Главная страница

Правопонимание. Варламова-Типология правопонимания. Развития


Скачать 1.08 Mb.
НазваниеРазвития
АнкорПравопонимание
Дата19.10.2021
Размер1.08 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаВарламова-Типология правопонимания.pdf
ТипДокументы
#250771
страница5 из 14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Нерсесянц В.С. Право и закон. М, 1983; Он же Право в системе социальной регуляции. М, 1986; Он же Наш путь к праву. От социализма к цивилизму. М, 1992; Он же Право – математика свободы. М,
1996; Он же Юриспруденция Введение в курс общей теории права и государства. М, 1998; Он же Общая теория права и государства Учебник для вузов. М, 1999; Он же Философия права Учебник для вузов. М,
2006; Четвернин В.А. Понятия права и государства. Введение в курс теории права и государства. М, 1997; Он же Лекции по теории права. Вып.
1. М, 2000; Он же Введение в курс общей теории права и государства. М, 2003.
2
Нерсесянц В.С. Философия права. С. 33.

42

Либертарная концепция права словленное бытие. Свобода выступает качеством, идентифицирующим человека она в равной мере присуща всем людям и выделяет их из мира иных живых существ. Свобода
– универсальный атрибут человеческих существ, более того, самый универсальный или, скорее, самый важный среди универсальных атрибутов
3
Обоснование свободы в качестве сущностного свойства человека может быть как сугубо позитивистским (естественнонаучным, таки метафизическим. Суть от этого не меняется. По воле Бога, Природы или в результате биологической эволюции человек сформировался как существо, наделенное разумом, а, следовательно, и свободой воли, те. возможностью самостоятельного и осознанного (инстинктивно не обусловленного) выбора варианта своего поведения. Социально-исторически свобода проявилась при разложении первобытного общества. Переход к производящей экономике, рост производительности труда, доставлявшего теперь человеку продукта больше, чем необходимо для поддержания его биологической жизнедеятельности, обеспечил возможность индивидуальной формы присвоения ресурсов жизнедеятельности (частной собственности) и позволил человеку относительно эмансипироваться от окружающей среды и социальной общности, те. притязать не только на жизнь, но и на свободу, определенную автономию, самореализацию. Изначально заложенная в человеке (или
3
См Бауман З Свобода. МС Например, видный представитель неотомизма Ж. Маритен считал необходимым исходить из того, что существует человеческая природа и что эта человеческая природа одинакова у всех людей, а также что все мы согласны в том, что человек есть существо, наделенное разумом и посему действующее, осознавая то, что совершает, и, следовательно, способное определить для себя целик которым оно стремится. И нормальное состояние функционирования человека должно быть основано на этой его сущности (Маритен Ж Человек и государство. МС Исторический прогресс свободы и права свидетельствует о том, что формирование и развитие свободной, независимой, правовой личности необходимым образом связаны с признанием человека субъектом отношений собственности, собственником средств производства. Собственность является непросто одной из форм и направлений выражения свободы и права человека, но она образует собой вообще цивилизованную почву для сво-

Либертарная концепция права

43 сформировавшаяся в результате биологической и социальной эволюции) свобода воли в новых социальных условиях обрела реальное бытие. Одновременно свобода превратилась в основную проблему новой социальной организации пришедшей на смену первобытной) и обусловила возникновение двух ее разновидностей – правовой, обеспечивающей и защищающей свободу, по крайней мере, части членов общества, и силовой (деспотической, потестарной), подавляющей свободу и всецело подчиняющей человека интересам сообщества
6
Общество, заинтересованное в сохранении свободы всех большинства, многих, некоторых) участников социального взаимодействия осуществляет нормирование и формализацию свободы на основе всеобщего масштаба и равной меры когда каждый свободен в равной мере и свобода одного человека ограничена свободой другого, что и образует правовое регулирование. В целях обеспечения свободы участников социального общения право упорядочивает его на основе принципа формального равенства, абстрагируясь от исходных различий, присущих людям, и признавая их формально равными и свободными субъектами. Таким образом, формальное равенство как равенство в свободе, равная мера свободы всех участников социального общения является специфическим принципом правовой регуляции, определяющим ее сущность и содержание. Право видит людей не во всем многообразии их личностных качеств и проявлений, а только как абстрактных лиц, носителей определенных социальных ролей кредитора, должника, правонарушителя, потерпевшего, чиновника, военнослужащего, нетрудоспособного и т.п. и уравнивает их поэтому боды и права. Где полностью отрицается право индивидуальной собственности на средства производства, там не только нет, но ив принципе невозможны свобода и право (Нерсесянц В.С. Философия права. С. 43).
6
См. подробнее Дробышевский С.А. Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Красноярск, 1995;
Четвернин В.А. Введение в курс общей теории права и государства Учебное пособие. МС Либертарная концепция права основанию. Вообще равенство имеет смысл (как понятие, как регулятивный принцип, масштаб измерения, тип и форма отношений и т.д.) лишь в контексте различения фактического и формального и лишь как нечто формальное, отделенное (абстрагированное) от фактического – подобно тому, как слова отделены от обозначаемых вещей, цифры и счет – от сосчитываемых предметов, весы – от взвешиваемой массы и т.д. Именно благодаря своей формальности (абстрагирован- ности от фактического) равенство может статьи реально становится средством, способом, принципом регуляции фактического, своеобразным формальными формализованным языком, счетом, весами, измерителем всей
“внеформальной” (те. фактической) действительности. В этом суть принципа равенства как формального, правового равенства, как всеобщего масштаба и равной меры (формы и нормы) свободы людей»
8
Формальное равенство является необходимым способом бытия свободы в обществе «какой-либо другой формы бытия и выражения свободы в общественной жизни людей, кроме правовой, человечество до сих пор не изобрело. Да это и невозможно ни логически, ни практически. Небу- дучи введена в единую всеобщую норму (равную меру, определяемую взаимными равным ограничением свободы всех участников социального общения, свобода превращается в произвол, когда единственная гарантия ее усматривается в силе, которая, однако, на самом деле ничего не может гарантировать, ведь всегда есть угроза подавления ее еще большей силой. Одновременно формальное равенство является и формулой, выражающей справедливость права и устанавливаемого им порядка. Причем такая трактовка справедливости лишена элементов произвольности, ибо предполагает упо-
7
Равенство в определенном смысле всегда лишь абстракция данного неравенства, рассматриваемого с какой-то определенной точки зрения
(Радбрух Г Философия права. МС Нерсесянц В.С. Право – математика свободы. С. 92–93.
9
Нерсесянц В.С. Философия права. С. 39.

Либертарная концепция права

45 рядочивание социальных отношений на основе признания за каждым равной (формально равной) возможности реализации свободы как своего сущностного свойства, определяющего природу человека ив равной мере присущего всем людям. Это и позволяет В.С. Нерсесянцу утверждать, что
«какого-либо другого принципа, кроме правового (формального равенства как равенства в свободе – Н.В.) справедливость не имеет. Отрицание же правового характера и смысла справедливости неизбежно ведет к тому, что за справедливость начинают выдавать какое-либо неправовое начало – требование уравниловки или привилегий, те или иные моральные, нравственные, религиозные, мировоззренческие, эстетические, политические, социальные, национальные, экономические и т.п. представления, интересы, требования. Тем самым правовое (те. всеобщее и равное для всех) значение справедливости подменяется неким отдельным, частичным (индивидуальным, групповым, партийным, клановыми т.д.) интересом и произвольным содержанием, партикулярными притязаниями»
10
Формальное равенство как базовый принцип правового регулирования является универсальным. Он содержательно определяет порядок, который объективно является всеобщим как формально равный и одинаково справедливый для всех (равновыгодный, а значит равноприемлемый). Таким образом, не принудительность правопорядка обеспечивает его всеобщность, а напротив, объективная всеобщность и справедливость правопорядка оправдывает (легитимирует) его принудительность. Универсальность формального равенства проявляется в том, что он комплексно и всесторонне определяет правопорядок воплощает в себе требования как к содержанию позитивного права, таки к формами способам его установления и защиты. Другими словами, формальное равенство является принципом социального взаимодействия между членами общества, обеспечивающим их свободу, принципом организации государства как институциональной формы защиты свободы и принципом его деятельности по установлению и применению права (принци-
10
Там же. С. 46.

46

Либертарная концепция права пом правотворчества и правоприменения). Кроме того, принцип формального равенства операционален, те. применительно к той или иной ситуации (отношению) он может быть конкретизирован и развернут в непротиворечивую систему формально определенных правил поведения – правовых норм (позитивного права. Посредством принципа формального равенства в рамках либертарной концепции совмещается философское (метафизическое) и юридико-догматическое (позитивистское) истолкование права и преодолевается дуализм естественного и позитивного права право немыслимо вне позитивного права и реально существующего социального порядка в виде неких фактически не реализуемых идей или трансцендентальных сущностей, но вместе стем отнюдь нелюбой закон и принудительный порядок воплощают в себе право
11
Наконец, либертарное понимание права как формально равной меры свободы всех членов общества (участников правового общения) – это нечисто метафизическая (умозрительная, формально-логическая) конструкция, а абстракция реальных социальных порядков, где личная свобода признается основной ценностью (персоноцентристских цивилизаций по терминологии А.В. Оболонского
12
).
11
См. подробнее Нерсесянц В.С. Философия права. С. 48–55.
12
См Оболонский А.В. Драма российской политической истории система против личности. М, 1994.
Либертарная концепция отнюдь не отрицает существования принудительных порядков, основанных на ином (моральном, религиозном и т.п.) принципе она просто не признает их правовыми. Оставаясь на почве реальной действительности, либертарная теория видит социальные порядки, определяемые и поддерживаемые с помощью неправовых регуляторов религиозных, моральных, властно-приказных). Они сложились в системо- центристских цивилизациях, где в силу ряда географических, климатических, политических и т.п. условий процесс эмансипации личности оказался более сложными затянутым (неблагоприятные внешние обстоятельства существенно ограничивали возможность самоопределения отдельного индивида, усиливая его зависимость от коллектива. Там утвердился приоритет интересов социальной общности, противостоящей враждебному (природному или социальному) окружению, абсолютизировались ценности солидарности, ответственности, обязанности по отношению к Богу, Природе, общине, семье, а свобода отдельного человека признавалась и допускалась

Либертарная концепция права

47 В общем и целом, в той или иной мере, применительно к тем или иным отношениям, для более или менее широкого круга лиц принцип формального равенства находил свое воплощение в позитивном праве и государственных институтах стран западной правовой культуры на всем протяжении их истории, что собственно и придавало этой культуре правовое качество формы проявления равенства как специфического принципа правовой регуляции носят социаль- но-исторический характер. Этим обусловлены особенности таких форм в различных социально-экономических формациях, на разных этапах исторического развития права, изменения объема и содержания, места и роли принципа правового равенства в общественной жизни. Вместе стем данный принцип – при всем историческом многообразии и различии его проявлений – имеет универсальное значение для всех исторических типов и форм права и выражает специфику и отличительную особенность правового способа регулирования общественных отношений свободных индивидов. Везде, где действует принцип формального равенства, есть правовое начало и правовой способ регуляции, а где действует право, есть данный принцип равенства. Если нет этого принципа, нет и права как такового. Формальное равенство свободных индивидов тем самым является наиболее абстрактным определением и сущностным свойством права, общим для всякого права и специфичным для права вообще»
13
Однако принцип формального равенства обеспечивает логически непротиворечивое и исключающее произвол субъективное усмотрение) публично-властной инстанции конституирование и поддержание правопорядка только принадлежащем истолковании его смысла, которое заключается в последовательной формализации каждой из его составляющих свободы и равенства. Свобода, по сути, сводится к свободе воли свобода индивидов и свобода их воли – понятия тождественные. Сво- лишь в той мере, в какой она была полезна для сохранения и развития общности.
13
Нерсесянц В.С. Философия права. С. 36.

48

Либертарная концепция права бода воли, в свою очередь включает в себя возможность осознанного выбора и реализации того или иного варианта поведения. В психологии (а именно ее наработки лежат в основе общенаучного понимания данной категории) сложилось несколько теорий воли. При этом все они не противоречат друг другу, а абсолютизируя одно из проявлений воли, лишь дополняют ее общую характеристику. Воля является свойством человека как физического лица и имеет четко выраженную биологическую природу. Вне личности человека ни о какой воле в прямом смысле этого слова говорить нельзя. Воля есть неотъемлемое свойство психики нормального здорового человека, заключающееся в его способности сознательно регулировать свое поведение посредством определения его целей (воля как произвольная мотивация, самоинициация действий, осуществления выбора между различными побудительными мотивами (воля как свободный выбор) и продуцирования усилий, необходимых для реализации избранного варианта поведения (воля как преодоление трудностей)
18
При этом вправе свобода воли понимается сугубо формально как отсутствие внешнего принуждения, возможность совершать действия, обусловленные своей, а не чужой волей, те. возможность действовать в соответствии с собственными намерениями (или намерениями, ощущаемыми как собственные) без ограничений или понуждений, исходящих извне. Ничего более глубинного (религиозного, экзистенциального, психологического, этического и т.п.) в понимании свободы (свободы воли) право не предполагает и не опосредует. Для права безразлична внутренняя связан Там же. С. 38.
15
См, например Ильин Е.П.
Психология воли. СПб., 2000.
16
См Там же. С. 34.
17
Фатьянов А.А. Воля как правовая категория // Государство и право.
2008. № 4. С. 8.
18
См Там же. С. 5–7.
19
Гёффдинг Г Этика или наука о нравственности Изложение этических принципов и их применение к различным житейским отношениям. МС См Бауман З Указ. соч. С. 22, 69–70.

Либертарная концепция права

49 ность (несвобода) воли (желаний, стремлений, ее предопределенность волей Всевышнего, индивидуальным пси- хотипом, моральными установками, воспитанием, социальным опытом и т.п. Право рассматривает человека как морально автономного субъекта, способного самостоятельно осуществлять выбор между добром излом, и это моральное самоопределение его воли находится вне сферы правового регулирования. Безразличие права (а значит и недопустимость государственного, официально-властного принуждения в этой сфере) к внутренней свободе воли человека делает возможным само существование морали и веры, которые немыслимы как принудительные (предопределенные)
21
Вместе стем внутренняя свобода воли и ее самоопределение является предпосылкой и условием внешней формальной свободы человека, его вменяемости и ответственности за осуществленный выбор и совершенные действия
22
Философы различают процесс возникновения воли (во- ления, волевого акта) и процесс ее воплощения. Соответственно говорят о свободе возникновения и свободе воплощения воли. Под первой понимается полная или частичная независимость человеческих волений от условий, в которых они возникают, под второй – возможность реализовать эти
21
То обстоятельство, что воля не принуждена подчиняться должному и может свободно его нарушать, здесь понимается как ценность, как должное. Свобода произвола есть ценность, иона должна существовать. Она есть условие возможности вменения, заслуги, возможности доброй воли. Автомат добра, всецело теологически определенный Божеством, не имеет этической ценности только свободная воля, могущая сказать да или нет, имеет этическую ценность, ибо она вменяема (Вышеславцев
Б.П. Этика преображенного Эроса. МС Религиозное обоснование свободы воли человека, адекватное пониманию правовой свободы, представлено в так называемой пелагианской ереси. Согласно Пелагию, Бог сотворил людей свободными будучи таковыми, они могут выбирать между добром излом по собственной воле. От них самих зависит избрать жизнь, ведущую к спасению или осуждению, и они несут полную ответственность за свои поступки. Доктрина Пелагия вызвала яростную негативную реакцию в Римской империи, была подвергнута резкой критике бл. Августином и официально она так никогда и не стала церковным догматом (см Бауман З Указ. соч. С. 47–48).

50

Либертарная концепция права воления, воплотить их в жизнь. Как следует из предыдущих рассуждений право обеспечивает и воплощает в себе лишь второй аспект свободы воли – свободу ее реализации, свободу поведения. Что касается первого аспекта свободы воли, то вопрос о том, является ли формирование человеческой воли подлинно свободным или этот процесс предопределен волей Господа, законами Природы, разнообразными и многочисленными материальными и идеологическими факторами, на протяжении веков остается дискуссионным. Причем исследователи, специально занимавшиеся этой проблемой, полагают, что спор между детерминистами и сторонниками свободы воли (индетерминистами) немо- жет быть решен в сугубо научной плоскости в связи с неисчерпаемостью различных возможных причин человеческого воления. Поэтому на каждом конкретном историческом этапе развития познания утверждение о свободе или детерминированности процесса формирования человеческой воли предмет незнания, а веры, опирающейся либо на то, что уже известно, либо на то, что еще предстоит познать»
24
Интересно, что оба аспекта свободы воли (возникновение и реализация, в конечном счете, сводятся к свободе выбора (свободе формирования выбора и свободе его реализации. Под выбором понимается решение превратить одну из существующих у человека возможностей (объективно существующих или рассматриваемых им в качестве таковых) в действительность посредством необходимого для этого поступка (поведения, поведенческого акта. Критерием выбора, в конечном счете, выступает вся совокупность человеческих потребностей. При этом свободу выбора (как внутреннего психологического процесса ее формирования) предлагается измерять степенью совпадения пространства выбора, понимаемого как совокупность известных индивиду возможностей поступка, с пространством всех объективно
23
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


написать администратору сайта