Главная страница
Навигация по странице:

  • Задачи образовательные

  • Общая характеристика учебного предмета

  • Описание места учебного предмета в учебном плане

  • Личностные и предметные результаты освоения предмета Личностные результаты

  • Предметные результаты К концу 3 класса обучающиеся научатся

  • получат возможность научиться

  • Планируемые результаты к концу 3 класса: Минимальные

  • Основное содержание учебного предмета

  • Основная форма организации учебного процесса

  • Предметные

  • Решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию протокол от 17 сентября 2020 г. 320


    Скачать 1.39 Mb.
    НазваниеРешением федерального учебнометодического объединения по общему образованию протокол от 17 сентября 2020 г. 320
    Дата20.04.2022
    Размер1.39 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла6 (1).docx
    ТипРешение
    #487193
    страница43 из 52
    1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   ...   52

    МУЗЫКА


    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Музыкально – эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни

    Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумевается умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.

    Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения.

    Задачи образовательные:

     формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально – исполнительской деятельности;

     формировать музыкально–эстетический словарь;

     формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности.

    Задачи коррекционные:

     развитие основных психических функций;

     коррекция нарушений звукопроизношения в речи;

     предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера;

     коррекция эмоционально- волевой сферы;

     коррекция моторной сферы.

     создание условий для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством.

    Задачи развивающие:

    совершенствовать певческие навыки;

     развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость и способность реагировать на музыку, музыкально – исполнительские навыки;

     активизировать творческие способности.

    Общая характеристика учебного предмета

    Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервно – психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение танцевально – ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия – убеждение и внушение.

    После достижения состояния готовности класса происходит главный переход к основному этапу урока, в ходе которого используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен.

    Выбор музыкальных сочинений для использования в повседневной жизни осуществляет учитель музыки. Он должен следить не только за тем, чтобы дети воспринимали и исполняли специально подобранные музыкальные произведения, но и ограничивать музыкально – звуковую информацию, негативно влияющую на общее развитие учащихся. Благородное воздействие классической и детской музыки проявляется в формировании положительных эмоций, которые активизируют мышление, помять, воображение, снижают возбудимость, агрессивность. Негативное воздействие на умственно отсталого ребенка оказывает музыка, предельно эмоционально напряженная, трагедийная, мрачная.

    Главными требованиями, предъявляемые к музыкальным произведениям, являются: художественность, доступность и коррекционно–развивающая направленность. Обязательным условием является учет как образного содержания, так и художественной формы музыкальных произведений. Умственно отсталым учащимся наиболее близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом. Образный мир музыки для детей достаточно специфичен: игры и игрушки, примитивно воспринимаемые образы животных, сказочно – героические персонажи и ситуации, картины природы – это наиболее любимые детьми объекты, отраженные в музыке.

    Музыка, рекомендуемая для обучения умственно отсталых школьников, большей частью создана для детей. Однако диапазон музыкального репертуара, доступного им, гораздо шире. Ознакомление учащихся с музыкой, сочиненной не специально для детского возраста, значительно обогащает их общее развитие, оказывает положительное воздействие на познавательные способности, является естественной формой Овладения богатством музыкальной культуры.

    Музыкальный репертуар для пения и слушания дан на выбор в зависимости от степени подготовленности, личностных особенностей учащихся, может быть изменен в зависимости от местных условий.

    Описание места учебного предмета в учебном плане На изучение курса «Музыка» выделяется:

    - 34 часа (1 час из обязательной части учебного плана, 34 учебных недели).

    Личностные и предметные результаты освоения предмета

    Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести:

     осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной;

     умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка;

     умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города;

     уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

     сформированное этическое чувство доброжелательности эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

     развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоциональноценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

    Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкальнотворческой деятельности:

     формирование представления о роли музыки в жизни человека;

     формирование общего представления о музыкальной картине мира;

     знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

     умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям.

    Предметные результаты

    К концу 3 класса обучающиеся научатся:

     размышлять об отечественной музыке, её характере и средствах выразительности;

     с помощью учителя подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций);

     воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове (по возможности);

     распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки;

    К концу 3 класса обучающиеся получат возможность научиться:

     воплощать характер и настроение песен о Родине в своём исполнении на уроках;

     называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства;

     расширять запас музыкальных впечатлений;

     участвовать в хоровом исполнении гимнов своей страны, своего края, города, школы;

     выявлять различные по смыслу музыкальные интонации;

     воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности: пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизация соло, в ансамбле, оркестре, хоре.

    Планируемые результаты к концу 3 класса:

    Минимальные

    Понимать различия жанров песен и романсов;

    Уметь рассказать о героях прошлого – Александре Невском и Иване Сусанине;

    Достаточные

    Понимать образ Богоматери и Князя Владимира и Княгини Ольги;

    Уметь кратко пересказать былину;

    Усвоить образы Садко;

    Масленица;

    Запомнить героев опер «Руслан и Людмила», «Снегурочка»;

    Разбираться в тембрах симфонического оркестра;

    Разбираться в музыке композиторов эпохи классицизма.

    Ввиду особенностей детей с НОДА и интеллектуальной недостаточностью по учебному предмету «Искусство (Музыка)» оценивание в ходе промежуточной аттестации осуществляется по системе усвоил/не усвоил на основании индивидуальных достижений учащегося.

    Список методической литературы:

    1. Аникушина Е.А. Применение альтернативных средств коммуникации (пиктограмм) в обучении детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью, 129 с. / «Образование детей с множественными нарушениями развития». Материалы международной научно – практической конференции «Обучение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития» 27-29 ноября 2013 г./ Под научн. ред. Яковлевой Н.Н. – СПб., 2014. – 352 с.

    2. Головчиц, Л.А., Царев, А.М. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Л.А. Головчиц, А.М. Царев // Дефектология, 2014. - № 1. – С. 3-13.

    3. Алексеева Е.А. Пение в системе музыкального воспитания детей с ДЦП / Е.А.

    Алексеева // Коррекционная педагогика. – 2005. – № 1 (7). – С. 55-58.

    1. Алексеева Е.А. Рекомендации к использованию вокалотерапии в комплексе коррекционно-педагогической работе с детьми с детским церебральным параличом / Е.А.

    Алексеева // Коррекционная педагогика. – 2004. – № 1. – С. 47-52.

    1. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. ФГОС обучающихся с ОВЗ:

    обучение детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – Москва, НКЦ – 2018.

    Основное содержание учебного предмета Тема 1. «Мелодия — музыка души» - 1 час.

    Тема 2. «Природа и музыка. Звучащие картины» - 1 час.

    Тема 3. «Виват, Россия! Наша слава — Русская держава» - 1 час.

    Тема 4. «Кантата «Александр Невский»».

    Тема 5. «Опера «Иван Сусанин»» - 1 час.

    Тема 6. «Утро» - 1 час.

    Тема 7. «Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек». - 1 час.

    Тема 8. «В детской. Игры в игрушки. На прогулке» - 1 час.

    Тема 9. «Вечер». Обобщающий урок I четверти — 1 час.

    Тема 10. «Радуйся, Мария!». «Богородице Дево, радуйся!» - 1 час.

    Тема 11. «Древнейшая песнь материнства». «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама» - 1 час.

    Тема 12. «Вербное воскресенье. «Вербочки»». - 1 час.

    Тема 13. «Святые земли русской» - 1 час.

    Тема 14. «Настрою гусли на старинный лад» (Былины) — 1 час.

    Тема 15. «Певцы русской старины (Баян, Садко). «Лель, мой Лель»» - 1 час.

    Тема 16. «Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок II четверти» - 1 час.

    Тема 17. «Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф» - 2 часа.

    Тема 18. «Опера «Орфей и Эвридика»» - 2 часа.

    Тема 19. «Опера «Снегурочка» - 1 час.

    Тема 20. «Океан — море синее» - 1 час.

    Тема 21. «Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу» - 1 час.

    Тема 22. «В современных ритмах (мюзиклы)» - 1 час.

    Тема 23. «Музыка состязания (концерт)» - 1 час.

    Тема 24. «Музыка инструментальная (флейта). Звучащие картины. Обобщающий урок за iii четверть» - 1 час.

    Тема 25. «Музыкальные инструменты. Скрипка» - 1 час.

    Тема 26. «Сюита «Пер Гюнт» - 1 час.

    Тема 27. «Мир Бетховена. «Героическая». Призыв к мужествуц» - 1 час.

    Тема 28. «Чудо-музыка. Острый ритм — джаза звуки» - 1 час.

    Тема 29. «Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева» - 1 час.

    Тема 30. «Певцы родной природы (Э. Григ, П. Чайковский). Прославим радость на земле!

    «Радость к солнцу нас зовет! Обобщающий урок» - 3 часа.

    Основная форма организации учебного процесса – урок.

    МУЗЫКА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



    п/п

    тема урока

    тип/форма урока

    планируемые результаты обучения

    предметные

    знания, виды деятельности

    БУД

    1

    Мелодия - музыка души.



    Вводный

    П.И. Чайковский «Симфония № 40» (2 часть)

    Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Выражать свое эмоциональное отношение к искусству.

    Личностные: формирование

    эстетических и ценностных ориентаций учащихся, формирование позитивной самооценки, потребности в творческом самовыражении, приобщение к достижениям национальной культуры;

    Предметные: классическая музыка XIX – XX в.в.; жанры духовной музыки Коммуникативные: слушать и понимать речь других, договариваться с одноклассниками, уметь

    2

    Природа и музыка. Звучащие картины.



    Комбинированный

    Н. Римский-Корсаков «Звонче жаворонка пенье», П.И. Чайковский «Благословляю

    вас, леса»

    Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Выражать свое эмоциональное отношение к искусству.

    3

    Виват, Россия! Наша слава –

    Комбинированный

    «Радуйся, Росско земле»,







    Русская держава.






    «Орле Российский» (кантаты),

    «Солдатушки, бравы ребятушки» (р.н.п.)

    Знать песни о героических событиях истории

    Выражать свое эмоциональное отношение к искусству.

    высказывать свое мнение.



    4

    Кантата «Александр

    Невский».



    Комбинированный

    С. Прокофьев «Александр Невский»

    Знать песни о героических событиях истории

    Выражать свое эмоциональное отношение к искусству.

    5

    Опера «Иван Сусанин».



    Комбинированный

    М. Глинка. Опера «Иван Сусанин»

    Знать песни о героических событиях истории

    Выражать свое эмоциональное отношение к искусству.

    6

    Утро

    Комбинированный

    П.И. Чайковский «Утренняя молитва», «Спи, дитя мое, усни», Э. Григ «Утро»













    Находить общие интонации в музыке, живописи, поэзии. Передавать интонационномелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.




    7

    Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.



    Комбинированный

    С. Прокофьев «Петя и волк»,

    «Болтунья», М.П. Мусоргский «Детская»

    Находить общие интонации в музыке, живописи, поэзии. Передавать интонационномелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.

    8



    В детской. Игры в игрушки.

    На прогулке.



    Комбинированный

    М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»

    Находить общие интонации в музыке, живописи, поэзии. Передавать интонационномелодические особенности музыкального образа в слове,

    9

    Вечер. Обобщающий урок I четверти

    Обобщающий













    рисунке, движении.




    10

    «Радуйся, Мария!». «Бо городице Дево, радуйся».

    Комбинированный

    С. Рахманинов «Богородице,

    Дево, радуйся!», Ф. Шуберт «Ave Maria»

    Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты. Иметь представления о религиозных праздниках России.

    11

    Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!



    Комбинированный

    Тропарь Иконе Владимирской Божьей Матери, В. Гаврилин «Мама»

    Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты. Иметь представления о религиозных праздниках России.

    12

    Вербное воскресенье.

    Комбинированный

    Баллада о князе Владимире,







    «Вербочки».






    величание князю Владимиру и княгине Ольге. А. Гречанинов , Р. Глиэр «Вербочки», «Осанна»

    Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты. Иметь представления о религиозных праздниках России.




    13

    Святые земли Русской.



    Комбинированный

    14

    «Настрою гусли на старинный лад…» (былины)...



    Комбинированный

    «Былина о Добрыне

    Никитиче», былина о Садко и морском царе.

    Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества.

    15

    Певцы русской старины (Баян.

    Садко). «Лель, мой Лель…»

    Комбинированный

    М. Глинка «Руслан и

    Людмила», Н. РимскийКорсаков «Садко». Н.

    16

    Звучащие картины. Прощание

    Обобщающий







    с Масленицей.

    Обобщающий урок 2 четверти.






    Римский-Корсаков опера

    «Снегурочка»

    Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества.




    17-18

    Опера «Руслан и Людмила».

    Увертюра. Фарлаф.



    Вводный

    М. Глинка «Руслан и

    Людмила»

    Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Понимать художественнообразное содержание музыкального произведения.

    Личностные: формирование российской гражданской идентичности, положительное отношение к учению, осознание себя как индивидуальности и одновременно как член общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; Предметные: оперные и вокальные жанры,

    инструментальная музыка;

    19-20

    Опера «Орфей и Эвридика».



    Комбинированный

    К. Глюк «Орфей и Эвридика» Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Понимать художественнообразное содержание музыкального произведения.




    21

    Опера «Снегурочка».

    Комбинированный

    Н. Римский-Корсаков

    «Снегурочка»

    Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Понимать художественнообразное содержание музыкального произведения.

    Коммуникативные:

    учиться работать в паре, группе, способность

    сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора.



    22

    «Океан – море синее».

    Комбинированный

    Н. Римский-Корсаков «Садко» Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Понимать художественнообразное содержание музыкального произведения.

    23

    Балет «Спящая красавица».

    Две феи. Сцена на балу.



    Комбинированный

    П.И. Чайковский «Спящая

    красавица»

    Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Понимать художественнообразное содержание













    музыкального произведения.




    24

    В современных

    (мюзиклы).



    ритмах

    Комбинированный

    Мюзикл

    Различать на слух старинную и современную музыку. Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей.

    25

    Музыкальное

    (концерт).

    состязание

    Обобщающий

    П.И. Чайковский «Концерт №1», 3 часть, песня-закличка «Веснянка»

    Различать на слух старинную и современную музыку. Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей.

    26

    «Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.

    Обобщающий урок III четверти.



    Комбинированный

    И.С. Бах «Шутка», С.

    Прокофьев «Тема Птички» Различать на слух старинную и современную музыку.

    Узнавать тембры













    музыкальных инструментов.




    27

    Музыкальные инструменты

    (скрипка).






    Комбинированный

    П.И. Чайковский «Мелодия для скрипки с оркестром», Н. Паганини «Каприс» для скрипки соло.

    Различать на слух старинную и современную музыку.

    Узнавать тембры музыкальных инструментов.

    28



    Сюита «Пер Гюнт».






    Комбинированный

    Э. Григ «Пер Гюнт»

    Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи композиторов. Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.

    29

    Мир Бетховена.

    «Героическая» Призыв мужеству.



    к

    Комбинированный

    Л. Бетховен симфония «3 «Героическая», «Лунная соната», «К Элизе»

    Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи













    композиторов. Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.




    30

    Чудо-музыка. Острый ритм – джаза звуки.



    Комбинированный

    Дж. Гершвин «Порги и Бесс», Д. Кабалевский «Чудо-

    музыка»

    Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи композиторов. Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.

    31

    Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева.



    Комбинированный

    С. Прокофьев «Шествие солнца», Г. Свиридов «Снег идет»

    Различать характерные черты языка современной музыки.

    32-34

    Певцы родной природы. (Э.

    Григ, П. Чайковский)

    Прославим радость на земле!

    «Радость к солнцу нас зовет».



    Обобщающий

    П.И. Чайковский «Мелодия для скрипки», Э. Григ «Утро».

    Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными







    Обобщающий урок






    инструментами.

    Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи композиторов.



    1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   ...   52


    написать администратору сайта