Развитие креативности будущих бакалавров педагогического образования в вузе
Скачать 0.67 Mb.
|
белую шляпу, то его отношение к проблеме должно быть нейтральным, он полагается только на аналитическое мышление, избегает эмоций, использует только проверенные факты, числа, даты. Красная шляпа на голове является символом субъективности и эмоционально-окрашенного мышления, студент не только может, но и должен высказывать свою субъективную точку зрения со всем возможным набором чувств и эмоций. Тот, кто носит черную шляпу, берет на себя роль критика, он ищет только негативные стороны в сложившейся ситуации, упрекает и уличает других участников в неэффективности их идей. Одевая желтую шляпу, студент обязан мыслить позитивно, искать положительные стороны в сложившейся ситуации, он собирает все положительные моменты в пользу выбранного решения, помогает взглянуть на проблему оптимистически. Зеленая шляпа обязывает мыслить своего владельца ассоциативно, креативно, он должен избегать банальных идей, его цель генерировать творческие способы выхода из ситуации и собирать все альтернативные и даже фантастические решения. Голубая шляпа на голове символизирует порядок и структуру. Задача ее владельца взвесит все имеющиеся идеи, структурировать их и
[Введите текст] Что касается обсуждаемой темы, то она должна быть актуальной и понятной студентам и пересекаться с пройденным материалом. В качестве темы дискуссии нами была выбрана проблема конкуренции, с которой столкнулись небольшие торговые центры после строительства в г. Сургуте трех огромных торгово-развлекательных центров. Студенты, согласно доставшимся ролям, не только обсуждали имеющиеся проблемы, но и придумывали пути выхода из ситуации. Данная методика воспринимается студентами с энтузиазмом и позволяет в непринужденной, креативной обстановке сотворчества педагога студентов, не только усваивать необходимые знания, но и проявлять оригинальность и гибкость мышления. Примерка каждой из шляп заставляет студента обратиться к своему жизненному опыту, взглянуть на проблему с другой стороны, вспомнить и применить образцы поведения людей, характерные для доставшейся ему шляпы. Оказываясь в такой ситуации, студент вынужден отступить от стандартного подхода к проблеме, вжиться в новый, несвойственный ему образ, что рождает оригинальные идеи. Для эффективного решения поставленной перед ним задачи необходимо не только актуализировать жизненный опыт, но и качественно трансформировать его. Осознание себя как субъекта учебной деятельности помогает ему справиться с данным заданием. Еще один плюс данной методики заключается в том, что каждый студент, независимо от своего характера, может предстать в новом свете, взглянуть на ситуацию со всех сторон, создать идеи и принять такие решения, на которые бы, возможно не решился в обычной жизни. Еще одно из заданий, способствующих актуализации жизненного опыта и основывающееся на субъект-субъектных отношениях – решение задач при помощи кластеров и ментальных карт [6]. Данные креативные техники в настоящее время широко распространены для структурирования знаний, бизнес-планирования мероприятий, однако, на наш взгляд, недостаточно представлены в образовательном процессе. Восполнить141 [Введите текст] данный пробел мы решили с помощью применения вышеназванных креативных техник в рамках внеучебной и научно-исследовательской деятельности. В процессе подготовки к таким мероприятиям как «Студенческая весна» и «Татьянин день» нами использовалась техника кластеров, которая представляет собой набор неструктурированных ассоциаций, используемый нами для разработки концепции творческого этапа конкурса. Ведущей темой организаторами была выбрана «Быт малочисленных народов севера», и преподаватель вместе со студентами письменно фиксировали все ассоциации (отдельные слова, крылатые фразы, строчки из песен, цитаты и т.д.), которые вызывает у них предложенная тема. Впоследствии, опираясь на предложенные идеи, был представлен номер, в котором сочетались национальная музыка и танцы ханты и манси в традиционных костюмах, сшитых и спроектированных самими студентами. Данный номер был отмечен грамотами, и студентам поступило приглашение поучаствовать в окружном конкурсе «Студенческая весна» с этим проектом. Метод ментальных карт (mind-map) мы использовали в научно-исследовательской деятельности для построения логики курсовых и контрольных работ. Преимущество данной креативной техники заключается том, что она позволяет отойти от линейной технологии мышления к образной. После выбора темы работы, студентами с помощью преподавателя на листе бумаги формата А3 выстраивалась логика исследования, выделялось ключевое понятие, от которого отходили второстепенные. Кроме структурированных ассоциаций в виде слов и словосочетаний в работе также разрешалось использовать значки, рисунки, картинки. В результате на листе бумаги появлялась не просто словесная концепция работы, но и различные художественные изображения, символы и значки, яркие цвета. Студенты были заинтересованы в создании творческого, яркого и адекватного по содержанию своеобразного маршрута исследования, ощущая себя не только субъектами, но и творцами в образовательном процессе, что повышало
[Введите текст] Преимущество выбранных техник заключается в том, что в них задействованы оба полушария мозга студентов, одновременно обрабатываются несколько видов информации, процессы протекают комплексно. Нельзя не заметить значение актуализации жизненного опыта студентов, ведь все ассоциации и идеи в данных техниках основаны, прежде всего, на личностном опыте студентов. Кроме того, создание ментальных карт и кластеров превращает студента в активного субъекта учебного процесса, ведь только от него зависит, что получится в результате. Преподаватель может только помогать и стимулировать мыслительные процессы, используя метафоры, аналогии и неочевидные сопоставления, предлагая собственные ассоциации. Еще одной особенностью образовательного процесса студентов-третьекурсников Сургутского государственного университета, является то, что большинство из них обучаются в течение одного семестра в университете Джунгбу в Южной Корее в рамках программы академического обмена и сотрудничества между двумя учебными заведениями. В процессе обучения студенты усваивают различные знания и обретают умения в области 2-D и 3-D дизайна, которые используют позже для решения профессиональных задач сфере компьютерной анимации и графики, дизайне интерьера и одежды и т.д. Учеба в Южной Корее существенно пополняет «Портфолио работ» студентов, в которое, начиная с 3 курса, студенты собирают документацию, подтверждающую их достижения, представляющую собой совокупность различных творческих, исследовательских и проектных работ студента, которые освещают основные направления его деятельности и дают представление о том, чем интересуется студент. Такая документация позволяет проследить развитие каждого студента, определить направления, где он наиболее полно реализовался, наметить его дальнейшую стратегию развития. Работодатели, опираясь на портфолио работ, имеют возможность 143 [Введите текст] выбрать студентов для прохождения практики, а также для последующего трудоустройства. Педагогическое сопровождение студентов 4-5 курсов заключалось в усложнении не только содержания, но и формы работы, которое проявлялось постепенном увеличении степени их самостоятельности в учебной деятельности, при подготовке и проведении внеучебных мероприятий, в создании условий для самостоятельной научно-исследовательской деятельности. учебный процесс старшекурсников активно внедрялись деловые игры, которые имитируют производственную деятельность и адаптированы к содержанию обучения. С помощью деловых игр у студентов появляется возможность не только усваивать готовые знания, но и самостоятельно или вместе с преподавателем организовывать учебную деятельность, добывать и анализировать информацию, проявлять беглость мышления при решении поставленных проблем, находить оригинальные и нестандартные выходы в разнообразных ситуациях выбора, то есть развивать праксиологический компонент креативности. Кроме того, можно охватить деловой игрой всю группу. Деловые игры являются прообразом будущей профессиональной деятельности и нацелены на актуализацию творческого потенциала студентов. Они включают в себя различные приемы, методы и креативные техники, которые используются студентами в процессе принятия наилучшего оперативного решения в нестандартных ситуациях с помощью различных приемов, методов и техник. В процессе деловых игр реализуются следующие принципы: имитационное моделирование конкретных условий; игровое моделирование содержания профессиональной деятельности; диалогическое общение; двуплановость;
[Введите текст] Ощутить себя в полной мере субъектами образовательного процесса с целью повышения мотивации к обучению студентам помогали, организованные нами деловые игры на базе «Югорского бизнес-инкубатора» рамках прохождения дисциплины «Основы предпринимательской деятельности». Сложность организации деловой игры состоит в том, что не все темы и разделы учебной дисциплины можно подобрать под неё. Мы применяли деловые игры для развития аксиологического компонента креативности при изучении темы «Бизнес-планирование». Структура деловой игры состоит из нескольких этапов: выдвижение проблемы по результатам анализа материала, предложенного преподавателем (самостоятельная деятельность студентов, например в форме «мозгового штурма» или «круглого стола») определение и распределение ролей проведение самой игры обсуждение и анализ результата. Данная деловая игра проводилась на последнем этапе опытно-экспериментальной работы. Занятие такого типа предусматривает высокую степень самостоятельности студентов. В процессе деловой игры, актуализируемые знания закрепляются, углубляются и расширяются, формируются организаторские, коммуникативные умения, проявляется оригинальность и беглость мышления студентов. качестве примера рассмотрим деловую игру, проводимую нами при изучении темы «Бизнес планирование». Студентам заранее была озвучена тема занятия и дано задание самостоятельно найти информацию о составлении, цели и структуре бизнес-плана. Начало занятия проводилось в форме заседания круглого стола, где принимали участие студенты, преподаватель, а также экономисты и другие специалисты в сфере бизнеса. В процессе заседания все участники выступали в роли субъектов образовательного процесса: активно обменивались знаниями, задавали интересующие их вопросы, были представлены и проанализированы примеры различных бизнес-планов. Далее студентам было предложено 145 [Введите текст] составить бизнес-план своей дизайн студии с учетом полученных знаний об особенностях бизнес-планирования и презентовать его. Подготовка этого проекта осуществлялась в групповой и индивидуальной форме по желанию студентов. процессе работы и при презентации бизнес-планов студенты проявили высокий уровень знаний: профессиональные и грамотные проекты были выполнены практически без обязательных консультаций преподавателя, с самостоятельным оформлением текстовой части и презентации. Некоторые студенты, ничем не выделявшиеся ранее, участвуя в деловой игре, по-иному раскрылись, проявив оригинальность и беглость мышления, ответственность и организаторские способности. Несомненно, на деловых играх, участники опытно-экспериментальных групп приобретали, закрепляли и формировали определенные профессиональные знания и умения (когнитивный компонент), проявляли гибкость и оригинальность мышления (праксиологический компонент), проявили заинтересованность к таким творческим заданиям (мотивационно-ценностный компонент). Использование деловых игр в учебном процессе помогает формировать целостное представление о профессиональной деятельности в динамике, развивает профессиональное теоретическое и практическое мышление, формирует мотивацию к учебной деятельности и обеспечивает перевод ее в профессиональную мотивацию, способствует развитию профессиональной креативности будущих бакалавров педагогического образования. По завершении деловой игры студенты делились своими впечатлениями, выделили положительные и отрицательные стороны своей работы, высказали мнение об атмосфере в коллективе, оценили полученный опыт, все это учитывалось нами при проведении подобных мероприятий в будущем. Эксперты и специалисты также отметили высокий уровень подготовленных проектов, что проявилось в том, что по результатам 146 [Введите текст] докладов студентов желающим было предложено представить свои бизнес-планы для участия в окружном конкурсе «Молодой предприниматель Югры», главным призом которого является выделение целевой суммы для осуществления предпринимательской деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа. Кроме того, образовательный процесс студентов 5 курса осуществлялся активным применением методов проблемного обучения, что в совокупности с деловыми играми, на наш взгляд, позволяет студентам не только овладевать предметной и организационной стороной учебной и профессиональной деятельности, но и накапливать в реализации своей деятельности элементы творческого опыта. На это нацелено и прохождение производственной практики, в процессе которой будущие бакалавры напрямую сталкиваются с профессиональными задачами, требующими мобилизации знаний, умений и креативности студентов для их решения. Исследовательский потенциал данного вида учебной деятельности направлен на актуализацию жизненного опыта студентов, на углубление знаний и развитие умения продуктивно взаимодействовать с окружающим социальным пространством, улучшая его по мере своих сил с помощью творческих идей, оригинальных мыслей и креативности студентов. Таким образом, происходит включение в профессиональную реальность, нацеленную на инициативные действия, рефлексию и ответственность за результаты своей деятельности в реальной профессиональной ситуации. Как правило, производственную практику студенты проходят в различных дизайнерских студиях и рекламных агентствах, выполняя функции дизайнера в области компьютерной графики, интерьера и т.д. Свой творческий потенциал студенты реализуют в решении профессиональных задач, связанных с художественной деятельностью, результаты которой представлены в виде различных визиток, логотипов, буклетов, плакатов, вариантов интерьера квартир и различных фирм. В процессе прохождения 147 [Введите текст] производственной и педагогической практик и составления отчетов студенты имеют возможность получить опыт анализа и решения профессиональных задач. Учебная задача трансформируется в профессиональную за счет того, что ситуация не является вымышленной, а происходит из реальной действительности. Креативность студентов развивается за счет конструирования образовательного процесса в деятельности, имеющей для студентов личностный смысл, создания нестандартных проблемных ситуаций, где студенты занимают исследовательскую функцию, включения в реальную профессиональную практику, где происходит реализация креативности студентов и получение продукта преобразовательной деятельности. Таким образом, содержание обучения студентов должно представлять собой систему учебных ситуаций, проблем и задач, которые постепенно приближаются к профессиональным посредством включения студентов в деятельность различных организаций и учреждений, соответствующих будущей профессиональной направленности студентов, что приводит к расширению содержания образования будущих бакалавров педагогического образования. Включение студентов в деятельность по решению профессиональных задач в процессе прохождения производственной практики на данном этапе дает возможность не только наблюдения за профессиональной реальностью, но и позволяет оптимизировать свои знания и умения с возможностью использования ресурсов учреждения, в процесее реализации творческих проектов. Кроме того, в процессе коммуникации и сотрудничества с будущими коллегами, находятся единомышленники и партнеровы, за счет
[Введите текст] только с преподавателем, но и с представителями профессионального сообщества, что приводит к возникновению новых форм взаимодействия между участниками и формирует субъект-субъектные отношения на качественно ином уровне. Восприятие друг друга осуществляется на равных, так как каждый участник призван решать конкретную профессиональную задачу и имеет для этого необходимые ресурсы (знания, умения и компетенции), что приводит к актуализации и обогащению жизненного опыта и способствует профессиональному росту. В этом случае студент становится соавтором педагогического процесса, который творит преподаватель. Также, в процессе обучения на 5 курсе студенты собирают документацию для так называемого «Портфолио отзывов», которое включает в себя различные отзывы, грамоты, дипломы, заключения, оценки, рецензии, рекомендательные письма и другие документы, полученные от молодежных и общественных организаций, преподавателей и руководителей предприятий, где студенты проходили практику. Подводя итоги реализации педагогических условий в совокупности, стоит отметить, что их поэтапное внедрение в образовательный процесс будущих бакалавров педагогического образования позволило отметить существенные положительные изменения. Актуализация жизненного опыта студентов помогала им породить оригинальную идею, а важность субъект-субъектного взаимодействия заключается в том, что оно способствует донесению ее до окружающих. процессе реализация предложенных нами педагогических условий студенты преодолевали различные коммуникативные и креативные барьеры, ощущая себя полноправным субъектом учебного процесса. У большинства студентов появилось не только стремление к активному участию в учебном процессе и внеучебной деятельности, но и способность самостоятельно конструировать их на творческой основе.
[Введите текст] В данном параграфе мы решали шестую задачу нашего диссертационного исследования, заключающуюся в разработке содержания и методики педагогического сопровождения развития креативности будущих бакалавров педагогического образования в вузе: 1.Реализация педагогических условий проходила в 4 экспериментальных группах с ориентацией на различные педагогические условия: в первой группе, обозначенной ЭГ-1, проверялись 1-е и 2-е условия развития креативности бакалавров педагогического образования; во второй группе, обозначенной ЭГ-2, проверялись 2-е и 3-е условия; в третьей группе, обозначенной ЭГ-3, проверялись 1-е и 3-е условия; в четвертой группе, обозначенной ЭГ-4, мы проверяли все педагогические условия в совокупности. Внедрение выделенных нами педагогических условий проходило поэтапно в соответствии с разработанной нами моделью и годом обучения студентов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей студентов. Каждый этап был нацелен на развитие определенного компонента креативности и имел конкретные локальные задачи, которые достигались с помощью введения в учебный процесс различных педагогических технологий и методик, нацеленных на раскрытие и актуализацию творческих способностей студентов . 3. Для реализации методики развития креативности были внесены следующие изменения в профессиональную подготовку будущих бакалавров педагогического образования: введены различные педагогические технологии, такие как ситуационные задания, деловые игры, проводившиеся на базе Окружного бизнес-инкубатора, креативные техники, проблемные методы обучение с целью вовлечения студентов в деятельность по решению профессиональных задач. Студенты активно участвовали в научно-исследовательской деятельности: написании курсовых работ, подготовке докладов на конференциях, написании отчетов по педагогической и производственной практикам. Во внеучебной деятельности студентов 150 [Введите текст] также активно применялись выделенные нами педагогические условия. Студентами проводились различные мероприятия, мастер-классы для школьников, организовывались художественные выставки. Полученные при реализации педагогических условий результаты обязывают нас дать их качественный анализ.В параграфе 2.3 мы попробуем доказать состоятельность описанной методики развития креативности будущих бакалавров педагогического образования. |