МЕТОДИЧКА ПрофОтбор. Руководство по профессиональному психологическому отбору в системе мчс россии москва 2006
Скачать 10.23 Mb.
|
А.. Здоровые испытуемые способны выбрать образы на подавляющее большинство понятий выбора. Б. Среди образов, выбираемых здоровыми людьми, преобладают атрибутивные и конкретные, не имеющие индивидуальной значимости. Отсутствие геометрических символов — обычное явление в протоколах психически здоровых людей. B. Высок показатель адекватности, обязательным является наличие, по крайней мере, двух или трех стандартных образов. Г. Высокая продуктивность опосредованного запоминания. Д. Для нормативных протоколов характерна бедность «особыми феноменами» — отказы и шоковые реакции немногочисленны, высказывания испытуемых редки и лаконичны. Неформализуемые типы образов «пиктограммы» встречаются редко и легко могут быть изменены при ретестировании. Е. Стереотипия выражена за счет повторения изображений человека. Прямые персеверации отсутствуют. Ж. Для протоколов психически здоровых людей характерна «оптимальная» упорядоченность композиции, низкая вариабельность графических характеристик. Размеры рисунка таковы, что вся «пиктограмма» в подавляющем большинстве случаев уменьшается на одной стороне стандартного листа. ПИКТОГРАММА ПРИ НЕКОТОРЫХ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ. 1. Органические заболевания головного мозга. У больных с органическими заболеваниями головного мозга наибольшее влияние на выполнение «пиктограммы» оказывают интеллектуальные нарушения, однако проявляются и эмоциональные характеристики. Признаками интеллектуального снижения являются: A. Непонимание смысла задания. Б. Невозможность выбора образа на абстрактные понятия. B. Отсутствие геометрических и грамматических символов, оригинальных образов (Ориг.+). Г. Снижение числа атрибутивных и метафорических образов, встречаются лишь самые банальные из них. Д. В структуре конкретных образов преобладание «фотографических», часто — фрагментариpованных. Е. Чрезмерно выражена стереотипия, имеются прямые персеверации. Ж. Как проявление недостаточного понимания смысла задания — появление «выхолощенных символов» и «недифференцируемых изображений». З. Изменение графических характеристик — «органический симптомокомплекс». Проявлением тревожно – депрессивной установки на исследование, которая типична для больных с органическими заболеваниями головного мозга, являются следующие признаки: A.. Выраженные «шоковые» реакции на эмоционально значимые понятия, усугубляющие проявления интеллектуальных нарушений. Б. Спонтанные высказывания испытуемых носят преимущественно интрапунитивный характер — ссылки на собственную несостоятельность, указания на снижение зрения, памяти, дрожание рук. B. Поиск «оценки» экспериментатора, его совета. Г. Феномены «возврата» и «замены». Для больных с интеллектуальным снижением и синдромом расторможенности характерно: А. Низкая дифференцированность изображений. Б. Выраженная дестабилизация графических характеристик. В. Особо низкая продуктивность запоминания. 2. Неврозы. Характерно: A. Снижение числа (отсутствие) геометрических символов. Б. Расплывчатость и банальность метафорических образов — «солнце», «цветы», «пейзажи». B. Снижение числа атрибутивных образов. Г. Повышение числа индивидуально значимых образов, преимущественно за счет образов-стимулов. Д. Связь индивидуально значимых образов с конфликтной ситуацией, демонстрация своего отношения к ней в разъяснениях (для больных истерией). Е. Показатели адекватности, продуктивности запоминания – в нижних границах нормы. Вышеперечисленные признаки в основном характеризуют относительное, аффективно обусловленное снижение интеллектуальной продуктивности. Если параллельно проводится исследование психометрическими методиками (тесты Векслера, Равена), то последние выполняются на более высоком уровне, чем «пиктограмма». Ж. Наличие «шоковых реакций» на эмоционально значимые понятия. При этом шоковые реакции проявляются, открыто, иногда обуславливая отказ от выбора. 3. Спонтанные высказывания по ходу исследования — разъяснения (для больных истерией), критика тестирования, самокритика. И. Дестабилизированная (незначительно) композиция (для больных истерией и неврастенией), сверхупорядоченная — у больных неврозом навязчивых состояний. 3. Параноидная шизофрения. Данные «пиктограмм» — у больны шизофренией (параноидная форма) значительно отличаются в зависимости от актуального психического состояния больных (обострение, ремиссия А, ремиссия Б (с чертами апатико-абулического дефекта), чего нельзя отметить при исследовании другими методами изучения мышления (4-й лишний, классификация, определение и сравнение понятий). Изменения «пиктограммы» обусловлены, таким образом, не только нарушениями мышления, но и аффективными, личностными характеристиками. Для больных в состоянии обострения характерно: A. Недостаточное понимание смысла задания. Б. Значительное снижение числа атрибутивных признаков. B. Снижение числа стандартных образов вплоть до их отсутствия. Г. Cмещение стереотипизирующей установки (атипическая стереотипия), персеверативные тенденции (прямые персеверации, феномен «единой системы»). Д. Снижение числа адекватных образов. Е. Низкая продуктивность опосредованного запоминания, при этом испытуемый не может вспомнить даже те слова, на которые выбраны адекватные образы. Ж. Употребление букв, часто вычурное. 3. Расположение рисунков и графические характеристики значительно варьируют, встречаются различные формы атипического расположения рисунков. И. Значительная диспропорция между данными «пиктограммы» и других методов экспериментально - психологического исследования. Вышеизложенное не касается больных с депрессивно-пароноидным синдромом, «пиктограммы» которых имеют следующие характерные черты: A. Значительное удлинение времени реакции. Б. Снижение уровня «интеллектуальных» факторов «пиктограммы». B. Высокий показатель адекватности стандартных образов. Г. Достаточная продуктивность опосредованного запоминания. Д. Выраженные «шоковые реакции» с непреодолимым отказом на эмоционально значимые понятия. Е. Чрезмерно выраженная типическая стереотипия. Ж. Сверхупорядоченная композиция вплоть до микрографии и «краевого расположения рисунков». З. Нажим линии слабый, часто — скупость деталей и фрагментарность рисунка, но иногда, напротив, рисунки повышенно детализированы, нажим линии в этих случаях не обнаруживает особенностей. Данные изменения характерны для депрессии и неспецифичны для шизофрении как таковой. Следовательно, при наличии депрессии у больного шизофренией, в «пиктограмме» проявляются те изменения, которые характерны для депрессии, шизофренические изменения «маскируются». Другой существенной закономерностью является то обстоятельство, что если шизофрения развивается на органической основе, особенно при наличии черт интеллектуального снижения, в «пиктограмме» проявляются изменения, типичные для «органиков». Пиктограммы больных шизофренией в состоянии ремиссии А не всегда возможно отдифференцировать от «пиктограмм» здоровых испытуемых и невротиков. Однако достаточно часто при исследовании проявляются специфические изменения: А. Снижение количества стандартных образов вплоть до полного их отсутствия на фоне достаточного количества адекватных образов. Б. Персеверации на фоне благополучных «интеллектуальных» характеристик «пиктограммы». В. Выраженные шоковые реакции с отказами на «легкие» понятия, не вызывающие затруднений у здоровых испытуемых – «парадоксальные отказы». Г. Низкая продуктивность запоминания, не способность воспроизвести понятия, на которые выбраны адекватные образы. У больных с легким апатико-абулическим дефектом дополнительно отмечаются: А. Отказы на последние понятия, входящие в набор, в не зависимости от их интеллектуальной трудности. Б. Выхолощенные символы, также чаще на последние понятия набора. Коррекция при ретестировании не всегда возможна. В. Весьма специфично сочетание хаотического расположения рисунка со слабым, едва заметным нажимом линии. Г. Иногда встречаются недифференцированные изображения. Дифференциация затруднена из-за скупости деталей рисунка и слабого нажима линии. ПРИНЦИПЫ ФОРМУЛИРОВКИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО ДАННЫМ ПИКТОГРАММЫ. Требуется освоить следующие характеристики: 1. Продуктивность опосредованного запоминания. Показатель продуктивности запоминания вычисляется следующим образом: 1 балл за каждое точное воспроизведение понятия; 0,5 балла – за приблизительное (типа – «радость» вместо «счастье», «тяжелый труд» вместо «тяжелая работа»). 2. Особенности операционных характеристик мышления. При этом следует вспомнить, что «атрибутивный» уровень абстрактности в «пиктограмме» соответствует концептуальным обобщениям в других психологических пробах. 3. Уровень стандартности образов «пиктограммы» определяется на основании показателей адекватных образов. 4. Xapактер и степень выраженности стереотипии, наличие персевераций исходных феноменов. 5. Элементы «оригинальности» (Ориг.+) в образах «пиктограммы». На основании этих характеристик можно сделать ориентировочный вывод об уровне интеллектуального развития. 6. Понимание инструкции, умение выбрать образ для опосредования не мене чем за восемь понятий набора (исключая «выхолощенные символы», «недиффиринцированность изображения», «фотографические образы»). При общей конкретности образов «пиктограмма», наличии множественных сценоподобных образов, высокой степени выраженности типической стереотипии, преобладание изображений целых человеческих фигур, но достаточной продуктивности запоминания можно сделать вывод о «низкой норме» интеллектуального развития. Однако здесь необходимо помнить, что снижение интеллектуальных характеристик «пиктограммы» может быть обусловлено аффективными факторами (неврозы, шизофрения) без снижения продуктивности в психометрических пробах. Такая диспропорция - ценный диагностический признак, на нее обязательно следует указать. Наличие двух и более оригинальных образов, преобладание «атрибутивных» образов над «конкретными», максимальная продуктивность при воспроизведении – достаточно четкие критерии для того, чтобы охарактеризовать уровень интеллектуального развития как «выше среднего». 7. Признаки эгоцентризма и демонстративности. Об этих личностных факторах следует упоминать, если в протоколе содержится более трех индивидуально значимых образов типа «стимулы» (Инд.-С.), подробно указывается, какие именно тенденции «проецируются» в индивидуально значимых образах. Если имеют место «персонифицированные» образы следует осветить их характер. Определенную ценность имеют высказывания испытуемых, в которых подчеркивается, что выбираемый образ выражает «личное мнение». 8. Признаки депрессии. Они описаны выше при характеристике «пиктограмм» больных с депрессивно - параноидным синдромом. 9. Факторы, отражающие степень самоконтроля и способность к планированию поведения: преимущественно графические характеристики — степень «упорядоченности» композиции. Диагностическое значение имеют лишь крайние варианты. Повышение контроля и обсессивно - компульсивные симптомы имеют в «пиктограмме» проявления, сходные с таковыми при депрессии. 10. Признаки эмоциональной неустойчивости совпадают с признаками эгоцентризма и демонстративности, дополнительно учитывается наличие «расплывчатых» метафорических образов, степень выраженности шоковых реакций, которые непосредственно говорят об эмоциональной неустойчивости в ситуации эксперимента. 11. Тип реакции на фрустрацию может быть определен в зависимости от экстрапунитивной или интрапунитивной направленности спонтанных высказываний испытуемого во время исследования и, в особенности, поведение во время ретестирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В теоретическом отношении «пиктограмму» следует рассматривать как проективный метод исследования личности. Предпосылками для этого являются многозначность стимульного материала, смещение внимания испытуемого на исследование памяти, в результате чего испытуемый не знает, что в его ответах диагностически значимо. Модифицированная процедура проведения исследования обеспечивает максимальную свободу поведения испытуемых, оценочное отношение экспериментатора отсутствует. Следует указать на ошибочность постулирования связи проективных техник с методологией психоанализа, поскольку речь идет не о «проекции» как защитном механизме, а о проецировании (проявлении) личностных особенностей в специфической деятельности, которую представляет собой выполнение методов данной группы. «Пиктограмма» занимает промежуточное место между методиками «структурного анализа ассоциаций» и «анализа продуктов творчества» (рисуночные тесты). Наиболее значительно сходство между «пиктограммой» и тестом Роршаха, имеется ряд показателей общих для указанных методов (показатели стандартности, оригинальности, «четкости формы», стереотипии за счёт образов категории «животные» в тесте Роршаха и изображений человека в «пиктограмме»), ряд «особых феноменов» также являются общими. В то же время «пиктограмма» и тест Роршаха часто содержат взаимодополняющие данные, в целом «пиктограмма» более чувствительна к интеллектуальным особенностям. Поэтому при изучении личности следует особо рекомендовать сочетанное применение «пиктограммы» и теста Роршаха. КАТАЛОГ ОБРАЗОВ ВЫБИРАЕМЫХ ЗДОРОВЫМИ ИСПЫТУЕМЫМИ НА ПРИМЕНЯЕМЫЙ НАБОР ПОНЯТИЙ. Краткое пояснение к каталогу. Каталог охватывает все стандартные и повторяющиеся образы, а также отдельные примеры «редких», «оригинальных» образов, как адекватных, так и неадекватных. Образы приводятся с ориентировочной формализованной оценкой. Расхождения в оценке возможны в основном по фактору индивидуальной значимости. Там, где образ в подавляющем большинстве случаев выбирается формально, либо, напротив, имеет индивидуальную значимость, указывается лишь наиболее частая «детерминанта». В случае если возможны оба варианта, первым указывается более частый, второй берется в скобки. Если варианты встречаются с приблизительно одинаковой частотой, указываются оба, скобки не ставятся. Для обозначения совокупности «повторяющихся», «стандартных», «удачных оригинальных» образов по аналогии с тестом Роршаха, для облегчения сопоставления данных, используется термин «хорошая форма». Указывается дальше число «локальных отказов» на каждое из понятий набора. Для удобства ниже приводится сводная таблица используемых образов. 1. Фактор абстрактности. Конкретные - К.; фотографические - К.Фт.; конфабуляторные - К.Кф.; атрибутивные - Ат.; метафорические - М.; графические, геометрические, грамматические символы - Г.С. 2. Фактор индивидуальной значимости. Выбранные формально - Ф.; индивидуально значимые, персонифицированные - Инд.–Пс.; образы стимулы - Инд.С. 3. Фактор частоты. Стандартные - Ст.; оригинальные - Ориг. 4. Фактор адекватности. Адекватные «+»; неадекватные – Ориг.+/-. 1. ВЕСЕЛЫЙ ПРАЗДНИК. Стандартный образ — флаги, воздушные шарики, цветы, иногда в сочетании с улыбающимся лицом. Ат.Ф. + Ст. «Повторяющиеся» образы — салют (Ат.Ф.+), елка и елочные украшения (Ат./К.,, Ф.(Инд.+), еда и алкогольные напитки (Ат./К.,Ф/Инд.+), музыкальные инструменты и звуковоспроизводящая aаппаратура (Ат./К, Ф./Инд.+), веселящиеся люди (К.Ф./Инд./+), улыбающиеся лица, улыбки (Ат.ф.+), карнавальные маски (Ат.Ф.+). Примеры редких образов: галстук («на праздник ходят в театр») - Ат.Ф.Ориг., здание (театр) - «на праздник ходят в театр» - Ат.Ф. Ориг., лист, машина, звезда - «символ жизни, движения, счастья» - М.Ф.Ориг. - Множественный выбор. Образы «хорошей формы» охватывают 96% всех образов. Отказов нет. 2. ТЯЖЕЛАЯ РАБОТА. Стандартный образ - кирка, молот, лопата - Ат./К.,Ф/Инд.+Ст. «Повторяющиеся» образы — изображения тяжестей (гиря, штанга) - (Ат.Ф.+), человек, занятый тяжелым физическим трудом - землекоп, кузнец (К.Ф.+), лицо с мимическим выражением усталости, каплями пота (Ат.Ф .+). Примеры редких образов: Сизиф, вкатывающий камень на гору - (М.Ф.Ориг.+), солнце («я работаю на солнце, это тяжело») - (К.Инд.-С.Ориг.-), цепи («тяжелая работа вызывает чувство скованности) – М.Ф.Ориг. -. Образы «хорошей формы» охватывают 90% всех образов. Отказов нет. 3. ВКУСНЫЙ УЖИН. Стандартный образ — изображение еды - К.Ф./Инд.+Ст. «Повторяющиеся» образы — изображение еды с часами и другими указателями времени (луна, заходящее солнце) — (К.Ф.+), посуда - тарелки, вилки, ложки - (Ат.Ф.+), человек за едой (К.Ф.+), одобрительный жест, «удовлетворенная» мимика (Ат./К.Ф.+). Примеры редких образов: спящий человек («после ужина спят») - (К.Ф.Ориг.-); человек с выпяченным. животом («он вкусно поел») - (К.Ф.Ориг.-). Образы «хорошей формы» охватывают 94% всех образов. Отказов нет. 4. БОЛЕЗНЬ. Стандартный образ — человек, лежащий в постели — К.Ф.+Ст. «Повторяющиеся» образы — кровать, термометр, шприц, медикаменты (все - Ат.Ф.+), красный крест, змеи над чашей (Ат.Ф+), человек с признаками болезни и инвалидности (К.Ф./Инд./+), лицо с мимикой страдания (Ат./К.Ф.+), надгробие (Ат.Ф.+), темное пятно (М.Ф.+). Примеры редких образов: туча, закрывающая солнце (М.Ф.Ориг.+), дом - «когда болеют - сидят дома» - (Ат.Ф.Ориг-). Образы «хорошей формы» охватывают 86% ответов. Отказов нет. 5. ПЕЧАЛЬ. Стандартный образ — лицо с печальной мимикой, слезам — Ат.Ф.Ст.+. «Повторяющиеся» образы — человек в печальной позе (К.Ф.Инд.+), слезы (Ат.Ф.+), печальный осенний пейзаж (Ат.М./К./Ф./Инд./+). Примеры редких образов: письмо («печальное известие») - (К.Ф./Инд./Ориг.-), папироса («когда печален — курю») - (К.Инд.-С.Ориг.-), падающая звезда, лира («печаль подобна падающей звезде, лира символизирует то, что печаль не вечна») - (М.Ф.Ориг.-). Образы «хорошей формы» охватывают 88% ответов. Отказов нет. 6. СЧАСТЬЕ. Стандартный образ — лицо с мимикой радости - (Ат.Ф.Ст.+). «Повторяющиеся» образы — солнце, радостный пейзаж (М.Ф.+), цветы (АТ./М./Ф.+), ребенок (К.Инд.+), семья (К.Инд./Ф.+), обручальные кольца (М./К./Ф./Инд./+), дом, автомашина, деньги, яхта (ассоциации по типу - «счастье, когда это есть» - (К.Инд.+), целующаяся пара (К.Ф.+). Примеры редких образов: книга («о счастье пишут в книгах») - (К.Ф.Ориг.-), облако («счастье безгранично») - (М.Ф.Ориг.-), горы («чувство счастья возникает у меня в горах») - (К.Инд. С.Ориг.). Образы «хорошей формы» охватывают 90% всех образов. Отказов нет. 7. ЛЮБОВЬ. Стандартный образ – сердце, пронзенной стрелой (М.Ф.+Ст.), целующиеся влюбленные – (К.Ф.+Ст.). «Повторяющиеся» образы – солнце (М.Ф.+), цветы (Ат./М.Ф.+), обручальные кольца (Ат.Ф.+), ребенок (Ат.Ф.+), при ассоциации типа «любовь к детям» - (К.Ф.+), два голубя (М.Ф.+). Примеры редких образов: собака («любовь к животным») – (К.Ф.Ориг.), амур – (М.Ф.Ориг.+), множество солнц над морем («любовь» - вечный рассвет») – (М.Ф.Ориг.), кубик («любовь должна быть многогранна») – (Г.С.Ф.Ориг.). Образы «хорошей формы» охватывают 89% всех образов. В трех протоколах - отказы от выбора образа. 8. РАЗВИТИЕ. Стандартный образ — на данное понятие отсутствуют. «Повторяющиеся» образы — спираль, график, диаграмма (Г.С./К.Ф.+), развитие растений (бутон, цветок, почка, лист, растущий росток) – (К.Ф.+), насекомые, птицы, человек (ребенок или взрослый - К.Ф.+), ступени лестницы (М.Ф.+), атрибуты умственного развития (книга - Ат.Ф.+), человек с книгой (К.Ф.+), атрибуты физического развития (гантели, спортивные снаряды - Ат.Ф.+), человек занимающийся физкультурой (К.Ф.+), атлет (К.Ф.+). Примеры редких образов: разветвление дерева («усложняющаяся схема» - М.Ф.Ориг.+), квадрат («развитие многосторонне» - Г.С.Ориг.-), лицо в очках («умственно развитые люди носят очки»- Ат.Ф.Ориг.-). Образы «хорошей формы» охватывают 78% всех образов; в шести протоколах отказы от выбора образа. 9. РАЗЛУКА. Стандартные образы на данное понятие отсутствуют. «Повторяющиеся» образы — прощающиеся люди (К.Ф.+), изображение транспортных средств (Ат./К./Ф./Инд./+), дорога (М./Ат.Ф,+), преграда - река, пропасть (М.Ф.+), разделяющая черта (Г.С.Ф.+), стрелки, направленные в разные стороны (Г.С.Ф.+), письма («в разлуке поддерживают письма» - К.Инд.Пс.+), корабли, расходящиеся в разные стороны (М.Ф.+). Примеры редких образов: разведенный мост (М.Ф.Ориг.+), развязанный узел (М.Ф.Ориг.+), дом («тяжело в дали от дома» - К.Инд.Ориг.), платок («платком вытираю слезы» К.Инд.-Пс.Ориг.-). Образы «хорошей формы» охватывают 89% всех образов. В четырех протоколах отказы от выбора. 10. ОБМАН. Стандартный образ — на данное понятие отсутствуют. «Повторяющиеся» образы — лисица (М.Ф.+), карты (Ат.Ф.+), деньги (Ат.Ф.+), «комбинация из трех пальцев» (М.Ф.+), четыре кулака (М.Ф.+), влюбленный под часами (К.Ф.+), беременная женщина (К.Ф./Инд./+), женщина и уходящий мужчина (К.Ф./Инд./+), человек с разведенными руками (К.Ф.+), лицо с печальной мимикой (Ат./.К.Ф.+), знак зачеркивания (Г.С.Ф. +), зачеркнутые деньги (К.Ф.+), темное пятно (Г.С.Ф.+). Примеры редких образов: двуликий Янус (М.Ф.Ориг.+), палец с круговой стрелкой («обвести вокруг пальца» - М.Ф.Ориг.+), сжатый кулак - («за обман бьют» - К.Ф.Ориг.-), сцена суда («обманщика судят» - К.Ф.Ориг.-), кинжал (« за обман - смерть» - К.Ф.Ориг.-), многочисленные развернутые изображения конкретного обмана типа «мальчик ищет собаку, взрослый посылает его не в ту сторону» (К.Ф.Ориг.). Образы «хорошей формы» охватывают 71% всех образов. Отказы в 18 протоколах. 11. ПОБЕДА. Стандартный образ — флаг (Ат.Ф.+), салют (Ат.Ф.+). «Повторяющиеся» образы — памятник (Ат.Ф.+), звезда Героя (Ат.Ф.+), спортивный пьедестал почета (Ат.Ф.+), кубок (Ат.Ф.+), победитель и поверженный (К.Ф.+), судья поднимает руку боксеру на ринге (К.Ф.+), радующийся человек (К.Ф.+), автомобиль «Победа», «ассоциации по созвучию» - «особый феномен». Примеры редких образов: цветы («победителю дарят цветы» Ат.Ф.Ориг.-), голубь - («после победы наступает мир» - М.Ф.Ориг.-), триумфальная арка (М.Ф.Ориг.+), лавровый венок (М./Ат.Ориг.+). Образы «хорошей формы» охватывают 67% всех образов. Отказов нет. 12. ПОДВИГ. Стандартный образ — подвиг Александра Матросова (К.Ф.+Ст.). «Повторяющиеся» образы — ордена, медали (Ат.Ф.+), памятник-обелиск (Ат.Ф.+), награжденный солдат (К.Ф.+), подвиг Гастелло (К.Ф.+), солдат, идущий навстречу танку (К.Ф.+), сцены спасения утопающего или на пожаре (К.Ф.+), космическая ракета (К.Ф.+). Примеры редких образов: горящее сердце (М.Ф.Ориг.+), изображение Икара (М.Ф.Ориг.+), человек с большими мускулами («подвиг может совершить сильный» - Ат.Ф.Ориг.-), квадрат и четыре математических знака бесконечности («подвиг это что-то бесконечно огромное» - К.Ф.Ориг.-). Образы «хорошей формы» составляют 86% всех ответов. Отказов нет. 13. ВРАЖДА. Стандартный образ — отсутствует. «Повторяющиеся» образы — мечи, направленные друг на друга, либо скрещенные (М./Ат.Ф.+), преграда между людьми (забор, река, пропасть - М./Ат.Ф.+), кошка и собака (М.Ф.+), кошка и мышь (М.Ф.+), нож, пистолет, автомат (Ат.Ф.+), кулак (Ат./К.Ф.+), дерущиеся или сражающиеся люди (К.Ф.+), мимика, выражающая злобу (Ат./К.Ф.+). Примеры редких образов: лежащий убитый человек (К.Ф.Ориг.-), змея (М.Ф.Ориг.+), высунутый язык («вражда порождает сплетни» - Ат.Ф.Ориг.-), боксерские перчатки («вражда на ринге» - Ат.Ф.Ориг.-), сапог, попирающий цветок (М.Ф.Ориг.+), граница между СССР и КНР (К.Ф.Ориг.-), знаки «+» и «-» (Г.С.Ф.Ориг.+), белый и черный цвет (Г.С.Ф.Ориг.-). Образы «хорошей формы» составляют 86% всех образов. Отказы от выбора образа в трех протоколах. 14. СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Стандартный образ – отсутствует. «Повторяющиеся» образы – Фемида, ее весы и меч (М.Ф.+), щит и меч (М.Ф.+), изображение суда (К.Ф.+), тюремная решетка (К.Ф./Инд./+), книга, часто с надписью «уголовный кодекс», «Конституция» (Ат.Ф.+), человек, делящий что-либо пополам (К.Ф.+), предмет (хлеб, яблоко), разрезанный пополам (К.Ф.+), ось симметрии (Г.С.Ф.+), человек заступающийся за обиженного (К.Ф./Инд.+), знак «-» (Г.С.Ф.+). Примеры редких образов: пограничный столб («границы устанавливают справедливо» - К.Ф.Ориг.-), рука, указывающая на окурок («справедливое замечание неряхе») – К.Ф.Ориг.-), осколки («справедливость это хрупкое понятие» М.Ф.Ориг.-), квадрат («справедливость это равенство, а в квадрате равны и стороны и углы» - Г.С.Ф.Ориг.-). Образы «хорошей формы» охватывают 76% всех образов. Отказы в двух протоколах. 15. СОМНЕНИЕ Стандартный образ – отсутствует. «Повторяющиеся» образы – знак «?» и «?!» (Г.С.Ф.+), лица с мимикой сомнения (поднятые брови – Ат.Ф.+), кинестетическое выражение сомнения – палец, приставленный ко лбу, пожимание плечами (Ат./К.Ф./Инд.-Кн./+), ромашка («любит – не любит» - М.Ф.+), развилка дорог (М./К.Ф.+), неопределенная фигура («сомнение - неопределенность» - Г.С.Ф.+). Примеры редких образов: математический символ неопределенности (Г.С.Ф.Ориг.+), самолет («сомневаюсь, полетит ли он» - Кф.Ф.Ориг.-), телефон («это символ ожидания, которое не кончается» - М.Инд.Ориг.-). Образы «хорошей формы» охватывают 75% общего числа образов. «Локальные отказы» - в восьми протоколах. 16. ДРУЖБА. Стандартный образ – рукопожатие, люди, взявшиеся за руки (М./К.Ф.+Ст.). «Повторяющиеся» образы – олимпийские кольца (М.Ф.+), голубь (М.Ф.+), фестивальный значок (М.Ф.+), горы («друга узнают в горах» - К.Инд./Ф.+), электропила «Дружба» (ассоциация по созвучию – «особый феномен»). Примеры редких образов: стол («друзья собираются за столом» - Ат.Ф.Ориг.-), лампочка и выключатель («дружба это взаимодействие» - М.Ф.Ориг.-). Образы «хорошей формы» охватывают 88% всех выборов. Отказов нет. МЕТОДИКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ МЕТОДИКА «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА» А.Г. ИВАНОВА-СМОЛЕНСКОГО Цель: Изучение работоспособности, переключаемости внимания по корректурным таблицам. Оценить переключаемость внимания, работоспособность в баллах производительности по девятибалльной системе. Инструкция: Просматривая буквенную таблицу, Вы должны вычеркивать букву «А», а букву «К» — подчеркивать. Работать в течение 8 минут максимально быстро и внимательно. Через 4 минуты после начала работы исследователь говорит слово «черта». Обследуемый должен остановить работу и поставить вертикальную черту. Затем испытуемый должен продолжать работу, изменив способ: букву «А» — подчеркивать, а букву «К» — вычеркивать. Когда истекут 8 минут, исследователь произносит «черта — конец работы», обследуемый должен поставить вертикальную черту. Оценка внимания, переключаемости внимания, работоспособности производится в баллах производительности по девятибалльной системе. Для этого: а) подсчитывается общее число просмотренных знаков (букв). Допустим, обследуемый просмотрел 1475 знаков; б) считается число ошибок (пропущенных, или неправильно вычеркнутых, или неправильно подчеркнутых букв). Каждая такая ошибка составляет 20 очков. Каждая пропущенная строка — 60 очков. Допустим, сделано 20 ошибок, т. е. 20 х 20 = 400; в) определяем число правильно отмеченных букв. Для этого из 1475 (общее число просмотренных знаков) вычитаем 400 (20 ошибок, каждая составляет 20 очков: 20 х 20 = 400); г) теперь переводим в баллы производительность.
Результаты, полученные у всех обследуемых, следует занести в таблицу протокола и сделать вывод согласно контрольным задачам. Оценить основные типологические свойства возбуждения и торможения — их силу, уравновешенность и подвижность. Стимульный материал. (корректурная таблица Иванова-Смоленского в масштабе 1: 2) МЕТОДИКА «КРАСНО-ЧЕРНЫЕ ТАБЛИЦЫ» Методика предназначена для оценки переключения внимания. Обследуемые должны находить на предложенной им таблице красные и черные числа попеременно и записывать только буквы, соответствующие этим числам, причем, красные числа нужно находить в убывающем порядке, а черные — в возрастающем. Обследуемым зачитывается соответствующая инструкция. Инструкция: Вам будет предложена таблица с красными и черными числами. Вы должны отыскивать красные и черные числа попеременно, причем, красные в убывающем порядке, от 25 до 1, а черные в возрастающем — от 1 до 24. Записывать надо только буквы, стоящие рядом с числами. Время работы — 5 минут. Пример: красная цифра 25, пишем букву Р, потом черная цифра 1, пишем букву В, далее, красная цифра 24, пишем букву И, черная цифра 2, пишем букву Н. Таким образом, на листе ответов получается ряд букв:
Стимульный материал. (в масштабе 1:2)
Примечание:квадраты серого цвета соответствуют красному цвету символов. Результат: методика оценивается по количеству правильно воспроизведенных пар букв. МЕТОДИКА «РАССТАНОВКА ЧИСЕЛ» Методика предназначена для оценки произвольного внимания. Рекомендуется использовать при профотборе на специальности, требующие хорошего развития функции внимания. Инструкция: В течение 2 минут Вы должны расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка. Числа записываются построчно, никаких отметок в верхнем квадрате делать нельзя. Стимульный материал.
|