Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 33. Расследование преступлений о нарушении авторских и смежных прав

  • Руководство для следователей_под ред Мозякова В.В_2005 -912с. Руководство для следователей Под общ ред. В. В. Мозякова. М. Экзамен, 2005. 912 с


    Скачать 11.89 Mb.
    НазваниеРуководство для следователей Под общ ред. В. В. Мозякова. М. Экзамен, 2005. 912 с
    АнкорРуководство для следователей_под ред Мозякова В.В_2005 -912с.doc
    Дата01.02.2017
    Размер11.89 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРуководство для следователей_под ред Мозякова В.В_2005 -912с.doc
    ТипРуководство
    #1698
    КатегорияЮриспруденция. Право
    страница93 из 159
    1   ...   89   90   91   92   93   94   95   96   ...   159
    Глава 33. Расследование преступлений о нарушении авторских и смежных прав

    ров) и (или) соавторов, с участием исполнителей (артистов) и другие произведения. В понятие «ав­тор» входят и другие субъекты, упоминаемые в Законе: «составитель», «переводчик», «режиссер-постановщик», «художник-постановщик», причем автором по законодательству России может быть только физическое, но не юридическое лицо. Разграничение авторских и смежных прав дается в ст. 1 Закона.

    «Смежные права» — фонограммы (аудиокассеты и компакт-диски), исполнения, постановки, передачи эфирного или кабельного вещания (ст. 1 Закона).

    Мы отметим два обстоятельства разграничения «авторских» и «смежных» прав.

    Первое. Первоначальным субъектом авторских прав является только физическое лицо, именуе­мое словом «автор».

    Второе. Первоначальным субъектом смежных прав может быть как физическое, так и юридиче­ское лицо. Однако для категории «смежных прав» не используется слово «автор». Субъектами смежных прав признаются: исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или ка­бельного вещания.

    Несмотря на указанные различия «авторских» и «смежных» прав в гражданско-правовом смыс­ле, ст. 146 УК РФ защищает их в одинаковой степени.

    Объективная сторона преступления, предусмотренная ч. 2 ст. 146 УК РФ включает в себя: -

    а) незаконное использование объектов авторского права или смежных прав;

    б) приобретение;
    Охранение;

    г) перевозка контрафактных экземпляров или фонограмм, но в том случае, если это:

    а) совершено в целях сбыта и

    б) противоправное деяние совершено в крупном размере.

    Как усматривается из диспозиции ч. 2 ст. 146 УК РФ, законодатель дает лишь общий перечень способов преступных посягательств на авторские (смежные) права, уходя при этом от детального либо исчерпывающего перечисления таких способов. Это объясняется тем, что в тексте закона, ко­нечно, невозможно перечислить действия, которые могут так или иначе привести к преступному нарушению авторских и смежных прав. Оценку «незаконного использования объектов авторских (смежных) прав», так и «присвоение авторства», «факт приобретения», «хранения и перевозки» — производит следователь, а затем и суд. Это положение соответствует новелле о правилах оценки доказательств (ч. 1 ст. 88 УПК РФ). Прокурор, следователь, дознаватель вправе признать доказа­тельства недопустимыми по ходатайству подозреваемого, обвиняемого или по собственной ини­циативе (ч. 3 ст. 88 УПК РФ).

    Однако в силу другой ст. 73 УПК РФ, следствие обязано доказать, помимо события преступ­ления, виновность обвиняемого и мотивы совершенного им преступления, также и другие обстоя­тельства, влияющие на степень и характер его ответственности, включая и обстоятельства, характе­ризующие его личность, в том числе характер и размер вреда, причиненного преступлением. Кроме того, органы дознания и следствия обязаны выявить обстоятельства, способствовавшие соверше­нию преступления (ч. 2 ст. 73 УПК РФ).

    Выявление обстоятельств главы 10 УПК РФ «Доказательства в уголовном судопроизводстве» входит в уголовно-правовую характеристику данного преступного деяния. Кроме того, следователь и прокурор, осуществляющий надзор за следствием, должны учитывать специфику ч. 1 ст. 146 УК РФ: знание четырех элементов состава преступления и в особенности его объекта и объективной стороны. Это играет предопределяющую роль в расследовании данного вида преступления.

    Рассмотрим первый случай объективной стороны: «незаконное использование объектов ав­торских и смежных прав».

    В самом общем виде под незаконным использованием объектов авторского права понимается их использование без согласия автора:

    • воспроизведение произведения;

    • импорт произведения;

    • распространение произведения;

    • переработка (т.е. внесение каких-либо изменений в само произведение, в его название или обо­
      значение имени автора; снабжение произведения иллюстрациями, предисловиями, послесло­
      виями или пояснениями);

    • перевод на другой язык;

    • или иное использование произведения другими лицами без согласия правообладателя (расши­
      рительное понятие незаконного использования объектов авторских прав).

    18'

    531

    Глава 33. Расследование преступлений о нарушении авторских и смежных прав

    Перечень этих действий устанавливается в ст. 16 Закона.

    Применительно к коммерческому использованию произведений, например фильмов, речь не идет о нарушении прав автора, ибо сами авторы, включая исполнителей и др., заключив договор с киностудией, не только получили свое авторское вознаграждение, но и передали на определенное время свои исключительные авторские права киностудиям, которые и обладают исключитель­ными правами На распространение, а также могут передавать права на распространение другим ор­ганизациям, включая своих полномочных представителей, например, таких, как: ТОО «Дрим», ЗАО «ВЕСТ-ВИДЕО», ЗАО «ВЕСТ»; ЗАО «Премьер-Фильм», ООО «Премьер-Видео-Фильм», и другим. Как киностудии, так и указанные организации (предприятия) именуются правообладателями, в отличие от авторов, которые являются первоначальными обладателями авторских прав, такие орга­низации являются производными обладателями авторских и смежных прав.

    Однако в указанном примере авторские права (права авторов фильмов) все-таки могут нару­шаться и при указанных выше обстоятельствах, исходя только из условий авторского договора. Так, например, согласно авторскому договору, автор (авторы), передавая исключительные права на воспроизведение и распространение фильма, могут получить право на получение авторского возна­граждения за каждый проданный экземпляр видеокассеты. В случае нарушения прав юридического лица .путем выпуска контрафактной продукции сбыт легальной снизится, и автор будет недополу­чать вознаграждение от продажи легальной продукции. Ущерб при этом наносится, естественно, и юридическому лицу-правообладателю.

    Воспроизведение (тиражирование) указанной видеопродукции или ее распространение (сбыт), а равно то и другое действие одновременно без соответствующей лицензии либо без особой дове­ренности правообладателя означает нарушение авторских прав. Это прямо подпадает под понятие «нарушитель авторских и смежных прав», закрепленное в п. 2 ст. 48 Закона. Так, физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований Закона «Об авторских и смежных правах», является нарушителем авторских и смежных прав.

    Итак, лицо, изготавливающее (тиражирующее) и (или) распространяющее видеопродукцию пу­тем «перезаписи» (копирование копий с оригинала), без разрешения автора либо иного правообла­дателя, выпускает таким образом контрафактную продукцию. Закон не раскрывает понятия «кон­трафактная продукция», а лишь указывает, что контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нару­шение авторских и смежных прав (п. 3 ст. 48 Закона).

    Под незаконным воспроизведением либо изготовлением понимается изготовление с помощью имеющегося оригинального (легального) экземпляра «контрафактных» повторов этого экземпляра, т.е. его копий на материальных носителях.

    Слово «контрафактная», «контрафактный» (contrefagon — фр.) означает нарушение прав интел­лектуальной собственности и в правоприменительной практике употребляется как «нарушающий авторские или смежные права». В последнее время в юридической литературе под словом «контра­фактный» подразумевают также «пиратский» (производное от английского неологизма «piracy») как синоним нарушения прав интеллектуальной собственности.

    В то же время следует иметь в виду, что Закон употребляет слово «контрафактный» лишь по отношению к экземплярам произведений (например, видеокассетам) и фйнограмм (например, ау­диокассетам и компакт-дискам). Следовательно, понятие «контрафактности» в Законе находит не­сколько суженное применение.

    И последнее, контрафактная продукция (контрафактные экземпляры произведений (фонограмм) может быть не обязательно изготовлена в России. Так, согласно п. 4 ст. 48 Закона контрафакт­ными экземплярами произведений и фонограмм признаются:

    - импортируемые в Россию без согласия обладателей авторских и смежных прав из другого госу­дарства, включая случаи, когда они в соответствующей зарубежной стране «никогда не охраня­лись или перестали охраняться». Последнее выражение следует понимать так, что даже те про­изведения и фонограммы, которые перешли в зарубежной стране в общественное достояние, могут импортироваться в Россию только с согласия правообладателя. Указанный «импорт» кон­трафактного товара, как правило, осуществляется контрабандным путем. Поэтому квалифици­ровать такие преступные действия необходимо не только по ст. 146 УК РФ, но и по ст. 188 УК РФ (контрабанда).

    Вернемся вновь к дальнейшему анализу объективной стороны диспозиции ч. 2 ст. 146 УК РФ. Рассмотрим незаконное использование объектов смежных прав, применительно к аудиокассе­там и компакт-дискам.. Закон наделяет смежными правами как исполнителей, так и производите­лей. (Ьоногоамм. Исполнитель — всегда физическое лицо, тогда как производителем может быть-как

    532

    Глава 33. Расследование преступлении о нарушении авторских и смежных прав

    физическое, так и юридическое лицо. Однако у исполнителей отсутствует право на распростране­ние воспроизведенной записи.

    Под незаконным использованием объектов смежных прав в смысле фонограмм следует пони­мать нарушение исключительных прав исполнителей (п. 2 ст. 37 Закона): запись ранее не записан­ного исполнения или прстановки; воспроизведение записи исполнения (постановки) без согласия исполнителя (за исключением п. 3 ст. 37 Закона).

    Под незаконным использованием объектов исключительных прав производителей фонограмм понимается использование следующих действий без разрешения производителя фонограмм:

    • воспроизведение фонограммы;

    • переделывание или переработка иным другим способом фонограммы;

    • распространение экземпляров фонограммы: продажа, сдача в прокат и т.д.;

    • импорт экземпляров фонограмм в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные
      с разрешения производителя этой фонограммы.

    При этом следует иметь в виду, что исключительное авторское право дает возможность защи­щать это право против любых третьих лиц, а неисключительное авторское право дает возмож­ность предъявления претензий только контрагенту по договору. Таким образом, исключительное право — абсолютное право, а неисключительное — относительное (обязательственное) право. Сле­довательно, лицо (юридическое или физическое), получившее от автора исключительные права, вправе защищать их от любого нарушителя в рамках гражданского, уголовного или администра­тивного права. Уголовный кодекс защищает только исключительные авторские и смежные права.

    Путем сопоставления условий авторского договора с фактическими обстоятельствами уголов­ного дела (способы использования произведения, объем передачи авторских прав, включая срок и территорию их использования и т.д.) следствие (дознание) и должно определить факт незаконного использования исключительных объектов авторского права. То есть даже при наличии договора с правообладателем лицо может быть признано нарушителем авторских и смежных прав, если осу­ществляемое им использование выходит за рамки договорных условий.

    В этой связи правоприменителю крайне важно иметь в виду следующие пять обстоятельств:

    1. При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право,
      действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации.

    2. При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор
      может быть расторгнут по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет
      письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора.

    3. Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору,
      считаются не переданными.

    4. Права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично
      другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором.

    5. Условия авторского договора, противоречащие положениям Закона, признаются недействи­
      тельными (ст. 31 Закона).

    Рассмотрим другие определения и признаки объективной стороны ч. 2 ст. 146 УК РФ.

    О понятии фонограммы. Абзац 28 ст. 4 Закона определяет фонограмму как любую исключи­тельно звуковую запись исполнений или иных звуков.

    О приобретении, хранении и перевозке контрафактных экземпляров произведения. Определе­ния контрафактное™ товара (продукции) изложено выше. Отметим, что законодатель добавляет в диспозицию ч. 2 ст. 146 УК РФ новые слова: «произведения» и «фонограммы», расширяя не только сферу применения понятий о нарушении авторских (смежных) прав, но и подразумевая, что только сами по себе эти факты (приобретения, хранения и перевозки произведений и фонограмм) состав­ляют состав преступления, если при этом указанные действия направлены на сбыт такой продукции и совершены (!) в крупном размере (законодатель ушел от фразы: «причинение крупного ущерба»). Иначе говоря, эта терминология не фигурирует в диспозиции ч. 2 и ч. 3 ст. 146 УК РФ. Использует­ся терминология «в крупном размере». Таким образом, смысл нововведения в том, что подразуме­вается причинение в крупном размере (не убытков, не ущерба), а само по себе деяние признается совершенным в крупном размере (если стоимость «продукта» более 50 000 руб.). Диспозиция ч. 2 и ч. 3 ст. 146 УК РФ, Примечание к ней построены, как правовая конструкция, без учета того, что крупный (особо крупный) размер деяния признается причиненным не только автору и правообла­дателю, а государству и (или) всякому лицу.

    Отсюда ясно, что понятия «причинили крупный ущерб» и «совершены в крупном размере» — различны.

    В то же время следствие (дознание) во всех случаях должно доказать факт приобретения, хра­нения и перевозки указанных объектов ИС именно с целью сбыта. В противном случае состав ч. 2 ст. 146 УК РФ исключен.

    533

    Глава 33. Расследование преступлений о нарушении авторских и смежных прав

    Рассмотрим следующий признак объективной стороны — причинение крупного ущерба.

    Критерий «крупного ущерба» в ранее действовавшей ст. 146 УК РФ отсутствовал. На наш взгляд, вопрос о крупном ущербе был камнем преткновения для практики. Законодатель в ст. 146 УК РФ не обозначал понятие «крупный ущерб», в т.ч. и не давал какого-либо отправного критерия, какой размер ущерба является крупным. Это тормозило правоприменение и давало возможность интеллектуальным пиратам уходить от уголовной ответственности.

    И все-таки достаточно сложно обосновать критерии, по которым в данном случае за отправную сумму была взята сумма, превышающая 50 000 руб. Кроме того, трудно согласиться, что категория ущерба в данном случае рассматривается только применительно к гражданину, как к потерпевшему по ст. 146 УК РФ. Ими могут быть на практике только граждане — физические лица. Однако граж­данскими истцами чаще всего бывают организации— юридические лица. Поэтому ущерб в 50 000 руб. для них — минимальный и не может быть крупным. Видимо, с этой целью законода­тель использует фразу «совершенное в крупном размере». В современных экономических условиях с конечным продуктом интеллектуальной собственности на рынок выходят, прежде всего, специа­лизированные организации— юридические лица (правообладатели): киностудии, издательства, фирмы грамзаписи и другие, которые по договору с авторами приобретают исключительные автор­ские и смежные права и вправе их защищать против любого нарушителя, в том числе и в рамках ст. 146 УК РФ.

    Для правообладателя, дознавателя и следователя крайне важно знать положение п. 1 ст. 49 За­кона о том, что обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе требовать от на­рушителя:

    1. признания прав;

    2. восстановления положения, существовавшего до нарушения прав, и прекращения действий,
      нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

    3. возмещение убытков, включая упущенную выгоду;

    4. взыскания дохода, полученного вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо
      возмещения убытков;

    5. выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 000 МРОТ, устанавливаемых законодательством
      РФ, определяемой по усмотрению судами арбитражного суда, вместо возмещения убытков или
      взыскания дохода;

    6. принятия иных, предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав.

    Мы специально выделили текст подл. 3, 4 и 5 п. 1 ст. 49 Закона жирным курсивом, чтобы под­черкнуть — меры, указанные в данных подпунктах (3-5), применяются по выбору обладателями авторских и смежных прав.

    Необходимо выделить и такое важное обстоятельство. В ст. 49 Закона речь идет о защите толь­ко исключительных авторских и смежных прав. Следовательно, неисключительные авторские и смежные права, переданные автором либо исполнителем определенному правообладателю, не под­лежат защите по правилам ст. 49 Закона.

    Исключением из этого правила является случай, когда потерпевший по такому делу в силу бес­помощного состояния или по иным причинам не может защитить свои права и законные интересы, прокурор вправе возбудить дело и при отсутствии заявления потерпевшего (ч. 2 ст. 147 УПК РФ). Однако возбужденное уголовное дело не подлежит прекращению за примирением потерпевшего с обвиняемым.

    В среде следственных работников, расследующих уголовные дела по признакам ч, 2 и (или) ч. 3 ст. 146 УК РФ (в т.ч. по ст. 147 УК РФ), бытует предубеждение о том, что доказывание данного деяния, совершенного в крупном размере, лежит на потерпевшем как заявителе, ибо само уголов­ное дело возбуждено по жалобе (заявлению) последнего. Это убеждение в корне неверно. Действи­тельно, правообладатель может и должен был представить расчет крупного размера ущерба (пря­мых убытков) и неполученного дохода (упущенной выгоды). Однако для того, чтобы «вывести» конечную сумму, следствие (дознание) должно подтвердить точное количество экземпляров кон­трафактных произведений и (или) фонограмм. Точное количество контрафактных экземпляров ви­део-, аудиопродукции должно подтверждаться целым комплексом действий: протоколом осмотра места происшествия, протоколом обыска и (или) выемки (изъятия) контрафактной продукции, по­казаниями свидетелей, очевидцев и иными следственными действиями. Кроме того, в силу абзаца 2 п. 2 ст. 50 Закона следователь обязан принять меры для обеспечения предъявленного или возмож­ного в будущем (!) гражданского иска путем розыска и наложения ареста на экземпляры произ­ведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, предназначенные для их изготовления и воспроизведения, а в

    534

    1   ...   89   90   91   92   93   94   95   96   ...   159


    написать администратору сайта