Главная страница

кузнец. Кузнецова Н.В. базовый учебнк. Русский язык и


Скачать 3.42 Mb.
НазваниеРусский язык и
Анкоркузнец
Дата03.05.2023
Размер3.42 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКузнецова Н.В. базовый учебнк.docx
ТипДокументы
#1106283
страница15 из 50
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   50
Глава 5. Лексикография


Всю жизнь В. И. Даль собирал материалы для своего словаря; он был замечательным человеком, разносторонним ученым. В сфере его интересов были такие области знаний, как этнография, языковедение, медицина, биология. В. И. Даль служил на флоте, затем, выйдя в отставку, закончил медицинский факультет, был доктором медицины, министерским чиновником. Свой словарь, который содержал около 2000 слов, он начал создавать еще в молодости, а издал его только в 1863 году. В. И. Даль составлял словарь, опираясь на «устную речь простого русского человека». В 1903—1911 годах, уже после смерти В. И. Даля, под руководством замечательного ученого-лингвиста Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ было подготовлено третье издание этого словаря.

Словарем, описывающим современное состояние русского языка, считается «Толковый словарь русского языка» под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова (1873—1942). Д. Н. Ушаков — профессор Московского государственного университета, один из самых известных отечественных ученых-лингвистов. Его словарь состоит из четырех томов и включает 85 289 слов.

В 1948—1965 годах вышел в свет новый академический словарь русского языка — «Словарь современного русского литературного языка». Он состоит из 17 томов и содержит около 120 000 слов, представляя лексическое богатство русского литературного языка от Пушкина до середины XX века. Значения слов, их употребление богато иллюстрируются в словаре цитатами из художественной, научной и общественно-политической литературы XIX—XX веков. В справочных статьях приводятся сведения по теории языка, словообразования, правописания, ударения слов и т. п.

На базе этого словаря был составлен «Словарь русского языка», четвертое издание которого было опубликовано в 1999 году. В словаре более 90 000 слов современного русского литературного языка, толкование значений слов, иллюстрации. В этом словаре отражены основные изменения в лексике за прошедшие 20 лет после выхода в свет нового издания.

Широко известен и однотомный «Словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова (1900—1964), вышедший в 1949 году. С. И. Ожегов — известный лингвист, занимавшийся вопросами культуры речи, истории русского литературного языка, лексикологией и лексикографией. Этот словарь дорабатывается и переиздается уже почти 50 лет.



5.3. Этимологические словари


111


  1. Этимологические словари

В этимологических словарях объясняется происхождение слов. Из них мы узнаем, как образовалось слово, каков его морфемный состав, с какими другими словами русского и иных языков оно связано. Если слово заимствовано, то определяется, когда и из какого языка оно пришло. Авторы этимологических словарей стараются определить древние корни слов, которые лежат в основе современных слов. При этом они придерживаются строгих правил, касающихся методики установления этимологии. Например, сравнивая слова, принадлежавшие разным языкам, или слова, относящиеся к разным стадиям развития одного языка, следует учитывать закономерные, а не случайные звуковые и смысловые соответствия. Возьмем, например, слово «выдра». Казалось бы, оно созвучно со словом «выдрать», но созвучие в словах, оказывается, не имеет под собой общей основы. «Выдра» — слово, которое встречается не только в русском, но и во многих родственных индоевропейских языках: в литовском, древнеиндийском, древнегреческом. В этих языках оно связано со словом «вода» и с образованным от него существительным «водяная змея». В русском же языке связь между словом «выдра» и «вода» не представляется очевидной. Данный пример показывает, что произвольно устанавливаемая связь между близкими по звучанию словами приводит к серьезным ошибкам.

Существует несколько этимологических словарей русского языка. Самый распространенный из них — «Краткий этимологический словарь русского языка» Н. М. Шанского, В. В. Иванова, Т. В. Шанской, изданный в 1961 году. В нем объясняется происхождение свыше 6000 наиболее употребительных слов. Широко известен также четырехтомный «Этимологический словарь» М. Фасмера. Но следует отметить, что его чтение требует определенного уровня лингвистической подготовки, так как в словаре содержится много сведений из истории не только русского, но и других языков, в том числе древних и редких. Существуют и краткие этимологические словари. В них описание происхождения слов доступно и неподготовленному читателю, например школьникам. Таков «Этимологический словарь русского языка» Н. М. Шанского и Т. А. Бобровой, вышедший в 1994 году.



112


Глава 5. Лексикография


  1. Исторические словари

Сведения о происхождении слов, об истории развития их форм и значения содержатся также и в исторических словарях. В них фиксируется и объясняется значение слов, которые употреблялись в древних письменных памятниках. К таким словарям относится, например, трехтомный словарь «Материалы для словаря древнерусского языка» И. И. Срезневского, составленный в середине XIX века. В нем даны значения слов, которые ныне утрачены. Так, слово «позорище» в старину означало «зрелище», «представление», «собрание», а словом «пиво» называли любой напиток. Исторические словари издаются и в наше время. Это, в частности, «Словарь русского языка XI—XVII вв.», выпускаемый Институтом русского языка Российской академии наук (около 30 томов). Существуют и словари историко-этимологические, в которых сведения об этимологии слов и об исторических изменениях объединяются («Историко-этимологический словарь современного русского языка» П. Я. Черных).


  1. Словари синонимов, антонимов, омонимов

Существуют словари, в которых собраны и толкуются не отдельные слова, а два и более слов, при объединении которых учитываются отношения между их звучанием и значением. Эти объединения могут состоять из слов, сходных или близких по значению, но разных по звучанию (синонимы), имеющих противоположные значения (антонимы), сходных по звучанию, но разных по значению (омонимы) и т. д.

Словари синонимов предназначены для того, чтобы дать систематическое описание синонимических групп и рядов. В этих словарях указываются смысловые и стилистические различия между синонимами, условия их взаимозаменяемости в различных контекстах. В одной словарной статье словаря содержится характеристика ряда близких по значению слов. Обычно сначала дается их общее значение, а затем каждое слово синонимического ряда описывается с точки зрения тех смысловых и стилистических особенностей, которые ему присущи.



5.6. Фразеологические словари


113


«Воин — боец, вояка (разе.). Участник боев, сражений, военный человек. “Воин” употребляется преимущественно в приподнятой речи; слово “боец” подчеркивает непосредственное участие в битвах, боях; “вояка” — опытный лихой воин, слово употребляется шутливо-иронически».

Первый словарь синонимов русского языка был составлен известным русским писателем XVIII века Д. И. Фонвизиным. Он вышел в 1783 году под названием «Опыт российского словника», и в нем было всего 32 синонимические группы слов.

Сегодня существует несколько словарей синонимов: «Краткий словарь синонимов русского языка» В. Н. Клюевой (1961 год); «Словарь синонимов русского языка» под редакцией А. П. Евгень- евой (1970 год); «Словарь синонимов русского языка» 3. Е. Александровой под редакцией Л. А. Четко широко известен в десятом издании (1998 год), неоднократно переиздавался, в нем насчитывается около 11 000 синонимических рядов; «Новый объяснительный словарь синонимов русского языка» под редакцией академика Ю. Д. Апресяна (2000 год). В последнем словаре дается довольно подробное описание не только смысловых и стилистических различий между синонимами, но и условий их использования в тексте, сочетаемости с другими словами, имеются примеры употребления этих синонимов в русской литературе.

Словари антонимов объясняют смысловые соотношения слов с противоположными значениями. Они наглядно показывают, в чем состоит различие антонимов, учат употреблять слова с противоположным значением. Например, к слову «радоваться» подбираются такие слова с противоположным значением, как «грустить», «огорчаться», «печалиться», и приводятся примеры употребления антонимов в языке (в частности, в художественной литературе). Известными являются «Словарь антонимов русского языка» Н. П. Колесникова (1972 год) и «Школьный словарь антонимов русского языка» Н. П. Львова (1980 год).


  1. Фразеологические словари

Первый по времени выхода «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А. И. Молоткова был выпущен в 1970 году. В нем описано более 4000 фразеологизмов: дается их объяснение, приводятся возможные варианты употребления в



114


Глава 5. Лексикография


речи. Первый опыт описания идиомных сочетаний и пословиц представлен в словаре «Фразеологизмы русской речи» А. М. Ме- лерович, В. М. Мокиенко (1997 год). В этом словаре 500 наиболее часто употребляемых фразеологизмов, большая часть иллюстраций относится к текстам последних десятилетий. Следует отметить также такие словари, как «Энциклопедия афоризмов (Мысль в слове)» Э. Гороховой (1998 год); «Крылатые слова, литературные цитаты, образные выражения» Н. С. Ашукина, Н. Г. Ашуки- ной (1988 год); «Словарь русских пословиц и поговорок» В. П. Жукова (1991 год) и др.


  1. Словари-библиотеки

В последние годы стали издаваться словари-«библиотеки». Это значит, что один словарь включает в себя несколько. Примером такого словаря может быть «Большой словарь русского языка» (1998 год), в который вошли «Орфографический словарь», «Орфоэпический словарь», «Этимологический словарь», «Словарь иностранных слов» и так называемые малые словари русского языка («ПРЕ- и ПРИ-. Правописание приставок»; «БАЛЛ или БАЛ? Слова с двойными согласными» и др.).


  1. Орфографические словари

И, конечно же, самый необходимый словарь — это орфографический. Новый академический «Русский орфографический словарь» (1999 год) содержит около 160 000 слов и словосочетаний. Этот словарь — нормативное общеобязательное справочное пособие.


  1. Орфоэпические словари

В орфоэпических словарях фиксируются нормы ударения и правильного произношения. Если произношение слов не вытекает из их написания, в орфоэпических словарях приводится транскрипция той части слова, в которой произношение может вызывать затруднения.



5.10. Морфемные и словообразовательные словари


115


  1. Морфемные и словообразовательные словари

В морфемных словарях содержатся сведения о членении слов современного русского языка на значимые части (приставки, корни, суффиксы, окончания: меж-планет-н-ый).

В словообразовательных словарях показывается, как образованы слова: слова размещены по гнездам, которые представляют собой совокупность однокоренных слов. Гнездо начинается с исходного, непроизводного слова, далее размещаются производные слова с учетом характера их образования.


  1. Какие существуют типы словарей? Какова функция каждого из них?

  2. Найдите в Большом толковом словаре (БТС) 10 слов с различными стилистическими пометами. Составьте по одному предложению с каждой дефиницией выбранных слов.

  3. Найдите в этимологическом словаре по три примера иноязычных и исконно русских слов.

  4. Во фразеологическом словаре найдите фразеологизмы, в которых употребляются следующие слова:

голова, руки, слово. 5


5. Приведите по три примера словарных статей из словарей синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Расскажите, как построены словарные статьи этих словарей.





Вопросы и задания



глава 6. ЛЕКСИЧЕСКИЕ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА


  1. Слова нейтральные и стилистически окрашенные

Уметь грамотно писать и говорить совершенно необходимо, чтобы быть образованным, культурным человеком. Но, для того чтобы выразить свои мысли полностью, передать их так, чтобы другие поняли именно то, что вы хотели сказать, одной грамотности мало. Для этого необходимо, чтобы ваша речь была не только грамотной, но и выразительной.

Предположим, вы побывали в каком-то очень красивом, интересном месте и вам бы хотелось поделиться своими впечатлениями об этом так, чтобы другие люди смогли себе представить то, что видели вы. Что вы делаете? Вы пытаетесь выразить это как можно ярче, нарисовать живую картинку, то есть создать образ. Но вы изображаете это не красками, а словами. И как художник использует различные цветовые оттенки, чтобы точнее передать тот или иной образ, так и вы, рисуя что-то словами, используете изобразительно-выразительные средства языка.

Русский язык необычайно богат изобразительно-выразительными средствами, и эти средства существуют на всех уровнях языка, особенно на лексическом.

Например, увидев огромный дом, вы хотите передать свои впечатления и говорите: «Это был не дом, а домище». Сказав «домище», вы уже употребили одно из выразительных средств языка, это слово стилистически окрашено, нейтральным было бы слово «дом».

Стилистически окрашенными считаются слова, которые несут в себе добавочное значение, то есть они не только называют предмет, но и содержат оценку (одобрение, пренебрежение, иронию и т. д.) и эмоции (чувства). Стилистические пометы обычно указываются в толковых словарях.



6.2. Тропы


117


Так, в ряду слов «сестра» — «сестренка» — «сестричка» — «сеструха» слово «сестра» является нейтральным, два следующих слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами имеют эмоциональную окраску, в словаре стоит помета {ласк.),
то есть «ласковое»; последнее слово можно отнести к сниженной лексике, в словаре дается помета (фам.), что значит «фамильярное».

Оценку можно выражать не только с помощью различных суффиксов, но и при помощи использования синонимов. Например, если о человеке говорят, что он «высокий», это может быть нейтральным выражением или выражением, содержащим положительную оценку. Если же скажут: «Ну и верзила!», то понятно, что здесь присутствует неодобрительная оценка.

Использование различных фразеологизмов также делает речь более выразительной. Например, если, вместо того чтобы сказать «На улице темно», вы скажете «Не видно ни зги», тем самым вы не только передадите информацию, но и выразите свое эмоциональное отношение.

Если же вы скажете о человеке «старый гриб», «светлая голова», «слон в посудной лавке» и т. д., то вы несколькими словами уже создадите образ этого человека, то есть ваш собеседник получит образное представление о нем. С помощью подобных характеристик вы сможете создать более яркий, живой образ этого человека.

Для этих целей в языке существуют особые слова и выражения, которые употребляются не в прямом значении, а в переносном. Они называются тропами.


  1. Тропы

Троп (от греч. tropos — «поворот») — такой оборот речи, в котором слова и выражения употребляются в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух явлений, схожих между собой какими-либо признаками. Признаками одного явления характеризуется другое явление, для того чтобы создать о нем яркое, образное представление.

Тропы включают в себя следующие разновидности: эпитет, сравнение, метафору, метонимию, синекдоху, аллегорию, гиперболу, литоту, олицетворение, перифразу, иронию, оксюморон.





118 Глава 6. Лексические изобразительно-выразительные средства


  1. Эпитеты

Эпитет (от грен, epitheton — буквально «приложенное») — простейшая форма тропа, слово, определяющее какое-нибудь свойство или качество предмета, понятия или явления, это — определение, создающее образ. Например: в словосочетаниях «золотые кудри», «серебряный дождь» определения употреблены в переносном смысле, они создают образное представление — это и есть эпитеты.

Эпитеты позволяют ярче и полнее охарактеризовать предмет.

Существуют так называемые постоянные эпитеты, то есть устоявшиеся привычные выражения: «синее море», «чистое поле», «белый лебедь» и т. д.

В пушкинских строчках вы найдете множество эпитетов, которые передают отношение автора к картинам природы, внутреннее состояние поэта:

Сквозь волнистые туманы Пробирается луна,

На печальные поляны Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный Утомительно гремит.

Туманы — волнистые, поляны — печальные, дорога — скучная, колокольчик — однозвучный. Грустная картина, чувство печали — так эпитеты передают душевное состояние автора. Помогают передаче этих чувств и метафоры: луна пробирается, льет.

Русский литературный язык необычайно богат эпитетами. Например, в кратком словаре эпитетов К. С. Горбачевича содержится более 60 000 эпитетов.


  1. Сравнение

Сравнение — это образное выражение, в основе которого лежит сопоставление каких-либо двух объектов. Сравнить — это значит обнаружить общий признак у двух предметов. Поэтому обычно сравнение состоит из двух объектов: один объект сравнивают с другим.



6.5. Метафора


119


Сравнение может просто указывать на сходство, при этом используется выражение «он был похож на...». Например:

«Он был похож на вечер ясный...»

(М. Ю. Лермонтов)

Или же в сравнении могут использоваться следующие слова: «как», «точно», «словно», «будто», «как будто», «подобно», «наподобие» («черный, как ночь»; «плыть, будто лебедь»; «созвездие, наподобие креста»).

Сравнение может быть также выражено существительным в творительном падеже: «губы бантиком», «смотреть зверем».

Сравнения делают речь ярче, богаче, выразительнее, придают ей оригинальность, образность. У А. П. Чехова мы находим, в частности, такие сравнения: «деньги тают, как мороженое»; «луна хмурая, точно больная»; «фразы тяжелые, как булыжник».

Сравнение позволяет сопоставить предмет (или явление) с другими, что дает возможность увидеть его главные признаки или понять мысль, заключенную в предложении. Например:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя...

То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит...

(А. С. Пушкин)

Поэт, прибегая к сравнениям, рисует картину зимней вьюги — она видится нам живым существом, издающим разные звуки: и плач ребенка, и вой зверя...

Словарь сравнений и сравнительных оборотов К. С. Горбаче- вича содержит 1300 словарных статей.


  1. Метафора

Метафора (от грен, metaphora — «перенесение») — выражение или слово, употребленное в переносном значении для создания образной характеристики, основанной на сходстве предметов





120 Глава 6. Лексические изобразительно-выразительные средства


(например, «ножка ребенка» — «ножка стула»). В первом случае слово «ножка» употреблено в прямом значении, во втором оно употреблено в переносном значении, основанном на сходстве по функции, и является метафорой.

В русском языке существуют постоянные, устойчивые метафоры, которые стали настолько привычными, что уже утратили свое образное значение и не воспринимаются как метафоры: «ручка ребенка» — «ручка двери»; «женская шляпка» — «шляпка гвоздя» и т. д. В основе образования метафоры лежит олицетворение, то есть перенос свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия («время идет»; «часы стоят»; «острый глаз»; «горячее сердце»). Олицетворение как самостоятельный троп чаще всего используется в сказках, баснях, где неодушевленным предметам или животным придаются человеческие свойства.

Метафора очень близка к сравнению, но в ней сравнение существует в сжатой форме, оно как бы скрыто (в сравнении «эта девочка похожа на куклу» есть слово «похожа»); можно также употребить слова «как», «будто», «словно» и т. д. («эта девочка, словно кукла»); в метафоре «эта девочка — настоящая кукла» нет никаких дополнительных слов, связывающих два объекта, здесь сравнение сжимается.

Метафора в художественной, поэтической речи служит для создания неожиданных, оригинальных и очень емких образов (у С. Есенина: «костер рябины красной», «волос золотое озеро»).

В основу метафоризации может быть положено сходство самых разных признаков: цвета, объема, формы, назначения и пр. «...Слагать хорошие метафоры — значит подмечать сходство», — писали древние. Метафоры, построенные на сходстве цвета предметов, форм, характера действия, особенно часто используются в художественной литературе в описании природы.


  1. Метонимия

Метонимия (от греч. metonymia — «переименование») — это замена одного названия другим, при этом эти названия тесно связаны друг с другом в нашем сознании. Например, «я читаю



6.8. Аллегория


121


Пушкина» вместо «я читаю произведения Пушкина»; «я выпил две чашки, съел три тарелки» вместо «две чашки чая», «три тарелки супа». Ясно, что никто «не пьет чашки» и «не ест тарелки», и эти выражения не вызывают никакого недоумения, потому что всем понятно, о чем здесь идет речь.

Метонимия — это еще один способ употребления слова в переносном значении для создания более ярких, сжатых образов. Когда Пушкин в поэме «Полтава» писал: «Все флаги в гости будут к нам», он имел в виду, что Петербург станет центром морской торговли и корабли разных стран придут сюда под своими национальными флагами.


  1. Синекдоха

Синекдоха (от грен, synekdohe — «соотнесение») — один из видов метонимии, который заключается в замене названия предмета названием его части, в употреблении единственного числа вместо множественного и наоборот (например, «Москва» вместо «Россия»).

У М. Ю. Лермонтова:

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Здесь имеется в виду не один-единственный француз, а вся французская армия.


  1. Аллегория

Аллегория (от греч. allegoria — «иносказание») — воплощение какой-либо отвлеченной идеи в конкретных образах. Так же как и олицетворение, чаще всего используется в сказках, баснях. Так, обычно заяц — воплощение трусости, лиса — хитрости, волк — жадности и т. д.

Аллегория изображает одно, а подразумевает другое. Вспомните известные басни И. А. Крылова: изображая животных, насекомых, автор подразумевает людей и их пороки и слабости (легкомысленная Стрекоза, трудолюбивый Муравей и др.). На





122 Глава 6. Лексические изобразительно-выразительные средства


аллегории основаны многие фразеологизмы («кот наплакал»), аллегория употребляется в пословицах («Волков бояться — в лес не ходить»).


  1. Гипербола

Гипербола (от греч. hyperbole — «преувеличение») — чрезмерное преувеличение каких-либо свойств изображаемого предмета с целью усиления впечатления. Например, у Н. В. Гоголя: «Редкая птица долетит до середины Днепра».


  1. Литота

Литота (от греч. litotes — «простота») — в противоположность гиперболе это чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета. Например: «Мальчик с пальчик» или у Н. А. Некрасова:


Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить...

Гипербола и литота имеют общую основу — отклонение в ту или иную сторону от объективной оценки («ожидать целую вечность», «любить до безумия», «Мальчик с пальчик»).


  1. Перифраза

Перифраза (от греч. peri — «вокруг», phraso — «говорю») — троп, состоящий в замене названия предмета выражением, описывающим его признаки, но не называющим его (например, «город на Неве» вместо «Санкт-Петербург», «царь зверей» вместо «лев»).

Многие перефразы придают яркую эмоционально-экспрессивную окраску речи (так, слово «осень» заменяется в строчках известного стихотворения А. С. Пушкина такими перифразами: «Унылая пора! Очей очарованье!»).



6.13. Оксюморон


123


  1. Ирония

Ирония (от греч. eironeia — «скрытая насмешка») — троп, состоящий в употреблении слова в противоположном значении. Например, в басне Крылова «Лисица и Осел» Лисица обращается к Ослу со словами:

Отколе, умная, бредешь ты, голова?

На самом же деле Лисица не считает Осла умным.


  1. Оксюморон

Оксюморон (от греч. oxymoron — «остроумно-глупое») — троп, состоящий в соединении несоединимого, например: «живой труп», «звонкая тишина», «сладкая боль», «горькая радость».


(?) Вопросы и задания


  1. Чем отличаются стилистически окрашенные слова и фразеологизмы от троп?

  2. Приведите пять примеров стилистически окрашенных слов. Какие пометы даются к этим словам в толковых словарях?

  3. Подберите как можно больше эпитетов к следующим словам:

улыбка, глаза, утро, ночь, осень, грусть, радость, весна.

  1. К тем же словам подберите как можно больше сравнений.

  2. Прочитайте стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» и «Осень». Выпишите из них все лексические изобразительно-выразительные средства, назовите их, определите их функцию в данных стихотворениях.

  3. Приведите свои примеры аллегории, гиперболы, литоты.

  4. Составьте предложения с данными словами так, чтобы они были употреблены в этих предложениях в качестве метонимии:

Толстой, завод, поселок, Новгород, золото. 8


8. Составьте предложения с данными словами так, чтобы они были употреблены в этих предложениях в качестве синекдохи:

голова, пулемет, фриц, немец, фрак.





124 Глава 6. Лексические изобразительно-выразительные средства


  1. Приведите свои примеры перифразы, иронии, оксюморона.

  2. Напишите сочинение-миниатюру или небольшой рассказ, в котором было бы использовано как можно больше лексических изобразительно-выразительных средств.

Возможные темы:

«Мой день», «Однажды на отдыхе», «Мое жизненное кредо», «Талант есть у всех», «Где же вы, рыцари (настоящие леди)?», «Привычка свыше нам дана», «Красота спасет мир», «Успех только для сильных духом», «Не в деньгах счастье», «Друзья познаются в радости».


Лабораторная работа по разделу «Лексикология»

  1. Дайте дефиниции следующим словам. Выясните, если это возможно, их этимологию. Составьте по три предложения с каждым словом. В случае затруднения обращайтесь к толковому словарю.

а) Анонс, анонимный, антагонизм, адаптация, антипод, анфас, анфилада, апелляция, апломб, апогей, аффект, абонент, абонемент, беллетристика, брифинг, вернисаж, виньетка, визави, гравюра, графика, геральдика, гуманизм, дебют, демагог, дилетант, дивиденд, дискредитация, дискриминация, дифирамб, евангелие.

б) Жеманный, закоснелый, заурядный, запанибрата, идентичный, идиллия, иерархия, иллюзия, имитация, импровизация, ингредиент, индульгенция, инквизиция, инцидент, кабриолет, кавалькада, каллиграфия, катаклизм, каталог, кворум, когорта, компетенция, компиляция, компонент, кондиция, консолидация, конфиденциальный, концепция, космополит, кредо, критерий, кулуары, либретто, лояльный.

в) Манускрипт, мансарда, мезонин, меланхолия, мемуары, метаморфозы, меценат, ноктюрн, нонсенс, ностальгия, нюанс, нумизматика, обаяние, обоняние, оппозиция, ореол, оппонент, оптимизм, памфлет, панацея, пантеон, пантомима, парадокс, пафос, пацифизм, педант, пелерина, пенаты, периферия, перманентный, пессимист, петиция, плебей, плеяда, позитивный, полемика, помпезный, постскриптум, прагматичный, преамбула, прейскурант, прелюдия, прерогатива, препоны, престиж, претендент, прецедент, претенциозный, пресловутый, приватный, привилегия, приоритет, протекция.

г) Раритет, ратификация, реабилитация, регламент, реестр, резюме, реквием, реликвия, репутация, референт, речитатив, ридикюль, рикошет, ритуал, саботаж, сатисфакция, сепаратный, сертификат, сибарит, симбиоз, спиритизм, статус-кво, сплин, схоластика, терракотовый, увертюра, унисон, фаворит, феерия, фешенебель



6.13. Оксюморон


125


ный, фиаско, филантропия, филигранный, фолиант, фривольный, фронтон, цейтнот, цитадель, чопорный, эвфемизм, экзальтация, экзекуция, эклектика, экспромт, экстравагантный, эмансипация, эмпиризм, эпистолярный, эсперанто, эксцесс, эквилибристика, эксцентричный.

  1. Определите, к какому пласту лексики относятся следующие слова (нейтральная, книжная, поэтическая, специальная, научная, разговорная, просторечная, диалектная, жаргонная, неодобрительная, пренебрежительная, грубая и т. д.). В случае затруднения смотрите пометы в толковом словаре.

Абсолютизация, возроптать, авось, аврал, теология, башня, бахвальство, чернуха, скукожиться, стряпать, фанат, белоручка, ратник, биссектриса, панорама, рампа, ябеда, благонравный, обомлеть, резонатор, благодеяние, скопидом, благолепие, намусорить, склока, скоротать, вакуум, мазня, скряга, скудоумие, скучища, вагон, варево, ватрушка.

  1. Составьте словосочетания, используя слова, данные в скобках. Определите, в каких словосочетаниях основное слово употреблено в прямом значении, а в каких — в переносном. Продолжите ряды слов, данные в скобках, так, чтобы можно было составить словосочетание с основным словом.

Воздушный (бой, печенье, платье, струя, поцелуй, подушка).

Волна (высокая, морская, звуковая, волос, гнева, эмигрантов).

Вольный (ветер, стиль, люди, тема, борьба, перевод).

Вопрос (аграрный, риторический, больной, на засыпку).

Время (московское, идет, обеденное, прошедшее, военное).

Высокий (порыв, гора, цены, напряжение, награда, цели, слог, нота).

Глубокий (снег, река, древность, дыхание, мысль, цвет, сон, впечатление).

Глухой (старик, голос, удар, протест, стена, к чужим просьбам).

Год (прошлый, учебный, финансовый, детские, двадцатые).

Голос (мужской, высокий, спокойный, внутренний, народа). 4


4. В следующих предложениях найдите речевые ошибки. Определите тип ошибок (нарушение лексической сочетаемости, лексическая избыточность или недостаточность и т. д.). Запишите исправленные варианты.

а) Он обладал довольно скромным, хотя и действительным талантом. б) Он должен был вести довольно отважное существование и знать счастье и несчастье, довольство и нищету, в) И вот его дом без крыши, кухня сожжена, а вьючной скотине нечего носить, г) Он рассказывал, как нищета ополчилась на него, д) Он горячо погнал-





126 Глава 6. Лексические изобразительно-выразительные средства


ся за успехом в Париж, е) Положительные радости жизни представлялись ему с трудом, ж) Елизавета дает ему собою пример, з) Но чтобы жертва ее была действительна, она должна быть полной жертвой, и) Интуиция его была с первого взгляда сбивчивой для разума и логики, к) Он должен постараться понять его зараз в его множестве и в его единстве, л) Автор страдал, чувствуя в себе полную противоположность во вкусах и идеях с публикой, м) Его поведение диктуется непреклонной необходимостью, н) Сюжет этой легенды в главных чертах вкратце может быть передан так. о) Первоначальное происхождение этой легенды весьма неизвестно. п) Его пьесы не должны быть отдельным индивидуальным созданием субъективного поэта, р) Люди науки достигают результатов с помощью своих критических приемов, с) Превосходство его натуры отмечено неизгладимыми чертами на всем его существе, т) Он хотел возвратиться к реальной жизни, которую он далеко оставил за собой.

  1. Дайте дефиниции синонимов в следующих синонимических рядах. Определите сферу их употребления. Составьте словосочетание с каждым из синонимов, употребив их как в прямом, так и в переносном значении.

а) Большой, значительный, порядочный, крупный, солидный, огромный, громадный, колоссальный, гигантский, исполинский, чудовищный, основательный, изрядный, здоровый, обширный, многочисленный, великий, грандиозный, титанический, внушительный, мощный, б) Банальный, избитый, шаблонный, штампованный, стандартный, трафаретный, стереотипный, неоригинальный, плоский, истертый, затасканный, заезженный, тривиальный, в) Бедный, нищий, убогий, скудный, необеспеченный, неимущий, нуждающийся, обездоленный, сирый, г) Вздор, абсурд, нелепость, несуразность, глупость, пустяки, ерунда, чепуха, чушь, бред, дичь, дребедень, ахинея, белиберда, галиматья, ересь, мура, д) Высокомерие, гордость, надменность, важность, спесь, спесивость, кичливость, чванство, чванливость, амбиция, заносчивость, зазнайство, гонор, форс, гордыня, е) Делать, совершать, производить, предпринимать, проделывать, творить, свершать, вершить, учинять, варганить, портачить, вытворять, выкидывать, ж) Изображать, показывать, представлять, описывать, рисовать, очерчивать, живописать, воспроизводить, воссоздавать, отображать, передавать, запечатлевать, выводить, выставлять. 6


6. В следующих отрывках из стихотворений М. Цветаевой найдите антонимы. Определите, какие из них являются контекстуальными.

а) Святая ль ты, иль нет тебя грешней,

Вступаешь в жизнь, иль путь твой позади.



6.13. Оксюморон


127


б) Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь,

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

в) Вас охраняла длань господня И сердце матери. Вчера — Малютки-мальчики. Сегодня —

Офицера!

г) Приманила в горницу Белую горлицу:

Вору — досада,

Хозяйке — услада.

д) По улицам оставленной Москвы Поеду — я, и побредете — вы.

е) Не отстать тебе. Я — острожник.

Ты — конвойный. Судьба одна.

ж) Новый год я встретила одна.

Я, богатая, была бедна,

Я, крылатая, была проклятой.

з) Полюбил богатый — бедную,

Полюбил ученый — глупую,

Полюбил румяный — бледную,

Полюбил хороший — вредную,

Золотой — полушку медную.

и) Я — есмь. Ты — будешь. Между нами бездна. Я пью. Ты жаждешь. Сговориться тщетно.

к) Я — деревня, черная земля.

Ты мне — луч и дождевая влага.

Ты — Господь и Господин, а я —

Чернозем и белая бумага.

л) И бродил с тобою по церквам Великим — и малым, приходским.

И бродил с тобою по домам Убогим — и знатным, господским.

м) У тебя дворцы — палаты,

У него леса — пустыни,

У тебя войска — солдаты,

У него пески морские.

н) Как в страшный год, возвышены Бедою,

Ты — маленькой была, я — молодою.

о) На бренность бедную мою Взираешь, слов не расточая.

Ты — каменный, а я пою.

Ты — памятник, а я летаю.

п) Вчера еще в глаза глядел,

А нынче все косится в сторону:

Вчера еще до птиц сидел, —





128 Глава 6. Лексические изобразительно-выразительные средства


Все жаворонки нынче — вороны.

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

р) Он возчик, и он же конь,

Он прихоть, и он же право.

  1. Дайте дефиниции следующим паронимам. Составьте с ними словосочетания, используя слова, приведенные в скобках.

а) Выверить — проверить — сверить (часы, рукопись, диктант, качество продуктов, копию с оригиналом); б) вымысел — домысел — замысел — умысел (досужие, жалкие, коварные, опасные, злые); в) выяснить — объяснить — пояснить — прояснить — разъяснить — уяснить (ситуацию, разницу, правила, термин, значение, мысль, важность, детали); г) глубинный — глубокий (море, переживания, вера, тайна, старость, знания); д) гуманизм — гуманность (принципы, обращение, отношение, эпохи Возрождения); е) гуманистический — гуманитарный — гуманный (человек, культура, строй, науки, идеалы, образование, отношения, помощь); ж) действенный—действительный—действующий (закон, факт, президент, средство, пропуск, виза); з) дипломатический — дипломатичный (ответ, корпус, деятельность, человек, подход, отношения); дипломированный — дипломный (проект, врач, специалист, работа, инженер, спектакль); и) единичный — единственный — единый (валюта, случай, возможность, пример, пространство, система); к) заглавие-заголовок (крупный, яркий, книги, романа, газетный, статьи);

л) значимый — значительный (расстояние, роль, взгляд, событие, успехи, затраты); м) надеть —одеть (ребенка, туфли, часы, костюм, семью, армию); н) логический — логичный (законы, суждения, объяснения, задачи, ошибки, текст); о) освоить — усвоить (правила, специальность, урок, технику, пищу); п) проблемный — проблематичный (вывод, статья, доклад, решение). 8


8. Определите, кто автор следующих крылатых выражений, из какого произведения они взяты, в какой ситуации употреблены.

а) Привычка свыше нам дана, замена счастию она.

б) Простим горячке юных лет И юный жар, и юный бред.

в) Москва... как много в этом звуке Для сердца русского слилось.

г) Любви все возрасты покорны.

д) Мечты, мечты, где ваша сладость?

е) Запретный плод вам подавай,

А без того вам рай не рай.

ж) Мы все глядим в Наполеоны...



6.13. Оксюморон


129


з) Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

  1. В следующих стихотворных отрывках определите, какие лексические изобразительно-выразительные средства были использованы и какова их роль в стихотворной речи.

а) Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн.

(К. Бальмонт)

б) Я жить хочу совсем не так, как все,

Живущие, как белка в колесе,

Ведущие свой рабий хоровод,

Боящиеся в бурях хора вод.

(И. Северянин)

в) Изысканнейший рисовальщик,

Провидец существа людей,

Он — чарователь, чаровальщик,

Чарун, он — чарник, чародей.

(И. Северянин)

г) Наследственность и смерть — застольцы наших трапез.

И тихою зарей — верхи дерев горят —

В сухарнице, как мышь, копается анапест,

И золушка, спеша, меняет свой наряд.

(Б. Пастернак)

д) Но их одолевает ложь Чужих похолодевших лож.

(Б. Пастернак)

е) Он опыт из лепета лепит И лепет из опыта пьет.

(О. Мандельштам)

ж) Соломка звонкая, соломинка сухая,

Всю смерть ты выпила и сделалась нежней,

Сломалась милая соломка неживая,

Не Соломея, нет, соломинка скорей!

(О. Мандельштам) з)


з) Что же думать, как бы сладко нежил Тот покой и вечный гул томил,

Если б только никогда я не жил,

Никогда не пел и не любил.

(Н. Гумилев)



глава7. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ


  1. Как образуются слова

Задумывались ли вы о том, как образуются слова? Какие существуют для этого способы? Кто этим занимается?

В любом языке существуют слова, которые изначально называли какие-либо предметы или явления, они не образовались от каких-то других слов (например, «зима», «стол», «книга» и т. д.). Такие слова обычно запоминаются в детстве, и они становятся почти неотделимыми от тех предметов или явлений, которые они называют. Эти слова именуются непроизводными, так как они не произошли ни от каких других слов. Но вот появляются другие слова: «зимний», «зимовать», «зимовье»; «столовая», «настольный», «столоваться»; «книжный», «книголюб» и т. д. Мы видим, что эти слова образовались, произошли от тех, изначальных слов, которые лишь называют предметы или явления. Поэтому такие слова называются производными, их значение связано с тем, что обозначают непроизводные слова. Например, слово «зима» — непроизводное, а слово «зимний» — производное и обозначает то, что как-то связано с зимой (то есть со значением непроизводного слова): «зимняя одежда» (одежда, которую носят зимой), «зимняя погода» (погода, которая бывает зимой).

Как же образуются слова и можно ли самому образовывать новые слова от уже существующих в языке (то есть из непроизводных делать производные)? Этим часто занимаются маленькие дети. В книге К. И. Чуковского «От двух до пяти» собрано множество примеров такого детского творчества: «Послушай, папа, фантазительный рассказ: жила-была лошадь, ее звали лягавая... Но потом ее переназвали, потому что она никого не лягала». Дети пытаются сами образовывать слова, и у них получается это так: «людь» вместо «человек»; «вагонята» вместо «вагончики», «намакаронился» вместо «наелся макарон». Дети часто пытаются найти свой смысл во всех новых для них словах, опираясь на



7.7. Как образуются слова


131


уже знакомые и понятные им. В той же книге приводятся такие детские толкования значений слов: «наблюдение — то, что на блюде»; «начальная школа — это где начальники учатся?»; «почему ручей? Надо бы журчей. Ведь он не ручит, а журчит».

Чтобы образовывать слова правильно, необходимо знать, из чего они состоят и какие способы словообразования существуют в языке. Этим и занимаются такие разделы науки о языке, которые называются морфемика и словообразование.

Существуют специальные словообразовательные словари, в которых имеются сведения об образовании слов. В этих словарях отражены родственные связи однокоренных слов. Каждое слово в словаре окружено своей «родней», и показано место каждого однокоренного слова среди «близких и дальних родственников», от какого слова оно образовано и какие слова образованы от него. Все однокоренные слова вместе составляют «гнездо» или «семью».

Существуют также понятия «словообразовательная пара» и «словообразовательная цепь».

Словообразовательная пара — это два однокоренных слова, одно из которых образовано непосредственно от другого, например: даль — вдаль
.

Словообразовательная цепь — это ряд однокоренных слов, которые образованы друг от друга по цепочке, например: даль — дальний — дальнейший.

Родство слов, образующих гнездо, заключается в их смысловой общности. Внешним показателем смысловой общности родственных слов является корень. В больших «семьях» иногда бывает трудно определить, какое слово от какого образовано. Поэтому, чтобы облегчить их поиск, в словарях используются стрелки. Рассмотрим, например, слово «далекий»:

  1. далек-о — далеко-далеко

-> дал-ее

-> даль-ше -> по-далыие

  1. даль -> даль-н-ий -> дальн-ейш-ий

-> дальн-ость -> не-дальн-ий -> дальн-о-видение

-» дальн-о-вид-н-ый -> дальновидн-ость -> в-даль (нареч.)



132


1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   50


написать администратору сайта