Главная страница

Развитие креативности будущих бакалавров педагогического образования в вузе


Скачать 0.67 Mb.
НазваниеРазвитие креативности будущих бакалавров педагогического образования в вузе
Дата09.12.2020
Размер0.67 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаdissertatsiya-varlakovoj-yur.docx
ТипДиссертация
#158932
страница6 из 18
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий развития креативности будущих бакалавров педагогического образования в вузе

Целью данного параграфа является теоретическое обоснование педагогических условий, которые, на наш взгляд, способствуют развитию креативности будущих бакалавров педагогического образования.
С.И. Ожегов [107, с. 790] рассматривает понятие «условие» как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит, обстановка, в которой продуктивно осуществляется что-нибудь».
Под педагогическими условиями понимают обстоятельства, связанные с педагогической деятельностью, которые определяют что-либо в том или ином процессе. К ним относят то, что сознательно создается в учебном процессе и обеспечивает его результативность, так как составляет наиболее


благоприятную среду для его возникновения и протекания.










В педагогике

условия, не являясь сами по

себе причинами

событий, в

то же время усиливают или ослабляют действие

причины.

С

таких

позиций,

условия определяют

как факторы,

обстоятельства,

от

которых зависит

эффективность функционирования педагогической

системы. Современная дидактика трактует

условия

как совокупность

факторов, компонентов учебного процесса,

обеспечивающих

успешность


обучения. В теории воспитания принято рассматривать условия как среду, в которой протекают те или иные педагогические процессы, по мнению


В.И.Андреева [13].

69










[Введите текст]

Педагогические условия представляют собой результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приёмов), а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей.


  • нашем диссертационном исследовании мы рассматриваем процесс развития креативности, поэтому необходимо разграничить понятия


«развитие» и «формирование».


  • психолого-педагогической литературе развитие рассматривается в отношении человеческого индивида (например, в процессе обучения), его психики. Развитие – это внутренне необходимое движение, «самодвижение»


человеческого индивида от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия. Развитие - это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека [71].
И.П. Подласый [114, c. 125] указывает на общую закономерность: «Развитие детерменировано внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям относятся физиологические и психологические свойства организма. Внешние условия это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые отношения, что, в свою очередь приводит к очередному изменению».
Под формированием личности понимается процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий (социальной среды, социально организованного воспитания и обучения); процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и различных видов деятельности [119].
Формирование означает становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. Формировать – значит придавать форму чему-либо, устойчивость, законченность, определенный тип. Развитие и70

[Введите текст]

формирование личности тесно взаимосвязаны: личность развивается, формируясь, и формируется, развиваясь [59].


  • нашем исследовании мы ставим задачу определения педагогических условий, необходимых и достаточных, реализация которых положительно влияет на процесс развития креативности будущих бакалавров педагогического образования. Необходимые условия – это те, без которых,


процесс не может реализоваться в полной мере. Достаточные условия предполагают оптимальность выбора совокупности условий, из которых нельзя исключить ни одного компонента.
Нам необходимо было учесть: личность обучаемого и его желание самореализоваться в творческой и профессиональной деятельности; образовательную систему, предполагающую продуктивное обучение; развитие дивергентной составляющей вербальной и невербальной креативности, проявляющейся в оригинальности и беглости мышления в педагогической и дизайнерской деятельности. Рациональный выбор сочетания педагогических условий должен был обеспечить в комплексе их результативность.


  • ходе нашего исследования нами была выдвинута гипотеза, что развитие креативности будущих бакалавров педагогического образования будет осуществляться успешнее, если соблюдаются следующие педагогические условия:




    1. обогащение содержания образования будущих бакалавров педагогического образования собственным жизненным опытом;




    1. включение студентов в деятельность по решению профессиональных задач;




    1. обеспечение проблемного характера образовательного процесса будущих бакалавров педагогического образования.


Первое условие. В педагогике вопрос об обогащении содержанияобразования жизненным опытом возник давно. Еще Аристотель отмечал, что
71

[Введите текст]

опыт является критерием всех знаний. Он утверждал, что некоторые знания можно приобрести только при помощи опыта.
Роль опыта в творческом процессе можно определить как способ использования имеющихся у студентов знаний для получения новых знаний, как перенос знаний из одной области в другую, свойства которой должны быть изучены для решения творческих задач [95].
Обогащение содержания образования собственным опытом студента видится нам необходимым условием повышения уровня знаний студентов в связи с тем, что жизненный опыт каждого, несмотря на юный возраст, индивидуален и неповторим. В то же время перед каждым человеком в разное время и в разных формах возникают одни и те же задачи. Отличаются лишь способы их решения. Жизненный опыт является необходимой формой развития личности в целом и ее способности думать творчески в частности.
В педагогике под опытом понимаются знания, умения, навыки, приобретенные вне систематически организованного обучения, то есть имеющие «жизненный формат» и характеризующиеся наличием контекста, который играет важнейшую роль во всех процессах деятельности и психики.
Под контекстом понимается система внутренних и внешних условий, определяющих поведение и деятельность человека, которая оказывает влияние на восприятие и преобразование субъектом конкретной ситуации. К
внутреннему контексту относятся индивидуально-психологические особенности, опыт и знания человека, к внешнему – социокультурные, предметные, пространственно-временные характеристики данной сиуации.
Под обогащением, мы вслед за В.В.Игнатовой, понимаем реализацию совокупности педагогических условий посредством качественного отбора содержания образования, гибкого использования форм, методов, приемов и средств и дифференциацию по типу «горизонтальное» и «вертикальное» обогащение [67].
Под актуализацией мы понимаем изменение бытия: переход бытия из состояния возможности в состояние действительности. В психологии –72

[Введите текст]

актуализация – действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или непосредственном воспроизведении.
Важную роль в процессе решения творческих задач играет «готовность» знаний к применению и их реконструкции, мобильность интеллекта в процессе преобразования информации и соотношение осознанной и бессознательной компетентности. Обе компетентности связаны с жизненным опытом личности. Возникновение бессознательной (латентной) компетентности происходит с помощью приобретения спонтанного
творческого опыта. Основой осознанной компетентности является человеческая способность к кодированию собственного опыта.
Исследования показали, что непосредственная связь развития креативности прослеживается с уровнем осознанной компетентности человека в творческой деятельности [121].
Нет никакого сомнения в том, что опыт человека играет огромную роль


  • процессе усвоения знаний. Если человек не осмысливает и не запоминает того, что с ним было в прошлом, не сравнивает задачу, которую решает сейчас с теми, которые ему или другим людям приходилось решать раньше,


не выявляет в них общее, то он не может приобретать и использовать свой опыт.
Жизненный опыт представляет собой своеобразный неповторимый синтез, сплав всевозможных знаний, умений и навыков, впечатлений, чувств


  • других актов состояний. Он складывается в ходе индивидуальной человеческой жизни и направлен на решение ее проблем [35].


П.В.Корнеев [81, c. 76] понимает под жизненным опытом
«самобытный, неповторимый синтез всевозможных умений, навыков, эмпирических знаний и оценок, впечатлений, чувств, других актов и состояний, осуществляемый в ходе человеческой жизни и направленный на


решение ее проблем».

73










[Введите текст]

Ю.В.Сенько [133], рассматривая деятельность педагога как
сотворчество с учащимися, отмечает, что восхождение учителя к жизненному опыту учащихся есть обращение к личности школьника, к его способности работать со своим опытом. То же самое, на наш взгляд, применимо и к студентам. Обогащая содер жизненный опыт студентов, преподаватель помогает им перестраивать прежние представления, продуцировать новые знания, выходя за границы личного опыта и находить оригинальные решения для поставленных задач.
По мнению И.С.Якиманской [181], в образовании происходит встреча задаваемого и субъектного опыта, своеобразное окультуривание последнего, его обогащение, приращение, что и составляет вектор индивидуального развития.
Согласно теории витагенного обучения, предложенной А.С.Белкиным [20], витагенный опыт, под которым понимается актуализированная часть
жизненного опыта, выполняет не только вспомогательную, но и
самостоятельную образовательную функцию. Это позволяет «создать условия для эффективного соотнесения теоретических знаний, полученных в ходе образовательного процесса с реалиями жизни».
Как отмечает В.В. Бачманова [19], по средствам актуализации жизненного опыта студентов происходит усвоение того, что объяснение какой-либо проблемы или задачи может быть достигнуто только при помощи многоаспектного, комплексного, междисциплинарного подхода к анализу действительности.
Студенты, хочет того педагог или нет, обязательно соотносят предлагаемый им материал с собственным опытом. Следовательно, учение невозможно организовывать в изоляции от всей жизнедеятельности студентов. Более того, опыт является необходимым условием обучения и развития способности личности думать творчески.


  • работах многих ученых обогащение содержания образования жизненным опытом студентов рассматривается как условие преодоления 74

[Введите текст]

формализма в обучении, активизации студентов при усвоении теоретического материала, внедрения проблемного обучения на занятиях.
По мнению В.А.Петровского обучение можно назвать личностно-ориентированным только в том случае, если оно не просто опирается на жизненный опыт обучаемых, в том числе на жизненный познавательный опыт, но и использует его как основу для содержания образования [110].
Как пишет Е.Н. Шиянов [171, 26], «чтобы мыслить творчески, отвергать уже известное старое, нужно владеть этим старым, знать, что ты отвергаешь». На нечто подобное указывает и Р.Стернберг [190, c. 112]
«творчество в области, о которой творящий знает очень мало или не знает ничего, просто невозможно».
На нечто подобное указывал и известный английский философ Б.Рассел: «Знание каждого человека в основном зависит от его собственного индивидуального опыта. Он знает, что он видел и слышал, что он прочел и что ему сообщили, а также то, о чем он, исходя из этих данных, смог заключить»[122].
Опора на прошлое при актуализации опыта студента положительно
влияет на развитие креативности, поскольку студент, вспоминая о похожих задачах, которые ему встречались ранее и о недостаточно эффективном решении их традиционными способами, будет искать новые пути решения, возможно более оригинальные, чем ранее. Но для этого необходимо, не
просто транслировать предыдущий опыт, но и качественно
трансформировать его.
Для качественной трансформации опыта студентов необходимо обучение креативному поведению за счет моделирования творческих действий, включения некоторых способов креативного поведения и самовыражения, освоения технологий творческой деятельности.
Как доказали ученые, креативность в высокой степени зависит от средового влияния, поэтому ее развитию у студентов способствует наличие

позитивного образца креативного поведения, например, правильно75

[Введите текст]

подобранные примеры поступков творческих людей, их биография и творческая деятельность. В идеале таким творческим образцом должен стать


  • педагог не просто как транслятор знаний, а как пример личности, творчески применяемой знания, жизненный опыт и различные педагогические технологии, направленные на развитие вербальной и невербальной креативности студентов.


Психолог Э.Ф.Зеер [63] вводит в оборот новый термин «субъективный опыт личности», под которым понимает «совокупность эмоционально-
окрашенных, социальных, учебно-профессианальных и личностных ситуаций, которые могут выполнять образовательную функцию». Включение


  • учебный материал субъективного опыта, по мнению автора, порождает новую реальность, усвоение которой придает знаниям и умениям личностный смысл.


Очень важным в теоретическом плане является разведение понятий «опыт жизни» и «жизненный опыт».
Под опытом жизни, А.С. Белкин [21] понимает информацию, не прожитую человеком, связанную лишь с его осведомлённостью о тех или иных сторонах жизни и деятельности, но не имеющую для него достаточной ценности. А к жизненному опыту относится витагенная информация, являющаяся достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти, находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации в адекватных ситуациях. Под ней понимается сплав мыслей, чувств, поступков, прожитых человеком и представляющих для него самодостаточную ценность, связанную с памятью разума, чувств и поведения.
Для перехода опыта жизни в витагенный опыт необходимы определенные условия: жизненный опыт должен быть социально значимым, должен не только сохраняться в памяти о прожитом, но и помогать конструировать будущее с учётом прошлых ошибок и достижений; должен быть онтологическим, т.е. включать в себя опыт предшествующих
76

[Введите текст]

поколений. Кроме того пополнение жизненного опыта должно быть непрерывным.


  • позиции науки переход жизненной (витагенной) информации в витагенный опыт проходит следующие стадии и уровни.


Первая стадия первичное нерасчленённое,недифференцированноевосприятие витагенной информации.
Вторая стадия –оценочно-фильтрующая.Личностью определяетсязначимость полученной информации с общечеловеческих гностических позиций, затем с позиций личной значимости. Отсеивание информации происходит онтогенетически.
Третья стадия установочная.Личность создаёт либо стихийно,либоосмысленно установку на запоминание данной информации с приблизительным сроком «хранения». Сроки хранения определяются её значимостью, жизненной и практической направленностью. Это определяет и уровень её усвоения.
– Первый уровень – операционный. Характеризуется установкой на слабое запоминание, то есть полученная информация имеет наименьшее значение для самореализации личности в образовательном процессе.
– Второй уровень – функциональный. Осуществляется установка на более длительные сроки хранения информации. Используется в ситуациях выбора.
– Третий уровень – базовый. Установка на длительное запоминание,
имеет наибольшую значимость для самореализации в образовательном процессе. Уровни могут постоянно взаимодействовать между собой, переходить один в другой, приобретать различную степень значимости.
По мнению Н.О. Вербицкой [36], такого характера донаучное знание об окружающем мире априори является для человека достоверным, и в дальнейшем новая информация воспринимается им сквозь призму уже существующего донаучного знания, при этом жизненный опыт не является
77

[Введите текст]

накоплением знаний, умений и навыков в определенном виде, он характеризуется обновлением, изменение и творением.
Не каждая витагенная информация способствует развитию креативности студентов, она должна обладать следующими свойствами:
–социальная значимость и соотнесенность с общечеловеческими ценностями;
– содержание образцов поведения человека в сложных жизненных ситуациях, связанных с преодолением трудностей как объективного, так и субъективного характера;
–присутствие связи между путями достижения цели и результатом;
–способствовать осознанию и пониманию причин собственных неудач;
–позитивное влияние на эмоциональную сферу, вызывая чувство гордости, восхищения, а также внушать оптимистическую перспективу,
уверенность в собственных силах, повышать уровень притязаний;
–побуждение к активным действиям, то есть конструирующий и проектирующий характер.
Таким образом, под жизненным опытом можно понимать витагенную информацию, которая стала достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти, находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации (востребованию) в адекватных ситуациях. Она представляет собой сплав мыслей, чувств, поступков, прожитых человеком и представляющих для него самодостаточную ценность, связана с памятью разума, памятью чувств и памятью поведения.
Однако прошлый опыт может играть не только положительную, но и отрицательную роль в развитии креативности. Как показано в исследованиях Л.Секея, есть некий порог знаний, перейдя через который, знания становятся препятствием для творческой деятельности. Необходимо, не просто транслировать предыдущий опыт, но и качественно трансформировать его.


    • педагогике неоднократно говорилось о связи обучения с жизнью, но




  • первую очередь речь шла о практической направленности обучения, а не 78

[Введите текст]

об определенном взаимодействии студента и преподавателя с опорой на жизненный опыт студента. Однако исследования российских и зарубежных педагогов показали, что, несмотря на многообразие новых систем и методик обучения, невозможно достичь подлинного сотрудничества между преподавателем и студентом, если источником информации на занятиях будет только преподаватель. Как писал К. Роджерс [125], образование - средство актуализации собственного «Я». Личность воспринимает охотно и прочно запоминает то, что помогает самовыражению. Отбрасывает, борется с тем, что тормозит, мешает.


  • связи с этим имеет смысл обозначить второе условие развития креативности будущих бакалавров педагогического образования: включение студентов в деятельность по решению профессиональных задач.


Учебная деятельность зачастую далека от профессиональной и не всегда пересекается с реальной жизнью, что приводит к определенным трудностям, среди которых необходимо выделить сложность применения знаний и их формализм. Эта проблема диктует необходимость пересмотра традиционной системы обучения, ее перевода в качественно новое состояние.
Решение этой проблемы видится нам в использовании ресурсов педагогической и производственной практик, а также в возможностях передовой педагогики, предоставляющей на сегодняшний день множество новых технологий, методов и форм обучения, предполагающих поэтапное погружение студентов в профессиональную деятельность. К ним можно отнести ситуационные задания, деловые игры, семинары-дискуссии, благодаря которым студент воспринимает, усваивает и применяет на практике знания, вызывающие интерес, определенные эмоции и имеющие ценность, личностную значимость для него самого. Встретиться с реальной педагогической практикой возможно благодаря использованию сюжетов из профессиональной деятельности, документальных и художественных фильмов с помощью такого приема как анализ случая.
79

[Введите текст]

Однако только лишь изменения формы занятий недостаточно для развития креативности студентов, необходимо также внести коррективы в видение изучаемого материала, осовременить содержание курса, активизировать студентов. Овладевая приемами компетентных предметных действий в ходе индивидуального или совместного анализа профессиональных задач, студент развивается как специалист. То есть процесс подготовки студентов представляет собой последовательную трансформацию учебной деятельности в профессиональную, направленную на развитие креативности. Учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы в нем присутствовали ситуации, располагающие и предполагающие актуализацию жизненного опыта студентов.
Осуществить включение студентов в деятельность, направленную на решение профессиональных задач можно соответствующими ситуационными практико-ориентированными заданиями, как видом самостоятельной работы. Ситуационные задания из практики могут быть различными, но непременно должны находиться в области профессионального самоопределения будущих бакалавров педагогического образования, быть значимыми и интересными для студентов.
Включение студентов в решение профессиональных задач предполагает последовательное усложнение видов деятельности студентов: от анализа и описания профессиональной реальности до включения и проявления
инициативности и реализации замыслов по преобразованию
профессиональной реальности.
Таким образом, содержание обучения студентов должно представлять собой систему учебных ситуаций, проблем и задач, которые постепенно приближаются к профессиональным посредством включения студентов в деятельность различных организаций и учреждений, соответствующих будущей профессиональной направленности студентов, что приводит к расширению содержания образования будущих бакалавров педагогического


образования.

80









1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


написать администратору сайта