Ответы на вопросы. Решение в своем произведении Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии
Скачать 433.85 Kb.
|
Вопрос № 505 Вопрос: Основными положениями философии Дж. Локка являются … Ответы: ● Ответ неверный! ● Джон Локк является сенсуалистом, основой познания считает чувства. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в ощущениях, чувствах ● все знания являются человеку через божественное откровение ● «душа» человека при рождении есть tabula rasa («чистая дощечка») ● познание есть припоминание Решение: Джон Локк подверг критике концепцию врожденных идей. Он исходил из трех основных положений: 1) нет врожденных идей, все знания рождаются в опыте и из опыта; 2) «душа» (или разум) человека при рождении есть tabula rasa («чистая дощечка»); 3) нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в ощущениях, чувствах. Вопрос № 506 Вопрос: Установите соответствие между представлениями о сущности сознания и направлениями современной западной философии. 1. Целенаправленное отражение объективной реальности 2. Посредник между принципом удовольствия и принципом реальности 3. Смысловая интенциональность, конституирующий поток переживаний 4. Интегрированная система психологических состояний Ответы: Задание на соответствие, палим "решение" Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Правильно выбрав направления, Вы неверно установили соответствие между ними и представлениями о сущности сознания. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Экзистенциализм описывает сознание как «бытие-в-мире» (столкновение с реальностью), причем не в повседневной жизни, когда сознание как бы «спит», а в «пограничных ситуациях» (болезни, вины, смерти), когда оно обнаруживает себя как страдающее, чувствующее, смертное, свободное. Именно в «бытии-к-смерти» обнаруживается истинная сущность сознания. Таким образом, экзистенциализм предлагает предельно персоналистичную, эмоциональную трактовку сознания, что отличает его от других направлений. Закрыть данную подсказку. фрейдизм постмодернизм экзистенциализм феноменология марксизм // Решение: В современной философии представлено разнообразие трактовок сущности сознания. Классический марксизм с его онтологическим реализмом (верой в существование объективной реальности) трактует сознание как высший уровень психической активности человека в качестве социального существа, связанный с целенаправленным, абстрактно-логическим и творческим отражением объективной действительности. Фрейдизм (психоаналитическая философия) полагает фундаментом психики бессознательное («Оно»), главным принципом которого является стремление к удовольствию – удовлетворению сексуального влечения к объекту. Когда овладение объектом оказывается невозможным, принцип удовольствия вступает в противоречие с принципом реальности (требованиями окружающей среды), в результате чего и формируется сознание («Я»), сущностью которого является символически «присвоенный» объект («Другой»). Нереализованный инстинкт вытесняется в сферу бессознательного, образуя различные психологические комплексы и преобразуясь в формах социальной активности. Феноменология (Э. Гуссерль) анализирует сознание не с точки зрения его содержания, а с точки зрения его интенциональности – направленности на объект. Сущность сознания – в проявлении объекта, вне которого сознание остается «чистым». Любая интенциональность имеет ноэму (цель, ценность) – это акт оценивания, нечто, что проявляется только благодаря сознанию, но им самим не является. Кроме того, сознание есть конституирующий поток переживаний. Формой конституирования является феноменологическая темпоральность – единство прошлого (ретенции), будущего (протенции) и настоящего (интенции) в одном сознательном акте, благодаря чему формируется «Я» как целостность. Постмодернизм (М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида) отказывается от понятия «внутреннего мира» субъекта, критикуя предшествующую философию за ее «верование в сознании». Подход постмодерна к трактовке сознания строится с помощью компьютерных аналогий: сознание представляет собой интегрированную (сведенную в подобие целого) систему психологических состояний индивида, каждый элемент которой соотносится с другими элементами, а ввод новой информации – с информацией, полученной в прошлом. Человек – это деперсонализированный, лишенный внутренней «самости» индивид; вместо целостного Я он обладает «мозаичной» структурой психики, подобной шизофрении. Такое разнообразие трактовок сущности сознания в современной философии вновь делает данную проблему актуальной, поднимая вопросы о целостности или плюралистичности, автономности или зависимости от среды, необходимости или случайности «внутреннего мира» человека. Вопрос № 507 Вопрос: Духовное бытие имеет 2 формы … Ответы: ● Ответ неверный! ● Г. Гегель впервые выделил духовный уровень бытия личности, свел его к логической мысли. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● социальное ● индивидуализированное ● индивидуальное ● объективированное Решение: Духовное бытие имеет 2 формы: индивидуализированное (духовный мир человека с его системой идеалов и ценностей), объективированное (общественное сознание, духовные идеалы и ценности эпохи). Вопрос № 508 Вопрос: Установите соответствие между философами и их представлениями о сущности времени. 1. Зенон 2. Платон 3. Августин Блаженный 4. Декарт 5. Ньютон 6. Кант Ответы: Задание на соответствие, палим "решение" Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Правильно выбрав представления о сущности времени, Вы неверно установили соответствие между ними и именами философов. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс) предлагает атрибутивную концепцию времени и рассматривает время как атрибут материи, то есть свойство материальных объектов входить в отношения одновременности и последовательности. Время является выражением хронологической структуры материальных систем (характеризуя скорость протекания и последовательность процессов) и вне их не существует, хотя существует в качестве объективной реальности, не зависящей от сознания субъекта. Закрыть данную подсказку. время парадоксально и иллюзорно время есть свойство души и истории время – атрибут материи абсолютное время не зависит от материи время – становление вечности время – априорная форма чувственности время дано лишь в мышлении // Решение: В истории философии существовало множество учений, отражающих представления о сущности времени. Первая формулировка парадоксов времени принадлежит древнегреческому философу Зенону Элейскому, который с помощью апорий (непреодолимых трудностей) доказывал иллюзорность времени: то, что не противоречит чувственному восприятию (существование моментов прошлого, настоящего и будущего) противоречит логическому мышлению, для которого очевидно единство, неделимость бытия на пространственные и временные элементы. Платон разделил все сущее на бытие и становление, идеальное и материальное, связав первое с вечностью, второе – с временем. Время «раскалывает» бытие на множество разрозненных состояний и потому делает его неистинным, возникающим и исчезающим. Августин (отец церкви) предложил психологическую и историческую трактовку времени. Время – это «жизнь души», складывающаяся из памяти (прошлого), созерцания (настоящего) и ожидания (будущего). История как развертывание бытия во времени есть отражение вечности, каждый момент поддерживаемое волей Бога. В философии Нового времени господствует субстанционализм. Декарт противопоставляет друг другу понятия длительности и времени как объективное – субъективному. Длительность – свойство самой субстанции; время же дано только в нашем мышлении и «есть лишь известный способ, каким мы эту длительность мыслим». Ньютон различает абсолютное, математическое время (длительность, которая характеризуется равномерностью, вечностью, неизменностью) и относительное, обыденное время (изменчивую, чувственно постигаемую меру длительности: (час, день, месяц и т.д.). Кант характеризует время и пространство как априорные (до-опытные) формы чувственного созерцания, условие возможности всех явлений, воспринимаемых субъектом: как внешних, так и внутренних. Вопрос № 509 Вопрос: Наиболее важными семантическими характеристиками знака являются… Ответы: ☑ предметное значение ☐ материальные характеристики знака ☐ сходство с обозначаемым объектом ☑ смысл Решение: Напоминаем, что знак – это материальный объект, выступающий заместителем (представителем) другого материального или идеального объекта. Одним из важнейших аспектов языка как знаковой системы является его семантика, представляющая собой совокупность отношений знаков к обозначаемым ими объектам. Наиболее важными семантическими характеристиками знака являются его предметное значение и смысл. Предметное значение – это обозначаемый данным знаком объект, а смысл – то, что мы понимаем под этим знаком. Вопрос № 510 Вопрос: В современных теориях познания выделяют следующие разделы … Ответы: ● Ответ неверный! ● Вспомните структуру познавательной деятельности человека и средства познания. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● учение о становлении и развитии человеческой чувственности ● учение об условиях достоверности и адекватности познания ● учение об истине, о связи истины и ценности, истины и заблуждения, истины и лжи ● учение о морали, ее сущности, структуре, функциях, законах, ее историческом развитии и роли в общественной жизни Решение: В современных теориях познания выделяют следующие разделы: 1) эпистемология, теория научного познания; 2) теория различных видов знания, их взаимодействия и взаимовлияния; 3) учение о знании как инструменте влияния, подавления или, напротив, достижения свободы; 4) учение об условиях достоверности и адекватности познания; 5) учение об истине, о связи истины и ценности, истины и заблуждения, истины и лжи. В разделах, касающихся вопросов соотношения истины и ценности, гносеология напрямую смыкается с аксиологией, в разделе о знании как инструменте влияния – с праксиологией, а проблема достоверности и адекватности познания требует решения онтологических вопросов. Вопрос № 511 Вопрос: Предметной областью философской антропологии являются… Ответы: ● Ответ неверный! ● Предметной областью философской антропологии может являться все, что связано с человеком и его жизнедеятельностью. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● метафизика человеческого бытия ● антропоцентризм ● проблемы человека ● сущность человека Решение: Предметной областью философской антропологии являются проблемы человека, метафизика человеческого бытия. В ХХ веке начался настоящий антропологический «бум», что выразилось в стремлении исследовать проблемы человека во всей его многоликости. Философско-антропологические линии размышлений обнаруживаются во всех направлениях философской мысли. Вопрос № 512 Вопрос: Признаками гражданского общества являются наличие личности гражданского общества, … Ответы: ● Ответ неверный! ● Гражданское общество – это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свободы, права, долга, морали и др.). ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● авторитарность ● развитое чувство коллективности ● тоталитаризм ● высокое сознание людей Решение: Признаками гражданского общества являются наличие личности гражданского общества (это человек, ориентированный на созидание, духовность), высокое сознание людей; развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации. Вопрос № 513 Вопрос: К проблемам социальной философии относятся … Ответы: ● Ответ неверный! ● Социальная философия теоретически и методологически тесно связана с историей и социологией. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● онтология ● смысл и направленность общественного развития ● сущность и проявление общественных законов ● проблемы географических изменений Решение: Социальная философия представляет собой философскую дисциплину, предметом которой является теория общественного развития, всеобщие связи и отношения, а также специфические черты социального познания. В рамках предмета социальной философии выделяются проблемы, наиболее обсуждаемые в настоящее время специалистами: смысл и направленность общественного развития; социальная структура общества; соотношение формационного и цивилизационного подходов в истолковании общественного развития; понимание сущности общественных законов; каковы основания системности общества и др. Вопрос № 514 Вопрос: Цивилизацию как определенный этап в развитии человечества рассматривали … Ответы: ☑ Ф. Энгельс ☑ А. Фергюссон ☐ А. Тойнби ☐ Н.Я. Данилевский ☐ О. Шпенглер Решение: Цивилизацию как определенный этап в развитии человечества рассматривал шотландский философ А. Фергюссон, который разделил историю человечества на эпохи: дикость, варварство, цивилизация. Ф. Энгельс также понимал цивилизацию в линейном значении (см. его работу «Происхождение семьи, частной собственности и государства»). Вопрос № 515 Вопрос: Основными принципами религиозной картины мира являются… Ответы: ☑ откровение ☐ объективность ☑ творение ☐ опора на научные знания ☑ вера в сверхъестественное Решение: В религиозной картине мира синтезирован религиозный опыт человечества. Характерной чертой религиозной картины мира является соединение массового и индивидуального знания, сакрального и профанного знания. Для данной картины мира характерно предположение творца, создавшего этот мир. Бог, будучи сверхъестественным существом, способен вызывать сверхъестественные явления. Божественная воля понимается человеком через откровение, а не через разум. Вопрос № 516 Вопрос: Развитие немецкой классической философии представляет собой эволюцию, ступенями которой явились учения ее виднейших представителей. Установите правильную последовательность философских систем немецких классиков. Ответы: ● Укажите порядковый номер для всех вариантов ответов ● Ответ неверный! ● Вы неверно установили последовательность философских систем. Пытаясь разрешить противоречие между сознанием и бытием, «Я» и «миром», немецкая философия прошла в своем развитии путь от идеализма (полагающего субъектом истории мышление) к материализму (утверждающему в качестве субъекта истории социальное бытие). ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как сконструирован неполный ответ из предложенной неупорядоченной последовательности элементов. ● Закрыть данную подсказку. ● объективный идеализм Г. Гегеля ● субъективный идеализм И.Г. Фихте ● исторический материализм К. Маркса ● антропологический материализм Л. Фейербаха ● трансцендентальный идеализм И. Канта ● // Решение: Немецкими философами 2-й половины XVIII – XIX вв. был сформирован тип философии, выступающий как теоретическое самосознание культуры, как систематическое, всеохватное и ценностно ориентирующее знание. Общезначимыми ценностями для немецких классиков были просветительские идеи прогресса, разума и свободы. В поисках всеобщего основания бытия немецкая философия прошла эволюцию от идеализма (учения, представившего все сущее в виде идеального первоначала, разворачивающегося в мире и воплощающегося в способах человеческой деятельности) к материализму (учению, развившему понимание человека как культурно-исторического существа, создающего себя в обществе и истории). 1. Иммануил Кант (1724–1804) осуществил поворот философии от метафизических абсолютных идей к познающему субъекту, объявив «вещи вне нас» непознаваемыми (трансцендентальный идеализм). 2. Иоганн Готлиб Фихте (1762–1814), следуя И. Канту, подверг критическому сомнению субстанциональность бытия и вывел весь мир из сознания субъекта – «Я», который осуществляет движение к «Абсолютному Я» в процессе освоения мира «не-Я» (субъективный идеализм). 3. Георг Гегель (1770–1831) наделил «Абсолютное Я» самостоятельной сущностью и представил весь мир как результат его диалектического развития, где «Я» человека выступает как средство самопознания духа (объективный идеализм). 4. Людвиг Фейербах (1804–1872), продолжив традицию скептицизма, подверг критике идеализм Гегеля, объявив «Абсолютный дух» человеческой сущностью, которая под действием «нужды и воображения» оказалась отчужденной от человека (антропологический материализм). 5. Карл Маркс (1818–1883), развив мысль Л. Фейербаха о человеке как субъекте истории и о производности сознания от бытия, создал учение об объективных законах общественного развития, проявляющихся в потребностях и деятельности людей (исторический материализм). Вопрос № 517 Вопрос: Материя в виде вещества существует в следующих состояниях … |