Развитие креативности будущих бакалавров педагогического образования в вузе
Скачать 0.67 Mb.
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ первой главе исследовано современное состояние проблемы развития креативности будущих бакалавров педагогического образования. Наше обращение к проблеме развития креативности бакалавров педагогического образования выявило необходимость построения логики анализа имеющегося теоретического материала по данной теме: Выявить проблемное поле понятий «творчество», «творческая деятельность», «креативность». Выделение данных понятий связано с сущностью и спецификой деятельности будущих бакалавров педагогического образования, заключающихся в творчестве. Определить особенности развития креативности будущих бакалавров педагогического образования, а также выявить качества, характеризующие креативную личность бакалавра педагогического образования. Данная необходимость была продиктована сопоставлением этих качеств с требованиями Государственных образовательных стандартов. Определить и охарактеризовать педагогические условия развития креативности будущих бакалавров педагогического образовании. Данные сведения использовались для построения структурно-содержательной модели развития креативности будущих бакалавров педагогического образования Глава содержит три параграфа. первом параграфе дан анализ состояния проблемы в теории и практике; выявлен понятийный аппарат исследования, проанализированы существующие подходы к проблеме исследования, определены факторы, влияющие на развитие креативности, а также представлена структура креативности будущих бакалавров педагогического образования. Во втором параграфе креативность рассматривается как объективная необходимость для будущих бакалавров педагогического образования, выделяются особенности ее развития для студентов данного профиля,16 [Введите текст] раскрывается специфика деятельности бакалавров педагогического образования, даются определения таким понятиям как «дизайн», «дизайнер», «педагогическая деятельность», а также представлена структурно- содержательная модель развития креативности будущих бакалавров педагогического образования, включающая в себя целевой, организационный, содержательный, технологический и оценочно-результативный компоненты. третьем параграфе дана характеристика выделенным нами педагогическим условиям по развитию креативности будущих бакалавров педагогического образования, а также обоснован выбор именно данных педагогических условий. 1.1. Развитие креативности студентов как психолого-педагогическая проблема Проблема творчества и креативности названа учеными-психологами проблемой века. Несмотря на огромное количество определений креативности (более 100), единого мнения, что такое креативность до сих пор нет. Первые теоретические и практические исследования в данной области принадлежат американскому психологу Джой Полу Гилфорду [185, c. 12], который в 1959 году ввел термин «креативность», понимая под ней особую разновидность мышления – так называемое дивергентное («расходящееся, идущее в разных направлениях») мышление, которое допускает множество путей для решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Такое мышление противопоставляется конвергентному («сходящемуся»), нацеленному на единственно верное решение. Согласно теории Дж.Гилфорда, отличие дивергентного мышления от конвергентного заключается в мыслительном поиске решения заданной проблемы, который осуществляется в различных направлениях семантического пространства в зависимости от содержания проблемы, представляя собой периферийное мышление (рис. 1а). 17 [Введите текст]
Рис. 1. Дивергентное мышление Конвергентное мышление связывает воедино все элементы семантического пространства, которые относятся к проблеме, и находит единственно верную композицию этих элементов (рис.2). Элементы проблемы РЕШЕНИЕ Рис. 2. Конвергентное мышление отличие от Гилфорда, С.Медник [187] полагает, что в процессе творчества присутствует как конвергентная, так и дивергентная состав- ляющие, точнее деление познавательного акта на эти составляющие описывает его неадекватно. По мнению С.Медника [187],процесс решения проблемы будет более креативным, если элементы проблемы взяты из отдаленных областей. Отличие творческого решения от стереотипного, по С.Меднику, 18 [Введите текст] определяется не особенностью операции, а способностью преодолевать стереотипы на заключительном этапе мыслительного синтеза и широтой поля ассоциаций. Таким образом, креативность не исключает конвергентного мышления. Креативные личности берут во внимание события из прошлого, используя при этом конвергентное мышление, но с помощью дивергентного мышления находят новое применение ранее знакомому предмету, таким образом, избегая старых решений (рис. 3).
Величина отклонения от стереотипа решение Рис. 3. Креативное мышление по С.Меднику Несмотря на то, что понятие креативность принято считать предметом исследования психологии, ее трактовки также представлены и в других науках, среди которых наибольший интерес для нашего исследования представляют дефиниции в философии и педагогике. точки зрения философии, креативность представляет собой способность к творческому мышлению, творческое созидательное начало, деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов реальной действительности. В педагогике креативность рассматривается с позиции проблемных ситуаций и в общем виде представляет собой способность решать 19 [Введите текст] бесчисленное множество задач в постоянно меняющихся обстоятельствах. - умение принимать решения в различных ситуациях, а также представляет собой набор следующих компетенций: умение заявлять о своих потребностях и интересах; умение находить другие источники информации; -умения принимать решения в разных педагогических ситуациях; способность генерировать оригинальные способы решения проблемы [165]. психологии понятие креативность трактуется по-разному: ассоциативная теория рассматривала креативность с точки зрения возникновения ассоциаций; гештальтпсихология - с точки зрения продуктивного мышления, психоанализ - с позиции образования творческой энергии и мотивации творческой деятельности, гуманистическая психология через мотивацию и самоактуализацию. Обобщает все эти психологические подходы, по нашему мнению, определение, представленное в словаре по психологии: «креативность» - творческий потенциал и способности индивида, которые проявляются в ментальных актах, чувственно-эмотивных актопроцессах, в процессе коммуникации с другими индивидами, а также в различных формах-видах деятельности, инициативности, активности, связанных с созданием – репродуцирование – продуцированием тех или иных предметов, продуктов деятельной активности» [119, 202]. До сих пор остается спорным вопрос о разграничении понятий «творчество» и «креативность». Изначально большинством исследователей креативность рассматривалась в рамках общего подхода к изучению психологии творчества. Как пишет Т.А.Ребеко [112], существуют два подхода к изучению творчества: первый отождествляет сущность творчества творения, второй описывает сущность творчества с позиций творца. В современных зарубежных исследованиях креативности наблюдается многообразие подходов. 20 [Введите текст] Н.М. Гнатко [46] разводит понятия «творчество» и «креативность», определяя их как две стороны единого круга явлений, где творчество является процессуально-результативной стороной этого единства, а креативность субъектно-обусловливающей стороной. Представители методологического подхода понимают творчество как функцию проблемной ситуации и определяют креативность через особенности процесса решения задачи. В трудах отечественных ученых творчество понимается как социальный феномен и как механизм развития, как атрибута, присущего природе и обществу. Основная характеристика творчества заключается в способности создавать что-то новое, оригинальное. По мнению Е.С.Рапацевича, виды творчества зависят от деятельности человека: научное – производство нового знания, художественное – создание новых художественных произведений, педагогическое – разработка новых методов, форм, принципов, содержания, педагогических систем [145]. настоящее время существуют противоречивые мнения в соотнесении понятий «креативность» и «творчество». Выделяют три подхода к данному вопросу: Понятия «креативность» и «творчество» рассматриваются как синонимы, то есть исследование креативности ведется в рамках психологии творчества, данные понятия не разводятся. Креативность изучается как отдельное явление, под которым понимается образование субъектно-личностной новизны и значимости. Творчество же рассматривается как феномен, отражающий процессы взаимодействия новизны, порождаемой субъектом деятельности, с существующим социокультурным контекстом. То есть, под креативностью понимается построение новых возможностей для субъекта, а творчество – как создание новых возможностей для культуры в целом. Подобные точки зрения высказывают Е.Пикард и М. Боден [188] (индивидуально личностная и общественная креативность). 21 [Введите текст] Креативность выступает как отдельный аспект изучения творчества рассматривается как внутренний ресурс, потенциал человека. Так Я.А.Пономарев [116] предлагает целостную концепцию творчества как психического процесса, а креативность выделяет как один из аспектов творческого потенциала личности. Мы также придерживаемся данного подхода, поскольку изучение креативности как одного из аспектов творчества помогает пронаблюдать всю неоднозначность и сложность ее проявления. Кроме того, в таком случае имеется возможность изучать креативность в связи с общими закономерностями творчества. На сегодняшний день существует огромное количество определений понятия «креативность» в зарубежных психолого-педагогических исследованиях: Дж. Гилфорд [185] рассматривает креативность как способность к переосмысливанию функций объекта, использования его в новом качестве. По его мнению, креативной личности не присущ конформизм. Это позволяет ей исследовать пути, на которые остальные люди из боязни показаться смешным не осмеливаются вступить, креативный человек характеризуется малой догматичностью и неоднозначностью представлений о жизни и обществе, а также о смысле собственных поступков. Е.П.Торренс [164] выделяет чувствительность к проблемам и осознание их в качестве фактора креативности; а также неудовлетворенность недостаточностью своих знаний, способность к поиску решений, чувствительность к дисгармонии, догадкам, формулированию гипотез, а также, соглашается с Дж. Гилфордом, описывая креативность в терминах мышления. По его мнению, творческое мышление – это «процесс чувствования трудностей, проблем, брешей в информации, недостающих элементов, перекоса в чем-то; построения догадок и формулировки гипотез, касающихся этих недостатков, оценки и тестирования этих догадок и гипотез; возможности их пересмотра и проверки и, наконец, обобщения 22 [Введите текст] результатов». На основании проведенных исследований он пришел к выводу, что на развитие креативности наибольшее влияние оказывает не генетика, а культура, в которой воспитывается человек и экспериментально доказал, что спад в развитии креативности можно снять путем специального обучения. К.Тейлор [191] выделяет следующие показатели креативности: продуктивность мышления, способность планировать деятельность, предсказательность действий, принятие решений и их исполнение, способность к обобщению. А.Маслоу [92] понимает креативность как качество, которое может быть применено в любой задаче жизни. Согласно ему креативность – качество, которое присущее каждому с рождения, но теряемое большинством под воздействием среды. А. Маслоу [92] считает, что интеллектуальная одаренность является одним из необходимых, но не единственным условием для проявления креативности. Главную роль в актуализации креативности, согласно А. Маслоу, играют мотивации, ценности, личностные черты. Творческую личность характеризуют такие черты как когнитивная одаренность, чувствительность к проблемам, независимость суждений. Американский психолог Э.Фромм [161, c. 23] предложил следующее определение понятия креативности: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Таким образом, согласно этой формулировке, критерием креативности считается не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность. По мнению Р. Майера [186], для того, чтобы понять, что такое креативность, необходимо найти ответ на пять основных вопросов: 23 [Введите текст] Чем на самом деле является креативность: свойством личности, продукта или процесса? Креативность – это социальный или личностный феномен? Какой характеристикой своих носителей (людей, процессов, продуктов) она является: особенной или общей? Является ли креативность общим феноменом для всех сфер жизни субъекта или она имеет особые виды в каждой из них? Она представляет собой качественную или количественную категорию? Х.Е. Трик понимает под креативностью прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек (или группа людей) создает что-либо не существовавшее прежде. Критериями креативности, по его мнению, являются характеристики и процессы, активизирующие мыслительную продуктивность, в связи с этим у студентов необходимо развивать способности к быстрому реагированию на изменения в окружающем мире, критичность мышления и рефлексию. Он также указывает на необходимость отличать подлинную креативность от псевдо- и квазикреативности, которые также имеют признак новизны как следствие только нонконформизма и недостаточной дисциплинированности, основанной на слепом неприятии того, что уже существует, и желании не быть как все. Такого рода «новизна», по его мнению, не имеет никакого отношения к креативности [152]. Доктор Эдвард де Боно [28], на чьем счету более 60 работ, посвященных креативности и творческому мышлению, считает, что люди могут научиться быть креативными. Для этого им нужна мотивация, а также комплекс приемов, помогающих отыскать новые альтернативы. По его мнению, это означает приобретение способности находить неизвестные различия и создавать новые категории. Согласно де Боно, так возникает способность находить новые сочетания элементов или рассматривать их с
[Введите текст] Кроме того, существуют различные виды креативности: анализ истории развития данной категории позволил нам в ходе нашего исследования рассматривать два вида креативности: «малая (или индивидуально личностная) креативность» и «большая (общественная) креативность». Под малой креативностью мы, вслед за М. Боденом [183], понимаем повседневную креативность, которую люди проявляют, решая новые проблемы или решая знакомые проблемы новым путем. Под большой (общественной) креативностью понимается креативность, результат которой оказал влияние на мировую историю и культуру, сюда относятся музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, картины Малевича, Миккеланджило и т.д. А.Маслоу [92] выделяет первичную и вторичную креативность, первичная креативность, или этап вдохновенного творчества, обязательно должна быть отделена от вторичной - от процесса детализации творческого продукта и придания ему конкретной предметной формы. Эта вторая стадия включает в себя не только и не столько творчество, сколько тяжелую рутинную работу, успех ее в значительной степени зависит от самодисциплины творца, который порою тратит всю жизнь на то, чтобы освоить конкретные орудия творчества, проникнуть в сущность материала, развить инструментальные умения и навыки, прежде, чем, наконец, бывает готов в полной мере выразить то, что он видит или чувствует. Между вдохновенным замыслом и результатом, лежит титанический труд, огромная самодисциплина, изнуряющие дни, месяцы и годы приобретения опыта, множество черновиков и набросков, отчаяние перед чистым листком бумаги, многократное переписывание набело неудачных фрагментов и т.д. Вторичная креативность, на которой держится реальный художественный продукт – великие картины, романы, изобретения, и т.п., заключается в изучении совершенно иных человеческих добродетелей, таких как упорство, терпение, трудолюбие и выносливость, поскольку именно они
[Введите текст] По мнению С.Медника, следует различать вербальную и невербальную креативность. Вербальная креативность выражается в словесной форме, например, в предложении оригинальных идей в области проблемных ситуаций, в возможности находить отдаленные словесные ассоциации, тогда как невербальная креативность – это проявление творческих способностей в виде художественных образов, картин, рисунков и т.д. Для нашего исследования важны оба этих вида креативности, поскольку мы рассматриваем креативность будущих бакалавров педагогического образования, чья деятельность имеет педагогический характер и требует сформированности вербальной или речевой креативности. Развитие невербальной креативности представляет для нас интерес в связи с дизайнерской составляющей обучения, где необходимо проявлять творческие способности в виде художественный и графических образов [187]. Резюмируя, определения креативности зарубежных ученых, можно сделать вывод, что единого подхода к данной проблеме нет, однако нам представляется возможным классифицировать представленные определения по четырем аспектам, рассматривающих креативность как: креативный процесс, креативный продукт, креативную личность и креативную среду (сферу, структуру, социальный контекст, формирующий требования к продукту творчества). Включаясь в креативный процесс, человек активизируется в креативной среде, приобретая черты креативной личности и затем актуализируясь в креативном продукте. |