Развитие креативности будущих бакалавров педагогического образования в вузе
Скачать 0.67 Mb.
|
Креативный процесс. Большинство зарубежных ученых, рассматривающих креативность как процесс (Е.П.Торренс, С.Медник, Х.Е.Трик), сходятся во мнении, что креативность делится на 3 акта: акт выдвижения гипотезы; акт творчества; -акт логически разработанной идеи. Последующие многочисленные исследования были направлены на детализацию данных актов при сохранении основы теории. Согласно26 [Введите текст] исследованиям Пуанкаре и Адамара, креативный процесс осуществляется в 4 этапа [120]: подготовительный этап включает в себя попытку решения задачи обычным способом; инкубационный период заключается в осознании того, что обычные способы решения задачи не действуют, в связи с этим ее решение откладывается, человек переключается на другие занятия. озарение характеризуется внезапным возникновением из подсознания ответа; проверка включает в себя всесторонний анализ найденного решения на пригодность и допустимость. Ученые научной школы А.М.Матюшкина представили следующую трактовку этапов творческой деятельности: активная первичная деятельность; осознание противоречия; потребность в поиске ответов; самовыражение и самореализация; утверждение [93]. Недостающим на наш взгляд этапом в данной последовательности является рефлексия полученного результата, то есть самооценка соответствия качества конкретного продукта к исходному замыслу, немаловажным также является реакция и оценка окружающими качества продукта, а также определение вариантов дальнейшего самосовершенствования продукта и собственной деятельности. В отличие от логического мышления, которое оперирует понятиями, креативность, которая рассматривается как процесс, оперирует образами с целью их изменения, в результате которого происходит создание чего-то заведомо нового, ранее не существовавшего продукта, объекта или ситуации. То есть креативность – это отражение реальной действительности в неожиданных, новых, непривычных связях и сочетаниях. Креативность 27 [Введите текст] включается тогда, когда возникает проблемная ситуация, характеризующаяся отсутствием нужной полноты знаний и когда разрешить данное противоречие логическим путем не представляется возможным. Формирование нового образа происходит при помощи имеющихся у субъекта знаний. Данные новые образы требуют отбора, оценки, обобщения. Креативный продукт. Результаты креативности представлены в широком диапазоне: ими могут быть научные открытия, меняющие ход истории, экономику, а также различные шедевры, благодаря которым созданы новые направления в искусстве. Такие креативные продукты являются характеристиками большой или исторической креативности и имеют ценность для всего общества. Продуктами малой или личностной креативности могут быть повседневное решение бытовых задач нестандартным способом: обновление интерьера, создание оригинальных букетов, картин. Креативный продукт связан прежде всего с профессиональной деятельностью человека: в литературе – это художественный текст, в дизайнерской деятельности – макеты, картины, визитки, буклеты, графические проекты и модели, в педагогической деятельности – это творческие ученики и студенты. Опираясь на концепцию Е.П. Торренса, К.Тейлор описал уровни креативного продукта по уровням изображенной и продуктивной креативности, изобретения, новаторства и творчества [191]. П. Джексон и С. Мессик выделили следующие критерии креативного продукта, подчеркивая необходимость комплексной процедуры его описания: оригинальность (статистическая редкость); осмысленность (например, редкий способ использования какого- либо предмета» не всегда является креативным); трансформация (степень преобразования исходного материала на
[Введите текст] объединение (образование единства и связности элементов опыта, позволяющее выразить новую идею в концентрированной форме). Разделение продуктов творческой деятельности на социально и личностно значимые было предложено М. Боденом и обусловлено сложностью в оценке результатов креативности. Кроме того, по мнению М.Бодена, необходимо учитывать тот факт, что достаточно часто человек творит не ради общественного признания, а чтобы испытать состояние подъема, позволяющие ощутить себя креативной личностью [173]. Креативная личность. Понимание необходимости учета субъективных факторов в их постоянном взаимодействии с объективными привело к тому, что в последние десятилетия при исследовании креативности все большее внимание уделяется личностным характеристикам творца. Работа исследователей данного направления концентрируется на разнообразии мотивации, индивидуальных различиях и социокультурном окружении, которые выступают в роли источников креативности [139,44, 49]. ходе исследований, направленных на изучение корреляций и описание высококреативных и низкокреативных личностей (при сравнении великих и обыкновенных людей), был определен набор качеств, характеризующих креативную личность. К ним относятся самостоятельность суждений, способность находить привлекательность в трудностях, уверенность в себе, эстетическая ориентация. более ранних исследованиях зарубежные ученые также отмечали некоторую зависимость уровня креативности от личностных качеств субъекта, к которым относили интеллектуальную одаренность (А.Маслоу); нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта (Ф.Фромм); нонконформизм, малую догматичность и неоднозначность представлений о жизни и обществе, а также о смысле собственных поступков (Дж.Гилфорд); чувствительность к проблемам и неудовлетворенность недостаточностью своих знаний, способность к поиску
[Введите текст] Креативная среда. Существует 2 точки зрения на вопрос о влиянии среды на креативность. По мнению представителей средового подхода креативность – восприятие, ответ, действие или общение личности, не принуждаемой другими и в непринужденной обстановке. Данная позиция опирается на исследования, посвященные влиянию среды на развитие креативности, в результате которых было выявлено, что в случае угрозы со стороны окружения, человек проявляет заторможенность и осмотрительность, что приводит к боязни свободно выражать свои мысли и идеи. Несмотря на то, что многие исследователи указывают на наличие гармоничных отношений как необходимое условие для развития креативности, эти выводы являются в меньшей мере эмпирически обоснованы. Благоприятная среда для развития и проявления креативности характеризуется не только ее принятием, но и стимулированием членов окружения друг другом, среда, благоприятная для развития креативности, должна подкреплять креативное поведение, представлять образцы творческого поведения для подражания. Д.Саймонтон [131] и ряд других ученых придерживаются противоположного мнения, с их позиции, максимально благоприятна для развития креативности социально и политически нестабильная среда, так как были обнаружены положительные корреляции между негармоничными эмо-циональными отношениями в семье, психотичностью родителей и высокой креативностью детей. работах отечественных ученых креативность рассматривается как возможность разрешать противоречия (Альтшуллер Г.С., Зиновкина М.М.); способность к аналогиям, метафорам, сравнениям и ассоциированию (Юркевич В.С., Мелик-Пашаев Л.А.); генерированию вопросов (Шумакова Н.Б.). Проблемные творческие ситуации и способы их решения с помощью алгоритмических методов разработали Г.С.Альтшуллер, Д.В.Вилькеев,
[Введите текст] Т.В.Галкина и Л.Г.Хуснутдинова вели исследования поведения высококреативных и низкокреативных людей со снятием ограничения времени. Т.В. Галкина, Л.Г. Алексеева, А.Н. Воронин, Л.И. Шрагина проводили экспериментальные исследования вербальной (речемыслительной) креативности. В качестве одного из возможных механизмов вербальной креативности они рассматривали ассоциации. Но, несмотря на различные исследования креативности, подход к данной проблеме остается неоднозначным. Отечественные исследователи выделяют в качестве условий наличие позитивного образца творческого поведения, социальное подкрепление творческого поведения (В.Н. Дружинин), наличие наставника и влияние семьи (Е.А. Корсунский), влияние семейных отношений и условия развития в школе (Е.Е. Туник). Некоторые отечественные исследователи в качестве основного метода развития креативности называют проблемное обучение (З.И.Калмыкова, М.И.Махмутов и др.). Согласно концепции Я.А.Пономарева [116], существует принципиальное сходство между этапами становления в онтогенезе умения действовать во внутреннем плане и этапами решения творческой задачи. По его мнению, креативную личность характеризуют два качества: интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе. По мнению В.Н.Дружинина [51, c. 49], «креативность – это общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности». связи с многообразием подходов к изучению и пониманию феномена креативности возникла необходимость в их классификации. Разные авторы предлагают свои классификации. С. Яголковский [169] предлагает 31 [Введите текст] иерархически-уровневую классификацию подходов к изучению креативности: Психофизиологический (биометрический) подход, в рамках которого предметом исследования выступают биологические и психофизиологические предпосылки креативности. Когнитивный подход, изучающий когнитивные аспекты креативности. Личностный подход, ориентированный на исследование особенностей творческой личности. Экономико-прагматический подход, в рамках которого изучались особенности процесса творчества и его продуктов в конкретных социально- экономических условиях. Системный подход, в котором креативность субъекта исследуется во взаимосвязи с его социокультурным окружением, экономической реальностью, проблемной областью, в рамках которой осуществляется его творческая деятельность. Нам ближе системный подход, поскольку он берет во внимание все многообразие внешних факторов, влияющих на развитие креативности, а также позволяет учитывать профессиональные особенности и их отражение в креативности. Авторы, говоря об одном и том же феномене, добавляют в определение креативности все новые и новые нюансы, креативность в работах отечественных исследователей рассматривается как: способность к творчеству; интеллектуальное творчество; нечто новое, оригинальное; отдаленные ассоциации; реструктурирование целостной системы; необычное кодирование информации;
[Введите текст] результат (либо отсутствие) внутриличностных конфликтов; выход за переделы уже имеющихся знаний; нетрадиционное мышление, позволяющее быстро разрешить проблемную ситуацию и т. д. нашем исследовании мы солидарны с авторами, рассматривающими креативность как способность к творчеству, особенно важным нам также представляется рассматривать креативность с учетом ее дивергентной составляющей, проявляющейся в оригинальности мышления и продуцировании отдаленных ассоциаций. Также в работах, посвященных исследованию креативности, многие ученые отмечали тесную связь между креативностью и уровнем интеллекта. точки зрения Д.Б.Богоявленской [24, с.50], творчество – это высшая форма интеллектуальной активности, наиболее важной качественной характеристикой, которой служит интеллектуальная инициатива. Она рассматривает креативность как ситуативно-нестимулированную активность, которая проявляется в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Согласно Д. Б. Богоявленской, креативность свойственна всем новаторам, независимо от вида деятельности. Системообразующим фактором творчества, по ее мнению, является интеллектуальную активность, которая понимается ею как интегральное образование, свойство целостной личности, отражающее процессуальное взаимодействие интеллектуальных и мотивационных компонентов системы в их единстве и обеспечивает способность личности к ситуативно-нестимулированной продуктивной деятельности. Но так как зависимость данных показателей была выявлена далеко не во всех случаях, возникла необходимость их разграничения и создание отдельных методик диагностики интеллектуальной одаренности и творческой одаренности и продуктивности. Это последнее понятие получило название коэффициента креативности (CQ). 33 [Введите текст] В. Н. Дружинин выделяет три основных подхода к соотношению понятий креативности и интеллекта [51]. 1) Креативности как отдельного феномена не существует. Необходимыми условиями творческой активности личности являются в первую очередь мотивация, ценности, личностные черты (А. А.Олох, А.Маслоу и другие), а также интеллектуальная одаренность. Главными характеристиками творческой личности являются когнитивная одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях. Креативность рассматривается как самостоятельный фактор, независимый от интеллекта (Дж.Гилфорд, К.Тейлор, Я.А.Пономарев). То есть между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначитель-ная корреляция. Высокий уровень креативности предполагает высокий уровень интеллекта и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Данной теории придерживаются практически все специалисты в области интеллекта (Г.Ю.Айзенк, Р.Стернберг и другие). нашем исследовании мы придерживаемся теории интеллектуального порога Е.Торренса: если IQ ниже 115-120 интеллект и креативность напрямую зависят друг от друга, при IQ выше 120 взаимосвязь креативности интеллекта отсутствует, т.е. нет креативных личностей с низким интеллектом, но есть интеллектуальные личности с низкой креативностью. Что касается развития креативности, то существует 3 похода к данной проблеме: генетический, согласно которому определяющим фактором креативности является наследственность; средовой, представители которого считают решающим фактором развития психических способностей внешние условия; подход генотип – средового взаимодействия. 34 [Введите текст] По мнению Дружинина [51], сочетание таких параметров микросреды, как низкая степень регламентации поведения, предметно-информационная обогащенность и представленность образцов креативного поведения способствует развитию креативности. Мы солидарны с В.А.Сластениным и с Л.С.Подымовой [139] в том, что большое влияние на развитие креативности оказывают личностные особенности индивида, его эмоциональные и мотивационные факторы. Многие исследователи считают, что сенситивным периодом для развития креативности является старший дошкольный возраст, так как ребенок еще не утратил наивного взгляда на вещи и у него на все происходящее есть своя точка зрения. Но это не отрицает возможности развивать креативность в студенческом возрасте. Особенностью развития креативности в студенческом возрасте является формирование «специализированной» креативности: способности к творчеству, связанной профессиональной сферой человеческой деятельности. В этот период большую роль играет «профессиональный» образец, поддержка со стороны семьи и сверстников. Окончанием данной фазы является отрицание собственной подражательной позиции и негативным отношением к бывшему идеалу. Индивид либо задерживается на фазе подражания навсегда, либо переходит к оригинальному творчеству [51]. Студенческий возраст выпадает на начало периода, характеризующегося индивидуализацией, который «связан с выработкой своего особого мировоззрения, со становлением подлинного авторства в определении и реализации своего собственного образа жизни». Студенчество характеризуется познанием новых информационных областей углублением познания в известных областях, освоением способов репродуктивной и творческой деятельности, дающих положительную мотивацию на формирование познавательного интереса студентов в профессиональной деятельности. 35 [Введите текст] Возрастными особенностями студента являются: самоутверждение личности, самосознание, разнообразие ценного жизненного опыта; относительная сформированность ценностных ориентаций, сформированным мировоззрением. Определенное влияние на стимулирование самостоятельной активности в процессе творчества в университете оказывает студенческая среда, а в частности студенческая группа, как круг единомышленников. В психолого-педагогической литературе также отмечается, что студенческая среда оказывает мощное социализируещее воспитательное воздействие. Вообще же задачей образования должно стать развитие потенциальных творческих способностей, способствующее дальнейшему раскрытию личности студента, как творческой единицы в профессиональной деятельности Развитие креативности студентов и молодых специалистов требует обращение к их личности. Этим вопросом занимались психологи и педагоги: В.И. Андреев, С.И. Архангельский, А.Г. Асмолов, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, С.Л. Выгосткий, А.Н.Леонтьев, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Рубинштейн. На основе проведенного нами анализа основных подходов к развитию креативности студентов и молодых специалистов, можно сделать вывод о том, что существует взаимосвязь личностных особенностей и проявлении творческого отношения к выполняемой профессиональной деятельности. Личностная сторона требует обращения к личности творца, ее ценностные ориентации, способы взаимодействия с окружающими Е.С.Громов и В.А.Моляко называют семь признаков креативности студентов: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность [97]. Креативный специалист должен обладать следующими качествами: находчивостью, самокритичностью и критичностью, гирбкостью мышления, независимостью 36 [Введите текст] мнений, смелостью и мужеством, энергичностью, упорством, настойчивостью в доведении дела до конца, целенаправленностью. Г.С.Альтшуллер [11] считал, что развитие креативности возможно в любом возрасте с помощью сознательного обучения способам творческой деятельности с помощью теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), которая основывается на положении о том, что все системы развиваются по определенным законам, поддающимся познанию и применению. Теория доказала практическую значимость и стала основой для новых технологий, в том числе и в педагогике. Проанализировав вышеизложенный материал, необходимо определить структуру креативности будущих бакалавров педагогического образования. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению, какие качества считать основой для развития креативности, однако нам представляется возможным выделить наиболее значимые компоненты в структуре креативности бакалавров педагогического образования. Для того чтобы быть креативной личностью студент должен иметь необходимый и достаточный уровень знаний, умений и навыков, представленный в ФГОС ВПО, обладать высокой мотивацией и проявлять интерес к обучению и творческой деятельности, проявлять оригинальность и беглость мышления. Исходя из этого, структура креативности будущих бакалавров педагогического образования представляет собой совокупность следующих компонентов: мотивационно-ценностный, основой которого является профессионально-педагогическая направленность, личная установка на приобретение и реализацию своих знаний, умений, навыков, что также выражается в ценностном отношении к будущей профессиональной деятельности, желании добиться успеха в ней. Мотивационно-ценностный компонент осуществляет побудительную, интегрирующую, организующую, оценивающую функции; 37 [Введите текст] когнитивный компонент,который охватывает систему знаний и уменийбудущего учителя, являющуюся основой его будущей профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность, которые оказывают существенное влияние на развитие креативности; праксиологический компонент характеризуется способностьютворчески подходить к решению профессиональных задач, раскрывает процесс присвоения и трансформации личностью профессиональных ценностей, знаний, умений, навыков; предполагает самореализацию как специалиста. Выделение мотивационно-ценностного компонента в структуре креативности основывается на взглядах множества ученых, считающих основным источником креативности человеческое стремление к самоактуализации, к реализации своего потенциала. Эта тенденция, по мнению К.Роджерса, существует у каждого и ожидает только подходящих условий, чтобы выразиться и реализоваться. Согласно идеи П. Торренса, для креативных личностей характерна потребность развиваться, потребность в постоянном росте, мотивационно-творческая активность, которая наряду с творческими способностями, позволяет ей достигнуть личностно или социально значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности [192]. Для студентов особую значимость наряду с потребностью в самореализации в будущей профессии имеет высокий или достаточный уровень мотивации к обучению в вузе, интерес к выбранной профессии, к творческому усвоению знаний. Таким образом, наличие мотивации является необходимым условием для развития креативности бакалавров педагогического образования. Выделение когнитивного компонента креативности будущих бакалавров педагогического образования связано с таким феноменом как конкурентоспособность. Многие ученые считают, что «знание сегодня 38 [Введите текст] становится единственным источником долговременного устойчивого конкурентного преимущества, поскольку все остальное выпадает из уравнения конкуренции» [66; С.19]. На сегодняшний день существует достаточное количество исследований, свидетельствующих о тесной взаимосвязи креативности и знаний. Мы придерживаемся позиции ученых, считающих, что чем больше знаний получает человек, тем разнообразнее его подходы к решению новых, нестандартных задач и проблем. Знание фундаментальных наук является необходимым требованием к современному бакалавру педагогического образования. При этом ведущую роль играет не только объем знаний, но и их систематичность, точность, подвижность. Пригодным к практической деятельности выпускника делают управляемость и мобильность знаний, гибкое приспособление к производственным условиям [79]. Подчеркивая особое значение когнитивного компонента профессиональной деятельности выпускника, В.А.Сластенин считает, что «знания, компетентность, образованность нельзя заменить никакими другими, даже лучшими человеческими качествами» [128]. Наличие праксиологического компонента в структуре креативности бакалавров педагогического образования обусловлено опорой на взгляды ведущих ученых в области креативности, которые сходятся во мнении, что основной характеристикой креативной личности является наличие оригинальности и гибкости мышления, проявляющимися в умении предлагать большое количество нестандартных решений задач, умении быстро переключаться с одного задания на другое, умении продуцировать отдаленные ассоциации. Кроме того, для студентов особую важность приобретает способность творчески решать профессиональные задачи, применяя при этом полученные при обучении знания. Таким образом, проанализировав исследования креативности отечественных и зарубежных ученых и, опираясь на представленную выше 39 [Введите текст] структуру креативности, мы в своем исследовании придерживаемся следующего определения: креативность будущих бакалавров педагогического образования – это способность к преобразовательной деятельности, которая основывается на потребностях в самореализации, знаниях в области педагогики и дизайна, характеризуется умениями быстро генерировать нестандартные и функционально применимые идеи для достижения творческого результата в будущей профессиональной деятельности. Материалы данного параграфа позволяют сделать следующие выводы: В данном параграфе мы решали первую задачу нашего диссертационного исследования: осуществление анализа разработанности проблемы развития креативности в педагогической теории и практике. Несмотря на то, что проблемой развития креативности активно занимаются как отечественные, так и зарубежные ученые, единого подхода к понятию «креативность» не существует, однако нам представляется возможным классифицировать представленные определения по четырем аспектам, рассматривающих креативность как: креативный процесс, креативный продукт, креативную личность и креативную среду. Включаясь в креативный процесс, человек активизируется в креативной среде, приобретая черты креативной личности и затем актуализируясь в креативном продукте. Анализ истории развития категории «креативность» позволил нам в ходе нашего исследования рассматривать следующие категории: «малая (или индивидуально личностная) креативность» и «большая (общественная) креативность», а также вслед за А.Маслоу первичная и вторичная креативность. Среди многообразия походов к развитию креативности мы придерживаемся средового, представители которого считают решающим фактором развития креативности внешние условия. Опираясь на исследования креативности отечественных и 40 [Введите текст] зарубежных ученых, мы предлагаем структуру креативности бакалавров педагогического образования, включающую следующие компоненты: мотивационно-ценностный; когнитивный; праксиологический. В нашем исследовании под креативностью будущих бакалавров педагогического образования понимается конкретизировано понятие «креативность будущих бакалавров педагогического образования» как способность к преобразовательной деятельности, которая основывается на потребностях в самореализации, знаниях в области педагогики и дизайна, характеризуется умениями быстро генерировать нестандартные и функционально применимые идеи для достижения творческого результата в будущей профессиональной деятельности. . |