Главная страница
Навигация по странице:

  • Варианты ответов (%)

  • 2.2. Реализация педагогических условий развития креативности будущих бакалавров педагогического образования

  • Развитие креативности будущих бакалавров педагогического образования в вузе


    Скачать 0.67 Mb.
    НазваниеРазвитие креативности будущих бакалавров педагогического образования в вузе
    Дата09.12.2020
    Размер0.67 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаdissertatsiya-varlakovoj-yur.docx
    ТипДиссертация
    #158932
    страница9 из 18
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   18


    [Введите текст]

    Целью констатирующего эксперимента было определение степени развития креативности студентов, а также выявление отношения студентов к данной проблеме и понимания ее значимости для образовательного процесса


    • целом. Данные, полученные в результате обработки анкет, позволили нам сделать выводы.


    Лишь 27,1% опрошенных студентов считают, что креативность присуща каждому, и ее можно развивать. 40.6% респондентов отметили,
    генетическую природу креативности, в связи с чем далеко не все люди обладают креативностью с рождения. 18,1% студентов объяснили наличие или отсутствие креативности социально-бытовыми условиями, в которых растет и развивается личность. 14,2% опрошенных признаются, что вообще никогда не задумывались над этим вопросом.
    В то же время, подавляющее большинство респондентов (77.5%) осознает значимость развития креативности и считает креативность залогом успешной карьеры в любой сфере деятельности. 14,8% опрошенных считают, что «данная способность личности необходима только людям творческих профессий». 7.7% студентов не относят креативность к разряду профессионально значимых качеств. Согласно результатам анкетирования мы сделали вывод о том, что студенты по-разному определяют понятие «креативность». В связи с этим мы предложили респондентам объяснить, что именно они понимают под «креативностью личности». Следует отметить, что только 7% опрошенных затруднились дать какой-либо ответ на данный вопрос. Остальные 93% раскрывают данное понятие довольно полно, но не всегда верно, упоминая при этом лишь отдельные его аспекты, что говорит о непонимании ими сути исследуемого явления. Так, 36% студентов отождествляют понятия «креативность» и «творческие способности». На самом же деле, креативность правильнее определить не столько как некоторую творческую способность или совокупность таковых, а как способность к творчеству, а это понятия хотя и очень близкие, но не104

    [Введите текст]

    идентичные. 16% понимают данное понятие как «нестандартность, неординарность мышления, способность мыслить творчески». Среди других определений «креативных способностей личности», заслуживающих внимания, «способность создавать что-то новое» (9%), «способность творчески подходить к решению проблем» (8%), «хорошо развитая фантазия, богатое воображение» (6%), «умение выделяться из серой массы, толпы» (3%), «способность видеть мир иначе» (3%), «смелость, независимость взглядов»(1.5%), «умение видеть необычное в обыденном» (1.5%) и др. Наиболее правильное толкование понятия дали 9 % респондентов, охарактеризовав его как «способность к творчеству». Данные определения представлены в таблице 4.
    Таблица 4. Определения «креативности личности», предложенные студентами


    Варианты ответов

    (%)







    Творческие способности личности

    36

    Нестандартность, неординарность мышления, способность мыслить

    16

    творчески




    Способность создавать что-то новое

    9

    Способность творчески подходить к решению проблем

    8

    Способность к творчеству/проявлять себя в творчестве

    9

    Хорошо развитая фантазия, богатое воображение

    6

    Умение выделяться из серой массы, толпы

    3

    Способность видеть мир иначе

    3

    Смелость, независимость взглядов

    1.5

    Умение видеть необычное в обыденном

    1.5

    Затруднились ответить

    7


    На вопрос о том, какие изменения следует внести в обучение в вузе с целью подготовки креативных специалистов, респонденты предложили самые разнообразные варианты ответов: «включение в учебную программу специальных тренингов по развитию креативности»(11,2%), «проведение различных конкурсов, КВН, олимпиад»(13,5%), «применение творческих
    заданий, деловых игр и «круглых столов» в процессе обучения(9,4%), «специальные курсы, факультативы, нацеленные на развитие

    105

    [Введите текст]

    креативности»(8,2%), «творческие работы по соответствующим темам»(6,7%) и др.
    Среди основных условий реализации своих креативных способностей 39,3% респондентов ставят на первое место «благоприятную психологическую обстановку на занятиях», 26,9% - «осознание значимости происходящего для самих студентов», далее следуют «креативность преподавателя» (20,6 %), «перспектива успешной сдачи зачета/экзамена» (4,9%) , «желание произвести впечатление на окружающих» (2,3 %).
    На данном этапе эксперимента использовались следующие методы: моделирование, формирующий эксперимент, наблюдение за деятельностью студентов в процессе обучения специальным дисциплинам на основе ситуаций по развитию креативности, прогностические методы, диагностические методы, педагогический анализ, статистические методы первичной обработки результатов эксперимента.
    На констатирующем и формирующих этапах эксперимента нами была проведена диагностика уровня креативности студентов при помощи тестовых методик Е.Е. Туник «Диагностика личностной креативности», «Диагностика невербальной креативности» (краткий вариант теста Е.П. Торрренса), тест С.Медника «Диагностика вербальной креативности», адаптированные А.Н. Ворониным, методика измерения мотивации, разработанной Т.И.Ильиной, состоящей из 3 шкал («Приобретение знаний», «Овладение профессией» и «Получение диплома»), тестирование на уровень знаний.
    Согласно выбранным тестовым методикам были приняты следующие критерии оценки показателей:


    1. Количество ассоциаций (беглость мышления):



    где х - общее количество ответов испытуемого; y - общее количество заданий.

    ( В данном варианте теста в каждой серии предлагалось по двадцать 106

    [Введите текст]

    заданий)


    1. Редкость идеи, отличие от общепринятых, типичных ответов; (оригинальность).


    Сначала считается «индекс оригинальности» каждого ответа, а затем
    «индекс оригинальности» всех ответов испытуемого, то есть индекс оригинальности его работы.
    Работа проводилась следующим образом: на каждый стимул составляется список ответов, предложенный в данном выборе, и подсчитывается частота встречаемости каждого ответа.
    Or = Zi/х,
    где Z - индекс оригинальности каждого ответа;
    i - номер задания;
    х- общее количество ответов.
    Все индексы оригинальности ответов конкретного испытуемого складываются и делятся на общее количество идей
    Среди оригинальных ответов могут также присутствовать уникальные ответы. Уникальным считается ответ, у которого индекс оригинальности




    ,
    где l

    индекс уникальности ответов (относительно данной выборки); x


    • количество уникальных ответов.




    1. Мотивационно-ценностный.


    Мотивация обучения в вузе может быть определена по специальной методике, разработанной Т.И.Ильиной, состоящей из 3 шкал («Приобретение знаний», «Овладение профессией» и «Получение диплома») (см. Прил.2)
    Преобладание мотивов по первым двум шкалам «Приобретение знаний» и «Овладение профессией» свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.

    1. Когнитивный.

    107

    [Введите текст]

    Успешность овладения студентами необходимыми теоретическими знаниями характеризуется количеством элементов знаний, воспроизводимых студентами. Критерием этого показателя будем считать отношение количества усвоенных элементов знания к количеству элементов знаний, имеющемуся в содержании учебного материала.
    К (объема) = количество всех усвоенных элементов знаний / количество элементов знаний в эталоне. К (o) = n / N
    Скорость выполнения контрольных заданий учитывает количество контрольных заданий, выполненных студентами, и потребовавшееся на это суммарное время.


    • качестве критерия этого показателя принимаем отношение количества правильно выполненных заданий ко времени. затраченному на их выполнение.


    К (скорости) = количество правильно выполненных заданий / время, затраченное на их выполнение. K (c) = n / t
    Знание способов и приемов выполнения творческих заданий, исследовательской деятельности будем считать осмысленностью усвоенных знаний. За критерий этого показателя принимают отношение количества правильно решенных нестандартных задач к их количеству, предъявленному


    • самостоятельной работе.




      • (осмысленности) = количество правильно решенных нестандартных задач / количество нестандартных заданий.



    Таким образом, суммируя результаты нашего исследования, мы можем констатировать следующее:


    • большинство опрошенных студентов понимают значимость креативности как требования, предъявляемого к высококвалифицированным специалистам, но их представления о сущности этого явления недостаточно четкие;

    -проведенные методы исследования на констатирующем этапе 108

    [Введите текст]

    выявили, что уровень развития креативности у студентов разный;
    -если преподаватель целенаправленно не осуществляет развитие креативности студентов, то в традиционных педагогических условиях образовательного процесса оно осуществляется стихийно.
    Анализ результатов проведенного исследования подтверждает наши предположения об актуальности данной проблемы, о необходимости дальнейших поисков оптимальных путей ее решения. Результаты анкетирования и беседы с преподавателями привели нас к заключению, что возможности учебного материала в процессе развития креативности студентов используются далеко не в достаточной степени. В связи с этим, возникла необходимость экспериментально обосновать возможности применения учебного материала по развитию креативности студента университета. Этим объясняется переход к следующему этапу эксперимента
    – формирующему. Выводы по параграфу:


      1. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию креативности заключалась в выборе методов исследования – это констатирующий и формирующий эксперименты, статистические методы первичной и вторичной обработки, теоретический анализ, синтез, обобщение,


    систематизация; тестирование, анкетирование, методы наглядного
    представления результатов. Констатирующий эксперимент установил фактическое состояние исследуемого объекта, то есть произвёл констатацию исходных параметров. Цель формирующего эксперимента – создать и проверить эффективность применяемых методов, которые могут, по замыслу экспериментатора, повысить достигнутый уровень. - методы диагностики
    уровней развития креативности будущих бакалавров педагогического образования.


    1. Характеристика выявленных критериев и показателей оценки уровня


    сформированности креативности будущих бакалавров педагогического образования определялась согласно задачам первого этапа опытно-109

    [Введите текст]

    экспериментальной работы. Мотивационно-ценностный критерий состоит из следующих показателей: интерес к творческим заданиям; потребности в самореализации; мотивация обучения в вузе Когнитивный критерий включал такие показатели, как объем знаний студентов по художественным и педагогическим дисциплинам, скорость выполнения графических и тестовых заданий и осмысленность усвоенных знаний. К показателям оригинальности
    мышления мы относим умение отклоняться в мышлении от традиционных схем; умение продуцировать необычные ответы; умение продуцировать
    отдаленные ассоциации в профессиональной деятельности, проявляющиеся в в вербальной (речевой) и невербальной (художественной) креативности.
    3. На основе теоретического анализа литературы и изучения
    результатов творческой деятельности студентов для анализа развития уровня
    креативности студентов нами были определены и охарактеризованы высокий, средний и низкий уровень креативности.

    2.2. Реализация педагогических условий развития креативности будущих бакалавров педагогического образования

    Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы подтвердили идею о необходимости создания определенных педагогических условий для развития креативности будущих бакалавров педагогического образования. В данном параграфе рассматривается опыт реализации данных условий в образовательном процессе вуза.
    При разработке и реализации педагогических условий мы опирались на мнения психологов и педагогов о влиянии различных типов обучения и условий на развитие креативности. К ним относятся ситуации незавершенности, открытости в отличие от жестко заданных и строго контролируемых; поощрение множества вопросов; стимулирование ответственности и независимости; акцентирование самостоятельности в наблюдении, разработках, чувствах, обобщениях, выводах.

    110

    [Введите текст]

    • рамках нашего исследования мы полагаем, что важнейшими условиями, стимулирующими развитие креативности будущих бакалавров педагогического образования, являются обогащение содержания образования будущих бакалавров педагогического образования собственным жизненным


    опытом;включениестудентоввдеятельностьпорешению
    профессиональных задач; обеспечение проблемного характера образовательного процесса будущих бакалавров педагогического образования.
    Формирующая часть опытно-экспериментальной работы проводилась по типу вариативной, для которой характерно целенаправленное варьирование в различных группах с выровненными начальными условиями отдельных параметров, подвергающихся экспериментальному исследованию,


    • сравнение конечных результатов обучения. Экспериментальные группы отличались ориентацией на различные педагогические условия: в первой группе, обозначенной ЭГ-1, проверялись 1-е и 2-е условия развития креативности бакалавров педагогического образования; во второй группе,


    обозначенной ЭГ-2, проверялись 2-е и 3-е условия; в третьей группе, обозначенной ЭГ-3, проверялись 1-е и 3-е условия; в четвертой группе, обозначенной ЭГ-4, мы проверяли комплекс педагогических условий, т.е. 1-е, 2-е и 3-е условия вместе. В контрольной группе, обозначенной КГ, обучение студентов проходило в рамках традиционной системы организации занятий.


    • целью проверки выдвинутой нами гипотезы была разработана методика реализации педагогических условий по развитию креативности будущих бакалавров педагогического образования.


    Разработка данной методики осуществлялась нами в соответствии с положениями основной гипотезы, задачами, этапами исследования, которые представлены во введении к данной работе.


    • процессе реализации педагогических условий по развитию


    креативности будущих бакалавров педагогического образования мы
    опирались на ряд основополагающих работ отечественных и зарубежных
    111

    [Введите текст]

    ученых: В.И. Андреева, В.П. Беспалько, Д.Б. Богоявленской, П.И.
    Пидкасистого, а также Я.А. Пономарева, Дж. Гилфорда, Е. Торренса и др.
    Внедрение данных педагогических условий охватывало все основные формы деятельности студентов: учебную, внеучебную и научно-исследовательскую.
    В учебной деятельности, выделенные нами педагогические условия, реализовывались в форме деловых игр, ситуационных заданий, тренингов и креативных техник, таких как «6 шляп мышления», «методика Уолта Диснея», метод мозговой атаки, применение ментальных карт и кластеров в решении проблемных ситуаций. Все перечисленные техники основываются на актуализации жизненного опыта студентов и предполагают решение студентом профессиональных задач. Основная характеристика данных техник наличие проблемы, которую необходимо решать.
    Во внеучебной деятельности также осуществлялась технология комплексного развития креативной личности студента и активизация его
    мотивационной, познавательной, коммуникативной, эмоционально-ценностной и рефлексивной сфер за счет подготовки и проведения различных мастер-классов, организованных студентами для школьников, участия в таких мероприятиях как «День открытых дверей», «Студенческая весна», «Дебют первокурсника», «Лучшая академическая группа», социальных акциях, олимпиадах, конкурсах, организации художественных выставок.


    • профессионально-ориентированной
      1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   18


    написать администратору сайта