Развитие креативности будущих бакалавров педагогического образования в вузе
Скачать 0.67 Mb.
|
1.2. Особенности профессиональной подготовки будущих бакалавров педагогического образования в контексте развития у них креативности Исходя из современной реальности, главной целью профессионально-педагогической подготовки бакалавров педагогического образования в вузах следует считать развитие личности, обладающей творческой индивидуальностью и особым креативным мышлением. Приобретение только специальных знаний не достаточно для того, чтобы называться хорошим выпускником, необходимо учитывать развитие таких сторон личности, которые в наибольшей степени соответствуют индивидуальным задаткам, творческому потенциалу личности. [34] Все это, на наш взгляд, должно найти отражение в подготовке бакалавров педагогического образования, чья деятельность немыслима без креативности, оригинальности и реализации творческого потенциала. Высшее образование – это воплощение нового типа мышления на более высокой ступени цивилизованного развития, характеризующегося полнотой представленного в нем знания. Для вуза характерно единство исследования 41 [Введите текст] преподавания, где преподаватель активный исследователь, а студент активный участник этого исследования. отличие от специализированного вуза, классический университет нацелен на предоставление дополнительной компетенции в различных сферах профессиональной деятельности. Так, например студенты специальности «Технология и предпринимательство» (специализация «Графика и дизайн»), а также студенты направления «Педагогическое образование» (профиль «Технологическое образование») в своей профессиональной деятельности помимо педагогических решают и дизайнерские задачи, что, на наш взгляд, еще более усиливает необходимость развития их креативности и придает обучению специфику. Проанализировав государственные стандарты, мы пришли к выводу, что творчество, а следовательно и способность к творчеству, закреплены в стандартах как обязательная сущностная характеристика бакалавра педагогического образования. нашем исследовании нам представляется необходимым обратиться к педагогическому анализу понятия «технологическое образование», что требует обращения сущности такого сопряженного понятия как «технология». «Технология» - понятие греческого происхождения, образованное от слов techne – искусство, мастерство, умение и logos – понятие, учение. В философии «технология» понимается наука о преобразовании и использовании материи, информации и энергии в интересах и по плану человека. С позиции педагогики «технология» трактуется как систематизированное применение научных (организованных) знаний для решения педагогических задач. Необходимо также отметить, что технология немыслима без участия в ней социального элемента (субъекта, человека). Что касается «технологического образования», то существует ряд определений данного понятия, среди которых наибольшую значимость для 42 [Введите текст] нашего исследования представляют взгляды таких отечественных ученых, как П.Р. Атутов, В.Д. Симоненко, В.П.Овечкин, Г.Н.Пичугина. Так, П.Р. Атутов под технологическим образованием понимает средство достижения технологической культуры, предполагающее овладение системой методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей [14]. По мнению В.Д. Симоненко, технологическое образование представляет собой мыслительную способность человека к преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей для блага «человека-общества-среды», обобщенное и опосредованное отражение индивидом научно-технической сферы [17]. В.П.Овечкин характеризует технологическое образование как особый тип образования, образующий единую целостную образовательную систему, обеспечивающую формировние представлений и знаний о преобразующей деятельности и влиянии ее на личность [105]. Г.Н.Пичугина считает, что технологическое образование ориентировано на формирование ключевых знаний и умений, способности действовать в конкретных нестандартных практических ситуациях, решать жизненные проблемы. Проанализировав, данные определения, мы пришли к выводу, что всех их объединяет общая идея, имеющая особое значение для нашего исследования, - творческая составляющая педагогического образования. Таким образом, развитие креативности студентов данного профиля является неотъемлемой частью образовательного процесса. Подготовка бакалавров педагогического образования не должна копировать дизайнерское образование, она должно быть во многом педагогически ориентированной. Обучение должно проходить через методическую подготовку, которая становится стержнем и системообразующим звеном всего процесса [83]. Исходя из этого, стоит выделить особенности образования будущих бакалавров педагогического43 [Введите текст] образования: во-первых – педагогическая направленность образования, во-вторых, его художественная составляющая. Эти особенности нашли отражение в формировании креативности будущих бакалавров педагогического образования, которые заключаются в том, что необходимо развивать вербальную и невербальную креативность студентов. Дизайнерская деятельность предполагает высокий уровень невербальной (художественной) креативности, так как направлена на создание объектов, обладающих своим индивидуальным своеобразием и требующим особого восприятия. Графические дизайнеры реализуют свой потенциал в оформлении окружающей среды средствами графики в таких областях как полиграфия, веб-дизайн, дизайн торговых марок и знаков и других видов визуального дизайна с применением компьютерной графики. Одна из самых востребованных областей современного дизайна - это 3D-дизайн, к которому относятся 3D-анимация, 3D-презентации и дизайн интерьеров (макетов). Многие специалисты считают эту область самой перспективной, так как она тесно сопряжена со сферой информационных технологий, чье развитие идет в настоящее время ускоренными темпами. студентов данной профилизации несомненно должны быть знания по художественным дисциплинам, но этого недостаточно. Необходимо использовать данные знания наряду с мотивацией, оригинальностью и беглостью мышления как основу для творческого самовыражения, что при соблюдении определенных педагогических условий приведет к развитию невербальной креативности. Дизайнер с высоким уровнем невербальной креативности должен обладать высокоразвитым художественным вкусом, чувством стиля, способностью внести эстетичность в предметное окружение человека, а кроме того характеризоваться высоким уровнем знаний по основам композиции, живописи, академическом рисунку, истории искусств, дизайна и их современного состояния, владеть различными художественными техниками, а также специализированными компьютерными программами: 44 [Введите текст] AdobePhotoshop, Illustrator, InDesign и др. Все эти знания и умения будущие бакалавры педагогического образования получают, изучая дисциплины профилизации [33]. Кроме того, невербальная креативность будущего бакалавра педагогического образования предполагает развитое оригинальное, а значит образное и объемно-пространственное мышление, которые проявляются в умении найти нестандартные дизайнерские решения, не только изобрести что-то новое, но и модернизировать уже существующие изделия с целью исправления недостатков конструирования или добавления новых функций. Для того, чтобы проявлять оригинальность и беглость мышления одних специальных знаний недостаточно, необходимо также наличие высокого уровня мотивации студентов не только к творческой деятельности, но и к обучению в целом, положительное отношение к будущей профессии. Следовательно, нам видится необходимым аргументированное разъяснение значения тех или иных дисциплин для конкретной практической деятельности выпускников. Эти отдельные моменты, как и отношение к профессии в целом, влияют на развитие креативности бакалавров педагогического образования. Современная ситуация в стране диктует измененные требования и к педагогической деятельности, содержанием и конечной целью которой должна стать личностно-ориентированная педагогика. А это влечет за собой серьезные изменения в характеристике профессионалов, которым общество доверяет подготовку молодого поколения к жизни [34]. Деятельность бакалавра педагогического образования отличается многоаспектностью и выпускник способен раскрыться в нескольких типах взаимодействия, таких как: «человек – художественный образ», «человек – знаковая система», «человек – человек» и «человек – техника» [145]. Креативность предполагает видение новой проблемы в знакомой ситуации и нахождение способов ее решения, способность самостоятельно 45 [Введите текст] комбинировать и преобразовывать уже известные способы профессионально-педагогической деятельности [33]. Специфика подготовки педагогов с дополнительной профилизацией «Графика и дизайн» накладывает свой отпечаток на процесс обучения. Помимо профессионального потенциала педагога особую значимость приобретает его способность решать нестандартные, творческие задачи. Это требует усиления творческой составляющей образовательного процесса в профессиональной подготовке бакалавров, проявляющейся в развитии вербальной или речевой креативности. Будущий педагог, независимо от профиля своей подготовки, должен принимать социально значимые решения, в том числе в нестандартных ситуациях, которых с учетом сегодняшних условий становится все больше. Обозначенные факторы привели к необходимости замены репродуктивно ориентированного профессионального образования личностно и творчески ориентированным. Такие личности будут не только быстро реагировать на постоянные изменения технологий, но и «рассматривать их как возможность жизненно необходимое моральное удовлетворение от решения новых интеллектуальных проблем». В связи с этим будущий педагог в большей степени должен обладать вербальной креативностью. Будущему дизайнеру необходимо быть креативным, так как он, создавая новые вещи, строит новые формы преобразования повседневного в необыденное, недоступное прежнему видению. Особенность профессии дизайнера заключается в том, что дизайнер создает новые вещи, подчиняясь идее создания новой формы, гармонично взаимодействующей с миром человека и миром форм, воспринимаемой не только созерцательно, но и практически [32]. А.Б. Гоффман [47, с. 82] утверждает: «Оригинальность в дизайне, несмотря на массовость и стандартизованность его продукции, - такой же важнейший элемент творчества, как и в тех видах художественного
[Введите текст] Английское слово «design» означает план, рисунок, замысел, проект, идею, интригу. В настоящее время существует ряд определений дизайна, в большинстве из которых дизайн понимается как творческая деятельность, направленная на эстетическое преобразование и упорядочение предметного мира. Сфера действия современного дизайна направлена на преобразование среды, создание культурно- и антропосообразного предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный, целостный. В нашем исследовании мы рассматриваем дизайн как самостоятельную форму творчества, так как креативность и творческие способности дизайнера реализуются в собственной деятельности [75]. Н.Б.Иванов [90, c.14] считает, что «дизайнер – демиург: мастер, решающий судьбу вещей. Он художник, создающий небывалые формы. И он ученый, постигающий невидимые сущности. И если он, тем не менее, дизайнер, а не ученый, не художник, не демиург, то не потому, что един в трех лицах и каждому из них «не до конца равен», а потому, что в единой обратной перспективе раскрывает творимый им мир». По мнению Н.В.Рождественской и А.В. Толшина, «творческий ум оригинален, взгляд художника позволяет видеть необыкновенное в обычном и типичное характерное в необычном». [126, 32] современных условиях особенно выпускникам данного профиля необходимо быть не только транслятором социокультурного опыта, но и быть готовым совершать открытия нового направления деятельности. В результате своей деятельности дизайнер производит продукт, чьи функциональные и оригинальные эстетические характеристики граничат с «завтрашним днем». При этом в каждом творческом акте в процессе создания какого-либо продукта деятельности проявляется гармоничный «образ себя в мире». Мы согласны с И.С. Ворониной [42], что студентов следует приучать к поиску непонятного, стремлению познавать самому, к умению откладывать 47 [Введите текст] на время поиск, но не забывать о нем, умению вынашиванию идеи, а затем и реализовывать их. Как писал Л.Кинг, «все рождаются с потенциальной способностью к творчеству. Однако расцветет она, зачахнет или останется нереализованной – во многом это дело случая. Преимущественно это зависит от несбалансированности наших образовательных систем, которые нацелены на развитие способностей к критическому мышлению в ущерб способностям мыслить творчески. Печальное следствие такого положения – практически полная невостребованность и неиспользованность нашего творческого потенциала». Будущим бакалаврам педагогического образования как представителям творческих профессий необходимо быть креативными, так как возможности для реализации своего творческого потенциала они постоянно получают в процессе своей учебной и профессиональной деятельности. Если обратиться к характеристикам творческой личности, то можно отметить, что они непременно должны присутствовать в личности бакалавров педагогического образования. Креативность предполагает особую чувствительность к малозаметным изменениям во внешней среде, то есть тонкость восприятия действительности и «сенсорную культуру», эстетическую ориентация и ассоциативность [158]. Данные качества являются необходимыми и в профессиональной деятельности бакалавров педагогического образования. В значительной мере в основе креативности лежит процесс рекомбинации – представления в новых необычных сочетаниях уже известных элементов знания и образов, этим, по сути, и занимаются студенты данного профиля в процессе своей работы. Применение своим творческим способностям они находят в процессе создания новых проектов при изучении художественных дисциплин, получая радость не только от результата, но и от процесса своего труда, используя новые методы и способы в своей профессиональной сфере. 48 [Введите текст] Главной ценностью образования студентов данного профиля становится формирование в них потребности и возможности выйти за пределы изучаемого, способности к саморазвитию, непрерывному и гибкому самообразованию на протяжении всей жизни. Одно из требований, которое в наше время предъявляет общество к личности педагога, это ее творческая активность, творческий подход к реализации своих профессиональных навыков, наличие навыков творческого саморазвития. Как писал А.С. Шведерский [167, c.34], «талант развивается и формируется только в условиях, способствующих индивидуальному развитию личности». Эти условия предполагают, что все должно быть направлено на такую организацию учебного процесса, такую его целостность, где все предметы активизировали бы творческий потенциал человека, пробуждали бы его духовные силы, жажду творчества, где методика преподавания любого предмета исключала бы пассивные восприятия готовых знаний, выводов и точек зрения». И именно творческая личность педагога и его нацеленность на развитие креативности своих учеников выступает гарантом того, что обучаемые будут стремиться мыслить продуктивно и проявлять оригинальность в нестандартных ситуациях. настоящее время преподаватель становится главным действующим инструментом, от которого зависит становление и развитие творчески развитой личности студента. Следовательно, будущий преподаватель должен быть в первую очередь творцом самого себя и обучаемых. Личность будущего педагога должна быть масштабно мыслящей, творческой, эрудированной [55]. Так как в педагогике нет жестко регламентированных методов обучения, выбор педагога определяется уровнем сформированности личности обучаемого. В связи с этим к личности будущего педагога должны предъявляться высокие требования. Именно от отношения педагога к своей деятельности зависит то, каким будет наше будущее [33]. 49 [Введите текст] Что касается дизайнерской деятельности, то она в первую очередь направлена на изменение окружающей среды, а в широком смысле и мира, поэтому зачастую дизайнерам приходится отходить от привычного типа мышления, придумывать новые оригинальные идеи, частично усовершенствуя старые, а иногда и изобретая новые вещи [150]. В своей деятельности студенты профилизации «Графика и дизайн» безусловно использует теоретические знания в области эргономики, конструирования, однако еще большее значение имеет способность устанавливать непривычные, «невероятные сочетания» предметов и их свойств, результатом чего являются смелые, новаторские решения [154]. И.З.Калмыкова [70] видит различие креативного и репродуктивного мышления в «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к знаниям субъекта». Креативность направляет на создание нового, ранее не существовавшего. Особенность развития креативности у бакалавров педагогического образования заключается в том, что результатом должно стать качественное изменение мышления, сознания и личности обучающихся. процессе творческой деятельности развивается не только креативность, но и такие необходимые качества для будущих педагогов- дизайнеров, как воображение, фантазия, эмоциональная отзывчивость и эмпатия. По мнению Е.Н. Ковешниковой [78], дизайнерская и педагогическая деятельность представляет собой сочетание, сплав действий, приобретенных путем выучки, усвоенных по образцу привычных действий, с одной стороны, самостоятельно найденных, новых в той или иной мере оригинальных действий, с другой. При этом креативность проявляется во второй группе действий. Содержание образования бакалавров педагогического образования не должно ограничиваться узко-специфическими требованиями, оно должно быть разносторонним, достаточным для развития эрудиции вариативного 50 [Введите текст] мышления, широкого художественного кругозора, профессиональной самостоятельности, необходимых современному педагогу для творческого владения своим предметом. Основная идея образования бакалавров педагогического образования – развитие личности дизайнера, педагога-исследователя, способного к творческому самоопределению и самореализации в новой, изменяющейся действительности, способного к созиданию собственной практики содержания образования и творчества [42]. рамках личностного подхода профессиональное развитие будущего педагога понимается как рост, становление, интеграция и реализация профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, но главное – как активное качественное преобразование учащимися своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности - творческой самореализации в профессии. Психологами доказано, что только личность способна воспитать новую личность и только талант может вырастить новый талант. Большинство реформ в 20 веке не давали желаемых знаний именно потому, что никак не включали личность учителя, будущего и настоящего. Необходимо подготовить творческого педагога и уже с его помощью повышать производительность процесса. Формировать креативность будущих педагогов необходимо непосредственно в учебном процессе. Сформировать и развить креативность студентов может только носитель этой способности – креативный педагог, которого должны подготовить в высшей школе. Наличие в профессиональной деятельности бакалавров педагогического образования креативности ведет к сдвигу мотивов деятельности с материальных стимулов на сам процесс деятельности. Профессии дизайнера и педагога предполагают не только высокий уровень владения специальными знаниями и умениями, но и способность к 51 [Введите текст] творчеству (креативность) еще и потому, что дизайнерская и педагогическая деятельность по своей сути есть не что иное, как творческий процесс. Ведь объекты, созданные в результате труда дизайнера, обладают своим индивидуальным своеобразием и требуют особого внимания и восприятия. Также как личности учеников педагога характеризуются индивидуальностью и требуют особого подхода. Поэтому творческая деятельность дизайнера и педагога должны быть индивидуальными, несмотря на определенное присутствие общих черт. По мнению Н.В. Кузьминой, В.Е.Иноземцева, Л.Я.Милорадова [84], креативный педагог должен обладать такими базовыми умениями, как проектирование и творческая обработка материала, а также его соотношение конечной целью обучения; организация и поддержание творческой активности обучаемых на протяжении занятия и курса в целом; умением анализировать свой опыт с точки зрения творческого решения учебно- воспитательных задач; умением перестраиваться в работе, вырабатывать свою оригинальную систему в конструировании учебной информации и адаптировать ее к уровню понимания обучаемых. В число творческих умений дизайнера должно входить умение «осуществлять экспериментальные и перспективные разработки, определяющие основные направления декоративно-прикладного искусства и культуры исполнения изделий» [111,18]. Формируя креативность бакалавров педагогического образования, высшая школа поможет им решить важную задачу в их профессиональной деятельности – возможность предвосхищать в своих проектах развитие, как технологических возможностей производства, так и потребностей общества. В этом заключается их футурологическая роль. Суть дизайнерской деятельности в прогностической направленности творчества, способности объединить целостный образ будущего, в специфике креативного освоения действительности, творческого воображения и особого нестандартного мышления. Отличие дизайна от 52 [Введите текст] других видов проектной деятельности заключается в динамизме процессов и постоянной изменчивости форм. Стимулом к креативным решениям дизайнера служит конфликт между сложившейся пространственно-предметной системой и внутренним особым мировоззрением дизайнера, и, как писал Е.А.Розенблюм [127,c.56], решение данного конфликта происходит «путем перевода его на новый, более высокий уровень, который снова требует выработки методов и средств решения, а не удовлетворяется иллюзорным компромиссом». пользу необходимости развития креативности у студентов- дизайнеров говорит и тот факт, что эффективность деятельности дизайнера состоит в творческом подходе и особом мышлении дизайнера, направленном на активное созидание и преобразование мира. На наш взгляд, креативность дизайнера – это креативность, направленная на решение проектной задачи, отыскание идеи, создание определенной концепции и новых замыслов. В.Ф.Сидоренко [135,16] писал о том, что особенностью дизайнеров является владение способами «метафорического понимания» мира. Они знают язык предметов, слышат, что они говорят и наделены способностью создать новые предметы, которые будут нести в себе новые сообщения. Как уже было отмечено, рассматривая феномен креативности, исследователи выделяют 4 основных направления, изучающих такие аспекты, как креативный продукт, креативную личность, креативную среду и креативный процесс. |