пространственной составляющей образовательной среды [3,с.16-22]; взаимообогащение знаниями о, наверное, самых популярных сейчас областях деятельности – экологии и дизайне; формирование у будущих педагогов представлений об экологическом дизайне и навыков проектирования школьных интерьеров. Завершая семинар, студенты предложили продолжить совместную разра- ботку темы. В итоге, студенты каждой специальности получили задания. Сту- денты-экологи разработают содержательную часть школьного интерьера, про- ведут анализ необходимых для эффективной работы учителя средств обучения, 171 составят списки живых объектов (например, комнатных растений, не обладаю- щих резкими запахами, не ядовитых, не требовательных к условиям, входящих в разные экологические группы, имеющих дидактическую ценность; животных, которых возможно содержать в живых уголках и т.д.), проанализируют сани- тарно-гигиенические требования к школьным кабинетам, познакомят коллег- студентов с возможностями новых технических средств обучения, таких как интерактивная доска, виртуальный гербарий и т.д. Студенты-дизайнеры пред- ложат воплощение идей экологического дизайна в фантазийных проектах шко- лы будущего. Часть студентов выразили желание разработать дизайн-проекты помещений детских садов, общественных зданий, жилых помещений, в кото- рых будут реализованы схожие идеи. Результаты работы послужат основой для будущих совместных проектов. Сложность современного мира вынуждает специалистов самых разных направлений кооперироваться для создания чего-то нового, и хорошо когда опыт такой совместной деятельности студенты получают уже во время обуче- ния в университете. Библиографический список 1. Грашин А.А. Дизайн детской развивающей среды: учебное. Пособие. /А.А.Грашин. Москва: Архитектура, 2008. 2. Кондратьева К.А. Дизайн и экология культуры / К.А.Кондратьева. Мо- сква: Изд-во МГХПУ им. Строганова, 2000. 3. Ясвин В.А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды /В.А.Ясвин // Дополнительное образование, 2000. №6. Н.С. Пиньженина ЭКСПЕРИМЕНТ В БУМАГОПЛАСТИКЕ КАК МЕТОД ПЛАСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ. Место бумагопластики в проектной культуре графического дизайна и ди- зайна в целом, довольно внушительно и многообразно по своему содержанию. История становления традиций культуры бумажного формообразования охва- тывает огромный промежуток времени. Упоминая бумагопластику, мы имеем в 172 виду богатые японские традиции, европейскую культуру бумажной формы, творческий опыт мастеров русского авангарда, пропедевтические традиции русских и немецких художественных школ, экспериментальную практику ху- дожников, архитекторов, дизайнеров современности. Современная бумагопластика - это синтез творческого и эксперимен- тального жанра моделирования, где велико влияние материала и технологий моделирования, конструктивных и графических структур на образ объемно- пространственных композиций из бумаги, а также на стиле- и формообразова- ни предметной среды. Бумагопластика является той областью, которая дает инструментарий для практического дизайна. Являясь формотворческой базой конструирования из листа, бумагопластика применяется в упаковочном, поли- графическом производствах [1]. Методы бумагопластики используются в архи- тектурной и дизайнерской деятельности. Бумагопластика как дисциплина при- менима в пропедевтических курсах, может выступать как альтернатива класси- ческой дисциплине «скульптура» в системе художественного образования. Во- брав экспериментальный материал художественной мысли, бумагопластика стала носителем и хранителем интеллектуальной базы дизайна; то есть, изучая историю бумагопластики, мы изучаем историю проектной мысли. Под экспериментом в пластическом моделировании принято понимать спо- собы необычного применения самых обыденных вещей и материалов, в частности бумаги. Ее пластические возможности разнообразны. Они заставляют дизайнера почувствовать себя первооткрывателем, «искателем приключений», поэтому здесь стоит говорить об эксперименте как о методе. Изучая эволюцию геометрии бу- мажной формы, метод экспериментирования постигает возможности ее объемно- пространственных трансформаций. Ведь бумага-это податливый материал, спо- собный на многие пластические превращения – сгибание, скручивание, прорезы- вание, сжимание, тиснение и пр.[2]. Приемы работы с бумажной поверхностью позволяют создавать различную фактуру или комбинации нескольких фактур, а также множество простых объемов, с помощью которых возможно создание сложных объемно-пространственных композиций. Из доступного материала, с помощью несложных инструментов (резак, ножницы, шило, линейка, циркуль, клей ПВА, бумага) можно создать целый мир, в котором реализуются знания тех- нологий и творческий замысел. 173 Еще несколько лет назад были известны такие приемы бумагопластики, как сделанные из папье-маше и сложенные из бумаги фигурки (домики, кораб- лики, самолетики) – название "оригами" пришло позже. Сейчас известно и дос- тупно гораздо большее количество техник изготовления из бумаги объемных изображений. Наилучшие и самые неожиданные работы выходят из умелых рук чаще всего тогда, когда применены несколько техник одновременно. Творческие работы в технике бумагопластики (рис. 1,2,3). Рис.1. Рис.2. Рис.3. Техника квиллинга (бумагокручения )(4, 5) Рис.4. Рис.5. На сегодняшний день существует целое множество бумажных техник, среди них такие как техника декупажа, квиллинг, скрапбуккинг, iris folding – 174 (англ. – радужное складывание), tunnel book ( дословный перевод – бумажный туннель) и многие другие [3]. Все они основаны на традиционных техниках и методиках работы с разными видами бумаги. Сами композиции становятся не только просто образцами бумагопласти- ки, но и аналитическим материалом, позволяющим проникнуть в основы фор- мотворческих закономерностей. Многие технологические приемы впервые ос- ваиваются в непосредственном процессе – это своеобразный «дизайнерский фольклор» [2], тайны и методики которого передаются непосредственно в про- цессе живой работы и являются формотворческим багажом художественных лабораторий. Таким образом, с введением термина «бумагопластика» становит- ся возможным исторически выстроить эволюцию бумаги как материала моде- лирования, развитие приемов и техник моделирования, показать преемствен- ность жанра экспериментального моделирования. Следует выделить следующие ключевые аспекты экспериментального моделирования: – авторский подход к изучению композиционных, конструктивных, структурно-технологических закономерностей; – привлечение базовых и углубленных знаний теории дизайнерского формообразования и проектной культуры, изучение проектно-художественных и историко-культурные аспектов этой сферы; – анализ эволюции бумаги как материала и понятий пространства и плоскости в проектной культуре, анализ структуры бумажного полотна и уста- новление взаимосвязи качества и типа бумаги с возможными методами ее по- следующей трехмерной трансформации; – определение роли и места формотворческой дисциплины «бумагопла- стика» в дизайне и выявление ее значимости для творческих лабораторий как средства наработки багажа формообразовательных идей и способа поддержа- ния творческого тонуса; – наработка собственных авторских концепций бумагопластики, которые позволят определить ее как творческую сферу, влияющую на стилеобразова- ние в дизайне. Бумагопластика сегодня является перспективным направлением дизай- нерского формообразования, влияющим на развитие проектной культуры. В 175 этой области заключен вековой опыт, и, тем не менее, формотворческий потен- циал бумагопластики не исчерпан. Развитая экспериментальная деятельность в области бумагопластики по- зволила накопить многообразные методы и средства пластического проектиро- вания. Они весьма многообразны и имеют особую логику формообразования, базирующуюся на принципах трансформации листа [2]. В связи с этим, бумагопластика в контексте современного искусства и ди- зайна становится своеобразным экспериментальной творческой площадкой для проектных изысканий, художественных «подвигов», научных и практиче- ских исследований. Библиографический список 1. Дебнер Д. Школа графического дизайн / Дэвид Дэбнер. Москва: РИ- ПОЛ классик, 2007. 2. Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композици- онно-художественного формообразовании в дизайнерском творчестве: учебное пособие / В.Б.Устин. Москва: АСТ: Астрель, 2007. 3. Центр Корейского бумажного творчества. [Электронный ресурс]. Ре- жим доступа: http://paper-art.ru С.В.Салмина МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТА-ХУДОЖНИКА К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Специальность художника-керамиста была востребована еще в древно- сти. Следя за развитием истории, можно заметить, что использование глины проходит через все эпохи и периоды, сопровождая жизнь человека, даря ему теплоту земли и радость созерцания. Природная глина — самый «родной» для человека материал. По Библии из звонкой глины, подобной гончарной, Все- вышний сотворил Адама. Сама природа отдала глину в руки мастеру и подсказа- ла, что с ней делать. Где-то следы отпечатались на глинистой почве и сохранили влагу после дождя – вот из чего слепить резервуар для воды. Где-то комок, бро- шенный в костер, стал твердым как камень – еще один знак – мягкая глина преоб- 176 ражается, пройдя испытание огнем. В разное время то здесь, то там являла глина свои лики. Каждый народ собственным путем раскрывал секреты превращения ее в чудесные вещи [1]. Может, древнего человека никто и не называл художником (в современном смысле этого слова), но мы до сих пор восхищаемся его миропо- ниманием и мироощущением, разглядывая находки археологов. Найти новые грани восприятия керамических изделий, новые технологии и художественные образы – непросто. Роль творчества в самоопределении лич- ности студента нельзя переоценить. Будущий художник должен найти свой ав- торский почерк, взгляд на мир. Существуют частные определения, которые характеризуют творчество, как полет фантазии, соприкосновение с вечным и неизменным, некое действие, внесение авторской компоненты в рабочий процесс. Оно как проявление инди- видуальности личности, есть некое откровение, таинство сердца, открытие [4]. Творчество: деятельность, порождающая нечто качественно новое и отли- чающаяся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью. Об- щепризнано, что творческое мышление – это «вид мышления, связанный с соз- данием чего-либо нового процесс образования новых систем связей, свойств личности, её интеллектуальных способностей» [2, с 570]. Философский словарь расшифровывает это понятие так: «творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материаль- ные и духовные ценности. Оно представляет собой способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания за- кономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую мно- гообразным потребностям» [3]. В процессе творчества принимают участие все внутренние силы человека, в т.ч. воображение, а также обретаемое в обучении и в практике мастерство, необходимое для осуществления замысла. Творчество специфично для челове- ка, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности. Можно ли помочь формированию творческой личности будущего худож- ника – сегодняшнего студента? Отметим главные характерные особенности личностных черт молодых людей: самоопределение, целеполагание, возмож- ность развития, потребность в открытиях и достижениях, энтузиазм, экстре- мальность, энергичность, увлеченность, самовыражение и др. А также: эгоизм, 177 агрессия, карьеризм – все это может повлиять на выбор жизненного пути. Уни- кальность этого периода состоит в том, что человек может делать то, что не мог в детские годы и не сможет так легко в зрелости. А именно учиться, получать знания, умственно развиваться. При плотном графике работы над курсовыми, дипломными и др. проек- тами студент должен не только механически исполнять задания, но и вносить творческую компоненту. Внутренняя мотивация студента важнее, чем внешняя (влияние и мотивация со стороны педагога, оценка за семестр и проч.). Моло- дой человек должен понимать, что учится для себя, всегда задавая себе вопрос: для чего это мне нужно? При влиянии только внешних факторов на его успе- ваемость - результат будет нулевым. Педагог может помочь студенту в его са- моопределении. Именно творчеству определена роль вдохновить студента на исполнение заданий и достижение поставленных целей. Рассмотрим схему внутренней мотивации студента. Для того чтобы он мог реализовать свои внутренние ресурсы и достигнуть вершин в какой-либо деятельности, ему необходимо иметь план самореализации: Рис. 1. Схема внутренней мотивации студента |