Русский язык и культура речи. Русский язык и культура речи москва 2009 Содержание Введение Диагностический тест
Скачать 346.11 Kb.
|
раздел языкознания, изучающий систему ударений какого-либо языка. Акцентологические нормы русского литературного языка — это правила постановки ударения в словах. Словесное ударение – это выделение одного из слогов неодносложного слова. Ударный гласный в слоге выделяется большей длительностью, силой и движением тона. В русском слове, как правило, одно ударение. Но в сложных словах, особенно в профессиональной речи, часто бывает два ударения: главное и второстепенное, т.е. побочное (на первой части длинного сложного слова): суперобложка, энергосистема, нефтепровод, машиностроение и др. Запомните!Нефте- (трубо-, газо-) провод (название действия), но: провод(проволока). Среди сложных слов есть и одноударные: самостоятельный,вице-премьери др. Ударение в русском языке может выполнять смыслоразличительную функцию. С его помощью различаются омографы (одинаковые по написанию, но различающиеся местом ударения и значением слова): замок – замок, мука – мука,атлас – атлас, хлопок – хлопок,орган – орган и др.Неправильная постановка ударения влечет за собой искажение смысла. По месту ударения различаются также разные формы одного слова: ноги(сущ. в форме и.п. мн.ч.)– ноги(сущ. в форме р.п ед.ч.), волос(сущ. в форме и.п. ед.ч.) – волос (сущ. в форме р.п. мн.ч.) и др.; некоторые формы разных слов: пища(сущ. в форме и.п. ед.ч.) – пища(деепричастие), белка(сущ. в форме и.п. ед.ч.) – белка (сущ. белок в форме р.п. ед.ч.) и др. К особенностямрусского ударения относятся его нефиксированность и подвижность. Рассмотрим это на конкретных примерах. В некоторых языках ударение фиксированное (например, на последнем слоге во французском языке). Русское ударение нефиксированное(разноместное – может падать на любой слог слова и на любую морфему: выпустить,домик,дорога, столовая, река) и подвижное(перемещается в разных грамматических формах одного и того же слова: доска – доски). 3.1. Вследствие разноместности и подвижности русского ударения в устной речи возникают варианты произношения слов или форм слов. Среди акцентологических вариантов, объективно сосуществующих в русском языке, следует различать: 1) акцентологические дублеты, когда разница в месте ударения не значима. Таких слов немного в русском языке, например: маркетинг и маркетинг,кружитсяи кружится, пиццерияи пиццерия и др.Следует отметить, что литературная норма стремится к освобождению от дублетов, поскольку они ничего не привносят ни в смысловом, ни в стилистическом отношении; 2) нейтральный и разговорный,например: обеспечение (нейтр.) – обеспечение (разг.); одновременно (нейтр.) – одновременно (разг.); мастерски (нейтр.) – мастерски(разг.). Нейтральный вариант произношения рекомендуется использовать во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере бытового повседневного общения, тогда как разговорный вариант только в сфере бытового повседневного общения. И нейтральный и разговорный варианты находятся в пределах литературной нормы, однако, например, в словаре ударений для работников радио и телевидения дикторам разговорные слова рекомендуется употреблять ограниченно «для оживления, создания доверительного тона, с целью снятия барьера официальности между собой и слушателями» 1; 3) общеупотребительный и профессиональныйварианты. Общеупотребительный вариант произношения считается нормативным для литературного языка, т.е. может использоваться в любой ситуации общения; профессиональный – считается ненормативным, т.е. находится за пределами литературного языка, используется в узком профессиональном кругу, например: алкоголь (лит. норма) – алкоголь (у медиков) ; шприцы (лит. норма) – шприцы(у медиков); компас(лит. норма) – компас (у моряков); рудник (лит. норма) – рудник (у горняков); шасси(лит. норма) – шасси(у летчиков); искра (лит. норма) – искра (у металлургов); 4) нейтральный и поэтический (а также народно-поэтический), например: девица(нейтр.)– девица(народно-поэтич.); шёлковый(нейтр.)– шелковый(народно-поэтич.); кладбище(нейтр.)– кладбище(устар., поэтич.). Словарная помета поэтич. означает, что такое произношение свойственно поэзии. Словарная помета народно-поэтич. означает, что такое произношение проникло в литературный язык из так называемой устной народной словесности. 5) литературный и просторечный, например: свёкла(лит.)– свекла(прост.); крапива (лит.) – крапива (прост.); красивее (лит.) – красивее (прост.); километр (лит.) – километр(прост.). Просторечный вариант находится за пределами норм русского литературного языка. Допуская несколько вариантов произношения, акцентология указывает, какое место занимает каждый из них в литературном произношении. В силу своей социальной значимости акцентологические варианты могут использоваться, например, в сценической речи для социальной характеристики персонажа. Запомните!Профессиональные, устаревшие и просторечные варианты не являются нормативными. 3.2. Следует помнить о правильном произношении общеизвестных имен собственных, таких, например, как Алексий, ВеликийУстюг, Кижи, Мёрдок Айрис, Никарагуа, Нюрнберг (но: Нюрнбергский процесс), Сальвадор Дали, Сергий Радонежский, Сид[нэ]й, Соколов-Микитов, Сольвейг, Ставрополь (но: Ставропольский край), Тайная вечеря, Шри-Ланкаи др. В некоторых именах собственных допустимо вариативное ударение: Ньютон – Ньютон, Пикассо– Пикассои др. В тех случаях, когда одно имя собственное относится к двум (или более) лицам, предметам, понятиям, нужно уточнить конкретное значение данного слова и, пользуясь словарями, выяснить правильное ударение. Например, Джордж Вашингтон (первый президент США) – Вашингтон(столица США); Макбет (персонаж одноименной трагедии Шекспира) –Макбет(название повести Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"). 3.3. В существительных иноязычного происхождения правильно поставить ударение можно, зная происхождение слова, например, пуловер, потому что слово пришло из английского языка ( pullover– "свитер, любая вязаная одежда, натягиваемая через голову"), нувориш – из французского (nouveauriche– букв. "новый богач"). Объясните ударение следующих заимствованных слов: диспансер, некролог, квартал,генезис, феномен, эксперт, каталог. 3.4. В глаголах на-ировать более продуктивным считается вариант с ударением на и(суффикс -ир- восходит к немецкому -ieren): блокировать,национализировать, приватизировать. Запомните слова с ударением на последнем слоге: маркировать, премировать, нормировать. 3.5. Ударение в отдельных грамматических формах Определенную трудность (даже для образованного человека) представляет сегодня правильная постановка ударения в отдельных грамматических формах. Обратите внимание на следующие основные правила. 1. Ударение в кратких формах прилагательных и страдательных причастиях прошедшего временивсегда стоит на основе. И только в форме единственного числа женского рода оно переносится на окончание, например: создан – создана– созданы; взят – взята– взяты; занят – занята– заняты. 2. В глаголахбыть, дать, жить, клясть,а также в глаголах с древними корнями –ча-, -ня-, -мер-, -пер-в прошедшем времени только в форме женского рода ударение стоит на окончании, в остальных формах (при наличии приставки) ударение с основы в неопределённой форме передвигается на приставку, например : отнять –отнял – отняла–отняли; понять – понял – поняла– поняли; начать – начал – начала– начали. 3. Глаголы, образованные от прилагательных, обычно имеют ударение на последнем слоге: глубокий – углубить; легкий – облегчить; бодрый – ободрить, подбодрить. 4. Место ударения в отглагольных существительных обычно совпадает с местом ударения в исходном глаголе: обеспечивать – обеспечение; сосредоточивать – сосредоточение; упрочить – упрочение; упорядочить – упорядочение. Распространенные акцентологические ошибки
Вопрос 4.МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫСОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Морфология (от греч.morphe —"форма"и гр.logos — " слово, понятие, учение") — раздел языкознания, изучающий изменяемые слова со стороны их строения (морфемного состава), формы слов и правила образования этих форм. Морфологические нормы русского литературного языка—это правила образования форм различных частей речи (рода, числа, падежа, степени сравнения и др.). Правильно ли говорить: узорчатыйтюль, пять апельсинов, в вагоне-ресторане, двумястами? На эти и подобные вопросы ответ дают морфо-логические нормы русского литературного языка. Морфологические нормы имён существительных 4. 1.Род существительных Род существительного — несловоизменительная морфологическая категория, представленная как противопоставление трёх классов слов, каждый из которых характеризуется своими особенностями склонения, согласования — это слова мужского(сад, дар),женского(истина, гармония) исреднегорода.Морфологически род существительных определяется по окончанию самих существительных: слова мужского рода обычно имеют в им.п. ед.ч. нулевое окончание (дом, ветер), слова женского рода — окончание -а/я-(надежда, земля), слова среднего рода — окончание -о/е-(творчество, прощение). Синтаксически род существитель-ных находит своё выражение в сочетаемости существительных с определён-ными для каждого рода формами согласуемых слов —прилагательных, причастий, глаголов в форме прошедшего времени и др.: старыйсад, стараяроща, староерастение, домбыл построен. В русском языке все существительные (кроме слов типа чернила, сливки, сани, у которых нет форм единственного числа) распределены по родовым классам. Подсчитано, что существительных женского рода 43% от всех русских существительных, мужского — 40,5% и среднего — около 16%. Особое место в системе рода занимают так называемыесуществительные общего рода: сластёна, бедняга, сирота, плакса, неряха и др. Существительные общего рода способны выступать как слова мужского и женского родов в зависимости от пола того лица, которое они называют, при этом род определяется синтаксически: круглыйсирота(муж. род) Ваня / круглаясирота(жен. род) Танюша. 4.1.1. У некоторых существительных наблюдаются колебания в определении рода: рельс и рельса(разг.), зали зала(устар.), ботинок и ботинка(разг.),тапка и тапок(разг.) и др. Общий удельный вес таких колеблющихся слов невелик — около 100 пар, причём один из вариантов в таких парах различается, как правило, сферой употребления или территорией распространения: развилка(нейтр.) и развилок(областн.), статуя(нейтр.) и статуй(просторечн.), сандалия(нейтр.) и сандалий(разг.). Есть и варианты-дублеты: вольеривольера(чаще), мангустимангуста(чаще). Выпадение одного из родовых вариантов идёт, как правило, в пользу слов мужского рода, хотя и не всегда. Профессиональные, территориальные, устаревшие и просторечные варианты не являются нормативными!Запомните приведённые ниже нейтральные морфологические родовые варианты, которые можно использовать в любой ситуации общения: а) мужского рода: толь, тюль, ботинок, табель, комментарий, корректив, рельс, рояль, санаторий, профилакторий, шампунь; б) женского рода: бандероль, бакенбарда, вуаль, завеса, туфля, тапка, простыня, мозоль, оладья, просека, расценка. |