Главная страница
Навигация по странице:

  • Стили ногтевого дизайна.

  • А.С. Келейникова, В.Б. Козырева

  • Разования материалы Международной научнопрактической


    Скачать 2.16 Mb.
    НазваниеРазования материалы Международной научнопрактической
    АнкорKreativ_2011.pdf
    Дата22.06.2018
    Размер2.16 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаKreativ_2011.pdf
    ТипСборник
    #20613
    страница13 из 19
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   19
    С.Ю.Зонова
    КОСМОПОЛИТИЗМ В ДИЗАЙНЕ НОГТЕЙ
    Художественное образование принято рассматривать как учебный про- цесс приобщения учащихся к изобразительному искусству. Традиционно худо- жественными школами, училищами, вузами и кафедрами называются учебные заведения или их подразделения, в которых предметами освоения и познания являются графика, живопись, скульптура, реже декоративно-прикладное искус- ство (профессиональное и народное), дизайн и архитектура.
    Сегодня существует множество образовательных учреждений в области ин- дустрии красоты, предлагающих обучение маникюру по курсу «дизайн ногтей».
    Давайте рассмотрим ногтевой дизайн с современных позиций, немного заглянув в прошлое. Маникюр, как известно,– одна из древнейших процедур, насчитывающая не один десяток веков. В те времена он больше походил на ди- зайн ногтей, на их декорирование. Сырьем для специальных красок уже тогда служили подручные природные средства, это яичные желтки, хна, раститель- ные красители. Причем в цветовой спектр, входили: красный, черный, синий и желтый цвета. Например, китайские модницы свои ноготки украшали золотыми наконечниками. В сущности можно сказать, что история маникюра – это исто- рия дизайна ногтей.
    Одним из важных этапов маникюра, от которого в огромной мере зависит конечный результат, стало покрытие ногтей лаком, который можно расценить, как своего рода дизайн. Позднее появился такой вид маникюра, как «француз- ский», при котором ноготь покрывался уже двумя цветами. Он стал прообразом современного дизайна, в котором, как правило, основой для создания какого- либо рисунка является лаковое покрытие несколькими цветами.
    Сегодня трудно с уверенностью сказать, кому в голову пришла мысль из- брать в качестве полотна для замысловатого узора крошечный ноготок. Некото- рые утверждают, что родиной ногтевого дизайна в его современном виде стала
    Япония с ее тонкими акварельными зарисовками. Другие придерживаются иного мнения. Но самое важное то, что дизайн ногтей существует и пользуется спросом.
    Стили ногтевого дизайна. Искусство ногтевого дизайна берет истоки в далекой древности, когда стремление выделиться из общей массы заставляло

    139 людей использовать в качестве полотна свое тело, лицо и ногти. Причем в каж- дой стране, в каждом родовом племени были свои пристрастия, свои рисунки, свой неповторимый стиль. Все современное искусство, а ногтевой дизайн, без- условно, можно отнести к этой сфере, черпает силы в народном творчестве, в традициях и культуре своего народа. С другой стороны, главной его чертой в настоящее время является космополитизм, т.е. стирание национальных граней.
    Поэтому можно сказать, что современное искусство – это смесь народных мо- тивов разных стран. Это общие тенденции развития прикладного искусства, ка- ким в настоящее время является и декорирование ногтей.
    Наряду с глобальными направлениями существуют и такие, которые обу- словлены личностными качествами. Рассматривая такие вопросы, как компози- ция, цветоведение, гармония, следует понять, что все эти понятия субъектив- ные. Есть основные правила в изобразительном искусстве, созданные для об- легчения понимания многих художественных аспектов. Вкус, пристрастия и взгляды на одни и те же предметы у каждого свои, каждый имеет свое пред- ставление о красоте, гармонии и о прекрасном. И эти представления разные, как и разные все люди на земле.
    Поэтому, говоря о декоративной росписи ногтей, можно утверждать, что у каждого из его создателей своя манера, свой почерк. Даже выполняя одну и ту же операцию, мастера, в конечном счете, получают разный результат. Всегда можно безошибочно угадать автора работы, если хорошо знаешь его почерк.
    Следовательно, имеет смысл говорить только о технике, применяемой в дизайне. Она очень многообразна и лежит в основе народного творчества. По- этому многие варианты базируются именно на прикладной росписи народных промыслов, таких как хохломская, гжельская, палехская. Этнические узоры в славянском стиле могут выглядеть совершенно по-разному там могут преобла- дать чистые, яркие цвета (красный, голубой, желтый, зеленый). Иногда орна- мент монохромен, в нем преобладают золотые и серебряные тона. Порой богат- ство рисунка дополняют стразы.
    Совершенно по-другому выглядят ногти, оформленные в стиле ростов- ской финифти. Это традиционная русская светлая, блестящая эмаль, при оформлении которой могут быть использованы яркие и чистые золотые, руби- ново-красные, кобальтово-синие, зеленые тона.

    140
    Традиционно рисунок в стиле северной черни допускает и изображения человеческих, звериных и архитектурных силуэтов, и четко выполненный пей- заж. Для узора главное – пластическое переплетения линий рисунка, выполнен- ного в стиле барокко. Здесь главное – сочетание серебра с мягкой позолотой.
    Кокошник прекрасной царевны может напоминать узор, выполненный в стиле золотого шитья. Для этого вида русского народного рисунка характерен растительный орнамент, основными элементами которого всегда была ветка розы с тщательно проработанными цветками, бутонами и листьями. Такой ри- сунок обычно заполняют затейливым переплетением всевозможных усиков, за- витков, украшают блестками.
    Совершенно иначе выглядят ногти, оформленные в стиле мастерской вышивки. Они кажутся легкими, воздушными, кружевными. Их прототип – традиционный русский вышивальный промысел, золотое и серебряное шитье по бархату и атласу.
    Элементы русского художественного искусства, традиционных народных промыслов не только всегда актуальны и выглядят всегда в духе времени. Они представляют собой неисчерпаемый потенциал для полета фантазии художни- ка. В самом деле, здесь можно найти бесконечное множество новых идей, при- менить практически любые орнаменты, использовать любую манеру письма, выразить свое настроение.
    Современный нейл-дизайнер должен в совершенстве владеть всеми тех- нологиями ногтевой индустрии. Его задача еще усложняется и жесткой конку- ренцией. Именно поэтому задачами школ является не только научить овладе- вать различными технологиями моделирования, рисования и др. смешанным технологиям, но и увидеть нечто, раскрывающее индивидуальность. Этому способствуют условно принятые направления – абстракция, орнамент, флори- стика, сюжетный дизайн.
    Для создания абстракции, например, необходимо научиться по новому, смотреть на, казалось бы, привычные вещи. Часто источником вдохновения становятся анималистические мотивы. Узоры шкур леопарда, тигра, зебры, жи- рафа или рисунок кожи рептилий давно эксплуатируется во всех видах творче- ства. Природные орнаменты стилизуют и иногда изображают в совершенно не- обычной цветовой гамме.

    141
    Орнамент – это узор, состоящий из ритмически повторяющихся элемен- тов. Он может быть флористическим, этническим или геометрическим.
    Флористика актуальна в любой сезон и не зависит от капризов моды. Здесь нет четкой фотографичности, элементами флористики являются стилизованные узоры. Те же рисунки на тканях, узор кружев, цветы, предметы интерьера.
    Сюжетные дизайны предполагают развитие сюжета и актуальны, в рамках какого либо события, например, Нового года, дня рождения, отдыха на море.
    Если считать, что моду создают детали, то уместно сказать, что стильный образ женщины заключается не только в правильно подобранной одежде и гра- мотно сделанном макияже, по-настоящему завершенный образ должен вклю- чать дизайн ногтей. В настоящее время по негласной традиции дизайнеры Fash- ion показов привозят не только свою коллекцию одежды, но также и команду высококлассных специалистов, готовых сделать по задумке дизайнера любой макияж и выполнить потрясающий маникюр для каждой модели.
    Подведя итоги выше сказанному, можно сделать вывод, что мода и ногте- вой дизайн неразделимы. Одежда, обувь, аксессуары всегда будут источником вдохновения для мастеров, следовательно, это такой вид искусства, который постоянно находится в состоянии поиска чего-то нового.
    А.С. Келейникова, В.Б. Козырева
    ШКОЛЬНАЯ ФОРМА: ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
    В СОВРЕМЕННОСТЬ
    На сегодняшний день по вопросу о необходимости введения форменной одежды в школах однозначного ответа нет. Та сторона, что выступает «за», ар- гументирует свою позицию повышением успеваемости и дисциплины. Сторона
    «против» считает, что при курсе на личностно – ориентированную модель об- разования загонять ребенка в рамки формы – значит не давать ему свободы для самовыражения. Как говорится, сколько людей – столько и мнений. И чтобы полнее разобраться в этом вопросе, рассмотрим историю возникновения школьной формы в разных странах и ее роль в современном мире.

    142
    Школьная форма — обязательная повседневная форма одежды для уче- ников во время их нахождения в школе и на официальных школьных меро- приятиях вне школы [7].
    Обучение детей различным наукам имело место практически во всех древних цивилизациях, но сведений об отличительной одежде для них крайне мало. Известно, что в Древнем Китае «школьники» носили специально сшитую форму [2]. В Средние века мальчики могли получать образование при монасты- рях (с последующим вступлением в орден), и «формой» им, по - видимому, служила одежда наподобие монашеской [2].
    От церковной же одежды произошла традиция носить мантии студентами
    Кембриджа и Оксфорда (существовала вплоть до 1960-х гг.), а также «француз- ский тип формы», распространившийся затем в Италии, Испании, Португалии представлявший собой свободную блузу, надевающуюся поверх обычной одежды.
    Во Франции данная форма была введена в 1870-е гг. [2] и продержалась до 1968 г.
    Другой источник формы – военный костюм. Первая школьная форма на его основе появилась в Англии в XVI веке в благотворительных школах и позднее распространилась в близлежащих странах (Шотландии, Ирландии) и в большинстве колоний (Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке, Кении,
    Малави, Зимбабве и Индии, исключая Канаду).
    В 1597 и 1601 годы в Англии школьная форма была законодательно утвер- ждена в «Законах о бедных» [2]. Первой школой, где она была введена, была
    «Больница Христа»
    Мальчикам, обучающимся в ней (главным образом, сиротам), выдавалась форма, скроенная по образу церковного платья. Она состояла из синей блузы до щиколоток, застегивавшейся до пояса, с гофрированным подолом и длинными широкими рукавами, а также воротом в церковном стиле, бриджей до колен и чулок. Синий цвет был выбран потому, что это был самый дешевый кра- ситель. Форму детей из этого приюта отличали также серебряного цвета пуговицы на блузе, узкий кожаный ремень, желтые чулки и свободная рубашка без воротни- ка. Кстати, такой тип формы в данной школе сохранился и по сей день.
    Многие школы Англии вскоре заимствовали эту форму. Их начали назы- вать «синекурточными». Считалось, что образ мальчиков, одетых в эту неук- люжую одежду, выражает собой повиновение и учтивость [2].

    143
    В дальнейшем благотворительные школы стали моделью для частных школ, туда же перекочевала и форма (разумеется, уже не в «синекурточном» варианте), призванная установить дисциплину среди благородных и обеспечен- ных учеников (рубеж XVIII – XIX веков). Новый тип формы окончательно оформился в XIX веке. Он наиболее походил форму младших школьников кол- леджа Итон: короткий пиджак с черным жилетом и полосатые брюки. Под пиджак надевалась белая рубаха с широким и жестким отложным воротничком и галстуком в полоску [2].
    Другие варианты формы первоначально принимались в военных школах
    – это, например, мундир с воротником стойкой и круглыми выпуклыми пуго- вицами в сочетании с черными брюками, или матросский костюм. Данные виды также часто заимствовался гражданскими школами.
    Очень яркий пример заимствования гражданскими учебными заведения- ми военной формы – Российская империя. Первая юношеская форменная одеж- да появилась в России в петровское время, в 1720-е годы, когда возникли про- фессиональные школы нового образца. Их учащиеся носили зеленые с красны- ми обшлагами кафтаны – практически форму солдат гвардии [4, с. 10].
    Форму военного образца носили и воспитанники возникших позднее ка- детских корпусов (1730-е гг.), и воспитанники университетов. В последних, как и в благотворительных школах Англии, формой учащихся обеспечивали. В данном случае – с целью маскировки их социального и экономического поло- жения. Форменный костюм воспитанников университетов включал один каф- тан, один камзол (к ним прилагались подкладки из шерстяной ткани), две пары штанов (зеленого сукна, коротких, с застежками под коленями), четыре полот- няных галстука и шесть рубашек, а также шляпа, кошелек на волосы, сапоги, башмаки, гарусные чулки и шпагу [4, с. 10].
    К поступлению в университеты готовили разночинские гимназии, где также носили мундиры: зеленые для дворян, малиновые для разночинцев [4, с. 13].
    В 1834 году был принят закон, утвердивший общую систему всех граж- данских мундиров в империи. Таким образом, была регламентирована форма для мальчиков (положение о гимназической форме для девочек было утвер- ждено в 1896 году).

    144
    Поскольку обучение в гимназии стоило денег – 10 рублей золотом, и это не считая питания, проживания и одежды [5, с. 49]. Позволить себе тратить та- кую сумму на обучение детей могли лишь дворяне, интеллигенция и крупные промышленники. С этого времени гимназисты носят гимнастерки, как правило, синего цвета, подпоясанные черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой, черные брюки без канта, шинели и фуражки, чаще всего светло- синие с тремя белыми кантами и с черным козырьком [1]. Впрочем, цвет и от- делка, а также эмблема могли меняться в зависимости от учебного заведения.
    Воспитанницы же женских гимназий носили коричневые платья с высо- ким воротником и фартуки — чёрный в учебные дни и белый по праздникам.
    Парадная форма дополнялась белым отложным воротником и соломенной шляпкой. Если в городе было несколько женских гимназий, то в них, как пра- вило, форма была разного цвета [7].
    После революции, начиная с 1918 года, в Советской России ношение формы отмирает. Ее не отменили – о ней просто забыли. Ни в одном из указов того времени она не упоминалась, а у простого народа денег на нее просто не было. Единственное на чем делался акцент, начиная с 1920-х гг. – пропаганда чистоты и аккуратности в облике ребенка [5, с.49].
    Такое положение продолжалось вплоть до 1943г., когда было введено раздельное обучение, и в женских и мужских гимназиях начинается реставра- ция позабытой было традиции носить форменную одежду, законодательно, впрочем, все еще не подтвержденная. Форма того периода практически полно- стью копировала форму дореволюционной России, лишь гимназистки отказа- лись от соломенных шляпок.
    В 1954 году модели школьной формы были наконец законодательно под- тверждены [5, с. 52]. Они просуществовали до 1962г., когда был введен костюм серого цвета, просуществовавший в свою очередь до 1973 г., в котором мальчи- ки пошли в школу в синих курточках на планке по низус погончиками на пле- чах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки.Курточки застёгивались на алюминиевые пуговицы [7].
    Форменная одежда для девочек не менялась вплоть до 1984 г. Тогда для старшеклассниц ввели синий костюм, состоящий из жакета, жилета и юбки со

    145 складками спереди. Такой костюм можно было носить в различных вариантах и сочетать с разными блузками.
    В 1992 году школьную форму отменили в школах Российской Федерации в знак того, что в стране полностью победила демократия. А с 1999 года утвер- дилась обратная тенденция: в отдельных регионах Российской Федерации школьную форму вводят вновь.
    В других странах, начиная с 1960-х гг. форма начинает носить более спортивный характер – становится удобнее, неформальнее.
    В Англии школьная форма по – прежнему используется во многих шко- лах. Она является элементом престижа и отличительной чертой ученика. Форма разных школ имеет отличия в цвете, отделке, наборе предметов и аксессуаров.
    Бывшие английские колонии, избавившись от влияния Англии, сохрани- ли традицию ношения формы, но изменили ее в соответствии с климатически- ми особенностями. Впрочем, ношение форменной одежды в этих странах (осо- бенно африканских) является тяжелым бременем для родителей, и форма таких детей – есть по сути единственная их одежда.
    Во многих странах Европы (включая Францию и Германию), а также в Ав- стралии и США на сегодняшний день общей формы нет, лишь некоторые частные школы вводят ее как пункт своего устава. Аналогичная ситуация и в России.
    Интересна форменная одежда школьников Японии. Мальчики там носят
    «гакуран»: брюки и темный пиджак с воротником-стойкой и рядом пуговиц.
    Фасон этого костюма имеет прусские корни: такую форму носили солдаты прусской армии XIX века. Девочки носят сочетание пиджака с юбкой в различ- ных вариантах или же «сэйлор-фуку» – «матросский костюм». К форме обычно даётся, ещё и большая сумка или портфель.
    Школьная форма также введена в школах Кубы, Северной и Южной Ко- реи, Ирана и проч.
    Если говорить о функциях школьной формы, то первой сформировалась отличительная (форма английских благотворительных школ предназначалась главным образом для выделения им учащихся среди других детей. Сегодня эта функция также не потеряла своего значения, поскольку форма зачастую являет- ся элементом «фирменного стиля»).

    146
    В конце XVIII века была подмечена способность формы влиять на пове- дение ученика – форменная одежда дисциплинирует, ставит ребенка в непри- вычную ситуацию, когда «… собственное тело воспринимается как чужое и не- знакомое» [6, с.38], а сама школьная форма ассоциативно связывается с обра- зом примерного и послушного ученика.
    Еще одна важная функция формы – сглаживание различий между раз- личными группировками учащихся, различающимися по материальным (бога- тые/бедные), идейным (эмо/готы) и прочим аспектам.
    При этом можно сказать, что, хотя эти три функции, безусловно, дейст- вуют, их влияние не абсолютно. Влияние введения школьной формы на дисци- плину и успеваемость до сих пор вызывает сомнения, хотя и приведено множе- ство аргументов «за». Что же касается сглаживания различий, то даже при са- мой строгой форме они видны – у одних она аккуратней и чище (как свидетель- ство из желания понравиться учителю или обеспеченности), у других – более поношенная и неряшливая (бедность или сознательный бунт). В любом случае, вопрос о необходимости возвращения школьной формы в образование остается открытым, и его решение вызовет (и уже вызывает) немало споров, разрешение которых может случиться лишь на основе компромисса. А этого, на мой взгляд, особенно в России ждать еще очень долго.
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   19


    написать администратору сайта