196- Обществознание. ЕГЭ-учебник_Баранов, Шевченко_2014 -480с(1). Роль учебного пособия в подготовке к егэпо обществознанию
Скачать 1.86 Mb.
|
Тематические элементы содержания: краткая характеристика 1.1. Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции) Антропогенез (от гр. anthrop s — человек и genesis — проис хождение) — теория происхождения человека, где рассматри вается процесс его возникновения и развития. Основные теории происхождения человека Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились око ло 550 тысяч лет назад. Религиозная теория Теория палеовизита Естественно научные (материалистические) теории Эволюционная (от лат. evolutio — развёртывание) теория Трудовая теория Божественное происхождение человека. Душа — источ ник человеческо го в человеке Человек — со здание пришель цев из космоса, которые, посе тив Землю, оста вили на ней чело веческие суще ства Человек как био логический вид имеет естествен ное, природное происхождение и генетически связан с высши ми млекопитаю щими Главная причина появления чело века — труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества челове ка: сознание, язык, творчес кие способности Основные понятия: человек, антропогенез, индивид, инди видуальность, личность, структура личности o 65 Человек — биосоциальное существо Основные отличия человека от животного • Обладает мышлением и членораздельной речью. • Способен к сознательной целенаправленной творческой де ятельности. • В процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создаёт необходимые ему материальные и духов ные блага и ценности. • Способен изготовлять орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. • Воспроизводит не только свою биологическую, но и социаль ную сущность должен удовлетворять не только свои материаль ные, но и духовные потребности. Характеристики человека Биологическое существо Социальное существо Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens (Человек разум ный). Биологическая природа че ловека проявляется в его анато мии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отно шения, в общение с другими. Соци альная сущность человека прояв ляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и от ветственность и др. Условие, предпосылка существова ния человека Сущность человека Индивид (от лат. individuum — недели мый, неразделённый) — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интере сов и т. д. Человек как отдельная особь среди других людей Индивидуальность — это неповто римое своеобразие проявлений чело века, подчёркивающая исключи тельность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринуждённость его деятельности Человек как один из многих, но с учётом его личных осо бенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д. → 66 Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации 1 1 1.2. Мировоззрение, его виды и формы Мировоззрение — это целостное представление о приро де, обществе, человеке, находящее выражение в системе цен ностей и идеалов личности, социальной группы, общества. Окончание схемы Личность (от лат. persona — особа) — это человеческий индивид, являющий ся субъектом сознательной деятель ности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в об щественной жизни Человек с социально значи мыми качествами Структура личности Социальный статус Место человека в системе общественных отноше ний Социальная роль Образ поведения, одобренный нормативно и соот ветствующий социальному статусу Направленность Потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения 1 См. 3.13. Социализация индивида (с. 243–245). Развитие человека Социальный опыт, культура Социализация индивида Личность Основные понятия: мировоззрение, структура мировоззрения, мироощущение, мировосприятие, миропонимание, убеждение, на правленность личности, теоцентризм, природоцентризм, антро поцентризм, социоцентризм, знаниецентризм (наукоцентризм) 67 Основные этапы формирования мировоззрения Особенности мировоззрения • Всегда исторично, т. е. тесно связано с переживаемыми обще ством стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми не посредственно живёт общество. • Формируется постепенно (как стихийно, так и осознанно) и подвержено изменениям в течение всей жизни человека. • В нём могут проявляться: — догматизм (от гр. dogma — мнение) — форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, «мёртвостью», неподвиж ностью, стремлением к авторитарности; — скептицизм (от гр. skeptikos — рассматривающий, исследу ющий) — философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления; — разумный критицизм. Этап Наименование Его сущность I Мироощущение Чувственный, эмоциональный, «лоскутный» образ мира II Мировосприятие Преимущественно чувственный, соединённый образ мира III Миропонимание Характеризует познавательно интеллектуаль ную сторону мировоззрения и основывается на рациональном объяснении мира Знания Духовные ценности Структура мировоззрения Принципы Идеалы Убеждения Идеи 68 • Всегда связано с убеждением — устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки. • Определяет общую направленность личности — сово купность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации. • Сказывается на всём облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей. Классификация видов мировоззрения Основания для классификации Основные виды мировоззрения Основные приоритеты Мировоззренчес кая основа Теоцентризм (от гр. theos — бог) Приоритет отдаётся Богу Природоцентризм Приоритет отдаётся природе Антропоцентризм (от гр. antr pos — человек) Приоритет отдаётся человеку Социоцентризм Приоритет отдаётся обществу Знаниецентризм (наукоцентризм) Приоритет отдаётся знаниям, науке Вектор направленности Прогрессивное Приоритет перехода от более низких форм развития к выс шим, движение вперёд, изме нения к лучшему Реакционное Приоритет перехода от более высоких форм развития к низ шим, движение назад, измене ния к худшему Революционное Приоритет нового, обоснова ние необходимости преобразо вания наличного бытия Консервативное Приоритет сохранения суще ствующего положения o 69 Мировоззрение: • даёт человеку ориентиры и цели для его практической и тео ретической деятельности; • позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ори ентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельно сти; • создаёт возможность определять истинные ценности жизни и культуры. Окончание табл. Основания для классификации Основные виды мировоззрения Основные приоритеты Оптимистическое Приоритет позитивного нача ла, уверенность в будущем Пессимистическое Приоритет негативного нача ла, настроения безысходности, неверия в будущее Способ отраже ния действитель ности Обыденное (житейское) Порождение повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворе ние их потребностей Религиозное Признание сверхъестествен ного начала, поддержание в людях надежды на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа — рели гиозные учения (христианство, ислам, буддизм и др.) Философское (от гр. phileo — люблю, sophia — мудрость) Теоретическое обоснование со держания и способов достиже ния обобщённых знаний о действительности, установле ние норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей Научное Теоретическое осмысление ре зультатов научной деятельно сти людей, обобщённых итогов человеческого познания 70 1.3. Виды знаний Познание — процесс деятельности человека, основным со держанием которого является отражение объективной ре альности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Знание — результат познания действительности, содер жание сознания, полученное человеком в ходе активного от ражения, идеального воспроизведения объективных законо мерных связей и отношений реального мира. Смысловые значения понятия «знание» Виды знаний Знание Способности, умения, навыки, которые базируются на осве домлённости Познавательно значимая информация Особая познавательная единица, выражающая форму отно шения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью — практи ческим отношением Наименование вида Его сущность Житейское Носит эмпирический 1 характер. Базируется на здра вом смысле и обыденном сознании. Является важней шей ориентировочной основой повседневного поведе ния людей, их взаимоотношений между собой и с при родой. Сводится к констатации фактов и их описанию 1 Эмпирический (от гр. emperia — опыт) — основанный на человечес ком опыте, восприятии внешнего мира посредством органов чувств. Основные понятия: знание, познание, уровни (ступени) познания, ощущение, восприятие, представление, понятие, суж дение, умозаключение, житейское знание, научное знание, прак тическое знание, художественное знание, рациональное знание, иррациональное знание, личностное знание, донаучное знание, ненаучное знание, паранаучное знание, лженаучное знание, ан тинаучное знание 71 Формы знаний, выделяемые по отношению к научному знанию • Донаучное — прототип, предпосылки научного знания (элементы науки до XVI в.). • Ненаучное — разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами. • Паранаучное — внешне похоже на научное, но несовме стимо с имеющимся научным знанием. • Лженаучное — сознательно использующее домыслы и предрассудки. • Антинаучное — утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. Знание обеспечивается единством чувственного и рацио нального познания действительности. Окончание табл. Наименование вида Его сущность Научное Понимание действительности в её прошлом, настоя щем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осу ществляет предвидение различных явлений. Реаль ность облекается в форму отвлечённых понятий и ка тегорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.) Практическое Овладение вещами, преобразование мира Художественное Целостное отображение мира и человека в нём. Стро ится на образе, а не на понятии Рациональное (от лат. rationalis — разумный) Отражение реальности в логических понятиях и кате гориях. Связано с рациональным мышлением Иррациональное Не связано с рациональным мышлением и даже про тиворечит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые яв ления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам ло гики и науки Личностное Зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности 72 Особенности чувственного и рационального познания 1.4. Понятие истины, её критерии Различные трактовки понятия «истина» • Соответствие знаний действительности. • То, что подтверждено опытом. • Некое соглашение, конвенция. • Свойство самосогласованности знаний. • Полезность полученного знания для практики. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как отно сительно самостоятельные истины. Уровни (ступени) познания Чувственное Рациональное 1) Ощущение — отражение отдельного свойства объекта. 2) Восприятие — синтез от дельных ощущений, целостный образ объекта. 3) Представление — нагляд ный образ объекта без непо средственного контакта че ловека с объектом 1) Понятие — мысль, утвержда ющая общие и существенные свойства объекта. 2) Суждение — мысль, утверж дающая или отрицающая что либо об объекте. 3) Умозаключение — мысленная связь нескольких суждений и вы ведение из них нового суждения Чувственное познание Рациональное познание • Непосредственность, выража ющаяся в прямом воспроизведении объекта • Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов • Воспроизведение внешних сто рон и свойств объектов • Опора на результаты чув ственного познания. • Абстрактность и обобщён ность возникающих в результате познания образов. • Воспроизведение объектов на ос нове внутренних закономерных связей и отношений Основные понятия: объективная истина, абсолютная ис тина, относительная истина, практика 73 Разница между абсолютной и относительной истинами (или аб солютным и относительным в объективной истине) в степени точно сти и полноты отражения действительности. Истина всегда конкрет на: связана с определённым местом, временем, обстоятельствами. Возможные критерии истины • Соответствие законам логики. • Соответствие ранее открытым законам той или иной науки. • Соответствие фундаментальным законам. • Простота, экономичность формы. • Парадоксальность идеи. • Практика. Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зави сит ни от человека, ни от человечества Абсолютная истина • Исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе. • Знания, которые никогда не могут быть опровергнуты Относительная истина • Неполное, неточное знание, соответ ствующее определённому уровню разви тия общества, который обусловливает способы получения этого знания. • Знания, зависящие от определённых условий, места и времени их получения Практика (от гр. praktikos — активный, деятельный) — целостная ор ганическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осу ществляющаяся в определённом социокультурном контексте Формы практики Их направленность • Материально производственная: материальное производство (труд), преобразование природы На природную среду • Общественно политическая: со циальное действие (реформа, рево люция, война и т. п.) На социальную среду • Научно экспериментальная На природную и социальную среду 74 1.5. Мышление и деятельность Мышление — активный процесс отражения объективно го мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п. Окончание табл. Характерные черты практики • Источник познания: практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки. • Основа познания: человек не просто наблюдает или созерцает окружа ющий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его → происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материаль ного мира, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось только простым созерцанием, пассивным на блюдением. Практика вооружает познание инструментами, приборами, оборудованием. • Цель познания: человек для того и познаёт окружающий мир, раскры вает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в сво ей практической деятельности. • Критерий истины: пока какое то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не пре творится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением) |